№ 41-2011-3 |
Светлана Колодиева _________
Фотовыставка в МЦР _________
Куда ни кинь взгляд – зыбкие цепи песчаных барханов без конца и края. Горячий ветер поднимает песок, переносит его с места на место, лепит новые причудливые формы. Песок, ветер, безмятежная синева неба да крошечные островки зеленых оазисов – утешение для измученного жаждой и однообразием пейзажа путника. Такова Сахара, Великая пустыня, где человек, как ни в каком другом месте на Земле, чувствует величие замысла Творца. Тот, кто путешествовал по пустыне, знает цену этого незабываемого чувства первозданности. Она манит, завораживает, тревожит, восхищает, поэтому, наверное, те, кто побывал в Сахаре хоть однажды, стремятся вернуться сюда снова и снова. Это подобно неизлечимой болезни, от которой нет лекарств.
В любви к Великой Пустыне признаются ученый, историквостоковед, дипломат А.Б. Подцероб, историквостоковед, писатель и кинематографист Н.А. Сологубовский и его сын – востоковед, дизайнер и фотограф И.Н. Сологубовский. Они уже несколько раз бывали в Сахаре в составе научных экспедиций. Их путь лежал в стороне от проторенных маршрутов, в глубь пустыни, куда отправляются на поиск особых впечатлений только смельчаки – велик риск не вернуться назад. Во время путешествия в пустынном Феззане на югозападе Ливии, двигаясь вдоль русел и притоков высохших рек, вблизи пещер, где когдато жили первобытные люди, ученые пережили шок: их взору предстали удивительно реалистичные наскальная живопись и петроглифы – фрески и гравюры древних художников.
Дикие животные, трогательно ухаживающие за своими детенышами, спокойные, умиротворенные или напряженно изогнувшиеся, свирепые; одомашненный, прирученный людьми скот, охотники натягивают тетиву своих луков, готовые вотвот выпустить стрелы в преследуемого зверя; воины собираются в поход, нападают и обороняются от врага; жрецы исполняют обрядовый танец; сценки из повседневной жизни – женщины заняты приготовлением пищи, стрижкой волос и т.д., мужчины пасут скот, играют на музыкальных инструментах, участвуют в празднестве.
Многочисленные эскизы, наброски, панно, картины – более двух тысяч рисунков! – тянулись на протяжении нескольких километров. Скрытая от досужих глаз в силу труднодоступности и отдаленности галерея доисторического искусства поражала, восхищала, вдохновляла. Конечно же, путешественники не смогли остаться равнодушными и запечатлели увиденное в целой серии фотографий! Долгие, утомительные, похожие один на другой дни, проведенные в Сахаре, изматывающая жара, сухой ветер, застилающий глаза песок, вязнущие в дюнах ноги, буксующие колеса джипов – все это стоило того, чтобы прикоснуться к Чуду!
Ученым посчастливилось побывать в двух самых крупных ливийских музеях под открытым небом: один из них – горный массив Акакус, другой – вади Матхандуш (вади – высохшая река). Затерянные в ливийских песках шедевры наскального искусства были представлены на фотовыставке «Ливийская Сахара. Сокровища мировой культуры. Прошлое. Настоящее. Будущее?», которая была открыта в августе этого года в залах Международного ЦентраМузея имени Н.К. Рериха.
Первые сведения о петроглифах в ливийской Сахаре относятся к 1847 году – солдаты французских колониальных войск, остановившиеся на отдых в небольшом оазисе Тиу, увидели их на песчаниковых скалах, окружающих оазис. В 1930х годах французский лейтенант Бренан и немецкий путешественник Лео Фробениус, независимо друг от друга, не только обнаружили большое количество ранее неизвестных наскальных рисунков, но и сделали их научное описание. В довоенные годы в разных районах Ливии работали специальные экспедиции Итальянского географического общества (1933), Ливийского Музея естественной истории (1938), а также экспедиция П. Грациози (1939) и другие.
Найденные в Ливийской пустыне наскальная живопись и петроглифы давно уже объявлены Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) сокровищами человечества, но до сих пор многие из них не изучены, не описаны и не систематизированы. Поэтому каждое новое путешествие к сокровищнице древнего искусства – встреча с неизведанным и ценный вклад в мировую культуру. Чаще всего полученные во время экспедиций сведения широко не разглашаются. Произведения наскальной живописи, запечатленные на фотоснимках А.Б. Подцеробом, Н.А. Сологубовским и И.Н. Сологубовским, избежали подобной участи.
Фотографии, сделанные на территории самого труднодоступного и опасного района Сахары – эрга Мурзук, позволяют прочитать послания живших когдато на ее территории народов и цивилизаций. Время поглотило останки царей, жрецов и простых людей, накопленные ими материальные блага, дома, города, царства, оставив в первозданном, почти нетронутом виде Вечное – уникальные памятники искусства.
Фотоснимки – яркие разноцветные мазки на серой стене обыденности. Неожиданные ракурсы, эффектные цветовые сочетания, причудливые формы, проступающие из небытия контуры наскальных рисунков… Апофеоз древней, спрятанной в закоулках подсознания памяти – случайные воспоминания, обрывки мыслей, отголоски прошлого, из которых складывается образ таинственной, постепенно растворяющейся в глубине веков Ливии.
По словам авторов – участников выставки, фотографируя наскальные фрески и петроглифы, они испытывали чувство прикосновения к Таинству, мысленно проживая события жизни древних людей. Этим ощущением они делятся со зрителем, раскрывая перед нами своеобразие и особую поэзию Великой Пустыни, давая возможность совершить увлекательный экскурс в далекое прошлое юговосточной Ливии.
Мы как бы повторяем вместе с ними пройденный маршрут, наслаждаемся особой неповторимой красотой – видами, звуками, запахами Сахары. На фотографиях – разнообразнейшие ландшафты: вулканические поля, конический вулкан и кальдера (впадина) Вау-ан-Намуса, песчаные дюны сердца Сахары – эрг (песчаная пустыня) Мурзук, ущелья, скалы, арки горного массива Акакус. Богатство форм, фактур, прихотливая игра света и тени, красивейшие цветовые контрасты и сочетания.
Тончайшие оттенки серого и синего цветов – мышиного, дымчатого, индиго, фиолетового, сиреневого, василькового – это вулканы и прилегающие к ним соляные озера Вау-ан-Намуса. Впечатляет кальдера Вау-ан-Намуса – гигантская сиреневая раковина вулкана со срезанной верхушкой, застывшая на поверхности земли нежнофиолетовая лава, бирюзовозеленая полоска озера.
На заколдованное царство похожи фантастические нагромождения валунов, горные хребты и арки Акакуса. На одной из фотографий шоколаднокоричневым грудам камней на переднем плане вторят их размытые и почти совсем сливающиеся с горизонтом очертания на среднем и дальнем плане. На другой – терракотовые горные хребты купаются в лучах белесого, восходящего на лимоннооранжевом небе солнца. Еще один кадр – причудливо изгибающаяся поверхность розовосиреневой каменной арки, четким силуэтом читающаяся на фоне лазурноголубого неба.
Больше всего на выставке пейзажей самого трудноступного, засушливого района Сахары – эрга Мурзук.
Лишенные растительности оранжевые, красные, желтые, охристые, золотые песчаные дюны и барханы похожи то на набегающие друг на друга в безудержном порыве волны, то на пирамиды, то на полуразрушенные башни какогото дворца, то на ровно, аккуратно срезанный ножом кусок масла, то на идеально вычерченные циркулем геометрические фигуры; в прихотливом ритме чередуются освещенные и погруженные в тень гладкие, зубчатые, ступенчатые, зигзагообразные гребни.
Эта красота мимолетна и кратковременна: еще секунда – и ветер навсегда изменит кажущиеся такими незыблемыми и нерушимыми формы и очертания, рассыплются чудесные дворцы, рухнут башни и пирамиды, смажутся остроконечные вершины, в плавную, текучую линию превратятся упругие волны. Тем ценнее для нас остановленные объективом фотоаппарата моменты из жизни Мурзука – сложная рябь песчаного узора; простирающиеся до самого горизонта оранжевокрасные, с глубокими фиолетовыми тенями гребни дюн…
Жемчужина выставки – покрывающие густым ковром скалы и камни пещер Акакуса и Вади Матхандуша наскальная живопись и графика – красноречивые свидетельства давно минувших времен. Благодаря нанесенным когдато древними художниками рисункам можно узнать особенности быта, культуры, религии народов, населявших Великую Пустыню много тысяч лет назад.
Это своеобразная энциклопедия нравов и обычаев доисторических людей. Расположенные рядами, набегающие друг на друга «картины» и «гравюры» относятся к четырем периодам наскального искусства. Самая древняя и ценная в художественном отношении «эпоха охотников» (с XII–X по VIII–IV тыс. до н.э.) – это огромные одиночные изображения диких зверей, а также вооруженных до зубов, стреляющих из луков, догоняющих жертву охотников. Ее сменяет «эпоха пастухов» (с VIII–IV по V – середину II тыс. до н.э.) – образы одомашненных животных, бытовые сцены. Затем «эпоха лошади» (от IV – середины II тыс. до н.э. по I в. н.э.) – время, когда в течение пяти тысячелетий в югозападной Ливии существовало уникальное царство гарамантов. Появляются рисунки лошадей, колесниц и сделанные древним ливийским алфавитом надписи. Наконец, в «эпоху верблюдов» (I–V в. н.э.) начинают преобладать изображения верблюдов, лошадей и повозок.
Рисунки, написанные минеральными красками (красной, охрой, сепией, терракотовой, белой и т.д.) или процарапанные на поверхности скал – очень живые, непосредственные, экспрессивные, им свойственны монументальность, анатомическая точность, любовь к деталям.
Вот в боевую стойку стал тяжелый, массивный слон – крепко прижаты к голове огромные уши, угрожающе выставлены вперед острые бивни… Заботливо склонилась над своим детенышем ласковая длинношеяя жирафа… Преследуют стройного красавцаоленя стройные поджарые собаки. Бешеный ритм, динамический порыв, стремительное движение…
Чемто похожи на средневековых рыцарей в шлемах и плащах высокие, с тонкими паукообразными конечностями воины-гараманты… Гибки и пластичны тела лучников – почти касаясь друг друга большими круглыми головами, охотники ловко целятся в бегущего муфлона… Приземисты, коренасты, коротконоги воины в красной и белой одежде…
Это только ничтожные крохи спрятанного в пещерах Сахары великолепия, на встречу с которым еще предстоит отправиться исследователям.
Снимки пейзажей и наскальных изображений дополнены серией фотографий, имеющих отношение к более близкому прошлому Ливии – периоду античности, времени, когда страна находилась под властью имперского Рима. О его былом величии напоминают руины древних городов – основанной финикийцами в первой половине I тысячелетия до н.э., сохранившей память о многих исторических эпохах Сабаты и римского торгового города Лептис Магна, расположенного к востоку от столицы Ливии, основанного в VII веке до н.э. в качестве порта на торговом пути в Северной Африке, а в дальнейшем ставшего римской колонией. Особый вклад в его развитие и процветание сделал родившийся здесь будущий император Септим Север.
Хранимые ливийцами как зеница ока в мирное время городамузеи оказались под ударом с момента начала непрекращающейся до сих пор гражданской войны и военной кампании НАТО. В ходе боевых действий уже пострадали культурные ценности – разрушены древние финикийские, римские, византийские постройки и красивейшие мечети столицы Ливии – Триполи, считающейся жемчужиной Средиземноморья. Фотоснимки разрушенных, стертых чуть ли не в порошок зданий Триполи – сваленные в одну кучу обломки стен, осыпавшаяся штукатурка, куски арматуры, которые пытаются «разгрести» сосредоточенные, хмурые рабочие, – были сделаны весной этого года.
Это еще одна грань выставки – сегодняшний день страны, над древней культурой которой нависла угроза уничтожения. Недаром в названии выставки авторы подчеркивают, что под вопросом остается неминуемая временная градация – будущее культурного наследия Ливии. Дальнейшая судьба наскальных фресок и петроглифов, античных древних театров, терм, базилик, арок, форумов и скульптур в свете ведущейся на территории страны войны и уже произошедших разрушений вызывает глубокую тревогу.
Не получится ли так, что нетронутые на протяжении тысячелетий, сохраненные неумолимым временем сокровища ливийского искусства исчезнут в мгновение ока, подобно разрушенным памятникам Триполи?
Об этом призывают задуматься авторы фотографий выставки в Музее имени Н.К. Рериха – А.Б. Подцероб и Н.А. и И.Н. Сологубовские, напоминая миру о том, чем он владеет и что может потерять безвозвратно.