Служение длиною в жизнь

№ 40-2011-2 |

А.М. Миллер _________

К 100­-летию со дня рождения П.Ф. Беликова _________

Широко Мое дело, всем дано место.
Шириною взгляда отмерите свой кусок.
Явление неслыханных возможностей
за дверями, дайте радость Нам.

Листы Сада М., кн.2, ч. 2, § 3

Павел Федорович Беликов

Павел Федорович Беликов (1911–1982) является одним из основоположников рериховедения. Благодаря библиографии литературных трудов Н.К. Рериха, которую он составил и опубликовал при активной поддержке Юрия Лотмана в 1968 году в «Ученых записках Тартуского университета», была открыта возможность широкого исследования жизни и творчества Н.К. Рериха и его семьи. Беликов (в соавторстве с В.П. Князевой) написал первую книгу о Рерихе, вышедшую в популярной серии «Жизнь замечательных людей» в 1972 году. «Конечно, я считаю эту книгу лишь слабым отзвуком чувств и мыслей, которые не облечь в обычные человеческие словосочетания, – писал он С.Н. Рериху. – Остается только надеяться, что эта первая более­менее подробная и систематизированная биография Н.К., в которой раскрыт и его внутренний творческий мир, послужит фундаментом для дальнейших работ и исследований»[1].

Издательская деятельность, организация научных конференций и выставок картин Рерихов, борьба за сохранение их наследия, переписка с общественностью и учеными – вот направления работы, в которых Беликов принимал активное участие, а зачастую был и главным их организатором и вдохновителем. На каждом из этих направлений Павел Федорович проявил себя как творческий человек, глубоко понимающий значение духовного возрождения народа.

Важнейшей задачей для Рерихов в их культурном строительстве была передача накопленных ими за время долгих путешествий по Востоку научных материалов на родину, в Россию. Политическая обстановка в СССР этому не способствовала, грубый материализм и тоталитарная форма правления привели к тому, что любая идея, так или иначе касающаяся духовности, преследовалась государственной машиной. Пальцев на одной руке хватило бы, чтобы перечислить тех, кто глубоко понимал значение духовного наследия Рерихов и притом был реально способен сделать его достоянием русской культуры. Павел Федорович был одним из тех, кто трезво смотрел на ситуацию, сложившуюся в стране. Беликов жил в эстонской провинции, не имел официальных званий и научных степеней и регалий, но будучи от природы человеком незаурядных организаторских способностей, смог провести в жизнь многое из того, что впоследствии послужило хорошей базой для возвращения наследия Рерихов в Россию.

К моменту приезда Юрия Николаевича на Родину Беликов сформировался как сотрудник, и в его лице Юрий Рерих нашел надежную опору. Официальные общественные организации были политизированы и стояли далеко от истинного понимания культуры. Научные круги были слишком материалистически настроены, чтобы серьезно понять тот духовно­научный материал, который предлагали стране Рерихи. Павел Федорович Беликов смог отыскать людей, как в общественной, так и в научной среде, которые были способны воспринять, хотя бы в малой степени, цели и задачи Рерихов, и, пробиваясь сквозь толщу идеологической брони, постепенно стал формировать новый взгляд на их наследие, расширяя круг единомышленников.

«Очевидно, приходится запастись терпением и, где можно, выправлять и направлять общее для всех дело…» (22.08.75), – писал он своим корреспондентам. «Трудно с людьми, но легче никогда и не было» (13.11.79). «Там, где можно, поддерживайте и налаживайте хорошие контакты. Действуйте везде по принципу “более длинной линии”, т.е. старайтесь больше дать, больше заинтересовать и меньше идти на столкновения, которые, как правило, позитивных результатов не имеют…» (13.11.78). «Нужно действовать методом радости свободного познания, радостным восприятием всей жизни, полным признанием индивидуального подхода к духовному раскрытию Бытия, частью которого мы являемся. Между дисциплиной духа и “палочной” дисциплиной казармы – непроходимая пропасть…» (13.10.78).

Павел Федорович Беликов. 1939

Беликов был замечательным эпистолярным собеседником. Николай Константинович Рерих написал ему в 1939 году: «В каждом Вашем письме заключено что­то строительное и бодрое» (15.05.39). «Я начал переписываться с Н.К. Рерихом еще в середине тридцатых годов, причем первым написал не я ему, а он мне», – рассказывал Павел Федорович одному из своих корреспондентов. Вспоминая о Н.К. Рерихе, Беликов писал: «Увидеть в малом большое и не потерять в большом малое, это было какое­то особое свойство Рериха, которое я лично испытал на себе. Ведь ему было за шестьдесят, а мне только 25 лет, когда мы интенсивно переписывались <…> И, давая мне очень многое, он ни разу не дал почувствовать различие наших положений» (10.02.72)[2].

Письма Беликова «…могут служить блестящим пособием для усвоения метода, которым в совершенстве владели Рерихи, умевшие эффективно и без упрощения “переводить на общедоступный язык” основополагающие идеи учения Живой Этики…»[3]. Беликов сформировал целый слой интеллигенции, которая глубоко осознала значение идей Рерихов для будущего. Ростки мировоззрения Новой Эпохи дали первые всходы, и Павел Федорович, как усердный садовник, вырывал сорняки мысли и ухаживал за цветами прекрасных идей. Имея таких духовных руководителей, как Юрий Николаевич и Святослав Николаевич Рерихи, Беликов ощущал мощную поддержку и мог сверять правильность своего курса. В течение всей жизни он был верен этой незыблемой связи между учеником и Учителем, и, конечно, поэтому смог многое сделать.

Воспринимая от Рерихов мир высоких идей, он и сам стал источником этих идей для других, для тех, кто только начинал свой духовный поиск в жизни. Каждый, кто обращался к Павлу Федоровичу за помощью и советом, находил в его лице и друга, и духовного наставника. Постепенно вокруг Беликова формировалось пространство Рериховского движения. С середины ХХ века он стал связующим звеном, через которое Рерихи могли эффективно сотрудничать с этим движением. По сути дела, к началу 1970­х годов он стал предтечей того Центра, который образовался в России после крушения тоталитарного режима.

Ю.Н. Рерих возродил духовную основу востоковедения в СССР, создал энергетическое поле для возрождения духовности в России. С.Н. Рерих продолжил миссию Рерихов на Земле после ухода родителей и брата. Беликов, как сподвижник Рерихов, стал активным участником великой мистерии одухотворения страны, поистине космического процесса формирования нового мышления планеты.

Будучи тонко чувствующим человеком, философом по своей природе, Павел Федорович, естественно, мечтал написать книгу, посвященную духовной стороне жизни Рерихов, поразмышлять над высокими идеями, заложенными в Живой Этике. К сожалению, этой мечте суждено было сбыться лишь частично. Преждевременный уход оборвал работу, и труд его остался незаконченным. Книга П.Ф. Беликова «Рерих: опыт духовной биографии» служит завещанием для будущих исследователей наследия Рерихов. В те годы, когда она писалась, даже фрагментарное ее издание казалось задачей немыслимой, – столь разительно отличался мир идей этой книги от существовавшего тогда в стране поля культуры.

Павел Федорович Беликов дома в Козе-Ууэмыйза. 1962

Работать над книгой Беликов начал в семидесятых годах прошлого века. В это же время он начал другой труд – книгу, посвященную жизни и творчеству Святослава Рериха, а также активно участвовал в организации первых и вторых Рериховских чтений в Сибирском отделении АН СССР. Беликов собрал уникальный для тех лет архив о жизни Рерихов. Во многом благодаря этому архиву, переписке и непосредственному общению со Святославом Николаевичем ему удавалось правдиво освещать многие события из жизни Рерихов. В письмах С.Н. Рериха мы не находим прямых указаний по поводу духовной биографии Рериха­старшего, к тому же переписка часто прерывалась на весьма долгое время из­за его занятости, но несмотря на это Беликов постоянно ощущал невидимую поддержку своим устремлениям: «Давно не писал Вам, хотя часто думал о Вас и чувствовал Ваши мысли»[4]. В другом письме: «На выставку Н.К. я пришлю его картину “Клад захороненный”. Сколько в ней смысла, сколько в жизни Н.К. именно этого “Клада захороненного” – до времени!»[5], – писал ему Святослав Николаевич.

Прежде чем приступить к такой сложной теме, как раскрытие духовного образа человека, необходимо было четко представить, что же включает в себя понятие духовности. Размышляя на эту тему, Беликов пишет: «Духовность очень сложное понятие и единого для всех объяснения не имеет. Ведь на эту тему написаны тысячи книг. Большинство культурных ценностей человечества считается результатом духовной жизни человека. Внутренняя культура человека – тоже духовность. Радость, устремление, доброта, совесть, спокойствие – различные проявления духовной структуры или духовной жизни человека, но они – только определенные качества, а не основа духовности в том смысле, как это имеется в виду в “Зове”. В этом смысле духовность – постоянное ощущение Высшего начала и преобладание силы духа над ограниченными желаниями и стремлениями чисто земного плана. Именно только такая сила духа, которой подчиняются все эгоистические побуждения, поддерживает мост общения с Высшим. Добрых и знающих людей на свете не так уж мало, но только доброты и знания без силы духа, конечно, недостаточно для того, чтобы иметь контакты с Высшим»[6].

Присутствие Огненного мира в основе каждого культурного начинания на Земле до сих пор осознается нами весьма смутно. Мы скорее склонны воспринимать это присутствие как поэтический вымысел, как метафору, но не как жизненную, реальную основу. Беликов, рассказывая о духовной биографии Рерихов, раскрывает перед нами этот необыкновенный узор Жизни – узор Огненного мира в их земных делах. Он ведет читателя от момента первых проявлений Учителя к духовному преображению, осознанию миссии Рерихов, четко удерживая канву повествования в фарватере фактов, прокладывает путь от сосредоточения земного к огненному, от житейских коллизий до высших сфер, помогая нам понять величие личностей Николая Константиновича и Елены Ивановны.

Цитируя отрывки из их семейной переписки, Беликов предупреждает читателя, что и высокие духи должны пройти путь земного сосредоточения. Земной путь и тернист, и опасен, и человечен, но это не умаляет образы великих людей, а открывает перед читателем истинную картину подвига – преодоление грубости материального мира. Не небожители с арфами, а земные труженики, отразившие в своих делах огненный зов, прокладывают путь к Миру Высшему. Беликов пишет: «Их “сосредоточение земное”, предшествовавшее “сосредоточению тонкому и огненному”, – это ступень, которую рано или поздно следует пройти каждому, и с чьей же, как не их помощью!»

Первая Всесоюзная научная конференция «Рериховские Чтения». Слева направо:
П.Ф. Беликов, Л.В. Шапошникова, М.И. Качальская, Е.П. Маточкин. Новосибирск, 1976

Вот почему тщательный анализ доступных нам сторон биографии Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов столь важен. Безусловно, такой анализ не даст результатов или будет даже вредоносным, если мы хоть на миг упустим из виду, что в «знаменателе» у нас уже имеются все показатели о приобщении Николая Константиновича и Елены Ивановны к «сосредоточению огненному». Это единственно правильный критерий при оценках событий первого периода их жизни. Вместе с тем ошибочно забывать и то, что у них самих этого критерия в руках тогда еще не было[7].

В письмах к Беликову Святослав Николаевич выражал обеспокоенность, что многие так называемые исследователи творческого наследия Рерихов стремятся оторвать его отца от земного плана и преподносят его чуть ли не как небожителя, человека, не обремененного земными трудностями и живущего поверх обстоятельств плотного мира: «Ведь необходимо охранить Истинный облик Н.К. и надо всячески избегать какой­либо бутафории»[8].

Павел Федорович показывает, с каким трудом Рерихам приходилось прорываться через мир плотной материи к мирам иных состояний и измерений. Принцип воздействия и преображения материи через материю автором освещен очень точно. «Конечно, Н.К. и Е.И. не нуждались для пробуждения своего духа в “мече и молнии”, однако различие между степенями развития их духа и уровнем массового сознания эпохи поставило их лицом [к лицу] с прототипами “клише первых творений”. Оставаясь верными формуле “смертию смерть поправ”, Н.К. и Е.И. преодолевали пропасть разрыва между низшим материальным миром и миром духовным, к высшим сферам которого принадлежали, исключительно по законам воздействия материи через материю. Этот закон соблюдался ими на всех этапах их жизненного пути и особенно давал о себе знать в раннем периоде, когда поначалу их дух лишь смутно ощущал себя; затем, приспосабливаясь к существующим на земле условиям, стал прорываться в Высшие Сферы, устанавливая связь между мирами»[9].

Беликов открывает перед читателем часто скрытую от взора поверхностного исследователя архивов стройную систему восхождения Рерихов по ступеням жизни от низшего к высшему, от материи к духу, от житейских трудностей к высшим задачам, показывает, что житейские трудности не исчезают с горизонта жизни Рерихов, но воспринимаются ими в дальнейшем как явления, ведущие все к той же Высшей цели.

«Земной путь Е.И. и Н.К. – путь Архатов. Величайшим чудом для них была сама Жизнь, а не отклонение от ее закономерных проявлений. Как истинные Архаты и Посланники Шамбалы, Е.И. и Н.К. считались со строгой последовательностью и ограниченностью средств и методов в беспредельном, а следовательно, и в Земном строительстве. Усвоить эту последовательность, распознать земную ограниченность средств необходимо каждому, в каждом новом воплощении, ибо те или иные – не являются постоянными величинами, а изменяются в процессе общечеловеческой эволюции. На нашем этапе эволюции даже такой несовершенный и условный регулятор, как деньги, невзирая на все допускаемые им искажения, все­таки показывает, насколько мы усвоили общий закон равновесия, как научились в своих действиях рационально, не прибегая к явно неоправданным “авансам” и не впадая в иждивенчество пассивного выжидания “подачек”»[10]. С.Н. Рерих в своих письмах часто писал Беликову о жизненном кредо его отца. «Редко, очень редко встречаются люди с таким широким Пан­человеческим подходом к жизни. Будучи горячим патриотом, он, исходя из этой точки, объединял все человечество. Для него вся жизнь была великим Праздником Неустанного Творчества, Самоосознания, Служения ближним. Я несказанно ценю Ваши заботы выявить Истинный Лик Николая Константиновича»[11].

Наверное, каждый из нас может сказать, что часто наши надежды не оправдывались именно из­за того, что не была продумана последовательность действий, не были учтены реальные возможности, «и гибли замыслы с размахом». Автор духовной биографии раскрывает перед нами эту сторону деятельности Рерихов и тем самым, возможно, спасает не одну человеческую судьбу. Как часто мы впадаем в иллюзию легкого восхождения и считаем, что коль скоро мы заинтересовались духовными вопросами, то проблемы земные нас больше не коснутся и ангелы вознесут над каждой кочкой. Для тех, кто интересуется действием Кармы, я думаю, будет не безынтересно прочитать о периоде земного сосредоточения Рерихов.

Астральный мир – тоже очень актуальная тема. На этом поле изучения жизненного пути Рерихов не меньше вымыслов, чем на земном. Здесь и масштабы другие, и последствия куда более разрушительные, если подход к изучаемой теме неправильный. В книге П.Ф. Беликова эта астральная область освещена как нельзя кстати. В связи с тем, что в последнее время все чаще в разных источниках упоминается о том, что Рерихи на первых порах пользовались астральным каналом и даже принимали участие в медиумистических сеансах, многие стали примерять астральную рубашку на себя. Естественно, не без последствий. В чем же разница и где правильный подход к этой сложной проблеме? Беликов пишет:

Павел Федорович Беликов, Святослав Николаевич Рерих и Борис Борисович Пиотровский
на выставке С.Н. Рериха в Государственном Эрмитаже. Ленинград. Январь 1975 г.

«…Сам по себе астральный мир нейтрален. Его темные, негативные стороны порождены человечеством и соответствуют таковым на Земле. Поэтому, соблюдая определенные охранные меры, Владыки Шамбалы, при необходимости, прибегают к астральным каналам общения. Необходимость пользоваться именно этими каналами обусловлена тем, что вибрации астрального мира ближе к вибрациям земного, чем вибрации более высоких тонких сфер. Прямые контакты с последними, без наличия хорошо подготовленных и изолированных приемников, грозят бὸльшими нарушениями равновесия между мирами, чем контакты, в которых астральные слои используются как трансформаторы, перерабатывающие высокое напряжение на более низкое.

<…> Постоянное наблюдение Владык Шамбалы за своими Посланниками делало Е.И. и Н.К. более неуязвимыми по отношению к темным нападениям из низших слоев астрала, нежели это бывает с обычными людьми. Охранный панцирь Владык Шамбалы и, самое главное, внутреннее, подсознательное ощущение ИХ Водительства всегда служили для Е.И. и Н.К. надежной защитой»[12].

Каждому, кто изучает духовный путь Рерихов и учение Живой Этики, не безынтересен будет тот раздел в книге Беликова, где автор исследует тексты сборника стихов Н.К. Рериха «Цветы Мории». Одной из ценных подсказок С.Н. Рериха было предложение исследовать самый ранний период в творчестве Н.К. и, в частности, стихи. «Я, конечно, с большим интересом прочту Вашу главу о Н.К. Какие именно сочинения Н.К. у Вас есть? Есть ли издание 1914 года – собрание статей? (Сытина). Есть ли Его стихотворения? В этих стихах уже все запечатлено. В Его жизни не было сомнений. Он очень рано определил путь, по которому он все быстрее и быстрее продвигался к цели. Да, замечательный он был человек. Он смотрел далеко вперед. И не только смотрел – он видел. Таких людей, как он, я уже нигде больше не встречал»[13].

Беликов считал, что «Цветы Мории» являются ценнейшим документом духовной биографии Н.К. Рериха. Анализируя тексты книг Учения и сопоставляя их с текстами стихотворного сборника, Беликов доказывает, что, как и Живая Этика, стихи были написаны под руководством Учителя М. Подкрепляя свои выводы фрагментами из писем Н.К. Шибаеву, Беликов пишет:

«По существу книгу “Цветы Мории” следует рассматривать как своего рода введение к книгам серии Живой Этики. На это указывает само название книги, заключающее в себе Имя Учителя М., и некоторые другие существенные моменты. Так, например, книга заканчивается поэмой “Ловцу, входящему в лес”, относительно которой Н.К. сообщает в письме к В.А. Шибаеву от 25 июля 1921 г., что поэма дана Учителем как Наставление». И далее: «…по указанию Учителя в книгу “Цветы Мории” было включено и Его Наставление для Н.К., аналогично тому, как подобные Наставления для Н.К., напутствия и Указы персонально для Е.И. и Н.К. включались позже в книги Живой Этики»[14].

Обратив внимание на годы написания стихов, Беликов открывает некую закономерность, напрямую связанную с миссией Рерихов. Название стихов и даты их написания служат как бы дополнительными знаками для обозначения внутренних связей миссии Рерихов с космическими событиями. Трехстишие «Заклятие», которое открывает книгу «Цветы Мории», было написано в 1911 году. Изучая этот текст, Беликов, в частности, пишет: «1910–1911 годы можно считать годами, когда для Е.И. и Н.К. были полнее открыты их Миссия, кармические связи четырех членов семьи и Руководство ими Учителем М. Скорее всего именно поэтому “Заклятием”, как Наставлением Учителя, и “Ловцом”, как таковым же на новом этапе Служения, открывается и закрывается книга, носящая в своем заглавии Его Имя»[15].

Беликов подробно рассматривает структуру книги «Цветы Мории» и находит в ней ключ к пониманию процесса проникновения эзотерического в экзотерическое, Высшего в каждодневность. Он неоднократно пишет о том, что изучение сборника стихов «Цветы Мории» позволяет многое понять в миссии Рерихов. «Для того, чтобы понять все разнообразие жизни Рерихов, все противоречия преодоленные, необходимо вскрыть те внутренние стимулы, которые эту жизнь складывали. Тогда и только тогда мы сможем воспользоваться богатейшим опытом Елены Ивановны и Николая Константиновича, получим право называться их учениками. Короче говоря, для того, чтобы им следовать, надо ЗНАТЬ. С закрытыми глазами многого не узнаешь»[16].

Обращаясь к будущим исследователям творческого наследия Рерихов, Беликов постоянно напоминает: относитесь ответственно к изучению архивных материалов, не стройте иллюзорных догадок там, где не хватает фактического материала, соизмеряйте, и перед вами раскроются врата в «Державу Рериха».

Исследуя жизненный путь Николая Константиновича, Беликов не только показывает будущим исследователям, как надо работать с архивными материалами, но и дает проверенные жизнью советы для нашего успешного духовного восхождения, предостерегает от искаженного восприятия сложных философских истин. «Мы видим, как всю жизнь Елена Ивановна, Николай Константинович и их сыновья опирались на собственное сознание, искали ответы на свои вопросы в себе самих, зная, что их сознание НАПРАВЛЯЕТСЯ и питается энергией, посылаемой Учителем. Можно спросить, а как же тогда обстоит дело с Указами, о которых сказано, что их надо выполнять немедленно и неукоснительно? Но, во­первых, Указ надо услышать и самому правильно понять; во­вторых, Указы никогда не затрагивают личной кармы; в­третьих, Указы даются в исключительных случаях и только людям проверенным; в­четвертых, способ выполнения Указа остается выбирать получившему его. Так что Указ всегда только наполовину исходит от Учителя, другая половина должна быть добавлена самим сознанием ученика»[17].

Подтверждение правильности понимания Единения с Высшим в жизни Рерихов Беликов получал часто из переписки со Святославом Николаевичем: «Сотрудничество Н.К. и Е.И. было редчайшей комбинацией полнозвучного звучания на всех планах. Дополняя друг друга, они как бы сливались в богатейшей гармонии интеллектуального и духовного выражения. Вы сами знаете, как возрастают наши силы от некоторых контактов, как обогащается и озаряется наш Духовный Мир, как разрешаются казалось бы неразрешимые проблемы и все приобретает совсем особое значение. Главное – никогда не терять Священной Нити, Со­Присутствия»[18].

П.Ф. Беликов, Г.В. Гаврилов, Л.В. Шапошникова. Новосибирск, 1976

Особенно тонко Беликов подходит к вопросу о том, как соотносятся выполнение Указа и собственная свободная воля ученика. Как учесть собственное восприятие и не исказить Указ при его исполнении? Ведь человек не машина, а творческая индивидуальность, целый мир во Вселенной. И здесь Беликов находит ответы в стихах Н.К. Рериха, в частности, в стихотворении «Ловцу, входящему в лес». Раскрывая внутренний смысл мира поэтических образов, Беликов предлагает нашему вниманию целый философский трактат, духовное наставление Учителя ученику:

«…нужно было познать океан жизни до того, как приступать к лову, и <…> Учитель наставлял его на это. Без руководства Учителя не было бы нужных достижений, но и Учитель без Ловца не познал бы радости счастливого лова. Так утверждалась ценность сотрудничества, в котором ученик и Учитель взаимно связаны, взаимно помогают друг другу»[19].

Исследователь показывает, как происходила работа над книгами Живой Этики, как формировались тексты и выявлялся стиль книг Учения. Россия и Учение, социальная революция и капитализм, будущее мира и роль в этом России, отношение Рерихов к социализму, значение всей семьи в исполнении Указов Учителя – эти и другие важнейшие темы затронуты в книге «Рерих: опыт духовной биографии».

Обратим внимание на такое высказывание Беликова:

«Решающими моментами эволюции никогда не были и не будут мировая политика или мировая экономика. Ведь целью эволюции не является создание политически правильно мыслящего человека, а человека, способного мыслить Космическими категориями. Политика, экономика, все созданные ими общественные формации лишь на более мелких и временных примерах учат человека разбираться в сущем»[20].

Или еще одна цитата:

«Сейчас же подчеркнем со всей определенностью, что новое Учение, данное широко всему миру, в первую очередь имело в виду Россию. И не какую­нибудь отвлеченную Россию далекого будущего, но именно ту, которая начала в 1917 году Новую Эру в жизни человечества и продолжает начатое, невзирая на все видимые отклонения и неудачи. Слишком велики были жертвы революции, гражданской войны, второй мировой войны, и, наконец, внутреннего террора, чтобы их перечеркнуть и начать строительство в другом месте, если бы это было возможно. Но кратки сроки, долго велась подготовка, и не может быть нарушено Космическое Веление»[21].

Павел Федорович Беликов. Козе-Ууэмыйза. Август 1977 г.

Да, велики были жертвы на пути духовного преображения Земли, но Космическая Эпоха, утверждает Беликов, началась. Уже в ХХI веке эту же мысль подтверждает и научно доказывает другой исследователь творческого наследия Рерихов, Людмила Васильевна Шапошникова. Она пишет, что в России в начале ХХ века совпали две волны революции – духовная и социальная, и обе привели к глобальным переменам на планете. В частности, в своей книге «Веление Космоса» Шапошникова пишет о духовной революции:

«ХХ век, <…> как и его далекий предшественник VI век до н.э., вплотную подошел к эволюционным и историческим изменениям и дал Планете целую плеяду гениальных ученых, совершивших известный нам научный “взрыв” и создавших новую картину Вселенной»[22].

В своей книге Беликов затронул еще одну злободневную тему – отношение науки к духовности, значение новейших открытий с точки зрения нравственного преображения Земли. Через творчество Рериха автор раскрывает перед нами современную драму научного общества и ставит вечные вопросы: достойны ли мы научных открытий? Осознаем ли мы опасность самоуничтожения? Осознаем ли мы себя частью Живого Космоса? Приводя высказывания В.И. Вернадского, Рерихов, фрагменты из книг Учения, Беликов раскрывает перед нами не только картину настоящего, но и будущего. «Современная наука в области Космоведения давно встала на рубежи, с которых требуется пересмотр смысла всей человеческой жизни»[23].

К сожалению, Павел Федорович не успел завершить работу над Духовной биографией Рериха. Преждевременный уход прервал творческий земной путь выдающегося исследователя. Но даже неоконченный труд П.Ф. Беликова является ценным вкладом в мировую Культуру.

Во время болезни Беликова С.Н. Рерих писал ему ободряющие слова. «Я очень рад получить Ваши письма, но огорчился Вашим недомоганием, поправляйтесь скорее, мы шлем Вам наши лучшие мысли и пожелания скорейшего выздоровления. Ваше здоровье так необходимо для нашей общей работы. <…> Поправляйтесь, Вам столько еще предстоит написать и сделать, Ваши знания сейчас так нужны и бесценны»[24].

Личность П.Ф. Беликова – пример непрерывного духовного восхождения, его труды стали классикой рериховедения, на них опираются и ссылаются добросовестные исследователи наследия Рерихов.

Еще при его жизни неоконченный вариант машинописного текста книги «Рерих: опыт духовной биографии» разошелся среди исследователей творческого наследия великой семьи. В советское время такой вид самиздата был весьма распространен. Поскольку книга была не закончена, Павел Федорович давал ее только конкретным людям без права дальнейшего бесконтрольного размножения текста. Текст печатался на тонкой папиросной бумаге. К сожалению, немногие любители самиздата соблюдали это предписание автора, и процесс, так сказать, вышел из­под контроля. После ухода П.Ф. Беликова печальная участь ждала не только текст этой книги, но и весь его архив. Он практически утратил свою целостность, и многие материалы, собранные Беликовым с таким трудом, попали в руки случайных людей.

Книга «Рерих: опыт духовной биографии» была издана в 1994 году в Новосибирске по распространившемуся в самиздате тексту без ведома держателей авторских прав и в 2001 году – в Москве, в издательстве «Сфера» (с купюрами). В настоящее время она научно обработана по рукописи П.Ф. Беликова в публикаторском отделе МЦР и издана официально с разрешения наследников к столетию со дня его рождения.

К.А. Молчанова, председатель Эстонского общества Рериха, лично знавшая Павла Федоровича Беликова, так пишет об этом замечательном человеке: «Перед нами прошла прекрасная жизнь в служении человечеству. Чистое и высокое сознание. Никаких мелких мыслей самости. Никакого личного возвеличивания. Только путь самоусовершенствования, путь внутреннего преображения и высокая радость Служения»[25].


[1] Из архива П.Ф. Беликова. Козе-Ууэмыйза. Эстония. Цит. по: «В каждом Вашем письме заключено что-то строительное и бодрое» // Культура и время. № 1/2, 2002. С. 126.

[2] См.: Из архива П.Ф. Беликова. Козе-Ууэмыйза. Эстония. Цит. по: «В каждом Вашем письме заключено что-то строительное и бодрое» // Культура и время. № 1/2, 2002. С. 125–145, 279–280.

[3] Книжник Т.О. Хранитель // Культура и время. № 1/2, 2002. С. 280.

[4] Рерих С.Н. Письма. Т. II. М.: МЦР, 2005. C. 351.

[5] Там же. С. 324.

[6] Письмо П.Ф. Беликова к Г.П. Орленко. Непрерывное восхождение. Т. 2. М., 2003. С. 231.

[7] Беликов П.Ф. Рерих: опыт духовной биографии. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2011. С. 59.

[8] Рерих С.Н. Письма. Т. II. М., 2005. С. 240.

[9] Беликов П.Ф. Рерих: опыт духовной биографии. С. 59–60.

[10] Там же. С. 78.

[11] Рерих С.Н. Письма. Т. II. С. 236.

[12] Беликов П.Ф. Рерих: опыт духовной биографии. С. 88.

[13] Рерих С.Н. Письма. Т. II. C. 192.

[14] Беликов П.Ф. Рерих: опыт духовной биографии. С. 96.

[15] Там же. С. 99.

[16] Беликов П.Ф. Рерих: опыт духовной биографии. С. 164.

[17] Там же. С. 175.

[18] Рерих С.Н. Письма. Т. II. С. 234.

[19] Беликов П.Ф. Рерих: опыт духовной биографии. С. 180.

[20] Там же. С. 205.

[21] Беликов П.Ф. Рерих: опыт духовной биографии. С. 206.

[22] Шапошникова Л.В. Веление Космоса. М., 1995. С. 52.

[23] Беликов П.Ф. Рерих: опыт духовной биографии. С. 232.

[24] Рерих С.Н. Письма. Т. II. С. 357.

[25] Непрерывное восхождение. Т. 1. М., 2001. С. 5.

Spread the love

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *