№ 58-2016-1/2 |
Борис Бочарников, Мария Марина _________
Усадьба Быково, один из наиболее интересных, но малоизученных памятников Подмосковья, по своему значению для отечественной культуры сопоставимый с усадьбами Архангельское, Абрамцево и Ярополец, находится под угрозой. Отстоять уникальный памятник истории и культуры, сохранить Быково для потомков пытаются волонтеры, которые добровольно дежурят в усадьбе.
Особую значимость Быкову придают не только прекрасно сохранившиеся ключевые постройки – знаменитая церковь Владимирской иконы Божией матери, Дворец, пейзажный парк, но и то, что эта усадьба связана с именами выдающихся представителей русской истории и культуры, от членов императорской фамилии до представителей Серебряного века.
Все началось в 1775 году, когда Екатерина Вторая, как гласит предание, посетила имение генерал-поручика Михаила Михайловича Измайлова. Оно ей совершенно не понравилось, и в том же году, вместе с началом проектных работ в Царицыне, Измайлов поручил Василию Баженову переустройство и своего имения, которое продолжалось до 1789 года.
К сожалению, документальных свидетельств участия Василия Баженова в проектировании усадьбы пока не обнаружено, но характер планировки, расположение объектов, трактовка псевдоготической декорации фасадов церкви говорят о творческой манере, имеющей бесспорное сходство с работами в усадьбе Царицыно.
Новый усадебный комплекс расположился на территории около 107 гектаров, большую его часть составил обширный парк, а также пруд, вырытый вдоль южной границы усадьбы, симметрично искусственной речке Быковке. Природа словно подводила к вознесенному на вершину холма дворцу в юго-западной части парка, откуда открывалась многоплановая перспективная композиция, создавая как и в Царицыне, целостный и гармоничный образ.
Усадебный двор, созданный Баженовым, был сориентирован по сторонам света, а окна южного фасада дворца обращены в сторону храма Михайловской слободы. Большой каменный, в два этажа усадебный дом с флигелями заключен в овал площади наподобие замка. К западу от дворца был расположен сад, возможно переходящий в воздушный театр. От дворца, как от звезды, красиво расходились аллеи и главная подъездная дорога от усадебного двора до ворот, отмеченных двумя несохранившимися псевдоготическими стелами. На другом конце усадьбы была возведена символическая доминанта ансамбля – церковь Рождества Христова с верхней домовой церковью в честь Владимирской Богоматери. Заложена она была в 1783 году, но завершена М.Ф. Казаковым в 1789 году, спустя 3–4 года после отстранения Баженова от работы в Царицыне и, соответственно, в Быкове. Казаков несколько изменил ее облик, усилил декоративное начало на западном фасаде, а также разработал проект отделки верхнего храма, дошедшего до наших дней без значительных утрат.
Важной частью первоначального Быковского ансамбля стал пейзажный парк, от архитектурных затей которого сохранилась до наших дней лишь беседка «Трех философов», расположенная на острове нижнего пруда. Другие постройки и примечательные элементы парка – грот, павильон «Эрмитаж», китайские беседки, воздушный театр, скульптуры и др. – не сохранились. В Быкове были два особо значимых монумента – обелиск в память о посещении усадьбы Екатериной Второй (недалеко от церкви) и Колонна в честь восшествия на престол Павла I, место расположения которой до настоящего времени не установлено.
От классицизма к эклектике: Воронцовы-Дашковы и Ильины
В настоящее время усадьба выглядит иначе, чем во времена М.М. Измайлова, так как весь усадебный комплекс был полностью перестроен по проекту Бернара де Симона в 1851–1856 гг. Стоит отметить, что к началу перестройки Быково, принадлежавшее внучатому племяннику графа М.М. Измайлова Ивану Илларионовичу Воронцову-Дашкову, было не в лучшем виде. Обширный парк требовал приведения в порядок, так как значительную часть деревьев вырубили французы в 1812 году; пустующий со смерти старого графа главный дом значительно обветшал. Возможно, мысль перестроить дом и возродить парк возникла, как ни странно, в окрестностях Петербурга. Дело в том, что еще в 1847 году мать Ивана Илларионовича Ирина Ивановна (ур. Измайлова) собиралась приобрести имение Графская Славянка в Царском Селе. Принадлежало оно музе Карла Брюллова графине Ю.П. Самойловой. Но имение волевым решением перекупил Николай I, и тогда Воронцов-Дашков вознамерился так перестроить свою подмосковную усадьбу, чтобы она превзошла «царскую Славянку». Выбор графа пал на модного тогда архитектора Бернара де Симона, отделавшего к тому времени комнаты во дворцах Юсуповых на Мойке и Нарышкиных на Фонтанке.
Бернар де Симон полностью изменил внешний вид дома, хотя сохранил, по всей видимости, его первоначальную расцветку, построенную на сочетании красной глади стен и белокаменного резного декора. Частично сохранив планировку дома, архитектор изменил назначение комнат: бывший овальный зал был преобразован в парадную лестницу, а комнаты разделены на половину графини и половину графа. К дому примыкали зимний сад с востока и высокая башня с часами с запада. Внутренняя отделка дома выдержана в тонкой эклектичной манере, с использованием мотивов англо-французской готики и рококо, а фасады, напротив, приближаются к стилю неоренессанс. К этому этапу перестройки относятся также известный портик-балкон с кариатидами южного фасада и новая редакция подъездных пандусов с балюстрадой. У дома, возле собственных подъездов к половинам графской четы, были устроены два небольших сада, изолированных кустарником. Кухонный флигель, сооруженный после 1790 года, не был подвергнут каким-либо изменениям. Зато парк был полностью перестроен, изменена конфигурация многих аллей, вырыт новый пруд треугольной формы возле несохранившегося павильона «Эрмитаж»; нижний пруд был большей частью засыпан, а оставшаяся часть изменила свои очертания. Помимо этого были возведены людские, конюшни, кузница, швейцарская ферма за пределами усадьбы, а также реконструированы в мавританском стиле оранжереи, предположительно построенные на рубеже XVIII–XIX вв.
В 1854 году, вскоре после реконструкции дома, И.И. Воронцов-Дашков скончался, и усадьбу унаследовал его сын Илларион Иванович (1837–1916). В 1874 году он продал усадьбу потомственному дворянину Николаю Ивановичу Ильину (1837–1907). При нем кухонный флигель был перестроен в зимний дом, помещения второго этажа главного дома отделаны в технике масляной живописи. К этому периоду также относятся виды Эрмитажа и сени над источником в так называемом «кабинете графа».
В 1891–1893 гг. Н.И. Ильин передал часть усадьбы Быково и относящихся к ней угодий своему сыну Андрею Николаевичу Ильину (1873–1927), который стал последним владельцем усадьбы вплоть до ее национализации в 1918 г. Замечательный историк, исследователь Бронницкого уезда, он оставил большой след в области изучения целого ряда усадеб, в том числе и Быкова. Научно-исследовательскую работу А.Н. Ильина продолжил его сын Михаил Александрович Ильин (1903–1982) – замечательный архитектор и выдающийся историк архитектуры, автор монографий и научных статей о древнерусском искусстве и о творчестве В.И. Баженова. Именно ему принадлежит заслуга атрибуции баженовских чертежей для Царицына, опубликованных в журнале «Архитектурный архив», №1 за 1946 год.
Между прошлым и будущим: от национализации до аукциона
После событий 1917 года усадьба была национализирована. Некоторое время в ней размещалась колония для несовершеннолетних, а затем санаторий для больных туберкулезом. В XX веке были утрачены мемориальные знаки в честь Екатерины и Павла, разобраны многочисленные хозяйственные постройки, практически полностью разрушена оранжерея. В 1930-х гг. не стало павильона «Эрмитаж», в 1970-х гг. исчезли остатки грота. Подверглись изменению интерьеры главного дома, разрушены печи, полностью, за исключением одного, разобраны декоративные камины. Утрачены скульптурные и живописные портреты представителей родов Измайловых и Воронцовых-Дашковых, составлявшие часть художественного убранства Парадной лестницы и столового зала. В начале 1950-х гг. в неоклассической манере был перестроен кухонный флигель конца XVIII века, утратив характерную для классицизма композицию центрального ризалита с декоративной аркой, увенчанного фронтоном. На месте разобранного в 1850–1860-х гг. гостевого дома возле кухонного флигеля были сооружены двухэтажный корпус столовой и еще несколько деревянных строений.
В настоящее время усадьба не используется. Бывший пользователь, Департамент здравоохранения Москвы, съехал 1 сентября 2015 года. Собственник усадьбы – Департамент имущества Москвы – изъявил желание продать памятник. Однако есть причины, по которым усадьбу купить пожелает далеко не каждый. Первая причина – огромная территория памятника, более 30 гектаров. Вторая причина состоит в том, что на территории усадьбы более 60 лет находился туберкулезный санаторий. И хотя с 1966 года он был перепрофилирован с лечения легочных форм этого заболевания на лечение закрытой (не заразной) костной формы, да и сам дворец использовался не для лечения, а скорее для реабилитационных процедур и релаксации (там был оборудован кинозал), будущего пользователя или собственника этот факт биографии Быкова не может не насторожить. Но есть множество примеров подобных усадеб, и самый известный из них – усадьба Середниково, которая также была занята туберкулезным санаторием, однако сейчас она радует своих посетителей обширной культурной программой.
Дворец, парк и баженовская беседка требуют срочной консервации. Интерьеры дворца сохранились в прекрасном виде благодаря относительно недавней качественной научной реставрации. Трест Мособлреставрация привел в порядок и фасад дворца, однако сегодня фасад снова дал трещины. Знаменитый балкон с кариатидами разрушается от корней берез, терраса под ним страдает от ледяных глыб, которые падают с крыши каждую весну и разбиваются о камень, которым она вымощена. Баженовская беседка «Трех философов» каждую зиму, когда пруд промерзает до основания, подвергается нападкам вандалов.
На территории усадьбы есть два круглосуточных поста. За пять лет охранники не раз спасали памятник от тотального разрушения: тушили пожар в беседке, который устроили подростки, выгоняли поселившихся в парке бездомных, тушили деревья, которые загорелись от подожженных палаток бездомных, задерживали людей в неадекватных состояниях, которые регулярно пытаются пробраться внутрь дворца, выбивая стекла и двери.
Некогда прекрасный Воронцовский парк продолжает дичать и зарастать. Кленовая поросль ежегодно забивает собой старые деревья, которых осталось не так много. Исчезают липовые аллеи, редкие сорта растительности.
Волонтеры проводят в парке периодическую уборку. Около центнера разнокалиберного мусора – бутылки, упаковки, арматура, покрышки – было вывезено из парка осенью.
У этой усадьбы множество поклонников. Каждый день сюда приходят от 200 до 1500 человек, в зависимости от дня недели и времени года. Среди них – жители близлежащих поселений, в том числе города Жуковского, художники, фотографы, геокэшеры и просто туристы.
Волонтеры усадьбы Быково – это самые разные люди, профессиональные архитекторы, культурологи, искусствоведы, экономисты, они приезжают сюда из разных городов и уголков нашей страны и даже из других стран мира. Они болеют за судьбу имения и хотят всеми силами помочь его восстановить. Они делают многое, чтобы вернуть жизнь усадьбе, готовят проект реставрации и реконструкции, разыскивают потенциальных пользователей, собственников, инвесторов.
Усадьба Быково была и остается магнетическим центром притяжения людей. Она влияет на их судьбы, никого не оставляя равнодушным.