№ 40-2011-2 |
Т.И. Чечина _________
…Идея Музея и движется, и растет, и получает успех выполнения только благодаря чистоте намерений и высоко поставленной цели…
И.В. Цветаев
Алиса Ивановна Аксёнова – фигура яркая, широко известная, ее авторитет в музейном деле неоспорим. Ее знают и ценят не только в России, но и во многих странах мира. В этом году у Алисы Ивановны двойной юбилей – 80 лет со дня рождения и полвека служения культуре на посту Генерального директора Государственного историко-архитектурного Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Ее жизнь – это вдохновенное созидание, творческий поиск и годы упорной борьбы. Но не было и нет в этой борьбе ни отстаивания личных интересов, ни мелких побуждений.
Вспомним музеи советских времен – скучно, сонно, безжизненно. Созданный Аксёновой музейный комплекс – это богатая страна познания, мир увлекательных путешествий, пространство творчества и красоты. Алиса Ивановна – музейщик по призванию, как говорится, от Бога. Строгие руководители, «железные» администраторы, как правило, не отличаются особой гибкостью – она же умеет идти в ритм со временем, менять тактику, лавировать в новых условиях, что дает возможность Музею обрести новые черты, обогатить свою творческую жизнь.
Аксёнова умеет с достоинством войти в плотные слои политической атмосферы и победно преодолеть туманные завесы бюрократических кабинетов. О музее, которым наполнена вся ее жизнь, Алиса Ивановна рассказывает охотно, с увлечением. Голос красивый, бархатный, в манерах – великосветское достоинство и доброжелательность; яркая память, образная речь с поэтическими оборотами и хорошее чувство юмора – сочетание качеств, свидетельствующих о богатой и неординарной натуре. Она умеет легко настроить разговор на серьезный лад, не теряя душевной атмосферы. Музей – это заслуга целого коллектива, говорит Алиса Ивановна. Но историю творят личности. Значительные свершения происходят усилиями человека, сумевшего умно, практично и результативно распределить всю работу, увлечь и организовать, провести за собой сотрудников сквозь самые разнообразные препоны, которыми всегда густо и обильно усеян путь подвижника.
Сегодня Алиса Ивановна Аксёнова – президент созданного ею Владимиро-Суздальского музея-заповедника, почетный гражданин Владимирской области, городов Владимира и Суздаля; она заслуженный работник культуры Российской Федерации, член Президиума Российского комитета ИКОМ[1] (в 1988–1996 гг. – вице-президент ИКОМ); кавалер пяти орденов, среди которых орден Дружбы народов, орден Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством», «Орден патриархии равноапостольной княгини Ольги». Она награждена премией Президента РФ, дважды лауреат Государственных премий (1977, 2000), а также имеет множество зарубежных наград. За всеми этими достижениями, заслугами и наградами – огромный самоотверженный труд, который с уверенностью можно назвать героическим подвигом на ниве российской культуры.
Первые историко-архитектурные музеи-заповедники – Владимиро-Суздальский, Ростово-Ярославский, Горьковский и Костромской – были созданы в сентябре 1958 года Постановлением Совмина РСФСР. Начался процесс активной реставрации ценнейших памятников архитектуры.
Владимиро-Суздальский музей-заповедник был образован на базе областного краеведческого и Суздальского художественного музеев. В его состав были включены самые ценные белокаменные памятники: Успенский и Дмитриевский соборы XII века, Золотые ворота, Успенский собор Княгинина монастыря, ансамбли Рождественского монастыря во Владимире, Рождественского собора и лестничной башни Боголюбского монастыря, церковь Покрова на Нерли, в Суздале – Рождественский собор XIII века, Архиерейские палаты, ансамбли Спасо-Евфимиевского и Покровского монастырей и церковь Бориса и Глеба XII века в Кидекше.
Целая империя! Но что представляли собой все эти музеи? Владимирский, один из старейших, располагался в холодном здании, построенном в начале ХХ века на средства любителей старины; Суздальский художественный размещался в восьми залах неотапливаемых Архиерейских палат. Рождественский монастырь занимал КГБ, в Спасо-Евфимиевском монастыре была колония для несовершеннолетних преступниц, в Покровском монастыре – инвалидный дом и много жильцов в бывших кельях. В башнях Золотых ворот, где хранился архив, и в помещениях Владимирского и Суздальского музеев также были жилые помещения.
Предстояло не только привести в порядок ценнейшие памятники Отечества и их фонды, но и создать качественно новую организацию. Нужно было продумать, как реставрировать, охранять, развивать это культурное богатство. И как его пропагандировать.
Музей-заповедник работал уже год, но штат был не укомплектован, перспективный план не разработан, проверка состояния фондов даже не начиналась.
«Важный идеологический участок работы» решили поручить молодому секретарю обкома ВЛКСМ А.И. Аксёновой. Алиса Ивановна к тому времени проработала в комсомоле четыре года, вышла замуж, родила сына. Перевод на новую работу приняла как партийный приказ, без возражений.
Все отделы и службы музея-заповедника размещались в одной комнате. Когда она вошла в здание Исторического музея, глазам предстала неприглядная картина: на бивнях мамонта натянуты веревки – на них сушилось белье. Температура не больше 12 градусов; густой запах щей (в маленькой пристройке живет большая семья сторожа – выселить некуда). В надвратной церкви Золотых ворот военно-историческую экспозицию обогревали четыре печки, стоявшие по углам, – для растопки смотрительница каждое утро носила наверх несколько охапок дров, но температура не поднималась выше 6–8 градусов. В Суздале картина не лучше: в Архиерейских палатах – печи-буржуйки, в фондохранилищах плотный слой инея, в экспозиционных залах бегают мыши… У молодого директора поначалу голова пошла кругом: «Господи, да с чего же начать?!» В течение трех месяцев были приняты на работу десять человек, почти все по рекомендации обкома партии, но никто не прижился. Набрала в штат других сотрудников, которые готовы были работать «по-аксеновски»: начинать рабочий день в 8.30, не унывать, не опускать руки, какой бы безвыходной ни казалась ситуация.
Шла, как по тонкому льду, посоветоваться было не с кем, сама принимала решения, всю ответственность брала на себя. Устанавливала нужные контакты, находила общий язык. Обком партии требовал срочно подготовить и открыть отдел советского периода. Фондов было ничтожно мало, экспедиции по сбору материалов никогда не проводились, да и здания подходящего в городе не было. С безотчетной смелостью принимается единственно возможное в той ситуации решение – разобрать экспозицию второго этажа Исторического музея – с Петровских времен и до февральской революции – и на этом месте создать востребованный властью советский отдел. Нужен был первый шаг в жизни Музея, импульс, от которого начнется подъем (впоследствии все встанет на свои места – найдутся площади для экспозиций и дореволюционного времени, и советского периода). Толковая и четкая работа дала свои результаты – через несколько месяцев (темпы поистине стахановские!) выставка достижений советского народа была открыта. Идеологически выдержанная, насыщенная подлинными памятниками, да еще оформленная с разными выдумками. Это было настоящей сенсацией для музейной общественности страны! Осенью образцовая экспозиция была представлена на Всероссийском совещании музейных работников в Казани, а в феврале следующего – в Москве, в павильоне «Культура» на ВДНХ, в дни, когда в Музее революции проходило Всесоюзное совещание. Выставка поднимала огромный пласт новой истории края. В совместной работе сплотился коллектив, каждый из сотрудников показал, на что он способен. Авторитет музея вырос, стало меняться и отношение к нему местных властей.
Министерское руководство тоже заметило успехи молодого директора, и в 1963 году Аксенову пригласили на пленум ЦК КПСС, посвященный идеологическим вопросам. После разгромной речи Н.С. Хрущева, где крепко досталось великому поэту Пушкину, а потом и советским ученым, которых он сравнил с английскими лордами-бездельниками, выступил первый секретарь ЦК ВЛКСМ Сергей Павлов. Захлебываясь от возмущения, он рассказал, что в одном из музеев Владимирской области экспонируется карета с туалетным устройством, демонстрируя преимущество колесного транспорта перед современными автомашинами.
В зале смеялись… Это было испытание. Через несколько месяцев представился случай – и Алиса Ивановна его не упустила, на очередном заседании идеологической комиссии ЦК КПСС она взяла слово и решительно высказалась в защиту музейной культуры. Конечно, выступление получилось «скандальным». Одни с уважением поздравляли, другие намекали на неминуемые последствия.
Но все, на удивление, обошлось, и работа музея-заповедника продолжилась. Алиса Ивановна отмечает, что незримая рука судьбы, Его Величество Случай нередко выводили ее из опасной зоны по специально подготовленной тропе – в обход событий драматических и сокрушающих. С каждым «перевалом», преодолением работа, которой она посвятила жизнь, становилась сердцу еще дороже.
В середине 60-х годов произошел «музейный взрыв» – посещаемость музеев резко возросла. Создается Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), организуется туристический маршрут по древнерусским городам – «Золотое кольцо». Пришла мода на Суздаль – жемчужину русской культуры. Наплыв туристов был такой, что экскурсоводов не хватало! Организовали специальные курсы – и десятки хорошо обученных внештатников помогли распределить нарастающий поток туристов по нескольким маршрутам.
Постепенно музей набирал опыт: рос профессионализм сотрудников, повышалось качество экспозиций, сформировалась устойчивая способность самостоятельно зарабатывать средства для развития музея. Сумели подставить плечо и «младшим» – в 1974 году на базе Владимиро-Суздальского музея-заповедника было создано Музейное объединение области, которое просуществовало 14 лет и дало значительный импульс к развитию девяти городских и районных музеев.
Отдел пропаганды и агитации обкома год от года выдвигал «повышенные требования». В вышестоящие инстанции направлялись справки о работе Владимиро-Суздальского музея-заповедника, в которых сообщалось: «В экскурсиях крайне недостаточно пропагандируется роль Коммунистической партии в социалистическом и коммунистическом строительстве», «не раскрывается реакционная сущность церкви при характеристике архитектурных памятников», «не получают должного раскрытия такие важнейшие темы, как “Ленин и наш край”, “Революционное движение в крае” и т.п.». По большей части это были лживые заключения. Каждый экскурсовод рассказывал и про ленинскую политику охраны памятников, и о героях соцтруда. Но показывать прекрасную древнюю архитектуру, фрески Рублева и при этом активно разоблачать «реакционную сущность церкви» – это было непосильной сверхзадачей!
«Когда меня спрашивают, что было самым трудным в те годы, я отвечаю: идеологическое давление, требование остроклассовой оценки абсолютно всех исторических событий, активная атеистическая пропаганда, доказательства (на чем угодно!) “преимуществ достижений советской эпохи”». Местных начальников раздражало не только непослушание директора, но и то, что обращалась она к властьимущим не с застенчивыми просьбами, а с настойчивыми требованиями. В ее биографии есть даже такая формулировка выговора: «За проявленную нескромность»!
В середине семидесятых годов тучи сгустились так плотно, что встал вопрос о смене руководства музея-заповедника. Крутому повороту событий помешал полуофициальный визит члена Политбюро ЦК КПСС А.П. Кириленко и секретаря ЦК И.В. Капитонова с женами. Все увиденное и услышанное произвело на гостей весьма позитивное впечатление. Экскурсии такого уровня Алиса Ивановна всегда проводила сама, она умела дипломатично и тонко выстроить диалог, и через несколько дней после высокого визита не только был снят вопрос об отстранении Аксеновой от должности, но она была представлена к награждению орденом. А завершением долгих переживаний в 1977 году было вручение ей Государственной премии РСФСР. «Все-таки справедливость существует!» – говорит Алиса Ивановна.
Восьмидесятые годы принесли новые испытания. С началом перестройки церковь потребовала возврата почти всех культовых зданий, занимаемых музеем. Это было крайне несправедливо! В течение многих лет коллектив музея-заповедника вел грамотную и профессиональную работу, на заработанные средства отремонтировал полуразрушенные помещения, привел в надлежащий вид страшно запущенные здания. В них разместились экспозиции, которые привлекали огромное количество посетителей, а также хранилища, реставрационные мастерские… К началу 90-х годов в прессе появилось множество публикаций, авторы которых с пафосом восклицали: «Богу – Богово». Притязания церкви поддерживали центральные и местные власти.
Понимая, что нельзя допустить разорения заповедника, Алиса Ивановна выдвигает властям ответное требование, вынужденный ультиматум: предоставить музею помещения в здании Присутственных мест[2].
…Холодный осенний день 1941 года. Немцы уже под Москвой. Владимирская администрация проводит спешную эвакуацию. Из длинного унылого здания Палат торопливо выносили мешки, большие связки бумаг и папок, часть из них закидывали в грузовики, остальное выбрасывалось… Две маленькие девочки с интересом перебирали и рассматривали твердые папки в лощеных пестрых обложках, толстые книги, исписанные красивым каллиграфическим почерком… Выбрасывалось! А ведь это были архивы, доклады, доносы, учеты, отчеты – бумаги, которые писались в этом здании со времен Павла Первого. Тогда, в далеком военном детстве, когда они с подругой стали свидетелями утраты, быть может, ценнейших документов, Алиса и предположить не могла, что ее судьба будет связана с сохранением огромного количества исторических и культурных ценностей.
Зимой 1960 года в здании Палат произошла ее первая встреча с коллективом музея-заповедника. «Представить, что на этой плотно заселенной прокуренной площади будет когда-то музей – самой безудержной фантазии не хватило бы!»[3] – говорит Алиса Ивановна. Но именно этот «огромный, каменный, о трех этажах» дом неожиданным образом оказался пространством ее новых свершений…
В процессе передачи музейных помещений аппетиты церкви разгорались – в общей сложности пришлось отдать 17 зданий. Чтобы сохранить музей, за каждый памятник культуры Алиса Ивановна востребовала несколько кабинетов в Присутственных местах, где заседали налоговая инспекция, налоговая полиция, комитет по земельной реформе – всего тридцать пять организаций. Сколько было писем, жалоб, требований, заседаний арбитражного суда!
В 1994 году Палаты решили передать Законодательному Собранию. Но во время предвыборной кампании все кандидаты выразили готовность уступить здание музею, о чем провозглашали в газетах и на телевидении. Закончились выборы – и неожиданно выходит решение отнюдь не в пользу музея, подписанное вице-губернатором Г. Волковым. «Мы пошли на отчаянный шаг, – вспоминает Алиса Ивановна, – заняли то, что было обещано нам до выборов. Два дня перетаскиваем картины, скульптуру, часы, фарфор в те помещения, куда должна переехать на днях Дума! Повесили таблички с обозначением хранилищ. После этого – звоним в администрацию: переселение закончено!» Губернатор был в ярости и поставил вопрос о замене директора. Но не решился…
А в музее тем временем готовили экспозицию «Древнерусская школа», открывали оригинальную выставку «Минувших дней очарованье», прорабатывали концепцию Детского центра, за организацию и работу которого Генеральный директор музея-заповедника А.И. Аксёнова получит Премию Президента. Не проявить гражданское мужество, не отстоять права культуры в атмосфере разрушительных политических кампаний Алиса Ивановна не могла! И, как это бывало не раз в ее жизни, Судьба вновь вывела ситуацию из критического лабиринта. Жизнь Музея продолжилась, а через четыре года он получил высокую международную оценку – на конкурсе Музейного форума при Совете Европы был назван в числе десяти лучших музеев года и удостоен диплома «Особая похвала-признание».
Музей-заповедник в своем трудном и беспокойном становлении, в стремительном развитии постоянно живет в поиске новых идей, новых проектов. Как-то, побывав в Финляндии на празднике чеснока, Алиса Ивановна загорелась идеей организовать нечто подобное на родной земле. Традиция привилась – теперь в Суздале ежегодно проводится День огурца. Жарким летом 2010 года на юбилейный праздник приехали более 11 тысяч человек. В Палатах, которые превратились в Музейный культурно-образовательный центр, постоянно обновляются экспозиции, проводятся специальные детские программы, романтические вечера и балы для молодежи.
Теперь можно было бы и почивать на лаврах, но Алисе Ивановне чужда такая жизнь, застойный покой никогда не проникнет в ее «музейную империю», где увлеченно и вдохновенно трудятся десятки квалифицированных сотрудников.
По-прежнему не безразлично Аксёновой все, что происходит в культурной жизни города, области и за ее пределами. При въезде во Владимир нерадивые «хозяева» намерены водрузить огромные стелы, на что уйдет 10 миллионов рублей! Земли Суздаля застраиваются, разрушается исторический и культурный ландшафт. Постоянное давление испытывают и многие другие музеи страны: церковь все настойчивей требует отдать ей исторические архитектурные памятники, которые были подняты из полного разорения и запустения, отреставрированы силами самих музеев и десятилетия служили прославлению великолепия древней русской культуры! Новый век приносит новые возможности, но вместе с тем создает новые проблемы. «У пришедших к власти не появилось чувство морального обновления, личной гражданской ответственности, осознания, что принимать решения, руководить можно, только имея уровень общей культуры, знаний, житейского опыта, совестливости. Хмель полученной власти крепко ударил в голову, появилось сознание собственной значимости и веса, агрессивность; без колебаний, сомнений, раздумий стали приниматься важные решения»[4], – пишет Алиса Ивановна. Проблемам музейной жизни Аксёнова посвятила немало острых статей. В ее книгах раскрывается литературное дарование автора, гражданский темперамент, предстает ценный опыт прожитого пути. С готовностью, отзывчиво она оказывает помощь многим музеям. Давняя дружба и взаимопомощь связывают коллектив заповедника с Международным Центром-Музеем имени Н.К. Рериха, идет обмен культурными проектами, опытом работы и, в случае необходимости, защита словом и делом.
Сегодня слава Владимиро-Суздальского музея-заповедника облетела весь мир – сюда едут туристы из разных стран; посещаемость стабильно высокая: миллион двести тысяч туристов в год. Это прекрасный результат многолетних усилий несменного директора и ее преданных сотрудников.
«Как красота, не проникнутая душой, мертва, так и победа без подвига – не триумф, а попросту везение…» – считает Алиса Аксёнова.
Полвека свершений и борьбы – достойная судьба! А впереди еще много дел и забот. Как пишет Алиса Ивановна, завершая одну из своих книг, «каждый юбилей – это новые рубежи».
[1] Российский комитет Международного совета музеев (ИКОМ России) является членом Международного совета музеев ИКОМ (англ. International Council of Museums, сокр. англ. ICOM).
[2] Присутственные места, или Палаты, – здание, построенное в 1790 г. по проекту архитектора К.И. Бланка для губернской администрации. В советское время его занимали многочисленные управления облисполкома.
[3] Аксёнова Алиса. История. Судьба. Музей. Владимир: Посад, 2001. С. 200.
[4] Аксёнова Алиса. История. Судьба. Музей. С. 7.