«Нужная и большая работа»

№ 36-2010-2 |

Д.Ю. Ревякин _________

Об авторе первого каталога произведений
Н.К. Рериха В.В. Соколовском _________

Спросят: как пройти жизнь?
Отвечайте: как по струне бездну –
Красиво, бережно и стремительно.
Листы Сада Мории. Зов

Среди исследователей художественного наследия Н.К. Рериха имя Владимира Васильевича Соколовского занимает особое место. Всем широко известен «Перечень произведений художественного наследия Н.К. Рериха с 1885 по 1947 г.», составленный Соколовским, который был впервые опубликован в Новосибирске в 1974 году к 100-летнему юбилею русского живописца и стал настоящим подарком для отечественного рериховедения[1].

Научно-исследовательская работа В.В. Соколовского, получившая высокую оценку С.Н. Рериха и П.Ф. Беликова, и в наши дни не утратила актуальности. «Настоящий список является первой попыткой дать возможно более полный перечень произведений художника за весь период его творчества с 1885 по 1947 год», – писал Владимир Васильевич[2]. Этот перечень и сегодня остается единственным изданием, наиболее полно отражающим художественное наследие Н.К. Рериха начиная с его первых студенческих работ, выполненных в Санкт-Петербурге, и заканчивая произведениями, созданными в последние годы жизни на древней земле Индии. Автор не только составил перечень, но и снабдил его ценным комментарием и прекрасным справочным аппаратом. Читая введение, невольно хочется отметить ясность мысли и незаурядные аналитические способности ученого. За коротким лаконичным текстом кроется многолетний напряженный труд: изучение каталогов и архивных материалов, обширная переписка и многочисленные поездки в различные музеи страны. Эта работа не прекращалась и после выхода издания. До последних лет жизни В.В. Соколовский продолжал свои исследования, вносил поправки и пополнял новыми данными уникальную картотеку произведений Н.К. Рериха.

В.В. Соколовский с родителями. 1910-е гг.

Кем же был Владимир Васильевич, какова его судьба и почему он, не имея искусствоведческого образования, так серьезно заинтересовался проблемой каталогизации художественного наследия Н.К. Рериха?

В.В. Соколовский родился 21 ноября 1906 года в украинском городе Новогеоргиевске. Родители были педагогами, рано умерли от эпидемии тифа, и 14-летний Володя с братом и двумя сестрами остался круглым сиротой. Их воспитала сестра матери, у которой было еще трое своих детей. Он получил два высших образования: окончил педагогический институт в городе Коростышеве Житомирской области, получив специальность «Учитель физики и математики», а затем – инженерный факультет московской Военной академии механизации и моторизации РККА, став военным инженером-механиком. Соколовского не коснулись репрессии офицерского состава, прокатившиеся по стране в конце 1930-х годов, и он продолжал служить на различных командно-инженерных должностях в Красной армии.

В.В. Соколовский – воентехник РККА 1-го ранга. 1930-е гг.

Тогда же он увлекся горным туризмом и альпинизмом. В 1933 году участвовал в высокогорном походе командиров РККА, который закончился восхождением на высочайшую вершину Главного Кавказского хребта – Эльбрус. Из 102 участников вершины достигло 58 человек. Это массовое восхождение стало рекордным. В следующем году Владимир Васильевич участвует во 2-й альпиниаде РККА. Его группа проходит сложный горный маршрут через кавказские перевалы и совершает новое восхождение на Эльбрус. Вот строки из альпинистского альбома-дневника В.В. Соколовского: «Начинает восходить солнце. Горы окрашиваются в замечательный розовый цвет, а слева на туманной дымке проектируется фиолетовой полосой тень Эльбруса»[3]. К этому же времени относятся и акварельные работы молодого офицера. Они выполнены с большим мастерством и свидетельствуют о незаурядной художественной одаренности Соколовского.

Восхождение на Эльбрус. 2-я альпиниада РККА. Август 1934 г. Фото В.В. Соколовского

Нападение фашистской Германии на Советский Союз в июне 1941 года военный инженер встретил в боевом строю. В суровые военные годы Владимир Васильевич проявил себя как опытный и бесстрашный командир. Был дважды тяжело ранен. За героизм и мужество, проявленное в битве за Москву и на фронтах Великой Отечественной, награжден орденом Славы, двумя орденами Красной Звезды и многочисленными медалями. Тяжелое ранение, полученное под Москвой, едва не сделало Соколовского инвалидом. Врачи, спасшие ногу от ампутации, сказали, что ходить он с трудом, но сможет, а вот о беге придется забыть. Однако с таким приговором Владимир Васильевич не смирился и решил самостоятельно заняться восстановлением здоровья, освоил лыжи, снова начал ходить в горные походы. Горы и твердая воля к победе над недугом вернули ему здоровье, подорванное войной.

В.В. Соколовский (второй справа) с боевыми товарищами. 1942
Фотографии из архива В.В. Соколовского

Летом 1946 года В.В. Соколовского назначают руководителем группы тувинских альпинистов, которая должна была в честь 25-летия образования Тувинской Народной Республики совершить первое восхождение на самую высокую вершину Тувы – гору Монгун-Тайга (3970 м). После успешного выполнения этой задачи Соколовский с группой прошел через всю западную Туву вдоль рек Кемчик и Енисей до города Кызыла. Многие годы он ездил на Кавказ, где покорял вершины Главного Кавказского хребта. В горных походах Владимир Васильевич не расставался с фотоаппаратом. Любовь к фотографии – еще одно серьезное увлечение ученого, которое особенно пригодилось при создании перечня и картотеки картин Н.К. Рериха.

Именно горы, с их яркими, неповторимыми красками восходов и закатов, блеском ледников и грохотом лавин, шумом стремительных рек и спокойной прозрачностью озер, пробудили в военном инженере-фронтовике интерес к картинам Н.К. Рериха и сблизили с известными исследователями его творчества: П.Ф. Беликовым, В.П. Князевой, Л.В. Шапошниковой и др. Людмила Васильевна, неоднократно обращавшаяся к Владимиру Васильевичу за помощью в поиске нужных изображений картин Н.К. Рериха, рассказала о том, как он впервые познакомился с живописью Мастера Гор. Это произошло в одном из освобожденных городов Прибалтики. Шли ожесточенные бои, советские войска гнали фашистов все дальше на запад. В одном из разрушенных зданий солдаты нашли открытки с изображением картин Н.К. Рериха. Они попали в руки к Соколовскому. Многие из открыток сильно обгорели, но часть все же сохранилась. Он долго рассматривал эти открытки и решил, что обязательно постарается больше узнать о творчестве Николая Константиновича.

После войны Соколовский занимался научно-педагогической деятельностью в Военной академии бронетанковых войск. Там же защитил кандидатскую диссертацию и преподавал на одной из кафедр. Выйдя в отставку в звании полковника, работал в Научном автотракторном институте (НАТИ). Был автором ряда научных публикаций, удостоен восемнадцати государственных наград. Но этим деятельность ученого не ограничивалась.

В.В. Соколовский. Река в предгорье. 1930-е гг. Акварель, бумага

Всю свою жизнь Соколовский серьезно занимался филателией. В Московском доме ученых стал одним из организаторов кружка филателистов. Собирательство для общей пользы – вот, пожалуй, главная отличительная особенность Соколовского-коллекционера. Такое собирательство всегда приветствовал Н.К. Рерих, сам страстный коллекционер. Николай Константинович считал, что это занятие вообще свойственно природе человека-созидателя, человеку-разрушителю оно чуждо[4]. Собранный Соколовским в многолетних поисках научный материал по картинам Н.К. Рериха был опубликован, а дубликат уникальной картотеки, вместе с альбомами, содержащими около 2500 фотографий, передан в Мемориальный кабинет Н.К. Рериха в Государственном музее Востока, с которым он многие годы сотрудничал.

В.В. Соколовский. 1950-е гг.

Владимир Васильевич начал работать над систематизацией художественного наследия Н.К. Рериха в 1958 году. П.Ф. Беликов так описывал причины, побудившие Соколовского к исследованию живописи Певца Священных Гор: «Искусство Н. Рериха захватило его с первой Московской выставки[5]. Он познакомился с Юрием Николаевичем и поставил себе задачу, которая казалась не по силам нашим искусствоведам-специалистам, – составление списка всех художественных работ Рериха с их научным описанием (размер, материал, датировка, где картина или рисунок находится и т.п.)»[6].

К моменту встречи с Ю.Н. Рерихом в 1960 году у Соколовского уже был список картин Н.К. Рериха, преимущественно русского периода. По воспоминаниям Р.Я. Рудзитиса, знакомство Владимира Васильевича с Юрием Николаевичем произошло на вечере-диспуте о творчестве Н.К. Рериха, состоявшемся в Третьяковской галерее 1 марта 1960 года. Соколовский вступил в дискуссию с выступавшей от администрации Галереи Плетневой, высказавшей нелицеприятное мнение об искусстве Н.К. Рериха. «Позже, – пишет Рихард Яковлевич, – он подошел к Юрию и рассказал, что интересуется искусством Н.К. Рериха и у него есть список его картин»[7].

К сожалению, сотрудничество с Юрием Николаевичем было недолгим, через несколько месяцев ученого-востоковеда не стало. Тем не менее Владимир Васильевич благодаря этому знакомству получил возможность работать с богатейшей художественной коллекцией картин Н.К. Рериха, архивом и библиотекой, привезенными Ю.Н. Рерихом в СССР (долгие годы после его смерти они находились в квартире на Ленинском проспекте)[8]. Уникальный архив, помимо рукописей, включал авторские списки Николая Константиновича преимущественно 1930–1940-х годов. В квартире хранились и альбомы с фотографиями большого количества картин художника за разные годы.

Издания каталога В.В. Соколовского 1974 и 1978 гг.

Отдельно стоит сказать о совместной работе В.В. Соколовского с П.Ф. Беликовым. Павел Федорович помогал не только советами, но и щедро делился собранным материалом по художественному наследию Н.К. Рериха: «Я, по мере своих сил и возможностей, стараюсь помогать Владимиру Васильевичу и в сборе материалов, и в пополнении его коллекции репродукций и снимков с картин Н.К. Р[ериха]»[9].

Уже к 1965 году картотека Соколовского содержала свыше полутора тысяч наименований картин и рисунков Н.К. Рериха преимущественно русского периода. «Его собрание не только лучшее в Союзе, но думаю, что такого полного списка, во всяком случае по первому периоду, вообще не имеется», – отмечал П.Ф. Беликов в 1965 году в письме одному из своих корреспондентов[10].

Как же работал Владимир Васильевич? Он изучал опубликованные каталоги и книги по творчеству Н.К. Рериха, затем письменно или по телефону запрашивал отечественные и зарубежные музеи о наличии в их собраниях интересовавших его картин. В случае положительного ответа договаривался с дирекцией о возможности исследования произведений на месте, а потом брал за свой счет билеты и ехал в музей, где осматривал картины и производил их съемку. Обращался он и в частные собрания, в том числе и к С.Н. Рериху. «В.В. Соколовский делает очень нужную и большую работу. Я, конечно, пришлю ему материалы, имеющиеся у меня», – писал Святослав Николаевич П.Ф. Беликову в 1965 году[11].

Помощь в работе над перечнем оказала директор Нью-Йоркского музея Николая Рериха З.Г. Фосдик, которая по просьбе Соколовского выслала необходимые материалы для работы. Владимир Васильевич также сотрудничал с В.П. Князевой и В.Я. Кашкалдой.

К началу 1972 года перечень включал уже несколько тысяч наименований, и П.Ф. Беликов предложил опубликовать его к 100-летнему юбилею Н.К. Рериха. Об этом он написал И.А. Ефремову: «Сейчас Владимир Васильевич уже имеет список в несколько тысяч наименований и наиболее полные у нас в Союзе альбомы с репродукциями или переснимками картин. Он сам занимается фотографией и даже стал делать цветные диапозитивы. Завязал связи, кажется, со всеми музеями, разыскивает везде произведения Н.К. Р[ериха]. Недавно нашел совершенно неизвестный рисунок в рукописных фондах Третьяковки. Вообще делает грандиозных масштабов дело по выявлению художественного наследия Н.К. Р[ериха]. Собранные им материалы можно уже будет опубликовать к 100-летию со дня рождения Н.К. Р[ериха]»[12].

В.В. Соколовский в рабочем кабинете московской квартиры. 1970-е гг.

Однако воплотить эту идею на практике оказалось не так просто. Возникли серьезные трудности, о которых, в частности, упоминается в переписке П.Ф. Беликова и Л.В. Шапошниковой: «Хуже всего обстоит дело со списками Соколовского, – писал Павел Федорович. – Его просто “заклевали” как “неспециалиста”. И издательство, и рецензенты, вместо того чтобы помочь его действительно подвижническому труду, стали придираться к каждой мелочи и опечатке. Судя по последнему письму Соколовского, он хочет порвать все отношения с этим издательством. Я его отговаривал, но боюсь, что безуспешно»[13]. И еще: «…эта работа не должна пропасть втуне. Для нее необходимо найти путь к публикации. Ведь впервые проделана работа, за которую ни один искусствовед не брался, а теперь они выказывают себя специалистами и требуют от Соколовского того, чего и в сотой доле сами не смогли бы сделать»[14]. Именно поэтому перечень Соколовского впервые увидел свет не в Москве или Ленинграде, а в Новосибирске, где в 1974 году и был «найден путь к публикации». Перечень Соколовского был в дальнейшем включен и в самый первый сборник научных трудов по рериховедению, вышедший в 1978 году. И вновь к этому приложил большие усилия П.Ф. Беликов. Он очень уважал и ценил труд ученого-энтузиаста.

К 1980-м годам картотека Соколовского составляла уже четыре с половиной тысячи единиц. Но он мечтал об издании альбома, который бы включил две с половиной тысячи изображений картин Н.К. Рериха. Эти изображения были бережно собраны автором на протяжении нескольких десятилетий. Владимир Васильевич хотел, чтобы опубликованный перечень, снабженный таким иллюстрированным приложением, превратился в наиболее полный художественный каталог произведений Н.К. Рериха того времени. Он подготовил фотоальбомы, в которых картины были расположены по годам, снабжены авторскими названиями и другой информацией (из какого собрания полотно, его учетный номер). Это был своего рода макет будущего издания. Во вводном тексте к одному из таких фотоальбомов Соколовский написал: «Данный альбом является своего рода иллюстрированным приложением к списку картин и рисунков Н.К. Рериха, помещенному в статье “Художественное наследие Н.К. Рериха (перечень произведений с 1885 по 1947 г.)” сборника Н.К. Рериха “Жизнь и творчество”. Москва. Издательство “Изобразительное искусство”. 1978 г. На основании позже полученных данных в альбом внесены уточнения и изменения. В частности, уточнены названия произведений 1947 г., в соответствии с их перечнем, в недавно найденном списке,составленном художником».Это подтверждает тот факт, что исследователь постоянно занимался доработкой первого издания перечня.

Первое заседание Комиссии по культурно-художественному наследию семьи Рерихов, образованной
Министерством культуры СССР на базе Мемориального кабинета Н.К. Рериха при Музее Востока.
Октябрь 1984 г. Слева направо: сидят Л.В. Шапошникова, Девика Рани-Рерих, О.В. Румянцева
(ответственный секретарь Комиссии), С.Н. Рерих (почетный председатель Комиссии),
М.М. Богуславский, Е.П. Челышев, Н.М. Сазанова; стоят Б.В. Веймарн, Б.А. Смирнов-Русецкий,
Е.П. Маточкин, Ю.Н. Медведев, Даниэль Энтин (директор Музея Николая Рериха в Нью-Йорке),
Н.К. Карпова, Р.Б. Рыбаков, Н.И. Ожегова, Ю.П. Гнатюк-Данильчук, В.В. Соколовский

К сожалению, Владимир Васильевич так и не успел осуществить свою мечту. Он ушел из жизни 11 марта 1987 года. Ученый не сомневался, что по его стопам пойдут другие исследователи. Ведь интерес к художественному наследию Н.К. Рериха возрастает год от года. Соколовский был уверен, что работает на будущее, поэтому не случайно писал еще в 1970-е годы: «…данный список не может претендовать на исчерпывающую полноту, но все же автор надеется, что этот список поможет как специалистам, так и широкому кругу почитателей творчества Н.К. Рериха составить более полное представление об объеме и характере творческого наследия художника»[15]. Эту задачу В.В. Соколовский выполнил. И теперь современные исследователи, обращаясь к его наработкам, с благодарностью вспоминают имя скромного военного офицера, чей труд принес столько пользы для познания творческого гения Мастера Гор.

Автор выражает благодарность Вере Владимировне Соколовской за предоставленные сведения об отце, без которых данная статья была бы неполной.


PDF журнала № 36 – 2010 г.
Д.Ю. Ревякин. «Нужная и большая работа». Об авторе первого каталога произведений
Н.К. Рериха В.В. Соколовском

[1] Соколовский В.В. Каталог художественных произведений Н.К. Рериха с 1885 по 1947 г. Новосибирск: Ротопринт, 1974.

[2] Соколовский В.В. Художественное наследие Н.К. Ре­риха (перечень произведений с 1885 по 1947 г.) // Н.К. Рерих. Жизнь и творчество. Сб. ст. М.: Изобразительное искусство, 1978. С. 259.

[3] Вторая альпиниада РККА. Альпинистский альбом-дневник В.В. Соколовского // Архив В.В. Соколовской.

[4] Рерих Н.К. Листы дневника В 3 т. Т. 3. М.: МЦР. С. 272.

[5] Речь идет о первой выставке картин Н.К. Рериха в СССР, открывшейся 12 апреля 1958 года в Москве.

[6] Непрерывное восхождение. Сборник, посвященный 90-летию со дня рождения П.Ф. Беликова. В 2 т. Т. II–1. М.: МЦР, 2003. С. 222.

[7] Рудзитис Р.Я. Встречи с Юрием Рерихом. Киев: УП «Лотаць», 2002. С. 156.

[8] В настоящее время эта часть наследия Рерихов находится в руках В.М. Васильчика без всяких на то законных оснований. Большинство картин пропали, вероятно, были проданы.

[9] Непрерывное восхождение. С. 223.

[10] Там же. С. 144.

[11] Рерих С.Н. Письма. Т. II. М.: МЦР, 2005. С. 235.

[12] Непрерывное восхождение. С. 223.

[13] Там же. С. 321.

[14] Там же. С. 325.

[15] Соколовский В.В. Художественное наследие Н.К. Рериха (перечень произведений с 1885 по 1947 г.). С. 260.

Spread the love

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *