Споручница грешных

№ 48-2013-2 |

Кристина Кондратьева _____________

Представление картины Н.К. Рериха «Madonna Laboris (Труды Богоматери)» в МЦР _____________

К кому возопию, Владычице, к кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет и молениям нашим скоропослушливо внемлет, аще не Ты, Всеблагая Споручнице, всех наших радостей Радость?
Из молитвы образу Богородицы
«Споручница грешных»
 
Дева Мария – Владычица благосерднейшая всех сынов и дщерей человеческих, как Дщерь Бога Отца, Который есть любовь, Мать Бога-Слова–любви нашей, избранная Невеста Духа Всесвятого Иже есть любовь, единодушная Отцу и Слову. Как не прибегать к такой Владычице и не чаять от Нее всех благ духовных!
Молитва Богородице о. Иоанна
Кронштадтского
Н.К. Рерих. Madonna Laboris (Труды Богоматери). 1931

«Труды Богоматери» или «Madonna Laboris» (1931) – картина, принадлежащая кисти выдающегося художника-философа Н.К. Рериха, – была представлена в Москве в Музее имени Н.К. Рериха. Это событие, несмотря на свою быстротечность (выставка продлилась всего два дня – 16–17 мая), стало настоящей сенсацией. Местонахождение шедевра долгое время оставалось загадкой для многих коллекционеров и ценителей творчества русского мастера по всему миру, картину знали только по репродукциям и более поздним повторениям. По счастливому стечению обстоятельств картину нашли в одной американской семье, несколько десятилетий хранившей этот бриллиант и даже не представлявшей его ценности. Картина была выставлена в Музее им. Н.К. Рериха в преддверии Русского аукциона Bonhams в Лондоне и оценена в 800.000 – 1.200.000 фунтов стерлингов. Сумма внушительная, но значение, которое имеет это полотно для мировой культуры, для настоящего и будущих поколений, поистине бесценно!

В своем творчестве, живописном или литературном, Николай Рерих часто использовал язык притчи, желая, чтобы человек сам пришел к пониманию чего-то важного, сам прикоснулся к сокровищу нового знания и обрадовался его обретению. В мастерстве использования образного языка ему не было равных! Сюжет картины «Труды Богоматери» Н.К. Рерих пересказывает так: «Трогательно и проникновенно посвящает христианство Богоматери следующую легенду: “Обеспокоился Апостол Петр, ключарь Рая. Сказывает Господу: “Весь день берегу врата, никого не пускаю, а наутро новые люди в Раю”. И сказал Господь: “Пойдем, Петр, ночным дозором”. Пошли ночью и видят: Пресвятая Богоматерь опустила за стену рая белоснежный шарф Свой и принимает по нему какие-то души. Возревновал Петр и вмешаться хотел, но Господь шепнул: “Ш-ш! не мешай!”».

Н.К. Рерих. Madonna Laboris (Труды Богоматери). Фрагмент. 1931

И вот перед нами райские сады, светящиеся золотисто-салатовыми оттенками. Среди деревьев со спелыми, похожими на яблоки плодами мы можем разглядеть красивые архитектурные строения, рельефный ландшафт и фигуры Спасителя, апостола Петра и Богородицы. Сады окружены мощными крепостными стенами с башнями. Но при всей своей мощи лазурно-синяя крепость с садом кажется парящей над землей, подобно Ноеву ковчегу или сказочному летающему кораблю. Удивительное соединение легкости и одновременно незыблемости! На переднем плане – рваные вершины скал и мерцающие на них языки адова пламени; среди скал несколько представителей мира теней… Эти два мира: Рай, мир гармонии, творчества, духовной красоты, и Ад, пространство хаоса, безверия, отчаяния и пустоты, – разделены пропастью, и только тонкая серебряная нить, символизирующая плат Богородицы, дает надежду и возможность тем, кто силен духом, перейти по нему, как по струне, натянутой над бездной, из мира безысходности в мир спасения.

И мы видим таких смельчаков! На плате, совсем близко к Богоматери, – восходящая женская фигура… Женщина идет первой, мужчина показан стоящим на вершине скалы в самом начале восхождения, следующим за ней; при этом ее фигура полна достоинства и спокойствия, уверенности и благодарности за переброшенный плат, за предоставленную возможность спасения. Такое расположение фигур отнюдь не случайно. Год написания картины – 1931-й – относится к периоду создания семьей Рерихов движения Единение Женщин Общества имени Рериха по всему миру. В том же году Н.К. Рерих сочиняет статью-воззвание «Женщинам»[1], в которой описывает сюжет картины «Madonna Laboris». Статья является своеобразным призывом к женщинам об ответственности и осознании своей особой миссии Жены, Сестры и Матери, а также Вдохновительницы в будущем духовном строительстве: «Женщины, ведь вы соткете и развернете знамя мира. Вы безбоязненно станете на страже улучшения жизни. Вы зажжете у каждого очага огонь прекрасный, творящий и ободряющий. Вы скажете детям первое слово о красоте. Вы научите их благословенной иерархии знания. Вы скажете малым о творчестве мысли. Вы можете уберечь их от разложения и с первых дней жизни вложить понятие героизма и подвига. Вы первые скажете малым о преимуществе духовных ценностей. Вы произнесете священное слово Культура. Великое и прекрасное дело заповедано вам, женщинам!»

Из жизненного опыта все мы знаем, что женщина, раскрыв заложенные в ней особые качества, способна осветить жизнь близких и тех, кто встретится на ее пути, но она способна и к разрушению, если не будет идти путем духовного совершенствования. Любовь женщины, терпение, мудрость, мягкость и забота, умение сглаживать острые углы в отношениях, умение прощать и видеть лучшее в человеке дают возможность ее ребенку вырасти цельной личностью, а ее спутнику быть уверенным в себе человеком, способным как на ежедневный труд, так и на великие дела. Н.К. Рериха окружали именно такие женщины, поэтому его слова и картины, обращенные к ним и посвященные им, столь убедительны! Ему всегда удавалось в нескольких мазках передать всю трогательность, нежность и при этом стойкость женщины. Когда же речь шла о Богородице – самом совершенном из всех женских образов, – его творческий импульс проникал в сердце нашей вселенной, помогая увидеть, вместить и запомнить суть женского начала и воплотить его в красках на холсте.

Иоанн Кронштадтский. Харьков, 1890

Благодаря своей матери Марии Васильевне Калашниковой, исповедовавшей христианство, Николай Рерих был воспитан в атмосфере семейного тепла и неустанного творческого труда, а также имел духовного наставника в лице светоча русской православной церкви – о. Иоанна Кронштадтского. Вот как Н.К. Рерих вспоминает о своем общении с будущим святым: «Какие это были истинно особые дни, когда Христово слово во всем вдохновенном речении Великого Прозорливца приносило мир дому. Это не были условные обязанности. Вместе с о. Иоанном входило великое ощущение молитвы, исповедание веры…» Это исповедание веры будет поддерживать Рериха всю жизнь в любых, самых сложных жизненных перипетиях. А помогать и вдохновлять его будет верная спутница, жена Елена Ивановна Рерих. В том же обращении к женщинам Н.К. Рерих приводит ее слова: «В тяжкие дни космических катаклизм и человеческого разъединения и дегенерации, забвения всех высших принципов бытия, дающих истинную жизнь и ведущих к эволюции мира, должен подняться голос, призывающий к воскрешению духа, к внесению огня подвига во все действия жизни, и, конечно, этим голосом должен быть голос женщины, испившей чашу страдания и унижения и закалившейся в великом терпении. Пусть теперь женщина – Матерь Мира – скажет: Да будет Свет!»

Семья Рерихов (слева направо): Мария Васильевна (урожд. Калашникова), Владимир, Лидия, Константин Федорович, Николай. Санкт-Петербург, [1884]

Картина «Труды Богоматери» наполнена этим светом! Им пронизаны и другие полотна Н.К. Рериха, запечатлевшие возвышенный женский образ, поднятый на пьедестал Любви, Знания и Красоты в культуре многих народов. Один из первых был создан в период с 1911-го по 1914 год, когда художник работал над мозаичной стенописью алтарной части церкви Святого Духа в Талашкине. Образ Царицы Небесной, написанный для храма, наиболее близок византийскому образу «Богоматерь на троне с двумя ангелами» из монастырской церкви-гробницы в Бачково (Болгария, вторая половина XII в.)[2]. Конечно, образ обогащен особым видением автора и многими деталями: присутствуют стилизованные под древнерусские орнаменты сказочные персонажи, характерные для художников начала XX века (например, в оформлении церкви Спаса Нерукотворного в Абрамцеве). Первые эскизы «Царицы Небесной» были созданы еще в 1906 году, когда у Н.К. Рериха появляется интерес к культуре Индии и ее связи с русской культурой. Поэтому в образе присутствуют восточные мотивы. Позднее, в 1924 году, была написана «Матерь Мира» – эта картина уже не привязана к какой-то конкретной художественной традиции и показывает образ женского начала космического масштаба.

Н.К. Рерих. Царица Небесная над Рекой Жизни. Эскиз росписи церкви Св. Духа в с. Талашкино Смоленской обл. 1910-е гг.
Н.К. Рерих. Ведущая. 1944

1931 год – картина «Madonna Laboris», о которой статья; 1932-й – «Мадонна Орифламма»; 1933-й – «Богоматерь Защитница»; 1933-й – повтор картины «Madonna Laboris» для Кэтрин Кэмпбелл[3]; 1935 год – повтор картины «Madonna Laboris» для Рижского рериховского общества, – это всё идеальные образы неземного, но связанного с нами мира. Земной же путь каждой женщины, по словам самого художника, он показал начиная с картины «За морями земли великие», где юная девушка, следуя велению сердца, отправляется на поиски основ Прекрасного. Завершается этот путь картиной «Ведущая», в которой Н.К. Рерих создал образ женщины, осознавшей свое предназначение и ставшей сотрудницей Высших сил, способной вести за собой, показывая пример терпимости, любви и красоты[4].

Богоматерь на троне с двумя ангелами. Фреска. Церковь в Бачково. XII в.

«Да будет Свет, Добро, Красота!» – взывает женщина в молитвах к заступничеству Богородицы и, преисполненная Верой, знает, что ее молитвы будут услышаны. «Приступая молиться Царице Богородице, прежде молитвы будь твердо уверен, что ты не уйдешь от Нее, не получивши милости, – писал о молитве к Богородице о. Иоанн Кронштадтский, – так мыслить и так быть уверенным относительно Ее – достойно и праведно»[5]. В картине «Madonna Laboris» эта мысль святого выражена художественными средствами: каждый будет услышан, и помощь придет. «При первом взгляде на эту картину даже в репродукции, – говорит Елена Харбик, директор русского отдела аукционного дома Bonhams в Нью-Йорке, – стало понятно, что это знаковое произведение Н.К. Рериха, имеющее высокую духовную ценность. Через наш аукционный дом проходили работы этого художника, но ничего подобного этому сюжету мы не видели. Как сказали коллекционеры, видевшие “Мадонну” Рериха на двухнедельной выставке в Нью-Йорке, перед ней хочется перекреститься и встать на колени». Образ полон нежности и сострадания. Будучи БОГОродицей, Мария стала заступницей всего человечества. «“Се сын Твой”, – сказал Господь, указывая на любимого ученика, олицетворявшего в себе всех верных последователей Его, – и Матерь Божия стала Матерью христиан, верующих в спасение от Ее Божественного Сына»[6].

Н.К. Рерих. Матерь Мира. Из серии «Знамена Востока». 1924
Ю.Э. Кузнецов. Споручница грешных. 2012

Божию Матерь именуют многими именами: Матушка-Заступница, Царица Небесная, Богородица, Богоматерь, – все эти Ее имена отражены в молитвенных обращениях к Ней, веками складывавшихся в православии. Иконы Божией Матери – предмет величайшего почитания. В православной традиции существует около 400 чудотворных образов Пресвятой Богородицы. «Впрочем, чудотворных икон Матери Божией, как звезд на небе, никто еще не мог исчислить: число их знает только Сама Царица Небесная»[7]. Среди них – «Достойно есть – Милующая», «В скорбях и печалях утешение», «Целительница», «Всех скорбящих радость», «Споручница грешных», «Живоносная Источница», «Услышательница», «Нечаянная Радость», «Утешительница Скорбящих», «Подательница ума», «Утоли моя печали», «Спасительница утопающих», «Умягчение злых сердец». Все они – свидетельство глубокой веры и надежды человека на защиту и помощь Великой Матери – Богородицы.

Н.К. Рерих. Madonna Laboris (Труды Богоматери). Фрагмент. 1931

Образ Богородицы – наиболее близкий сердцу каждого. Как описать любовь матери, сестры, жены? Это и помощь, и всепрощение, и восхищение, это всегда искренняя радость и глубокое сочувствие. Сколько раз общая молитва к Ней, крепость веры в Бога и в заступничество Царицы Небесной перед Сыном в смутные и тяжкие для нашего Отечества часы спасали Россию! Мольба, возносимая перед иконами Божией Матери, и неслышный уху, но сердцем ощутимый Ее ответ придавали русскому народу мужество там, где для него почти не оставалось сил, и противник, который, казалось, был близок к победе, обращался в бегство! И тогда становилось ясно: правда – за нами, за Русью, Россией, ибо на нашей стороне была Матерь Божия и Ее горячая молитва к Господу за Ее удел на земле!

Нет у нас ни одного не то что храма Божия – нет ни одного истинно православного дома, где не светил бы с иконы светлый лик Богородицы – Казанской, Владимирской, Иверской, и зачастую не один, поскольку чтимых списков икон Богородицы, перед которыми молятся в самых разных жизненных ситуациях, в православии несколько сотен. У каждого – своя история, сопровождающаяся явлениями чудотворения. Из этих событий и явлений мы видим, что Богородица никогда не оставляет человеческий род, взятый Ею в усыновление, и через Ее иконы – иконы Божией Матери – Она снова и снова являет миру Свое Материнское внимание и благоволение.

«За три года работы я никогда не встречала такой реакции зрителей ни на одно другое произведение, – делится впечатлениями Дарья Черненко, специалист русского отдела Bonhams в Лондоне, – люди перед ней просто застывают. И все говорят, что ее место в России». Всем сердцем согласимся мы с этой мыслью. Остается молиться и просить Богородицу о даровании нам возможности еще раз увидеть ее светлый образ в исполнении великого художника, нашего соотечественника Николая Константиновича Рериха.


[1] Гималаи. Апрель 1931 г.

[2] См.: Лазарев В.Н. История византийской живописи. М.: Искусство, 1986. С. 108, табл. 363.

[3] См.: Переписка Святослава Рериха с Кэтрин Кэмпбелл. Т. 1. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2013.

[4] Рерих Н.К. Женщинам // Держава Света. Рига, 1992.

[5] Иоанн Кронштадтский св. О молитве Богородице/О молитве. http://pravbeseda.ru/library/index. php?page=book&id=508#8

[6] Снессорева София. Земная жизнь Пресвятой Богородицы. М., 2001. С. 4–5.

[7] Там же. С. 3–4.

Spread the love

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *