№ 58-2016-1/2 |
Наталья Хмелевская, Рита Вебер _________
В очередную творческую поездку на Волгу Валерий взял с собой сына. Вместе с другими московскими художниками он часами стоял за мольбертом, а вечером начиналось бурное обсуждение всех и вся. К компании присоединялись и местные любители искусства. Вокруг отца всегда собирался народ. «Пап, а у тебя друзья в каждом городе?» – спросил сын. Ответ последовал незамедлительно: «Конечно! Если в этом городе есть хоть один художник!» Эту историю вспомнил академик, заслуженный художник Мордовии Анатолий Баргов на открытии персональной выставки Валерия Николаевича Ржевского в Центральном Доме ученых на Пречистенке. Выставка прошла в феврале 2016 года, она была приурочена к двум юбилейным датам: 65 лет со дня рождения и 40 лет творческой деятельности. Вернисаж собрал около трехсот человек и по атмосфере непринужденности и доброжелательности более напоминал клубную встречу друзей, объединенных любимым делом. Валерий Николаевич был постоянно окружен плотным кольцом коллег и учеников, и для каждого у него нашлось доброе слово. На наш вопрос,кто пришел на выставку, он ответил:
– Только друзья! И прежде всего хочется сказать всем огромное спасибо. За поддержку, за искреннюю радость в глазах! Пришли художники и архитекторы, академики и студенты (а некоторые выпускницы даже с грудными детьми!). Пришли сотрудники Российской академии художеств; особая благодарность Олегу Кошкину, главному ученому секретарю президиума РАХ, за то, что он поддержал идею провести выставку в Доме ученых. Пришли писатели и музыканты, космонавты и врачи, пришли мои старые товарищи по армейской службе – генералы и офицеры; приехали друзья из Самары и Нижнего Новгорода, из Мордовии и Чувашии, из Новороссийска и Абхазии…
Из Ростова Великого на встречу с юбиляром приехали мэр города Константин Шевкопляс и замечательный человек, отец Димитрий (Пивоварчук), настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы. Освятил выставку протоиерей Ново-Иерусалимского монастыря отец Григорий (Кириков). На открытии присутствовали епископ Моравичский Владыка Антоний (Пантелич), представитель Сербской Православной Церкви при Патриархе Московском и всея Руси. Посетили выставку Чрезвычайный и Полномочный Посол Сербии в России доктор Славенко Терзич и дорогой друг Ржевского, председатель организации «Объединение сербов» Радэ Анджелкович. Очень трогательные слова на открытии сказала Анна Витальевна Громова, возглавляющая «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество». Пришли и порадовались родные, семья – мама Лилия Александровна, супруга Елена, сын Андрей.
Валерий Николаевич Ржевский – архитектор и художник большого диапазона, его многоплановое и многолетнее творчество сочетает в себе высокое мастерство и широту профессионального мышления. На выставке представлены живопись, архитектурные эскизы и уникальные произведения компьютерной графики. Симметричность линий и архитекторский талант придают его работам особый шарм. Художнику близки как лирические красочные пейзажи, так и композиции на историческую и даже космическую тематику.
– Дело не в юбилейных датах, – говорит Валерий Николаевич, – повод всегда найдется, были бы новые картины. Если серьезно, то, конечно, хотелось собрать друзей, показать работы последних лет, ведь художник, как и любой человек, меняется на протяжении жизни. Что-то видишь новое вокруг себя и в мире, что-то хочется попробовать, а что-то сам придумал, удивился и охота поделиться этим открытием, доказать, и прежде всего себе, что ты что-то можешь сделать для людей, затронуть их чувства, чтобы жизнь стала чуть-чуть добрее и радостнее.
За сорок лет творческого труда Ржевский создал более трехсот архитектурных проектов. Его дипломная работа в Куйбышевском инженерно-строительном институте «Гостиничный комплекс на две тысячи отдыхающих на искусственном острове в Жигулевском море» заслужила самую высокую оценку на всесоюзном конкурсе. Валерию было тогда 22 года. Учебу он совмещал с работой художником в Доме моделей и на фабрике игрушек. За серию «Аполлон-Союз» на конкурсе в Москве он получил первую премию. В 26 лет он по путевке комсомола поехал на БАМ,
где проектировал гостиничный комплекс для города Зейска. По его проекту выполнен в 1985 году памятник военным контрразведчикам в Москве. Затем были проекты мемориального комплекса «Гагаринград» на месте посадки Ю.А. Гагарина в Саратовской области, проект музея Ту-144 в Жуковском, гостиница для иностранных космонавтов на Байконуре. Когда произошла трагедия на Чернобыльской АЭС, Валерий Ржевский был направлен туда для разработки и размещения быстровозводимых поселков для ликвидаторов трагедии. В 1987 году Валерий Ржевский в составе авторского коллектива разрабатывает проект правительственной резиденции в Крыму: в Форосе – объект «Заря» для генерального секретаря ЦК КПСС М. Горбачева. В звании майора был направлен в Группу советских войск в Германии, в Центральный проектный отдел на должность главного архитектора. Все эти годы он продолжал учиться – в Ленинградском высшем военном инженерно-строительном училище, в Институте повышения квалификации при Союзе архитекторов СССР.
Новая Россия распахнула перед Валерием Ржевским широкие горизонты и возможности. Он стал главным архитектором комплекса офтальмологических клиник профессора С.Н. Федорова «Микрохирургия глаза», работал в Объединенных Арабских Эмиратах, в Италии, Турции, Швейцарии, Финляндии, Египте, США, Японии… Знакомился с европейской культурой, с новыми строительными технологиями и материалами, новыми концепциями градостроительства, завязывал деловые контакты с зарубежными коллегами.
В 1995 году он открыл собственную архитектурно-проектную мастерскую. Один из первых проектов – загородный дом для Артема Боровика в Переделкине. Потом были «Русская деревня на Кипре», проект завода «Дженерал Моторс» в Елабуге, культурно-развлекательные комплексы «Арбат», «Голден Палас», «Кристалл». А еще – официальный центр «Лукойл» на Рублевке, Центр водного спорта и Аквапарк при МИД РФ в Завидове, коттеджный поселок «Эдем», проект реконструкции Суриковского института и много, много других замечательных современных проектов в России и не только. Он часто работает вместе с известными художниками и скульпторами, ему интересны ландшафтный дизайн и интерьеры.
Академик Валерий Николаевич Ржевский принимал активное участие в проведении международной передвижной академической выставки «1150-летие Российской государственности». Его богатая творческая палитра, неиссякаемая работоспособность, общественный темперамент и педагогический энтузиазм снискали ему заслуженное признание: он лауреат архитектурной премии «Золотое сечение», премии ФСБ России, двух Золотых медалей Российской академии художеств, отмечен Грамотой Московской Патриархии за реализацию проекта Храма Воскресения Христова. Его архитектурные проекты и художественные работы знают во всем мире. Он участник биеннале по архитектуре в Берлине, Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айресе. Персональные художественные выставки прошли в Российской академии художеств, во многих культурных центрах России, в Вене (Австрия), Потсдаме (Германия), Пекине и Харбине (Китай).
– Валерий Николаевич, в одном из интервью вы назвали себя двоеженцем – любите и архитектуру, и живопись. Так кто же любимая жена?
– Живопись или архитектура? Сейчас больше рисую, но мыслю как архитектор. Ведь архитектор видит мир иначе, по-своему. Мне кажется, я вообще живу в будущем, представляю, как изменяются улицы, дома, города… У меня много любимых городов. Раньше была Самара, я там родился. Сейчас – Москва, хотя в последнее время тянет в Суздаль, Ростов Великий и в удивительный остров-град на Волге – Свияжск. А самый любимый город в мире – Гармиш-Партенкирхен в Баварии. Там каждый дом расписан художниками! Каждый! А вокруг Альпы, красота изумительная, причем в любое время года…
На вопрос о любимом художнике Ржевский отвечает:
– Не могу выбрать кого-то одного, люблю всех, если они действительно художники, а не гуманоиды, собирающие инсталляции с негативным содержанием. Великие не обсуждаются: конечно, эпоха Возрождения, «малые голландцы», изумительно тонкие работы импрессионистов, сотни, тысячи художников, каждый из которых открыл, хоть на миллиметр, свой мир красоты Божественной природы и Человека. Люблю читать. Последнее из прочитанного – книга об Илье Ефимовиче Репине из серии ЖЗЛ; на пленэре со мной стихи Есенина. А вообще-то я счастливый человек, могу делиться своими архитектурными замыслами с моими студентами, закладывать, как говорится, зерно в благодатную почву. А они, студенты, смогут многое – у них впереди целая жизнь… Ну а живопись и графика – это на десерт, я ведь большой сладкоежка. Сейчас пишу новую работу – «Московский Кремль». А еще делаю со студентами мемориальный комплекс на месте гибели Юрия Гагарина, с аспирантами работаю над проектом «Умка» – города будущего в Арктике.
– Современная творческая молодежь, какая она?
– Поменялись многие векторы в жизни. Однако опыт работы со студентами показывает – отличная молодежь! Умная, яркая, пытливая, разносторонне развитая, очень целеустремленная и талантливая. Они более раскрепощены, над ними не висят догмы, но Божественные заповеди им не чужды. Просто их надо чуть-чуть больше любить.