№ 37-2010-3 |
Арина Таусова _________
Некогда на берегах Понта Эвксинского был цветущий город, в котором жили греческие торговцы. Они строили храмы, ваяли статуи, обменивались с горскими племенами товарами. Диоскуридия, Диоскурия… В трудах древнегреческих историков и географов Диоскурия упоминается как крупный торговый и культурный центр Колхиды, существовавший еще 25 веков назад. Со временем о нем вспоминали все реже, а там и вовсе забыли. Город словно в воду канул. Что послужило причиной его исчезновения – люди или природа? От него остались лишь сообщения греческих и римских историков, обломки амфор, которые находят на берегу после шторма, и легенды. Море времени выбрасывает на берег памяти материальные свидетельства существования древнего города… О чем рассказывают эти артефакты, какие тайны приоткрывают, почему на гербе Сухума изображены короны древнегреческих героев, братьев-близнецов Диоскуров?
Братья-близнецы
Пойдем по порядку и начнем с имени города, ведь не зря же говорят: имя – это судьба. Итак, имя город получил от Диоскуров, что в переводе с греческого значит «дети Зевса», а таковыми были участники похода аргонавтов за золотым руном в Колхиду братья-близнецы Кастор и Полидевк. Имя второго римляне переделали, и он стал Поллуксом. Мы же будем называть его согласно греческой традиции.
Кто же они были, эти знаменитые близнецы? По этому поводу бытует ряд версий. Доподлинно известно, что родом они были из Спарты. О семье, в которой они выросли, стоит сказать особо. Их мать Леду, этолийскую царевну, выдали замуж за царя Спарты Тиндарея. А вот насчет их отца сведения разнятся. Рассказывают, что красавицу Леду тайно посещал сам Зевс в образе лебедя. От их союза родилась дочь, прекрасная Елена, из-за которой разыгралась Троянская война, и сын, великий герой Полидевк. От законного супруга у Леды тоже было двое детей: дочь Клитемнестра и сын Кастор. Так что близнецы были, так сказать, разноотцовыми братьями, или единоутробными, потому как мать-то их точно была Леда.
Что касается Клитемнестры, полнородной сестры Кастора, то она также известна в истории. В первом браке она была женой Тантала, того самого, который украл у богов рецепт изготовления нектара и амбросии и был наказан за это танталовыми муками похмелья: видит око, да зуб неймет. Потом ее выдали за микенского царя Агамемнона, возглавившего греческое войско в походе на Трою. У них были дети: сын Орест, дочери Ифигения и Электра, также известные исторические и литературные персонажи. Прежде об Ифигении. Когда греки отправлялись под Трою и готовы были уже пуститься в путь из беотийской гавани Авлиды, Агамемнон оскорбил Артемиду, убив на охоте ее священную лань. За это богиня наслала безветрие, и флот греков не мог двинуться в путь. Прорицатель Калхас объявил, что Артемиду можно умилостивить только принесением в жертву прекрасной Ифигении. Девушку хитростью заманили в Авлиду, объявив, что хотят отдать ее в жены Ахиллу. Когда жертвенный нож уже был занесен, Артемида сжалилась над обманутой Ифигенией, заменив ее на жертвенном алтаре ланью из своего стада. А девушка стала жрицей в храме богини в Тавриде и жестоко мстила всем пришельцам, принося их в жертву своей покровительнице.
После Троянской войны в семье произошли драматические события. Пока ее супруг воевал, Клитемнестра стала любовницей его двоюродного брата Эгисфа, а когда Агамемнон воротился, то она убила и его, и его наложницу Кассандру, доставшуюся ему при разделе троянской добычи, ту самую знаменитую предсказательницу, которой никто не верил. Это злодейство послужило завязкой душераздирающей драмы, подобной шекспировскому «Гамлету». Клитемнестре и дяде отомстил за отца Орест, убив их, а помогла ему в этом сестра Электра.
Вот такая семья была у Кастора и Полидевка, которых считали сыновьями Зевса. Хотя, скорей всего, сыном Зевса был только Полидевк, которому было даровано бессмертие, что доказывает его небесное происхождение, а вот Кастор был обычным смертным, хотя и царевичем. Братья были очень привязаны друг к другу, не разлучаясь ни на миг. Кастор укрощал диких коней, и никто не мог сравниться с ним в умении управлять колесницей. А Полидевк был непревзойденным мастером кулачного боя. Оба они были знаменитыми героями Греции, совершили много подвигов, как называли в древности их похождения. Одеждой им служил короткий плащ – пурпурная хламида, на голове они носили пилос – шапку в виде колпака. Кстати, именно пилосы, шапки Диоскуров, были помещены на гербе владетелей Абхазии князей Чачба, а затем и на современном гербе Сухума.
У Диоскуров были двоюродные братья, Линкей и Идас, мессенские царевичи. Оба были могучими воинами, а Линкей к тому же обладал таким острым зрением, что мог видеть сквозь землю. Однажды во время набега четверо братьев не поделили добычу – стадо быков. Мессенцы обвели Диоскуров вокруг пальца, хитростью забрав себе, так сказать, львиную долю. Разгневались Диоскуры и решили отомстить. Похитили они невест своих кузенов, дочерей царя Левкиппа. А уж тут не простили им Идас и Линкей, решив наказать обидчиков. Кастор и Полидевк, узнав об этом, спрятались в дупле дерева, чтобы внезапно напасть на кузенов. Но забыли они, какой зоркий глаз у Линкея. Заметил он схрон Диоскуров, а Идас ударил по дуплу копьем, пронзив грудь Кастора. Бросился на обидчиков Полидевк и убил зоркоокого Линкея. Затем он вступил в поединок с Идасом, но Зевс прекратил ристалище, испепелив молнией и Идаса, и труп Линкея.
Горько плакал Полидевк над раненым братом, видя, что смерть разлучает их. Взмолился он к отцу своему Зевсу и просил дать и ему умереть вместе с братом. Громовержец предложил сыну на выбор либо вечно пребывать на Олимпе без брата, либо вместе с Кастором жить один день на Олимпе, а другой – в царстве Аида. Не захотел Полидевк расстаться с братом и выбрал общую с ним долю. С тех пор братья один день блуждают в царстве мертвых, а другой день живут вместе во дворце Зевса на Олимпе.
Подвиги братьев и их привязанность друг к другу стали легендарными. Диоскуров почитали как богов не только греки, но и римляне. Они считались покровителями моряков, всадников и воинов. Им посвящено зодиакальное созвездие Близнецы, они боги рассвета и сумерек, жизни и смерти, войны и мира, причем один из братьев – звезда утренняя, а другой – звезда вечерняя. Дело в том, что когда они плыли с Ясоном в Колхиду за золотым руном, в море разыгрался шторм, но тут над головами близнецов засверкали две звезды, и буря стихла. Из-за этого происшествия Диоскуров и считают покровителями всех плывущих по морям. Замечено, что перед штормом вокруг концов мачт и высоких шпилей мерцают огни, которые называют огнями святого Эльма. Ученые считают, что они порождены атмосферным электричеством. Моряки уверены, что появление двух огней предвещает окончание шторма, а если светится только один, буря усилится.
Диоскуриада
Легенды связывают основание города с походом аргонавтов за золотым руном в Колхиду. Согласно античному мифу, предводитель аргонавтов Ясон похитил у колхидского царя Аэта золотое руно и сердце его дочери Медеи. На обратном пути из Колхиды спутники Ясона братья Диоскуры покинули своего предводителя и поплыли на север. Высадившись в районе нынешней Сухумской бухты, они основали город, названный Диоскурией. Версия противоречивая, ибо как же братья вместе с Медеей победили Талоса на Крите, если они в это время были на Черноморском побережье? По другой версии, город основали спутники Диоскуров, их возницы Крекас и Амфистрат. Так говорят древнегреческие мифы. А исторические хроники сообщают, что примерно в первой половине VI века до н.э. на берег Понта Эвксинского, в центре древней Колхиды, прибыли купцы из Милета, что в Малой Азии, и заложили город Диоскурию. В Милете были очень популярны братья Диоскуры, поэтому их культ получил распространение и в городах Причерноморья, основанных купцами Милета. Как бы то ни было, фактом остается то, что город появился на свет два с половиной тысячелетия назад и был посвящен легендарным близнецам.
Диоскурия, или Диоскуриада, как называют ее в хрониках и на монетах, была крупным городом, хотя и уступала некоторым колониям северного побережья Черного моря, в частности Ольвии и Херсонесу Таврическому. Купцы Диоскуриады вели оживленную торговлю со многими кавказскими племенами, покупая у них лен, коноплю, мед, воск, деготь, смолу, шерсть, корабельную древесину и другие товары, а взамен продавая изделия своих ремесленников и местную соль. Самое главное – они привезли сюда виноградную лозу, так побережье стало краем виноделия. В трудах древнегреческого путешественника и географа Страбона указывается, что в Диоскурию прибывали суда из многих стран: «Здесь собиралось до 300 народов, говорящих на разных языках, а дела велись с помощью 130 переводчиков».
Понтийский царь Митридат Евпатор VI превратил Колхиду в одну из своих провинций. В 66 году до н.э. Помпей вытеснил Митридата из Малой Азии, и тот вынужден был зимовать в Диоскурии, где составил план дальнейших действий против римлян. По разным причинам эти планы были сорваны, и Митридату пришлось покинуть Диоскурию и отступить в Пантикапей, где он принял смерть.
На смену греческим мореходам пришли римские легионеры, построившие здесь во второй половине I века до н.э. город-крепость Себастополис, названный в честь императора Августа, носившего имя Себастос («священный»). Город должен был стать опорным пунктом для завоевания всей Колхиды. Дальше – тишина. Вплоть до VI века н.э. никаких сведений о Себастополисе в исторических хрониках не обнаружено.
А вот где находился город, точно ли, что именно в бухте, на берегах которой стоит сейчас Сухум? На основании сообщений древних авторов, старых карт, легенд и лингвистических параллелей ученые выдвинули несколько версий о местоположении древней Диоскурии. В 1874 году немецкий археолог Брунн предположил, что Диоскурия располагалась в районе Сухума, однако найти следы античной крепости ему не удалось. До него в 1712 году здесь побывал французский путешественник де ля Мотрей, которому местные жители показали несколько колонн, голову статуи и какую-то медаль или монету с надписью: «Диоскуриада». Да и вплоть до нашего времени после сильных штормов на берегу не раз находили золотые, серебряные и медные монеты античных времен. Много древних предметов попадалось в Сухуме при строительстве зданий, рытье каналов и колодцев. Среди них были черепки греческих сосудов, различные монеты с изображением гербов Диоскурии, Рима, Египта и других городов и государств, с которыми торговало население побережья Понта Эвксинского.
Остатки древней стены Себастополиса были обнаружены в 1958 году под асфальтом Сухумской набережной, когда здесь разбивали сквер. Вынимая грунт, рабочие увидели, что параллельно берегу тянется древняя стена, которая под прямым углом поворачивает в море. Аквалангисты исследовали этот участок дна: за одной стеной смутно вырисовывалась другая, потом еще одна – целый затонувший город, сложенный из крупного булыжника, скрепленного известковым раствором. С римской крепостью произошло какое-то стихийное бедствие: то ли резкое наступление моря на сушу, то ли колебания земной коры. В результате цитадель опустилась на морское дно, а весь край надолго пришел в запустение. В абхазских преданиях сохранились смутные упоминания о землетрясении, после которого море поглотило города. Может быть, на дне гигантского Сухумского провала покоится и древняя Диоскурия? Исследования последних лет в Сухуме дают основания полагать, что города канули в море не целиком и некоторая часть Диоскуриии и Себастополиса лежит под современными городскими кварталами. Вот почему каждая новая находка, связанная с древнейшими городами, представляет большой научный интерес и историко-культурную ценность.
Халки
Самая большая в мире коллекция монет Диоскуридии находится в собрании доктора геолого-минералогических наук, академика РАЕН, почетного академика Республики Абхазия члена Ученого совета Фонда Рерихов профессора Павла Васильевича Флоренского. О чем поведали монеты, какие новые штрихи в историческую канву внесли четыре десятка артефактов? Рассказывает П.В. Флоренский:
«Чеканить монеты начали в последние века позапрошлого тысячелетия. Это говорит о коренном изменении взаимоотношений в обществе. Монеты стали эквивалентом товара и первоначально стоили столько, сколько в них было драгоценного металла – золота или серебра. Чеканка на сделанном из этого металла кружочке гарантировала именем императора или государства вес и качество металла, поэтому знак на монете отождествился с ее ценностью. Затем знак оторвался от цены металла, стали чеканить бронзовые и медные монеты, ценность которых не имела прямого отношения к их весу: теперь стоимость монеты соответствовала ее номиналу. Через полторы тысячи лет их заменили бумажки-кредитки.
Бронзовые монеты – это древние кредитные знаки, а их существование свидетельствует о расцвете экономики государства. Появилась медная мелочь, цена которой соответствовала крупинке золота, – на нее можно было купить зерно, скот, оружие.
Самой мелкой монетой в Древней Греции и греческих городах-колониях Причерноморья был халк, более крупные – дихалк, тетрахалк. В переводе халк значит “медяк”, это наименьшая мера веса в Древней Греции – 0,09 г. Есть даже предположение, что в монетах должно было содержаться соответствующее количество серебра; возможно, так оно и было – в одной из найденных монет действительно содержатся примеси серебра. Чеканили медные монеты далеко не все города. Это была привилегия, и в Восточном Причерноморье их чеканил только один город – Диоскуридия.
Чеканили монету, скорее всего, во времена правления Митридата Евпатора VI, то есть в II–I веках до н.э. Так что возраст монет – более двух тысячелетий. Едва ли справедливо предположение, что монеты чеканили именно зимой 66/65 года до н.э., когда войска Митридата, потерпевшие ряд поражений от римского полководца Помпея и вытесненные из Малой Азии, зимовали в Диоскуридии. Сомнительно, что войска, находящиеся на постое, будут чеканить монету, да еще мелкую. Наверно, у них уже было серебро, награбленное в походах. Армия не покупает и тем более не чеканит мелкую монету, ибо “все куплю, сказало злато”, но “все возьму, сказал булат”. Тем более ошибочно ограничивать чеканку коротким отрезком времени; чеканка монет даже одного типа могла продолжаться несколько лет, к тому же известны десятки разнообразных штампов монет. То, что их находят в Северном Причерноморье и Крыму, свидетельствует об их популярности и, вероятно, о большом количестве. Помимо 40 монет, находящихся в нашем с моим сыном, Василием Флоренским, собрании, из литературных источников известно о существовании в разных музеях еще не менее 80 экземпляров. Это не много, но и не мало.
Теперь о самих диоскурках. Рисунок аверса – лицевой стороны монеты, то есть “орла”, – достаточно прост – это шапки Диоскуров, увенчанные шести- или, реже, восьмилучевыми звездами. Шапки Диоскуров есть и на монетах других городов греческих колоний. В одних случаях на них тот же рисунок, как, например, на монетах Пантикапеи, Боспора и Солеона, в других – между шапками помещали рог изобилия, как на монетах Синопа и Амиса.
Иное дело реверс – оборотная сторона, “решка”. По мнению нумизматов, на нем изображен тирс – жезл бога Диониса и надпись в три строки: “Диоскуридия”. Традиционно этот жезл представляет собой тонкую трость, увитую виноградной лозой или плющом и увенчанную сосновой шишкой – пинусом. На монетах же посох короткий и “кометос”, как говорили греки, то есть волосатый. Некоторые сравнивают его с пальмой, которая, как известно, ни в Греции, ни в Причерноморье тогда не росла. Думаю, что это предположение – результат чрезмерной стыдливости. Полагаю, что изображение тирса бога Диониса, чьим прямым наследником считал себя Митридат Евпатор VI, происходит от фаллического символа. В Малой Азии и в Закавказье существовал фаллический культ. Одно из первых сочинений моего деда, священника Павла Флоренского, тогда еще гимназиста, называлось “Фаллический памятник Катахевского монастыря”[1]. Несколько гигантских, высотой более двух метров, фаллических скульптур находятся в собрании Ереванского государственного музея. Тем не менее мы не будем оспаривать устоявшуюся трактовку изображения реверса, дабы не смущать читательниц.
Есть сведения, что в начале прошлого века в имении абхазского князя Чачба (Шервашидзе) в Эшерах был найден клад, содержавший несколько килограммов античных монет. Скорее всего, монеты Диоскуридии составляли лишь малую его часть. Известно, что монеты из клада поступили в музей Кавказа в Тифлисе и в Эрмитаж, где в настоящее время находится соответственно 12 и 11 экземпляров. Сообщалось, что в Республиканском историческом музее Сухума хранились две монеты Диоскуридии. К сожалению, по словам хранительницы нумизматического отдела Миры Инал-Ипа, монет в музее больше нет. Но в Абхазии была война… Кроме того, за последние более чем 100 лет 28 диоскурок найдено в Херсонесе. В Государственном историческом музее хранится 11 экземпляров, в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина – 10. Несколько диоскурок разошлось по частным коллекциям. К сожалению, место, где монеты были найдены, не указано.
В нашей коллекции, как я уже говорил, четыре десятка монет Диоскуридии. Откуда эти монеты, где они были обнаружены? Увы, выяснить это теперь невозможно. Монеты были собраны московским нумизматом А.А. Молчановым в течение последних десятилетий на коллекционерском рынке, где ими торгуют те, кому они достались, вероятно, от “черных археологов”. “Свинорои”, как пренебрежительно называют следы деятельности охотников за кладами, – бич археологии во всех странах мира. “Грабители могил” – явление древнее. Они разграбили египетские пирамиды, индийские храмы, скифские курганы. Нынешние “черные копатели” работают не по старинке. В их распоряжении современная техника, позволяющая “видеть” землю насквозь, подобно кузену Диоскуров. Обнаруженные клады поступают на рынки коллекционеров. Однако такие артефакты теряют часть своей научной ценности, поскольку “черные археологи” не сообщают, где они были обнаружены. Во многих странах мира, в том числе и у нас, существуют законы, запрещающие проводить раскопки без так называемого “открытого листа”. Но кто их соблюдает? Мне, к примеру, неизвестны случаи наказания за “черное копательство”, если это не связано с наследием Второй мировой войны, когда находят оружие и боеприпасы.
Тем не менее и такое собрание монет Диоскуридии представляет большой интерес для науки. Геохимик-аналитик С.Е. Борисовский по методу металлографии провел высокоточный анализ состава металла, из которого чеканили монеты, и выдвинул ряд предположений о его происхождении. Нами проведены измерения и выявлены монеты-близнецы, то есть те, которые изготовлены одним и тем же штампом, а значит, – в одном и том же месте в одно и то же время. Какие новые открытия принесет исследование монет, покажет время».
Летом 2008 года в Абхазии было тревожно. Казалось, что вот-вот рухнет хрупкий мир и начнется новая война. В окруженной горами Цебельдинской долине проходили учения абхазской армии. Но думая о тревожном будущем, не следует забывать и о славном прошлом. Ученые-археологи тщательно обследовали район, чтобы учения не нанесли урон месту, где в стародавние времена жили апсилы – предки нынешних абхазов. Среди ученых был и академик Флоренский, который обратился к воинам, призвав их беречь великое прошлое своей земли. Из строя вышел юный солдат. Смущаясь, он протянул Павлу Васильевичу обломок глиняного сосуда со штампом древнего мастера-гончара, который воины обнаружили в земле при установке пушки.
Через год, 30 сентября 2009 года, Абхазия отмечала 15-летие окончания войны. Ликовал Сухум, один из древнейших городов мира. Президент республики Сергей Багапш принимал памятные подарки, среди которых были две раритетные монеты Диоскуридии, переданные академиком Флоренским в дар столице Абхазии. А празднование 2500-летнего юбилея самого города отложили до Сочинской олимпиады. Факел с огнем Олимпа пройдет по земле, где бывали аргонавты, по городу, на гербе которого символы Близнецов-Диоскуров, где чтут историю, с уважением относятся к прошлому, к древностям, которыми усеяна земля, и верят в мирное будущее.
[1] Флоренский П.А. Фаллический памятник Катахевского монастыря // Живая старина. 1908. Вып. 1.