Бородино: земля и небо

№ 46-2012-4 |

Наталья Хмелевская ________

Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник _______

Защита Родины есть защита и своего достоинства.
Н.К. Рерих
А.П.Шепелюк. Михаил Кутузов во время Бородинского сражения. 1952 г.

__________
Бородинское сражение – одно из самых кровопролитных столкновений XIX века. «Битва гигантов», как позже охарактеризовал ее Наполеон, длилась более 15 часов. По самым скромным оценкам совокупных потерь, каждый час на поле боя погибали две с половиной тысячи человек. К весне 1813 г. здесь было захоронено и сожжено более 40 тысяч останков павших воинов обеих армий и около 39 тысяч павших лошадей. Историки имеют все основания спорить о результатах Бородинской битвы, об успехах и ошибках полководцев, однако непреложным остается факт, что разбить русскую армию в генеральном сражении Наполеону не удалось. Русские не признали себя побежденными и, как написано на главном Бородинском памятнике, «отступили с честью, чтобы вернее победить». По мнению Наполеона, высказанному в ссылке на острове Святой Елены, битва на Москве-реке была одной из тех, где «проявлены наибольшие достоинства и достигнуты наименьшие результаты». Главнокомандующий русской армии М.И. Кутузов назвал День Бородина «вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов».

Могила П.И. Багратиона. 1839
Памятник русским воинам-героям Бородинского сражения на батарее Раевского. Фото С.М. Прокудина-Горского. 1911

Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник – один из старейших музеев мира, созданных на ратном поле.
Что можно считать датой основания музея? Первую коллекцию? Основополагающий документ? День открытия? Официальной точкой отсчета в истории музея Бородинского поля считается 1839 год, когда 26 августа (по старому стилю) был торжественно освящен монумент в память доблестных защитников Отечества. За пять лет до этого Академия художеств объявила конкурс на лучший проект памятника. В конкурсе победил проект петербургского архитектора Антонио Адамини. Чугунную восьмигранную столпообразную часовню высотой 27,7 метра венчал православный крест. Рядом была построена сторожка для воинов-ветеранов, которые ухаживали за памятником и могилой Багратиона, вели книгу записей посетителей, делились своими воспоминаниями. В сторожке хранились карта Бородинского сражения, находки с поля боя, иные реликвии. Они и стали первыми экспонатами, а сторожка – прообразом будущего музея.

Утешение – в молитве

По мнению современных культурологов, Бородино является классическим примером характерного для русской культуры XIX – начала ХХ века тесного взаимодействия православной и светской мемориальных традиций. 31 марта 1814 года части союзной армии (главным образом русская и прусская гвардия) во главе с императором Александром I триумфально вступили в столицу Франции, а 30 августа этого же года император издал следующий указ: «Декабря 25 день Рождества Христова да будет отныне и днем благодарственного празднества под наименованием в кругу церковном: Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа и воспоминание избавления церкви и Державы Российские от нашествия галлов и с ними двадесяти язык».
Знаменательной вехой в истории Бородинского поля стал 1839 год: отмечалось 25-летие победы. Юбилейные торжества носили официальный характер: на них присутствовали император Николай I c приближенными, 200 из оставшихся в живых участников Бородинского сражения, 150 тысяч солдат и офицеров русской армии, представители русской аристократии, иностранные гости.

Игуменья Мария (М.М. Тучкова) и Генерал А.А. Тучков

…К нарядной толпе царской свиты приблизилась женщина в монашеских одеждах. «Вот почтенная вдова храброго генерала Тучкова», – представил ее Николай I. Многие уже были наслышаны об этой женщине, но видели ее впервые. Маргарита Михайловна, урожденная Нарышкина, выросла в одной из самых знатных столичных семей. Замуж за полковника Александра Алексеевича

Дом-музей игуменьи Марии (М.М. Тучковой). Почтовая карточка. 1912

Тучкова вышла по большой любви. Брак был заключен в 1805 году. Всего семь лет семейного счастья отвела судьба супругам, счастья, омрачавшегося частыми разлуками, поскольку поприщем Александра Алексеевича была военная служба. Полковник Тучков в 1806–1809 годах участвовал в боевых действиях на территории Пруссии, Швеции и Финляндии, был отмечен орденом Святого Георгия 4-го класса и получил чин генерал-майора. Когда боевые действия в Финляндии завершились, Маргарита Михайловна добилась разрешения отправиться к мужу, чтобы больше с ним не расставаться. Рождение сына Николая 6 апреля 1811 года в Виленской губернии, где была расквартирована пехотная бригада Тучкова, стало пределом их счастья.

Дом-музей игуменьи Марии. Фрагмент экспозиции

Бригадный командир генерал-майор Александр Тучков погиб на поле чести со знаменем в руках, ведя в атаку свой полк. Спустя два месяца Маргарита Тучкова приехала в Бородино. Она искала останки мужа на поле сражения. Много часов она тщетно бродила в сопровождении монаха, творившего заупокойные молитвы, между гниющих человеческих останков и конской падали… Через восемь лет на месте гибели любимого супруга на собственные скромные средства и при поддержке императора вдова построила небольшую каменную церковь. Первой в церковь Маргарита Михайловна внесла икону Спаса Нерукотворного. Святую реликвию – икону Ревельского пехотного полка – муж доверил ей перед вечным расставанием.
Свою жизнь Тучкова решила посвятить памяти мужа и воспитанию единственного сына. Но жизненные испытания вдовы не закончились. Внезапно умирает ее 15-летний сын. Горе матери было безмерным, она похоронила его в склепе под Спасским храмом и оставила суетный мир, поселившись навсегда на Бородинском поле в домике напротив храма. В 1836 году Тучкова приняла малый постриг с именем инокини Мелании. По Высочайшему повелению в 1838 году Спасо-Бородинская община, которую она организовала, была преобразована в Спасо-Бородинский монастырь. Пострижение инокини Мелании в мантию с принятием имени Мария произошло в 1840 году. Так Маргарита Тучкова стала игуменьей Марией. К ней часто приезжали как светские, так и церковные лица. «Завидное у вас, матери и сестры, место, – заметил Святитель Игнатий при посещении общины, – все суетное удалено от вас, ничто вас не развлекает. Из келий своих вы видите только небо и землю: первое – для надежды, второе – для смирения»[1].

Церковь Спаса Нерукотворного. 1820-е гг.
Владимирский собор. 1859

Именно церковь Спаса можно считать первым памятником Бородинского поля, где Маргарита Тучкова творила молитвы о муже, о всех убиенных. И выстроен он не по инициативе высших чинов, а по велению сердца.
К 1839 году земля в центральной части Поля и село Бородино были выкуплены императором у местных помещиков на имя цесаревича, будущего государя Александра II. Для размещения царственных особ и свиты усадебный дом в Бородине перестроили в двухэтажный деревянный дворец, его интерьеры украшали портреты русских генералов – участников войн с Наполеоном, мебель и предметы быта, привезенные из Санкт-Петербурга. Нашлось здесь место и для военных реликвий, книг и карт. С этого времени центральная часть Бородинского поля и село Бородино стали охраняемыми территориями. В последующие годы интерес к Бородину не ослабевал. Поле посещали члены царской семьи, высокопоставленные чиновники, военачальники, православные паломники, потомки героев 1812 года. В 1902 году по инициативе начальника железнодорожной станции Бородино П.П. Богдановича в одной из комнат вокзала разместили портреты героев Отечественной войны, были собраны планы, карты, оружие. Этот музей просуществовал 20 лет.
Широко в России отмечали 100-летие Бородинского сражения.

Открытие памятника 1-й Артиллерийской бригаде. 1912

В мае 1910 г. председатель Высочайше учрежденной Межведомственной юбилейной комиссии генерал В.Г. Глазов поставил вопрос о том, что «на Бородинском поле возможно допустить постановку войсковых памятников частям войск на местах их участия в бою» на их средства. Новые монументы устанавливались в соответствии с пожеланиями войсковых частей. Список памятников неоднократно изменялся. В результате на Бородинском поле было установлено 33 монумента в стилях неоклассицизма и модерна, с различной по содержанию и полноте информацией на каждом из них: названия частей, численность, потери, иногда фамилии убитых и раненых, слова о нравственном значении подвига предков. Восемь мемориальных досок появилось в Спасо-Бородинском монастыре. Установку памятников координировали созданные для этого юбилейные губернские органы. Благодаря их слаженной работе удалось избежать опасения, что «известный участок поля получит вид кладбища с различными по достоинству и рисункам памятниками».
«Нельзя нам, русским, твердить по примеру некоторых иностранцев, что Наполеона победили в России морозы и природа, – говорилось в одной из газетных статей, – нет, Наполеона сломила мощь русской армии, проявленная в полном блеске в Бородинском сражении; после этого сражения армия Наполеона пошла быстрыми шагами по пути своего разложения и полной деморализации. Вот почему Бородинское сражение является важнейшим из всех сражений этой войны; вот почему празднование столетнего юбилея Отечественной войны должно происходить на Бородинском поле».

Памятник лейб-гвардии Егерскому полку и матросам Гвардейского экипажа. 1912

В 1912 году, к 100-летию Бородинского сражения, помимо установки монументов полкам, дивизиям, корпусам, артиллерийским ротам и бригадам русской армии, по проекту архитектора В. Воейкова была перестроена сторожка инвалидов у батареи Раевского, в которой открылась юбилейная экспозиция. У стен Спасо-Бородинского монастыря возвысился памятник «Благодарная Россия – своим защитникам».
Прах генерала Д.П. Неверовского, погибшего в Битве народов под Лейпцигом, доставили из Германии и торжественно захоронили у памятника его дивизии. Были отреставрированы Шевардинский редут, Южная Багратионова флешь, Масловские флеши. Мемориал в память героев 1812 года, создававшийся на протяжении XIX – начала XX века, станет основой Бородинского музея-заповедника.

Царская семья у входа в Бородинский музей. 1912

Редакция созданного в 1912 г. по инициативе московских издателей иллюстрированного историко-художественного журнала «1812-й год» выражала надежду на то, что русский народ, «забыв все внутренние раздоры, отбросив партийность, сплотится воедино для достойного чествования доблестных героев Отечественной войны, отдав должную дань и ее достойным противникам». Такая постановка вопроса обсуждалась во многих уголках Российской империи; отголоски этой темы вызывают споры и по сей день. Император высказал свое суждение о характере предстоящих празднеств: «Я желаю, чтобы возможно более было французских воспоминаний, соединенных с русскими, и чтобы одинаковая благодарность чествовала героев двух наций… 1812 год! Какая пропасть между двумя странами! Какая жертва! Столько пролито крови! Но сколько и перемен за этот век! Русские и французы научились, сражаясь, познавать друг друга…»[2]

В музее 1812 года на станции Бородино. Фото С.М. Прокудина-Горского. 1911

Монументы, установленные на командных пунктах Кутузова и Наполеона, зафиксировали их расположение на поле битвы. Особые архитектурные формы и надписи придали этим памятникам символическое значение, сделали их ландшафтными доминантами. Под непосредственным наблюдением московского губернатора В.Ф. Джунковского на месте сторожки у батареи Раевского было построено новое здание «с устройством в нем музея», который губернатор считал «своим дорогим детищем». После осмотра музея 25 августа 1912 года, вспоминал он, «Государь несколько раз благодарил меня, обратив внимание на строго выдержанный стиль, наглядную краткую историю, изображавшую последовательный ход событий во время Бородинского сражения, и на скромную обстановку, которая ему, по-видимому, понравилась».

Монумент «Благодарная Россия – своим защитникам» у Багратионовых флешей. Фото 2012 г.

Небо над Аустерлицем

Вспомним, что Наполеон, провозгласив себя французским императором, проводил в Европе захватническую политику. Австрия и Россия выступили против Наполеона. В 1805 году начались военные действия России и Австрии против Франции. Эта кампания закончилась крайне неудачно для союзников. Сначала Наполеон разбил австрийцев, а затем нанес сокрушительное поражение объединенным силам русских и австрийских войск под Аустерлицем. На следующий год Россия выступила против Франции в союзе с Пруссией. Но и эта война закончилась фактической победой Наполеона. Пруссия была разбита и оккупирована французскими войсками. Русские потерпели поражение под Фридландом (1807) и ушли за реку Неман. В том же году Александр вынужден был заключить с Наполеоном Тильзитский мир.
Роман-эпопея Льва Николаевича Толстого «Война и мир» не случайно начинается светским раутом в салоне мадам Шерер именно в 1805 году. Большинство разговоров посвящено политике и грядущей войне с Наполеоном. Но диалоги ведутся на французском. В эпоху Просвещения Франция была генератором политических, философских и художественных идей. Русская знать наслаждается французскими пьесами, знакомится с Расином и другими французскими писателями. В России трудятся французские архитекторы, парковые ансамбли сооружаются по образцу Версаля. Для создания Императорской Академии художеств в Россию приглашают французов – архитектора Валлен-Деламота и скульптора Жилле. Дворянское общество говорило, писало и думало по-французски. «Я хочу жить и умереть в моем любезном отечестве, но после России нет для меня земли приятнее Франции»[3], – признался Н.М. Карамзин в 1790 году.

Центральный зал юбилейной экспозиции «Славься ввек, Бородино!»

Изображая сражение под Аустерлицем, Л.Н. Толстой писал: «Князь Андрей уже был в двадцати шагах от орудия, он бежал вперед с своим батальоном под сильнейшим огнем французов, обегая падавших вокруг него, но и тут, в эту минуту, он не думал о том, что ему предстояло, а невольно яркими красками отпечатывались только в его воображении все окружающие впечатления. <…> И вдруг ничего нет, кроме неба – высокого неба с ползущими по нем серыми облаками – ничего, кроме высокого неба. “Как же я не видал прежде этого высокого неба? – подумал князь Андрей. – Я бы иначе думал тогда. Ничего нет, кроме высокого неба, но того даже нету, ничего нет, кроме тишины, молчания и успокоения”».

Наполеон на рекогносцировке. XIX в.

Наполеон в 1805 году выиграл войну, но не мир.
…Июньским утром 1812 года по трем мостам, наведенным через реку Неман, в пределы Российской империи переправились полки самой мощной армии мира. Французы и поляки, итальянцы и австрийцы, пруссаки и испанцы, португальцы, голландцы, представители многочисленных германских княжеств… «Войска двунадесяти языков» – так называли русские армию Наполеона. Война 1812 года началась в обстановке общественного подъема. Навязанный России в 1807 году мир и союз с Наполеоном воспринимались как поражение и позор. Император Александр I, проигравший свою первую битву под Аустерлицем в 28 лет и винивший в поражении Кутузова, приобрел опыт стратегии, тактики, дипломатии. Отечественная война
1812 года взорвала жизнь всех сословий русского общества. Войны в Европе не прекращались с 1792 года, они вспыхивали на Рейне, в Италии, в Альпах, Испании, даже в Египте… Война охватила пространство от Сарагосы до Москвы, на карту были поставлены с одной стороны империя Наполеона, а с другой – судьба всех народов Европы. События приобрели небывалую масштабность.

Фрагмент экспозиции музея

«Война теперь – это другое дело, <…> теперь, когда дошло до Москвы, нас не нужно посылать, а все, от Тимохина до меня, в хорошие или дурные минуты готовы резать. Мы оскорблены», – напишет Л.Н. Толстой, вкладывая в слова князя Андрея перед Бородинским сражением то чувство, которое охватило в России всех.
…Самыми ожесточенными местами битвы были батарея Раевского и Багратионовы флеши, где сам генерал в разгар боя был смертельно ранен. О бое на батарее поэт-воин Ф.И. Глинка писал: «Пушки лопались от чрезвычайного разгорячения, зарядные ящики вспыхивали страшными взрывами… Штык и кулак работали неутомимо, иззубренные палаши ломались в куски, пули сновали по воздуху и пронизывали насквозь!.. Поле усеялось растерзанными трупами! И над этим полем смерти и крови, затянутым пеленою разноцветного дыма, опламенялись красным огнем вулканов и ревели по стонущим окрестностям громадные батареи».

Князь П.И. Багратион в Бородинском сражении. Последняя контратака.
Художник А.Ю. Аверьянов. 2005

Национальное самосознание в широком смысле слова, как последствие Отечественной войны, оказалось исключительно важным для дальнейшего развития русской общественной мысли и русской литературы.
Лермонтов зачитывался письмами, мемуарами, записками Дениса Давыдова и Надежды Дуровой, стихами о войне 1812 года. Стихотворение «Бородино» впервые появилось в шестом выпуске пушкинского журнала «Современник» в 1837 году, за два года до первого официального юбилея победы над Наполеоном. В основу «Бородина» легли рассказы рядовых участников исторической битвы, в том числе родственников Лермонтова, отличившихся на Бородинском поле. 23-летний автор мгновенно стал кумиром читающей публики.

Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Экспозиция «Герои романа “Война и мир” на Бородинском поле». 2010

Толстой назвал лермонтовское «Бородино» «зерном “Войны и мира”». Семь лет он посвятил напряженной работе над романом. Чтобы правдиво описать события Отечественной войны, он изучил огромное количество исторических документов, воспоминаний и писем. Отвергнув труды историков, изображавших 1812 год как войну двух императоров, Толстой поставил перед собой цель показать освободительную войну, которую вел русский народ. Через 55 лет после великой битвы 39-летний Лев Николаевич приехал на Бородинское поле. Чуть позже он написал жене: «Я очень доволен, очень, – своей поездкой… Только бы дал бог здоровья и спокойствия, а я напишу такое Бородинское сражение, какого еще не было». Между листами рукописи «Войны и мира» были найдены заметки, сделанные им в Бородине. «Даль видна на 25 верст», – записал Толстой, зарисовав линию горизонта и отметив, где расположены деревни Бородино, Горки, Псарево, Семеновское, Татариново. На этом листе он отметил и движение солнца во время сражения, развернув впоследствии эти краткие заметки в неповторимые картины Бородинского боя, полные динамики, красок и звуков.
Одна из современных экспозиций Бородинского музея-заповедника посвящена Толстому и героям его величайшего романа. О его поездке в Бородино можно узнать из музейной мультимедийной программы. Толстой представлен и как офицер артиллерист, участник боевых действий на Кавказе и в Крыму, и как писатель, стремившийся «всеми силами своей души» к правдивому описанию событий и явлений. Главы романа, посвященные кульминационной точке – Бородинской битве, он переписывал много раз.

Бой на Бородинском поле 15 октября 1941 года. Художник Ф.П. Усыпенко. 1971

«Да, были люди в наше время…»

Лев Толстой, обогативший мировую культуру национальной эпопеей «Война и мир», ушел из жизни в 1910 году. Оценивая «Войну и мир» как «богатырское начало нашей литературы», Андрей Белый писал: «…как бы грохот лавинный чуется нам в движении Толстого: есть тут чего бояться Европе. Не философии западной противопоставляется тут восточная, а сказанному уже слову культуры – еще не сказанное слово уже грядущей культуры русской»[4].
Новая советская Россия, не отказываясь от исторической памяти, идеологически перестраивала политику в отношении культурного наследия. Новую пролетарскую политику ощутили на себе и музеи русской боевой славы.

Здание Бородинского музея. 1912. Фото 2011 г.

В начале 1920-х годов отдельные предметы из Бородинского дворца были перенесены в экспозицию у батареи Раевского. Туда же поступили экспонаты со станции Бородино. Бородинский музей стал филиалом Военно-исторического музея, затем – Российского исторического, а с сентября 1925 года был передан в ведение Московского областного отдела народного образования. В 1931 году большевики, борясь с религиозным мировоззрением, взорвали храм Христа Спасителя, воздвигнутый в память о победе над Наполеоном. Храмы закрывались, в них устраивали производственные мастерские, зернохранилища. Не обошла беда и Бородинское поле. В 1932 году был уничтожен монумент на батарее Раевского, разорен склеп с прахом П.И. Багратиона. В Спасо-Бородинском монастыре обосновалась сельскохозяйственная коммуна. Только в 1992 году после многолетних реставрационных работ в нем возродилась монашеская община.

Разрушенное здание Бородинского музея. 1942

В середине двадцатого века война снова пришла на эту легендарную землю. В 1941 году здесь был создан укрепрайон Можайской линии обороны, где воины-красноармейцы шесть дней сдерживали наступление фашистских войск на Москву. Так Бородинское поле стало памятником двух отечественных войн. 1941 год нанес еще больший урон памятникам Поля. К счастью, экспонаты музея были вовремя эвакуированы в Алма-Ату, но само здание пострадало. Оккупанты устроили в нем скотобойню, а при отступлении подожгли его. Та же участь постигла императорский дворец в селе Бородино и дом игуменьи Марии.
В 1944 году здание музея было капитально отремонтировано, здесь снова разместились реликвии 1812 года. В 1991 году дом игуменьи Марии был воссоздан на оставшемся в целости фундаменте, в нем открылась мемориальная экспозиция, посвященная основательнице Спасо-Бородинского монастыря. В 1961 году, в канун 150-летия Отечественной войны 1812 года, Указом Правительства РСФСР поле Бородинского сражения было объявлено музеем-заповедником «с включением в него памятных мест, исторических памятников Бородинского поля и Государственного Бородинского военно-исторического музея».

Экспозиция музея

«Музей невелик и скромен. Интересно, что внимание людей всех возрастов больше всего останавливает на себе тогдашнее оружие. Не только трофейные пушки, окружающие аллейку, ведущую к музею, но и то, что находится в витринах: картечь, свинец, пули, штыки, сабли, палаши…» – написала Ольга Берггольц после посещения музея в канун 150-летия Бородинского сражения.

Кутузов и Багратион накануне сражения. 1950-е гг.

В коллекции музея около 50 тысяч экспонатов: вещи, принадлежавшие рядовым воинам и именитым военачальникам, полотна художников-баталистов и неприхотливые рисунки солдат-фронтовиков. Находки на местах боев составляют обширную археологическую коллекцию. Мундиры, доломаны, каски, кивера, лядунки (кавалерийские сумки для патронов) – эти колоритные предметы военного обмундирования и снаряжения помогают представить внешний вид воинов. Коллекция музея послужила источником вдохновения для многих реконструкций Бородинской битвы – военно-исторических, ставших традицией праздников на Бородинском поле, и художественных, будь то произведение изобразительного искусства, театр или кинематограф. Особое место в этом ряду занимает фильм Сергея Бондарчука, до сих пор покоряющий зрителей не только масштабностью батальных сцен, но и «тщательностью отработанных деталей». Лев Аннинский в рецензии на фильм «Война и мир» писал о «“явных изобразительных цитатах”, несущих такую же печать той эпохи <…>, как вся эта музейная потемневшая натура, явившаяся нашему взору из тени времен как точное свидетельство того, что все, что мы видим, было, было!»[5]

На поле Бородинском. Художник А.С. Чагадаев. 1994

Живопись, графика, скульптурные портреты создают галерею героев двенадцатого года. В музее экспонируются работы известных русских и зарубежных художников: Р. Волкова, В. Тропинина, Д. Доу, А. Адама, Д. Джеймса, А. Варнека, Ф. Рубо, А. Чагадаева, Н. Томского, С. Герасимова и других.
В фонде редкой книги – несколько тысяч изданий по военной истории России и государств Европы, экземпляры с автографами и экслибрисами участников Отечественной войны 1812 года, мемуары, истории полков. Нумизматическая коллекция дает представление о наградах русской и советской армий, их союзников и противников.

Фрагмент экспозиции «Славься ввек, Бородино!» 2012

Есть в музейном собрании группа особых, неповторимых, единственных в своем роде предметов, связанных с конкретными участниками двух отечественных войн. Чугунную пулю, нанесшую ему увечье, поручик Новгородского кирасирского полка Т.И. Рачевский позже заключил в серебряную оправу. Гравировка говорит о ране, но умалчивает о подвиге. В послужном списке поручика записано: «26 августа, во время атаки на неприятельскую кавалерию и батареи отличился храбростью и неустрашимостью. Ранен в левую ногу». Т.И. Рачевский был удостоен золотой шпаги с надписью «За храбрость».

Рядом в музейной витрине экспонируется курительная трубка унтер-офицера Екатеринбургского пехотного полка Ивана Бадашкова «из солдатских детей г. Томска». Здесь же помещены печать с фамильным гербом российских князей Трубецких (в войне участвовали четверо представителей одной из древнейших русских аристократических фамилий), книга из библиотеки командующего 2-й Западной армией князя П.И. Багратиона и походный стакан 18-летнего подпрапорщика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Оленина… Среди музейных раритетов – личные вещи императора Александра I, фельдмаршала М.И. Кутузова, трофеи из обоза Наполеона Бонапарта. Памятная экспозиция, посвященная событиям Великой Отечественной войны, включает личные вещи участников обороны Москвы, их награды, документы и фотографии.

«Россия, Русь! Храни себя, храни!»

Во всем мире поля исторических сражений (Гастингс, Аустерлиц, Ватерлоо, Грюнвальд и другие) сохраняются как ландшафтные мемориалы и находятся под охраной государства. В России официально признаны музеями-заповедниками три поля исторических сражений: Куликово, Бородинское и поле Прохоровского танкового сражения на Курской дуге. Кроме этого, заповедниками можно считать Новороссийский исторический музей-заповедник (Малая Земля) и музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда». Многие другие места исторических сражений – Невской битвы, Ледового побоища, места сражений 1812 и 1941–1945 гг. – не имеют статуса памятников боевой славы и не охраняются. В отдельных случаях на них установлены мемориалы, информацию о сражении можно узнать в местном краеведческом музее, но собственно поле исторического сражения не музеефицируется[6].

Праздник «День Бородина». Военно-историческая реконструкция Бородинского сражения. 2011

Бородинский музей, официально получив статус музея-заповедника, через 34 года был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. От обычного музея с его замкнутым пространством музей-заповедник отличается тем, что дает возможность посетителям выстроить собственный ассоциативный ряд, выводит их непосредственно к месту событий.

В 2001 году Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева и музей-заповедник «Бородинское поле» на основе документов ЮНЕСКО разработали «Программу сохранения и восстановления историко-культурного ландшафта Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника» (научный руководитель программы – Ю.А. Веденин). Программа была одобрена ученым советом музея, а также Президиумом Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. В соответствии с Программой ведутся комплексные геофизические и археологические исследования, разрабатываются экологические проекты. Чтобы исключить разногласия, неизбежно возникающие между специалистами разного профиля – историками, музееведами, экспозиционерами, архитекторами-реставраторами и художниками, музей использует современные технологии. Например, электронная визуальная модель мемориально-ландшафтной экспозиции батареи Раевского позволила принять оптимальное решение для благоустройства у ручья Огник.
В 2007 году музей-заповедник «Бородинское поле», единственный из российских музеев, удостоен международной премии ЮНЕСКО имени Мелины Меркури за сохранение и организацию использования культурных ландшафтов.
Ежегодно на Бородинском поле проводятся уже ставшие традиционными военно-исторические праздники. Всероссийский фестиваль «День Бородина» проходит вот уже 40 лет в первых числах сентября. В нем участвуют в среднем до 80 тысяч человек. В основе праздника – реконструкция событий 1812 года.

Праздник «День Бородина». Военно-историческая реконструкция Бородинского сражения. 2011

8 сентября особо отмечается один из 17-ти Дней воинской славы России – годовщина Бородинского сражения. После Божественной литургии во Владимирском соборе Спасо-Бородинского монастыря крестный ход направляется к батарее Раевского, где проходит торжественный церемониал, посвященный памяти героев 1812 года (панихида и благодарственный молебен, отдание воинских почестей).

9 мая, в День Победы, здесь отдают почести павшим героям Великой Отечественной войны, чествуют ветеранов, звучат песни и стихи военных лет. Многие из года в год приезжают семьями на военно-исторический праздник «Москва за нами. 1941 год», вспоминают погибших, приводят внуков. Праздник проходит во второе воскресенье октября. Почетные гости – ветераны войны, потомки прославленной 5-й армии, сражавшейся на Бородинском поле. Члены клубов в обмундировании РККА и вермахта, используя бронетехнику, завершают праздник военно-исторической реконструкцией.

На Бородинском поле успешно работает программа для детей и юношества. В последнее воскресенье мая ежегодно проходит праздник «Стойкий оловянный солдатик». Он включает экскурсию, музыкальную программу, ярмарку военной игрушки, бивак 1812 года, солдатский обед, историческое представление «Сквозь дым летучий…» с участием русской и французской пехоты, артиллерии, кавалерии, показательные выступления российских воинов-десантников.

К празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года музей-заповедник готовился задолго. Были отреставрированы надгробия на могилах русских офицеров, погибших в Бородинском сражении, памятный знак Московскому и Смоленскому ополчениям, здание гостиницы Спасо-Бородинского монастыря, десятки памятников, обелисков и памятных знаков, установленных в 1912 году. Воссоздана часть дворцового ансамбля в селе Бородино – сам дворец и «столовая зала», которая стала фондохранилищем. Появилась новая главная экспозиция «Славься ввек, Бородино!». Состоялась Международная научная конференция «Сей день пребудет вечным памятником…». Неосуществленные замыслы и планы музей-заповедник готовится претворить в жизнь к своему 175-летию, к 2014 году.

М.И. Кутузов. Скульптор Н.В. Томский. Фото 2011 г.

Год 170-летия Бородинского музея-заповедника был отмечен проведением Международной научной конференции «Бородино в истории и культуре». Она охватила широкий круг музейных проблем, но акцент был сделан на исследованиях российских историков последних лет. Они ввели в научный оборот много источников, содержащих фактографические сведения о Бородинском сражении, однако эти источники, по мнению участников конференции, в ряде публикаций игнорируются или используются некорректно. Критический анализ российских источников нередко сочетается с некритическим отношением к источникам зарубежным, достоверность которых сомнительна. Все это приводит к «предъюбилейным рецидивам дилетантизма» – так обозначил тему своего сообщения на конференции профессор Самарского педагогического университета А.И. Попов. В то же время современная зарубежная историография стала чаще обращаться к источникам на русском языке, хотя различия в традиционных французской, английской, немецкой, польской и американской версиях «битвы гигантов» сохраняются и поныне[7].

…У каждого свой путь к Бородинскому полю. Одни приезжают сюда на автобусах в организованном порядке и по специально выделенным маршрутам вместе с экскурсоводом совершают объезд Поля. Другие предпочитают идти пешком, самостоятельно, чтобы проникнуться духом того времени, ратным духом, ощутить неразрывную связь с великим прошлым России.
Юбилейные торжества на Бородинском поле объединили всех. В масштабной исторической реконструкции фрагментов Бородинского сражения приняли участие военно-исторические клубы из Франции, Италии и Польши. На батарее Раевского Президент России В.В. Путин вручил штандарты «Город воинской славы» Можайску и Малоярославцу. Принял участие в праздновании Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Знаковым событием стало принесение в Бородино Смоленской иконы Божией Матери – 200 лет назад в канун Бородинской битвы именно она укрепляла дух русских воинов.

…Отгремели залпы орудий, разъехались почетные гости и все, кто пришел в этот день на Бородинское поле, чтобы ощутить его твердь под ногами. Они придут сюда снова и приведут своих детей. «…Всякий факт нашей жизни, если осмыслить его в русском духе, будет драгоценен детям, – писал Федор Михайлович Достоевский в 1874 году, работая над романом «Подросток», – не потому вовсе, что мы там-то и тогда-то отбились, приколотили, прибили, убили, а потому, что мы всегда и везде, в 1000 лет, в доблестях наших и в падении нашем, в славе нашей и в унижении нашем, были и остались русскими, своеобразными, сами по себе. Русский дух драгоценным будет»[8]. Где как не на Бородинском поле почувствуешь это…

Россия, Русь – куда я ни взгляну…
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы,

И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив у омутной воды
Люблю навек, до вечного покоя…
Россия, Русь! Храни себя, храни! [9]

Редакция благодарит заместителя директора по научной работе, заслуженного работника культуры РФ, члена Международного совета музеев ИКОМ Александра Горбунова за содействие в подготовке этого материала.

Сноски:


[1]  «Се Аз, Господи, игумения Мария»: Сборник материалов / Сост. Е.В. Семенищева. М.: Схолия, 2006. С. 51.
[2]  Цит. по: Федоров В.Н. Бородинская тема в журнале «1812 год» // Бородино в истории и культуре. Материалы Международной научной конференции 7–10 сентября 2009 г. / Сост. А.В. Горбунов. Можайск, 2010. С. 105, 110.

[3]  Карамзин Н.М. Письма русского путешественника. Л., 1964. С. 320. (Литературные памятники).

[4]  Белый Андрей. Трагедия творчества. Достоевский и Толстой // Цит. по: О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли / Сост. В.М. Борисов. А.Б. Рогинский. М., 1990. С. 143–144.
[5]  Аннинский Л. Лев Толстой и мы с вами // Сов. экран. 1966. № 22. С. 9.

[6]  Впервые понятие музеефикации появилось в 1920-х годах в трудах ученого с мировым именем, директора Государственного института истории искусств Ф.И. Шмита.

[7]  См.: Бородино в истории и культуре. С. 3, 17–46.

[8]  Цит. по: Собрание мыслей Достоевского / Сост. и авт. предисловия М.А. Фырнин; ил. И.С. Глазунова. М.: Изд. дом «Звонница» – М.Г., 2003. С. 211.

[9]  Рубцов Николай. Из стихотворения «Видения на холме» // Рубцов Н.М. Последняя осень. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. С.

Spread the love

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *