№ 41-2011-3 |
Светлана Колодиева _________
Фотовыставка в МЦР _________
Куда ни кинь взгляд – зыбкие цепи песчаных барханов без конца и края. Горячий ветер поднимает песок, переносит его с места на место, лепит новые причудливые формы. Песок, ветер, безмятежная синева неба да крошечные островки зеленых оазисов – утешение для измученного жаждой и однообразием пейзажа путника. Такова Сахара, Великая пустыня, где человек, как ни в каком другом месте на Земле, чувствует величие замысла Творца. Тот, кто путешествовал по пустыне, знает цену этого незабываемого чувства первозданности. Она манит, завораживает, тревожит, восхищает, поэтому, наверное, те, кто побывал в Сахаре хоть однажды, стремятся вернуться сюда снова и снова. Это подобно неизлечимой болезни, от которой нет лекарств.
В любви к Великой Пустыне признаются ученый, историк-востоковед, дипломат А.Б. Подцероб, историк-востоковед, писатель и кинематографист Н.А. Сологубовский и его сын – востоковед, дизайнер и фотограф И.Н. Сологубовский. Они уже несколько раз бывали в Сахаре в составе научных экспедиций. Их путь лежал в стороне от проторенных маршрутов, в глубь пустыни, куда отправляются на поиск особых впечатлений только смельчаки – велик риск не вернуться назад. Во время путешествия в пустынном Феззане на юго-западе Ливии, двигаясь вдоль русел и притоков высохших рек, вблизи пещер, где когда-то жили первобытные люди, ученые пережили шок: их взору предстали удивительно реалистичные наскальная живопись и петроглифы – фрески и гравюры древних художников.
Дикие животные, трогательно ухаживающие за своими детенышами, спокойные, умиротворенные или напряженно изогнувшиеся, свирепые; одомашненный, прирученный людьми скот, охотники натягивают тетиву своих луков, готовые вот-вот выпустить стрелы в преследуемого зверя; воины собираются в поход, нападают и обороняются от врага; жрецы исполняют обрядовый танец; сценки из повседневной жизни – женщины заняты приготовлением пищи, стрижкой волос и т.д., мужчины пасут скот, играют на музыкальных инструментах, участвуют в празднестве.
Многочисленные эскизы, наброски, панно, картины – более двух тысяч рисунков! – тянулись на протяжении нескольких километров. Скрытая от досужих глаз в силу труднодоступности и отдаленности галерея доисторического искусства поражала, восхищала, вдохновляла. Конечно же, путешественники не смогли остаться равнодушными и запечатлели увиденное в целой серии фотографий! Долгие, утомительные, похожие один на другой дни, проведенные в Сахаре, изматывающая жара, сухой ветер, застилающий глаза песок, вязнущие в дюнах ноги, буксующие колеса джипов – все это стоило того, чтобы прикоснуться к Чуду!
Ученым посчастливилось побывать в двух самых крупных ливийских музеях под открытым небом: один из них – горный массив Акакус, другой – вади Матхандуш (вади – высохшая река). Затерянные в ливийских песках шедевры наскального искусства были представлены на фотовыставке «Ливийская Сахара. Сокровища мировой культуры. Прошлое. Настоящее. Будущее?», которая была открыта в августе этого года в залах Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха.
Первые сведения о петроглифах в ливийской Сахаре относятся к 1847 году – солдаты французских колониальных войск, остановившиеся на отдых в небольшом оазисе Тиу, увидели их на песчаниковых скалах, окружающих оазис. В 1930-х годах французский лейтенант Бренан и немецкий путешественник Лео Фробениус, независимо друг от друга, не только обнаружили большое количество ранее неизвестных наскальных рисунков, но и сделали их научное описание. В довоенные годы в разных районах Ливии работали специальные экспедиции Итальянского географического общества (1933), Ливийского Музея естественной истории (1938), а также экспедиция П. Грациози (1939) и другие.
Найденные в Ливийской пустыне наскальная живопись и петроглифы давно уже объявлены Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) сокровищами человечества, но до сих пор многие из них не изучены, не описаны и не систематизированы. Поэтому каждое новое путешествие к сокровищнице древнего искусства – встреча с неизведанным и ценный вклад в мировую культуру. Чаще всего полученные во время экспедиций сведения широко не разглашаются. Произведения наскальной живописи, запечатленные на фотоснимках А.Б. Подцеробом, Н.А. Сологубовским и И.Н. Сологубовским, избежали подобной участи.
Фотографии, сделанные на территории самого труднодоступного и опасного района Сахары – эрга Мурзук, позволяют прочитать послания живших когда-то на ее территории народов и цивилизаций. Время поглотило останки царей, жрецов и простых людей, накопленные ими материальные блага, дома, города, царства, оставив в первозданном, почти нетронутом виде Вечное – уникальные памятники искусства.
Фотоснимки – яркие разноцветные мазки на серой стене обыденности. Неожиданные ракурсы, эффектные цветовые сочетания, причудливые формы, проступающие из небытия контуры наскальных рисунков… Апофеоз древней, спрятанной в закоулках подсознания памяти – случайные воспоминания, обрывки мыслей, отголоски прошлого, из которых складывается образ таинственной, постепенно растворяющейся в глубине веков Ливии.
По словам авторов – участников выставки, фотографируя наскальные фрески и петроглифы, они испытывали чувство прикосновения к Таинству, мысленно проживая события жизни древних людей. Этим ощущением они делятся со зрителем, раскрывая перед нами своеобразие и особую поэзию Великой Пустыни, давая возможность совершить увлекательный экскурс в далекое прошлое юго-восточной Ливии.
Мы как бы повторяем вместе с ними пройденный маршрут, наслаждаемся особой неповторимой красотой – видами, звуками, запахами Сахары. На фотографиях – разнообразнейшие ландшафты: вулканические поля, конический вулкан и кальдера (впадина) Вау-ан-Намуса, песчаные дюны сердца Сахары – эрг (песчаная пустыня) Мурзук, ущелья, скалы, арки горного массива Акакус. Богатство форм, фактур, прихотливая игра света и тени, красивейшие цветовые контрасты и сочетания.
Тончайшие оттенки серого и синего цветов – мышиного, дымчатого, индиго, фиолетового, сиреневого, василькового – это вулканы и прилегающие к ним соляные озера Вау-ан-Намуса. Впечатляет кальдера Вау-ан-Намуса – гигантская сиреневая раковина вулкана со срезанной верхушкой, застывшая на поверхности земли нежно-фиолетовая лава, бирюзово-зеленая полоска озера.
На заколдованное царство похожи фантастические нагромождения валунов, горные хребты и арки Акакуса. На одной из фотографий шоколадно-коричневым грудам камней на переднем плане вторят их размытые и почти совсем сливающиеся с горизонтом очертания на среднем и дальнем плане. На другой – терракотовые горные хребты купаются в лучах белесого, восходящего на лимонно-оранжевом небе солнца. Еще один кадр – причудливо изгибающаяся поверхность розово-сиреневой каменной арки, четким силуэтом читающаяся на фоне лазурно-голубого неба.
Больше всего на выставке пейзажей самого труднодоступного, засушливого района Сахары – эрга Мурзук.
Лишенные растительности оранжевые, красные, желтые, охристые, золотые песчаные дюны и барханы похожи то на набегающие друг на друга в безудержном порыве волны, то на пирамиды, то на полуразрушенные башни какого-то дворца, то на ровно, аккуратно срезанный ножом кусок масла, то на идеально вычерченные циркулем геометрические фигуры; в прихотливом ритме чередуются освещенные и погруженные в тень гладкие, зубчатые, ступенчатые, зигзагообразные гребни.
Эта красота мимолетна и кратковременна: еще секунда – и ветер навсегда изменит кажущиеся такими незыблемыми и нерушимыми формы и очертания, рассыплются чудесные дворцы, рухнут башни и пирамиды, смажутся остроконечные вершины, в плавную, текучую линию превратятся упругие волны. Тем ценнее для нас остановленные объективом фотоаппарата моменты из жизни Мурзука – сложная рябь песчаного узора; простирающиеся до самого горизонта оранжево-красные, с глубокими фиолетовыми тенями гребни дюн…
Жемчужина выставки – покрывающие густым ковром скалы и камни пещер Акакуса и Вади Матхандуша наскальная живопись и графика – красноречивые свидетельства давно минувших времен. Благодаря нанесенным когда-то древними художниками рисункам можно узнать особенности быта, культуры, религии народов, населявших Великую Пустыню много тысяч лет назад.
Это своеобразная энциклопедия нравов и обычаев доисторических людей. Расположенные рядами, набегающие друг на друга «картины» и «гравюры» относятся к четырем периодам наскального искусства. Самая древняя и ценная в художественном отношении «эпоха охотников» (с XII–X по VIII–IV тыс. до н.э.) – это огромные одиночные изображения диких зверей, а также вооруженных до зубов, стреляющих из луков, догоняющих жертву охотников. Ее сменяет «эпоха пастухов» (с VIII–IV по V – середину II тыс. до н.э.) – образы одомашненных животных, бытовые сцены. Затем «эпоха лошади» (от IV – середины II тыс. до н.э. по I в. н.э.) – время, когда в течение пяти тысячелетий в юго-западной Ливии существовало уникальное царство гарамантов. Появляются рисунки лошадей, колесниц и сделанные древним ливийским алфавитом надписи. Наконец, в «эпоху верблюдов» (I–V в. н.э.) начинают преобладать изображения верблюдов, лошадей и повозок.
Рисунки, написанные минеральными красками (красной, охрой, сепией, терракотовой, белой и т.д.) или процарапанные на поверхности скал – очень живые, непосредственные, экспрессивные, им свойственны монументальность, анатомическая точность, любовь к деталям.
Вот в боевую стойку стал тяжелый, массивный слон – крепко прижаты к голове огромные уши, угрожающе выставлены вперед острые бивни… Заботливо склонилась над своим детенышем ласковая длинношеяя жирафа… Преследуют стройного красавца оленя стройные поджарые собаки. Бешеный ритм, динамический порыв, стремительное движение…
Чем-то похожи на средневековых рыцарей в шлемах и плащах высокие, с тонкими паукообразными конечностями воины-гараманты… Гибки и пластичны тела лучников – почти касаясь друг друга большими круглыми головами, охотники ловко целятся в бегущего муфлона… Приземисты, коренасты, коротконоги воины в красной и белой одежде…
Это только ничтожные крохи спрятанного в пещерах Сахары великолепия, на встречу с которым еще предстоит отправиться исследователям.
Снимки пейзажей и наскальных изображений дополнены серией фотографий, имеющих отношение к более близкому прошлому Ливии – периоду античности, времени, когда страна находилась под властью имперского Рима. О его былом величии напоминают руины древних городов – основанной финикийцами в первой половине I тысячелетия до н.э., сохранившей память о многих исторических эпохах Сабаты и римского торгового города Лептис Магна, расположенного к востоку от столицы Ливии, основанного в VII веке до н.э. в качестве порта на торговом пути в Северной Африке, а в дальнейшем ставшего римской колонией. Особый вклад в его развитие и процветание сделал родившийся здесь будущий император Септим Север.
Хранимые ливийцами как зеница ока в мирное время города-музеи оказались под ударом с момента начала непрекращающейся до сих пор гражданской войны и военной кампании НАТО. В ходе боевых действий уже пострадали культурные ценности – разрушены древние финикийские, римские, византийские постройки и красивейшие мечети столицы Ливии – Триполи, считающейся жемчужиной Средиземноморья. Фотоснимки разрушенных, стертых чуть ли не в порошок зданий Триполи – сваленные в одну кучу обломки стен, осыпавшаяся штукатурка, куски арматуры, которые пытаются «разгрести» сосредоточенные, хмурые рабочие, – были сделаны весной этого года.
Это еще одна грань выставки – сегодняшний день страны, над древней культурой которой нависла угроза уничтожения. Недаром в названии выставки авторы подчеркивают, что под вопросом остается неминуемая временная градация – будущее культурного наследия Ливии. Дальнейшая судьба наскальных фресок и петроглифов, античных древних театров, терм, базилик, арок, форумов и скульптур в свете ведущейся на территории страны войны и уже произошедших разрушений вызывает глубокую тревогу.
Не получится ли так, что нетронутые на протяжении тысячелетий, сохраненные неумолимым временем сокровища ливийского искусства исчезнут в мгновение ока, подобно разрушенным памятникам Триполи?
Об этом призывают задуматься авторы фотографий выставки в Музее имени Н.К. Рериха – А.Б. Подцероб и Н.А. и И.Н. Сологубовские, напоминая миру о том, чем он владеет и что может потерять безвозвратно.