«Земное творчество космической эволюции»

№ 43-2012-1 |

В.В. Фролов _________

О книге Л.В. Шапошниковой _________

Выход каждой новой книги известного писателя, крупного философа и выдающегося культурного деятеля Л.В. Шапошниковой становится значительным культурным событием. Людмила Васильевна совершенно по-новому, то есть в свете космического мышления, рассматривает, казалось бы, давно известные вопросы – о человеке, его месте в мироздании, путях взаимодействия человека с космической реальностью и т. п. Это не может не заинтересовать читателей, неравнодушных к новым философским концепциям и, в частности, к энергетическому мировоззрению Рерихов. Важнейшей особенностью каждого ее труда является мастерски осуществленный синтез понятийной и образно-художественной форм выражения проблематики книги.

Необычное содержание новой работы Л.В. Шапошниковой отражено уже в ее названии – «Земное творчество космической эволюции»[1], в котором сформулирована главная тема книги – как в земной истории реализуются импульсы Высших миров. Методологическая основа исследования – философия Живой Этики, которую Л.В. Шапошникова рассматривает в качестве творческого импульса космической эволюции. Планета Земля и пребывающее на ней человечество рассматриваются автором как единое космическое целое, образующее пространство творчества космических сил, которое реализуется в земной истории при помощи метаисторического знания через действия выдающихся личностей. Такой универсальный взгляд на земное проявление космического творчества органично сочетается с конкретно-историческим подходом. Поэтому не случайно книга начинается с анализа глубинных причин того трагически бездуховного состояния, в котором оказалось современное человечество. В результате постоянных войн и по причине засилья массовой культуры главные удары продолжает получать последний оплот человечества – истинная культура. Л.В. Шапошникова вскрывает глубинные основания глобального кризиса – отступление цивилизации от Культуры. Разъясняя сущность этих понятий, автор книги подчеркивает: «…если Культура есть дух творческой деятельности человека, то цивилизация <…> есть материя этой деятельности»[2]. Согласно представлениям Н.К. Рериха, блестяще изложенным в рецензируемой книге, понятие Культуры носит не только философский характер, но и имеет огромное практическое значение, ибо его применение открывает возможности совершенствования как человека, так и общества.

Другим столпом эволюции, неразрывно связанным с культурой, является знание. Проблему знания автор рассматривает в совершенно новом, нетрадиционном свете. Один вид знания может быть выражен словами, а другой, не связанный со словами, понимается духом. Это – метазнание[3]. Оно идет из Высших сфер, в нем отражается Истина, и доступно оно «только открытому сердцу»[4], связанному с накоплениями центра «чаши». Метазнание передается человечеству через посредников и вестников. Так автор раскрывает механизм, благодаря которому человечество получает доступ к знанию из Высших сфер. Одним из таких вестников, отмечает Людмила Васильевна, был Христос. Это подтверждается гностическими Евангелиями, найденными в 1945 г. в Наг-Хаммади, в которых содержится глубочайшая информация о законах строения Вселенной.

Начальной формой выражения космических знаний, с точки зрения автора книги, была мифология, через которую метаистория формировала сознание человечества. «В мифологическом сознании египтян прочно укрепилась связь всего творчества людей с Солнцем, созвездиями и всем богатством Космоса», – конкретизирует свою мысль Л.В. Шапошникова[5]. Особенно зримо эта связь была представлена в египетских храмах, где космические знания «передавались не только устно или письменно, но и практически»[6]. Другим источником космической информации были памятники письменной культуры, среди которых важнейшее место занимают древнеегипетская «Книга мертвых», «Голубиная книга» – памятник, возникший в пространстве индоевропейской общности, а также поэма Х.Л. Портильо о легендарном герое народов Месоамерики Кецалькоатле. Л.В. Шапошникова анализирует эти и многие другие источники с позиции нового мышления, которое дает ключ к пониманию их истинного метаисторического содержания. Огромную роль в передаче человечеству метаисторических знаний сыграл древнеегипетский царь Эхнатон (ХIV в. до н. э.), построивший новую столицу Египта – Ахетатон (город Солнца), в котором нашла реальное воплощение религия «солнечного монотеизма», как ее позднее охарактеризовал Д. Андреев.

Столпы земного творчества космической эволюции – Будда и Христос. Первый показал значение мысли как «одной из важнейших сил космического творчества»[7], второй подвигом своей трагической и одновременно озаренной высочайшим смыслом жизни раскрыл эволюционные возможности энергетического преображения земного человека. Автор книги подчеркивает, что «учение Великого Учителя было запечатлено Его словами и Его жизнью»[8], а сутью этого Учения, добавим, стала информация о космической природе человека.

С точки зрения Л.В. Шапошниковой, многие беды человечества стали следствием его отхода от метаистории. Существенную роль в этом процессе сыграла Церковь, которая придала забвению истинное учение Христа.

Термин «метаистория» требует дополнительных пояснений. Являясь сердцевиной метанауки, метаистория отражает проявление космического творчества в земном мире. Отсюда метаисторию имеет смысл рассматривать только в соотношении с земной историей, ибо, по мнению автора книги, «метаистория формировала духовную часть земного исторического процесса, она несла в этом процессе его связь с Высшими мирами и действовала согласно космическому закону “Высшее ведет в эволюции низшее”. Поэтому метаистория несла с собой не только высшую энергетику, материю более высокого состояния и высокие духовные знания, она давала историческому земному процессу верные ориентиры, которые должны были реализоваться через земного человека»[9]. В книге выделяются особенности проявления метаистории в конкретно-исторических условиях эволюции человечества, что само по себе является новым методологическим подходом к метаисторическим исследованиям. Одна из этих особенностей состоит в том, что «метаистория была связующим звеном между Востоком и Западом. Она не только связывала эти два пространства, но и содействовала, в определенной степени, синтезу этих двух культур»[10]. Вообще говоря, синтез, как это убедительно показывает автор, играет важнейшую роль в земном творчестве космической эволюции, так как объединяет, через деятельность людей, метаисторическое знание и земную историю. Метаисторическое знание, которое дается человеку высокого духовного уровня и является энергетическим импульсом, повышает сознание человечества и подвигает последнее на более высокий эволюционный уровень, опережая сознание современников. По существу, в книге представлена философия метаистории, позволяющая понять ее соотношение с земной историей и механизмы реализации метаистории в пространстве истории. В работах Л.В. Шапошниковой, в особенности в рецензируемой книге, происходит научное осмысление роли метаистории в эволюционном развитии человечества, и это новый шаг в развитии самой философии космической реальности, одна из задач которой заключается в раскрытии творческого взаимодействия человечества и Космоса.

Важнейшую роль в осуществлении метаистории на нашей планете играет Гималайская Община, называемая Шамбалой, которая находится в одном из районов Гималаев. Е.И. Рерих отмечала, что эта Община является самым близким к человечеству звеном Иерархии Света, цепь которой продолжается в Беспредельность. «Гималайская Община, – пишет Л.В. Шапошникова, – не только источник метанауки, но и духовных учений, которые проходили и проходят в истории человечества, изменяя и повышая его сознание и восприятие Космоса, неразрывной частью которого они являются»[11]. Ее сотрудники живут и работают на Земле и несут человечеству метаисторические знания в области искусства, религии, философии, науки.

Важное место во внутреннем мире человека в процессе получения метаисторических знаний занимают интуиция, чувствознание, озарение, вдохновение, сновидения. Сопрягая в пространстве метаистории и истории различные знаковые события, автор книги вводит в философию Космической реальности новую категорию – «метаисторический узел», означающую объединение очень важных с эволюционной точки зрения вех развития той или иной страны, а может быть, и всего мира. В пространстве России в таком «узле» оказались связанными три события – видения В.И. Вернадского (1920 г.), приезд Рерихов в Россию (1926 г.) и прозрения Д. Андреева, оформленные в «Розе Мира» (1958). С точки зрения автора книги, эти события заложили «три космических канала, которые продолжают действовать и наращивать нужную энергетику»[12].

Еще одной новой категорией, которая предлагается автором книги для раскрытия механизма метаистории, является понятие «возвратной волны». Поясняя его смысл, Л.В. Шапошникова отмечает: «Как бы то ни было, прошлое сливается с нашим историческим процессом, внося в него свое метаисторическое познание, свое духовное наследие, свое космическое сознание»[13]. Определяя значение и раскрывая космический и конкретно-исторический контекст употребления этих категорий, Л.В. Шапошникова делает научное открытие в области изучения эволюционных особенностей развития человечества. Это открытие, так же как и другие, представленные в книге, имеет огромное значение для исторической науки и для научного знания в целом, ибо наука с позиций философии Космической реальности представляет собой целостное явление.

Одним из важнейших источников получения метаисторической информации является искусство. В ряд выдающихся художников, обладавших даром метаисторического видения, автор книги ставит К.П. Брюллова, В.И. Сурикова, М.М. Рябушкина. Особое место среди них принадлежит обладавшему пророческим даром Н.К. Рериху, в картинах которого «прошлое, проходя через настоящее, обусловливает будущее»[14]. Созвучные миропониманию Рериха мотивы – в творениях К.М. Чюрлёниса и, как это ни покажется неожиданным, в живописных портретах современного художника М.М. Потапова, на которых изображены древнеегипетский царь Эхнатон и его жена Нефертити.

Метаисторические знания передаются человечеству выдающимися личностями, занимающимися философией, религией, искусством, наукой. Их Л.В. Шапошникова называет вестниками метаисторического процесса. В когорту таких вестников автором книги включены преподобный Сергий Радонежский, Жанна д’Арк, Акбар и Сен-Жермен. Их задача, как и других вестников метаистории, о которых идет речь в книге, состояла в том, чтобы путем синтеза «наладить взаимодействие двух процессов – метаисторического и земного исторического»[15].

Н.К. Рерих. Шамбале даик (Весть Шамбалы). 1933

Именно благодаря вестникам такого рода стал возможен «великий индийский путь», формирование и осуществление которого блестяще анализирует автор книги. В самом общем виде «великий индийский путь» представляет собой никогда не прерывавшееся с древнейших времен и до наших дней духовное развитие народов Индии. Особую роль в нем сыграли и продолжают выполнять памятники индийской духовной культуры, представляющие собой бесценные источники метаисторической информации, – это Веды и Упанишады, Махабхарата и Рамаяна, Бхагаватгита и Пураны. Л.В. Шапошникова приоткрывает подлинный космический смысл содержащихся в них знаний, что само по себе является научным открытием.

С.Н. Рерих. Портрет Н.К. Рериха с Ларцом (с Камнем). 1928

И совсем особое место в силу специфики эволюционных задач, поставленных Учителями, среди вестников метаистории занимают Е.И. и Н.К. Рерихи. Рерихи не только жили и работали вместе. Они взаимодополняли друг друга в метаисторическом творчестве. И только в таком взаимодополнении они смогли блестяще выполнить свои эволюционные задачи: Е.И. Рерих – принять от Учителей и оформить учение Живой Этики, ставшее очень важным источником метаисторической информации, а также провести под руководством Учителей космический эксперимент по повышению своей энергетики, а Н.К. Рерих – осуществить Центрально-Азиатскую экспедицию, целью которой стало закладывание магнитов – метаисторическое действие, которое в будущем станет энергетической основой формирования новых центров культуры человечества. Здесь же нельзя не сказать о Пакте Рериха, имеющем непреходящее эволюционное значение для человечества. Именно этот метаисторический аспект Пакта Л.В. Шапошникова глубоко раскрывает в своей книге.

Понятно, что тьма невежества не могла не отреагировать на эволюционные действия Рерихов на нашей планете. Поэтому нападки и клевета сопровождали наших великих соотечественников на протяжении всего творческого пути. В наше время эти нападки продолжаются. К примеру, диакон Кураев узрел в энергетическом мировоззрении Рерихов не что иное, как проявление сатанизма. В новой книге Л.В. Шапошникова дает отповедь этому борцу за «чистоту православия», показывая, насколько далеки от нравственности и элементарного здравого смысла потуги диакона очернить Рерихов.

Заключительным аккордом книги является, казалось бы, совсем фантастический сюжет, тем не менее убедительно свидетельствующий, что космическая эволюция предоставляет нам, живущим сегодня, очевидные доказательства своего земного творчества: вот уже в течение нескольких десятилетий на Земле появляются дети нового сознания, представляющие новый вид человечества – человека духовного. «…Реальное и массовое явление детей нового сознания, – отмечает Л.В. Шапошникова в заключение книги, – подтвердило, что космическая эволюция есть пространство сознательного творчества Высших сил»[16].

В заключение мы хотим подчеркнуть, что книга Л.В. Шапошниковой – это не просто выдающийся научный труд. Она пропитана духом философских открытий, поражающих своей чарующей новизной и побуждающих продвигаться к новым высотам философского познания.


[1] Шапошникова Л.В. Земное творчество космической эволюции. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2011.

[2] Шапошникова Л.В. Земное творчество космической эволюции. С. 49.

[3] Там же. С. 22.

[4] Мир Огненный, I, 117.

[5] Шапошникова Л.В. Земное творчество космической эволюции. С. 105.

[6] Там же. С. 106.

[7] Шапошникова Л.В. Земное творчество космической эволюции. С. 170.

[8] Там же. С. 176.

[9] Там же. С. 201.

[10] Там же. С. 203.

[11] Там же. С. 216.

[12] Там же. С. 291.

[13] Шапошникова Л.В. Земное творчество космической эволюции. С. 302.

[14] Там же. С. 344.

[15] Там же. С. 460.

[16] Шапошникова Л.В. Земное творчество космической эволюции. С. 946.

Spread the love

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *