№ 6-2002-4 |
Звезда героя
Среди гудящего роя
Жизненной жажды — вдруг
Промчится Звезда Героя,
Меняя привычный круг
Бега земных событий,
Русла накатанных слов,
Мыслей стереотипных
И отупляющих снов.
Промчит Звезда обновлений
Шлейфа сияющий дождь
Долины земных запустений
Питает,
вздымая мощь
Посева Времен грядущих,
Полета крыльев мечты,
Сердец, неотступно несущих
Нетленный огонь Красоты.
Среди неуемных желаний —
Прольет бескорыстия свет,
В глухих лабиринтах познаний —
Ясный оставит ответ.
Чарующей человечностью
Пронзит,
восхитит,
призовет!
Промчится Посланник Вечности
И новые звезды зажжет.
Татьяна Чечина
Международная научно-общественная конференция «100 лет со дня рождения Юрия Николаевича Рериха»
Конференция, посвященная юбилею выдающегося ученого и путешественника Ю.Н. Рериха, состоялась в Международном Центре-Музее имени Н.К. Рериха (МЦР) 7—9 октября 2002 года. Ее организаторами выступили МЦР, Благотворительный Фонд имени Е.И. Рерих, Отделение историко-филологических наук Российской академии наук, Российская академия естественных наук, Российская академия космонавтики им. К.Э. Циолковского, Российский фонд культуры, Международная ассоциация Фондов Мира, Международная Лига защиты культуры, Международный гуманитарный фонд «Знание», Федерация космонавтики России при поддержке Мастер-Банка, Информационного Центра ООН в Москве, Московского бюро ЮНЕСКО.
Информационную поддержку конференции осуществляли газеты «Век», «Подмосковье», «Правда», радио «Орфей».
В конференции участвовали представители 17 стран: Германии, Голландии, Индии, Испании, Италии, Кыргызстана, Латвии, Ливана, Монголии, Польши, США, Украины, Финляндии, Беларуси, Болгарии, Чехии, Эстонии. В ее работе приняли участие 16 действительных членов и членов-корреспондентов Российской и национальных, а также профильных академий наук, более 30 докторов и кандидатов наук.
Выступившие на конференции ведущие ученые-востоковеды, последователи и ученики Ю.Н. Рериха, общественные деятели России и зарубежных стран отмечали огромный вклад Юрия Николаевича в мировую и отечественную науку. Он оказал глубинное влияние на развитие исследований в таких областях, как этнопсихология, этнолингвистика, тибетология, индология, монголоведение. Ю.Н. Рерих в совершенстве знал свыше 30 языков и диалектов, в том числе редкие наречия Тибета. Он принимал самое деятельное участие в Центрально-Азиатской и Маньчжурской экспедициях Н.К. Рериха, возглавлял Институт гималайских исследований «Урусвати» в Кулу (Индия). В 1957 г., вернувшись из Индии в СССР, он привез в дар народу России около 400 картин Н.К. Рериха. На Родине Ю.Н. Рерих возродил школу российской тибетологии, заложил фундамент новой науки — номадистики (изучение кочевых племен). В Институте востоковедения АН СССР он преподавал санскрит и тибетский язык. Ю.Н. Рерих был прекрасным специалистом в археологии и искусствоведении, в религиоведении и лингвистике. Он оказал влияние на осмысление такой основополагающей проблемы, как история становления современной материальной и духовной культуры Евразии. Его многочисленные труды («Тибетская живопись», «По тропам Срединной Азии», многотомный «Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями» и другие) служат ярким примером следования неизменному научному принципу, раскрывающему механизмы взаимовлияния великих цивилизаций Азии, воспроизводящему удивительную по своему внутреннему колориту картину взаимопроникновения и диалога мировых культур.
К юбилейной конференции была приурочена выставка графических и живописных работ Юрия Николаевича Рериха из собрания МЦР. Центром-Музеем были изданы труды Ю.Н. Рериха «Тибетская живопись», «Буддизм и культурное единство Азии», полное собрание его писем, хранящихся в архиве МЦР, воспоминания о Ю.Н. Рерихе его друзей и учеников[1]. В память о выдающемся русском востоковеде выпущен юбилейный почтовый конверт с портретом Юрия Николаевича Рериха.
К 100-летию знаменитого ученого и путешественника МЦР выпустил медаль «Ю.Н. Рерих», которой были награждены видные представители науки и культуры, выдающиеся общественные деятели, внесшие значительный вклад в развитие отечественной науки и культуры. В их числе президент Международной Лиги защиты культуры В.М. Афанасьев, член правления Благотворительного фонда им. Е.И. Рерих Н.М. Булочник, председатель правления Мастер-Банка, член правления МЦР Б.И. Булочник, академик РАН Г.М. Бонгард-Левин, Посол РФ в Республике Индия, член правления МЦР А.М. Кадакин, президент Российской академии естественных наук О.Л. Кузнецов, президент Российской федерации космонавтики В.В. Коваленок, председатель Правительства Москвы, мэр Москвы Ю.М. Лужков, начальник Управления мэра Москвы К.Б. Норкин, президент Российского фонда культуры Н.С. Михалков, советник президента Международной ассоциации Фондов Мира С.Е. Петелин, президент Международной ассоциации Фондов Мира А.Е. Карпов, президент Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского В.П. Сенкевич, советник аппарата по культуре Госдумы Г.В. Семенова, президент Международного гуманитарного фонда «Знание» К.В. Фролов, вице-президент Российской академии естественных наук Г.Н. Фурсей, действительный член Российской академии наук, член президиума Российской экологической академии Ф.Т. Яншина и многие другие.
7 октября, в день открытия конференции, в зале Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха прозвучали величественные аккорды «Сказания о граде Китеже и деве Февронии» Н.А. Римского-Корсакова. А потом участники конференции с волнением слушали голос самого юбиляра, Юрия Николаевича Рериха. Это была запись его речи, произнесенной почти полвека назад, 28 апреля 1958 года, на открытии выставки его отца Н.К. Рериха в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина[2]. Многие из присутствующих впервые слышали голос выдающегося ученого, человека редких душевных качеств, носителя высокой культуры. Его речь об отце, наполненная особой энергетикой, оптимизмом и удивительной сердечной теплотой, его четкая научная логика, простота и строгая ясность языка, с забытыми нюансами превосходного классического литературного слога, прозвучала для собравшихся в зале участников конференции камертоном абсолютной научной интеллигентности, которому сегодняшние ученые в своем общении не всегда умеют соответствовать.
Открыл конференцию президент МЦР, специальный представитель Генерального секретаря ООН, Чрезвычайный и Полномочный посол Юлий Михайлович Воронцов. Он приветствовал всех ее участников и выразил уверенность, что сообщения, доклады, воспоминания о Юрии Николаевиче Рерихе помогут создать объемное и многогранное представление о его культурном и научном творчестве, о нем самом и обо всей семье Рерихов. В своей вступительной речи, исполненной высокого пиетета к незаурядной личности Юрия Николаевича Рериха, президент МЦР охарактеризовал его как замечательного ученого, члена большой талантливой российской семьи Рерихов, который работал во славу науки и культуры в Индии и Гималаях, в Тибете и в России.
Первый вице-президент МЦР, генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха, академик Российской академии естественных наук (РАЕН), Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского и Российской экологической академии Людмила Васильевна Шапошникова напомнила присутствующим, что самая первая конференция Международного Центра-Музея, состоявшаяся в 1992 году, тоже была посвящена Ю.Н. Рериху, его 90-летнему юбилею. Это дает повод посмотреть на пройденный за это десятилетие путь. Тогда у МЦР не было своего здания, юбилей отмечался в Ленинских Горках, в Музее имени В.И. Ленина. К той конференции удалось опубликовать одну-единственную книгу Юрия Николаевича, «Звериный стиль у кочевников Северного Тибета». Сейчас многое изменилось: в отреставрированном здании открылся музей, юбилей мы отмечаем в собственном доме. Издано несколько книг Юрия Николаевича.
Людмила Васильевна сказала, что Юрий Николаевич не случайно с молодых лет серьезно интересовался военным делом, — он был воином по духу. Именно благодаря его таланту и познаниям в области тактики и стратегии Центрально-Азиатская экспедиция прошла невредимой по самым опасным дорогам, включая места, где орудовали бандиты. Будучи переводчиком, организатором и защитником каравана, он блестяще справился с возложенной на него задачей. Без него вряд ли могла состояться эта грандиозная и уникальная экспедиция, пока еще не оцененная должным образом отечественной географической наукой.
Юрий Николаевич вновь проявил свой организаторский талант, став вдохновителем, руководителем и директором Института Гималайских исследований «Урусвати», в основе работы которого лежала древняя восточная традиция, основанная на принципе деятельности Ашрама, где вокруг Учителя собирались сотрудники, время от времени покидающие Ашрам, чтобы принести туда новые знания.
Он был единственным из семьи Рерихов, кому удалось вернуться на Родину и поработать во благо «Страны Лучшей». Это произошло во времена так называемой «хрущевской оттепели». Никита Сергеевич Хрущев, осматривая выставку Николая Константиновича Рериха в Дели, встретил там Юрия Николаевича. По его приглашению Ю.Н. Рерих приехал в Россию, получил советское гражданство и начал работать в Институте востоковедения, возглавив очень сложный отдел культуры и религии Востока. За короткое время ему удалось сделать невероятно много. Он расширил пространство преподавания древнеиндийского языка санскрита, возродил буддологическую школу, добился возобновления издания серии научных трудов по буддийской философии и культуре — «Biblioteka Buddhica», заложил фундамент многих новых отраслей востоковедения, вдохнул жизнь в школу отечественной тибетологии. Атмосфера, в которой он здесь жил и работал, была невероятно сложной и тяжелой. В 30-е годы в СССР востоковедение подверглось разрушению в не меньшей, а в гораздо большей степени, нежели всем хорошо известная генетика. Значительная часть специалистов по культуре Востока была к тому времени или арестована, или расстреляна. Произошло столкновение между теми, кто представлял фундаментальное востоковедение, и теми, кто занимался достаточно узкими проблемами. Когда Юрий Николаевич приехал в Советский Союз, востоковеды занимались в основном новейшей историей Востока, а точнее, политологией и экономикой. А Восток без культуры — это не более чем пустое географическое пространство. Именно Ю.Н. Рерих создал в отечественном востоковедении научную школу, занимающуюся историей и культурой Востока, давшую современной науке плеяду выдающихся ученых.
Коллеги по работе называли его буржуазным ученым, идеалистом, сотрудники аппарата ЦК КПСС жестко и регулярно вторгались в его работу, создавая невыносимые условия для научной и творческой деятельности. Характерен в этом смысле пример с выходом в свет «Дхаммапады». Когда тираж был отпечатан, «благожелатели» Юрия Николаевича донесли в ЦК, что издана «идеалистическая и реакционная» книга. Тираж был арестован, никакие уговоры и объяснения действия не возымели. Тогда Юрий Николаевич с великим трудом достал один экземпляр книги и выслал его с соответствующим письмом премьер-министру Индии Джавахарлалу Неру. (Семьи Рерихов и Неру дружили между собой.) Через некоторое время в ЦК КПСС и в правительство пришло письмо от премьер-министра Индии с благодарностью за то, что наконец в Советском Союзе по-настоящему начинают изучать культуру Индии. Арест с книги был снят, и она увидела свет. Кроме всего прочего этот случай иллюстрирует находчивость Юрия Николаевича, его деятельную энергию и умение найти выход из любой, самой, казалось бы, безвыходной ситуации.
Ярлык «буржуазного ученого» не мешал коллегам по институту нагружать его всем, что сами они делать не хотели или не умели. Он брался за все поручения и всегда выполнял их безупречно и блестяще. Недоброжелательство и постоянные помехи в работе не могли не сказаться на здоровье Юрия Николаевича, его сердце не выдержало. Он ушел от нас весной 1960 года. Российская востоковедческая наука потеряла одного из самых видных и значительных ученых.
Роль Ю.Н. Рериха не ограничивалась только его научной деятельностью. Он приложил много усилий, чтобы вернуть Родине славные имена своих родителей, привез на Родину коллекцию из 400 картин своего отца, Николая Константиновича Рериха, он выступал с лекциями и докладами, именно от него многие наши соотечественники впервые узнали о существовании учения Живой Этики.
«В своих сыновьях, — сказала, завершая свое выступление, Людмила Васильевна, — Николай Константинович как бы раздвоился: Святослав Николаевич стал известным художником, а Юрий Николаевич — ученым с мировым именем. Все это было слито воедино в их отце. Эту мысль нам еще предстоит осознать, взглянув на деятельность двух великих сыновей через призму творчества их великого отца».
С приветственным словом к участникам конференции обратился Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Индия в России господин Кришнан Рагхунатх. В Индии чтят память Ю.Н. Рериха, прежде всего потому, что он был великим сыном России, оставаясь в то же время великим гражданином мира. Продемонстрировав великолепное знание философских идей Рерихов, господин посол обратил внимание присутствующих на слова Л.В. Шапошниковой о том, что один брат представлял мир искусства, а другой принадлежал миру науки. «Это знаменательно еще и потому, — отметил посол, — что в свое время Николай Рерих говорил о новой эре, которая будет покоиться на краеугольных основаниях Знания и Красоты».
В своем выступлении господин посол напомнил об историке Владимире Стасове, творчество которого повлияло на всю семью Рерихов, укрепив их в стремлении углублять и расширять связи между Западом и Востоком. По этому поводу он привел замечательное выражение Н.К. Рериха: «Лучшие розы Востока и Запада одинаково благоухают».
Семья Рерихов всей своей деятельностью способствовала сближению Востока и Запада. В Индии сейчас идут съемки фильма о Юрии Рерихе, производству которого оказывается всемерная помощь со стороны государства. Премьер-министр Индии господин Ваджпаи, являясь Почетным попечителем Международного мемориального треста Рерихов, подарил крупную сумму денег для восстановления дома Рерихов в Наггаре. Решением суда штата Карнатака, состоявшегося 16 июля 2002 года, имение «Татагуни», где жили Девика Рани и Святослав Рерих, сохраняется как наследное поместье. Правительство штата Карнатака приняло решение о создании в имении «Татагуни» Мемориала в честь знаменитой семьи Рерихов. В фундамент будущего мемориала был торжественно заложен первый камень.
В настоящее время разрабатывается план восстановления Института гималайских исследований «Урусвати» в Наггаре. Индия намерена и в дальнейшем поддерживать популяризацию огромного наследия семьи Рерихов, включая издание работ Юрия Николаевича.
Директор Института Читракала-Паришад профессор Наджунда Рао (Бангалор, Индия) рассказал, что Святослав Николаевич Рерих подарил Институту Читракала-Паришад 36 картин Николая Константиновича, а также ряд своих собственных более поздних работ. Руководство Института передало правительству Индии 16 картин из этой коллекции для организации национального Музея.
При Институте Читракала-Паришад организован колледж, в котором обучаются искусству более шестисот студентов. Аспирантура при колледже носит имя Рериха. В ближайшее время планируется учредить именные стипендии для студентов, которые стараются работать в стиле и технике письма, созданных великим русским художником. Выпущен альбом репродукций картин Н.К. и С.Н. Рерихов, выставленных в галерее Читракала-Паришад. При содействии российского посла в Индии господина А.М. Кадакина опубликована книга, которая называется «Николай Рерих в индийских журналах». Институт Читракала-Паришад намерен и в дальнейшем всемерно способствовать распространению наследия великих Рерихов в Индии.
Олег Леонидович Кузнецов, президент Российской академии естественных наук, ректор Международного университета «Природа, общество, человек» (г. Дубна), высоко оценил многогранную деятельность МЦР в деле сохранения и изучения рериховского наследия, которое несет великий свет семьи Рерихов в мировую науку и культуру. Олег Леонидович в 80-е годы занимался созданием одной из самых крупных в мире геоинформационных систем «Геос», был генеральным конструктором и научился по-новому смотреть на Землю, человека и общество. По роду деятельности ему необычайно близко все, чем занимались Рерихи, так как в рамках научных моделей, экспериментальных и теоретических, невозможно описать все многообразие явлений, с которыми сталкивается современная наука. Нужны иные модели сознания, которые позволят подойти к синтезу как естественных, так и гуманитарных знаний и которые можно найти в творческом наследии Рерихов.
Анатолий Евгеньевич Карпов, многократный чемпион мира по шахматам, посол Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), президент Международной ассоциации Фондов Мира, напомнил собравшимся о том, как создавался Международный Центр Рерихов (Советский фонд Рерихов). Переговоры о создании фонда шли тогда на всех уровнях, это был сложный и долгий процесс. Анатолий Евгеньевич встречался со Святославом Николаевичем Рерихом, который прилетел в Москву для переговоров с Михаилом Сергеевичем Горбачевым. Святослав Николаевич сказал тогда о том, что правительства приходят и уходят, и нет никакой уверенности в гарантиях на сохранение преемственности. Он подчеркнул, что у него было бы больше доверия, если бы такая имеющая весьма высокий международный авторитет организация, как Фонд Мира, и лично Анатолий Карпов как его руководитель приняли участие в создании рериховского фонда в качестве одного из учредителей. Такие гарантии со стороны Советского Фонда Мира были даны. Анатолий Евгеньевич и Международная ассоциация Фондов Мира с тех пор причастны к проблемам наследия семьи Рерихов и их идеям.
Анатолий Евгеньевич пожелал успехов коллективу Музея и тем, кто помогает в его строительстве, в пополнении его коллекции, кто продолжает вопреки трудным временам делать благие и добрые дела.
Воспоминаниями о Ю.Н. Рерихе поделились его ученики и все, кому в далекие 50-е годы посчастливилось общаться с Юрием Николаевичем.
Шагдарен Бира[3] (Улан-Батор, Монголия), генеральный секретарь Международной ассоциации монголоведения, академик АН Монголии, рассказал о годах своей учебы у Ю.Н. Рериха, об организации первого Международного конгресса монголистов, в котором Юрий Николаевич принимал самое живое участие. Господин Бира говорил об огромном жизненном потенциале Монголии и о связи ее культуры с творческим наследием Ю.Н. Рериха. Он вручил Л.В. Шапошниковой архивные фотографии, запечатлевшие пребывание Ю.Н. Рериха в Монголии.
Академик РАН Григорий Максимович Бонгард-Левин, вспоминая свои первые шаги в науке, сказал, что ему исключительно повезло в жизни: окончив восточное отделение исторического факультета МГУ, он был принят на работу в Институт востоковедения. Это было в далеком 1956 году. Летом 1957 года Григория Максимовича вызвал директор Института востоковедения (позднее академик) Бободжан Гафурович Гафуров и сказал: «Поедете на Ленинградский вокзал встречать Рерихов — они приезжают в Россию». «Состояние было довольно странное, — рассказывает Григорий Максимович, — я не очень себе представлял тогда, кто такие Рерихи. Мне было 24 года, я знал картины художника Н.К. Рериха, но о Юрии Николаевиче еще не слышал, его научная деятельность была нам недоступна, трудов его здесь практически не было; я же занимался тогда эпиграфикой, а не буддизмом и тибетскими текстами. Таким образом, я оказался одним из первых, кто встретил на родине Юрия Николаевича и двух его попутчиц — Ираиду Михайловну и Людмилу Михайловну. Затем было переселение из гостиницы «Ленинградская» в квартиру, перенос книг, рукописей, которые потом составили прекрасную коллекцию тибетских рукописей Института востоковедения. Мне вновь исключительно повезло: Юрий Николаевич взял меня и Шагдарена Биру (ныне выдающегося монгольского ученого) в аспирантуру. Почти три года два раза в неделю мы вместе с Викторией Викторовной Вертоградовой (ныне доктором филологических наук) ходили на Ленинский проспект к Юрию Николаевичу изучать ведический санскрит. Вокруг висели картины Николая Константиновича, было много книг, посередине стоял большой письменный стол». Григорий Максимович с болью рассказал о современном состоянии мемориальной квартиры Ю.Н. Рериха. По его словам, царящая там атмосфера оставляет горькие чувства. Но в квартире остались вещи Юрия Николаевича, его дух, и это обязывает нас позаботиться о том, чтобы сохранить все, что там было при его жизни. Наш общий долг перед Юрием Рерихом, чтобы его квартира, где висят картины его отца и брата, где находятся многие из его книг, стала наконец музеем, достоянием народа России, чтобы туда приходили и ощущали талант и научный подвиг Юрия Николаевича все, кому дороги традиции Рерихов.
Беседуя с аспирантами, Юрий Николаевич рассказывал, что не однажды порывался приехать в Россию, в которую глубоко верил и которую любил. В начале Второй мировой войны он, как известно, хотел пойти на фронт, чтобы сражаться с врагами России. Но приехал только в 1957 году, стал работать в Институте востоковедения, руководил сектором, развернул титаническую научную, научно-организационную и преподавательскую деятельность по восстановлению тибетологических, монголоведческих, санскритских и уйгурских исследований в России. Работать в институте ему было приятно — появились ученики, он вел занятия, ездил в командировки по стране, представлял российскую науку за рубежом, много печатался. В институте он пользовался огромным уважением. Когда на заседаниях появлялся Юрий Николаевич, общий настрой резко менялся — научный авторитет его был исключительно высок. Прекрасные академические манеры, превосходный, изысканный русский язык (такой, на котором уже почти никто не говорит), строгость и самостоятельность суждений, необыкновенная доброжелательность, и в то же время некая отчужденность, дистанция, — черты, которыми редко обладали люди, окружавшие его в огромном по численности и разношерстном по составу институте и научном сообществе в целом. Это была, конечно, отчужденность особого типа, отнюдь не высокомерие и не пренебрежение, а достоинство и самостоятельность в позиции и поступках.
Вместе с тем работать Юрию Николаевичу не всегда было легко. Он не мог понять партийно-бюрократического типа отношений, которые проявлялись и в институте, и во многих других, как говорили тогда, инстанциях. Он просто не понимал, почему люди, не имеющие отношения к науке, берутся обсуждать и осуждать его взгляды на буддизм или на рождение Будды, почему «высшие инстанции» занимаются такими вопросами.
20 мая 1960 года Юрий Николаевич скоропостижно ушел из жизни. «Узнав о случившемся, — вспоминает Григорий Максимович, — я приехал на квартиру Юрия Николаевича и получил из рук Ираиды Михайловны и Людмилы Михайловны один очень дорогой для меня документ. Незадолго до этого я написал рецензию на русское издание “Артхашастры”. Это была одна из моих первых индологических работ, и ее направили на отзыв Юрию Николаевичу как члену редколлегии журнала “Советское востоковедение”. Именно в этот трагический день, по прошествии всего нескольких часов после смерти Юрия Николаевича, домашние передали мне его отзыв на мою работу, еще не отправленный в редакцию. Отзыв доброжелательный, на нем стояла дата — 20 мая 1960 года. По-видимому, это было последнее, что Юрий Николаевич успел написать». Григорий Максимович сказал, что Юрий Николаевич прошел через всю его жизнь и чувство глубокого почтения и любви к учителю сохранится в нем навсегда.
После ухода Юрия Николаевича его богатейшая библиотека согласно завещанию была передана в Институт востоковедения, на ее основе там был создан Мемориальный кабинет Ю.Н. Рериха. С приветствием к гостям конференции обратился заведующий Мемориальным кабинетом Юрий Яковлевич Цыганков. Он рассказал о работе библиотеки, бессменным хранителем которой является по сей день.
Кандидат исторических наук, директор Центра ноосферной защиты имени академика Н.Д. Зелинского Андрей Николаевич Зелинский познакомился с Юрием Николаевичем Рерихом в 1958 году. «Это была личность необыкновенных человеческих качеств, — вспоминает Андрей Николаевич. — В нем удивительным образом сочетались великое научное творчество с величиной и масштабом духа. Духовные горизонты личности и горизонты научного творчества, будучи соединены вместе, находились в этом человеке на одной недосягаемой высоте».
При знакомстве Юрий Николаевич подарил А.Н. Зелинскому книгу «Звериный стиль у кочевников Северного Тибета». В этой книге Юрий Николаевич выступает как представитель целого направления русской исторической мысли — евразийства, которое многие годы находилось в забвении и о котором сегодня начинают все больше вспоминать. Основателями этого направления были замечательные русские ученые Сергей Николаевич Трубецкой, Георгий Владимирович Вернадский (сын знаменитого Владимира Ивановича Вернадского) и Петр Николаевич Савицкий. Во время бесед Юрий Николаевич часто вспоминал и Вернадского и Савицкого, с которыми он переписывался. Другой проблемой, которую Юрий Николаевич глубоко знал и изучал, был буддизм. Центральная мысль в его труде «Буддизм и культурное единство Азии» состоит в том, что религия, в самом широком и глубоком смысле этого слова, является единственным реальным связующим планетарным фактором, который нравственно и духовно объединяет огромные пласты населения, дает им смысл бытия и возможность противостоять нравственной энтропии.
А.Н. Зелинский особо остановился на небольшой, но очень ценной работе Ю.Н. Рериха «К изучению Калачакры», которая связана с проблемой времени в ее глубинном смысле. Поскольку время уносит все, то должно быть нечто, что этому противостоит. Таковым является человеческое сознание, человеческий дух. Само понятие «Калачакра» (в переводе с санскрита «Колесо Времени») содержит не только религиозный и философский смысл, но является одновременно священным календарем буддизма. Принцип Колеса Времени, организации времени в сознании человека и сообщества, которому он принадлежит, является системой, где концентрируются самые высокие духовные ценности личности, а следовательно, и нации.
«Юрий Николаевич говорил, что только сильные личности предназначены передавать будущему поколению сосуд со священным пламенем. Именно такой сильной и необыкновенной личностью был он сам. Если суммировать темы наших разговоров, то наиболее частыми были беседы о буддизме, о кочевом мире евразийских степей, о роли духовной культуры в сохранении и развитии мировой цивилизации, многозначности символа Знамени Мира и о многом другом. Мне тогда удалось понять, что духовная жизнь — это то, что противостоит потоку текущего времени, то, что помогает и обязывает нас сохранять национальную культуру, к которой мы принадлежим».
Андрей Николаевич рассказал о встрече Ю.Н. Рериха с Л.Н. Гумилевым, их беседе об уничтожении манихеями антропоморфных памятников кочевой Уйгурии, о западной культуре, главные бичи которой — культ денег и культ техники — затрудняют любое духовное развитие. В июне 1959 года Юрий Николаевич взял А.Н. Зелинского в поездку в Переславль-Залесский и Троице-Сергиеву лавру. В Переславле-Залесском они посетили Спасо-Преображенский монастырь, где когда-то крестили князя Александра Невского, первого евразийца.
Кончину Юрия Николаевича Зелинский перенес как личную катастрофу. Неожиданная смерть ученого явилась для него толчком, который заставил продолжить изыскания Юрия Николаевича, в частности, в области Калачакры — Колеса Времени, как определенной модели того, что поддерживает духовный ритм в сознании человека, этноса, культуры на протяжении исторического развития. Им были созданы модели различных культур (Зороастрийская, Буддийская, Христианская, Исламская, Индийская и Китайская) по принципу «литургических парадигм» или «Колес Времени», как священных календарей человечества, демонстрирующих духовную и культурно-историческую структуру мировой цивилизации.
Живой образ удивительно талантливого, мудрого, высокодуховного и отзывчивого человека воссоздали в своих воспоминаниях о Юрии Николаевиче Кира Алексеевна Молчанова, председатель Эстонского общества имени Н.К. Рериха (г. Таллин, Эстония), Илзе Рихардовна Рудзите, член Союза художников России, Мария Филипповна Дроздова-Черноволенко, вдова замечательного художника В.Т. Черноволенко.
Для всех, кто встречался с Юрием Николаевичем, эти встречи стали вехами духовного пути, вспышками нездешнего света, поменявшими обыденное течение жизни. Юрий Николаевич как никто другой умел найти нужные слова, поддержать человека в его осознанном решении, пусть и противоречащем всему, что его окружало. Общение с Юрием Рерихом вселило в Виктора Черноволенко, художника-космиста, не признанного советским идеологизированным обществом, уверенность в том, что его творчество необходимо людям. Юрий Николаевич говорил, что «постижение основных путей развития человечества — это шаг к пониманию собственной личности». И масштабы его собственной личности действительно вмещали общечеловеческое.
По воспоминаниям Илзе Рихардовны Рудзите, которые были зачитаны на конференции Е.Н. Черноземовой, Юрий Николаевич обладал необыкновенной подвижностью сознания, широтой мышления, диапазон его познаний был необычайно велик. Он удивительно умел говорить с детьми, одновременно о самом сокровенном и о бытовом, каждодневном. Через все странствия он пронес любовь к Родине, он был убежден, что ее духовный расцвет важен для судеб всего мира.
Огромную роль Юрий Николаевич сыграл в жизни К.А. Молчановой, тогда, в далекие 50-е годы, юной девушки, напряженно ищущей смысл жизни. «Без слов и объяснений, ничего не зная обо мне, он понял, что мне нужно, и дал это. Под впечатлением его доброжелательства, его улыбки я продолжаю жить и сейчас. На примере личности Юрия Николаевича я поняла, что такое духовность и что такое духовный человек». Когда в Москве проходила выставка Николая Константиновича, организованная его старшим сыном, Кира Алексеевна запомнила слова Юрия Николаевича об удачном и знаменательном взаиморасположении картин Н.К. Рериха и икон Андрея Рублева, экспонировавшихся в соседнем зале. Он отметил, что произведения обоих художников отличаются особенной чистотой красок, которая говорит о многом.
Для Юрия Николаевича путеводной звездой был жизненный подвиг его великих родителей. В монографии о Центрально-Азиатской экспедиции он написал: «Я посвящаю эту книгу родителям своим, которые подвигли меня на стезю науки и с детства вдохнули в мою душу жажду новых открытий и исканий». Его жизнь тоже стала подвигом, а он сам — светочем для многих и многих.
Грани научного и жизненного подвига Юрия Николаевича Рериха были раскрыты в научных докладах, которые дали широкую панораму многогранных исследований его учеников и последователей, продолживших дело своего учителя.
Шаши Бала (Индия), сотрудница Института национального музея и Международной академии индийской культуры, выступила с докладом «Изучение Шамбалы и Учения Калачакры Н.К. и Ю.Н. Рерихами как символ русско-индийской дружбы», где были проведены параллели между индийской и русской культурой на примере изучения эпоса о легендарной стране Шамбала.
Глубоким философским аспектам изучения Калачакры посвятил свое выступление «Категория времени в тибетском буддизме и в трудах Ю.Н. Рериха» академик Российской академии естественных наук, член Союза писателей Сергей Юрьевич Ключников.
Доклад буддолога профессора Тшеринга Дордже (г. Кейланг, Индия) «Изучение доктором Ю.Н. Рерихом тибетских диалектов Лахула и церемонии Разбивания Камня»[4] сопровождался ценными этнографическими наблюдениями и был проиллюстрирован последними археологическими находками в области Лахула.
Еще одному классическому исследованию был посвящен доклад доктора филологических наук, заместителя ректора Софийского университета «Святой Климент Орхидски» Александра Викторовича Федотова (г. София, Болгария) «Добуддийский Тибет в работе Ю.Н. Рериха “Звериный стиль у кочевников Северного Тибета”»[5].
Доктор философских наук, профессор Алтайского государственного университета Андрей Владимирович Иванов (г. Барнаул) в докладе «Творческое наследие Ю.Н. Рериха и мировоззрение евразийцев», коснувшись судеб отечественных вдохновителей евразийства, убедительно показал, что это направление научной мысли отнюдь не музейный экспонат, а действующая система глубоких и перспективных идей. Взгляды евразийцев тесно связаны и во многом сближаются со взглядами Рерихов: это неприемлемость позиции европоцентризма в понимании истории и культуры; взгляд на историю как на синтетическую науку, пользующуюся методами и идеями других дисциплин и призванную объединять народы, вскрывая их глубинные исторические связи и общие корни. Кроме того, идеям Рерихов чрезвычайно созвучна мысль евразийцев о том, что Россия представляет собой особый евразийский культурно-исторический мир, имеющий не только великое прошлое, но и грандиозные задачи в будущем.
Близость мировоззренческих установок можно проследить еще в нескольких ключевых пунктах: приоритетная роль духовного начала в жизни общества, критика западной механистической и техногенной модели цивилизационного развития, объективная оценка советской власти в совокупности ее положительных и отрицательных моментов. Вместе с тем в мировоззрении Рерихов преодолены некоторые слабые стороны, свойственные мировоззрению евразийцев, — они, как известно, переоценивали государственно-централизованные начала в жизни общества и, наоборот, недооценивали общинно-вечевые начала в России—Евразии, а также абсолютизировали роль православной церкви в русской культуре. В отношении последнего положения именно идеи Ю.Н. Рериха об огромной позитивной роли буддизма в становлении восточной и евразийской культур могут рассматриваться как существенный вклад в разработку духовных основ современного евразийского мировоззрения.
Двум полюсам притяжения исследовательского интереса Ю.Н. Рериха — Индии и Китаю — были посвящены доклады доктора филологических наук, профессора кафедры восточных языков Высшей кафедры Иностранных языков при МИД РФ А.П. Гнатюк-Данильчука «Некоторые заметки об индологических работах Ю.Н. Рериха» и Александра Николаевича Хохлова, кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника Института востоковедения РАН. В сообщении на тему «Юрий Николаевич Рерих и его контакты с востоковедами» А.Н. Хохлов проследил историю интереса Ю.Н. Рериха к китайскому языку по архивным документам и автографам на книгах, подаренных китаеведами великому русскому ученому.
Игорь Владимирович Диваков, кандидат географических наук, генеральный директор Международного гуманитарного фонда «Знание», зачитал приветственный адрес фонда «Знание» и сделал сообщение о проблемах воспитания подрастающего поколения в современных условиях. «Доброжелательно направить молодое мышление к светлым путям будущего», — этот завет Н.К. Рериха особенно актуален сегодня.
Художник, преподаватель, председатель Украинского отделения МЦР Владимир Андреевич Козар (г. Киев, Украина) в сообщении «Посещение Ю.Н. Рерихом Киева в 1958—1959 годах. Встречи, события, отзвуки» провел параллели между драматическими событиями того времени в среде творческой интеллигенции, среди украинских художников и архитекторов (на примере деятельности «шестидесятников») и направлениями научной деятельности Ю.Н. Рериха. Юрий Николаевич три раза был в советском Киеве. В одну из своих поездок в 1959 году он провел атрибуцию коллекции тибетских тханок и ритуальной бронзы Киевского музея западного и восточного искусств (теперь — Музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенко). Как отмечают современные украинские специалисты, составленное Юрием Рерихом описание этой коллекции и по сей день является эталонным.
Ведущий научный сотрудник Национального музея Т.Г. Шевченко Николай Владимирович Скиба (г. Киев, Украина) в докладе «Этнологический аспект востоковедческих изысканий Ю.Н. Рериха» рассмотрел проблемы циклической концепции исторического процесса и соотношения востоковедения и этнологии. Центральная тема доклада — осмысление опыта исследований Юрием Рерихом интериорных, глубинных аспектов культуры, духовных традиций Востока. В научной работе Юрий Николаевич отдавал предпочтение междисциплинарному подходу. Изучая Индию, Тибет, Центральную Азию с точки зрения археологии, истории, лингвистики, этнологии, ученый значительное внимание уделял непосредственному общению с носителями этих традиций. Он блестяще владел методами полевой этнографии. «Включенное» или «участвующее» наблюдение для Рерихов — это не только исключительная профессиональная чувствительность к «расширяющимся смыслам культуры», но глубокая личностная заинтересованность в диалоге и созвучие духовного опыта исследователя с изучаемым явлением. Именно этот внутренний опыт Юрия Николаевича, заключенный нередко «между строк» его научных трудов, составляет в его наследии не меньшую ценность, нежели объем фактов и принципиально новые методологические принципы.
Кандидат философских наук, сотрудник Института истории естествознания и техники РАН Елена Николаевна Молодцова в докладе «Личностные методы передачи знаний в научной школе Ю.Н. Рериха» поделилась воспоминаниями о годах учебы у преподавателей, которые были учениками Юрия Николаевича. Октябрина Федоровна Волкова и Александр Моисеевич Пятигорский были сотрудниками Института востоковедения, они обладали необычайным личным обаянием и восхищали студентов глубоким знанием Востока. Современная научная традиция философского анализа утрачивает, к сожалению, многое из того, чем была сильна научная школа Юрия Рериха. Сложившийся сегодня подход к тексту предполагает, что исследователь, по определению, более умен и мудр, чем сам текст. Находясь «над» ним, он препарирует и разбирает его. Такой подход был чужд Юрию Николаевичу и его ученикам, они воспитывали в студентах умение учиться у текста, понимать, какой энергетический заряд в нем заложен, что он говорит лично читающему. Октябрина Федоровна и Александр Моисеевич, читая «Бхагавадгиту» на санскрите, открывали ученикам массу непередаваемых смыслов, не имеющих аналогов в русском языке. Такой подход был определен Еленой Николаевной как включение в текст, которое тем более актуально, если речь идет о восточных трудах, многозначность которых является их главным отличительным признаком.
Творческий аспект научной преемственности был освещен в докладе кандидата технических наук, сотрудника Киевской астрономической обсерватории Национальной академии наук Украины Татьяны Павловны Сергеевой. Она сделала сообщение «О научном творчестве Н.К. и Ю.Н. Рерихов: преемственность и взаимодействие», опираясь на путевые заметки о Центрально-Азиатской экспедиции Николая Константиновича и его старшего сына. Исторические образы Азии, запечатленные художником и ученым Н.К. Рерихом, яркие и убедительные сами по себе, находили доказательное подтверждение в детальных исследованиях Ю.Н. Рериха. Единство мировоззрений и полное взаимопонимание приносило удивительные результаты, позволяло Рерихам проводить исследования на взаимодополняющих и взаимообогащающих уровнях. Николай Константинович изучал культурно-историческую эволюцию человечества с широкой, обобщающей позиции художника, ученого и мыслителя, выявляя непреходящие элементы традиций, которые формировали механизм культурной преемственности, идущей из глубокой древности через настоящее к будущему. Глубочайшие познания Юрия Николаевича в области языкознания, филологии и этнографии, а также детальное знание истории изучаемых народов позволяли ему, опираясь на широкую культурно-историческую панораму, создаваемую отцом, всесторонне исследовать и давать научное описание этих процессов, вписывать их в конкретные исторические события.
Кандидат географических наук, старший научный сотрудник МЦР, заведующий сектором географии культуры и искусства Института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева Ольга Александровна Лавренова посвятила свое сообщение Маньчжурской экспедиции 1934 — 1935 гг., где Юрий Николаевич проявил себя не только как ученый и талантливый организатор, но как человек универсальных знаний и возможностей. В его ведении было написание научных (ботанических!) и финансовых отчетов в Министерство сельского хозяйства США, и отправка семян и гербариев, и дипломатические контакты с чиновниками, и приобретение и распродажа оборудования. Со всем этим Ю.Н. Рерих справлялся блестяще, демонстрируя мастерство деловой переписки, от успеха которой порой зависела жизнь участников экспедиции, и недюжинные знания в ранее совершенно незнакомых ему областях исследования.
«Синтез знаний — основа деятельности института «Урусвати» — так обозначил тему своего сообщения Михаил Николаевич Чирятьев, председатель Санкт-Петербургского отделения МЦР, вице-президент Международной Лиги защиты культуры (г. Санкт-Петербург). Чрезвычайно содержательная и устремленная в будущее научно-исследовательская деятельность Института «Урусвати» в 30-х годах ХХ века неразрывно связана с личностью его первого и единственного директора — Ю.Н. Рериха. Еще в юные годы Ю.Н. Рерих интересовался метанаукой, поиском духовных основ научного знания. Он начал свои изыскания через искусство, которое открыло пути науке. Впоследствии это нашло отражение в целостном и глубоком изучении культурно-исторической реальности азиатских народов, их великих миграций и культурного единства, созданного буддизмом. В 1928 г. был открыт Институт «Урусвати», основным принципом работы которого стал синтез древних знаний и последних научных открытий. Была создана новая научная методология. Советниками института являлись Эйнштейн, Деброль, Бош и другие великие ученые ХХ века. Именно там был заложен магнит новой науки, который продолжает притягивать выдающихся ученых современности. М.Н. Чирятьев подарил МЦР рукопись героического стихотворения «Каменный витязь», написанного Юрием Рерихом в 12 лет.
Основы новой науки, созданной Ю.Н. Рерихом, дали свои ростки. В развитие научных направлений, заложенных великим ученым, на юбилейной конференции был сделан ряд сообщений.
Особенно интересны современные исследования в области номадистики, основанной Ю.Н. Рерихом.
Кандидат исторических наук, доцент Кыргызско-Российского славянского университета Валентина Алексеевна Воропаева (г. Бишкек, Кыргызстан) в докладе «Ю.Н. Рерих о духовном и психологическом в мире кочевников (в контексте истории кыргызов)» рассказала о географических, археологических, этнографических и лингвистических исследованиях, проведенных Ю.Н. Рерихом в Центрально-Азиатской экспедиции, которые были обобщены им в монографии «Путь к сердцу Азии», изданной в Лондоне в 1931 году. Основные исследования о причинах миграций народов, продолжавшихся на протяжении 15 веков, связанных в том числе с еще малоизученной психологией Орды, были сделаны Юрием Николаевичем в самые критические для экспедиции дни, когда происходило известное пятимесячное стояние 1927—1928 гг. в урочище Чунарген на высоте 5 тыс. метров. Рассказав об исследованиях кыргызских ученых, посвященных буддийским памятникам Кыргызстана, докладчик подчеркнула мысль об общности исторических событий, происходивших в Кыргызии, Монголии и у ряда других народов. Выступление завершилось выводом о все большем значении, которое приобретает в современном мире Кыргызстан, становясь своеобразным культурным мостом между Востоком и Западом.
Заведующий отделом археологии и этнографии НАН Кыргызской Республики, доктор исторических наук, профессор Имель Бакиевич Молдобаев (г. Бишкек, Кыргызстан) в докладе «К вопросу о сравнительном изучении “Гесэра” и “Манаса” в свете трудов Ю.Н. Рериха» кратко изложил содержание известного кыргызского героического эпоса «Манас», где в художественной форме отражена многовековая борьба кыргызского народа за свою независимость и свободу. Будучи своеобразной устной летописью народа, «Манас» играл огромную роль в культурной жизни кыргызов. Это поэтическая энциклопедия сведений о языческих верованиях, о трех мировых религиях, об истории, философии, этнографии, фольклоре, медицине, музыкальной культуре и т. д. Большая часть доклада посвящена сравнительному анализу эпосов о «Гесэре» и «Манасе», параллелям между смыслообразующими составляющими этих эпических памятников жизни народа.
В выступлении Андрея Владимировича Скибы (г. Киев, Украина), историка, аспиранта Института археологии НАН Украины, «Великое переселение народов в свете научных исследований Ю.Н. Рериха» были освещены вопросы сближения Востока и Запада в контексте этноисторических миграций. Основываясь на работах Юрия Николаевича, докладчик исследовал роль кочевых народов в культурном взаимодействии народов древности, взаимосвязи древних славян и кочевого мира.
Искусствовед Наталья Владимировна Тютюгина (г. Уфа) назвала свое выступление «Золотые олени южного Урала». Она поделилась впечатлениями, ассоциациями и размышлениями по поводу скифской культуры и тех памятников, которые открыли уфимские археологи в оренбургских степях, где одной из главных находок стали золотые олени. Скифская культура мощно входит в мир, возвращая нас к истокам понимания и осмысления женского начала в современной цивилизации. Она соединяет культурно-историческим мостом тюркский мусульманский и славянский православный миры.
Кандидат искусствоведения Евгений Палладиевич Маточкин (г. Новосибирск) в докладе «Ю.Н. Рерих и наследие скифов Азии» рассказал о пребывании Центрально-Азиатской экспедиции на Алтае (1926 г.). Задачей экспедиции была разведка археологических памятников и создание живописной панорамы земель и народов Азии. Докладчик рассказал о раскопках скифских курганов, которые в последнее время проводятся Сибирским отделением Российской академии наук, об изучении петроглифов, раскрывающих традиции скифского искусства. Юрий Николаевич придавал особое значение мифологии, которая всегда связана с древними историческими корнями, с эпосом, живущим в культурной памяти народа. «Разбудив» легенды и предания, мы пробуждаем у народа в наши дни огромную творческую силу. Евгений Палладиевич сообщил, что в 1983 году на Алтае появился пик Юрия Николаевича Рериха.
Сергей Григорьевич Кляшторный, профессор, заведующий сектором тюркологии и монголистики Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН, сделал сообщение «Гунны и юэчжи: рождение империи». В рукописи Ю.Н. Рериха «История Центральной Азии», которую готовит к публикации МЦР, немалое место занимает проблема рождения кочевых империй, в том числе империи юэчжи. По данным современных археологических исследований, в захоронениях Пазырыка и Укока погребены вожди юэчжийского союза племен. Головы врагов на узде из пазырыкского захоронения — головы гуннов — свидетельство жестоких гунно-юэчжийских войн IV — III вв. до н. э., когда гунны находились в политической зависимости от юэчжи. Юэчжи обитали в Центральной Азии в VII — VI вв. до н. э. и были связаны со скифо-сарматской культурной общностью. В индийских и санскритских источниках юэчжи именуются тохарами. Юэчжийский этно-племенной союз был неоднороден, это подтверждают находки тамговых знаков в Монголии. Этнополитическое разделение племен I—II вв. до н. э. свидетельствует о разделении единой великой империи, ее начинающемся упадке. После 165 г. н. э. начался великий исход юэчжи на запад. Потомками юэчжи была создана кушанская империя, которой Ю.Н. Рерих посвятил немало страниц в своей рукописи об истории Центральной Азии.
Исследование Ю.Н. Рерихом буддийской культуры легло в основу современных исследований, посвященных памятникам буддизма, его влиянию на другие конфессиональные миры и той роли, которую буддизм сыграл в культурном единстве Азии.
Теме взаимопроникновения культур было посвящено сообщение директора тренинг-центра «МаЛеС» Сергея Валерьевича Ильницкого (г. Киев, Украина) «Сюжет о Варлааме и Иосафате в исследованиях Н.К. и Ю.Н. Рерихов и И.Я. Франко». Проникновению сюжетов из жизни Будды в каноническую христианскую литературу посвящено три исследования. Н.К. Рерих в 1926 году на Алтае пишет очерк «Сын царя» о сюжете повести про Варлаама и Иосафата, которая, по выражению Николая Константиновича, является прикрытой христианской интерпретацией жизнеописания Будды. Вслед ему Ю.Н. Рерих дает ссылку в своей статье «Индология в России» на тот же самый сюжет, опираясь на французскую версию («Христианское житие Будды»). Однако есть и более давнее исследование: в 1893 году в Венском университете диссертацию «Варлаам и Иосафат — старохристианский духовный роман и его литературная история» защитил Иван Яковлевич Франко, известный украинский писатель, поэт и ученый. Опираясь на эти факты, докладчик развил тему взаимопроникновения учений Будды и Христа, приведя доказательства духовно-культурного единения Азии в первом тысячелетии нашей эры.
Александра Леонидовна Баркова, старший научный сотрудник МЦР, сделала доклад о «Проблемах культурного единства Азии в работах Ю.Н. Рериха». Она представила новое издание — сборник статей Ю.Н. Рериха из архива МЦР «Буддизм и культурное единство Азии». При всей тематической широте и жанровой неоднородности работы Юрия Николаевича, собранные под обложкой этой книги, выполнены в одном ключе. Их отличительная черта — отнюдь не первостепенное значение многих лингвистических, религиоведческих, искусствоведческих исследований. Они для Ю.Н. Рериха представляли интерес лишь в той мере, в какой были подтверждением взаимодействия и взаимовлияния культур. Статьи Ю.Н. Рериха свидетельствуют, что в публицистических работах он оставался вдумчивым ученым, а в сугубо научных работах проявлял себя как человек, обостренно воспринимающий проблемы современности.
Валентина Дмитриевна Горячева, кандидат исторических наук, доцент Кыргызско-Российского славянского университета (г. Бишкек, Кыргызстан), сделала сообщение о «Буддийском наследии Северного Притяньшанья (в свете археологии)». На Тянь-Шане широко представлены памятники буддизма. Именно о памятниках тибетской письменности в Притяньшанье Ю.Н. Рерих писал своему ученику А.Н. Зелинскому, который впоследствии исследовал их по рекомендации своего учителя. Притяньшанье — перекресток на Великом Шелковом пути, по которому пришел на эту землю буддизм, его культура и искусство. Буддийское наследие этого региона долгое время не было известно и только сейчас благодаря открытиям археологов становится достоянием современной науки и культуры. Археологические находки совершенно точно свидетельствуют о границах древних буддийских государств и подтверждают гипотезы Ю.Н. Рериха о единстве истории Центральной Азии. Самые знаменательные находки на территории Северного Притяньшанья относятся к VII — X вв. н. э. — это мелкая скульптура алтарей, терракотовая и бронзовая пластика, каменные рельефы и стелы, памятники наскального искусства, выбитые на камнях мантры Авалокитешвары «Ом мани падме хум». Памятники Краснореченского городища, заверила В.Д. Горячева, будут сохраняться и восстанавливаться благодаря международному сотрудничеству.
Лыгжима Халоупкова, востоковед, сотрудник Института востоковедения АН Чехии (г. Прага), рассказала о некоторых текстах монгольского буддийского канона Ганджур «Дхарани против засухи». В Ганджуре имеется несколько отделов, первый отдел, Тантры, состоит из 25 томов и содержит 745 произведений, которые посвящены различным буддийским божествам, садхана и мандала ритуалам, руководствам к медитациям и т. д. В Ганджуре есть три дхарани, которые предназначены для защиты и охраны растений против засухи и других стихийных бедствий и, по преданию, произнесены самим Буддой. Они называются «Громовой железный клюв», «Черный железный клюв» и «Железный клюв». В этих дхарани, коротких тантрийских текстах, проявляется древнеиндийский культ нагов, священных змей. Согласно Л.А. Уодделю, который занимался изучением дхарани в буддийской литературе, в этих текстах Будда ассоциируется с культом солнечного мифа или солнечной птицы. В солнечном мифе, который был широко распространен во многих архаических цивилизациях мира, солнце представлялось как огромная птица с развернутыми крыльями, которая уничтожает вредных духов зла и тьмы.
Валентина Николаевна Тугужекова (г. Абакан), доктор исторических наук, профессор, директор Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории, выступила с докладом «Рерихи и Саяно-Алтай». Традиции фундаментального российского востоковедения, возрожденные в советской науке Ю.Н. Рерихом, сыграли большую роль в развитии науки Сибири, Саяно-Алтая. Археологические исследования в Хакасии начались с экспедиции Мессершмидта 1721 года — тогда был открыт памятник орхоно-енисейской письменности (Х в. н. э.). Саяно-Алтай чрезвычайно богат историко-археологическими памятниками древнейших земледельческих и кочевых цивилизаций скифо-сибирского мира. В подтверждение культурно-исторических связей России, Сибири, Саяно-Алтая с Гималаями и Тибетом докладчик провела параллели между староверческим Беловодьем и легендарной Шамбалой и сделала вывод о едином источнике этих понятий. Алтай и Гималаи — единая горная система, связанная между собой бесконечными ходами неизведанных пещер. Эти пещеры, как писал Н.К. Рерих, идут «…от Тибета через Куэнь-Лунь, через Алтын-Таг, через Турфан; “длинное ухо” знает о тайных ходах. <…> Белый Бурхан, конечно, он же Благословенный Будда»[6].
Высоким эмоциональным аккордом прозвучало выступление Юлии Валерьевны Патлань, члена научной группы Украинского отделения МЦР (г. Киев, Украина). Она назвала свой доклад «Как нужен Юрий: Рерихи о Ю.Н. Рерихе». Слова Рерихов, великого мыслителя и художника Николая Константиновича и уникального философа Елены Ивановны, об их старшем сыне пронизаны гордостью и уважением к его выдающемуся таланту и яркой судьбе. Письма Е.И. и Н.К. Рерихов, многие очерки «Листов дневника», экспедиционные заметки доносят до нас живой образ Юрия Николаевича, отражают действенное сотрудничество всех четырех Рерихов. Оценки родителей и младшего брата, С.Н. Рериха, позволяют более глубоко осознать миссию Юрия Рериха, созидателя, собирателя новых творческих сил, несущего в духе, по словам Е.И. Рерих, великий синтез.
В заключение руководитель Тверской областной рериховской организации Татьяна Ивановна Чечина рассказала участникам конференции о торжественном открытии на родине великого ученого и путешественника Ю.Н. Рериха, в городе Окуловка, мемориальной доски. На красном граните воспроизведен сюжет картины Н.К. Рериха «Звезда героя», посвященной старшему сыну. Сообщение Татьяны Ивановны сопровождалось показом фотографий с места знаменательного события.
По результатам конференции была принята резолюция, отметившая уникальный вклад Юрия Николаевича Рериха в отечественную и мировую науку, в утверждение им на Родине идей Живой Этики, философского наследия семьи Рерихов.
Презентация книги Ю.Н. Рериха «Тибетская живопись»
В ходе конференции состоялось представление книги Ю.Н. Рериха «Тибетская живопись». Главный редактор публикаторского отдела МЦР Татьяна Олеговна Книжник во вступительном слове рассказала об авторе книги, который в свои 23 года написал зрелый и научно компетентный труд, и по сей день остающийся одной из известных работ в востоковедческом мире как среди западных, так и среди восточных специалистов. Книга родилась в результате впечатлений и активной работы Юрия Николаевича во время Центрально-Азиатской экспедиции его отца. Несмотря на то что она адресована специалистам, ее отличает простота изложения, соединенная с глубоким научным подходом. В книге около 50 иллюстраций, отображающих тематику авторского исследования. Приложение, подготовленное сотрудником МЦР Александрой Леонидовной Барковой, органично вписывается в контекст издания. Оно посвящено буддийской живописи из коллекции МЦР. Поблагодарив всех, кто принял участие в подготовке книги к изданию, Татьяна Олеговна предоставила слово почетному гостю, генеральному секретарю Международной ассоциации монголоведения, академику Шагдарену Бира. Выдающийся монгольский ученый сказал, что такие книги, как «Тибетская живопись», сейчас особенно необходимы. В Монголии, по его словам, существует множество малопрофессиональных изданий очень низкого качества, в то время как нужно воспитывать вкус и поднимать качество востоковедческих работ и исследований. Академик Бира поделился планами о переводе «Тибетской живописи» на монгольский язык.
Галина Ивановна Кальжанова, председатель Тольяттинского отделения МЦР, говорила о том, что при знакомстве с такими изданиями по-настоящему понимаешь, почему буддийское искусство называют «Высоким Алтарем». В книге «Тибетская живопись» радует все, начиная от безупречной полиграфии и заканчивая качеством перевода, который во многом отличается от предыдущих переводов книги как владением темой, так и знанием духовных основ Востока, что делает изложение более емким, конкретным, ярким. Поделившись мыслями о символике тханок, приведенных в книге, Галина Ивановна провела параллели между цветовым созвучием буддийской и христианской иконографии.
Софья Давидовна Миллибанд, старший библиограф Института востоковедения РАН, поделилась своими впечатлениями о книге. Текст незримо погружает в мир Востока. Читатель переносится в Тибет, любуется буддийскими храмами, вдыхает разреженный воздух гор, держит священные изображения Будд и всего величественного пантеона в своих руках. Терминология, словарь, имена, справочный материал — все сделано профессионально и компетентно. Книга непрестанно затребована, в библиотеке Института востоковедения ее буквально передают из рук в руки, это самая высокая оценка любого издания.
Переводчик книги «Тибетская живопись» Александра Леонидовна Баркова рассказала о том, что первым трудом по буддийской иконографии, с которым она столкнулась, оказалась «Тибетская живопись» Ю.Н. Рериха. Именно эта книга позволила разобраться в буддийской символике, структуре пантеона, сути многих понятий буддийской философии. Тогда у Александры Леонидовны и зародилось желание сделать эту книгу доступной для всех, кого так или иначе интересует данная тема. Одно из существенных достоинств книги — сочетание глубокой научности и доступности изложения, чего нельзя сказать о большинстве сегодняшних изданий, которые либо высоко академичны, либо слишком популярны. Составление основного пантеона божеств буддийской иконографии потребовало огромной творческой самоотдачи и подчеркнуло непреходящую научную ценность и глубокое духовное содержание классической работы Ю.Н. Рериха.
Выставка графических и живописных работ Юрия Николаевича Рериха из собрания МЦР
В рамках юбилейной конференции проводилась выставка живописных и графических работ Юрия Николаевича Рериха из коллекции МЦР, собравшая многие его произведения детского и юношеского периода. Два музейных зала с трудом вместили коллекцию картин, относящуюся преимущественно к 1917 — 1918 годам. Многие из картин экспонировались впервые.
Выставку сопровождала развернутая в этих же залах ретроспективная экспозиция жизни и творчества Юрия Николаевича, представленная в документах и фотографиях. Расположенные в хронологическом порядке, они создают целостное представление о Юрии Рерихе как об ученом, общественном деятеле, путешественнике. На витринах — копии паспортов, выданных Рерихам правительством Лхасы (1927 г.). Здесь же записная книжка Юрия Николаевича, с пометками и записями, сделанными во время Маньчжурской экспедиции (1934 — 1935 гг.), бронзовые предметы из археологической коллекции семьи Рерихов, собранные во время Центрально-Азиатской экспедиции. Две витрины посвящены жизни Ю.Н. Рериха в Москве, пребывании на Первом международном съезде монголоведов.
Графика и живопись юного Юрия Рериха удивляет и поражает тем, что в свои пятнадцать лет он, по сути еще ребенок, предстает вполне сформировавшимся в основных своих чертах художником. В его работах мы ощущаем вдумчивый, изучающий, наблюдающий взгляд зрелого, умудренного жизнью человека. Он стремится проникнуть в суть вещей, в сокровенные тайники природы. Внутренний взор художника проникает в далекие исторические эпохи, сквозь стены замков, он становится участником и свидетелем давно прошедших событий, присутствует при неведомом злодеянии в древних стенах, становится очевидцем полета оживших, согласно преданию, каменных химер, скользит по причудливой поверхности скал, оказывается в кругу удивительных зверей и животных…
Молодой художник пробует и примеряет к своим картинам цвет, осваивает пространство красок, где графика, четкое и схематичное восприятие мира, уступает место цветному изображению, иногда яркому и насыщенному, но в целом более спокойному и задумчивому, погруженному в мир озер и скал, подземных жилищ и натюрмортов.
Манеру письма юного Рериха отличает подробная прорисовка всех предметов и деталей, тщательная проработка внутреннего пространства картин, четкая композиция. Ощущается твердая и уверенная рука молодого художника. О художественной зрелости шестнадцатилетнего юноши свидетельствуют портреты его отца, выполненные карандашом и белилами. Здесь остро схвачены характерные черты личности Николая Константиновича, близкие внутреннему мироощущению самого художника, ощущается попытка выйти за рамки внешнего портретного сходства, стремление передать напряженную работу мысли, сосредоточенность и внутреннюю целостность, присущую его великому отцу, художнику и мыслителю.
В книге отзывов о выставке живописных и графических работ Ю.Н. Рериха есть такая запись: «Юрий Николаевич Рерих — один из самых талантливых членов семьи Рерихов. Каждая увиденная здесь картина удивляет и восхищает. Если бы не замечательная и великая карьера ученого, то его бы ожидала не менее великая судьба художника». Подписаться под этим зрительским мнением могли бы все, кто побывал на этой выставке, открывшей нам еще одну замечательную грань разностороннего и многообразного таланта Юрия Николаевича Рериха.
Обсуждение киноматериалов к фильму Л.В. Тележко «Старший сын»
Фрагменты фильма Луизы Владимировны Тележко «Старший сын», посвященного Ю.Н. Рериху, участники конференции смотрели с интересом и волнением. После просмотра люди по-разному оценивали работу съемочной группы, но все сошлись в одном: киноматериалы будущего фильма отсняты талантливо, личность Юрия Николаевича показана глубоко и многогранно, контекст фильма передает ощущение уникальности судьбы Ю.Н. Рериха и какой-то глубокой, до сих пор не разгаданной нами загадки этого удивительного человека.
Материалы, подготовленные к началу конференции, показывают этапы жизненного пути старшего сына Рерихов: его детство, прошедшее в Санкт-Петербурге, наполненную поисками своего будущего пути юность, раннее становление личности гениального и целеустремленного человека. Подробно отражены в фильме малоизвестные годы обучения Ю.Н. Рериха в Америке и Европе. Именно в этот период Юрий Николаевич складывается как ученый-востоковед, обладающий фундаментальными и энциклопедическими знаниями, которые так помогли ему в главном путешествии его жизни — Центрально-Азиатской экспедиции.
Советский период жизни Ю.Н. Рериха представлен кинокадрами воспоминаний его учеников — В. Вертоградовой и А.Н. Зелинского. Малоизвестные детали и подробности деятельности Ю.Н. Рериха, черты его характера, высказывания обретают в этих воспоминаниях и размышлениях свою вторую особую жизнь.
В фильм включены уникальные документальные кадры, где мы видим членов семьи Рерихов. Это придает художественной канве ленты особую значимость и подлинность. Запечатленный любительской камерой лучистый, сопровождаемый каким-то особым мягким мерцанием искрящийся взгляд Юрия Николаевича нельзя ощутить на его даже самых талантливо снятых фотографиях. Кинокамера за несколько мгновений может рассказать о человеке во много раз больше, чем самые подробные описания его личности.
Обсуждение материалов фильма выявило самую широкую палитру мнений, взглядов, оценок. Преобладали доброжелательные и благодарные отзывы, прозвучали критические пожелания, которые авторы обещали учесть на завершающей стадии работы. Свои впечатления и пожелания высказали съемочной группе доктор философских наук Ф.Т. Яншина, доктор исторических наук В.Н. Тугужекова, кандидат физико-математических наук, сотрудник ГАИШ Л.М. Гиндилис, кандидат искусствоведения Е.П. Маточкин, представитель Белорусского отделения МЦР из города Сморгонь Г.В. Шестериков, главный архитектор МЦР И.Р. Кудрявцева-Байда, генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха Л.В. Шапошникова и многие другие. Выступающие отметили яркий образ Юрия Рериха, созданный кинематографистами, интересные натурные ландшафтные и этнографические съемки, грамотную и профессиональную работу режиссера с архивными фотографиями, живые воспоминания о Ю.Н. Рерихе его учеников-востоковедов и содержательные интервью с современными учеными. Вице-президент Уральского отделения Международной Лиги защиты культуры, кандидат философских наук, доцент УрГУ О.А. Уроженко поблагодарила создателей киноленты за внутренний пафос фильма, поднимающий нас над сиюминутными проблемами повседневности, создающий образ человека, примеру которого хочется следовать тем больше, чем глубже и полнее наше знание о нем.
Открытие творческой мастерской молодых ученых при Международном Центре-Музее имени Н.К. Рериха
Юрий Николаевич Рерих всегда заботился о воспитании молодых умов, о том, чтобы новое поколение ученых шло по стезе, где рождаются пионеры науки, где расширяются горизонты научного знания. Именно поэтому открытие творческой мастерской было решено посвятить 100-летнему юбилею со дня его рождения. В этой лаборатории научной мысли молодые ученые не столько излагают результаты своих исследований, сколько ставят интересующие их проблемы, выверяя в ходе научных дискуссий исследовательское и творческое направление дальнейших разработок.
С приветственным словом к молодым ученым обратились академик РАО Ш.А. Амонашвили, руководитель научной группы МЦР Е.Н. Черноземова, председатель Международного Совета рериховских организаций С.П. Синенко, старший научный сотрудник МЦР О.А. Лавренова. Они отметили перспективность и большой потенциал этого начинания, необходимость создания такого научного сообщества исследователей, которое могло бы базироваться на онтологических принципах и методологии познания, содержащихся в философском наследии Рерихов.
В первом занятии творческой мастерской — «Культурная традиция Востока и наследие Рерихов» — участвовали представители разных стран и городов, были представлены доклады нескольких научных школ.
Понимая, что фактор преемственности в области научного знания чрезвычайно важен, организаторы пригласили научных руководителей молодых ученых — кандидата философских наук, доцента Уральского государственного университета (УрГУ) О.А. Уроженко, кандидата исторических наук, востоковеда В.Д. Горячеву, сотрудника Кыргызско-Российского славянского университета (КРСУ) Л.Г. Славскую. В работе мастерской приняли участие группа молодых ученых из города Хмельницка под руководством И. Эрметова, представители старшего поколения, известные востоковеды Е.Н. Молодцова и А.А. Кочаров, советник РАЕН М.Н. Чирятьев, сотрудник Киевской астрономической обсерватории и руководитель научной группы Украинского отделения МЦР Т.П. Сергеева.
Доклады молодых ученых были выслушаны с интересом и вызвали оживленные дискуссии. Исследование Виктории Деменовой, аспирантки кафедры истории искусств УРГУ (г. Екатеринбург), «Бронзовая пластика буддизма как сосуд Мира Инобытия» показало, как с помощью художественных и пластических средств буддийское искусство отражает идею Пустоты, одного из краеугольных понятий философии буддизма. Филипп Ротт, аспирант Кыргызско-Российского славянского университета (г. Бишкек), выступил с сообщением на тему «Образ и символ в художественной культуре Семиречья (художественный металл)» и вызвал научную полемику о методологии познания. В докладе Татьяны Афтавовой, аспирантки КРСУ (г. Бишкек), посвященном сравнительному анализу буддийской и православной иконографии, получили развитие идеи монументального труда Ю.Н. Рериха «Тибетская живопись».
Общее мнение всех участников работы творческой мастерской было единодушным: спектр междисциплинарных проблем, предлагаемых к обсуждению, надо расширить и встречи молодых ученых под эгидой МЦР и Международного Совета рериховских организаций проводить регулярно. Возможности неформального общения создают молодым ученым уникальное пространство для новых творческих подходов в освещении самых разных по своей научной направленности проблем.
Обзор конференции подготовили Б.Р. Корженьянц и О.А. Лавренова
Выступление Юрия Николаевича Рериха на открытии выставки Н.К. Рериха 28 апреля 1958 года
На открывшейся в Москве выставке произведений Н.К. Рериха представлены все этапы его творческой жизни, от раннего до постоянно живущего в нем углубленного интереса к древнерусскому искусству. Последняя статья на эту тему, озаглавленная «Русская слава», помечена 1939 годом. Николай Константинович рано подошел к Востоку. Его особенно привлекали проблемы культурной связи, существовавшей между Древней Русью и странами Востока, как ближнего, так и дальнего. Его привлекал кочевой мир наших южных степей, не только обогативший нашу историю воинской славой, но и явившийся проводником культурных влияний, шедших из далекой Индии и Китая. В 1904 году он пишет поэму «Чингисхан», посвященную прошлому Монголии. В 1911—1912 гг. он обсуждает вместе с В.В. Голубевым планы научных и археологических исследований в Индии.
Ряд полотен 1915—1916 гг. посвящен индийским сюжетам. Богатый, чрезвычайно красочный культурный мир Древней Индии захватывает его. Николай Константинович участвует в построении буддийской вихары в Петербурге, которая создала нам многочисленных друзей в странах буддийского Востока. Индия, Тибет входят в его творческую жизнь. И вот в 1923 г. Николай Константинович направляется в длительную экспедицию в Индию и Центральную Азию. В течение пяти лет он совершает небывалое по пройденному пространству путешествие по Средней Азии: Кашмир, Ладак, Каракорум, Ндзян, Искитоквамакан, Джунгария, Монголия, Западный Китай, Кухонор, Тибет. Последние этапы этого путешествия через тибетское нагорье сопровождаются большими трудностями и лишениями. Несколько участников экспедиции погибло, погибли почти все караванные животные. Из этого длительного путешествия Николай Константинович возвращается с многочисленными работами: до пятисот полотен — Гедок, Тибет, Монголия, Гималаи — ныне украшают стены музеев. К этому периоду относится серия полотен «Твердыня Тибета», запечатлевших замечательные архитектурные ансамбли тибетских монастырей и городов. Во всем своем величии встают перед нами горные хребты Гималаев. С этого времени Гималаи — «обитель снегов» — все более и более приковывают к себе взор Николая Константиновича.
Последние десятилетия его жизни уже неразрывно связаны с Гималаями, что особенно роднит его с народами Индии, которые видели в нем своего друга, который сумел так близко подойти к их чаяниям и устремлениям. Этот период его творчества отличается особой красочностью. Николай Константинович верил в живую силу красок, и, быть может, никто так не знал соотношение и гармонию тонов. Художественные критики отмечали его особенное умение передавать цвет. Его синтез и упрощение форм были результатом его понимания сущности передаваемого. Работы индийского периода его творческой жизни хорошо представлены в музее Индии и в музее его имени в Нью-Йорке. В настоящее время советский зритель может видеть картины этого периода у себя на родине, в Советском Союзе.
За свое пребывание в Индии и на Востоке Николай Константинович проделал громадную работу, работая не только в области живописи, но и как ученый. В 1929 г. им был основан Институт Гималайских исследований, в программу которого входило всестороннее изучение Гималайской горной области. Институт организовывал научные экспедиции в Западный Тибет и собрал богатые коллекции. Специальные работы проводились по изучению народной медицины Индии и Тибета. В настоящее время в доме, где жил и творил Николай Константинович, будет открыт дом-музей — памятник индо-русскому сотрудничеству на культурной ниве.
Поборник мира и мирного труда, Николай Константинович явился основоположником особого Пакта охраны культурных ценностей во время войны. В связи с пропагандой идеи такого Пакта были проведены несколько международных конференций, и в 1935 г. Пакт был подписан в Вашингтоне покойным президентом Рузвельтом. В 1954 г. Пакт в несколько более развернутом виде был подписан странами — участниками Объединенных Наций и в 1956 г. ратифицирован в Париже Советским Союзом. Мысль о родине, о далеком севере не покидала его до самого конца его жизни. Он необычайно тяжело переживал разрушение Новгорода и других памятников нашей культурной славы. В годы небывалого ратного напряжения он вновь возвращается к русским темам: «Поход Игоря», «Настасья Микулична», «Борис и Глеб». Многие из этих полотен выставлены в настоящее время на выставке. Смерть унесла его в декабре 1947 года среди приготовлений к возвращению на Родину.
[1] Более подробно о новых изданиях МЦР читайте в рубрике «Библиофил».
[2] Текст выступления Юрия Николаевича Рериха на открытии выставки Н.К. Рериха в 1958 г. в Москве публикуется в этом номере журнала.
[3] Доклад Ш. Бира «Воспоминания об учителе Ю.Н. Рерихе» публикуется в этом номере журнала.
[4] Полный текст доклада Т. Дордже читайте в этом номере журнала.
[5] Полный текст доклада А.В. Федотова читайте в этом номере журнала.
[6] Рерих Н.К. Алтай — Гималаи. Рига, 1992. С. 280, 290.