№ 50-2013-4 |
А.А. Лебеденко _________
Смотрите на явление мудрости
Нового поколения как на счастье.
ЗовСамое насущное дело – воспитание и образование
молодых душ, строителей будущего нового мира.
Е.И. Рерих
«Дети нового сознания», «дети солнечного сознания», «дети Света», «дети огня», «дети нового тысячелетия», «дети эры Водолея», «дети индиго», «звездные дети» – так по-разному сегодня в мире называют детей, обладающих новыми целостными качествами сознания и высоким уровнем нравственности[1]. Многие исследователи отмечают: «Новые необычные дети рождаются часто, и они вызывают большой интерес, граничащий с изумлением»[2]. Россия была «первой страной, которая обозначила эту проблему [детей нового сознания], так же как она была первой в сложном процессе формирования нового космического мышления»[3]. Мысль о Шестой расе, которая «тихо начнет свое существование и, воистину, настолько тихо, что на протяжении долгих тысячелетий ее пионеры – своеобразные дети, которые будут вырастать в своеобразных мужчин и женщин, – будут рассматриваться как аномалии lusus naturael, как ненормальные странности, физически и умственно»[4], высказала Е.П. Блаватская еще в 1888 году.
Новые энергии приходят через новые души
Появление детей новой расы – солнечных натур «с пробужденной духовностью»[5] – Е.И. Рерих констатировала в тридцатые годы XX века. В письме И.И. Голенищеву-Кутузову 17 октября 1935 года Елена Ивановна отмечала: «Уже немало предвестников Шестой Расы появилось на Земле. Именно их светлые идеи цементируют пространство для будущего воплощения на Земле. Именно они создают и отстаивают все светлые начинания»[6]. Сегодня, когда формирование нового космического мировоззрения открывает более широкие горизонты познания мира и человека, исследователи проблемы детей нового сознания не без основания задаются вопросом: «Понадобятся ли тысячелетия для полной замены людей Пятой расы на Шестую? Изменения в социуме сейчас настолько быстрые, что столь длительный срок, наверное, уже не потребуется»[7]. Мысли об ускорении планетарной эволюции мы находим как в философской системе Живой Этики, так и в записях Е.И. Рерих. В книге «Зов» от 10 февраля 1922 года сказано: «В пять лет прожить век, и ум человеческий считает свой бег несчастьем»[8]. А спустя более четверти столетия, 7 февраля 1949 года, Елена Ивановна сделает запись: «Сейчас происходит ускорение всех космических событий»[9], акцентируя внимание на том, что «нужно помочь лучшей части человечества»[10]. В этом плане все возможности расширяются и улучшаются, дети адаптируются в социуме и приносят новые знания, несут эволюционную весть космоса.
Кто я и откуда пришел в этот мир, что ожидает меня и для чего наша жизнь на Земле? Эти недетские детские вопросы ставят в тупик взрослых, живущих в условиях современной материалистической цивилизации. В то же время дети часто сами находят ответы и с радостью готовы поделиться с родителями, учителями, бабушками и дедушками.
На вопрос: «Что такое Бог?» – подросток отвечает: «У Бога была мысль. Он сотворил человечество, а человечество старается постичь эту мысль. Я сейчас являюсь одновременно и мыслью, и человеческим существом. Я в одно и то же время – часть Бога и Его творение. Я – Творец и Творение»[11]. Философский смысл ответа несомненен.
На этот же вопрос отвечает четырехлетний ребенок: «Это большой и яркий шар света, из него выходят острые лучи. Они ко всему прикасаются, и тогда тебе хорошо!»[12]
Доктор философии Ширли Майкл спрашивал детей постарше: «Что такое смерть?» Ответы: «Конец жизни на этой планете и переход куда-то еще», «Сбрасывание материального тела», «Конец одной части существования и переход к следующей», «Переход из одного состояния в другое», «Выход в иное измерение»[13].
На вопрос: «Верите ли вы в бессмертие души?» – последовали такие ответы: «Мы рождаемся, живем – и так все время», «Я убежден, что душа продолжает жить после смерти. Я имею в виду, смерть – это не конец. Это я точно знаю», «Душа просто обитает в теле, одалживает его на время жизни на земле. Но рано или поздно долг приходится возвращать», «Душа уходит туда, откуда пришла, а потом, думаю, остается там, прежде чем войти в новое тело»[14]. Сегодня подобные высказывания детей зафиксированы многими учеными.
Однако беда в том, что такие импульсы познания и озарения детей в большинстве своем пресекаются взрослыми, и ребенок надолго замыкается в себе. Вместе с тем в духовной истории «человечества в течение двух последних тысячелетий [происходили] подготовительные моменты, предшествующие явлению детей Света, или детей с новым сознанием»[15].
Главный признак новых детей – способность охватывать явления в целом и видеть истинные причины происходящего. Л.В. Шапошникова пишет, что детей нового сознания отличают «мудрость», «крылатая подвижность», «чувство собственного достоинства» и «склонность к миротворчеству». «Перечисленные качества свидетельствуют о высоком духовном развитии, независимом и творческом мышлении таких детей»[16]. Несомненно, что они несут в себе новую энергетику, которая проявляется во всех вышеперечисленных качествах.
Человек духовный. «Крылатая подвижность» творческого мышления
Определяющим качеством человека новой эпохи будет духовность или высокий уровень развития его тонкоматериальной природы. И ведущую роль в этом процессе будет играть сердце, синтезирующее все грани нашей духовности. Не войдет новый мир в сердце, если сознание не изменится.
В качестве иллюстрации отличительных особенностей новых детей рассмотрим наблюдения и обобщения, прозвучавшие в научных докладах на конференциях «Новая Эпоха – новый человек» и «Дети нового сознания». Ученые отмечают, что новым детям присуща особая структура сознания, позволяющая индивидуально и необычно проявлять духовные свойства через творческий процесс[17]. Их творческая мысль всегда несет неиссякаемый заряд энергетики нового: вдохновения, бодрости, радости и т.д.
Исследования Е.В. Вязковой[18], основанные на опыте известных мыслителей, выдающихся композиторов, поэтов, писателей и ученых, подтверждают, что феномен творческого сознания человека всегда несет в жизнь импульс нового через озарение, просветление как самого индивида, так и общества, которое он представляет. «Творческое состояние может быть отнесено к разновидности так называемого “необычного состояния сознания”, и к этой разновидности принадлежит тип творческого процесса – писание по вдохновению»[19]. Так творили Франческо Петрарка, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен, А.С. Пушкин, П.И. Чайковский, А.К. Толстой, Д.И. Менделеев, Д.Д. Шостакович… Так творят и сегодняшние юные художники и мыслители, поэты, музыканты: в процессе вдохновенного творчества «идеи подчас представляются авторам приходящими извне, внушенными, подаренными, переданными через них из неизвестного источника <…> для современных взглядов – это информационное поле, в котором уже все “записано” – и прошлое и будущее»[20]. Исследователь напоминает нам, что А.К. Толстой поэтически выразил эту мысль еще в позапрошлом столетии:
Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель!
Вечно носились они над землею, незримые оку.
Нет, то не Фидий воздвиг олимпийского славного Зевса! <…>
Нет, то не Гёте великого Фауста создал <…>.
Или Бетховен, когда находил он свой марш похоронный,
Брал из себя этот ряд раздирающих сердце аккордов <…> ?
Нет, эти звуки рыдали всегда в беспредельном пространстве,
Он же, глухой для земли, неземные подслушал рыданья.
Много в пространстве невидимых форм и неслышимых звуков,
Много чудесных в нем есть сочетаний и слова и света,
Но передаст их лишь тот, кто умеет и видеть и слышать...[21]
Не останавливаясь подробно на особенностях творческого мышления и мироощущения детей нового сознания, попробуем обобщить признаки, которые с раннего возраста выделяют их из общей массы одаренных людей. Ребенок с новым сознанием всегда яркая индивидуальность. Об этом свидетельствуют не только их музыка, рисунки, картины, проза, стихи, научные изыскания, но и их самооценка, их мысли и высказывания о самих себе. Об этом говорят их родители и учителя. Учитывая непосредственные «материальные свидетельства» в земной жизни и обобщая материалы конференций МЦР и сайта Благотворительного Фонда имени Е.И. Рерих, мы можем сказать, что дети нового сознания:
– обладают ярко выраженными способностями творить по вдохновению – как Саша Путря (Украина), Надя Рушева, Ника Турбина и Паша Коноплев из России, как Акиан Крамарик из США и многие другие;
– умеют видеть будущее и прошлое – Саша Путря, Акиан Крамарик или Игорь Зайцев и Слава Крашенинников из России;
– несут в себе теплоту жертвенной любви к миру и в то же время порой совершенно беззащитны перед жестким миром людей, – как девочка Таня, которая растет в русско-английской семье в Зимбабве и всячески старается помогать нищим, или как Ника Турбина, поэзию которой не понимали, и так далее;
– имеют острое чувство справедливости и желание служить миру – Роман Плякин, Никита Лаврентьев из России и другие;
– интуитивно познают мир сердцем.
И «как знать, не является ли именно сердечность главным признаком нового сознания?»[22] Недаром Живая Этика отводит этому сокровенному органу центральное место в эволюции каждого человека и всего человечества в целом.
Новая философия и методология образования. Энергоинформационная система «человек – космос – человек»
Как весь мир детства, так в особенности дети нового сознания не могут воспитывать себя сами, без участия взрослых. Как воспитывать столь необычных детей и включать их в процесс образования? Чтобы найти ответы на этот вопрос, нужны новые подходы и методы, выводящие за устаревшие рамки господствующего сегодня узкоматериалистического представления о воспитании новых детей. Сегодня таким требованиям отвечает космическое мировоззрение, открывающее новые пути мышления и познания. В настоящее время эти пути представлены Живой Этикой, или философией космической реальности. Суть новой методологии – в принятии важнейших, базовых для воспитания и образования молодого поколения философских положений. Новые подходы к миропониманию бытия, новая методология познания, содержащиеся в Живой Этике, трудах Рерихов и исследованиях отечественного рериховеда Л.В. Шапошниковой, способны обогатить философию образования – дать эволюционный импульс для преображения всей педагогической системы.
Основные положения нового миропонимания следующие:
«Мироздание – целостная энергетическая система, состоящая из различных энергетических структур, включая человека, которые взаимодействуют между собой в грандиозном энергоинформационном обмене. Последний рассматривается как одна из движущих сил космической эволюции. <…>
Дух является тонкоматериальной и высоковибрационной энергетикой и занимает в Мироздании главенствующее положение, выступая в качестве основы самого космического творчества. Дух как тонкоматериальная энергия в процессе эволюции одухотворяет материю, создавая более высокие ее формы. <…>
Человек как энергетическая структура не только является частью Космоса, но и несет этот Космос в своем внутреннем мире. Последнее обстоятельство позволяет человеку влиять на эволюционное творчество Космоса посредством энергетики духа, содержащегося в человеке. <…> Человек, в свою очередь, также зависит от миров более тонкого состояния материи и более высоких ее измерений. <…>
Без энергоинформационного потока, идущего к человеку из Высших миров, не может существовать творчество космической эволюции, а человек не мог бы продвинуться по ее спирали вверх, совершенствуя свой дух и утончая материю. В эволюции, как это понимают авторы Живой Этики, только Высшее может продвинуть низшее. Это одно из главных методологических положений философии Живой Этики. Поэтому так важны для человека и в жизни, и в эволюции Высшие миры и взаимодействие с ними. <…>
Необходимость расширения сознания человека есть главное условие усвоения новой модели Мироздания. <…> Расширение сознания обусловливает и эволюционный процесс, идущий на энергетической дистанции “объект – субъект” эволюции. Путь от объекта к субъекту эволюции – это путь совершенствования человека, он включает последнего в цепь космической Иерархии, без духовного творчества которой была бы невозможна эволюция ни Космоса, ни человечества. <…>
С процессом расширения сознания <…> тесно связано одно из важнейших положений системы познания Живой Этики – “Учитель – ученик”. <…> Иерархическая цепь “Учитель – ученик” состоит из многочисленных звеньев, уходящих в Беспредельность, но она имеет и свою земную часть – своих земных Учителей и учеников»[23].
Эти новые положения, разработанные Л.В. Шапошниковой на основе Живой Этики и трудов Рерихов, теснейшим образом связаны с представлением о законах космоса, понимание которых дает возможность объяснить, как происходят энергоинформационные процессы в системе «человек – космос – человек», скрепленной единой эволюционной силой, называемой всеначальной энергией, действующей в границах космических законов. Приход детей нового сознания обусловлен именно творчеством космической эволюции, и в осуществлении ее главенствующую роль играют Высшие духи, вестники огненного процесса, рождающиеся на Земле.
Воспитательным и образовательным средоточием Космоса, по идее Живой Этики, выступает Космический Магнит – важнейшая творческая структура в системе Мироздания. Руководствуясь этим положением, к детям нового сознания нужно подходить прежде всего с позиции, когда взрослый, организуя воспитательную среду для ребенка, сам находится в процессе непрерывного совершенствования и самовоспитания, то есть педагог сознательно и добровольно реализует в самом себе космический закон Высшее ведет за собой низшее, поскольку «низшее не способно самостоятельно развиваться. Именно земное творчество космической эволюции, в котором участвует материя высоких состояний, содействует развитию планеты и земного человечества»[24].
«Новый Мир грядет в доспехе Новых Лучей»
Приход детей нового сознания с их феноменальными способностями как уникальное явление в космической эволюции человечества был достаточно убедительно описан в начале XX века в Живой Этике. «Напрасно удивляются многим появлениям детей, помнящих свое прошлое. Именно теперь много нарождается таких явленных посредников с Тонким Миром. Они помнят и о пребывании между земными жизнями»[25]; «Нельзя отвергать, когда дети утверждают о своей прошлой жизни»[26]; «Так происходит сближение двух миров, и это обстоятельство предшествует великим событиям»[27]; «Вы слышали о некоторых детях, которые могут видеть через твердые тела»[28] и др.
Дети Света, или дети солнечного сознания, не есть просто одаренные дети земной цивилизации, как некоторые понимают этот феномен. Они, словно небесные лучи Нового Мира, несут в себе энергетический импульс космической эволюции и миссию на Земле – одухотворять жизнь нашей планеты. В одной из книг Живой Этики сказано: «…с ранних лет можно отличать этих своеобычных детей, несущих свой мир проявления духа»[29]. В связи с этим необычным эволюционным процессом, охватившим все континенты Земли, Е.И. Рерих в письме А.И. Клизовскому от 17 марта 1936 года пишет: «Участятся появления детей-феноменов, да и наука обогатится новыми замечательными открытиями. Именно перемена пространственных лучей даст обновление сознания и позволит новые сближения между мирами. Истинно, Новый Мир грядет в доспехе Новых Лучей»[30]. Созвучную мысль о феноменальных возможностях познания, которыми обладают и которые приносят в мир такие дети, находим в Живой Этике: «…наука может получить ценные данные от детей [Света]»[31]. Появление в семьях детей, несущих новое знание и новую энергетику, – реальность совершенно новая и пока наукой не понятая и не осмысленная.
Факт массового прихода в мир малышей с иным сознанием, иными возможностями впервые был научно заявлен и констатирован в России, в докладах ученых на Международной научно-общественной конференции «Новая Эпоха – новый человек», состоявшейся в Международном Центре-Музее имени Н.К. Рериха в Москве в 2000 году. Затем конференция «Дети нового сознания», прошедшая в 2006 году также в МЦР, четко обозначила космическую суть этого эволюционного явления. Приход в мир вестников нового человечества определил перспективное направление размышлений и действий для ученых, педагогов, специалистов всех сфер науки, занимающихся проблемами воспитания и образования. Большинство докладов на конференции были посвящены важным проблемам космической эволюции, результатом творчества которой явилось рождение таких детей – с иным сознанием, иными возможностями, с совершенно другими жизненными критериями и новой энергетикой.
Конференция подняла множество вопросов, связанных с будущими поколениями, и прежде всего с детьми Света. Многие докладчики говорили о том, что детей нового сознания необходимо защищать. Но эта защита совершенно особая, она исключает оранжерейные условия воспитания, и для этого приглашают мудрого наставника. Дети, обладающие энергетическим миропониманием, нуждаются в творческой атмосфере познания и любви. Новое качество мышления, отличающееся от прошлых веков, необходимо как в семьях, так и в детских учреждениях. Только приняв факт существования детей нового сознания и вступив на путь самосовершенствования, взрослые смогут стать сотрудниками детей Света.
Сегодня мы можем свидетельствовать, что перед нами – родителями, педагогами, учеными – дети будущего поставили как минимум две серьезные задачи.
Во-первых, нам предстоит научно осмыслить феномен детей нового сознания как важнейшего эволюционного явления, которое имеет решающее значение для формирования нового эволюционного вида человека и перехода человечества на новую ступень своей космической эволюции.
Во-вторых, необходимо формирование нового поля культуры, связанного с детьми нового сознания, которое создаст необходимые условия для выполнения их эволюционной миссии и будет способствовать формированию в обществе нового космического мышления.
Проблемы новой школы и опыт прошлого
Феномен массового появления новых детей требует принципиальных изменений в педагогике, здравоохранении, государственных и общественных структурах. Необходима продуманная система защиты детей и детства. Следует отметить, что Россия оказалась исторически, духовно и эволюционно ближе к осмыслению и решению проблемы детей нового сознания. Философия космической реальности, переданная на русском языке русскому народу через семью Рерихов, дает возможность педагогам России творчески осмыслить исследуемый феномен и найти правильные теоретические и практические ответы в своей деятельности на этом важном эволюционном отрезке пути. Родители, педагоги, все общество несет ответственность за судьбы юных вестников космической эволюции.
«Придется собрать со всей страны самых чутких и способных улавливать мысли ребят и вести занятия с ними, обставив опыты соответствующими условиями и при полной изоляции от тлетворного дыхания городов. И наставники должны быть на высоте, и ауры их должны быть светоносными, и ничто нечистое не должно быть допущено в окружение занимающихся. Гармоничное условие звука, цвета и аромата будет призвано на помощь»[32]. Готовы ли мы обеспечить детям нового сознания такие условия? В этом случае следует задуматься над проблемой новой школы, и, возможно, мы найдем удачные примеры таких подходов и построений в опыте прошлого, ведь «мудрость веков отлагается накоплениями в Чаше [планетарного человечества]»[33]. Все духовные достижения человечества прошли через цепь учительства. Так педагогическая мудрость веков может стать лучшим украшением новой школы[34].
Классическая педагогика издавна пыталась предложить «правильные» педагогические модели, создать «улучшенную школу», «школу радости», «школу гармонии», «новую школу». В истории человечества много интересных идей и попыток их практического осуществления. Напомним о школах древности Конфуция, Солона, Пифагора, Сократа, Платона, Аристотеля, Сенеки, Марка Аврелия, Цицерона; о «риторической школе» древнеримского теоретика ораторского искусства М.Ф. Квинтилиана… Первую в истории школу интернатного типа (Casa giocosa – «Дом игр») крупнейшего итальянского педагога эпохи Возрождения Витторино да Фельтре современники называли «Домом радости». В педагогической антологии памятные страницы посвящены школе «Чешских братьев», возглавляемой великим чешским мыслителем, педагогом-гуманистом Я.А. Коменским; школе великого швейцарского педагога И.Г. Песталоцци; учительской деятельности крупнейшего немецкого педагога-гуманиста Ф.А. Дистервега; «Новому институту для образования характера» и «Школе для маленьких детей» в Нью-Лэнарке (Шотландия), колонии «Новая Гармония» в Северной Америке, организованным Робертом Оуэном, воспитателем «эпохи будущего»…
В начале XIX века лучшие идеи эпохи Просвещения впитали в себя Императорский Царскосельский лицей, учебное заведение России нового типа; «Яснополянская школа» Л.Н. Толстого, организованная для крестьянских детей; мужская школа-гимназия К.И. Мая на Васильевском острове Петербурга. Основным девизом талантливого педагога-практика К.И. Мая было изречение Я.А. Коменского «Сперва любить – потом учить». Полезен опыт трудовых общинножительских школ Н.Н. Неплюева (конец XIX – начало XX в.) в сельскохозяйственной общине – Православном Крестовоздвиженском Трудовом Братстве в Черниговской губернии (ныне Сумская область Украины). Неплюевский идеал соборности – воспитание детей и юношей в добровольной дисциплине, любви, сердечном взаимном отношении и подвижническом труде на благо России. Вспомним школы Я.С. Гогебашвили; трудовую колонию «Бодрая жизнь», детские сады и школы, организованные С.Т. Шацким; трудовые детские колонии-коммуны, руководимые А.С. Макаренко, и Павлышскую среднюю школу, возглавляемую В.А. Сухомлинским. В середине 1980-х годов талантливый публицист и педагог-новатор Симон Соловейчик инициировал новое научно-практическое педагогическое движение – педагогику сотрудничества, в рамках которой воспитание рассматривалось не как воздействие на ребенка, а как диалог учителя и ученика. Интересен в этом смысле и пример М.П. Щетинина, в школе которого воспитывают ребят на мировоззрении русских вед. Под его руководством создан Центр комплексного формирования личности детей и подростков в поселке Текос в Краснодарском крае. Наконец, общественное движение педагогов под руководством Ш.А. Амонашвили ставит перед учителями задачу стать носителями духовной культуры. Идея духовного пространства образования как четвертого измерения в педагогическом мышлении является основополагающей для осмысления всех важнейших теоретических и практических аспектов педагогики, ведь ребенок – это прежде всего духовное явление жизни со своими земными страстями. И все же это лишь малая часть культурно-исторического опыта, непрерывного потока педагогических поисков, который был направлен на облегчение школьной жизни ребенка, на организацию воспитания и обучения, основанных на увлечении учащихся процессом познания, на обоюдном доверии, радости и любви.
Следует подчеркнуть, что предметом классической педагогики выступает в первую очередь «воспитание человека как особая функция общества»[35], в то время как авторитарная педагогика такую задачу нивелирует и вытесняет из педагогического процесса, чем усугубляет дальнейшую материализацию этой важнейшей социальной сферы. Поэтому учитель должен найти правильные подходы к детям и преподаванию, стать в первую очередь учеником педагогической мудрости и стараться овладевать философией нового времени, постигать основы космического миропонимания и методологию одухотворенного мышления. В каждом явлении педагогу надо увидеть дух эволюции и действие космических законов.
Сердцеведение как главное направление совершенствования воспитания и образования
Богатые статистические данные, исследования и наблюдения, представленные учеными, убедительно свидетельствуют, что дети Света, обладающие утонченным сознанием, – это исключительное явление в эволюционном развитии человечества. С позиций философии Живой Этики приход на Землю таких детей, «несущих в своей структуре новую космическую энергию и соответственно и новое сознание»[36], следует воспринимать как закономерное проявление космической эволюции.
В Живой Этике мы находим знание о том, что наступило время для космической эволюции на планете Земля, когда наш вид – человек разумный – должен уступить роль ведущего энергетически более утонченному и высоконравственному сознанию и предоставить первенство человеку духовному. Обращаясь к философии Живой Этики, духовным учениям человечества и педагогической классике, мы видим, что все эти высокие источники выдвигают духовность как панацею, разрешающую многие современные проблемы человечества. Духовность – это состояние сознания человека, способствующее проявлению Духа. «Ведь духовность, – пишет Е.И. Рерих, – прежде всего есть сознание»[37], и она определяется в жизни «не количеством психических явлений, а наличием синтеза и соизмеримости в мышлении и поступках»[38]. Чем выше уровень и качество сознания человека, тем он более духовен и мудр. «Мудрость – это более высокая ступень нашего знания и познания, она заключена в развитом сердце»[39], Мудрость – это духовное сердце. В Живой Этике отмечается, что для воспитания сердца нужно создать особую метанаучную дисциплину – сердцеведение. В основу сердцеведения будут положены два взаимосвязанных источника жизни – мудрость веков, «которая все время пополняется и всегда открыта сердцу преданных учеников»[40], и осознание роли сердца как средства, связывающего человека с Сокровищницей Мудрости.
Эти важнейшие категории философии и педагогики – сердце и мудрость – объединены одним сущностным для Космической Эволюции явлением, которое Живая Этика называет Новой Эпохой, Эпохой Матери Мира, Эпохой Сердца – Эпохой широкой кооперации и Культуры. А сердце человеческое есть хранитель Культуры и Мудрости, столпов вечных категориальных ценностей человечества, которые объединяют всех творческих людей, принадлежащих новому времени. Методология Живой Этики дает возможность воспитать и настроить сердце, являющееся главным органом трансмутации новых космических энергий.
Сердце выявляется как уникальный многомерный и диалектически противоречивый объект, в средоточии которого соприкасаются три аспекта бытия: духовный (огненный), душевный (тонкий) и физический (плотный). Сердце образует центр индивидуальности, ее глубинное ядро, гармонизирующее эти жизненные планы в многоуровневом функционировании. Благодаря такой структуре сердце чрезвычайно энергетически насыщенно, подвижно и пластично. Оно активно и непрерывно действует на духовном, психическом и физиологическом уровне. По мере приближения к центру границы сердца стираются и растворяются, что проявляет его как синергетический центр всего сущего – от божественного до мирского и в обратном порядке – от плотного существа до идеального, огненного. Именно дух влияет через сердце на все энергетические структуры человека. Сердце строит мост в двух направлениях: к земному (физическому) и небесному (трансцендентному, идеальному) миру. Дух – это внутреннее Высшее начало человека, имеющее прямое отношение к единой Реальности. И сердце должно «одухотвориться», очиститься и стать тем, чем оно должно быть – «свыше действующим и дающим органом»[41], «аппаратом духа»[42]. Только духовное сердце как вместилище Высшего принципа мыслителя способно дать личности и человечеству возможность увидеть себя изнутри, познать свою настоящую природу, трансмутировать свои недостатки, которые проявляются на данном этапе космической эволюции человека.
Учитель Культуры
В беседе с преподавателями из Новосибирска и Свердловска, состоявшейся в Москве 24 октября 1984 года, С.Н. Рерих четко определил проблему новой педагогики: «Наша главная задача <…> [ясно] представлять этого будущего более совершенного человека. <…> Наше воспитание должно быть таким, чтобы, выйдя за пределы школы, человек был сильным, умел противостоять злу, несовершенству. <…> Добро должно быть активное. Как можно развить в себе мускулы? Сопротивлением! Это необходимость. Преодолевая трудности, мы растем и только так растем! Наша эволюция должна взрастить сильное поколение»[43].
Сегодня философия Живой Этики входит в педагогическую среду. И эта философская система призвана стать основой воспитания человека в новой школе. Научить сопереживать, научить милосердию, приобщить к красоте – это духовная суть школы, фундамент образовательного процесса. Ведь только через духовную культуру мы приобщаемся к Высшим Мирам, постигаем эволюционные процессы и начинаем правильно решать текущие социальные задачи. Поэтому педагоги должны научиться Культуре и широко нести культуру духа в жизнь школы. Только на почву культуры можно сеять новую философскую систему. Вот почему философское наследие семьи Рерихов заслуживает тщательного изучения прежде всего самими учителями – ведь если им не удастся найти правильные подходы к воспитанию детей, преподавание опять сведется к узким методическим рамкам.
Учителям жизненно важно осознать приоритет духовного (воспитательного) над материальным (содержанием образования). Сегодня в постановке целей урока воспитательная задача играет скорее подчиненную роль, так же как и воспитательная работа в учебных планах, не имеющая единой мировоззренческой, целеполагающей линии. Каждый учит так, как ему вздумается, зачастую не осознавая истинных целей педагогического процесса, а лишь устраивая воспитательные мероприятия «для галочки». Во всех успешных школах прошлого главным было воспитание благородного человека, а не только компетентностно-ориентированной личности, способной успешно применять полученные знания на практике. Ведь такой упрощенный подход педагога к решению задач образования не соответствует современному уровню развития общества.
Следует подчеркнуть, что во всех классических моделях школы главным было особое отношение к ребенку как к носителю духа, особое глубинное мировоззрение учителя. Оно могло быть глубоко религиозным или космичным. Учителя не просто работали, а служили, выполняли миссию. Поскольку дух является первопричиной всего сущего, мировоззрение выстраивало и соответствующие эффективные методы и приемы работы. Ведь причина авторитаризма учителей не только и не столько в устаревшей форме организации воспитательного процесса, сколько в устаревшем, сугубо узкоматериалистическом мышлении самих педагогов.
В школах Культуры педагогическим коллективом сознательно проживается иерархический принцип космоса – Высшее ведет за собой низшее, ведь в классической педагогике «Учитель есть лестница для восхождения духа ученика». Таким образом, преодолевалась главная трудность образования – мотивационная. Дети учились, потому что их учителя, образ их жизни соответствовали тому мировоззрению, которое педагоги исповедовали в каждый момент своей жизни, как правило положенной на алтарь служения Высшему Идеалу. Складывалась особая духовная общность между учителем и учеником, выстраивались особые человеческие отношения на основе любви, дружбы, доверия и сотрудничества.
Воспитание и образование молодого поколения общество всегда относило к чрезвычайно важной задаче, и она не может быть успешно решена без самоотдачи учителя, его постоянного самосовершенствования. Вот один из ключевых моментов и, возможно, самая главная, центральная точка приложения в современной педагогике – самоотверженный учитель. Внутренняя культура учителя, его открытое сердце как средоточие человечности и центр слияния всех его духовных и душевных качеств во многом определяют педагогические основы творческой школы.
В своем последнем интервью журналу «Культура и время», размышляя о «самом лучшем дне, который будет завтра», известный ученый-физик, энциклопедист, профессор Сергей Петрович Капица сказал: «Что роднит ученого и художника, изобретателя и артиста? Непрерывный поиск нового – новых форм и новых фактов, новых закономерностей и новых средств выразительности. Их всех роднит стремление постичь то, чего еще никто не знает, показать своим современникам и потомкам мир таким, каким его никто до сих пор не мог видеть»[44].
По завету мудрецов останемся и мы верными учениками и будем всегда стремиться к новым прекрасным вершинам творчества! Будем идти тем путем, который так замечательно запечатлен в Высочайших Обликах, ведущих человечество. Будем помнить обращенные ко всем родителям пророческие слова мыслителя XX века Джебрана Халиля, которые имеют непосредственное отношение именно к поколениям всех детей:
Ваши дети – это не ваши дети.
Они – сыновья и дочери тоски Жизни по самой себе.
Они приходят через вас, но не от вас.
И хотя они с вами, они все же не принадлежат вам.
Вы можете дать им вашу любовь, но не ваши мысли,
Ибо у них свои собственные мысли.
Вы можете дать пристанище их телам, но не их душам,
Ибо их души обитают в доме завтрашнего дня,
Куда вы не можете прийти, даже в своих мечтах.
Вы можете стараться быть как они, но не старайтесь сделать их как вы.
Ведь жизнь не идет вспять и не задерживается во вчерашнем дне.
Вы – луки, из которых ваши дети, как живые стрелы, посланы вперед.
Стрелок видит знаки на пути бесконечности, и Он сгибает вас
Своею мощью, чтобы Его стрелы могли лететь быстро и далеко.
Пусть ваша податливость руке Стрелка будет ради счастья.
Ибо так же, как Он любит стрелу, которая летит,
Он любит и лук, который недвижен[45].
[1] См.: Новая Эпоха – новый человек: Материалы Международной научно-общественной конференции 2000. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2001; Дети нового сознания: Материалы Международной научно-общественной конференции 2006. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2007.
[2] Белимов Г.С. Дети индиго в России. Вундеркинды третьего тысячелетия // М.: Вече, 2008. С. 9.
[3] Шапошникова Л.В. Земное творчество космической эволюции. М.: МЦР, 2011. С. 924.
[4] Блаватская Е.П. Тайная Доктрина: синтез науки, религии и философии: В 2 т., 4 кн. Т. 2, кн. 1. Антропогенезис / Пер. с англ. Е.И. Рерих. Минск: Мастацкая литература, 1994. С. 562.
[5] Рерих Е.И. Письма. Т. 3. М.: МЦР, Благотворительный Фонд имени Е.И. Рерих, Мастер-Банк, 2001. С. 600.
[6] Там же.
[7] Белимов Г.С. Дети индиго в России. Вундеркинды третьего тысячелетия. С. 9.
[8] Листы Сада Мории. Зов, 10.02.1922.
[9] Рерих Е.И. У порога Нового Мира: М., МЦР, 2007. С. 341.
[10] Там же. 186
[11] Кэрролл Л., Тоубер Д. Дети индиго – 2: Праздник цвета индиго / Пер. с англ. Т. Беллиной. Киев: София; М.: ИД «София», 2005. С. 181.
[12] Там же. С. 71.
[13] Там же. С. 185.
[14] Там же. С. 186.
[15] Шапошникова Л.В. Земное творчество космической эволюции. С. 926.
[16] Дети нового сознания: Материалы Международной научно-общественной конференции 2006. С. 57, 60.
[17] Процесс творческого мышления протекает идентично в разных областях человеческой деятельности. Эта особенность неоднократно отмечена учеными, музыкантами, художниками: «Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса» (А. Эйнштейн); «Создавая музыкальное произведение, композитор решает мыслительные задачи, в известной степени аналогичные задачам ученого, конструктора, творца в любой другой области» (А. Сохор). – Цит. по: Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: Академия, 2000. С. 2.
[18] Вязкова Е.В. К вопросу о типологии творческого процесса (наблюдения над высказываниями творцов). http://musxxi. gnesin-academy.ru/wp-content/uploads/2010/04/ Vyazkova.pdf
[19] Там же. С. 5.
[20] Вязкова Е.В. К вопросу о типологии творческого процесса (наблюдения над высказываниями творцов). http://musxxi. gnesin-academy.ru/wp-content/uploads/2010/04/Vyazkova.pdf. С. 7, 10.
[21] Толстой А.К. Собр. соч.: В 4 т. Т. 1. М.: Худож. лит., 1963. С. 128.
[22] Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. С. 10.
[23] Шапошникова Л.В. Исторические и культурные особенности нового космического мышления // Объединенный научный центр проблем космического мышления. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2005. С. 35–39.
[24] Шапошникова Л.В. Земное творчество космической эволюции. С. 7.
[25] Мир Огненный, ч. III, 542.
[26] Аум, 97.
[27] Мир Огненный, ч. III, 542.
[28] Мир Огненный, ч. I, 13.
[29] Озарение, 2.5.17.
[30] Рерих Е.И. Письма. Т. 4. М.: МЦР, Благотворительный Фонд имени Е.И. Рерих, Мастер-Банк, 2002. С. 91.
[31] Мир Огненный, ч. II, 174.
[32] Грани Агни Йоги. 1966. 506.
[33] Беспредельность, 900.
[34] См.: Знаки Агни Йоги, 649.
[35] Новая Эпоха – новый человек: Материалы Международной научно-общественной конференции 2000. С. 8.
[36] Шапошникова Л.В. Земное творчество космической эволюции. С. 927.
[37] Рерих Е.И. Письма. Т. 2. М.: МЦР, Благотворительный Фонд имени Е.И. Рерих, Мастер-Банк, 2000. С. 88.
[38] Рерих Е.И. Письма. Т. 6. М.: МЦР, Благотворительный Фонд имени Е.И. Рерих, Мастер-Банк, 2006. С. 372.
[39] Шапошникова Л.В. Без сердца нет сознания // Содружество. М., 2005. № 17. С. 5.
[40] Рерих Е.И. Письма. Т. 2. С. 64.
[41] Сердце, 386.
[42] Грани Агни Йоги. 1968. 176.
[43] Рерих С.Н. Стремиться к Прекрасному. М.: МЦР, 1993. С. 89–91.
[44] Капица С.П. «Самый лучший день будет завтра» // Культура и время. 2012. № 4. С. 219.
[45] Джебран Халиль Джебран. Мудрость Халиля Джебрана. Пророк. Сад Пророка. Голос Мастера / Пер. с англ. В. и И. Настич, Н. Смирнова. М.: София, 1999. С. 101.