Дети нового сознания и их роль в формировании Космического мышления

№ 43-2012-1 |

А.С. Разводовская _________

Современная наука и философия все чаще стали сталкиваться с вопросами, на которые они, в силу разных причин, не способны дать ответы. Большая часть этих вопросов связана с внутренним, духовным миром человека, со смыслом его существования, с его истинной природой и местом в мироздании. События, происходящие на Земле, заставляют людей все чаще задумываться об этом. За этой группой вопросов следует другая: так что же происходит с Землей в последнее столетие, а особенно в последние несколько десятков лет? Что происходит с культурой, формировавшейся тысячелетиями, а теперь оказавшейся на обочине общественного развития? И что происходит с самим человеком, с его душой, психикой, телом?

Наука на эти вопросы ответить не в силах, она подошла к пределу своих возможностей и ищет новые методы исследований. Но они не могут быть найдены среди методов эмпирической науки. Та эволюционная ступень, к которой подошли наша планета и человечество, живущее на ней, требует рассмотрения жизни во Вселенной во всей ее целостности, а не только в ее физической, видимой части, которой занималось подавляющее большинство ученых в последние столетия. Только изучение жизни Вселенной в единстве всех существующих форм материи (от самых плотных до самых тонких), в единстве духа и материи позволит науке выйти из тупика и сформировать новую научную парадигму, в основе которой будет новое Космическое мышление. Такое изучение возможно лишь на основе методов метанауки, которая предполагает новый уровень мышления ученого, отличающийся от традиционного.

Ученые традиционной школы называют метанаукой универсальную науку, претендующую на обоснование и изучение различных наук с опорой на особый, общий для них метаязык. Это определение неполное, верное лишь отчасти. Если смотреть на проблему более широко, то метанаука – это действительно универсальная наука, способная не только обосновывать и изучать различные науки, но также изучать саму реальность посредством общего метаязыка, созданного на основе целостного Космического мышления. Таким образом, предмет метанауки – реальность во всей ее целостности, во всех причинно-следственных связях, во взаимодействии духовных и материальных структур Вселенной, где духовные структуры всегда будут причинными по отношению к материальным. Именно поэтому главным инструментом метапознания выступает дух человека, а его интеллект, занимающий основное место в традиционной науке, отходит на второй план. Главными формами такого познания являются искусство, религия и философия, через которые дух человека проявляется наиболее полно и целостно, а методами познания – интуиция, озарение, вдохновение.

Не следует забывать о том, что наука и метанаука на протяжении всей истории своего существования были тесно связаны, переплетены между собой. Основная часть научных знаний пришла из пространства метанауки. В настоящее время наметилась тенденция к синтезу двух направлений научного познания, который способен превратить науку как таковую в более эффективный способ познания и привести к целостному восприятию мира. Часть современных исследователей уже подошла к использованию методов познания обоих направлений в их единстве.

Итак, новые методы исследований, способные дать ответ на актуальные вопросы современной жизни, открываются в пространстве метанауки, и для исследований в этой области необходимо выходить на новый уровень мышления, а именно – новое Космическое мышление.

Это мышление представляет собой закономерную эволюционную ступень в историческом развитии человеческого мышления, сформировавшуюся на основе предыдущих типов мышления – мифологического, религиозного и научного. Оговоримся сразу, что речь идет о философской типологии мышления, а не о психологической, которая наиболее распространена в современной науке. Философская типология наиболее целостно изложена в трудах выдающегося философа, основоположника современной школы рериховедения Л.В. Шапошниковой и в ряде положений пересекается с современной философской типологией познания человека.

Новое Космическое мышление делает качественно новый шаг к синтетическому восприятию жизни Вселенной. В отличие от предыдущего, научного типа мышления, которое воспринимало Вселенную фрагментарно, уделяя внимание лишь ее плотноматериальным структурам, Космическое мышление открывает для восприятия человека и тонкоматериальные структуры Космоса, к каковым относится и дух человека, и вся Иерархия Светлых Сил Вселенной, ведущая нас по пути эволюции. Именно это целостное мышление и будет определять дальнейшее развитие человечества.

Элементы Космического мышления мы встречаем в разных эпохах. Однако как целостное явление в культуре Космическое мышление стало формироваться в последние несколько десятков лет, хотя готовилось его появление значительно раньше. Главную роль в этом процессе сыграли гениальный мыслитель XIX века Е.П. Блаватская и плеяда выдающихся мыслителей и творцов русского Серебряного века, создавших своим творчеством необходимые предпосылки для развития Космического мышления, причем во всех важнейших сферах познания человека – в науке, искусстве, религии, философии. Среди них стоит особо отметить В.С. Соловьева, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского, Н.К. и Е.И. Рерихов, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева; А. Блока и А. Белого, А. Скрябина и С. Рахманинова; М. Врубеля, М.К. Чюрлёниса и многих других. В их удивительном творчестве выразилось все богатство, вся космичность человеческого духа, нашедшего свой путь постижения истинной Реальности в ее гармонии и Красоте. Они же наметили пути для будущего сотрудничества и сотворчества человека с ведущими его по восходящей спирали космической эволюции Светлыми Силами Вселенной.

В этом подготовленном пространстве и появился фундамент Космического мышления – Живая Этика, философское учение о космической эволюции человечества, рассматривающее человека не просто как часть Космоса, а как полноценный микрокосм, несущий в себе все его структуры. Живая Этика формировала новое духовно-энергетическое мировоззрение, представив совершенно новую картину мироздания как одухотворенной энергетической системы, существующей и развивающейся в процессе постоянного энергообмена между различными ее структурами. Живая Этика утверждает основополагающий принцип единства духа и материи и формирует новую систему познания, синтезирующую два существующих направления – научное и метанаучное.

Именно в этой философской системе мы находим ответы на вопросы о том, что происходит с планетой и с человеком в последние десятилетия и что будет происходить в ближайшем будущем. Согласно Живой Этике, в настоящее время человечество подошло к новой эволюционной ступени, которая ознаменуется формированием нового эволюционного вида человека – человека духовного, который будет обладать более тонкой и высокой энергетикой по сравнению с существующим. Переход в новую эпоху (и этого уже нельзя не замечать) закономерно сопровождается грандиозными изменениями на всех планах бытия человека и планеты. Начинает меняться весь энергетический облик Земли, ибо к ней приближаются новые космические энергии, никогда ранее нашей планеты не касавшиеся. В будущем человечество станет эпицентром, фокусом всего космического творчества нашей Вселенной. Столь грандиозные изменения не даются легко ни человеку, ни планете: они неизбежно влекут за собой природные катаклизмы, духовный кризис, необходимость переосмысления всемирного исторического процесса и изменения мировосприятия людей.

Так космическая эволюция творит свою новую ступень, целью которой является духовный человек-творец, сотрудник космических сил, выросший из творения в творца своей Вселенной, или, как пишет Л.В. Шапошникова, из объекта в субъект космической эволюции. Но человечество в своей массе сегодня пока не способно самостоятельно изменить свой уровень сознания, пробудить свой дух, трансмутировать в себе новые космические энергии и вступить в новую эпоху обновленным и преображенным.

Именно потому во все переломные эпохи на Земле появлялись вестники, которые вели людей за собой, указывали путь и ценою собственной жизни прокладывали дорогу к новому миру. Появились такие вестники и в наше судьбоносное время, но, в отличие от всех предыдущих эпох, родилось их на планете не двое и не трое, а значительно больше. Первые из них пришли в сороковых годах прошлого столетия, во второй половине века их уже были многие десятки, а сейчас – многие сотни. И важнейшей их особенностью стало то, что они приступали к исполнению своего предназначения, будучи еще младенцами: кто семи, кто пяти, а кто и трех лет от роду. Почему? Вероятнее всего, потому что в наше время эти вестники, вернее, отклик людей на их Весть является единственным шансом для спасения планеты и перехода человечества на новую эволюционную ступень. А значит, внимание к ним должно быть привлечено любыми способами, потому что у человечества осталось слишком мало времени, чтобы исправить допущенные ошибки, и нет еще нескольких десятилетий, чтобы дождаться, когда эти вестники станут взрослыми. А еще потому, что многие из них не доживают до зрелого возраста из-за ярого неприятия и уничтожения их современным обществом…

Когда это уникальное явление стало заметным, ему попытались дать название. В разных странах оно зазвучало по-разному: дети индиго, кристальные дети, дети Света, дети нового сознания. Последнее определение предложила Л.В. Шапошникова, которой принадлежит наиболее целостное и глубокое в настоящее время осмысление феномена этих детей[1]. По ее инициативе Международный Центр Рерихов провел две научно-общественные конференции, в 2000 и в 2006 годах, посвященные изучению детей нового сознания (конференция 2000 года стала первым в мире обращением научного сообщества к данной проблеме). А в конце 2009 года в структуре Объединенного научного центра проблем Космического мышления МЦР был создана группа «Дети нового сознания», основной задачей которой и стало изучение феномена этих детей, а также помощь им в реализации их духовно-творческого потенциала.

Кто же эти дети? С каких позиций стоит изучать их? И что они несут миру? Эти дети – первые представители нового эволюционного вида человека, принявшие на себя миссию стать локомотивом для основной массы людей. Они – проявление сознательного творчества разумных сил Вселенной, направляющих эволюцию человечества, проявление их сознательного импульса, без которого невозможны никакие эволюционные изменения.

Дети нового сознания – явление, имеющее решающее значение для перехода человечества на новую ступень космической эволюции. Они приносят на Землю новое сознание и новую энергетику, необходимые для формирования нового вида человека. То сознание и ту энергетику, возможности для появления которых готовились эволюцией на Земле на протяжении многих эпох. В связи с этим Л.В. Шапошникова пишет: «Если мы проследим духовную историю человечества в течение двух последних тысячелетий, то обнаружим важные подготовительные моменты, предшествующие явлению детей Света, или детей с новым сознанием. <…> Первый – это Преображение Христа на горе Фавор, второй – Огненный опыт Елены Ивановны Рерих. Оба эти события, или процесса, были связаны с творчеством Высших космических сил»[2].

О чем идет речь? Людмила Васильевна рассматривает эти события с позиций энергетического мировоззрения, содержащегося в философском учении Живой Этики. Согласно этому учению, любые процессы, происходящие во Вселенной, несут в себе энергию того или иного уровня. Уровень этой энергии и обусловливает эволюционное значение происходящего процесса. Наивысшей для нашей Вселенной энергией является энергия духовного Огня, импульсами которого творится вся космическая эволюция. И во всех судьбоносных для нашей планеты и человека явлениях присутствует эта энергия как ведущее начало.

Вернемся к тексту Л.В. Шапошниковой: «Процесс Преображения Христа происходил с помощью Высокой космической энергии, называющейся в Живой Этике энергией Огня, творчество которой на планете Земля обусловливает Новую эпоху и Нового человека. Преображение Христа показало человечеству, что космическая энергия Огня может существовать и действовать в земных условиях и определять формирование нового энергетического вида человечества. Почти через два тысячелетия после этого русская женщина Елена Ивановна Рерих прошла через тяжелый процесс, инициированный и проведенный Учителями. Этот процесс изменил ее энергетику, которую трансформировал в более высокий вид космической энергии – Огненный. Этим самым было не только закреплено явление космического Огня на Земле, но подготовлена почва для массового явления личностей, несущих в своей структуре новую космическую энергию, и соответственно, и новое сознание»[3].

Так был энергетически подготовлен приход детей Света, детей нового сознания. Следующей важнейшей предпосылкой их появления стало само философское учение Живой Этики, в создании которого принимала участие Е.И. Рерих. Оно говорит о приходе детей на нашу планету, объясняет суть нового сознания и новой энергетики, которые они несут, и суть нового эволюционного этапа, на который должно перейти человечество вслед за ними. Живая Этика содержит методологию исследования феномена этих детей, на которую мы и опираемся в работе с ними. Основа этой методологии – новое Космическое мышление, с позиций которого только и можно подходить к детям нового сознания, – мышление, с которым они пришли в этот мир и которое выражают в формах земной Красоты и гармонии. Иногда они выражают его и в обычной жизни – в их высказываниях, размышлениях неожиданно звучат идеи и понятия Живой Этики, с которой большинство из них еще не успело познакомиться. Однако самое яркое выражение Космическое мышление находит в творчестве детей. Вот несколько иллюстраций.

На серебряном блюде лужи
Ломоть Неба.
Больно наступить.

Это строки пятилетнего мальчика в стиле хайку. А вот его же стихотворение, написанное в десять лет:

Ведь жертвы приносить так нелегко,
И не хватает слез, чтобы умыться ими,
Но за мою любовь меня так ненавидят,
Бросая камни мне в лицо,
А я за них молюсь.

А вот – в двенадцать:

И вся история – лишь войн чередованье.
Устали губы звать на помощь.
Невежество смеется, показав оскал
Поступков подлых, объявив войну очередную,
Пытаясь Свет Разума затмить.
Кривые зеркала сомненья и неверья
                                      спешат на помощь,
Прямое делая малюсеньким и угловатым.
А Мы в руках уставших сжимаем
                                       крепче Правды Меч.
И сонмы ангелов и белых голубей нам в помощь.
Мы – Миротворцев брошенный на Землю
                                       космический десант.
Мы – Чудотворцев молодых полки.

Теперь приведу строки другого, четырнадцатилетнего, мальчика:

«Наедине с миром мы говорим странные вещи. Порою грустные, порою забавные, но всегда необычные и… искренние. Не правда ли? Когда вы находитесь на ладони огромного живого существа, звёздной души, на ладони мира, все поверхностное и грубое невольно отступает, и остается только то неопалимое, что связывает вас с этим многоликим и родным, отцом, братом, матерью – миром. И в тишине вы буквально слышите (представляете?), точь-в-точь слышите, как внутри вас (не глубоко, нет-нет, где-то на уровне солнечного сплетения), как в хрустальном сосуде, бьёт звонкий родник или пылает крохотное пламя. И тогда та самая хрустальная оболочка исчезает вовсе, и уже ничто не разделяет, ничто не мешает взглянуть в глаза этому грандиозному существу, взглянуть в самую глубину. И ощущение “наедине с миром” становится ощущением “наедине с собой”. И уже, всматриваясь в самого себя, понимаешь, что слово “наедине” слишком длинно, слишком неподходяще в этом случае. И вдыхая мир как собственную сущность, понимаешь самое главное. И огромные, богатые зеленью кроны деревьев шумят в тебе, а ты сам находишься в глубине листвы. Слово “наедине” слишком длинно. Приставка ни к чему…»

Еще несколько слов об особенностях детей нового сознания. Являясь носителями Космического мышления и новой энергетики, они всей своей жизнью и творчеством показывают нам ограниченность традиционного мышления и зовут нас выйти за пределы узкоматериалистических представлений, увидеть мир и человека во всей их космичности и целостности. Они подтверждают существование космических законов, изложенных в философской системе Живой Этики, – законов, по которым живет и развивается Вселенная. На примере этих детей мы видим проявление основополагающего закона двойственности – взаимодействия духа и материи, закона эволюции и инволюции, закона высшего импульса, ведущего за собой низшие формы жизни, и многих других законов, о которых подробно рассказывает Живая Этика. Новые дети как будто рождаются с космическим мироощущением, а по сути – несут в своем сердце понимание законов космической эволюции и своего места в ней.

Но, к сожалению, на их примере мы видим проявление и других законов – связанных с нашей косной материей. Думаю, ни у кого не вызовет сомнений то, что почти все они – белые вороны для большинства окружающих людей. Вернее – белоснежные. Все они могут стать великими художниками, учеными, музыкантами, философами, духовными подвижниками. Но только в том случае, если сумеют выжить и сохранить огонь своего творчества среди враждебного непонимания, равнодушия и жестокости. Ведь они – не такие, как все! А это для косной материи нашего мира – очень тревожный знак, вызывающий раздражение и порой агрессию. И потому они нуждаются в помощи, защите и спасении. Предупреждения об этом мы находим в Живой Этике. Если мы не спасем их, они не спасут мир, и тогда у мира не будет будущего. Погружение детей нового сознания в материю плотного мира, их «оземление» – это тема еще одного важного и сложного разговора.

В рамках данной статьи хочу еще коротко сказать о важнейших качествах новых детей. В Живой Этике мы читаем о том, что наступающая эпоха будет эпохой развития сердца, которое является средоточием духовной жизни человека и вместилищем его сознания. Развитое сердце превращается в универсальный инструмент познания, использующий методы метанауки. Интеллектуальное познание отходит на второй план, не прекращая при этом выполнения своих функций. Именно это и демонстрируют нам дети нового сознания. Первое, что мы замечаем при встрече с ними, – это их особая сердечность, мудрость и высокая нравственность. Именно сердце, а не интеллект является для них главным инструментом познания, и при этом они легко приходят к синтезу первого и второго.

Рассматривая этот процесс с позиции энергетического мировоззрения, мы говорим о том, что ребенок нового сознания выступает носителем высокой энергетики, призванной утончать и преобразовывать грубую материю и вывести человечество на новый эволюционный уровень. Сердце является средоточием этой энергии и центром энергетического обмена с Космосом, в котором непрерывно пребывает не только ребенок нового сознания, но и каждый человек на Земле. Сердце же ребенка нового сознания находится во взаимодействии с высшими, огненными энергиями, благодаря чему он и несет их в мир. Однако для того, чтобы эти энергии выполняли свою эволюционную миссию, им необходима соответствующая форма для воплощения на Земле. Такой формой выступает Культура. Именно она является сердцем всей человеческой эволюции и пространством проявления детей нового сознания. С самых ранних лет они проявляют себя в самых разных сферах творчества, насыщая огнем своего сердца формы земной Красоты – картины, поэмы, симфонии, научные открытия, философские идеи, – тем самым делая их бесценными сокровищами Культуры.

Их огонь зажигает сердца других людей – тех, кто откликается на зов эволюции и готов помогать ее вестникам прокладывать дорогу в новый мир. Энергия Красоты, живущая в творениях детей, как и в великих творениях прежних эпох, играет важнейшую роль в эволюции человека, изменяя уровень его энергетики, изменяя его мышление через соприкосновение с иными мирами, с Иерархией Светлых Сил Вселенной.

В оформлении статьи использованы работы Нади Рушевой и Олега Высоцкого


PDF журнала № 43 – 2012 г.
А.С. Разводовская. Дети нового сознания и их роль в формировании Космического мышления

[1] См.: Шапошникова Л.В. Огненное творчество космической эволюции // Дети нового сознания: Материалы междунар. научно-обществ. конф. 2006. М.: МЦР, 2007.

[2] Там же. С. 43.

[3] См.: Шапошникова Л.В. Огненное творчество космической эволюции // Дети нового сознания: Материалы Междунар. научно-обществ. конф. 2006. М.: МЦР, 2007. С. 43–44.

Spread the love

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *