Мексика – жизнь и легенды

№ 38-2010-4 |

С.В. Колодиева _________

Выставка в Музее имени Н.К. Рериха _________

Мексика – магическая, загадочная страна, колыбель величайших цивилизаций – майя и ацтеков и других индейских народов, которые оставили глубокий след в истории человечества. Мексика – это потрясающие по своей красоте пейзажи, буйная тропическая растительность, окутанные тайной легенды и обряды, это самобытная история и древние художественные традиции, получившие новую жизнь в творчестве современных мексиканских мастеров. Впитав в себя лучшее из богатейшего наследия страны, они хранят прошлое, обогащая его достижениями настоящего.

Камень Солнца

Современное прикладное и изобразительное искусство Мексики было представлено в июле – сентябре 2010 года на выставке «Мексика – жизнь и легенды», организованной компанией «Мексиканский клуб» в Музее имени Н.К. Рериха. Посетители выставки увидели также копии археологических предметов искусства майя и ацтеков и познакомились с информативными материалами об истории культуры Мексики. Картины, скульптуры, фотографии вместе создали цельный образ удивительной, волшебной страны.

Впечатляющий экспонат выставки – уникальные шахматы ручной работы. Стол и 24 фигуры, короли, королевы, пешки, слоны и т.д. выполнены из двух тонн минерала вулканического происхождения, черного и красного обсидиана. Этот камень считается мужским, контакт с ним развивает решительность, целеустремленность и силу воли. На изготовление фигур ушло 50 кг чистого серебра, они украшены позолотой и драгоценными камнями. На их создание потребовался год напряженной, кропотливой работы десятков талантливых мастеров. Каждый из них – виртуоз своего дела: одно неверное движение, и выточенная из обсидиана фигура (ее вес колеблется от 1 до 6 кг) безнадежно испорчена. Представленные в экспозиции шахматы – не только единственный в мире предмет искусства такого рода, но и произведение, которое обладает глубоким символическим значением.

Шахматы. Обсидиан, серебро
Один из четырех Атлантов. Тула, Мексика

Игра в шахматы считалась преимущественно царской привилегией – накануне решающих сражений властители узнавали в ходе шахматного поединка привычки, нрав и психологию противника, оттачивая в процессе игры мастерство тактики и стратегии, предугадывая возможные замыслы врага и направление его действий. Шахматы – символ силы и величия человеческого духа, победы над низменными, сиюминутными страстями и желаниями. Массивный черный шахматный стол стоит на четырех приземистых, почти кубических опорах, украшенных предельно обобщенными изображениями воинов-индейцев. По углам – рельефные позолоченные маски ягуаров (символа власти). Ягуары, натягивающие тетиву лука, есть и среди стоящих по обе стороны шахматной доски фигур. Мужественные, отличающиеся крепкой мускулатурой люди (майянского и ацтекского типа) спокойны и решительны, на лицах воинов – выражение непреходящей отваги и уверенности в победе. Резкие, четкие линии, уверенные, концентрированные движения, жесткие, твердые очертания – все создает ощущение значительности и величия происходящего. Внешне фигуры кажутся абсолютно бесстрастными, но в воздухе витает напряжение – еще секунда, и воины начнут сражение, смертельно раня врагов острыми отравленными стрелами.

Фоном для шахмат служили фотографии – величественные силуэты древних построек. Высокие крепостные стены окружают один из культурных и политических центров майя – комплекс Ушмаля; поднимается к небу чудо света – 24-метровая ступенчатая пирамида Кукулькана в г. Чичен-Ица. Здесь, на полуострове Юкатан на юге Мексики, ежегодно в дни осеннего и весеннего равноденствия можно наблюдать снисхождение одного из трех главных божеств, бога-творца мира, создателя человека и культуры, покровителя жречества и науки Кецалькоатля – Пернатого Змея, – когда на одну из лестниц падает тень от ступенчатых ребер пирамиды, кажется, что по ней ползет змея. Там же – развалины большого храмового комплекса Паленке, майянского города III–VIII веков, который располагался некогда на северо-востоке нынешнего мексиканского штата Чиапас…

Стелла. Калакмуль
Бог Чаак Шипетотек-водонос

Каждую из фотографий сопровождала аннотация с интересными фактами из истории, мифологии и этнографии страны. Зрители могли прочитать, например, о напоминающей современный теннис древней майянской игре, в процессе которой противники пытаются подать мяч так, чтобы оппонент или ошибся, или совсем его не отбил; или рассказ о том, как появилась на свет ваниль (индейцы называли ее «нектаром богов»), или миф о сотворении мира, легенды «Лесной голубь», «Печаль майя», легенду гватемальских индейцев «Танец с початками» и т.д.

Отдельный зал был посвящен главным древним индейским культурам – майя и ацтекам – и Мексике сегодняшнего дня. Посетители выставки узнали много нового и интересного об ацтеках, искусных ремесленниках, строителях, ученых, обладающих познаниями в астрономии и математике, которые опередили европейскую науку на много столетий вперед. Майя, цивилизация Центральной Америки, известна благодаря своей математической системе, искусству, архитектуре, развитой политеистической (боги, как и люди, смертны) религии, календарю и иероглифической письменности.

Майянские фигурки

Среди предметов искусства Мексики несомненный интерес представляли копии декоративно-прикладных памятников древних индейских цивилизаций – керамические вазы и блюда с религиозными и мифологическими сюжетами, мелкая пластика, стилизованные антропоморфные изображения богов и представителей разных майянских сословий – ремесленников, жрецов, воинов, правителей. Некоторые из работ – сидящий прямо, непоколебимо, как скала, с устремленным вдаль взором воин, скульптурный портрет крупноносого, остроскулого, замысловато причесанного правителя Баакульского царства майя, небольшие фигурки индейцев, весело переговаривающихся, занятых домашними делами (приготовлением пищи, кормлением ребенка), – предельно реалистичны и конкретны; другие наделены фантастическими, гротескными, преувеличенно угрожающими чертами.

Ваза «Пернатый Змей»

Копии древних ваз из Оахаки были найдены на территории Митлы, одного из древнейших культурно-политических центров племени Сапотеки на юге Мексики. На основании в виде погруженного в медитацию человека со скрещенными крест-накрест ногами и поднятыми тыльной стороной вверх ладонями покоится массивное, изрезанное пышными, почти барочными узорами тулово сосуда. Другая ваза, «Пернатый Змей», является репликой вазы археологического комплекса Толлан: стоящее на четырех ножках круглое тулово с двумя сливами-отверстиями испещрено замысловатым рисунком, сценами из мифа о Пернатом Змее, странном гибриде змея и райской птицы.

Фантастичность и антропоморфность – главные черты в изображении многочисленных индейских богов. Здесь множество разнообразных деталей, пластические образы богов наделены соответствующими атрибутами, отдельные части лица и тела резко преувеличены или преуменьшены. Скульптурные изображения выглядят могущественными грозными силами – у них жестокие лица, с чуть приоткрытым ртом и широко распахнутыми или плотно прикрытыми глазами; они излучают нечеловеческую мощь и энергию. Хозяин дождя и ветра направляет воду и ветер на помощь людям («Бог Чаак»), экспрессивен «Шипетотек-водонос», мистический бог сельского хозяйства, весеннего сева, весны и времен года; выразителен бог знаний, создатель медицины, письменности и календаря «Итцамна».

Альбрихе

Украшением выставки были популярные сейчас в Мексике скульптуры «Альбрихе» – диковинные фигурки невиданных чудищ из папье-маше. Мексиканский скульптор и художник Педро Линарес получил признание после того, как стал создавать увиденных во сне чудищ и страшилищ. Такие картонные чудовища по традиции символически сжигали во время Страстной недели, но еще никто никогда не делал монстров такими причудливыми – это раскрашенные в яркие, сочные цвета тела невероятных форм, со странными плавниками, ушами, рогами и зубами. Поверхность «скульптур» Линарес покрывал замысловатым ковром из диковинных цветов, чешуек, точек и других мелких деталей. «Альбрихе» на выставке совсем не казались страшными или отталкивающими, напротив, они выглядели милыми и добродушными существами. Расписанные упорядоченными в строгие орнаментальные ряды квадратиками, треугольничками и кружочками, эти дракончики и «гиены» так или иначе имеют сходство с реальными прототипами – изготовившейся к прыжку игуаной, задумчивыми, нежащимися на солнце кошечками, прыткими, изворотливыми ящерицами…

Шелк с этническим рисунком народа Уичоли

Фантасмагорично выглядели и «психоделические», обращенные к непознанным глубинам человеческого духа картины на шелке. Упорядоченностью, целокупностью и симметричностью композиции они напоминали тибетские мандалы. Мексиканские картины на шелке – это бьющая через край, неукротимая, радостная энергия жизни, полнокровная цветовая палитра. Это обилие персонажей и орнаментов народного мексиканского искусства и искусства доколумбовых цивилизаций Америки – мифические и сказочные существа, боги, люди и звери плотно населяют изображение, создавая ощущение другой реальности. Причудливая вязь серо-голубого орнамента на пылающем алом фоне; символическое изображение пяти главных майянских эпох – «солнц» – в виде расположенных на нежно-сиреневом фоне солнечных дисков, четыре потухших, бледных солнца, вписанных в розово-оранжевый квадрат, «собираются» воедино центральным, самым ярким и четким пятым солнцем с грустным женским лицом; закручиваются в спирали «бисерные», похожие на ниточку цветных бусин галактики…

Голубая агава, из которой делают текилу

Дополняли картины на шелке не менее красочные, нарядные «Панно Уичоли» – небольшие орнаментальные композиции из шерстяных нитей. Расправившая крылья оранжевая птица в цветочных зарослях; оленята, над ними похожее на ладью существо, на которое сверху опускаются щитообразные желтые цветы, и др. Уичоли, «настоящие люди», – это народ в Западной и Центральной Мексике, обладающий высокоразвитыми традициями и навыками ткачества, вышивки, бисерного рукоделия, узорного плетения, росписи и выделки кожи.

Серенада

На фотографиях мы увидели природный и животный мир страны, жизнь мексиканцев без прикрас, такой, какая она есть. Довольные, улыбающиеся смуглые люди в национальных костюмах, дети и взрослые; они срезают голубую агаву, из которой изготавливают знаменитую текилу, самозабвенно и увлеченно исполняют народную музыку («Химадор»). На лицо задумчивого, углубленного в себя исполнителя «Серенады» с огромной гитарой падает тень от широкополой шляпы-сомбреро; прелестная мексиканская девочка с глазами лани прижимает к груди украшенную пестрыми ленточками куклу-скелет в атласном платье и в нарядной шляпке – непременный атрибут традиционного мексиканского праздника «День мертвых». Необычайно богата и разнообразна запечатленная на снимках природа: птицы, звери, горы, вулканы, пустыня, океанские бухты и просторы («Парус», «Арка», «Зеленая вода», «Сафари в пустыне», «Дневной охотник», «В поисках тени», «Игуана», «Вулкан Попокатепетль»), а также католические и светские архитектурные памятники («Вид ночного собора», «Часовня в пустыне», «Дворец изящных искусств»).

Лицо Мексики сегодняшнего дня прекрасно и неповторимо. Неповторимы и прекрасны уникальные памятники, мифы, легенды и предания. Прошлое и настоящее страны тесно взаимодействуют в искусстве современных мексиканских художников, одно невозможно представить без другого. В этом многозначная символика выставки.

Spread the love

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *