№ 45-2012-3 |
И.Ю. Дьяченко ________
Литературные очерки Н.К. Рериха 1920–1940-х годов как источник познания космической реальности ________
Литературное наследие Н.К. Рериха включает цикл стихотворений, повесть, пьесу и более тысячи очерков. Они были опубликованы в сборниках «Пути Благословения», «Держава Света», «Твердыня Пламенная», «Врата в Будущее» и других, вышедших в 1920–1940-е годы в Риге, Берлине, Харбине, Нью-Йорке, Аллахабаде. Многие очерки впервые увидели свет в 1990-х годах в трехтомнике «Листы дневника», изданном Международным Центром Рерихов в Москве.
Отличительной особенностью очерка как такового является описание реального явления, события, факта – это своего рода набросок с натуры. Очерк становится художественным произведением, если автор не просто достоверно описывает происходящее, но вкладывает в него ведущую идею, которая возвышает человеческое сознание, одухотворяет жизнь человека, наполняет ее высшим смыслом. В этом случае очерк будет заключать в себе нравственную, преобразующую и организующую силу. Это характерно для Рериха. Каждый свой «набросок» он умел осмыслить в общей мозаике жизни, в неразрывной связи единичного с многомерным бытием, в динамике разнообразных жизненных процессов и выразить живым, ярким, образным языком.
Очерки Н.К. Рериха создавались в разное время, по разным поводам и в разных обстоятельствах. Многие из них были связаны с его культурной работой в других странах, деятельностью художественных и образовательных учреждений, с продвижением идей Пакта Рериха и Знамени Мира. Мы встречаем в них анализ происходящих в мире событий, размышления о судьбах человечества в прошлом, настоящем и будущем. Рерих писал о достижениях медицины, об археологических раскопках, развитии научного познания и в то же время – о еще не познанных явлениях, об особенностях человеческой природы, об искусстве, да практически обо всем. И каких бы вопросов он ни касался, главной всегда оставалась тема духовного, нравственного совершенствования человека. Обладая глубокими знаниями и уникальной способностью к синтезу, Н.К. Рерих, по сути, формировал в своих очерках единую систему познания, где органично присутствовали не только интересные для науки явления и факты, но и методы их постижения (логика мышления, сердечное чувствование, интуитивное прозрение, широта сознания и др.), а также методология исследования. Обращаясь к повседневным нуждам человека на земле, Рерих соотносил его жизнь и деяния с космическими процессами. События, явления, понятия, судьбы людей, их чаяния, стремления были рассмотрены автором с точки зрения эволюции человека, планеты и космоса в их тесной взаимосвязи.
В конце XIX – начале ХХ века складывалась новая система познания и новая картина мира, зарождалось новое направление в развитии философской, художественной и научной мысли, позднее получившее название «русский космизм». В 1920-е годы начала выходить в свет серия книг с общим названием «Живая Этика», где освещались проблемы космической эволюции, роль в ней человека, его культуры. К созданию этих книг и их изданию были причастны Е.И. Рерих, Н.К. Рерих и их Учителя. Идеи Живой Этики находили свое воплощение в картинах, научной работе, общественной деятельности Н.К. Рериха и, конечно, в очерках. Впервые они были проанализированы Л.В. Шапошниковой в статьях «Чаша Грааля космической эволюции», «Послание грядущей эволюции», «Эпоха энергетического мировоззрения», «Магический мост синтеза», «Неугасимый свет тернового венца», «Врата в будущее» и других, где автор обратила внимание на Живую Этику как мировоззренческую основу очерков. «Очерки Рериха, – отмечает она, – в целом представляют собой уникальное явление. Они синтетичны в своей изначальной сути и соединяют в себе философию и науку, литературу и широчайший объем знаний духовно-исторических и культурных… Его очерки, с моей точки зрения, представляют ту новую литературу, где ощущается дыхание будущей эволюционной эпохи, будущих новых средств выражения и будущей эстетики. Он много писал о синтезе как одном из важнейших направлений современного эволюционного процесса. Он сумел воплотить этот синтез в своих литературных произведениях, где гармонично сочетаются Красота, Знание и Мысль. Это и позволяет нам считать литературное наследие Рериха одним из ярчайших явлений мировой культуры»[1].
В изучении данной темы огромное значение приобретает труд самой Л.В. Шапошниковой «Философия Космической реальности», где раскрываются особенности общей методологии системы познания Живой Этики, основанной на синтезе научных и культурно-духовных достижений Запада и Востока, а также идеях русского космизма. В сокровищнице его мысли мы находим такие понятия, как «научная реальность космоса» В.И. Вернадского, «вечная действительность» Н.А. Бердяева, «высшая реальность» П.А. Флоренского. Понятие Космической реальности, встречающееся в Живой Этике, синтезирует эти представления. Оно не используется современной наукой, где под словом «реальность», как правило, подразумевают то, что видят, т.е. очевидность, что далеко не одно и то же. Живая Этика говорит: «Реальность – не очевидность. Очевидность по всем признакам не отвечает действительности… Пытливый ум не считается с условной очевидностью. Ему нужна действительность в оправе космических законов»[2].Так понятие Космической реальности связывается с беспредельной работой космоса[3], бесконечным движением, изменением и развитием всех форм бытия, т.е. с понятием космической эволюции. Рассматривая очерки Н.К. Рериха как источник познания Космической реальности, необходимо понять, что процесс этого познания беспределен. Как можно познать ту реальность, которая есть не только земное бытие, но и инобытие? В каком масштабе и глубине? Для человека это – путь в Беспредельность, и здесь всегда будет оставаться элемент «несказуемого», о котором говорил когда-то Рериху А.А. Блок[4], ведь для такого процесса познания требуются иные аппарат и система познания, необходимо формирование качественно иного мировоззрения, которое и подскажет соизмеримость выражения «несказуемого». Космическая реальность – это целостная энергетическая система, состоящая из различных структур, включая человека[5]. Она предстает во всех измерениях, состояниях, планах, формах и вне форм, проявленных и не проявленных, познанных и не познанных, непрерывно взаимодействующих между собой в грандиозном энергетическом обмене. Этот обмен является движущей силой космической эволюции. В его основе лежит дух как сила природы и энергия, пронизывающая все сущее.
Будучи единым с космосом, человек может объединить в сознании все аспекты бытия благодаря присутствию во всем, в каждом элементе мироздания всеначальной энергии, или духа. Проблема духа как такового, духовности и духовной жизни прошла через всю мировую философскую мысль и отразила искания многих поколений выдающихся мыслителей (Платон, Эпиктет, Плотин, Н. Кузанский, Григорий Богослов, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, В. Дильтей и др.). В гносеологическом плане наработки этих авторов дают возможность проследить развитие познания духа на протяжении веков. Труды Е.П. Блаватской, Н.К. Рериха, Е.И. Рерих позволяют подняться на новую ступень в изучении этого вопроса, поскольку здесь дух и материя выступают как два аспекта одной реальности, познать которые можно лишь в их синтезе. Опираясь на древние источники, Н.К. Рерих в очерках «Адамант», «Здоровье духа», «Corason», «Чандогия Упанишады» и других приводит фрагменты, из которых можно узнать о свойствах духа: «Дух, который в сердце моем, меньше зерна риса, меньше зерна ячменного, меньше зерна горчичного, меньше малейшего проса. Тот же дух, который в сердце моем, больше всей земли, больше пространства, больше небес, больше всех миров!»[6] И еще: «Оружие не рассекает его. Огонь не палит его. Вода его не мочит. Ветер его не сушит. Ибо нельзя ни рассечь, ни высушить его: постоянный, всепроникающий, устойчивый, незыблемый, извечный он»[7]. Такая многомерность, всепроникаемость, неуязвимость духа дает новые подходы к пониманию самого человека. Если дух в нем активен, т.е. находится в процессе энергообменов, то он наделяет человека творческой силой, познавательной и преобразующей. Дух расширяет границы физических возможностей человека, он организует его материю, но не наоборот. «Вспомним, – писал Рерих, – как часто, трудясь, мы забывали о пище, не замечали ветра и холода и зноя. Устремленный дух окутывал нас непроницаемым покровом»[8]. Таким образом, дух – это материя более высокого качества организации, которой свойственна устремленность к Высшему началу бытия, связь с ним.
Н.К. Рерих отмечал такую важную особенность человеческого духа, как его способность к распознаванию добра и зла. Другими словами, если человек живет духом, он способен почувствовать и понять истину, в противном случае – нет. Поскольку дух связан с истиной, то этим он возвышает материю, без него она перестает развиваться и даже существовать. Есть и такая особенность: в зависимости от духовных накоплений человека, уровня мышления и сознания его физическое излучение имеет разный цвет. Это наиболее ярко отразилось в искусстве, особенно в иконописи. «Художники христианского иконописания, – писал Рерих, – так же, как и буддийские мастера, изображали световые излучения с великим знанием. Вглядитесь и сопоставьте эти изображения, и вы найдете наглядное изображение и изложение кристаллизации света»[9]. Этот свет – явление Мира Высшего. Рассмотренные качества духа были испокон веков известны разным народам, и это знание запечатлелось в сказаниях, эпосах, преданиях. Н.К. Рерих призывал внимательно отнестись ко всему, что возвышает дух, поскольку знание о нем дает возможность проникнуть мыслью в творческую лабораторию космоса, познать его законы, ощутить пространство метаистории. В этой лаборатории присутствуют явления других измерений и миры более высокого состояния материи, влияющие на мировой эволюционный процесс[10], формирующие его метаисторическую основу. О мирах высокого состояния материи и иного измерения говорится в таких очерках Н.К. Рериха, как «Бог», «Письмена Азии», «Шамбала Сияющая», «Познавание Прекрасного», «Женщинам» и др. В них понятие Высших Миров синтезируется на том Высшем аспекте бытия, которое на протяжении тысячелетий утверждало человеческое сознание, делало реальным видимое и невидимое, ощутимое только сердцем. Это и есть «несказуемое», не выражаемое земным языком, направляющее «ко Всевышнему, к Дыханию всех Дыханий, к Атману всего Сущего»[11], «Богу Всевышнему»[12], к которому «все народы на всех языках приносят свое сокровенное и непреложное устремление»[13].
Восприятие исторического процесса как единого в сложной взаимосвязи миров позволяет выявить истинные причины происходящих событий. Такой подход отвечает характеру и особенностям новой системы познания, основа которой заложена в Живой Этике: «Связь между мирами должна занять мысли человечества. Как же иначе объяснить некоторые невидимые процессы, которые насыщают жизнь? Можно проникнуться тем знанием, лишь когда дух примет в сердце явления невидимого мира. …Каждое земное проявление имеет за собою невидимую причину, которая и является потенциальной силой»[14].В очерках «Обитель Света», «Видения», «Оттуда» и других Н.К. Рерих обращает внимание на многие факты проявлений Тонкого и Огненного Миров: вот в маленьком норвежском городке на небе возникла светоносная фигура Христа, благословляющего город; в греческой деревушке наблюдали гигантскую фигуру воина в полном вооружении, поднимавшегося в голубом свете над горизонтом; в других местах видели огненные кресты, огненного ангела на столбах света, огненного всадника, чашу и многое другое. «При землетрясении в Италии, – писал Рерих, – видели все небо в языках пламени. Над Англией видели огненный крест. Суеверие ли только? Или просто кто-то увидал то, что часто не замечали?»[15] В очерке «Свет Неугасимый» он упоминал о многократных видениях К. Минину и другим русским людям Преподобного Сергия, наставлявшего их к спасению родины в годы польско-литовского нашествия. Подобные видения случались и в годы Великой Отечественной войны, что требует своего глубокого исследования, поскольку раскрывает особенности и характер метаисторического процесса. Ценность размышлений Н.К. Рериха состоит в том, что он указал на фактическую массовость подобных явлений, свидетельствующих о взаимопроникновении миров, и на «особо тонкие условия, неуловимые пока человеческим мышлением»[16], которые способствуют их выявлению.
Из трудов Л.В. Шапошниковой известно, что информация, получаемая человеком в результате энергетического обмена с более высокими мирами, по своему эволюционному значению важнее, чем та, которая добывается средствами эмпирической науки. Важнее потому, что она метаисторична, т.е. складывается, как писал Рерих, «помимо историков»[17]. Эта информация не может быть объяснена земной логикой, но она может быть воспринята сердцем человека. Оно создает особое пространство познания, связуя земное с небесным, в его природе – та чистота, которая является одним из важных условий восприятия действительности. «Сердце, – писал Рерих, – это <…> престол Всевышнего»[18]. Так, познавание Космической реальности невозможно без развития сердца. Именно оно первым помогает воспринять импульс космической эволюции благодаря своей энергетике и вместе с интеллектом выразить его. Живая Этика утверждает сердце носителем внутреннего Огня, природа которого требует своего изучения. «Это прекрасный и мощный Огонь, который очищает все окружающее пространство. Мысль созидающая питается этим Огнем… Помощь ближнему истекает из того же источника»[19]. От этого огня сердце приобретает все свои наилучшие качества, которые и помогают человеку эволюционировать. В очерках «Неисчерпаемость», «Прекрасное», «Огнь претворяющий» и других Н.К. Рерих говорит о необходимости утончения сердца, его открытом, чистом состоянии, поскольку в таком состоянии оно способно трансмутировать (преобразовывать) огонь и в этом процессе познавать истину. Но как начать утончать сердце? С дружелюбия, отвечал Рерих. «Путь дружелюбия, – писал он, – восходит великой спиралью до самых вышних обителей»[20]. В очерке «Твердыня Пламенная» он отметил неисследованное свойство сердца испытывать тоску по Высшему, по «космической правде». Оно, как писал Рерих, «тоскует по Храму Прекрасному, по Иерусалиму Небесному, по Светлому Китежу и по всем горним Обителям Духа»[21]. Природа этой тоски космична, и ее распознавание входит в методологию новой системы познания Космической реальности. Входит потому, что подобное ощущение помогает человеку осознавать свою природную связь с Высшим, понять истинную религиозность. Н.К. Рерих приводит целые фразы из Добротолюбия, где говорится о вековом опыте русских подвижников, знавших, как надо организовывать свое сердце, чтобы оно училось внимать Высшему, просвещаться «в делании духовном»[22].
Говоря о сердце, надлежит не разобщать его с явлением ума[23], поскольку одно без другого не позволит человеку сформировать синтез познания. В этом огромную роль играет сознание, его способность к расширению, которое надо понимать не просто как механическое накопление сведений, а как «расширение миросозерцания и устремление к наивысшему»[24]. Расширение сознания до уровня космического сознания происходит под влиянием знания, но не только добытого эмпирическим путем. В этом процессе важным будет знание сердца, т.е. духовное знание, которое будет питать сознание. Чем чище и выше атмосфера жизни сердца, тем более полно и адекватно воспринимает и выражает идущую через него информацию из Высших миров человеческое сознание. Усвоение новой модели мироздания требует не только расширения сознания, но и утончения его. В очерке «Бог» Н.К. Рерих отметил уникальные особенности этой энергетической жизни сердца, его способность воспринимать тончайшие энергии, питающие сознание высшим знанием. Он писал: «Понятие Бога, бесчисленное количество его высочайших свойств, конечно, несказуемо ограниченным словарем земным, но сердце, на своем неограниченном языке, знает эту высшую беспредельную мудрость, огни которой сверкают в Лотосе Сознания»[25].«Несказуемое» осталось, оно не выражено, но художник смог создать образ «сверкающих огней» знания, которые воспринимаются лишь чистым, незамутненным сознанием.
Познать Космическую реальность помогает мысль. Очерки «Обитель Света», «Творящая мысль», «Одеяние духа», «Культура», «Прекрасное», «Сожжение тьмы» и другие дают представление о том, что мысль, порождая слово и действие, более значительна по сравнению с ними. Побуждая человека к поступку, она этим выявляет огромную силу, определяет в итоге всю жизнь человека. Как энергия, она подчиняется всем физическим законам и обладает разнообразными свойствами: может быть магнитом, притягивая сходную мысль, может наслаиваться в пространстве и на предметы, даже изменять вес человека. Опыт индийского ученого Д. Боше по воздействию мысли человека на растения, описанный Н.К. Рерихом в очерке «Следы мысли», показывает ее реальную силу и возможности. Ученый впрыскивал растению яд и отмечал его «пульс». Мысль добрая присутствующего человека ограждала растение от действия яда. Так мысль о высоком несет помощь ближнему, укрепляет сердце и пославшего и принимающего. Творческая мысль, аккумулируя высокие энергии, идущие из Высших миров, питает ими все существо человека, даже продлевает его жизнь. Мысль может дать душевное отдохновение и здоровье или, ослабив человека, принести ему болезнь. Мысль о красоте обладает мощным созидательным потенциалом и способна сделать человека счастливым, т.е. в полноте бытия открыть ему радость постижения прекрасного. «Если вас наполнила высшая форма мысли, то вы вступаете в сотрудничество с Высшим Сознанием»[26], – писал Н.К. Рерих, подчеркивая, что именно высокая мысль, а не всякая, соединяет человека с одухотворенным космосом и помогает вступить в сотрудничество с ним.
Объединенная благая мысль обладает великой силой, потому что благо не разрушает, а созидает. Мысль практически неразрушима и напоминает об ответственности человека не только перед миром, но и перед эволюцией. В 1939 году в одном из очерков Н.К. Рерих упоминал, что в ряде университетов уже начали изучать мысль и мозговую деятельность, тем самым признавая, какою мощной энергией обладает человечество. Исследования ученых А. Мьюль, Дж. Райна, У. Макдугалла и др.[27] свидетельствовали, что высокая мысль повышала духовное напряжение, передавалась на ближние и дальние расстояния. Все результаты фиксировались, и участвовали в этом опыте самые обычные люди: студенты вышеназванных профессоров. Сегодня подобные исследования, позволяющие увидеть воздействие мысли (в частности, основанные на методе Кирлиан, визуализирующем энергетические процессы), проводятся рядом ученых и в нашей стране.
В мироздании все находится в движении, и тончайшие энергии, наполняющие пространство, имеют множество граней выявления: огненная, сердечная, тонкая, психическая и другие (очерк «Границы Шамбалы»). Очерки Рериха помогают осознать богатейший энергетический потенциал человека, возможности его психической энергии. Заложенная во всей природе, она особенно выражена в человеке. Об этой энергии упоминал Плотин в «Эннеадах», а А. Крёбер (американский антрополог ХХ в.) связал ее с культурой человека. Он допустил существование некоей «культурной энергии» как внутреннего импульса, направляющего людей, что близко пониманию психической энергии. Накапливается психическая энергия от чистых, возвышенных мыслей, от созидательных действий, направленных ко благу. Убывает – от раздражения, уныния, сомнения, других негативных эмоций человека. С ее помощью можно преодолеть губительные болезни, ведь подавленность психической энергии, как отмечал Н.К. Рерих, ведет к заболеванию. С другой стороны, человек сам допускает эту подавленность, когда говорит о своих трудностях и неудачах окружающим, допускает сомнение, разочарование, отчаяние. Так люди, по убеждению Рериха, буквально «опутывают себя целою паутиною»[28], которая ведет их к духовной немощи. Если психическая энергия осознана, то она неисчерпаема и целительна (очерк «Неисчерпаемость»).
Жизнь человека – это непрерывный энергообмен: с себе подобными (горизонтальный); с солнцем, планетами, созвездиями (вертикальный); с мирами иных измерений и иного состояния материи (глубинный). И во всех этих взаимодействиях важна психическая энергия человека. Н.К. Рерих приводил примеры воздействия психической энергии человека на окружающее: «Почему <…> каждая машина устает в одних руках быстрее, нежели в иных? Каждый опытный инженер замечал это. Почему усталость коня зависит от всадника? И рука сокращает жизнь букета цветов. Ходим вокруг психической энергии»[29]. Из всего этого следует, что надо учиться организовывать и целесообразно применять эту энергию, без которой ни человек, ни природа развиваться не могут. Если психической энергии не дать полноты выявления, то рано или поздно она «восстает мятежом»[30], и проявляется этот «мятеж» по-разному: в масштабах человеческой судьбы, судеб народа и целой страны. История полна таких примеров. Н.К. Рерих призывал к всестороннему изучению психической энергии как основания эволюции человека.
В познании человеком Космической реальности огромную роль должна сыграть наука. История науки – это не только история человеческого таланта, усилий и труда, но это и отражение процесса расширения сознания, которое развивается в ходе энергоинформационного обмена на всех уровнях космоса. В очерках Н.К. Рериха «Бесстрашие», «Борьба с невежеством», «Внимательность», «Знак эры» и других приводятся факты изучения стихий, энергий, присутствующих в мироздании, но при этом закономерно выступает проблема знания: какое знание нам нужно? В какой мере его открывать человечеству? По мнению Рериха, знание должно быть безграничным, поскольку безгранична сама жизнь. «Мы должны, – писал он, – почитать науку как истинное знание, без предпосылок, ханжества, суеверия, но с уважением и мужеством… Мы должны брать факты так, как они есть, без эгоистического перетолкования»[31].Таким образом, наука, если она хочет быть обновленной, должна быть поистине бесстрашной. Бесстрашной в открытии новых знаний и бесстрашной в борьбе с невежеством. Представитель новой науки должен быть открыт всему полезному, и тем более тому, что уже засвидетельствовано веками.
Одним из важных аспектов очерков Н.К. Рериха является представление о Космических Законах. Они действуют на всех уровнях бытия и являются универсальными, поскольку затрагивают физическую жизнь человека, действуют в сфере духа и нравственности, складывая судьбу человека, народа, мира в целом. Рассмотрим их подробнее.
Закон двойственности. Выражается в том, что каждое явление несет в себе два начала: дух и материю, мир высший и мир низший, проявленное и непроявленное, божественное и человеческое и т.д. В очерках «Риши», «Здоровье», «Майтрейя», «Держава Света» и других Н.К. Рерих сформулировал представление о двойственной природе человека, показав дух как высшее начало, способствующее эволюции материи человеческого бытия, самоорганизации этой материи. «Жить в духе – значит сиять и благотворить, и постигать, жить в плоти – значит затемнять и осуждать, и невежествовать, и удлинять путь. Но не следует забывать, что, удлиняя наш путь, мы затрудняем и путь близких»[32]. В данном отрывке раскрывается зависимость и взаимодействие мира Тонкого и мира плотного, что дает возможность расширить пространство познания человеческого бытия, понять и осмыслить то, что происходит в человеке, а вместе с тем и в окружающем мире. Присутствие духа в материи создает энергетический потенциал (одухотворение материи), который влияет на процесс творчества человека и творчество самой космической эволюции. Без этого энергетического потенциала невозможно понять сам феномен творчества и его нравственное влияние на человека.
Двойственность реализуется там, где взаимодействует земное и небесное. Согласно Закону двойственности, у человека два источника познания – земной и надземный, что формирует двойственную природу познания. У Н.К. Рериха эта тема затронута в очерках «Бог», «Град Светлый», «Дары Небесные», «Священные Ашрамы» и др. Известно, что земной источник связан с наукой, ограниченной особенностями эксперимента, надземный источник связан с вненаучными способами познания (интуицией, свидетельством, озарением, сердечным чувствованием и другими тонкими ощущениями), позволяющими получать информацию из миров иных состояний и измерений материи. Познание не может быть полноценным, если придается значение только одному из двух аспектов. Наглядным примером феномена двойственности в познании является древняя мифология, в которой культурные герои, представляющие для людей мир богов («космический» аспект), обучали их наукам и ремеслам, организации социальной, культурной и духовной жизни, нравственным законам («человеческий» аспект). Н.К. Рерих умел за легендой и мифом видеть реальность, которая подтверждалась научными открытиями. «За последнее время, – писал он, – признали историческое значение легенд и мифов. Немало ценных археологических открытий сделано на основе изучения легенд»[33]. Он приводил пример, как один ученый пытался доказать, что Будда есть миф, но археологи нашли в Непале урну с частью золы и костей Учителя. Также кто-то пытался утверждать, что не было Христа, но в Сирии была найдена плита с вырезанным на ней эдиктом правительства о преследовании Иисуса. Н.К. Рерих дал представление о двойственной природе сущего (очерки «Град Светлый», «Жданные сроки», «Шамбала» и др.). Н.К. Рерих писал о реальности, отраженной в легендах о Священной Земле, находящейся в Гималаях, откуда к человечеству пришло учение о новой эре справедливости и добра. Реальность этого места подтверждали Рериху высокие ламы, которые ходили туда и на своем пути видели обычные физические предметы.
Закон энергоинформационного обмена. Согласно ему энергия человеческого духа есть одна из главных движущих сил космической эволюции человечества. Эта энергия определяет процессы энергообмена. Уровень развития данной энергии определяет качество энергообмена, отчего он становится, условно говоря, либо позитивным, либо негативным. Процесс эволюции сложен и включает в себя все виды энергообменов, которые взаимопроникают друг в друга. Как происходят эволюционные сдвиги? В тесном взаимодействии негативного и позитивного энергообменов, их влиянии друг на друга в человеческом сознании, энергетическом противостоянии, в результате которого утверждается позитивный и создается новая ступень. В очерках «Семь Святых», «Гималаи», «Великое наследие», «Право входа» и других Н.К. Рерих приводит примеры разнообразных энергообменов, которые происходят на разных уровнях: плотном, тонком и др. Анализируя миграции народов в прошлом и настоящем, вопросы творчества и задачи искусства, соприкосновение человеческого сознания с необычными явлениями, он показал в каждом из энергообменов роль человеческого духа, претворяющего накопленную энергию в знаки культуры. Он дал возможность проследить, как она накапливается и обретает свое качество. Например, о времени Первой мировой войны он писал: «С 1914 года человечество пришло в космическое беспокойство. Пока одна часть людей занялась плохо объяснимой стрельбой, другая инстинктивно задвигалась… Все поднялось. Все поехало… Уже девять лет бродит человечество. Толкается из угла в угол. Произнесло весь словарь добра и поношения… Но среди судорог, среди опасных взлетов за поисками чудесного края начинают расти крылья. И мысли начинают клубиться выше, и сквозь дым мечтаний начинают светить возможности действительных достижений»[34]. В данном описании событий раскрываются причины энергообмена, его механизм (в данном случае: агрессия), движущие силы, а также процесс перехода количественных накоплений энергии в качественные. Показано, как духовное напряжение вызывает изменение сознания (среди судорог все-таки растут крылья). В этом изменении проявляется ритм космической эволюции. Космические энергии, воспринимаемые человеком естественным образом, сознанием и сердцем, чтобы не быть разрушительными, должны быть организованы. Это напрямую связано с развитием культуры, искусства, знания, творчества и ведет к совершенствованию человека.
Говоря о позитивном горизонтальном энергообмене, происходящем на планете, надо отметить роль в нем самого Н.К. Рериха (в 1930–1940-е годы), признанного современниками выдающимся организатором культурного строительства в мировом масштабе, в основе которого был Пакт Рериха в защиту культурного наследия. Продвижение Пакта есть пример позитивного энергообмена, поскольку под руководством Н.К. Рериха мировая общественность добилась подписания Пакта двумя десятками государств и его признания представителями прогрессивного человечества, что позволило утвердить новую эволюционную ступень. Главную роль в этом энергообмене играла культура. В своих очерках Н.К. Рерих дал программу развития культурного строительства, раскрыл духовный смысл и созидательный пафос культуры, утвердил ее основанием эволюции человека. На примере Пакта можно изучать и вертикальный, и глубинный энергообмены, поскольку сама идея Пакта была связана с тем импульсом космической эволюции, который открыл миру Живую Этику и новое понимание культуры.
Закон учительства. Согласно ему, космическая эволюция человечества осуществляется по принципу отношений «учитель – ученик», где каждый учитель также является учеником. В методологии Живой Этики это есть космический принцип обучения и познания, без которого невозможно какое-либо продвижение человечества. В очерках «Он», «Священные основы», «Корни культуры», «Прекрасное», «Гуру – Учитель» и других Н.К. Рерих утвердил концепцию учительства и показал, что учительство не есть рабство или подавление личности, но возвышенное, благородное понимание Иерархии (Иерархии знания), в котором «создается искусство мышления, творится радость о предметах высших»[35]. Для подобного понимания, считал Рерих, необходимо осознание себя звеном беспредельной цепи, «от несведущего до всезнающего», а также чувство сотрудничества во имя эволюции. Так, образ «звена» выражает космический закон. В древней мудрости Востока, отмечал Н.К. Рерих, если человек утверждает сказанное им лишь от себя, то он есть мертвое дерево, не имеющее корней. Данное положение подтверждает, что космический закон учительства имеет природную основу. «Дерево без корней, – писал он, – обречено лишь на гниение; лишь корни, проникающие глубоко до самой сущности первичных минералов, могут удержать в равновесии и в расцвете мощный ствол и украсить его изысканным творчеством ветвей и цветами благоуханными»[36].Так, связь «учитель – ученик» дает и Учителю, и ученику возможность прикоснуться к источнику высшей красоты, высшего знания, высшего творчества. Сотрудничество Рерихов с Учителями в создании Живой Этики, ставшей основой их научной, художественной, культурной деятельности, представляет собой уникальное явление, которое должно быть осмыслено в системе нового научного познания на должном уровне.
В очерках Н.К. Рериха «Зов о культуре», «Культура – почитание Света», «Мир и культура», «Качество» и других содержится оригинальная концепция культуры. Осмысливая космичность природы человека, ее способность к развитию, самоорганизации, Н.К. Рерих писал о духовных корнях культуры как ее основе, которые формируются во взаимодействии человека с Космической реальностью. «Во всей истории человечества, – писал он, – ни продовольствие, ни промышленность не строили истинной культуры. И надлежит особенно бережно обойтись со всем, что еще может повысить уровень духа»[37]. Крахмальный воротник или модное платье – еще не признаки культуры и не являются достижением. Духовная составляющая концепции Рериха близка воззрениям русских мыслителей и философов и тем не менее отличается от них. Культура у Рериха есть служение Свету и почитание его. Понятие Света высоко. Здесь Рерих обозначил «линию просвещения и красоты»[38], которая ведет к этому Свету как истине. В очерках «Радость творчества», «Познавание Прекрасного», «Звезда Матери Мира» и других он показал метаисторическую основу красоты, ее принадлежность Высшим мирам, ее миссию по передаче импульса космической эволюции человеку, ее воздействие на него и ее преобразующую силу. Красота и знание – это то, что объединяет человечество и ведет его ко благу, то, что несет народам взаимопонимание и мир. Он писал: «Мы видели, как в России именно носители и собиратели Красоты пережили потрясение легче всех прочих. <…> Мы видели, как самая огненная молодежь настораживалась молитвенно под крылом Красоты. И останки Религии возвышались там, где не умерла Красота. И щит Красоты был самым прочным»[39]. Красотою и знанием культура определяет уровень развития цивилизации, решает такие социальные и, в то же время, космические проблемы, как отношение к собственности, построение общины, сотрудничество и др. Утверждая культуру во всех областях человеческой деятельности, Н.К. Рерих призывал к сохранению культурного наследия, несущего энергетику эволюции. В этом же контексте понимания культуры он осмысливал вопросы истинного здоровья, а также проблему человеческого счастья. По сути, Рерих предложил новую концепцию счастья как состояния сознания, его потенциальных возможностей в масштабах Космической реальности.
Творческий импульс космической эволюции Рерихи передали миру. Но они верили, что их родина сумеет первой понять и принять его. В очерках «Неотпитая чаша», «Подвиг», «Могуча Русь» и других Н.К. Рерих раскрыл эволюционную роль России, специфику национального самосознания ее народа. Она заключается в непоколебимой вере в торжество истины, добра и красоты, в глубинной рефлексии над этими ценностными основами культурной жизни, веками развивающими национальный дух, характер, сердце, чуткость к красоте, язык, само бытие народа, находящего в себе силы вставать с колен после всех потрясений. Соединение рационального и внерационального, реального и идеального, восточного и западного, исторического и метафизического, наконец, вместимость сознания, духовная полярность в культуре и в бытии рождали необходимый синтез, а в пространстве страны – высокую энергетику. «Все вносило те зачатки Синтеза, – отмечал Рерих, – которые, поверх всех проблем сегодняшнего дня, должны сказать каждому русскому, где истинная ценность»[40]. Сложившееся энергетическое пространство России позволяет ей в полном масштабе воспринять в форме Живой Этики импульс космической эволюции в ХХ веке, однако для этого должна возрасти роль культуры, которая определит ее дальнейший исторический путь.
Очерки Рериха сегодня как никогда актуальны. Погружение мира в глобальный кризис показывает кризис культуры, кризис сознания, но выход открыт. Он заключается в познании космичности земного бытия человека, и очерки Рериха этому способствуют. Как и Живая Этика, они несут тот же творческий импульс к познанию Космической реальности, расширению сферы знания, созидательному действию, но реализация этого импульса будет зависеть от нашей культуры. Провидчески звучат слова Рериха: «Свет Великой Реальности сияет там, где произросло просвещение Культуры»[41].
[1] Шапошникова Л.В. Врата в будущее // Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Том 1. М.: МЦР, 1999. С. 32.
[2] Община, 206.
[3] Беспредельность, 1–53.
[4] Рерих Н.К. Бог // Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. Рига: Виеда, 1991.
[5] Шапошникова Л.В. Философия Космической реальности // Учение Живой Этики. Кн. 1. Зов.
[6] Рерих Н.К. Corason // Рерих Н.К. Врата в Будущее. Рига: Виеда, 1991. С. 70.
[7] Рерих Н.К. Адамант // Рерих Н.К. Цветы Мории. Пути Благословения. Сердце Азии. Рига: Виеда, 1992. С. 92–93.
[8] Там же. С. 91.
[9] Рерих Н.К. Обитель Света // Рерих Н.К. Обитель Света. М.: МЦР, 1992. С. 19.
[10] Мир Огненный, III, 109.
[11] Рерих Н.К. Бог // Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. С. 58.
[12] Там же.
[13] Там же.
[14] Мир Огненный, III, 109.
[15] Рерих Н.К. Обитель Света // Рерих Н.К. Обитель Света. М.: МЦР, 1992. С. 20.
[16] Рерих Н.К. Оттуда // Рерих Н.К. Обитель Света. С. 48.
[17] Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. Рига: Виеда, 1992. С. 286.
[18] Рерих Н.К. Оттуда // Рерих Н.К. Обитель Света. С. 60.
[19] Мир Огненный, 2, § 22.
[20] Рерих Н.К. Маха Бодхи // Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. С. 210.
[21] Рерих Н.К. Твердыня Пламенная // Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. С. 4.
[22] Рерих Н.К. Держава Света // Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. Рига: Виеда, 1992. С. 13.
[23] Иерархия, 178.
[24] Рерих Н.К. Свет опознанный // Рерих Н.К. Нерушимое. Рига: Виеда, 1991. С. 68.
[25] Рерих Н.К. Бог // Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. С. 61.
[26] Рерих Н.К. Творящая мысль // Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. С. 22.
[27] Рерих Н.К. Парапсихология // Рерих Н.К. Химават. Самара: Агни, 1996; Рерих Н.К. Борьба с невежеством // Рерих Н.К. Нерушимое.
[28] Рерих Н.К. Неисчерпаемость // Рерих Н.К. Нерушимое. С. 47.
[29] Рерих Н.К. Обитель Света // Рерих Н.К. Обитель Света. С. 21.
[30] Рерих Н.К. Здоровье Духа // Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. С. 147.
[31] Рерих Н.К. Прекрасное // Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. С. 24.
[32] Рерих Н.К. Держава Света // Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. С. 15–16.
[33] Рерих Н.К. Шамбала // Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Том 3. М.: МЦР, 2000. С. 98.
[34] Рерих Н.К. Право входа // Рерих Н.К. Цветы Мории. Пути Благословения. Сердце Азии. Рига: Виеда, 1992. С. 112.
[35] Рерих Н.К. Чандогия Упанишады // Рерих Н.К. Врата в Будущее. Рига: Виеда, 1991. С. 110.
[36] Рерих Н.К. Священные основы // Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. С. 152.
[37] Рерих Н.К. Адамант // Рерих Н.К. Цветы Мории. Пути Благословения. Сердце Азии. С. 91.
[38] Рерих Н.К. Адамант // Рерих Н.К. Цветы Мории. Пути Благословения. Сердце Азии. С. 93.
[39] Рерих Н.К. Звезда Матери Мира // Рерих Н.К. Цветы Мории. Пути Благословения. Сердце Азии. Рига: Виеда, 1992. С. 149.
[40] Рерих Н.К. Пантеон русской культуры // Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. С. 91.
[41] Рерих Н.К. Твердыня Пламенная // Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. С. 5.