№ 42-2011-4 |
Резолюция _________
С 8 по 11 октября 2011 года в Москве в Международном Центре Рерихов прошла Международная научно-общественная конференция «Живая Этика как творческий импульс Космической эволюции».
Организатор конференции – Международный Центр Рерихов; соорганизаторы – Российская академия естественных наук, Российская академия космонавтики имени К.Э. Циолковского, Институт истории естествознания и техники имени С.И. Вавилова РАН, Международная ассоциация фондов мира, Международная лига защиты культуры, Благотворительный Фонд имени Е.И. Рерих, Мастер-Банк. Информационную поддержку конференции осуществляли Информационный центр ООН в Москве, газета «Новая газета», журнал «Музей», журнал «Культура и время», журнал «Discovery», ТД «Библио-Глобус».
С приветствиями к участникам конференции обратились: вице-президент Национальной академии наук Кыргызской Республики В.М. Плоских (Бишкек); ректор Кыргызско-Российского Славянского университета, академик Национальной академии наук Кыргызской Республики В.И. Нифадьев (Бишкек); третий секретарь Посольства Индии в Российской Федерации Мукул Арья; академик РАН Е.П. Челышев; вице-президент Российской академии естественных наук, вице-президент Международной Лиги защиты Культуры Г.Н. Фурсей; руководитель центра восточных исследований, доктор филологических наук, профессор Софийского университета Святого Климента Охридского А. Федотов (София, Болгария); академик Монгольской академии наук Ш. Бира (Улан-Батор, Монголия); от президента Академии художеств РФ З.К. Церетели действительный член Российской академии художеств А.А. Золотов; от президента Международного общественного движения «Восточное измерение» М.Е. Николаева В.П. Артамонов.
В адрес конференции поступило 55 приветствий ученых, государственных и культурных деятелей. В их числе председатель Комитета Государственной думы Федерального Собрания РФ по науке и наукоемким технологиям, академик РАН и РАМН В.А. Черешнев; лауреат Международной премии «Глобальная энергия», академик РАН В.Е. Накоряков; заместитель председателя Комитета по культуре Государственной думы РФ Е.Г. Драпеко; Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Индии А.М. Кадакин; и.о. министра министерства культуры Республики Татарстан И.Х. Аюпова; президент Российской академии естественных наук О.Л. Кузнецов; ректор Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского С.А. Огай (Владивосток); генеральный директор Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского, академик Национальной академии Украины А.С. Онищенко.
В работе приняли участие свыше 460 человек из 25 стран. В их числе 6 академиков, 8 докторов наук, 30 кандидатов наук. Среди них были представители многих регионов России, иностранные ученые и культурные деятели из Австрии, Армении, Беларуси, Болгарии, Бразилии, Германии, Грузии, Израиля, Индии, Казахстана, Канады, Кыргызстана, Латвии, Ливана, Литвы, Молдовы, Монголии, Узбекистана, Украины, Финляндии, Франции, Чехии, Швейцарии, Эстонии.
В рамках культурной программы конференции 8 октября в выставочных залах Музея имени Н.К. Рериха состоялось открытие выставки «На берегах иных миров…».
На конференции с докладами выступили генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха, академик РАЕН и РАКЦ имени К.Э. Циолковского Л.В. Шапошникова, доктора философских наук А.В. Иванов, О.А. Лавренова, В.В. Фролов, кандидат философских наук В.Г. Соколов и другие.
ХХ век был переломным во многих отношениях. На огромных пространствах Мироздания начался новый этап космического переустройства, и планета Земля оказалась в его орбите. Готовящиеся в течение нескольких предыдущих веков космические перемены дали о себе знать с новой силой. Энергоинформационные импульсы, посылаемые Высшими мирами, требовали реализации в земных условиях. Речь шла о смене сознания. Известно, что три вида мышления – мифологическое, религиозное и научное – исторически сменяли друг друга под воздействием эволюционных импульсов. В ХХ веке формируется философия Космической реальности. Ее можно рассматривать как энергоинформационный импульс Высшего. В ней заключены знания о Вселенной, о сложном строении миров различного состояния материи, о необходимости изменения сознания, которое в философии космической реальности совершенно справедливо было названо космическим. В Живой Этике содержатся новые подходы к науке и показана необходимость синтеза метанауки и эмпирической экспериментальной науки.
Любой импульс, посылаемый из Космоса на Землю, проходит через человека, который в меру своих индивидуальных качеств способен внедрить полученные знания на планете и дать разъяснения их смысла. Иначе говоря, в эволюции Высшее ведет низшее. Вестниками Космической эволюции в ХХ веке оказались Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи, благодаря усилиям и стремлениям которых космический эволюционный импульс был воспринят культурой нашей планеты. Первая книга Живой Этики имела эпиграф: «В Новую Россию Моя первая весть». И сам текст Живой Этики, принимаемый Еленой Ивановной, шел на русском языке.
В современной исторической ситуации Живая Этика выступает творческим импульсом Космической эволюции и способствует формированию нового космического сознания ученых, деятелей культуры, педагогов и представителей других сфер общественной деятельности.
Наряду с этим важнейшей задачей научной и культурной общественности является защита имени и наследия Рерихов от нападок недоброжелателей, а главной части наследия – Живой Этики – от искажений. Конференция поддерживает решение Международной конференции «75 лет Пакту Рериха» (октябрь 2010 г.) о создании Постоянного международного комитета сохранения наследия Рерихов в мире.
Важное значение для осмысления и применения Живой Этики имеют труды по философии космической реальности основоположника научной школы рериховедения Л.В. Шапошниковой, которые являются большим вкладом в развитие философии космической реальности.
Конференция констатирует, что в исследовании Живой Этики пройден большой путь. В то же время эта работа нуждается в новых подходах. Данная конференция стала новым шагом в научном осмыслении Живой Этики.
Конференция постановляет:
1. В продолжение темы «Живая Этика как творческий импульс Космической эволюции» предложить для изучения философии космической реальности следующие направления:
– Космические законы: «Высшее в эволюции ведет за собой низшее», «Закон Иерархии», «Закон Учительства», «Закон энергоинформационного обмена» и др.
– Новая система познания и ее особенности.
– Сердце и интеллект как средства познания: пути формирования гармоничного целого.
– Эволюционная роль Культуры в жизни человека и общества.
2. В разработке указанных тем наладить сотрудничество МЦР с университетами и научными организациями.
3. МЦР – организовать мониторинг готовящихся работ по темам, созвучным Живой Этике, и оказывать помощь ученым в их публикации.
4. МЦР – открыть на своем сайте рубрику презентаций трудов Л.В. Шапошниковой и содержащихся в них философских открытий.
5. Усилить научную сторону проведения передвижных выставок из фондов МЦР.
Обзор Международной научно-общественной конференции
Накануне международного форума «Живая Этика как творческий импульс Космической эволюции», 8 октября, открылась приуроченная к конференции выставка картин художников-космистов из музейного фонда МЦР «На берегах иных миров…». Эти художники уже представляли свое творчество в залах Музея имени Н.К. Рериха и подарили Музею свои работы.
Искусство – это творческое направление, которое на протяжении всей истории планеты больше чем что-либо другое влияет на нашу эволюцию, отметила в своем выступлении на открытии выставки генеральный директор Музея, заслуженный деятель искусств РФ Л.В. Шапошникова. Художественное творчество нераздельно связано с процессом познания и нередко опережает науку. Иногда различного рода научные открытия сначала находят свое отражение в искусстве – в живописи, скульптуре, музыке, поэзии, а после, нередко по прошествии веков, подтверждаются наукой.
Один из примеров подобного опережения – история создания картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи». На ней запечатлено извержение Везувия в 79 г. н.э. Брюллов приехал в Помпею в двадцатые годы XIX века и через несколько лет написал свое знаменитое произведение. Долгое время считалось, что люди гибли под раскаленной лавой и падающими камнями. Но ничего этого нет на полотне Брюллова. Прежде всего внимание привлекает эмоциональное состояние людей, они мечутся в безысходности, но нет ни лавы, ни камней.
Раскопки Помпеи начались в 1848 г., археологические материалы собирались почти два столетия. Ученые XXI века, используя современные методы, продолжили работы, чтобы понять, что же погубило этот древний и прекрасный город. Изучая развалины города, они не находили следов лавы и ударов камней. После двадцатилетних усилий ученые пришли к выводу, что Помпея погибла от облака раскаленного пепла, накрывшего город и ставшего причиной массовой гибели людей.
Облако на картине «Последний день Помпеи» занимает полнеба, и люди ведут себя так, словно они задыхаются. Во время путешествия в Помпею Брюллов записал в своем дневнике, что он увидел то, что там происходило в те далекие времена. В истинном искусстве часто используется методика прозрения, озарения, интуиции. Максимилиан Волошин, объясняя подобный феномен, говорил о «камнях, намагниченных историей». Каждое событие отражается на всех находящихся рядом предметах и материалах. Наука еще не нашла способа исследовать то, как энергетика прошлого обретает образ и почему один художник видит и слышит, а другой нет.
На рубеже XIX–XX вв. в пространстве России начался процесс формирования искусства, связанного с Космосом, с космическим мышлением. Позже он коснулся и других стран, но Россия была первой, и здесь это явление выразилось в полной силе. Космос – это не только небо со звездами, планетами и туманностями. Это пространство содержит в себе огромное количество миров, где материя существует в различных состояниях. На полотнах современных художников-космистов мы воочию видим другие миры с иными состояниями материи и энергетики.
Из Живой Этики можно узнать о мирах плотном, тонком и огненном, но наука еще не готова к тому, чтобы вести в этой области исследования, хотя могла бы получить интересные выводы и доказательства. Современное искусствоведение не принимает во внимание космическую природу художества, предшествующего формированию нового космического сознания. Художники-космисты замалчиваются, о них не пишут, и им не верят. Но когда-нибудь наука докажет их ценность. Энергетика красоты – удивительное явление! Формула Достоевского «Мир спасет красота» – истинна. Можно добавить к ней: «если мир спасет красоту». Музей имени Н.К. Рериха именно спасает красоту, поддерживая художников, которые в своем творчестве отражают космическую реальность, и ведет серьезные исследования в области космического мышления. Этими проблемами занимался и Николай Константинович Рерих как великий художник и как мыслитель. Каждый из художников, чьи работы представлены на выставке «На берегах иных миров…», по-своему отражает эту тему. Космизм в искусстве имеет большое будущее, он ведет нас к новым мыслям и делам, открывает путь от берегов иных миров к беспредельному океану Космоса.
На открытии экспозиции выступила заместитель генерального директора Музея имени Н.К. Рериха Н.Н. Черкашина. Она напомнила, что выставки художников-космистов проводятся регулярно с 1998 года. Это единственный в мире музей, где серьезно занимаются комплектованием такой коллекции. Творчество Н.К. Рериха явилось мощным импульсом для художников, отражающих в своих произведениях красоту реального Космоса. В 20–30-е гг. прошлого столетия такое вдохновение получили от Рериха художники группы «Амаравелла», чьи картины также представлены на выставке. Руководитель отдела развития Музея, член Московского объединения художников Международного фонда художников Е.Н. Дубровина подчеркнула, что долгое время художников-космистов не понимали, сажали в тюрьмы, говорили, что их произведения – это свидетельство неадекватности восприятия мира. Но они творили, черпая силу в неуклонном следовании этим законам, в сотрудничестве с Высшим. Член Международного художественного фонда художник-космист Феодосия процитировала пророческие слова философа и поэта Серебряного века Владимира Соловьева о наступлении новой эпохи в искусстве, когда его высшей задачей становится отражение абсолютной красоты, создание «вселенского духовного организма».
Сейчас, в начале XXI века, когда мировое сообщество в значительной мере переживает духовный кризис, потерю смыслов и ценностей жизни, мир благодаря огненному подвигу Е.И. и Н.К. Рерихов, Живой Этике и творчеству художников новой эпохи обрел светлые пути постижения красоты и Космоса, открывал новые горизонты развития духа. Художница Лола Лонли, член Творческого союза художников России и Международной федерации художников, пожелала своим собратьям по искусству душевного мужества, позволяющего не отступать от избранного пути, и передала в дар Музею имени Н.К. Рериха свою картину – триптих «Матерь Мира». Скульптор Алексей Леонов отметил, что выставка отражает те энергетические процессы, которые происходят в пространстве духовного и тонкого миров. Художник, озаренный творческой мыслью, претерпевает сопротивление материального мира. Эта борьба происходит и внутри человека, и во внешнем пространстве. Задача художника – разорвать завесу между двумя мирами, выйти в мир Инобытия и принести его ценности в наш мир через свои произведения.
Утром 9 октября конференцию открыла Людмила Васильевна Шапошникова. Она поздравила всех с началом работы форума, который традиционно приурочен ко дню рождения Н.К. Рериха – на этот раз сто тридцать седьмому. Конференция должна стать новым этапом в осмыслении Живой Этики, сказала Людмила Васильевна. Если раньше мы рассматривали эту философскую систему в общем, то сейчас пришло время обратить особое внимание на одну из наиболее важных ее сторон, представить ее как творческий импульс Космической эволюции.
В присланном приветствии председателя Комитета Государственной думы Федерального Собрания РФ по науке и наукоемким технологиям, академика РАН и РАМН В.А. Черешнева было отмечено, что эта конференция может дать богатый материал для размышлений, так как философская система Живой Этики в последнее время привлекает ученых тем, что помогает понять роль и место человека в Мироздании.
Выступая с приветствием, третий секретарь Посольства Индии в РФ Мукул Арья напомнил о нравственной доминанте бытия. Каждый из нас ежедневно стоит перед выбором, как жить дальше. Решая эту проблему в профессиональном или личном отношении, мы всегда должны руководствоваться соображениями этики. Наш выбор показывает, какова реальная ценность нашей личности, и определяет наше будущее. Н.К. Рерих не только жил в Индии – он был связан с ней духовно. Его вклад в культуру Индии трудно переоценить. Рерих сыграл большую роль в деле укрепления взаимоотношений между двумя нациями и помог индийскому народу по-другому посмотреть на себя.
Доктор исторических наук, профессор, академик Академии наук Кыргызской Республики, заведующий кафедрой истории и культуры Кыргызско-Российского Славянского университета, директор Института мировой культуры В.В. Плоских сказал, что ученые Кыргызстана с большим интересом изучают и популяризируют наследие Рерихов. В озвученном им приветствии университета отмечается, что человечество стоит у порога Нового мира, поэтому нам необходимо осмыслить свою историю в контексте Космической эволюции. Разносторонняя культурная и научная деятельность МЦР, фундаментальные философские труды Л.В. Шапошниковой приближают новую эру космического миропонимания. Решением Ученого совета университета за выдающийся вклад в укрепление духовных основ общества, расширение международного научного сотрудничества и продвижение в жизнь космического мышления Л.В. Шапошниковой присвоено звание почетного доктора наук Кыргызско-Российского Славянского университета.
От имени болгарского Центра восточных языков и культур выступил доктор филологических наук, профессор Софийского университета Святого Климента Охридского А.В. Федотов. События, происходящие на нашей планете, каждый день подтверждают актуальность идей Живой Этики и ведущую роль Культуры на пути преодоления труднейших кризисов современности. Федотов отметил огромный вклад в эволюцию планеты культурной и научной деятельности Международного Центра Рерихов. Решением Академического совета Л.В. Шапошниковой присвоено почетное звание доктора наук Софийского университета Святого Климента Охридского. Ректор университета Иван Илычев намерен приехать в Москву, чтобы лично вручить Людмиле Васильевне диплом и соответствующие регалии.
А.А. Золотов, заслуженный деятель искусств РФ, член Президиума Российской академии художеств, зачитал приветствие президента академии З.К. Церетели, в котором он оценивает конференцию как особо значимое событие. В основу ее проблематики легли концепция Культуры, идеи Живой Этики. Н.К. Рерих – выдающийся русский живописец, академик Императорской академии художеств, видный общественный деятель, ученый, писатель, поэт, «величайший интуитивист». Автор и организатор целого ряда культурных проектов XX столетия, он внес огромный вклад во многие области гуманитарного знания. Николай Рерих – это исключительное и впечатляющее явление в современном мире.
Академик Монгольской академии наук, руководитель Монгольского общества Рерихов Шагдарен Бира убежден, что идеи Живой Этики, принятые современными учеными и основанные на мудрости Востока, могут привести к новым открытиям в области познания человека, планеты и космического мироздания. Этот год – особенный в изучении рериховского наследия в Монголии. В августе при поддержке президента Монголии успешно прошел X Международный конгресс монголоведения. В Национальном музее изобразительного искусства имени Дзанабазара состоялась выставка картин Н.К. Рериха из фондов МЦР. Недавно был отреставрирован дом, в котором жили Рерихи. Во время Центрально-Азиатской экспедиции в 1926–1927 гг. они восемь месяцев провели в Урге и проделали огромную научную и художественную работу. Сейчас идет подготовка к созданию музея, посвященного Николаю Рериху. Многие мудрые слова, сказанные великим художником и мыслителем о Монголии, в настоящее время начинают подтверждаться.
Приветствие президента Международного общественного движения «Восточное измерение» М.Е. Николаева прочел его помощник В.П. Артамонов. «Восточное измерение», говорится в приветствии, так же, как и Международный Центр Рерихов, имеет благородную цель развивать культурные и научные отношения между Россией и странами Азии. Рерихи открыли окно в мир Гималаев и Индии, дали миру высокое учение Живой Этики. В наследии Рерихов заключен космический смысл. Жизнь и деятельность Рерихов – свидетельство живой связи России и Азии, мы преклоняемся перед Рерихами за их выдающиеся заслуги в развитии отношений между народами. Конференция свидетельствует о широком интересе к идеям Живой Этики во всем мире.
Академик РАН Е.П. Челышев подчеркнул значение наследия Рерихов для мировой культуры и особо отметил научную школу рериховедения Л.В. Шапошниковой, новым шагом в развитии которой должна стать эта конференция.
Вице-президент Российской Академии естественных наук, вице-президент Международной Лиги защиты Культуры Г.Н. Фурсей пожелал участникам конференции успеха и новых научных открытий.
Центральным событием форума стал доклад Л.В. Шапошниковой «Живая Этика как творческий импульс Космической эволюции»[1], в котором была поставлена проблема и обозначены основные направления ее решения.
Сотрудник Харьковского областного объединения «Культурный центр имени Н.К. Рериха», кандидат философских наук В.Г. Соколов (Украина) в докладе «Живая Этика в системе Космическая эволюция – метаистория – культура»[2] подчеркнул, что осмысление Живой Этики в контексте этой системы наиболее эффективно с точки зрения энергетического мировоззрения.
Тему космического творчества и эволюции человечества продолжили учитель музыки, член Украинского рериховского общества, отделения МЦР О.В. Узикова (Киев, Украина) в сообщении «Зерно Духа как проявление творческого начала в Космосе» и соискатель кафедры социологии и социальной философии Таврического национального университета им. В.И. Вернадского Г.Г. Пантелеева (Севастополь, Украина) в сообщении «Живая Этика – эволюционный импульс Новой эпохи».
Доклад на тему «Живая Этика как космический импульс к новой интерпретации старых научных закономерностей» сделал заведующий кафедрой философии Алтайского государственного аграрного университета, доктор философских наук, профессор А.В. Иванов (Барнаул). На примере мировоззрения восточных архатов и православных святых он показал, что «разумные пастыри бытия» могут с любовью и со всей мерой ответственности способствовать решению практических задач общества, идет ли речь о духовном наставничестве или об избавлении от эпидемий, засухи и т.д. С другой стороны, современное состояние человечества, во всей бессмысленности его социального и материального бытия, вызывает опасения, что настали «последние времена» – затяжной и глубинный мировоззренческий кризис, выход из которого возможен только путями духа.
Директор Центра восточных языков и культур Софийского университета Св. Климента Охридского, доктор филологических наук, профессор А.В. Федотов (Болгария) на примере семьи Рерихов рассмотрел проблему «Учитель – ученик как система познания». Настоящий учитель и истинный ученик составляют целостную энергетическую систему, она является выразителем космического закона «Высшее ведет низшее». Без этой системы импульсы Космической эволюции не смогли бы воплотиться в реальных земных условиях.
А.А. Лебеденко, заместитель руководителя отдела «Объединенный научный центр космического мышления МЦР», кандидат педагогических наук, кандидат философских наук, советник РАЕН (Москва), в сообщении «Сердце как средство метанаучного познания Космической реальности» представил кардиоцентрическую традицию в истории мировой культуры. Существует две системы знаний о сердце. Первая, эмпирическая, основана на закономерностях традиционного физического эксперимента; вторая, метанаучная, представлена сферой интуиции, озарения, познаний по законам духовной эволюции. Согласно Живой Этике, эти две системы знаний не противоречат друг другу, а являются закономерными ступенями осознания человеком сущности и роли сердца в его жизни и при определенных условиях объединяются и семантически синтезируются. Сердце по существу своему есть свыше действующий и дающий орган, орган разумения, инициирующий духовно-нравственные усилия человека. Согласно восточным философским учениям, сердце выступает как сакральный центр, где происходит очищение всех действий, чувств и мыслей человека, собирание их в целостную систему. В отечественной философской мысли сердце – истинная соборность и единение. Именно сердце является связующим центром и регулятором всех видов познания: научного (логического), религиозного (верознание), философского (метафизика) и космического (духоразумение). Объединив все виды познания, сердце синтезирует универсальное, качественно новое знание – мудрость.
«О подвижниках космического мышления забывать не до́лжно…» – так озаглавила свое сообщение В.В. Воропаева, кандидат исторических наук, профессор Кыргызско-Российского Славянского университета (Бишкек). Подвижники создают единое культурное пространство человечества. Подвижники и герои, те, кого Л.В. Шапошникова называет Вестниками, приносят на Землю новое знание, которое открывается им в восхищении духа. Через них приходят новые эволюционные импульсы, и пространство знаний человечества постоянно расширяется.
Член Вильнюсского общества М.К. Чюрлёниса Н. Балкевичиене (Литва) в докладе «Импульс Живой Этики в эволюционном творчестве М.К. Чюрлёниса», осмысляя некоторые аспекты творчества литовского художника и философа, представила его исторический образ как вестника Космической эволюции.
Заместитель генерального директора Музея имени Н.К. Рериха по научной работе, доктор философских наук, профессор В.В. Фролов (Москва) сделал доклад «Космическое мышление: новый взгляд на философию Серебряного века в России (по работам Л.В. Шапошниковой)»[3]. Он раскрыл концепцию Духовной революции, которая в трудах Людмилы Васильевны представлена как реализация мощного импульса Космической эволюции.
Доклад П.Г. Никитенко, академика Национальной Академии наук Беларуси, «Живая Этика и ноосферная экономика» был посвящен проекту ноосферной конституции, которая могла бы помочь человечеству выйти из затяжного кризиса, вызванного отказом от духовных ориентиров ради материального потребления.
Председатель Санкт-Петербургского отделения МЦР, член Союза концертных деятелей России, артист Губернаторского оркестра Санкт-Петербурга Э.А. Томша сделал сообщение «Живая Этика о музыке как способе постижения Космической реальности». На рубеже XIX и XX вв. в пространстве Духовной революции появились композиторы и музыканты, положившие в основание своего творчества идеи, образы и ритмы одухотворенного Космоса. Среди таких композиторов-подвижников были Микалоюс Чюрлёнис, Константин Сараджев, Александр Скрябин. Усвоение космического ритма рассматривается в докладе как ступень на пути к внутренней гармонии человека и как врата к дальним мирам. Осмысление великих музыкальных произведений в их космическом значении дает импульс к изучению иных состояний материи одухотворенного Космоса, помогает понять скрытые силы и связи, осознать роль творческой личности во взаимодействии различных энергетических структур и энергоинформационных процессов, идущих во Вселенной.
В докладе «Космическое мироощущение Н.К. Рериха и музыкальное творчество» доктор искусствоведения, профессор кафедры музыкального воспитания и образования Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, член Союза композиторов РФ Г.П. Овсянкина (Санкт-Петербург) познакомила участников конференции с первыми художественно значимыми вокальными циклами на стихотворения Н.К. Рериха. Их появление свидетельствует о новой ступени в эволюции идей космической нравственности. Символично, что первые вокальные циклы на «Цветы Мории» принадлежат петербургским авторам, – ведь именно в Петербурге произошло мировоззренческое и творческое становление Н.К. Рериха. Выразительные средства и разнообразная стилистика его поэзии и эмоционально-интеллектуальное ее восприятие разными композиторами привели к возникновению абсолютно несхожих, но достаточно мощных по степени воздействия произведений.
Кандидат искусствоведения, руководитель Народного музея семьи Рерихов библиотеки имени Д.С. Лихачева Е.С. Кулакова (Новокузнецк) в докладе «Матерь Мира как творческая сила Космоса» утверждает энергетическую сущность Живой Этики, которая, сложившись в природном космическом потоке, вобрала в себя самое ценное из прошлого и настоящего человечества, объединила мысль Востока и Запада. Отражая суть мироустройства, она содержит основные законы Вселенной и содействует творческому пониманию человеком событий. Творчество, согласно этой концепции, является элементом Духа и проявляется через Женское начало как аспект Творца. Примером выступает композиция храма Святого Духа в Талашкине, где художник Н.К. Рерих осмысливает Матерь Мира как космическую творческую силу. Идея Женского начала, Софии как «субстанции Божественной Троицы», «субстанции Св. Духа, носившегося над водной тьмой нарождающегося мира», «лучезарного и небесного существа, отделенного от тьмы земной материи», раскрывается в трудах Живой Этики, записях Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов. Перспектива научного осмысления Женского начала – Матери Мира как высшего явления Космоса и его творческой активности позволит приобщить человечество к пониманию широты Космической жизни и миссии человека на планете Земля.
Музыковед, член Союза композиторов России, преподаватель Л.В. Янковская (Ярославль) свой доклад «“Магниты Красоты” и планетарное творчество семьи Рерихов» посвятила красоте как эволюционно высокому состоянию материи. Во множестве своих ипостасей красота выступает в роли носителя энергии творчества. Энергетика великих произведений литературы и искусства чрезвычайно высока и продолжает привлекать к себе людей через века, что свидетельствует о наличии сердцевины (магнита) в их структуре. Шедевры обладают фасцинирующим (завораживающим) воздействием, ясно выраженной способностью убеждать и волновать сознание воспринимающего их человека. Гармонический ритм, звуковые и смысловые переклички, метафоричность – все эти выразительные средства и приемы способны донести до нас таинственные связи гармонического единства, в котором проходит планетарное творчество и ткется единое поле культуры. Живая Этика стала для мира импульсом, который освящен древнейшими духовными традициями и несет научную методику исследования космоса, определяет направления новой науки, такие как астрохимия, космобиология и космопсихология.
Кандидат философских наук, доцент кафедры социально-гуманитарных наук Государственной консерватории Узбекистана Т.С. Расулова сделала доклад «Джелаль-ад-дин Акбар – провозвестник и созидатель Космической эволюции». Всю свою сознательную жизнь Великий Акбар стремился проникнуть в сущность понятия Единого Бога, т.е. Истины, тем самым приближая прекрасное будущее человечества. Строя Храм единой религии, он заглядывал далеко вперед и слагал ступени Космической эволюции человечества, раздираемого межрелигиозными, межнациональными и межэтническими противоречиями и враждой.
В докладе «Концепция эволюции в Живой Этике и в трудах ученых-космистов: мировоззренческие параллели»[4] кандидат технических наук Т.П. Сергеева рассмотрела творчество Н.И. Пирогова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского и А.Л. Чижевского, которые явились истинными творцами Космической эволюции и глубоко осмысливали цикличность как ее главный атрибут. Труды ученых-космистов подтверждают положения Живой Этики о беспредельности и беспрерывности эволюционных процессов в космическом пространстве.
Старший научный сотрудник МЦР И.Ю. Дьяченко (Москва) выступила с сообщением «Литературные очерки Н.К. Рериха 1920–1940-х гг. как источник познания Космической реальности». Концепция культуры Рериха есть служение Свету, она утверждает знание, красоту и то возвышенное состояние духа, которое открывает перед человеком Космическую реальность. Энергетическое богатство литературного языка рериховских очерков передает важнейшие эволюционные понятия и позволяет назвать его языком космического мышления; не случаен факт, что все книги учения Живой Этики написаны на русском языке.
В сообщении «Творчество Е.И. Рерих и Н.К. Рериха: циклическое выявление культуры космической мысли» руководитель Автономной научной группы МЦР В.Э. Жигота (Москва) выдвинул гипотезу об атомарной структуре культуры. Ее скрытое ядро – культура космической мысли, которая построена на культивации опыта космического сознания. Индивидуальный опыт космического сознания – признак высокого нравственного и духовного развития и источник метанаучного познания, в котором бытие и знание о бытии переживаются как единство.
Главный редактор публикаторского отдела МЦР Т.О. Книжник (Москва) представила вниманию собравшихся доклад «Проблема понимания текста с позиций энергетического мировоззрения». Понимание текста тесно связано с проблемой расширения сознания. Непреложное знание, или знание Духа, – это и есть сердечное постижение, так же как и Благодать, не имеющая в основе своей самости. Человек сердечный – направление, в котором движется эволюция homo sapiens. Современной человеческой личности необходимо научиться ощущать сердце не как свое, но как всемирное – только через это ощущение возможно освободиться от эгоизма, сохраняя индивидуальность накоплений. Расширение сознания – залог адекватного понимания Живой Этики; сознание развивается путем ритмичного чтения высокодуховных текстов.
«Живая Этика как творческий импульс Космической эволюции: ноосферный аспект» – доклад аспирантки Педагогического института Южного федерального университета М.А. Шаехзяновой (Ростов-на-Дону). Методологические положения Живой Этики коррелируют с идеей ноосферы. Докладчик рассматривает ноосферу как новый творческий виток Космической эволюции. Философия Живой Этики как часть культуры участвует в ноосферном процессе – меняет духовно-культурное пространство посредством своей высшей творческой энергии, повышает его духовно-энергетический потенциал.
О.А. Канищева, переводчик, преподаватель иностранных языков лингвистического центра при Всероссийской Государственной библиотеке иностранной литературы им. М.И. Рудомино (Москва), в докладе «Живая Этика: от космической мысли к литературному слову» показала, что мысли и слова в книгах Агни Йоги – явления огненные, способные регулировать жизнь современного человека на пути к новому миру. Сбалансировать различные компоненты психической структуры человека – интеллект и сердечность (духовность) – вот главная задача учения будущей эпохи.
Кандидат педагогических наук, доцент Казанского государственного энергетического университета Л.Н. Осипова (Казань) свое сообщение «Самосовершенствование – служение эволюции» посвятила проблеме индивидуального сознания, способности человека развивать божественный потенциал, заложенный природой. Письма Е.И. Рерих содержат в себе подробную и обширную программу по ежедневному самосовершенствованию, они являются практическим руководством к сознательной жизни.
М.Г. Старченко, кандидат психологических наук, научный сотрудник Института мозга человека имени академика Н.П. Бехтеревой РАН (Санкт-Петербург), построила свой доклад «Психофизиологические исследования творческого мышления и Живая Этика» на результатах экспериментов. В учении Живой Этики особое значение придается творческой деятельности как механизму, способствующему воплощению на Земле импульсов Космической эволюции. Под творческим мышлением (креативностью) понимается способность индивида порождать новые, необычные идеи, избегать стереотипов и традиционных схем и быстро разрешать проблемные ситуации. В настоящий момент наука, экспериментально изучая эти способности, приближается к пониманию творческого потенциала как инструмента, повышающего адаптивность личности, которая необходима человеку в меняющихся условиях окружающей среды и, в первую очередь, в ситуации эволюционного перехода от старой эпохи к новой.
Аспирант Харьковской государственной академии культуры, сотрудник Харьковского областного объединения «Культурный Центр имени Н.К. Рериха» Б.Ю. Соколова (Украина) представила тему «Героизм как отклик на зов эволюции в философии Живой Этики». Героическое начало лежит в основе эволюционного развития личности. В Живой Этике отмечается, что в момент совершения подвига создается напряжение, благодаря которому возникает «наибольший огонь сердца». Космическая эволюция через философию Живой Этики определяет героизм как важнейшее и неизбежное качество новой эволюционной ступени. И на этот зов может откликнуться каждый, ибо дух и сердце человека изначально несут в себе огромный потенциал героического начала. Первый шаг – осознание этого потенциала, второй – сознательное развитие его, превращение в устойчивое качество, в естественное состояние человека Нового Мира.
«Метафоры в Живой Этике как форма выражения философских идей Космической эволюции» – тема сообщения О.А. Лавреновой, доктора философских наук, ответственного секретаря журнала «Культура и время», ведущего научного сотрудника Российского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева (Москва). В Живой Этике метафоры являются дополнительной понятийно-образной системой, сообразующейся с импульсом космической эволюции и позволяющей сделать более доступными основные положения философии реального Космоса. Метафоры, на которых строится текст, согласно современной теории познания, открывают доступ для постижения Космической реальности в ее постоянном развертывании, Космической эволюции как таковой, сердца как связующего элемента между микрокосмом и Макрокосмом. Метафора в данном случае позволяет проникнуть в сокровенные структуры более высокой реальности, создает множество смысловых оттенков и интонаций, в результате чего происходит передача непереводимой информации.
Заведующая сектором отдела архивов Национального центра народной культуры «Музей Ивана Гончара» Ю.В. Патлань (Украина) в сообщении «Структурно-символическое единство книги стихов Н.К. Рериха “Цветы Мории” и книги учения Живой Этики “Листы сада Мории”», используя герменевтические приемы, провела подробное литературоведческое исследование текста этих книг. В «Цветах Мории» стихотворения образуют структурно-семантическое единство между собой и с книгами учения Живой Этики. Тексты Живой Этики продолжают традиции как восточной, так и западной философии и литературы, где концепты «сада», «цветка», «листьев» рассматриваются с точки зрения «вечных» дуальных связей Творец – творение; Учитель – ученик.
К.А. Молчанова, председатель Эстонского общества Рериха (Таллин), представила доклад «Живая Этика в жизни человека: к столетию со дня рождения П.Ф. Беликова», где описала основные духовные и жизненные вехи пути выдающегося ученого, классика рериховедения. Его столетию была посвящена научная конференция в Таллине, собравшая представительную научную общественность[5].
Председатель Пермского регионального отделения Международной Лиги защиты Культуры О.Н. Калинкина в сообщении «Сотрудничество как двигатель эволюции» развила мысль о том, что совершенствуя свой духовный облик, расширяя сознание, люди становятся способными к сотворчеству и таким образом участвуют в гармонизации Космоса. Неестественное для природы Космоса стремление современного человечества к разъединению и обособленности является диссонансом в общей структуре Вселенной, служит тормозом для эволюции и угрозой для существования нашей планеты.
Научный сотрудник МЦР А.С. Разводовская (Москва) предложила для обсуждения важную в контексте конференции тему «Дети нового сознания – вестники Космической эволюции». В философской системе Живой Этики мы находим ответы на вопросы о том, что происходит с планетой и с человеком в последние десятилетия и что будет происходить в ближайшем будущем. В настоящее время человечество подошло к новой эволюционной ступени – формированию человека духовного, который будет обладать более тонкой и высокой энергетикой по сравнению с существующим. Переход в Новую Эпоху (и этого уже нельзя не замечать) закономерно сопровождается грандиозными изменениями на всех планах бытия человека и планеты. Во все переломные эпохи на Земле появлялись Вестники, которые вели людей за собой, указывали путь и ценою собственной жизни прокладывали дорогу к новому миру. Появились они и в наше судьбоносное время, но, в отличие от предыдущих эпох, родилось их на планете не двое и не трое, а значительно больше; их называют по-разному, но наиболее соответствующее их сути наименование – дети нового сознания. Энергия Красоты, живущая в творениях этих детей, как и в великих творениях прежних эпох, играет важнейшую роль в эволюции человека, повышая уровень его энергетики, изменяя его мышление через соприкосновение с высшими мирами.
Врач-педиатр, практический психолог начальной школы № 32 г. Севастополя, аспирант Института психологии имени Г.С. Костюка АПН Украины Л.А. Семикина продолжила тему в сообщении «Педагогические созвучия Живой Этики и космической педагогики К.Н. Венцеля». Человечество все более и более сознает себя как одно целое. На ступени сознательного единения начинает развиваться то, что может быть названо Космическим чувством, или, точнее, выражаясь словами русского педагога, теоретика свободного воспитания Вентцеля, Космическим сознанием, то есть Сознанием человечества как единого развивающегося целого. Такой подход очень близок к тем задачам в формировании сознания, которые ставит Живая Этика.
Практический аспект этой темы развила в своем сообщении «Новое космическое мышление и образование: дети готовы – а мы?..» Л.И. Уварова, ведущий специалист Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования, ответственный редактор журнала «Педагогика Культуры» (Санкт-Петербург). Она подчеркнула острую необходимость ввести основы космического мышления в образовательную сферу. Для того чтобы новое мышление стало действенным и практическим, нужно пересмотреть существующую систему общественных норм и мер.
Учитель биологии высшей категории Артемовского УВК № 11, «Отличник образования Украины», руководитель Артемовского Центра Гуманной педагогики В.Ф. Бак (Украина) сделала сообщение «Проблема оземления Детей Света с точки зрения классического педагогического опыта и Живой Этики». Каким будет будущее, мы, взрослое население планеты Земля, не знаем, но можем точно сказать, что оно отвечает эволюционным задачам Космоса. А детям нового сознания об этом известно априори. Жизнь биосферы и всего человечества как ее части, энергетический обмен между ними и Космосом подчинены определенным Космическим законам; познавая их, мы имеем возможность узнать устройство мироздания как целостной энергетической системы и лучше понять человека, который несет этот Космос в своем внутреннем мире. Последнее обстоятельство позволяет человеку влиять на эволюционное творчество.
Вице-президент Международной Лиги защиты Культуры, советник РАЕН М.Н. Чирятьев (Санкт-Петербург) в докладе «Одухотворенное Знание – источник науки будущего» акцентировал внимание участников конференции на эволюционной значимости изучения свойств психической энергии. Всеначальная энергия, «великий АУМ» и жизненная сила являются основным условием реализации множества процессов, связующих Космос, планету с ее биосферно-ноосферной целостностью и человека. Такое пахтание океана материи Духом, окрашенным высокими качествами сознания, приносит священную амриту – нектар бессмертия, который питает все человечество, природу и насыщает Космическое пространство. Подобно тому, как эволюция косного вещества биосферы ускоряется трансформаторами живого вещества царств растений и животных, кругооборот и преображение духовного творчества людей ускоряют эволюцию низших царств. Так же действует творческая светоносная энергия Тех, Кто намного опередил эволюционный уровень современного человечества, давая возможность людям сознательно ускорить свое восхождение. Свет Знаний и высоких благодатных чувств, будучи воспринят и творчески преображен, становится основой новых ступеней продвижения человечества. Так и древо науки, осененное этими Знаниями, будет способно благодаря исследователям, развившим более высокие огненные качества сознания, давать новые побеги, цветы и плоды, которые питают новые возможности и открывают путь к созиданию, созвучному действиям Высших Миров. Получаемое Знание будет действенным и преображающим, если оно закреплено жизненным опытом.
В.И. Сидоров, кандидат физико-математических наук, научный сотрудник МЦР (Москва), в сообщении «Наука и метанаука о взаимном влиянии Космоса и человека» показал, что в качестве инструментов познания можно рассматривать вдохновение, озарение, пророческие сны и видения. Именно таким путем обретают знания художники, музыканты, поэты, некоторые философы и ученые, то есть все те творцы прекрасного, кто опирается на свою развитую интуицию.
Сотрудник МЦР Д.Ю. Ревякин (Москва) представил сообщение «Возрождение Института “Урусвати” как необходимое условие формирования новой науки». Научные подходы Института «Урусвати» должны стать достоянием современных исследователей, что позволит решить ряд проблем, связанных с расширением возможностей современной науки, при том, что цели и задачи этого центра гораздо более фундаментальны, грандиозны и выходят далеко за пределы научного знания.
По результатам конференции была принята резолюция, в которой было подчеркнуто научное значение Живой Этики как творческого импульса Космической эволюции. Осмысление этой сложной философской проблемы современной наукой не только даст нам новые направления понимания наследия Рерихов, но также расширит познавательные возможности самой науки, внесет коррективы в общепринятую научную картину мира.
Обзор подготовили О.А. Лавренова, А.А. Лебеденко, Т.И. Чечина
[1] Доклад Л.В. Шапошниковой читайте в этом номере журнала.
[2] Доклад В.Г. Соколова читайте в этом номере журнала.
[3] Доклад В.В. Фролова читайте в этом номере журнала.
[4] Доклад Т.П. Сергеевой читайте в этом номере журнала.
[5] О конференции читайте в журнале «Культура и время», № 3, 2011.