№ 35-2010-1 |
Из истории сотрудничества Н.К. Рериха с издательством при Общине св. Евгении
Издательство при Общине св. Евгении было основано в Санкт-Петербурге во второй половине 1890-х годов. Оно занималось выпуском иллюстрированных открыток по рисункам современных русских художников и пробовало себя в издании книг. В самом начале 1900-х годов в него приходят новые художественные силы во главе с Александром Николаевичем Бенуа, который обновляет репертуар изданий, ставит выпуск открыток на поток и наконец в 1910-е годы обращается к изданию монографий о современных русских художниках и путеводителей по российским городам.
![](https://culturetime.ru/wp-content/uploads/2023/10/N.K.-Rerih.-1900-e-gg-758x1024.jpg)
История сотрудничества Н.К. Рериха с издательством при Общине св. Евгении прослежена в публикациях В.П. Третьякова[1] и Е.Г. Петренко[2]. Однако, думается, в свете новых архивных изысканий она этими публикациями не исчерпывается. Взаимодействие художника и издательства было не только более тесным, нежели описывают эти авторы, но и более сложным, что, в принципе, было обусловлено противоречивостью художественной жизни России начала ХХ столетия. Это творческое сотрудничество не исчерпывается исключительно воспроизведением на открытках работ Н.К. Рериха и носит более широкий характер, связанный со стремлением Николая Константиновича просвещать с помощью высших образцов культуры.
![](https://culturetime.ru/wp-content/uploads/2023/10/11.jpg)
Н.К. Рерих. Над Невою резво вьются флаги пестрые судов. 1902 [3]
История появления Н.К. Рериха в издательстве Общины св. Евгении не столь ясно прослеживается по документам и воспоминаниям, как в случае с неофициальным лидером издательства А.Н. Бенуа. Сближение Рериха с Общиной скорее всего происходило либо одновременно с Бенуа, либо даже чуть ранее, поскольку он был знаком и посещал «вторники» сестер Шнейдер, одна из которых, Варвара Петровна, возглавляла издательство на самом рубеже веков[4]. Николай Константинович познакомился с сестрами Шнейдер через В.В. Стасова, направившего его к ним, чтобы «Варвара Петровна давала ему советы по народному орнаменту»[5].
Несколько рисунков Н.К. Рериха появилось в издательском пакете в 1901 году; один из них был «в стиле древней фрески». Однако в публикации ему было отказано. «Так как два моих открытых письма, очевидно, непригодны для изданий Красного Креста, то не откажите вернуть мне хотя бы один “в стиле древней фрески”», – пишет в Комитет Евгениинской Общины Н.К. Рерих. На этом письме имеется отметка делопроизводителя издательства И.М. Степанова со словами: «…имею честь препроводить Вам три рисунка…»[6] Заказ на рисунки он мог получить как через В.П. Шнейдер, так и через Императорское общество поощрения художеств, в должность секретаря Комитета которого он вступил в том же году. «Евгениинское» издательство в домирискуснический период очень тяготело к Обществу, под эгидой которого проводились конкурсы на рисунки для открытых писем и конвертов. Более того, художник был тогда помощником Н.П. Собко, редактора выпускаемого Обществом журнала «Искусство и художественная промышленность», в котором в 1898–1899 годах печатались объявления об этих конкурсах, а В.П. Шнейдер в это время тесно сотрудничала с самим редактором. Она была привлечена им к художественному оформлению журнала[7] и намеченного к изданию сборника В.Г. Короленко «Сон Макара»[8]. По заказу Н.П. Собко она исполняет также рекламную открытку журнала.
Первая рериховская открытка для Общины св. Евгении – «Над Невою резво вьются флаги пестрые судов» (другое название – «Пир Петра Великого»). Датируется она приблизительно декабрем 1902 года[9]. Открытка вошла в юбилейную серию к 200-летию города, которая выпускалась уже при активном участии А.Н. Бенуа. На открытке изображен русский парусный флот, палящий из пушек во славу русского царя. Сюжет базируется на одноименном стихотворении А.С. Пушкина[10]. Изображению вида города уделено мало внимания, лишь на заднем плане помещены одноэтажные деревянные дома строящейся будущей столицы. Основное внимание художника отдано кораблям как символам растущего нового города-порта. Художественное решение открытки имитирует старинную мозаику с частично утраченным правым нижним углом. Подобная трактовка темы усиливает впечатление давности изображаемых событий.
Открытка наглядно демонстрирует основные принципы новой мирискуснической трактовки образа Петербурга: акцент на значимости и важности исторического прошлого как формообразующего фактора современного облика города, подчеркивание принципиальной роли петровских реформ и личности самого Петра I в создании концепции Петербурга как столицы и пристальное внимание к водным пространствам Петербурга, определившим его своеобразие среди других российских городов. Эти принципы оказываются во многом созвучны романтизированному восприятию и исторической оценке петровской эпохи А.Н. Бенуа.
Однако многое в созданном Н.К. Рерихом образе напоминает и о древнерусских городах, причем не просто городах, но даже городищах, связанных с совсем древними эпохами истории Руси, периодом правления первых князей из рода Рюриковичей. И хотя изображены пушечные корабли с современным петровскому времени такелажем, рисунок открытки своим настроением напоминает живописные работы художника на темы из истории славянства на Руси. По-видимому, это художественное решение было обусловлено крайне негативным отношением живописца к личности Петра I.
![](https://culturetime.ru/wp-content/uploads/2023/10/N.K.-Rerih.-Zimnij-gorodok.-1903.jpg)
В марте 1903 года одновременно с А.Н. Бенуа Н.К. Рерих стал членом-сотрудником Попечительного комитета[11]. Периодически он посещал заседания Комиссии, на которых художники и деятели искусства обсуждали присланные им рисунки и планы изданий. В конце июля – начале августа 1903 года Николаю Константиновичу было поручено «исполнение фотографий и акварелей с архитектурных памятников и местностей г. Смоленска и Смоленской губернии для издания в виде художественных открытых писем Красного Креста»[12]. В результате творческих поездок Рериха по России в издательском пакете Общины появились снимки Твери, Углича, Ярославля, Ростова, Юрьева-Польского, Суздаля, Владимира, Печорского монастыря, Изборска и Пскова[13].
В 1903 году увидели свет две авторские переработки для открытых писем больших исторических композиций художника – «Зимний городок» и «Заморские гости». Последней авторской оригинальной работой мастера для изданий Общины св. Евгении стал рисунок «На Дальнем Востоке» (другое название – «Бой русских витязей с самураями», 1904), создание которого было связано с начавшейся Русско-японской войной. Этот рисунок был пожертвован художником Общине. 9 февраля 1904 года, посылая рисунок И.М. Степанову, Н.К. Рерих писал: «Посылаю при сем жертву мою Комитету Евгениевской Общины – письмо “На Востоке”»[14]. Художник предоставлял Комитету возможность не только без выплаты гонорара воспроизвести рисунок на открытом письме, но и продать его на благотворительном аукционе или в магазине художественных изданий Общины.
![](https://culturetime.ru/wp-content/uploads/2023/10/N.K.-Rerih.-Na-Dalnem-Vostoke.-1904_.jpg)
Эту открытку можно назвать историзированным откликом на военные действия на восточном фронте. Это была некая аллегория, смешавшая разделенных большими географическими пространствами и временем героев: былинных русских богатырей и «благородного японского самурая»[15]. С помощью такого сюжетного поворота художник пытался придать глобальное историческое значение современным событиям, представив их как противостояние двух абсолютно разных и уникальных национальных культур. Интересно, что в период Первой мировой войны подобный прием аллегорической иносказательности, впервые употребленный в открытых письмах Н.К. Рерихом, стал повсеместно использоваться художниками для русской открытки.
![](https://culturetime.ru/wp-content/uploads/2023/10/10.jpg)
Н.К. Рерих. Углич. Крыльцо церкви Иоанна Предтечи (Петропавловской церкви?)[16]. 1905–1906
В 1905–1906 годах Общиной св. Евгении были изданы в открытках акварельные зарисовки Н.К. Рериха старинных русских городов. Из большого цикла путевых акварелей художника на открытках появились только девять рисунков: четыре с видами Углича и по одному с видами Новгорода, Звенигорода, Риги, Митавы и Ростова. Первоначально предполагалось отпечатать шесть рисунков, но в ходе работы были внесены изменения в издательские планы, и вместо рисунка с псковским видом[17] увидели свет пейзажи Новгорода, Звенигорода, Митавы и Риги. Десятый предполагавшийся к изданию в серии рисунок «В горах» так и не вышел[18]. Возможно, к этой серии относился и неизданный рисунок с видом Ревеля (ныне – Таллин); он был пожертвован Комитету, и его приобрел для своей коллекции эскизов открыток И.М. Степанов[19]. Не увидел свет и рисунок «Древний замок», хотя он был принят Комиссией к печати и определены его тираж и исполнитель – литография А. Ильина[20].
![](https://culturetime.ru/wp-content/uploads/2023/10/N.K.-Rerih.-Uglich.-Vid-s-Volgi.-1905-1906_.jpg)
Н.К. Рерих. Углич. Вид с Волги. 1905–1906 [21]
Исполнение рисунков и зарисовок, созданных в ходе поездок Н.К. Рериха по старинным русским городам в 1903–1904 годах, осуществлялось по специальному заказу Общины св. Евгении. Всего Рерих привез около 90 работ. Они экспонировались в 1904 году на специальной выставке «Памятники русской старины» в Обществе поощрения художеств. По решению правительства весь цикл должен был быть приобретен для коллекции Русского музея императора Александра III, но из-за разразившейся Русско-японской войны покупка не состоялась[22]. В 1904 году эта архитектурная сюита почти полностью экспонировалась в Соединенных Штатах, откуда не вернулась на родину из-за того, что импресарио выставки не смог оплатить пошлину. Все выставлявшиеся произведения, в том числе и этюды Н.К. Рериха, поступили на аукцион, откуда разошлись по музеям и частным коллекциям[23]. По-видимому, видовые «евгениинские» открытки художника печатались с оставшегося на родине незначительного количества акварельных оригиналов.
![](https://culturetime.ru/wp-content/uploads/2023/10/N.K.-Rerih.-Zvenigorod.-Svyatye-vorota-v-Savvin-Storozhenskom-monastyre.-1905-1906_-1.jpg)
Рисунки Н.К. Рериха не были специально созданы для открыток, но оказались удивительно органичными при их воспроизведении на бланках открытых писем. Возможно, после отбора работ для публикации художник специально готовил их к репродуцированию. Это впечатление подтверждается характером размещения их в границах открыточного бланка: работы помещаются то в центр открытки, то с того или иного края, занимая лишь половину площади почтовой карточки. Особенно замечательна в этом плане открытка с панорамным изображением Углича. Композиция рисунка с его уплощенной трактовкой пространства, точкой зрения несколько издалека и вытянутостью по горизонтали напоминает фриз, что свидетельствует о дополнительной проработке рисунка в мастерской.
![](https://culturetime.ru/wp-content/uploads/2023/10/N.K.-Rerih.-Rostov.-Kreml.-1905-2-1024x660.jpg)
Рисунки интересно и разнообразно композиционно выстроены; в основном их характеризует фрагментарность: памятник как бы выхвачен из общего контекста, зачастую обрезаются купола или крыши зданий, и они предстают максимально приближенными к зрителю, благодаря чему памятник подавляет своей мощью и кажущимися необъятными размерами. При этом изображение, срезанное краями рисунка, оказывается настолько искаженным такой приближенностью, что пропадает узнаваемость самого памятника. По замечанию Е.А. Борисовой и Т.П. Каждан, наряду с точным изображением памятников в этих работах всегда ощущается «экспрессивность, неуловимый налет преувеличения, утрировки, “нажима”»[24].
![](https://culturetime.ru/wp-content/uploads/2023/10/9.jpg)
Всего на открытках Общины св. Евгении было воспроизведено 31 произведение художника; большая часть этих работ не были созданы специально для открытых писем. После 1905 года все открытки художника носят репродукционный характер. Тяготеющие к монументальности картины мастера были несомасштабны размерам открытки и совершенно по-иному воспринимались в формате небольшого открыточного бланка.
Имя Н.К. Рериха для Общины св. Евгении является знаковым благодаря не только и не столько его открыткам, сколько общей организационной деятельности по развитию «евгениинского» издательства и формированию самого понятия мирискуснической открытки. Он был автором многих текстов рекламных объявлений о новинках издательства. Как член Комиссии по изданиям Николай Константинович был связующим звеном между издательством и Обществом поощрения художеств.
![](https://culturetime.ru/wp-content/uploads/2023/10/4.jpg)
Н.К. Рерих был одним из инициаторов создания городского склада и конторы художественных изданий Попечительного комитета Общины св. Евгении в помещении Императорского общества поощрения художеств. Он не только оформлял интерьер, но и вел от лица Комитета Общества переговоры об условиях предоставления Попечительному комитету данного помещения: «1. Заключение контракта на 3 года с 1 мая с.г. и платой за 1 год – 500 рублей, 2-й год – 600 рублей, 3-й – 700 рублей; 2. Все необходимые приспособления Комитет Общества устанавливает собственными средствами и по истечению контракта оставляет их в собственности Общины; 3. Комитет Общества просит Комитет Общины поручить заведующему конторою прием подписки на издания Общества “Художники России”»[25]. По-видимому, Николай Константинович был и автором рекламного объявления об открытии магазина, напечатанного в некоторых периодических изданиях, так как черновой текст написан предположительно его рукой[26].
![](https://culturetime.ru/wp-content/uploads/2023/10/2-674x1024.jpg)
Магазин открылся 5 июля 1904 года[27]. Спустя два дня после открытия его посетила принцесса Е.М. Ольденбургская, покровительница Общины. Она осталась довольна оформлением магазина[28], выполненным по эскизу Н.К. Рериха[29]. Николай Константинович писал: «Мне представляется светлая отделка (которая увеличит помещение), стены-шкафы, причем стены их убраны открытыми письмами. Дерево – береза. Потолок светлый, можно мягкий орнамент из листьев. При хорошем свете помещение должно быть очень уютное»[30]. Магазин разместился в отделенной от вестибюля стеклянной перегородкой небольшой комнате[31]. Как указывалось в рекламном объявлении, для магазина было «приспособлено помещение внешнего вестибюля Общества, из темной прихожей превратившегося в уютное светлое помещение, украшенное изданиями Комитета Общины»[32]. В 1912–1914 годах интерьер магазина был переоформлен по проекту Н.Е. Лансере.
Став директором Рисовальной школы Общества поощрения художеств, Рерих пытался наладить художественные связи между издательством и учащимися, привлекая молодых художников к искусству открытки. С этой целью в школе проводились конкурсы на рисунки для «евгениинских» открытых писем. В 1907 году по предложению члена Комиссии по изданиям В.С. Юрьева было решено объявить в школе конкурс на рождественский рисунок для открытки, так как издательство постоянно ощущало нехватку в поздравительных рисунках к праздникам. Как член Комиссии и директор школы Рерих объявил конкурс и ассигновал на премию 50 руб. 1 мая 1907 года были объявлены результаты конкурса, которые в целом оказались неудачными. Был премирован лишь один рисунок и дополнительно приобретен второй. Их было решено печатать одним тоном, однако и это издание не было осуществлено. Имена авторов отмеченных рисунков не сохранились[33].
В 1912 году в Рисовальной школе был объявлен конкурс на рисунок адресной стороны открытого письма для Общины св. Евгении. В состав жюри конкурса входили со стороны школы Н.К. Рерих, И.Я. Билибин, В.А. Щуко и несколько представителей Комиссии по изданиям – то есть все члены жюри были связаны с издательской деятельностью Общины и исполняли для нее заказные работы. Премии присудили трем ученицам – Черновой, Земляницыной и Килюшевой. Сверх премии был принят рисунок А.И. Гегелло, в будущем одного из ведущих мастеров советского зодчества и представителя ленинградской архитектурной школы[34]. Все премированные рисунки планировалось использовать на открытых письмах Общины, но они так и не увидели свет[35].
![](https://culturetime.ru/wp-content/uploads/2023/10/N.K.-Rerih.-Staraya-Belgiya.-1916_.jpg)
Н.К. Рерих старался привлекать к заказам Общины знакомых ему художников, в том числе и из Рисовальной школы. В мае 1904 года исполненные художницей Агнессой Линдеман, выпускницей школы, «Рождественские рисунки» были предложены Комиссии по изданию художественных открытых писем[36] и появились на открытках. В январе 1905 года Комиссия приняла решение «просить А.Э. Линдеман заготовить под руководством и по указаниям Рериха рисунки в красках зверей, птиц, насекомых, всего до 60 штук»[37]. Однако эта серия учебных открыток, исполненная художницей, так и осталась в эскизах.
На одном из заседаний Комиссии Н.К. Рерих предложил заказать художнице Е.К. Маковской-Лукш через ее брата С.К. Маковского серию рождественских открыток[38]. Ему была хорошо известна ее серия из 14 открыток «Русские пословицы», выпущенная в издательстве Венских мастерских. По неизвестным причинам это сотрудничество также не состоялось. Через Н.К. Рериха в издательский пакет Общины попали рисунки художника и художественного критика А.А. Ростиславова, из которых две открытки увидели свет[39]. Стараясь во всем помогать издательству, художник занимается и распространением «евгениинских» открытых писем. Известно, что открытки Общины св. Евгении продавались на лондонской выставке Н.К. Рериха и И.Я. Билибина в 1908 году[40].
Однако работа Николая Константиновича по развитию издательства иногда приводила к столкновению его как рядового участника художественных совещаний с неофициальным лидером издательства А.Н. Бенуа. Прямых свидетельств этому не сохранилось, но определенный этап истории издательства, а именно финансовый и «психологический» кризис 1905–1907 годов[41] красноречиво свидетельствует о наличии внутренних противоречий между художниками, связанных с организацией и программой изданий.
![](https://culturetime.ru/wp-content/uploads/2023/10/3-873x1024.jpg)
В связи с отъездом А.Н. Бенуа в 1905 году в Париж, постоянным его местонахождением там и финансовыми затруднениями, с которыми столкнулось издательство в этот период, Н.К. Рерих занял главенствующее положение в Общине. Возможно, свою роль тут сыграли его лидерские качества и желание, так же как и А.Н. Бенуа, обрести «свое издательство». Немалое значение имело и несовпадение взглядов художников. Как отмечает архивист И.И. Выдрин, «разногласия коренились в различных побудительных мотивах к творчеству. Бенуа стремился расширить художественные горизонты русской культуры. Рериху же творческий импульс давало погружение в доисторическое языческое прошлое России»[42]. Несмотря на внутренние разногласия и даже некоторую неприязнь друг к другу, творческое общение этих художников способствовало расширению круга тем, затрагиваемых на «евгениинских» открытках. Спустя много лет, будучи в эмиграции, Н.К. Рерих справедливо отметит: «Представим ли себе “Мир искусства” без Бенуа? Или издательство Евгениевской Общины?»[43]
Первым вестником кризиса была драка между В.И. Зарубиным, во всем поддерживающим Н.К. Рериха, и заведующим изданиями В.Ф. Богдановым-Березовским на одном из заседаний Комиссии весной 1905 года, то есть практически сразу после отъезда А.Н. Бенуа. Оценивая это событие, член Комиссии В.Я. Курбатов говорит о том, что художественные совещания распадаются и после драки «все дело будет организовано иначе»[44]. В сентябре 1905 года по предложению В.Ф. Богданова-Березовского было принято решение «не приглашать на заседания совета лиц, произведения коих рассматриваются в данном заседании»[45]. По этому поводу М.В. Добужинский в письме к А.Н. Бенуа возмущался: «…в дальнейшем, при обсуждении работ автора, последний, то есть автор, не будет присутствовать. (И тут бюрократизм!!!)»[46]. По мнению М.В. Добужинского, это изменение было продиктовано стремлением ограничить выпуск открыток художников «кружка А.Н. Бенуа» из-за низкого спроса на их работы. Инициаторами этого решения художник называет председательницу Комиссии В.П. Канкрину при участии Н.К. Рериха и В.И. Зарубина.
Кульминация кризиса в издательстве наступила в начале 1907 года. На заседании, состоявшемся 2 января, было решено из-за постоянного непосещения заседаний исключить из состава Комиссии по изданиям в числе других лиц А.Н. Бенуа и просить стать постоянными членами Комиссии В.И. Зарубина и Н.К. Рериха[47]. Отзывов А.Н. Бенуа об этом событии мы не знаем. Однако после возвращения во второй половине года из Парижа он вновь постоянно присутствует на заседаниях.
В годы Первой мировой войны активность Н.К. Рериха в издательской работе резко возросла. На этот раз его деятельность не была связана с открытками, он занимался дополнительным привлечением средств для нужд Общины, организуя выставки и аукционы. 14 декабря 1914 года был проведен первый аукцион художественных произведений, собранных Комиссией по изданиям Общины. Сверх того художник жертвовал на аукционы свои произведения[48]. Всего Община св. Евгении провела шесть таких аукционов, в том числе два после октября 1917 года. К каждому из них издавался подробный каталог. Аукционы давали немалый доход. Один из них, состоявшийся в декабре 1916 года, принес в казну Общины более 5 тыс. руб.[49]
В 1915 году Община св. Евгении осуществила крупный выставочный проект «Искусство союзных народов». Он был организован по инициативе Н.К. Рериха и при его активном участии. Успех проекта позволил выделить материальные средства для помощи пострадавшим от военных действий во Франции, Бельгии и Польше[50]. Кроме того, с 1915 года Попечительный комитет с помощью открытых писем начинает знакомить публику с картинами из богатейшего художественного собрания Н.К. Рериха[51]. К 20-летию издательской деятельности Общины в 1916 году художник сделал широкий жест – разрешил безвозмездно воспроизводить на открытках любые его работы[52].
В 1920 году издательство Общины св. Евгении было преобразовано в Комитет популяризации художественных изданий и вошло под крыло Государственной академии истории материальной культуры. Из-за тяжелого материального положения оно было вынуждено приостановить издание открытых писем и ограничиться выпуском книг и альбомов. В этот трудный для издательства период Н.К. Рерих, находившийся в Соединенных Штатах, помогал распространять открытки и другие издания Общины и Комитета популяризации, старался обеспечить постоянный рынок их сбыта[53]. Дальнейшая история сотрудничества художника с фирмой по документам не прослеживается[54].
В 1924 году Н.К. Рерих, словно подводя итог своей многолетней работы по развитию издательства, отмечал: «Большое идейное издательство художественных открытых писем Св. Евгении было начато с пяти тысяч и через десять лет давало сотни тысяч дохода. Но не денежным доходом измерялось значение этого дела. Значение измерялось количеством широко разбросанных художественных воспроизведений, привлекших к пути красоты множество новых, молодых сердец. Цветная открытка, изданная художественно и в определенной системе, проникла в новые круги народа и образовала молодых энтузиастов. Сколько новых собирателей родилось. И, получив доступ к сердцам, издательство послало в мир воспроизведения самых прогрессивных творений. Так из бесстрашия, в простоте ясности рождались дела красоты»[55].
Хотя Н.К. Рерих, в отличие от А.Н. Бенуа, не определял программы изданий Общины вплоть до контроля над корректурой каждой выпускаемой открытки, его вклад в развитие издательства и искусство открытки в целом несомненен. Магазин «евгениинских» изданий (его создание было бы невозможно без участия Н.К. Рериха), расположенный не просто в центре города, а в здании, имеющем непосредственное отношение к искусству, воспитывал в посетителях интерес к открытке не как к простому бланку для почтовой переписки, а как к миниатюрному художественному произведению. В этом магазине Община получила возможность устраивать небольшие выставки современных художников, сотрудничавших с ней. Особый акцент в этих выставках и при распространении изданий делался на мастеров объединения «Мир искусства» и его круга, что благоприятствовало определению издательства и выпускаемых им открыток как мирискуснических.
![](https://culturetime.ru/wp-content/uploads/2023/10/Nikolaj-Rerih.Voskresenskij-monastyr-v-Ugliche.1904-god__-1024x543.jpg)
Н.К. Рерих привлек к искусству открытки многих художников, как начинающих, так и уже имевших известность. Устройством выставок и аукционов при Обществе поощрения художеств он не только обеспечивал дополнительные средства для благотворительной деятельности Общины и способствовал тому, чтобы название издательства было на слуху, но и знакомил зрительскую аудиторию с искусством прошлого и современности. Не имея возможности единолично и по собственному желанию формировать программу изданий Общины, он тем не менее, осознавая их художественную ценность, прилагал усилия к массовому распространению этих изданий в обществе. В том числе благодаря и его работе они получили широкую известность не только в художественных кругах, но и у самой обычной публики.
[1] Третьяков В.П. Открытые письма Серебряного века. СПб.: Славия, 2000. С. 191; Из истории сотрудничества Н.К. Рериха и Общины св. Евгении // Петербургский рериховский сборник. Вып. IV. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. С. 293–304.
[2] Петренко Е.Г. Произведения Н.К. Рериха на открытых письмах Общины св. Евгении. Альбом-каталог. Одесса: Астропринт, 2009.
[3] Здесь и далее указан год выхода открытки из типографии.
[4] См.: Мозохина Н.А. Ранний период существования издательства при Общине св. Евгении. Новые материалы // Журнал коллекционеров открыток «Жук». 2005. № 04 (08). С. 27–29.
[5] РО ИРЛИ, ф. 340, оп. 1, е.х. 108, л. 1.
[6] ЦГИА СПб, ф. 202, оп. 2, е.х. 662, л. 11.
[7] РО ИРЛИ, ф. 294, оп. 1, е.х. 77об.
[8] РО ИРЛИ, 15264/ХСIб.6, л. 15об.
[9] Хроника Красного Креста // Вестник Российского общества Красного Креста. 1902. № 51 (21 декабря). С. 543–544.
[10] Н.К. Рерих мог не знать о скрытом смысле стихотворения, призывавшего Николая I примириться с декабристами, и воспринимать его содержание буквально.
[11] Хроника Красного Креста // Вестник Российского общества Красного Креста. 1903. №11 (15 марта). С. 8. Избрание в члены-сотрудники Комитета означало включение в штат сотрудников. Зачисление в штат производилось на основании участия в благотворительной деятельности Общины и открывало пути к чинопроизводству и получению соответствующих наград. Так, в 1916 году по представлению Общины св. Евгении Н.К. Рерих вместе с А.Н. Бенуа был награжден орденом Св. Владимира 4-й степени (ЦГИА СПб, ф. 202, оп. 2, е.х. 2248, лл. 1–5).
[12] Хроника Красного Креста // Вестник Российского общества Красного Креста. 1903. № 31 (2 августа). С. 278.
[13] ЦГИА СПб, ф. 202, оп. 2, е.х. 2224, л. 1.
[14] ЦГИА СПб, ф. 202, оп. 2, е.х. 872, л. 71.
[15] О. Б[азанкур]. Рерих // Открытое письмо. 1905. № 12. С. 380.
[16] В разных источниках встречаются разные названия изображенной Н.К. Рерихом церкви. В Угличе начала ХХ века существовала как церковь Иоанна Предтечи, так и Петропавловская церковь (не сохранилась). Этот вопрос требует дополнительных исследований.
[17] ЦГИА СПб, ф. 202, оп. 2, е.х. 2224, л. 23.
[18] ЦГИА СПб, ф. 202, оп. 2, е.х. 1161, л. 172.
[19] ЦГИА СПб, ф. 202, оп. 2, е.х. 1162, лл. 16об–17.
[20] ЦГИА СПб, ф. 202, оп. 2, е.х. 2224, л. 24об.
[21] Очередность выхода открыток с видами Углича («Крыльцо церкви Иоанна Предтечи» и «Вид с Волги») не установлена из-за наименования в издательских каталогах и на самих открытках обоих рисунков одним названием – «Углич». Поэтому неизвестно, какой из них вышел в 1905 году, а какой – в 1906-м.
[22] Беликов П.Ф., Князева В.П. Рерих. М.: Молодая гвардия, 1972. С. 69.
[23] Полякова Е.И. Николай Рерих. М.: Искусство, 1985. С. 88–89.
[24] Борисова Е.А., Каждан Т.П. Русская архитектура ХIХ – начала ХХ века. М.: Наука, 1971. С. 150.
[25] Цит. по: Третьяков В.П. Из истории сотрудничества Н.К. Рериха и Общины св. Евгении. С. 299.
[26] ЦГИА СПб, ф. 202, оп. 2, е.х. 873, лл. 244–244об.
[27] И.М. Степанов ошибочно указывает, что магазин был открыт в 1902 году (см.: Степанов И.М. За тридцать лет. 1896–1926. Л., 1928. С. 28).
[28] ЦГИА СПб, ф. 202, оп. 2, е.х. 873, лл. 260–260об.
[29] Третьяков В.П. Открытые письма Серебряного века. С. 30.
[30] Цит. по: Третьяков В.П. Из истории сотрудничества Н.К. Рериха и Общины св. Евгении.
С. 298.
[31] ЦГИА СПб., ф. 202, оп. 2, е.х. 872, л. 173.
[32] ЦГИА СПб., ф. 202, оп. 2, е.х. 872, л. 244.
[33] ЦГИА СПб, ф. 202, оп. 2, е.х. 2225, лл. 61, 64.
[34] ЦГИА СПб, ф. 202, оп. 2, е.х. 1639, л. 35б; Открытые письма Красного Креста // Вестник Российского общества Красного Креста. 1912. № 4 (апрель). С. 573.
[35] ЦГИА СПб, ф. 202, оп. 2, е.х. 1639, л. 40; Открытые письма Красного Креста // Вестник Российского общества Красного Креста. 1912. № 4 (апрель). С. 573.
[36] ЦГИА СПб, ф. 202, оп. 2, е.х. 872, л. 321; ЦГИА СПб, ф. 202, оп. 2, е.х. 2224, л. 7об.
[37] ЦГИА СПб, ф. 202, оп. 2, е.х. 2224, л. 28.
[38] ЦГИА СПб, ф. 202, оп. 2, е.х. 2224, л. 35.
[39] ЦГИА СПб, ф. 202, оп. 2, е.х. 1348, л. 23.
[40] ЦГИА СПб, ф. 202, оп. 2, е.х. 2225, лл. 76об–77.
[41] См.: Мозохина Н.А. Кризис 1905 года в истории издательства Общины св. Евгении // Филокартия. 2008. № 2 (8). С. 32–33.
[42] См.: Александр Николаевич Бенуа и Мстислав Валерианович Добужинский. Переписка (1903–1957) / Сост. подготовка текста и комм. И.И. Выдрина. СПб.: Сад искусств, 2003. С. 19.
[43] Рерих Н.К. Письма к А.Н. Бенуа. СПб.: Сердце, 1993. С. 8.
[44] Цит. по: Бенуа А.Н. Дневник 1905 года // Наше наследие. 2001. № 57. С. 57 (комм.).
[45] ЦГИА СПб, ф. 202, оп. 2, е.х. 2224, л. 39.
[46] Александр Николаевич Бенуа и Мстислав Валерианович Добужинский. Переписка (1903–1957). С. 17.
[47] ЦГИА СПб, ф. 202, оп. 2, е.х. 2225, л. 58об.
[48] ЦГИА СПб, ф. 202, оп. 2, е.х. 2248, л. 2об.
[49] ЦГИА СПб, ф. 202, оп. 2, е.х. 2252, л. 146.
[50] ЦГИА СПб, ф. 202, оп. 2, е.х. 2248, л. 2об.
[51] Третьяков В.П. Из истории сотрудничества Н.К. Рериха и Общины св. Евгении. С. 301.
[52] ЦГИА СПб, ф. 202, оп. 2, е.х. 2225, л. 139.
[53] ОР ГРМ, ф. 71, оп. 1, е.х. 57, лл. 19–19об.
[54] К 1926 году издательство смогло справиться с финансовыми трудностями, и выпуск открыток был возобновлен. Тем не менее в 1929 году оно было закрыто по идеологическим мотивам как «несоответствующее духу времени».
[55] Цит. по: Третьяков В.П. Из истории сотрудничества Н.К. Рериха и Общины св. Евгении. С. 293.