№ 40-2011-2 |
Е.В. Троянова _________
Десятый Международный общественно-научный форум «Пути в Будущее: Мир через Культуру» открылся 14 апреля 2011 года в столице Кыргызской Республики Бишкеке. Рядом с государственными флагами Кыргызстана и России было поднято Знамя Мира как символ международного культурного сотрудничества Новой эпохи. Организаторами форума выступили: Министерство образования и науки Кыргызской Республики, Международный Совет Рериховских организаций им. С.Н. Рериха, Тянь-Шаньское Общество Рерихов, ОО «Центр гуманной педагогики» (г. Бишкек), при поддержке Национальной академии наук Кыргызской Республики, Международного Центра Рерихов, Международной Лиги защиты Культуры, Кыргызско-Российского Славянского университета (КРСУ), Кыргызского национального университета им. Жусупа Баласагына (КНУ), Библиотеки Айтматовской книги.
Участники и гости, прибывшие из России, Казахстана и Узбекистана, собрались у памятника А.С. Пушкину на площади перед КРСУ. Торжественная церемония, посвященная памяти великого поэта, чье слово равно дорого России и Азии, сразу внесла в общение членов форума ноту взаимопонимания.
«Вехи истории культуры: от эпического миропонимания к космическому мышлению» – так называлась международная общественно-научная конференция, состоявшая в Кыргызско-Российском Славянском университете. В приветственном слове ректор КРСУ академик НАН КР В.И. Нифадьев обозначил главную причину кризисного состояния современного мира – бездуховность, угрожающую как отдельным странам, так и цивилизации в целом. Заместитель министра образования и науки КР Г.У. Соронкулов назвал культуру великим мостом сотрудничества. Вице-президент Национальной академии наук КР академик В.М. Плоских акцентировал внимание на необходимости сохранения и дальнейшего изучения памятников культуры как наиболее важных свидетелей истории. Значение межгосударственных проектов в области культуры и языка отметила первый секретарь Посольства РФ в КР, представитель Россотрудничества Л.Н. Дьяченко. Доктор искусствоведения, проректор Института искусств им. Б. Бейшеналиевой Р.Х. Уразгильдеев ярко охарактеризовал важнейшую роль, которую искусство призвано играть в строительстве жизни.
Открывая конференцию, министр образования и науки Кыргызстана К.Ж. Садыков рассказал об исторической роли эпоса, доныне являющегося живой традицией в стране. В докладе «Новое космическое мышление как методология научного познания» д.ф.н., заместитель генерального директора Музея им. Н.К. Рериха (Москва) В.В. Фролов познакомил присутствующих с фундаментальными основами философии космической реальности, заложенными в трудах семьи Рерихов и ныне разрабатываемыми академиком РАЕН и РАКЦ Л.В. Шапошниковой. Академик НАН КР, заведующий кафедрой философии науки КРСУ А.Ч. Какеев рассказал об эволюции космологических представлений в философии кыргызов с древности до современности. Как и многие выступающие, он отметил особую роль Ч.Т. Айтматова в формировании национального самосознания и утверждении космического мышления. «Синтез Культуры в мировоззрении космизма В.И. Вернадского и Рерихов» – назывался доклад члена-корреспондента МАНЭБ, советника РАЕН, вице-президента Международной Лиги защиты культуры М.Н. Чирятьева (Санкт-Петербург). Он охарактеризовал культуру как великое многовековое общечеловеческое достижение – результат гармонического соединения всех пластов бытия, синтеза науки, искусства, философии и религии. Профессор кафедры истории, культурологии и рекламы КРСУ В.А. Воропаева в докладе «Пакту Рериха 75 лет» отметила планетарное значение Пакта, несущего философию защиты и спасения культуры. Феномен культуры в свете философии космической реальности был представлен в докладе профессора Уральского госуниверситета, председателя Международного Совета Рериховских организаций им. С.Н. Рериха О.А. Уроженко (Екатеринбург). Корреляцию космических факторов с историческим процессом раскрыл в своем выступлении «Влияние Космоса на культурное развитие человечества: история и современность» руководитель Центра изучения способностей человека «Астрон» А.А. Рязанцев.
Утреннее заседание конференции продолжилось в зале Русского драматического театра, где были представлены фрагменты спектакля «Сказание о Манасе», поставленного по одноименному произведению народного писателя, академика киноакадемии КР М.Т. Байджиева. Переложение эпоса на русский язык, считает автор, открывает огромные возможности для его популяризации в мире. Спектакль-размышление и дискуссия после него стали примером реализации синтеза искусства и научного подхода, соединения Знания и Красоты.
Проблемам изучения эпоса «Манас», достижениям манасоведения, перспективам открытий в этой области было посвящено вечернее заседание конференции. Ведущие специалисты Кыргызстана познакомили гостей с древним памятником кыргызской культуры, наиболее полно воссоздающим панораму истории народа, его культурной памяти и многовековых традиций. С докладами выступили: д.ф.н., доцент Кыргызского государственного университета строительства, транспорта и архитектуры им. Н. Исанова Д.А. Аширалиев, народный писатель КР А. Жакшылыков, к.ф.н., заведующая кафедрой манасоведения КНУ Ж.К. Орозобекова, к.ф.н., доцент КРСУ А.А. Бакиров, председатель Тянь-Шаньского общества Рерихов Е.В. Троянова, доцент КНУ Б.А. Жумабаев.
15 апреля – Всемирный день Культуры – начался в Информационном агентстве «АКИpress». Журналисты получили развернутую информацию об истории Дня Культуры, о том, как отмечается этот день в разных странах. Непосредственное общение убедительно свидетельствовало: День Культуры – праздник будущего, призванный объединить мир, сосредоточив внимание на главном – духовных основах. Встреча с преподавателями и студентами Кыргызского Национального Университета им. Жусупа Баласагына, старейшего вуза страны, основанного в 1925 г., началась в университетском музее, с которым гостей познакомил декан факультета истории и регионоведения, д.и.н. Б.М. Жумабаев. Пакт Культуры и наследие семьи Рерихов, сохранение духовного мира человека – об этом шла речь во время круглого стола, проходившего под председательством проректора по научной работе и инновациям, профессора КНУ Т.Т. Каракеева. Творческий диалог состоялся и во время торжественной акции в честь 200-летия со дня рождения Курманжан-датки у памятника основательницы кыргызской государственности. Председатель комитета по образованию, науке и культуре Жогорку Кенеша КР, организатор «Благотворительного фонда Курманжан-датки» Ж.А. Жолдошова проникновенно рассказала о судьбе «царицы Алая», явившей пример не только большой политической дальновидности, но высоты и силы духа, жертвенности в служении своему народу.
Заключительное заседание международной конференции открыли учащиеся младших классов учебно-воспитательного комплекса «Ак-Бала» спектаклем, поставленным по «Детской сказке» Н.К. Рериха. Звонкие голоса юных артистов прозвучали в академической атмосфере конференции как зов будущего. Серия картин «Плеяда Великих» заслуженного деятеля искусств КР художника С.К. Бабаджанова, представленная в конференц-зале и фойе КРСУ, стала своеобразным «живописным фоном» форума. Портреты Н.К. и Е.И. Рерих, В.И. Вернадского, Р. Тагора, Ч. Айтматова, Ч. Валиханова, Авиценны, Шекспира и многих других воссоздавали неповторимую атмосферу – симфонию гениев, пополнивших сокровищницу мировой культуры.
Национальное своеобразие эпосов, их культурно-историческая роль в свете философии космической реальности были освещены в докладах д.ф.н., профессора КРСУ М.И. Лазариди, заместителя председателя Берёзовского Рериховского общества Г.Г. Пукаловой (г. Берёзовский Кемеровской обл.), председателя Ташкентского общества Рерихов Н.Р. Монасыповой и зам. председателя Л.И. Монасыповой (Ташкент). Доклад о символе Триединства в прикладном искусстве казахов и других народов Азии представила научный сотрудник Государственного музея искусств им. А. Кастеева Н.А. Баженова (Алматы). С докладами, посвященными воспитанию подрастающего поколения в духе гуманной педагогики, выступили: руководитель Центра гуманной педагогики г. Бишкек Д.А. Кутманалиева, заведующая учебно-воспитательным комплексом «Ак-Бала» Л.Н. Пак, заведующая Библиотекой Айтматовской книги М.Ж. Фролова. Особой страницей форума стала студенческая конференция в КРСУ. Доклады о творческом наследии семьи Рерихов, о выдающихся ученых и философах-космистах, культурном достоянии Кыргызстана подготовили студенты разных факультетов под руководством заведующей кабинетом русской и кыргызской культуры Т.А. Буримовой. Праздник завершился в общественном Музее им. Н.К. Рериха (Бишкек). Знамя Мира, осенявшее конференцию, возвратилось в музей. Два дня напряженной творческой работы создали мощный импульс согласованного мышления и деятельности, направленных к созиданию будущих оплотов культуры.
Исследовательский маршрут экспедиционной программы по Чуйской долине и Иссык-Кульской области (16–19 апреля) был разработан при участии академика В.М. Плоских. Поездка дала возможность непосредственно соприкоснуться с древней и современной культурой Кыргызстана и попытаться осознать ее в свете философии космической реальности – это был поиск новых пространственных смыслов. Гидами на маршруте стали сотрудники КРСУ – аспирант Д. Лужанский и к.и.н. Р. Нурмаматов. Территория Кыргызстана занимает в центрально-азиатском регионе срединное положение. Участники форума оказались там, где в прошлом проходили мощные миграционные потоки, пролегали караванные пути, в том числе одна из ветвей Великого Шелкового пути, где с востока на запад и с запада на восток двигались армии. Здесь разворачивался мощный культурный синтез, питаемый энергетикой многообразных этнических взаимовлияний – тюркских, согдийских, китайских, уйгурских, иранских, монгольских, индийских, тибетских, российских и т.д.
От древнего города Невакета, близ с. Красная Речка, сохранилось немногое: останки цитадели, шахристана, храмов и жилых домов, едва различимые улицы… В буддийском храме находилась священная 20-метровая глиняная статуя Будды, ныне хранящаяся в Эрмитаже. Холмы и увалы городища помнят зороастризм, несторианство, ислам, бурную жизнь торгового города V–XI вв. Пламя культурного синтеза, зажженное однажды здесь, в стране Небесных гор, уже никогда не угасало. Одним из свидетельств тому в XXI в. стал и наш форум.
Город Баласагун – главная столица Караханидов. Уровень культуры, в том числе военно-дипломатической, оказался в нем настолько высоким, что завоевавший его Чингизхан не решился уничтожить город. Башня Бурана, один из старейших минаретов Средней Азии, был возведен здесь в XI в. Его винтовая лестница, выложенная внутри кирпичной массы, как спираль устремленная в небо, живо напоминает о забытой было функции башенных культовых построек – быть лабораторией наблюдений за звездами. Рядом с Бураной вспоминались строки первой поэмы на тюркском языке – «Кутадгу Билиг» («Благодатное знание»), написанной уйгурским поэтом Юсуфом Баласагунским.
Через живописное Боомское ущелье, расположенное в среднем течении реки Чу, выезжаем из Чуйской долины в Иссык-Кульскую котловину. Озеро Иссык-Куль, «жемчужина» Кыргызстана, считается вторым по величине высокогорным озером планеты после озера Титикака в Перу. Будучи элементом подвижной тектонической зоны, озеро имеет свои ритмы «дыхания», которые определили судьбу поселений на его берегах. «В исторический период, – пишет об этом организатор подводных археологических исследований академик В.М. Плоских, – можно отметить два глобальных этапа повышения уровня воды: один – на рубеже до новой и новой эры, второй – конец XIV – начало XV вв. В результате повышения воды оказались затопленными памятники двух культур. Первые – античные (в основном, поселения эпохи бронзы и сако-усуньские курганы) I тыс. до н.э. Вторые – средневековые города и поселения, тюркские памятники. Сейчас их следы и останки находятся на глубине до 10 м от побережья практически по всему периметру озера»[1].
Поражает Иссык-Кульский музей-заповедник под отрытым небом в г. Чолпон-Ата. Гигантский природный храм впечатляет не только размерами (42 гектара), но и удивительной горной панорамой, окружающей его, и сложным рисунком сформированных когда-то ледником каменных полей, ставших святилищами, «полотнами» для петроглифов (2000 г. до н.э. – 4 в. н.э.). Есть основания предполагать, что встречающиеся здесь крупные каменные круги использовались как астрономические «обсерватории» для наблюдений за движением небесных светил. Таков был космизм древних.
Археологический комплекс Ак-Булун знаменит гипотезой о существовании здесь монастыря, где, по преданию, хранятся мощи святого апостола Матфея[2]. В последние годы поиском монастыря занимается археологическая экспедиция КРСУ под руководством В.М. Плоских[3].
В переводе с кыргызского Ак-Булун – «Светлый мыс». Его история не будет полной без уникального детского дома «Мээрим булагы». В рамках форума состоялась благотворительная акция, в ходе которой ее участники встретились с многонациональной семьей Дома. Мама, директор Г.О. Дегенбаева, воспитывает здесь особый дух общинности: взаимопомощь, жизнь своим трудом (садом и огородом, рукоделием, пчеловодством). Детский дом существует как общественная организация, не имея государственного финансирования. Важно, что «Мээрим булагы» создан на территории первого в Центральной Азии христианского мужского миссионерского монастыря (ок. 1830 г.), настоятелем которого был игумен из Свято-Троицкой Сергиевой лавры, а монахи прибыли с Валаама. Первый детский дом открыли сразу после установления Советской власти. Зимой 1941 года он принял детей блокадного Ленинграда. Так учение об общинножитии, заложенное Преподобным Сергием Радонежским, воплотилось на берегах Иссык-Куля, просияв светом любви и добра для многих детских сердец.
Участники форума прикоснулись и к исторической нити, протянувшейся из сердца России к сердцу Азии, через великих подвижников науки: П.П. Семенова-Тян-Шанского, замечательный памятник которому установлен на въезде в г. Балыкчи, и Н.М. Пржевальского, музей, памятник и могила которого находятся в г. Каракол.
Память об основателях Каракола, его судьбе, об этнокультурном синтезе конца XIX в., когда сюда влилась мощная волна переселенцев из России и Украины, бережно хранит Иссык-Кульский областной государственный архив. Его директор Ч.М. Сейдиматова и ведущий архивист, руководитель общественного объединения «Страницы истории» Б.О. Айткулиева предоставили участникам форума возможность непосредственного знакомства с живой историей Каракола.
Научную программу форума продолжил круглый стол «Проблемы глобализации и новое космическое мышление» в Иссык-Кульском государственном университете им. Касыма Тыныстанова. Его открыл проректор по учебной и научной работе Р.И. Абылгазиев. Доцент кафедры философии Н.М. Макеева представила доклад «Культурно-исторические типы цивилизации в контексте принципа деятельности и информационного подхода»; декан факультета истории и регионоведения, доцент Ж.К. Керимкулов, заведующая кафедрой философии, доцент Ж.К. Боконтаева выступили с докладом «Проблемы глобализации и взаимовлияния культур». М.Н. Чирятьев, О.А. Уроженко, Е.В. Троянова познакомили преподавателей и студентов университета с наследием семьи Рерихов, с идеями русского космизма, с деятельностью Международного Центра Рерихов. В процессе обмена мнениями космическое мышление, сформировавшееся в прошлом столетии, становилось реальностью нынешнего дня.
Экспедиция, начавшаяся в средневековом Невакете, сделав круг, вновь возвращалась в средневековый город прииссыккулья – Барсхан. Прошлое продолжало вторгаться в настоящее. Знаменитый ученый, барсханец Махмуд Кашгари был настолько привержен «земле предков», что на своей круглой карте мира обозначил озеро Иссык-Куль как центр обитаемой земли. Плодом его долгих путешествий по землям тюркских народов явился энциклопедический «Словарь тюркских наречий» – «Диван лугат ат-тюрк».
Мифологемы иссык-кульской земли оживают в одном из красивейших водопадов ущелья Барскоон «Слезы барса», который предстал в виде остановившегося на бегу стремительного потока – своеобразной ледяной скульптуры. В соседнем Тамгинском ущелье древние образы незримо окружают знаменитый камень с тибетской буддийской надписью, именуемый в научной литературе Тамга-Таш (в переводе с кыргызского тамга – знак, печать, тавро). Памятник был впервые описан российскими учеными Б.И. Кузнецовым и А.Н. Зелинским, получившими напутствие Ю.Н. Рериха. Для идентификации надписи С.Н. Рерих присылал исследователям фото памятников из Лхасы. Священная каменная глыба, то ли расколотая пополам молнией, то ли «рассеченная мечом Манаса» в направлении восток – запад, опоясана надписью из полуметровых букв: «Ом Мани Падме Хум», ориентированной на ось север – юг. В соседних ущельях «живут» еще два валуна с той же молитвенной формулой. Описанные в 1960-е годы, вошедшие в каталоги эпиграфики, памятники со временем потеряли былую известность. Общественно-научные экспедиции, организованные в 1994–1997 гг. основателем Тянь-Шаньского Общества Рерихов С.П. Синенко, возвратили к ним интерес. Сегодня сюда приезжают ученые, туристы, любители древностей. Памятники внесены во все туристические каталоги. Несколько часов, проведенных у Тамга-таша, заставили участников форума вспомнить Центрально-Азиатскую экспедицию Рерихов и заново испытать чувство глубокой благодарности Ю.Н. Рериху, подарившему науке знание об этом молитвенном камне – свидетеле древнего культурного единства Азии.
Путешествие и форум подходили к концу. Сомкнулась цепь времен – прошлого, настоящего и будущего. Магниты древних цивилизаций, вспыхнувшие своими излучениями, оживили память прошедших эпох. Нынешние участники форума привнесли в культурное пространство Кыргызстана дары духа, глубокого знания, желание сотрудничества. В наших устремлениях, надеждах и мечтах начинало формироваться Будущее. Знамя Мира как символ грядущего культурного единства планеты объединило людей разных стран, национальностей, поколений.
Фото С. Барсукова, Э. Жунушевой, М.Н. Чирятьева
[1] Плоских В.М. Подводные тайны и нераскрытые загадки Иссык-Куля. Бишкек, 2010. С. 3–4.
[2] На знаменитой средневековой Каталанской карте, датированной 1375 годом, на северном берегу озера изображено здание с крестом. Рядом надпись: «Место, называемое Иссык-Куль. В этом месте монастырь братьев армянских, где пребывает тело святого Матфея, Апостола и Евангелиста».
[3] Плоских В.М. «Атлантида Центральной Азии» – тайна Великого Шелкового пути. Иссык-Куль исторический // Культура и время. № 3/4, 2004.