№ 59-2016-3 |
Дмитрий Горный _________
Встреча с его святейшеством ламой Тупсаном Палденом _________
В сентябре 2016 г. состоялась встреча с его святейшеством ламой Тупсаном Палденом. С настоятелем беседовали сотрудники МЦР М.М. Благодар, Д.Ю. Ревякин и председатель Ивановского рериховского общества «Свет» Я.Н. Глухов. Встреча проходила в монастыре Спитуг, находящемся в нескольких километрах от города Ле, столицы Ладакха. Этот монастырь – резиденция главы желтошапочной буддийской школы Ладакха, здесь хранятся уникальные рукописи, которые удалось вывезти в 1959 году из Поталы, дворца Далай-ламы в Лхасе. Монастырь Спитуг славится ученостью своих лам. Относительно этой цитадели знания Н.К. Рерих оставил в своем путевом дневнике запись: «Сильный монастырь Спитуг. Первый – из учения Дзонкхапы. Не развалины, но живая и работающая община. Настоятель монастыря и его сотрудники знающи и поражающе понятливы. Вы еще не кончили мысль, а они уже готовы продолжить ее правильно. В Спитуге изображение Майтрейи и знание пророчеств»[1]. Предыдущий настоятель монастыря, его святейшество Бакула Римпоче, будучи совсем юным, запомнил посещение Н.К. Рерихом монастыря Спитуг.
Его святейшество Тупсан Палден – сегодняшний лама монастыря Спитуг, к тому же он возглавляет Lamrim Centre Changchub Tshal в деревне Сабу близ Ле. Он с радостью отозвался на предложение поделиться воспоминаниями о работе с Людмилой Васильевной Шапошниковой во время ее научной командировки в Ладакх в 1979 г.
Л.В. Шапошникова прибыла в Ле для изучения ладакхского маршрута Центрально-Азиатской экспедиции академика Н.К. Рериха, для ознакомления с выдающимися памятниками этой горной страны и духовной культурой ее жителей. Людмила Васильевна посвятила его святейшеству отдельную главу своей книги «По маршруту Мастера», назвав ее «Ученый лама Палден». Вот как она описывала свое знакомство с ламой и работу с ним: «С ламой Палденом я познакомилась в один из первых дней моего приезда в Ле. <…> У Палдена было широкое лицо простого крестьянина, открытая улыбка и узкие глаза, светившиеся живым умом. Его крупная, крепко сбитая фигура была облачена в традиционную темно-красную монашескую одежду, напоминавшую римскую тогу. <…> Палден был ученым ламой. Он знал тибетский, английский и хинди. Читал по-немецки и по-французски. Был знаком со структурной лингвистикой и помогал леди Кушале составлять грамматику ладакхского языка. Так же хорошо был осведомлен по части истории Ладакха, изучал труды доктора Франке и тех, кто впоследствии писал о Ладакхе. Он прекрасно ориентировался и в той литературе, которая выходила на Западе и была посвящена Большому Тибету и Малому – Ладакху».
И еще: «Ученый лама стал для меня проводником в сложном лабиринте ладакхского буддизма. Он рассказывал мне о буддийских сектах и знаменитых настоятелях монастырей, о тантрических ритуалах и старинных рукописях, которые хранятся в монастырских библиотеках, о древних святилищах нагов и прорицателях. Раскачиваясь, он низким голосом пел молитвы, стараясь довести до моего сознания что-то очень важное и значительное в них. Твердой, загрубевшей рукой он рисовал на бумаге буддийские символы, старинные одежды и головные уборы высоких лам. Он знал очень многое, его знания были точны, в них отсутствовала расплывчатость, свойственная некоторым другим ламам. Он представлял себе “нашу эру” и “до нашей эры”, не пытался оперировать миллионами лет и не тревожил вечность. Но вместе с тем он знал о Большом времени, ощущал его и нередко опирался на него в своей аргументации. Палден принадлежал к желтошапочникам, ценил честь и достоинство своего ордена, старался оградить его и от посягательств внешних, и от разболтанности внутренней».
Его святейшество Тупсан Палден сказал, что у него остались самые добрые воспоминания об этих встречах. В те годы не многие европейские ученые интересовались Ладакхом. «Когда Людмила Шапошникова приехала в Ладакх, – вспоминает Тупсан Палден, – она провела много дней, работая в монастырях. И она сказала мне: “Я прохожу тем же маршрутом, что и Николай Рерих, великий художник и личность, и готовлю к изданию книгу о нем”». Во время своего пребывания в Ле Людмила Васильевна посещала королевский дворец, буддийские монастыри, интересовалась их историей, а также историей древнего гималайского королевства.
Много лет спустя его святейшество побывал в Москве и имел продолжительный телефонный разговор с Людмилой Васильевной, но долгожданная встреча, к сожалению, не состоялась. Тупсан Палден с огорчением узнал об уходе Л.В. Шапошниковой из жизни 24 августа прошлого года. Он поблагодарил за приглашение участвовать в книге памяти Людмилы Васильевны и пожелал успехов международной конференции МЦР, посвященной 90-летию ученого-индолога и рериховеда.
Его святейшество отметил, что Центр-Музей имени Н.К. Рериха в Москве открывает европейцам мир, связанный с буддийской культурой. Во времена СССР, когда Л.В. Шапошникова путешествовала по Ладакху, это было практически невозможно. На память об этой встрече сотрудники МЦР подарили его святейшеству каталог Музея имени Н.К. Рериха.
[1] Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. М.: Мысль, 1974. С. 80.