Гимн труду творящему

№ 41-2011-3 |

Т.И. Чечина _________

Вдохновение – великое природное качество, показатель многих трудов. Люди напрасно ограничивают это качество областями науки и искусства. Человек может творить в любом мастерстве труда. Уявление высокого качества в каждом труде уже будет вдохновением. Так можно приветствовать каждый совершенный труд как истинное творчество.
Братство III, 789

«Нам года не беда, если к цели стремиться большой!»
Юбилеи в 2011 году празднуют Н. Г. Михайлова и М.С. Бухаркова

Когда отмечают юбилеи выдающихся личностей, с восхищением говорят об их ярких и даже героических достижениях. Чаще всего ареной таких свершений являются искусство и наука, образовательная, политическая и общественная деятельность. Но иногда достижения бывают результатом долгих и незаметных трудов, кропотливой, лишенной внешних эффектов работы. Часто ли мы слышим достойные и уж тем более хвалебные речи о деятельности сотрудников музеев, архивов, библиотек? Однако именно их незаметные усилия слагают и хранят важные основы отечественной культуры. Скромные и самоотверженные, они (при низкой, что греха таить, оплате труда) являют собой пример чести и неизменной преданности своей неброской, но неотъемлемой от культурного строительства и просветительства профессии.

В этом году в Международном Центре-Музее имени Н.К. Рериха отметили 80-летний юбилей наши замечательные сотрудники М.С. Бухаркова и Н.Г. Михайлова. Обе они работают здесь с основания МЦР, уже два десятка лет, Марионелла Семеновна – в научной библиотеке, Нина Георгиевна – в отделе рукописей.

Жизнь каждой из них, предшествовавшая работе в Центре-Музее, имеет схожие черты. Это и военное детство, которое заставило рано повзрослеть и лишило многих детских радостей; это юношеские мечты и надежды, становление личности и обретение профессии. Это работа в разных организациях и учреждениях – всегда ответственная, добросовестная, в которой не было ни стяжательства, ни стремления получить теплое место или выслужиться перед руководством. И обе они считают те годы подготовкой к особому этапу своей деятельности, к служению, связанному с великим культурным наследием семьи Рерихов.

Марионелла Семеновна Бухаркова

Начало. Послужной список в документах. 1960-е годы

Довоенные годы в родном Ленинграде, казалось, промелькнули незаметно – война стерла многие впечатления ранних лет, перечеркнула радости беспечного детства. В памяти яркими горестными эпизодами запечатлелись эвакуация из блокадного Ленинграда и долгие, нескончаемые дни пребывания в Костромской области. Только бы пережить это… В деревне не было возможности нормально учиться, а душа всегда стремилась к знанию!

После войны Марионелла вернулась в Ленинград, поступила в педагогический институт на факультет иностранных языков, мечтала преподавать французский. Но военная профессия мужа заставила переезжать из города в город. На несколько лет задержались в Житомире, там началась ее работа в школе, она преподавала французский и английский в младших классах. Очень любила детей. Как молодой классный руководитель, Марионелла Семеновна «по-матерински» журила родителей за то, что они, на ее взгляд, не занимаются должным образом своими детьми, их воспитанием и всесторонним развитием. Проблемы образования виделись ей наипервейшими задачами семьи и общества.

Вернувшись в Ленинград, Марионелла Семеновна по счастливому случаю устроилась в Библиотеку имени Салтыкова-Щедрина – лучшую библиотеку в СССР. Сначала думала, что это временно, что вернется в школу, к любимому французскому, как только появится возможность. Но, проникаясь особой атмосферой библиотеки, пониманием ценности книг, осталась. Оказалось, что на всю жизнь.

Книги не были для нее лишь предметом восхищения – жажда познания не угасала. Семья, дети, сложные бытовые условия, но вставала в шесть утра и, пока все еще спят, читала. Начитывалась! Так самообразованием компенсировала недостаток знаний, полученных в годы военного и послевоенного детства.

С журналистом А.П. Кабановой на вечере в МЦР

К книгам в то время относились уважительно, с почтением. Кружки, лектории, народные университеты – было множество форм обучения и просвещения. Учились все! Лозунг той эпохи был «Знание – сила». С увлечением прочитывала все толстые журналы, но недостаточно было книг по философии, не было знаний о духовной культуре.

Живя в Алжире вместе с мужем, Марионелла Семеновна работала в библиотеке советского культурного центра. Алжирцы, особенно преподаватели университета и студенты, очень интересовались русской литературой и трудами по марксизму-ленинизму. Один из профессоров как-то спросил ее: «Мадам, вы думаете, что Ленин принадлежит только вашей стране? Он принадлежит всему миру. А у вас его начинают забывать…» Эти слова заставили задуматься о социально-политических и международных проблемах. Студенты, которым Марионелла Семеновна помогала переводить русские тексты, часто приходили в библиотеку и, окружив кольцом, подолгу беседовали с ней. В конце одной из бесед прозвучал вопрос: «Мадам, вы верите в Бога?» Для алжирцев вера и религия были критериями человеческого достоинства.

В последующие годы Марионелла Семеновна работала в Москве в Библиотеке иностранной литературы, затем методистом в Библиотеке по естественным наукам Академии наук СССР.

Многие в те годы начинали читать запрещенные самиздатовские философские книги, знали и о Рерихах. Еще до перестройки, когда лишь забрезжила свобода слова, Марионелла Семеновна читала «Листы дневника» Н.К. Рериха, «Знамя Преподобного Сергия», «Письма Е.И. Рерих». Читала взахлеб! Знания философского и космогонического порядка захватывали, не возникало ни малейшего сомнения в достоверности и авторитетности их источника.

В начале 90-х годов в Москве начал работу Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха. Людмила Васильевна Шапошникова привезла из Индии наследие Рерихов, которое было доверено ей Святославом Николаевичем для создания Центра-Музея. Началась грандиозная по своим задачам беспрецедентная организация уникального культурно-просветительского учреждения, в составе которого предполагалось создать многие отделы и службы. По цепочке дружеских связей судьба привела Марионеллу Семеновну в этот новый центр культуры.

Работая в научной библиотеке МЦР, она углубленно изучала Живую Этику. Особенно трудным был первый этап работы. Мемориальную библиотеку семьи Рерихов нужно было разобрать, упорядочить, а для этого необходимо каждое издание прочитать, проработать. «Началась совершенно новая жизнь, – вспоминает она, – сознанию открылся совсем другой смысл жизни, другие ценности. Как эти знания необходимы людям, для всей планеты!»

У книжных полок, а в них – весь мир

В первые годы создания Музея имени Н.К. Рериха организовалась группа людей, которые, читая учение, стремились глубже понять затронутые там темы. Среди них была и Марионелла Семеновна. Эта группа единомышленников просуществовала 9 лет и дала ее участникам ценный опыт в изучении Живой Этики. Вспоминая эти встречи, Марионелла Семеновна хотела бы вновь воссоздать ту атмосферу единомыслия и единения, но уже на новом витке развития Музея.

Книги Живой Этики она читала и в дороге (а ехать не близко – автобус, метро с двумя пересадками), отмечая карандашом и продумывая важные мысли, философские формулы. Не только познавала и изучала, но применяла основы Живой Этики в своей жизни.

Первая заведующая библиотекой МЦР Валентина Ивановна Шишкова говорит о Марионелле Семеновне в самых возвышенных тонах: «Это уникальная женщина, столько доброты, любви к людям при абсолютной скромности и терпении. Редко бывает в одном человеке так много достоинств. Она обожает читателей, и они отвечают ей тем же! Ей важен каждый человек – и профессор, и девочка-студентка, ей с ними интересно. И всегда скажет о Высоком».

«Я давно решила свои личные проблемы оставлять дома, – рассказывает Марионелла Семеновна. – На работу приходить только в хорошем настроении. Стараюсь не допускать негативных мыслей. Говорю себе: сейчас мне эта проблема кажется неразрешимой, отложу ее до завтра. А завтра она уже меньше, послезавтра – еще меньше, утончается с каждым днем. Вот так терпением и трудом стараюсь преодолеть тяжелое настроение…»

Наталья Карловна Воробьева, проработавшая с Марионеллой Семеновной бок о бок четырнадцать лет, характеризует ее как высокого профессионала библиотечного дела – ведь в свое время она закончила курсы в Библиотеке имени Салтыкова-Щедрина, в Ленинграде, а такое образование приравнивалось ко второму высшему. Педагогическая жилка ощущается до сих пор: общаясь с посетителями библиотеки, Марионелла Семеновна всегда старается помочь, разъяснить и делает это деликатно, ненавязчиво. «Я бы вам посоветовала…» – говорит она, всегда учитывая настрой собеседника. Самая главная тема, которую Марионелла Семеновна предлагает своим собеседникам, особенно молодым, – проблема Культуры. К ней приходят не только за книгами, но и специально, чтобы пообщаться. Люди чувствуют ее доброе внимание и душевное участие, но при определенной ситуации, когда собеседник явно заблуждается, Марионелла Семеновна проявляет твердый характер и принципиальность. На нее всегда можно положиться. «Да, да, все сделаем, не волнуйтесь», – эти слова звучат залогом надежности и гарантией качества.

Встреча членов Международной Лиги защиты культуры

«Работать с Марионеллой Семеновной легко, – говорит заведующая библиотекой, Наталья Карловна, – даже имея разные точки зрения, стараемся убедить друг друга. И это всегда происходит в культурной атмосфере, потому что мы единомышленники». Интерес и склонность Марионеллы Семеновны к просветительству проявляются не только в библиотечной работе. Многие годы она активно участвовала в деятельности Международной Лиги защиты культуры, Ассоциации «Родительская забота», в организации Родительского университета, в общественном движении за учреждение Всемирного дня Культуры. Объединившись с такими же, как она, общественными подвижниками, подготовила издание (на свои деньги) двух брошюр о культуре и о Пакте Рериха.

Приезжая в Страсбург к дочери, которая работает в Совете Европы, Марионелла Семеновна сумела воспользоваться личной поездкой для культурного просветительства. В результате – партия книг, изданных Международным Центром Рерихов, поступила в Национальную библиотеку Страсбурга. А на имя Людмилы Васильевны Шапошниковой пришло письмо за подписью директора по развитию фондов Кристофа Дидье с благодарностью за подаренные книги и с пожеланиями дальнейшего сотрудничества.

Марионелла Семеновна относится к тому типу людей, которые щедро выдают идеи и умеют увлечь ими так, чтобы у собеседника родился интерес и появились силы к осуществлению задуманного. За крепкий характер мама в детстве называла ее «кремень». Но кремень – это еще и потенциальный огонь. Искра всегда готова вспыхнуть и зажечь огонь в собеседнике, воодушевляя, давая поддержку и надежду.

Она старается не замечать возраста, идти в ногу со временем. Очень любит молодежь – да и сама молода душой! Отзывчивая и доброжелательная, Марионелла Семеновна располагает и притягивает к себе читателей и сотрудников. Никогда не жалуется на здоровье. «Силы небесные дают силы», – говорит она, улыбаясь. Любимая работа, вдохновение поддерживают жизненный тонус. Так ощущает она свой земной долг, так привыкла трудиться, считая труд и устремленность к высоким идеалам источником жизненных сил.

Коллектив единомышленников. Марионелла Семеновна и ее коллеги по научной библиотеке МЦР

«Я наслаждаюсь познанием! – говорит Марионелла Семеновна. – Перечитываю через много лет то, что когда-то читала, и всегда появляется новый ракурс, удивляюсь: как я могла этого не видеть раньше? Был период, когда я думала: разве можно понять Космическую эволюцию! Но сейчас без этого понимания не мыслю свою жизнь. Нам всем необходимо осознать, какую важную, центральную роль играет Россия в процессе Космической эволюции. Замечательно и пророчески сказал об этом поэт и философ Владимир Хомяков: «…Стране смиренной, полной веры и чудес, // Бог отдал судьбу Вселенной, гром земли и глас Небес…»

Нина Георгиевна Михайлова

Нина Георгиевна в отделе рукописей МЦР. 2005

Будущие инженеры были еще студентами, когда у них родилась дочь Нина. Мать получила редкую специальность – метролог; отец стал директором одного из крупных заводов Москвы, потом преподавал в институте. Жили большой дружной семьей – две бабушки, родители и две дочери. Когда началась Великая Отечественная война, семью эвакуировали в Пермь; отец остался в Москве – завод проводил ремонт танков и другой военной техники.

Военные годы были трудными, но и они приносили неожиданные радости. Ленинградский театр оперы и балета имени Кирова, прославленная Мариинка, был эвакуирован в Пермь. Морозной зимой, когда температура опускалась ниже 40 градусов, пешком, укутавшись в теплые платки (зимней одежды не было – ведь уезжали из Москвы, думая, что на пару месяцев), Нина с мамой ходили на балет. Галина Уланова, Константин Сергеев, Наталья Дудинская – это была удивительная сказка детства!

Мама – Серафима Анцеловна Михайлова. 1930-е гг.
Папа – Георгий Михайлович Михайлов. 1930-е гг.
С дедушкой Михаилом Герасимовичем и бабушкой Лидией Ивановной Михайловыми. 1935

В соседнем доме жили музыканты из оркестра, они рассказывали о блокаде города на Неве. Сердцу передавалась тревога, но детскому сознанию трудно было представить все ужасы страшной реальности. Через некоторое время судьба представила суровый, незабываемый образ войны. Ожидая на пристани бабушку, Нина увидела вереницу людей, которых доставили из блокадного Ленинграда. Эти тихие силуэты с трудом можно было назвать человеческими телами. Лица были серыми, и черты словно бы стерты. На шее каждого висели тяжелые резиновые пакеты – в них хранились личные документы. В изношенной темной одежде, с маленькими котомками в руках, они медленно двигались под горькими взглядами собравшихся на пристани. Это были тени. Страшное свидетельство жестокой войны потрясло детскую душу и осталось в памяти на всю жизнь.

Когда семья вернулись в Москву, бомбежек уже не было, и жизнь постепенно налаживалась. Несмотря на частые болезни и вынужденные сбои в учебном процессе в военные годы, Нина окончила школу с золотой медалью. Уже в 3–4 классах была увлечена историей – ее и выбрала своей профессией. На исторический факультет Московского государственного университета попасть было непросто даже медалистам, но Нина успешно прошла собеседование и поступила – это была ее линия жизни.

7 класс 284 Московской школы (Н.Г. Михайлова – первая слева в первом ряду). 1946
На даче. 1949

Студенческая юность пришлась на начало 50-х годов. Репрессии не коснулись ее родных, но многих хороших педагогов университета увольняли и арестовывали. Молодость есть молодость, и будущие историки ходили в походы, ездили в экспедиции, увлекались художественной самодеятельностью. В летние месяцы выезжали в подшефный колхоз в Зарайский район. Там произошла судьбоносная встреча и началась дружба, которая длится десятки лет. Аспирантка Людмила Шапошникова возглавляла студенческую группу; энергичная и веселая, она была душой коллектива, а для Нины стала самым близким и дорогим другом. Помимо работы на полях, студентов обязали вести просветительскую работу на селе, они добросовестно выполняли задание: читали колхозникам лекции… про сельское хозяйство! А вечерами – песни, танцы и стихи. Красивая Нина Михайлова была приметной и в хоре, и в театральных постановках. Не обходилось и без курьезов: однажды во время финального номера на сцене собралось столько пламенных творческих энтузиастов, что подмостки рухнули под грохот, смех и аплодисменты зрителей.

На Телецком озере. 1959
Под Кисловодском. 1976

На старших курсах были экспедиции в Среднюю Азию, в Хорезм, где во время раскопок находили керамику рубежа I и II тысячелетий. Страшная жара, жизнь в палатках – но зато встреча с настоящей стариной. Нину привлекала история древних веков, особенно Древней Руси; дипломную работу она писала по писцовым книгам XV–XVI веков. После университета восемь лет работала в Архиве древних актов – одном из лучших архивов страны. Часть специальных знаний, например умение читать скоропись, пришлось постигать дополнительно, благо было у кого учиться, рядом работали прекрасные специалисты.

Н.Г. Михайлова с сотрудниками главного архивного управления Киргизской ССР. 1983

В Ингосстрахе Нина Георгиевна проработала всего два года. Когда пришла увольняться, вызвала большое недоумение руководства: «От нас не уходят!..» Многие вожделенно мечтали попасть в эту организацию, так как служба в ней была связана с поездками за границу. Объяснение, что она чувствует себя здесь не на своем месте, казалось удивительным и непонятным.

В Архиве Академии наук судьба свела ее с замечательными людьми – с некоторыми из них, как потом оказалось, для долгой совместной работы. А.П. Гудзинская, И.В. Орловская, Г.Н. Сукачева, Т.В. Логинова станут ее сотрудницами в Центре Рерихов; до конца своих дней здесь будет работать и М.Я. Ржезникова.

Л.В. Шапошникова и Н.Г. Михайлова под Москвой. 1960-е гг.

Благодаря дружбе и близкому общению с Л.В. Шапошниковой Нина Георгиевна познакомилась с книгами Рерихов, с их жизнью и деятельностью, с философскими трудами. Встречалась с биографом семьи Рерихов П.Ф. Беликовым и со Святославом Николаевичем, когда он приезжал в Москву. Все это магнитно складывало особую тропу ее жизни.

Старейшие сотрудники МЦР («Динозавры»). Сентябрь 1999 г.

Когда создавался Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха и его структурные подразделения, был организован специальный Отдел рукописей для работы с объемным и сложным семейным фондом Рерихов. Нина Георгиевна, которую Людмила Васильевна привлекла к этой деятельности, одна обеспечила начальный этап работы отдела, сформировала штат, пригласила ответственных, высококвалифицированных специалистов из Архива Академии наук. Научный сотрудник с большим стажем, она никогда не имела амбиций к руководящей работе; отдел возглавить предложили самой молодой из всех коллег Ирине Владимировне Орловской.

В мастерской скульптора С.В. Манцерева. Пенза, 1999

Наследие Рерихов – это не только картины, которые нашли достойное место в отреставрированном главном здании Музея, но и тысячи писем, документов, фотографий. Все это требовало систематизации. Нужно было составить описи, выявить соответствующие документы и материалы в других архивах страны и за рубежом, расположить архивные материалы по годам. Поначалу было непонятно, с чего начинать, как организовать работу. Не было витрин, бумаги, при подготовке к выставке сами печатали этикетки, все делали своими руками. Когда готовили первую экспозицию, работали буквально день и ночь. Нина Георгиевна всегда старалась помочь своим сотрудницам, подсказать и пояснить то, в чем была более компетентна.

Фонд еще не был полностью обработан, но время настоятельно требовало публикации архивных материалов. Первыми были подготовлены и опубликованы письма Ю.Н. Рериха Елене Ивановне о планах будущего института Гималайских исследований «Урусвати». Следом «Листы Дневника» Н.К. Рериха (два издания), «У порога Нового Мира», письма Ю.Н. и С.Н. Рерихов.

Греция, Элевсин. Н.М. и Б.И. Булочники, Л.В. Шапошникова и Н.Г. Михайлова. 2003

 «Разбор материалов, их обработка и систематизация проходят по общим архивным правилам, – рассказывает И.В. Орловская. – Сложность фонда Рерихов в том, что он, во-первых, очень объемный, и, во-вторых, фамильный. Если, к примеру, в Академии наук личные фонды – это фонды конкретных ученых, то у нас это фонд целой семьи, в которой каждый представляет собой уникальную личность. Помимо документов, отражающих их деятельность, у каждого члена семьи Рерихов огромное количество личных документов. В Архиве Академии наук один человек занимается одним фондом, у нас – все три сотрудника одновременно ведут всю работу. Мы работаем как маленькое самостоятельное учреждение! У каждого архивиста свой личный подход, свой стиль работы, и надо свести их к общему знаменателю. Семьдесят процентов материала фонда Рерихов на иностранных языках – английский, немецкий, французский. Все переводим сами. Нина Георгиевна – человек исключительно ответственный, трудоспособный и преданный делу. Она переводит с английского и французского, возглавляет группу переводчиков».

Нина Георгиевна умеет работать в коллективе, всегда благодарно принимает подсказки и советы руководителя (который значительно моложе по возрасту и стажу). Дружба с генеральным директором Музея имени Н.К. Рериха Л.В. Шапошниковой никогда не ставила ее в какое-то привилегированное положение, скорее наоборот, это накладывает особую, повышенную ответственность, рождает желание не подвести своего друга.

На рабочем месте в отделе рукописей МЦР. 2001

Духовная культура человека в большой степени проявляется в качестве его труда и в отношениях с коллегами, теми, кто каждый день рядом с тобой. Сотрудники Международного Центра Рерихов, поздравляя с 80-летним юбилеем Марионеллу Семеновну и Нину Георгиевну, не из вежливости произносили в их адрес самые высокие слова уважения и благодарности. Они с готовностью следуют примеру своих старших коллег, равняются на их заслуженный авторитет.

Оглядываясь на прожитые годы, анализируя пройденный путь, наши юбиляры вполне заслуженно могут сказать о своей жизни словами Н.К. Рериха: «За нами гимн труду, творящему и руками, и мозгом, и духом»[1].


[1] Рерих Н.К. Клад захороненный. СПб, 1993. С. 23.

Spread the love

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *