№ 40-2011-2 |
Р.А. Макаренко _________
Не так давно мне посчастливилось побывать в Руане. Давно мечтала увидеть этот город, один из старейших во Франции. Это столица Верхней Нормандии. Сейчас многие называют его столицей северо-западной Европы. Это город, которым восхищались и восхищаются все приезжающие в него, очень старый и вечно молодой, но всегда божественно красивый. Город, который прославили многие знаменитые его граждане: драматург Пьер Корнель, романист Гюстав Флобер, ученый-физик и философ Блез Паскаль, автор романизированных биографий Андре Моруа и другие. Художник-импрессионист Клод Моне увековечил Руан, изобразив знаменитый Руанский собор на своих картинах. Про такие города говорят, что каждый камень здесь дышит историей, что город имеет свое лицо и душу. Многие памятники Руана и его окрестностей внесены в списки объектов культуры мирового значения, сюда едут туристы изо всех стран мира, чтобы прикоснуться к седым камням, попытаться ощутить дух столетий, окунуться в атмосферу средневековых улочек в поисках новых впечатлений.
Мы едем по живописному шоссе Париж – Руан, по равнине Нормандии, то вдоль Сены, то пересекая ее. Сена течет величаво-спокойно, словно осознавая свою важность и неповторимость. Она издавна является жизненной артерией этого региона, ей посвящено столько поэтических строк, о ней сложено столько песен! «Сена – самый лучший торговый путь, созданный природой», – сказал древнегреческий историк Страбон. Она и сейчас по-прежнему источник богатства и красоты Руана и его окрестностей. Без нее римляне, возможно, и не выбрали бы это место для основания столицы Второй Лионской провинции после покорения Галлии.
Но вот дорога прижимается к меловым скалам высотой до ста метров, почти отвесно спускающимся к реке. Это скалы Ориваль. Сочетание белого камня, зеленой травы и кустарников на склонах, уходящих ввысь, тихая французская речь, быстрая езда по великолепной дороге создают впечатление нереальности происходящего. И наконец – Руан. Сказка продолжается! Мы в городе витражей, в городе «ста колоколен» (В. Гюго), десяти тысяч жителей, десяти соборов и церквей и тридцати музеев!
Руан был основан римлянами в первом веке нашей эры у излучины Сены в 105 км от моря. Его назвали Rotomagus. Удобное положение на перекрестке европейских дорог определило быстрый рост и развитие города как важного коммерческого, религиозного, политического и административного центра региона. В конце III века н.э. сюда проникло христианство, и уже в 314 году здесь появились первые монастыри. В VII веке в долине Сены их было уже 22. В IX веке край подвергся нашествию викингов – норманнов, как их называли. С тех пор страну стали именовать Нормандией. Норманны хозяйничали здесь почти столетие. Руан становится одним из крупнейших рынков, где продают рабов и военные трофеи, добытые во время набегов викингов на Англию и другие страны. Тем временем герцоги Руанские поощряют восстановление и развитие монастырей, разрушенных норманнами, и монастыри начинают играть все более важную роль в сельскохозяйственной, духовной и культурной жизни края. В Руане учреждена резиденция архиепископа. В XII–XIII веках во Франции негласно устанавливается культ Богоматери. В крупнейших городах начинают строить храмы, посвященные Богородице: в Шартре, Реймсе, Париже, Орлеане, Руане. На месте разрушенной романской церкви в XII веке в центре Руана начинается строительство Нотр-Дам де Руан – Руанского собора, жемчужины готической архитектуры.
Мы на соборной площади, в центре самого прославленного и оживленного квартала Руана. Здесь концентрируется коммерческая, туристическая, юридическая, религиозная жизнь города, здесь можно увидеть самые старые дома в нормандском стиле и самые известные памятники истории.
Руанский собор строился почти сто лет. Он был освящен в 1240 году, но еще в течение трех веков шли работы по его украшению и перестройке, и каждый архитектор вносил нечто свое. Некоторые говорят об отсутствии единого ансамбля и стиля в архитектуре и оформлении. Но, может быть, именно отсутствие единого ансамбля и составляет его прелесть и оригинальность. Он как живой человек, который меняется в течение жизни и в то же время остается самим собой.
Когда к Руанскому собору подходишь близко, появляется ощущение, что он нерукотворен, настолько он поражает воображение. Несомненно, страстным молитвам ранних христиан внимал Господь – только с его помощью мог родиться этот шедевр с его величием и красотой, точностью пропорций и простотой. Ширина собора составляет треть его высоты. Литая стрела высотой 152 метра – самая высокая во Франции и весит девять тонн. Все пять порталов богато украшены резьбой, их называют «Библией в камне». Боковые порталы центрального входа – ранняя готика – сохранились с XIII века. Ансамбль Тур де Бер, один из боковых порталов, датируется 1521 годом и считается лебединой песней поздней готики. Интересна история названия этого портала: «Тур де Бер» в переводе означает «Масляная башня», она была построена на пожертвования прихожан, которые получали за это разрешение есть масло во время поста. Башня высотой 76 м выстроена в «пламенеющем стиле».
Богатство внешней отделки собора резко контрастирует с внутренней строгостью и чистотой линий. Гармония, торжественность и величие, обилие света, проникающего через витражи и розетки, внушают благоговение и вызывают ощущение покоя. Уходящие высоко вверх своды арок, кажется, делают человека еще меньше, еще незначительнее. Но вот начинает звучать музыка. Все меняется. Она уносит вашу душу в неведомую высь, в царство красоты и гармонии, побуждает стремиться к внутреннему обновлению и совершенству.
Многие века собор продолжали украшать, а наш век чуть не разрушил его: в 1944 году во время бомбардировок Руана войсками союзников в его неф попали семь авиабомб. Разрушения были страшными. Понадобились двенадцать лет кропотливого и самоотверженного труда, чтобы вернуть ему первоначальный вид. Но реставраторы не смогли исправить все: безвозвратно утрачены несколько витражей XII–XIII веков. Вместо них теперь просто прозрачные стекла – как назидание потомкам.
По узкой пешеходной улице, главной улице исторического центра Руана, идем к самому знаменитому и посещаемому памятнику – Большим Башенным часам. Механизм датируется 1389 годом и считается самым старым из действующих. Часы показывают фазы Луны, знаки Зодиака и дни недели. На циферблате часов всего одна стрелка – часовая, так как в то счастливое время еще не считали минут. Так и не осознав в полной мере, сколько «видели» и «слышали» эти часы за 600 лет, сколько они отбивали часов и суток, идем дальше по улице Больших Башенных часов, где каждый дом – историческая и архитектурная ценность. Это фахверковые дома из дубовых брусьев, построенные по принципу каркаса. Так издавна строили в Нормандии. Их возраст (600–700 лет) внушает уважение. А яркие цветы на подоконниках и балконах создают впечатление вечного праздника. Но это впечатление обманчиво. Город живет и работает в европейском ритме. Праздно гуляют здесь только туристы.
На левом берегу Сены в окрестностях Руана – промышленная зона. Руанский промышленный регион – это тяжелая металлургия, нефтепереработка, химическое, фармацевтическое производство, текстильные и бумажные фабрики, переработка сельхозпродуктов. Всего 220 000 рабочих мест.
Наша прогулка по Руану продолжается. Теперь мы идем к площади Старого рынка. С ним связана одна из самых трагических страниц в истории Руана. На этой площади проходили публичные казни преступников, политических противников, еретиков. Теперь это место памяти самой известной из дочерей Франции – Жанны д’ Арк. Именно здесь она была сожжена. 20 лет назад на площади Старого рынка появился посвященный ей мемориальный ансамбль – торговые ряды, церковь Святой Жанны д’ Арк и Крест Реабилитации.
Здесь очень тихо, шум города едва уловим. Подходим к клумбе разноцветных петуний и читаем на табличке: «Костер», и ниже на трех языках: «На этом месте была сожжена Жанна д’ Арк 30 мая 1431 года». У стены церкви стоит скорбная женская фигурка из белого камня – Жанна молится перед казнью. Алые петунии на клумбе напоминают капли крови несгоревшего сердца невинно осужденной. В церкви – Галерея Памяти. Читаем слова Андре Мальро: «О Жанна без портрета и гробницы, Ты знала, что могилы героев – это сердца живых». Да, портрета Жанны д’ Арк не существует, но подвиг простой деревенской девушки живет и будет жить в сердцах тех, кто способен оценить величие ее души. Сюда приходит много людей, чтобы поклониться ее духу, а, возможно, подумать о своей собственной жизни. Ведь в местах, где происходили яркие исторические события, чувствуешь и думаешь иначе. Поневоле задаешь себе сакраментальный вопрос: а ты бы смог?
Многие не отдают себе отчета в величии героических устремлений юной пастушки. Свет подвига Жанны подобен свету кометы, разогнавшему тьму ночного неба. Ничего подобного в истории ни до, ни после Жанны не было.
К сожалению, людской подвиг не может существовать без предательства. Вот как монах-доминиканец Изамбарт описал последние минуты ее жизни: молясь перед казнью, «Жанна произносила слова такие набожные, такие благочестивокатолические, что все, кто на нее смотрел (очень много людей), так горько плакали, что даже кардинал Английский и некоторые другие англичане плакали и сочувствовали ей. Благочестивая женщина попросила принести ей крест из ближайшей церкви, чтобы распятый Христос был у нее перед глазами во время казни. Уже объятая огнем, она не переставала призывать на помощь Иисуса и других святых рая. Перед тем, как потерять сознание и склонить голову, она прошептала имя Иисуса».
Через 25 лет Жанна была реабилитирована, а через неполных пять веков, в 1920 году, Римская католическая церковь канонизировала и причислила Жанну д’ Арк к лику святых. Юная девушка из деревни Домреми, за семь дней освободившая Орлеан, осаждаемый полгода, и короновавшая Карла VII в Реймсе, стала национальной героиней Франции.
Прогулка по Руану была похожа на погружение в другой мир, в другую реальность. Невозможно не восхищаться этим городом. Нас провожали звуки аккордеона, звучавшие на площади, и Сена, которая все так же несла свои воды к океану, как сто, двести и две тысячи лет назад.
Июль 2002 года