«Гармония высокого духа и высокой цели»

№ 25-2007-3 |

О.А. Лавренова _________

В 2006 году вышел сборник статей Л.В. Шапошниковой в двух томах[1], где под одной обложкой собраны публикации последних десяти лет. Сборник приурочен к восьмидесятилетию со дня рождения и пятидесятипятилетию творческой деятельности его автора, генерального директора Музея имени Н.К. Рериха, культурного и общественного деятеля, глубокого мыслителя, организатора науки. Все решения, дела и произведения Людмилы Васильевны Шапошниковой – творчество мудрого человека, которому ведомы тайны со-творчества с Высшим, который обладает духовным прозрением и духоразумением, свойственным праведникам, подвижникам и пророкам.

Широта тематического охвата сборника поражает: проблемы космической эволюции (раздел «Живая Этика») и насущные вопросы охранения наследия Рерихов (разделы «Проблемы Рериховского движения», «Защита имени и наследия Рерихов»), удивительные по глубине проникновения портреты подвижников духа, космическое значение Пакта Рериха, законы надмирной и рукотворной красоты.

Творчество Людмилы Васильевны направляет чаяния людей к создаваемому Храму искусства, науки и культуры, чтобы это созидание стало для них путем к Небу и смыслом жизни. Красота построения, широта поставленных задач и, наконец, устремление в будущее и к Высшему вовлекают в сотрудничество абсолютно разных людей. Вехи грядущей эволюции складываются надземно, благодаря высокому творчеству мысли, созвучному Божественной Красоте. Отблеск всех этих высоких задач и полетов духа читатель находит в книге «Держава Рерихов».

Людмила Васильевна представляет явление семьи Рерихов во всей целостности. Если классик рериховедения П.Ф. Беликов сделал первый шаг, написав труд «Рерихи. Опыт духовной биографии», то современный исследователь изучает глубинные пласты истории и космические основы земной эволюции, стоящие за биографией Рерихов, – синтез культур, совпадение во времени и пространстве духовной и социальной революций, в эпицентре которых оказались Рерихи и другие русские мыслители-космисты Серебряного века.

Осмысление «роли личности в истории» показано в космическом аспекте – когда в кульминационный момент на гребне исторических событий появляются личности – проводники Высших веяний. Такими проводниками были и Рерихи, их величественные образы созданы на страницах книги, которая по праву называется «Держава Рерихов».

В книге показано, что Рерихи стали воистину мостом между Россией и Индией – не символически, а энергетически, – почерпнули из древнего и высокого источника все самое сокровенное и принесли в Россию, на пользу всему миру.

Кульминационное свершение, Центрально-Азиатская экспедиция Н.К. Рериха, сравнивается Л.В. Шапошниковой с древними китайскими путешествиями на острова Бессмертных или к центру мира на гору Куньлунь, с путешествиями за Святым Граалем. Становятся зримыми центростремительный и возвышающий векторы экспедиции, когда «гармония высокого духа и высокой цели приводила к победе»[2]. Это была не только победа над пространством, но и духовная победа над миром, погрязшим в раздорах безвременья между двумя мировыми войнами.

Людмила Васильевна пишет, что Николай Константинович Рерих старался «преодолеть стереотипы сложившихся схем старого мышления»[3]. Сама она вслед за Рерихами показывает научность и жизненность высоких понятий, которые человеческое сознание стремится закрыть мистическим туманом – и тем самым отодвинуть от себя, чтобы они не тревожили своей непреложностью, лишь бы продолжать дальше свое обыденное существование.

Мы изучаем биографию великих людей как путь ввысь, как лестницу, созданную титанами для нас. Но ступени этой лестницы очень высоки – ведь титаны ее слагали под свой шаг, – и там, где поступь их была легка, нам приходится карабкаться, с черепашьей скоростью взбираясь на высоту каждой ступени. Но все же, наблюдая шаг титанов по этой крутой лестнице, мы испытываем невыразимое восхищение духа и, лишь изрядно отдохнув на взятой высоте, пытаемся взобраться на следующую. Людмила Васильевна оказалась одной из немногих, кто не только дерзнул пройти высоким путем, но и смог идти дальше таким же стремительным шагом, чтобы добавить еще несколько новых ступеней.

Елена Ивановна Рерих в свое время писала, что для того, чтобы создать правдивый портрет великого человека, надо обладать сравнимой с ним силой духа. Статьи о предшественниках и подвижниках космического мышления, таких, как венгерский ученый Чома де Кереш, выдающийся хирург и педагог Н.И. Пирогов, философ и поэт В.С. Соловьев, поражают своей объемностью, дают удивительное ощущение времени, в котором жили и творили эти необычные люди, показывают непреходящую жизненность их идей. Творческое прозрение автора приближает их к современности, делает их подвиг зримым. Чома де Кереш, ушедший на Восток в поисках прародины венгров и ставший основателем тибетологии, и безраздельно преданный своему делу врач Н.И. Пирогов, служа науке, искали в этом мире свет духовных истин. Эти истины силою своей мысли притягивал из миров высших В.С. Соловьев. Всех, о ком пишет Л.В. Шапошникова, объединяла самоотверженность, неукротимая устремленность, которая вела подвижников по жизни – поверх всех обстоятельств. Их вела вневременная и внепространственная реальность инобытия, сообщавшая им тайны, сокрытые от обывателей.

В числе известных современников, с которыми Людмиле Васильевне пришлось мельком соприкоснуться или сотрудничать долгие годы, – болгарский государственный деятель и подвижник, необычная женщина Людмила Живкова и академик А.Л. Яншин. Их портреты даны с необычайно живой теплотой, умением подчеркнуть главное в жизни этих ярких личностей. Трагична судьба болгарского министра культуры, пытавшейся ввести в жизнь социалистической страны идеи Знамени Мира, поднять на щит имя Рерихов и, более того, популяризировать его во всех странах, с которыми Болгария сотрудничала в области культуры. Живкова, как «носительница нового космического мироощущения»[4], очень точно и глубоко понимала космическую философию Рерихов, но сама в своем высоком стремлении осталась не понятой соотечественниками. Тем не менее она не отступала, билась один на один, пытаясь изменить государственные принципы, «сделать их более светлыми, красивыми и человечными»[5], и побеждала, пока была жива. Возможно, именно поэтому она погибла в расцвете лет «при загадочных обстоятельствах».

Благодаря перу Людмилы Васильевны открывается анатомия подвига, совершенного совсем недавними нашими современниками, когда, казалось бы, давно ушли в прошлое методы инквизиторских пыток, но остались тиски невежества, идеологический прессинг среды. Среди подвижников конца ХХ века Людмила Васильевна называет Павла Федоровича Беликова, первого исследователя творчества Рерихов, что само по себе в советские времена было жизненным подвигом. Сейчас его труды, особенностью которых было систематическое и подробное постижение жизненного пути Рерихов, оцениваются очень высоко. Людмила Васильевна, характеризуя особенность труда Павла Федоровича, называет его Хранителем, «ибо в самых тяжелых и противоречивых исторических условиях нашей страны он сохранил для нас имя и деяния великих наших соотечественников – Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов»[6].

Л.В. Шапошникова запечатлела в необычном ракурсе и образ известного российского ученого, академика Александра Леонидовича Яншина. Ему посвящены многие научно-популярные статьи и книги, где освещается научный подвиг выдающегося геолога и эколога, в числе заслуг которого – остановка чудовищного по своим последствиям проекта переброса сибирских рек на юг. Людмила Васильевна показывает академика Яншина как тонкого ценителя красоты, большого друга Музея имени Н.К. Рериха, защищавшего Музей в трудные минуты.

Обыденное сознание всегда хочет умалить чужой подвиг, чтобы он не тревожил устоявшуюся болотистость жизни. Как нельзя более актуален раздел сборника «Защита имени и наследия Рерихов». Защита и развитие учения Живой Этики требуют огромного мужества. Когда вспоминаешь историю возвращения наследия Рерихов на Родину, становления Музея имени Н.К. Рериха и Рериховского движения в России, историю, с которой неразрывно связано имя Л.В. Шапошниковой, отчетливо понимаешь, что Людмилу Васильевну по праву можно назвать человеком-эпохой. Для Рериховского движения и Л.В. Шапошникова, и возглавляемый ею музей стали пробным камнем, определившим выбор и судьбу организаций, которые взяли за основу своей деятельности (на словах или на деле) учение Живой Этики. Как человек-эпоха, как очевидец и участник событий, она свидетельствует об успехах и препятствиях на этом пути. Ее позиция – позиция хранителя, неотступного стража и воина, благодаря стойкости которого многие нападки на Рерихов и Музей разбиваются в водяную пыль, как ярость волн о неприступный утес.

Логичным и красивым приложением к юбилейному сборнику стал раздел «Слово о Людмиле Васильевне Шапошниковой». В этом разделе собраны статьи, посвященные ее вкладу в современную науку. Безусловно, жизнь и творчество Людмилы Васильевны заслуживают глубокого научного осмысления – философского, культурологического, искусствоведческого, – поскольку она не только исследователь наследия Рерихов, но и продолжатель их дела, оригинальный и глубокий мыслитель. В работах современных ученых она представлена как философ, изучающий и систематизирующий идеи Живой Этики, ее методологию познания, как культуролог, дающий непривычно объемное для современной культурологической парадигмы определение культуры, как путешественник, постигающий самые глубокие слои семантики культурного пространства, как исследователь духовного подвига и творчества Е.И. Рерих.

Исследователи только начинают систематизировать и оценивать научные труды Л.В. Шапошниковой. Вне этого сборника остались статьи о ее творчестве как фотохудожника (две работы, посвященные ее фотоискусству, были опубликованы в журнале «Культура и время»[7] значительно позже). Осталось за кадром осмысление того прорыва, который был сделан ею в методологии и истории науки, в философии истории и, вслед за глубочайшим теоретиком искусства Святославом Николаевичем Рерихом, в современном искусствоведении.

По сути, во всех трудах Людмилы Васильевны Шапошниковой прослеживается путь открытия Живой Этики, ее прочтения на страницах величественной в своем многообразии книге жизни. «Не в тайных ритуалах, медитациях и уходе от жизни, а в мистерии самой жизни постигает Л.В. Шапошникова необычное знание, раскрытое в учении Живой Этики. Исследуя его с различных точек зрения, она последовательно и поступательно, наращивая объем и уровень, делится познанным через свои книги с тысячами читателей, помогая им осваивать это необычное, расширять, в свою очередь, собственный кругозор, и, таким образом, подготавливает их к глубокому восприятию идей Живой Этики. Л.В. Шапошникова в своих философских и научных изысканиях, творческих наработках, практической реализации сделала это необычное знание сужденным. Она открыла и показала те пути, по которым нужно двигаться в осмыслении и освоении учения Живой Этики…»[8]

Приняв драгоценное наследие Рерихов более пятнадцати лет назад, Людмила Васильевна приняла единоличную ответственность за создаваемый общественный музей, чему как нельзя лучше способствует ее качество непреложного устремления в будущее, более совершенное, чем настоящее. Вся ее жизнь – пример того, как в собирании в себе самых огненных качеств, в сочетании внутреннего напряжения и точного действия реализуется удел Вождя, несущий ему возможности непрерывного духовного совершенствования. Творцом культуры создаются связующие нити, соединяющие небесные смыслы и земные вещи. Создается то, что и есть культура в ее высоком понимании – лестница от обыденности к Высшему. Еще одним доказательством тому стала книга «Держава Рерихов».


[1]  Шапошникова Л.В. Держава Рерихов. В 2 т. М.: МЦР, 2006. С. 23.

[2]  Шапошникова Л.В. Держава Рерихов. В 2 т. Т. 1. С. 23.

[3]  Там же. С. 28.

[4]  Шапошникова Л.В. Держава Рерихов. В 2 т. Т. 1. М., 2006. С. 509.

[5]  Там же. С. 512.

[6]  Там же. С. 484–485.

[7]  Козар В.А. Вечное в фотоискусстве Л.В. Шапошниковой // Культура и время. №3, 2006. Дарузе Г.В. // Культура и время. №4, 2006.

[8]  Сергеева Т.П. Сделать необычное сужденным. В кн.: Шапошникова Л.В. Держава Рерихов. Т. 2. С. 483.

Spread the love

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *