Глубины «Варяжского моря»

№ 55-2015-2 |

Татьяна Иванова,
руководитель группы передвижных выставок МЦР
________

Вдохнуть жизнь в прошлое дано только истинному мастеру.
Рерих сумел ухватить и передать то, что мы называем духом Времени.
Л.В. Шапошникова

_________
Название одной из монументальных картин раннего периода творчества Николая Рериха «Выступление в поход» (холст, масло. 138,0 × 315,0. 1910) было выявлено в Музее имени Н.К. Рериха совсем недавно, в 2005 году, когда во время реставрационного осмотра на обороте холста была обнаружена авторская надпись: «СпБ Мойка, 83 / Н.К. Рерихъ / Выступление в поход / 5000 марок». Теперь атрибуцию произведения искусства можно считать окончательной.
Бытующее многолетнее название картины было «Варяжское море». Под этим именем она прожила долгую жизнь, упоминалась во всех каталогах, экспонировалась на выставках объединения «Мир искусства» (1910, 1911), на Международной Балтийской выставке в Мальмё (1914), в Стокгольме (зал Гумельсона, 1918), Копенгагене (1918, 1919), Хельсинки (салон Стриндберга, 1919), Лондоне (The Goupil Gallery, 1920). После 1920 года «Варяжское море» в составе передвижной выставки картин Н.К. Рериха совершило турне по городам США.

Н.К. Рерих. Выступление в поход. 1910

О том, что картина была дорога семье Рерихов, свидетельствует факт ее первоначальной принадлежности собранию Елены Ивановны Рерих, жены художника. Вместе с семьей Рерихов картина переехала из Европы в США и находилась в экспозиции Музея Николая Рериха в Нью-Йорке (1923–1935).
После 1935 года, когда Рерихи уже жили в Индии, она стала собственностью Луиса и Нетти Хорш, которые незаконным путем присвоили большую коллекцию картин из нью-йоркского Музея Николая Рериха. Судьбу этих картин можно считать несчастливой, поскольку многие из них стали недоступны зрителю на долгие годы, попав в частные собрания. Такая судьба постигла и «Варяжское море». Только в 2005 году картина была подарена частным лицом общественному Музею имени Н.К. Рериха и обрела в нем свой дом.
Какую же историю она нам может рассказать? Что за персонажи изображены на ней? Каков сюжет?
Варяжское море как древнерусское название Балтийского моря, сама варяжская тема, страницы истории Руси и Скандинавии в раннем творчестве художника занимают немалое место. Тема викингов-варягов, их конунгов привлекала еще совсем юного Николая Рериха. В гимназический период он даже посвятил битве саксонского короля и норвежского конунга стихотворение «Йоркское сражение», которое вошло в сборник стихотворений Рериха 1887–1888 гг.:

Н.К. Рерих. 1915–1916

Гаральд в боевое садится седло,
И едет он тезке навстречу.
У города Йорка стоял там варяг,
Увидев Гаральда Саксонца.

Ударил в наступ он, сошлися они,
И сеча там вмиг закипела.
Пробившись день целый, свалился варяг,
И ворон клевал его тело.

Позже в молодые годы Рерих неоднократно бывал на Севере. В 1896 году он прошел Великим водным путем «из варяг в греки», увидел «въездные ворота» в славянские земли – Ладогу, Волхов, Ильмень-озеро. В 1907, а затем в 1910 году посетил Финляндию и Карелию. В период с 1901 по 1917 год варяжская тема находит свое развитие в таких картинах, как «Иноземные гости», «Бой», «Могила викинга», «Три варяга приближаются», «Песнь о викинге», «Дочь викинга», «Триумф викинга» и другие. Участие в 1910 году в раскопках Новгородского Кремля, уникальные находки скандинавского поселения IX–X веков, знакомство с поэзией скальдов и со средневековыми сагами, сама природа Севера вдохновляют его на продолжение варяжской темы.

Н.К. Рерих. Бой. 1906
Н.К. Рерих. Иноземные гости. 1901

Глубокий научный интерес Рериха-историка вызывает в это время взаимодействие скандинавской и древнерусской культур, оказавшее значительное влияние на формирование национальной истории Скандинавии и России. «Глубины северной культуры хватило, чтобы напитать всю Европу своим влиянием на весь Х век, – отмечает Николай Константинович в статье “Радость искусству”. – Никто не будет спорить, что скандинавский вопрос – один из самых красивых среди задач художественных. Памятники скандинавов особенно строги и благородны. Долго мы привыкли ждать все лучшее, все крепкое с Севера. Долго только ладьи с пестрыми парусами, только резные драконы были вестниками всего особенного, небывалого. Культура северных побережий, богатые находки Гнездова, Чернигова, Волховские и Верхне-Поволжские – все говорит нам не о проходной культуре Севера, а о полной ее оседлости. Весь народ принял ее, весь народ верил в нее». И там же: «Везде скандинавы оставили после себя одни из лучших и самых здоровых влияний. Драгоценное качество – чувство собственного достоинства проникало в государственность народов вслед за северянами».

Фреска «Дочери Ярослава Мудрого» в Софийском соборе в Киеве. XI в.

Славянские и древнескандинавские образы эпохи викингов мы находим в русской литературе в творчестве Г.Р. Державина, К.Н. Батюшкова, К.Ф. Рылеева, А.К. Толстого, Я.К. Грота, Н.М. Карамзина. Нет сомнения, что Николай Константинович, всегда глубоко изучавший северную тему, был знаком с произведениями этих поэтов, писателей и историков.
Есть основания полагать, что основой сюжета картины Н.К. Рериха «Выступление в поход» послужила летописная история жизни конунга средневековой Норвегии Харальда Сигурдрсона (Сурового, Смелого) и его супруги Елизаветы (Эллисив), одной из трех дочерей могущественного и просвещенного князя Киевской Руси Ярослава Мудрого. Скальдическая поэзия и русские летописи повествуют о том, что Харальд завоевывал любовь гордой славянки многие годы в боевых походах на службе у Ярослава Мудрого и у византийского императора Михаила IV Пафлогонянина:

Мы, други, летали по бурным морям,
От родины милой летали далеко!
На суше, на море мы бились жестоко;
И море и суша покорствуют нам!

О други! как сердце у смелых кипело,
Когда мы, содвинув стеной корабли,
Как птицы, неслися станицей веселой
Вкруг пажитей тучных Сиканской земли!..
А дева русская Гаральда презирает.

Н.К. Рерих. Варяжское море. 1909. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

Последняя строка в стихотворении К.Н. Батюшкова «Песнь Гаральда Смелого» повторяется, и этот рефрен объясняет причину, которая заставила отважного викинга несколько лет добиваться положительного ответа от Елизаветы Ярославны. Наконец, стяжав богатство и славу выдающегося военачальника и даже сочинив «Висы радости» – стихи, прославляющие подвиги своей дружины и повествующие о нежном чувстве к Ярославне, Харальд получает ее в жены и увозит в Норвегию, где через некоторое время становится королем.
«Висы радости» говорят о том, что Харальд был не только суровым воином, но и преданно любящим человеком, талантливым и образованным скальдом. Но завоевательные военные походы, имеющие политическое значение для Норвегии, в его жизни играли главную роль и были почти непрерывными.
Здесь стоит сказать, что те искусствоведы, которые не знали истинного названия картины и не имели возможности видеть «живое» произведение, при описании его сюжета допускали ложные трактовки. Так, долгое время считали, исходя из названия «Варяжское море», что на картине изображена сцена сватовства Харальда Смелого. На самом деле авторское название «Выступление в поход» диктует совсем другое развитие событий.

Н.К. Рерих. Смотрит. Заставка к книге А. Мантеля «Н. Рерих»

В картине «Выступление в поход» чуткая и смелая кисть Рериха выстраивает для сцены именно прощания с уходящим в поход викингом сложную композицию в виде витка спирали. Этот виток включает в себя мощные каменные стены замка, вырастающие из прибрежных скал, деревянное крыльцо, которое венчает языческое резное изображение грифонов, оберегающих постройку от пожара. Рерих как историк и этнограф очень точен в отображении пейзажа, декоративных элементов построек, кораблей, снаряжения воинов. На крыльце мы видим три основные фигуры – Харальд, Елизавета и Епископ. И заканчивается виток спирали, уходящей в даль морского простора, вереницей двенадцати боевых кораблей.

«Треугольник» главных героев не случаен. Они связаны друг с другом глубокими внутренними узами. Гордо откинутая голова могучего Харальда, прямой взгляд, боевое снаряжение говорят об отваге и уверенности в победе. Напротив, весь вид его супруги Елизаветы молчаливо печален. Голова уже немолодой красавицы склонилась не под тяжестью королевской короны, а от тяжелых дум, дурных предчувствий и пророческих снов. Сны, предвещающие несчастье, как свидетельствуют летописи, видели перед этим походом и соратники конунга, и родственники королевской четы даже в далеком Киеве, на родине Елизаветы Ярославны.

Н.К. Рерих. Дочь викинга. 1910

Взор Епископа, поддерживающего королеву, направлен на острие копья Харальда. Свободной рукой, обвитой четками, и мощью своего взгляда он заклинает оружие, благословляет Харальда на удачу – и в тот же миг прозревает трагический исход будущей битвы. Внимание коронованной Ярославны также приковано к острию копья, ярко сверкающего на фоне серого деревянного крыльца. Тона картины гармоничны: от серо-голубого до глубокого синего, от тревожных сполохов охряного до коричневого. Волны залива прозрачно-зелены и холодны в это раннее северное утро.

Н.К. Рерих. Волокут волоком. 1915

Но время торопит – ладьи стоят под раздутыми парусами, реет на ветру знамя, викинги трубят в рога. Нос каждой ладьи, щиты и знамена украшены драконами или грифонами. Викинги выйдут в открытое море под защитой этих древних символов. Из глубины картины словно слышатся проникновенные и трагические звуки «Траурного марша на смерть Зигфрида» Рихарда Вагнера, предвещающие печальный конец. Войско Харальда было разбито в битве с саксами. Сам он погиб. А его тезка и противник, король Англии Гаральд, вскоре был убит в сражении с норманнским войском Вильгельма Завоевателя.

Н.К. Рерих. Песнь о викинге. 1907

Лаборатория Мастера всегда интересна и таинственна. Это глубокое историческое, героическое и в то же время лирическое произведение создавалось и продумывалось художником на протяжении нескольких лет. В фондах Русского музея в Санкт-Петербурге хранятся графические зарисовки, в том числе «Замок у моря», пейзаж к картине «Варяжское море». В книге А.Ф. Мантеля, исследователя творчества художника, мы встречаем рисунок Рериха «Смотрит» (1904), где уже определенно прорисованы ландшафт, крыльцо к «Варяжскому морю», фигура смотрящего в даль человека, которая в дальнейшем трансформируется в фигуру Епископа. В Татарстане хранятся этюд к картине «Варяжское море» (1910, Казанская картинная галерея) и картина «Варяжское море» (1909, Государственный музей изобразительных искусств РТ).

Н.К. Рерих. Варяжский путь. 1906

Сравнение картины «Выступление в поход» (1910) с известным ранним вариантом «Варяжское море» (1909) из Государственного музея изобразительных искусств Татарстана дает представление о том, как, оставаясь верным сюжету и композиции, художник трансформирует колористическое решение, уменьшает интенсивность красных тонов и уточняет некоторые детали, – например, большой красный парус заменен на меньший охряный стяг, а узорным одеждам королевы приданы мягкие золотисто-коричневые тона. Все это сосредоточивает внимание зрителя на главном, делает сюжет более напряженным и трагическим, а увеличение размера полотна придает работе монументальный величественный вид.

Н.К. Рерих. Могила викинга. 1908


Николай Константинович всегда считал, что художнику необходимо совместить и разрешить три задачи – художественный эффект (настроение), общепсихологическую задачу и специально-историческую. Только тогда картина способна произвести полное впечатление на зрителя. С глубокой уверенностью можно утверждать, что синтез этих задач ставит картину «Выступление в поход» в ряд произведений высокого искусства. Художник словно открывает окно в мир древней Норвегии, где исторические образы предстают в обликах художественных и глубоко человечных, претворяясь в эпическое изображение жизни скандинавского народа.

Н.К. Рерих. Три варяга приближаются. 1906
Spread the love

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *