Зов Кайласа

№ 39-2011-1 |

Ксения Петрова _________

Кайлас

Далеко-далеко в Азии, на границе Китая, Непала и Индии, в Тибете, находится священная гора Кайлас. Уникальная по своему расположению и форме, она почитается последователями четырех религий и является местом паломничества многочисленных верующих.

Индуисты считают, что бог-разрушитель Шива вместе со своей женой Парвати пребывает на ее вершине. Одна из глав Вишну-пуран описывает четыре «лица» горы: словно пьедестал всего мира, созданный из драгоценных камней, золота и хрусталя, они ориентированы почти точно по сторонам света. Аштапада, Канг Римпоче, Гандисышань, Юндрунг Гу-це – все это имена «великого снежного» Кайласа. Находясь в центре горных хребтов, символизирующих лотос, эта пирамидальная гора высотой около 6700 м ежегодно притягивает к себе тысячи паломников. В традиции древней религии бон Кайлас назывался «Девятиэтажная гора свастики» и считался местом мистической силы и центром древней страны Шангшунг, где и зародилась эта религия. Перекрестные трещины на южной стороне горы напоминают свастику, один из древнейших графических символов, имеющий сакральное значение на Востоке – например, духовного совершенства в буддизме или благополучия в индуизме. Буддисты считают Кайлас обителью одного из воплощений Будды, известного под именем Демчок, или Чакрасамвара. Джайны чтят это место за то, что первый джайн Тиртханкара обрел здесь свое освобождение от череды перерождений.

18 января в Музее имени Н.К. Рериха открылась фотовыставка «Зов Кайласа» путешественника и исследователя духовной культуры Востока Сергея Балалаева. Сто двадцать две фотографии, на которых запечатлена природа Тибета, наполнили своей мощной энергетикой и тонкими вибрациями залы музея. Увлечение Тибетом, рассказывает Сергей, началось с увиденной когда-то картины Рериха. С 2005 года он ездит в экспедиции по изучению «крыши мира», во время которых участники проводят как «внешние», научные, исследования, так и «внутренние», духовные.

Панорама Восточного Лица Кайласа и каменного зеркала с вершины горы Пакна

«Меня всегда интересовала целостная картина мира, познать который можно двумя основными путями – экзотерическим и эзотерическим. Один – привычный западному сознанию естественно-испытательский метод наблюдения, эксперимента и последующего анализа. Однако каждый раз после открытия очередной “тайны природы” перед пытливым человеческим взором предстает лишь нескончаемая череда новых загадок. И чем шире диапазон наших знаний о человеке, природе и обществе, тем очевиднее становится необходимость дальнейшего движения человеческой воли и мысли к познанию иной реальности – реальности вселенских Законов Бытия. Для достижения такой цели требуется другой путь – эзотерический, путь мистического, непосредственного чувственно-созерцательного проникновения в живую реальность таинства Мироздания.

Наш мир гораздо ярче и богаче, чем мы его видим на физическом плане, и об этом знают довольно много людей, получивших опыт взаимодействия с тонкими планами. Чтобы приблизиться к пониманию событий реального мира, – убежден Сергей, – необходимо, во-первых, развить в себе органы чувств, способные фиксировать явления иных уровней и адекватно на них реагировать, и, во-вторых, расширить сознание до понимания этих явлений и их связей с событиями видимого мира. Необходимый импульс в этом процессе можно получить в так называемых местах силы. Во время наших исследований таких мест в различных странах мы попытались объединить два метода познания – экзотерический и эзотерический. Это тот путь, который ведет нас к познанию самого важного – самого себя, собственного Высшего Я».

Каждый год тысячи паломников совершают внешнюю кору – священный круговой обход вокруг Кайласа; индусы и буддисты – по часовой стрелке, а джайны и последователи религии бон – в противоположную сторону. Некоторые паломники уверены, что путь длиной в пятьдесят два километра необходимо пройти за один день; другие проходят его за месяц, с каждым шагом делая простирание – считается, что пройденная таким образом кора очищает всю карму, накопленную за эту жизнь, а сто восемь совершенных этим способом обходов создадут благоприятные условия для полного Просветления. Те, кто прошел внешнюю кору не менее тринадцати раз, допускаются до внутренней коры – кольцевого маршрута вокруг горы Нанду.

«Золотой» Кайлас на закате

«Пребывание у Кайласа – это определенная ответственность. Ответственность за то, чтобы тот импульс, который каждый получает там, был реализован. А это предполагает последующую каждодневную серьезную внутреннюю работу», – говорит Сергей. Есть несколько замечательных книг, которые очень полезно прочитать перед поездкой: «Путь белых облаков» ламы Анагарика Говинды, «Исследования в Тибете» Свами Пранавананды, «Справочник по Тибету» Виктора Чена. Правда, последние две книги пока не переведены с английского. Из русскоязычных авторов можно порекомендовать «В поисках Города Богов» Эрнста Мулдашева, «Тибет. На крыше мира» Сергея Волкова, «Код Шамбалы» Юрия Захарова.

Каменный ребенок

Каждый раз участники экспедиции Сергея Балалаева проходят внешнюю и внутреннюю коры. Во время одной из них была пройдена малоизвестная кора Касания Лиц, которую совершают йоги и буддийские монахи, практикующие тантру. Она заключается в восхождении к каждой из четырех граней священной горы. Вот как описывает свои ощущения Сергей: «Когда закончилось восхождение по ущелью, в начале долины стала явственно слышаться музыка. Прекрасная музыка, но совершенно незнакомая. Эта музыка не имела определенного источника, словно множество неизвестных инструментов издавали ее, звук, или, вернее, ощущение звука исходило отовсюду. Это не был эффект ветра – она слышалась, и когда стихали его порывы. Это не было связано с эффектом высоты – такого не наблюдалось и на больших высотах. Это не было связано с физической усталостью – приходилось и тяжелее. Наиболее точная формулировка – слышимость тела. Как будто все тело ощущало эти вибрации»[1].

Каждый раз участники экспедиций посещают новые, никем до этого не изученные места. Сама мандала Кайласа – природное образование, но на западном гребне внутренней коры были найдены так называемые «скульптуры» – каменные образования со следами обработки человеком. Уникальная энергетика места, располагающая к духовным практикам, навела исследователей на мысль, что это какое-то особое древнее святилище, одно из самых высокогорных в мире. «…Казалось, время остановилось. Кайлас, сначала заполнивший все вокруг, вдруг перестал существовать. Точнее, я перестал ощущать разделение между собой и горой, – рассказывает Сергей. – Я был внутри Кайласа или Кайлас был внутри меня, граница исчезла. А потом исчез и Кайлас. Осталась одна только Пустота. Ум остановился. Присутствовало только осознание того, что происходит. Затем появилось ощущение радости. В общем, это состояние трудно описать словами».

Каменный крест на западном гребне внутренней коры

Кроме видов Кайласа, захватывающих дух и наполняющих пришедшего на выставку необыкновенным ощущением причастности к какому-то таинству, здесь были представлены и фотографии древнейших озер, каждое из которых тоже является священным для многочисленных последователей восточных религий. Второе по величине в Тибете соленое озеро Нам-Цо («Небесное озеро») в недавнем прошлом было местом особого паломничества – его несколько небольших необитаемых островов пилигримы использовали для уединений с целью занятия духовной практикой.
В конце зимнего сезона они добирались до островов пешком, неся с собой все необходимые вещи и провиант, и оставались там, практикуя, все лето, до «нового льда». В настоящее время эти ретриты запрещены китайскими властями. К озеру Лхамо Латсо («Озеру оракула»), приходили верховные тибетские монахи, перед тем как отправиться на поиски реинкарнации очередного Далай-ламы. Легенда гласит, что богиня Палден Ламо, обитающая в священном озере, явилась во сне первому Далай-ламе Тибета – Гендуну Друпу и пообещала, что она будет охранять традицию преемственности.

Вид Гималайского хребта из долины реки Брахмапутры

Озеро Манасаровар индуисты считают первым из созданных Брахмой, буддисты же уверены, что это то самое озеро Анаватапта, у которого был зачат Будда. Считая, что воды Манасаровар очищают от грехов и продлевают жизнь, паломники увозят из этого «вечно изумрудного озера сознания» сотни канистр, наполненных «живой водой». Озеро Манасаровар соединяется с другим озером, Ракшас-Тал, десятикилометровой рекой Ганга. Тибетская легенда рассказывает о двух рыбах, одна из которых, спасаясь от другой, и проложила русло этой реки. Согласно же индуистской мифологии озеро Ракшас-Тал было создано царем демонов-ракшасов Раваной, на острове посреди «демонического» озера он приносил в жертву одну из своих десяти голов богу Шиве. «Ракшас-Тал очень красивое озеро, – рассказывает Сергей – В нем не чувствуется никакого негатива. Весной экспедиция в первый раз исследовала два самых больших острова,
и на острове Топсерма мы нашли каменные сооружения, подтверждающие сведения Свами Пранавананды о том, что в начале XX века там жил буддийский лама, проводивший свои дни в молитве и медитации. Семь лет он провел на острове, покидая его только один раз в году, зимой, когда вода в озере замерзала, – чтобы пополнить запасы еды. Воды Ракшас-Тал подобны “мертвой воде” и могут смыть всю накопившуюся негативную информацию с тонких тел человека – в это верят не только тибетцы, но и приезжающие сюда туристы и паломники. Существует даже определенный ритуал: перед тем как отправиться в обход Кайласа, надо окунуться в Ракшас-Тал – озеро с “мертвой водой”, уносящей прочь все отжившее, а потом совершить омовение в Манасаровар, чтобы его “живая вода” подарила вам второе дыхание и вы могли начать жить заново, без оглядки на прошлое».

Озеро Нам-Цо на фоне горы Тангла

Многие народы и религии считают Кайлас центром мира, местом, где проходит ось Вселенной, а весь регион – местом силы, «сакральными воротами», через которые Земля обменивается энергиями с Космосом и где соединяются высшие и низшие миры. «Большинство людей, которые попадают сюда, начинают меняться, и процесс этот продолжается после возвращения», – говорит Сергей. Побывав здесь однажды, можно еще долго ощущать мистику этого пространства – в этом можно было убедиться на выставке «Зов Кайласа».


[1] См.: Зов Кайласа: Фотоальбом.  М.: ИД «Кодекс», 2010.

Spread the love
  1. Кайлас низкий земной поклон! Духовный центр Земли напрямую связан серебренными энергиями с духовным центром Солнца и ещё Выше.!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *