Международная научно-общественная конференция «Дети нового сознания»

№ 22-2006-4 |

Резолюция
8–11 октября 2006 года _________

С 8 по 11 октября 2006 года в Москве в Центре-Музее имени Н.К. Рериха состоялась очередная Международная научно-общественная конференция «Дети нового сознания». Организатор конференции – Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха, при участии Объединенного научного центра проблем космического мышления, Международной Лиги защиты культуры, Международной Ассоциации Фондов Мира, Российской академии образования, Российской академии естественных наук, Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского, Благотворительного Фонда имени Е.И. Рерих. Конференция прошла при поддержке Информационного центра ООН в Москве и ЮНИСЕФ.

Среди участников конференции – 6 академиков, 15 докторов наук, 14 кандидатов наук, включая представителей СНГ, Ближнего и Дальнего зарубежья: Украины, Белоруссии, Киргизии, Литвы, Латвии, Эстонии, Израиля, Финляндии, Италии, Австрии, Болгарии, Германии, США, Канады.

С приветствиями на открытии конференции выступили директор Информационного центра ООН в Москве А.С. Горелик, координатор программы «Защита детей» ЮНИСЕФ О.В. Ременец, президент Мирового артийского комитета и представитель Общественной палаты РФ В.М. Тарбоков, вице-президент Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского Б.Н. Кантемиров, представитель общественного экспертного совета при комитете по культуре Государственной Думы РФ Ю.А. Агешин.

В адрес конференции поступили приветствия от директора Института мозга РАН, академика Н.П. Бехтеревой, министерства культуры республики Татарстан, австрийского общества Рерихов, членов рериховского общества г. Ванино (Хабаровский край), Комитета общественных связей правительства Москвы.

С докладами выступили Генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха, академик Российской академии естественных наук и Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского Л.В. Шапошникова, академик Российской академии образования Ш.А. Амонашвили, академик Российской академии естественных наук А.Е. Акимов, профессор Московского педагогического государственного университета Е.Н. Черноземова, директор Института педагогики и психологии Дагестанского государственного педагогического университета профессор Д.М. Маллаев, заведующая кафедрой психологии и психофизиологии ребенка Института детства Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена профессор В.Г. Каменская, председатель Российского детского фонда А.А. Лиханов, а также другие ученые и общественные деятели.

Л.В. Шапошникова открывает конференцию

Международная научно-общественная конференция «Дети нового сознания» продемонстрировала высокий научный уровень докладов и сообщений и собрала значительное число педагогов, философов, психологов, медиков, а также представителей государственных и общественных организаций, занимающихся вопросами обучения и воспитания детей.

Большинство докладов были посвящены важным проблемам космической эволюции, результатом творчества которой явилось рождение детей с новым сознанием и новой энергетикой. С 80-х годов прошлого века это явление получило массовый характер. Дети нового сознания обладают более высокими качествами, как интеллектуальными, так и духовными, которые проявляются одновременно в самых разных сферах деятельности: художественной, научной, общественной. Они пришли не только с новым сознанием, но и с новыми знаниями, значительная часть которых связана с историей и проблемами Вселенной. Этот феномен, не обращать внимания на который нельзя, подтверждает многие положения Живой Этики – философии космической реальности, которая содержит методологию нового космического мышления и свидетельствует о неизбежности появления на Земле в данный переходной период человека нового энергетического вида. На смену Homo sapiens – Человеку разумному – идет Человек Духовный.

Являя собой новый энергетический вид человечества, эти дети требуют особого отношения и со стороны педагогов, и во всех социальных сферах, к чему человечество, к сожалению, пока не готово.

Лейтмотивом конференции стала мысль о том, что приход детей нового сознания требует коренной перестройки мировоззренческих устоев человечества и в первую очередь – устаревшей системы образования и воспитания. Крайне актуальной проблемой является защита этих детей в жестоких условиях современной цивилизации. Особенно остро эта проблема стоит в современной России, где положение детей крайне критическое.

Научная часть конференции завершилась Круглым столом, на котором выступили многие ее участники.

Так же, как и 2000-м году, когда проблема детей нового сознания была поставлена впервые, на сегодняшнюю конференцию были приглашены дети – «виновники торжества». Для них была подготовлена специальная программа, включившая в себя выставку детского рисунка «Мы – дети Света», в которой ярко проявился космический настрой юных художников, а также знакомство с Оптическим театром школы №906 (руководитель В.Г. Акимова) и Оптическим театром МЦР (руководитель С.М. Зорин), круглый стол с учеными и космонавтами, мастер-класс в театре Ф.В. Сухова, Урок доброты в театре Ю.Д. Куклачева и экскурсии в Музей имени Н.К. Рериха, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, обзорную экскурсию по Москве.

На конференции был продемонстрирован полнометражный документальный фильм Валерия Шатина «Дети Света», который явился еще одним шагом в осмыслении творчества космической эволюции.

Конференция постановляет:

1. Рекомендовать всем заинтересованным лицам, организациям, социальным институтам продолжать работу по осмыслению феномена детей нового сознания с привлечением средств массовой информации и организацией различного рода семинаров и симпозиумов.

2. Считать появление детей нового сознания практическим подтверждением идей и положений Живой Этики – философии космической реальности и системы познания нового космического мышления, которая начинает постепенно входить в научный оборот.

3. При Объединенном Научном Центре проблем космического мышления организовать в сотрудничестве с Международным Центром гуманной педагогики при МЦР (руководитель Ш.А. Амонашвили) научную секцию «Дети нового сознания».

4. Центру гуманной педагогики МЦР составить план работы, связанный с исследованием феномена детей нового сознания и решением проблем, поднятых на настоящей конференции.

5. Центру гуманной педагогики совместно с научным отделом МЦР и Объединенным Научным Центром проблем космического мышления продумать цикл программ по работе с детьми, в ходе которых могла бы раскрыться новизна их сознания: дискуссий, круглых столов, конференций, встреч.

6. Рекомендовать Международному Центру Рерихов и рериховским культурным организациям проводить сольные концерты и персональные выставки детей нового сознания.

7. Публикаторскому отделу МЦР и рериховским организациям, имеющим свои издания, подготовить проект всероссийского издательства, выпускающего работы по разным областям детского творчества (по примеру книг-задачников Льва Бондарева из Феодосии, Украина).

8. В журнале Международного Центра Рерихов «Культура и время» ввести новую рубрику «Дети нового сознания».

9. Рекомендовать регулярным изданиям Рериховских обществ обратить самое пристальное внимание на эту проблему.

10. Оказать газете «Содружество», выпускаемой Международным советом рериховских организаций имени С.Н. Рериха, материальную и иную помощь в разработке и освещении проблемы детей нового сознания.

11. Предложить Международному совету рериховских организаций имени С.Н. Рериха разработать в сотрудничестве с местными соответствующими организациями и рериховскими обществами практический план по решению проблем детей нового сознания. Рекомендовать Совету создать группу из активистов рериховского культурного движения, которая будет заниматься общими проблемами детей, в том числе и детей нового сознания.

12. Рекомендовать Международному Центру Рерихов создать специальное приложение к журналу «Культура и время», которое будет полезно и взрослым, и детям.

13. Создать при Международном Совете Рериховских организаций имени С.Н. Рериха Информационный центр по сбору материалов, освещающих проблемы детей нового сознания.

14. Обратить внимание общественности на то, что дети в современном мире не защищены от шарлатанов и корыстных лиц, стремящихся под видом помощи детям вести бесчестную коммерческую деятельность. Призвать Рериховские организации и общественность включиться в дело защиты детей.

15. Международному Центру Рерихов, Международному Совету Рериховских организаций имени С.Н. Рериха и в том числе самим рериховским обществам наладить сотрудничество с Российским детским фондом (президент А.А. Лиханов) и другими организациями, занимающимися воспитанием, образованием и защитой детей.

16. Рекомендовать рериховским организациям активно популяризировать полнометражный документальный фильм «Дети Света» режиссера В.В. Шатина.

17. Поручить Международному Центру гуманной педагогики при МЦР направить материалы конференции в Министерство образования и науки РФ, Министерство здравоохранения РФ с предложением разработать программы по изучению проблем, поднятых на конференции.

18. Международному Совету Рериховских организаций имени С.Н. Рериха, рериховским организациям принять участие в работе общественно-государственного проекта Комиссии по вопросам интеллектуального потенциала нации Общественной палаты РФ «Система выявления, отбора и поддержки талантов».

19. Возложить ответственность за выполнение данной резолюции на Международный Центр Рерихов, Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха и Объединенный научный центр проблем космического мышления.

Участники конференции

«Дети нового сознания»

Обзор Международной научно-общественной конференции

Представительная научно-общественная конференция, созванная Международным Центром Рерихов в 2006 году, была посвящена очень интересной и сложной теме – «Дети нового сознания». Шесть лет назад, в 2000 году, МЦР впервые поставил эту проблему на конференции «Новая эпоха – Новый человек». Но тогда к этой теме так и не удалось подойти вплотную, крупные ученые и педагоги больше говорили о том, что такое талант – естественное явление, или его можно воспитать. Сейчас проблема детей нового сознания активно начала разрабатываться за рубежом, а Россия утратила приоритет. В зарубежных и некоторых отечественных источниках встречается много различных мнений о новых детях, и негативных, и положительных, есть и попытки философски осмыслить это явление. На этом информационном фоне конференция «Дети нового сознания» очень важна, поскольку она впервые поставила вопрос в неожиданном ракурсе – как проблему нового этапа космической эволюции земного человечества.

Конференция вызвала широкий отклик общественности и государственных структур. В ней приняли участие ученые различных отраслей науки – гуманитарных и точных, представители естественнонаучных дисциплин, педагогической науки, творческих профессий и, конечно, сами дети с проявленным новым сознанием.

А.С. Горелик

С приветствиям к собравшимся обратился директор Информационного центра Организации Объединенных Наций в Москве А.С. Горелик. Понятие преемственности поколений, сказал он, очень четко присутствует в деятельности ООН. В одном из своих выступлений генеральный секретарь ООН Кофи Аннан подчеркнул: «Мы не получили землю в наследство от наших родителей, мы просто взяли ее взаймы у наших детей». Со времени создания Организации Объединенных Наций предметом ее особой заботы всегда были дети, их благополучие и их права. Именно поэтому Генеральная ассамблея ООН объявила 2001–2010 годы «Международным десятилетием культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты». В 2002 году в Нью-Йорке состоялась специальная сессия Генеральной ассамблеи Организации Объединенных Наций в интересах детей. На ней была согласована программа действий на следующее десятилетие, названная «Мир, созданный для детей». Что же нужно делать для того, чтобы наш мир стал более дружелюбным, более приспособленным для того, чтобы детям в нем жилось хорошо? В 2000 году мировые лидеры приняли совместный документ, называется он «Цели развития нового тысячелетия». Эти цели включают в себя обязательство к 2015 году уменьшить крайнюю нищету в мире, остановить распространение таких эпидемий, как ВИЧ-СПИД и дать всеобщее начальное образование всем детям. Хотя цели развития в новом тысячелетии сформулированы для всего человечества, они в значительной мере относятся к детям. Шесть из восьми основных положений этого документа напрямую говорят о нуждах детей, а достижение оставшихся двух целей радикально улучшило бы их жизнь. Судьбы человечества неразделимы. Будущее в любом случае зависит от подрастающего поколения. Именно поэтому так важна проблематика сегодняшней конференции. Обеспечение прав детей и воспитание в их среде нового сознания является основной задачей общества, главной задачей для каждого из нас и для всех вместе.

О.В. Ременец, куратор по защите детей, приветствовала конференцию от имени главы представительства Детского Фонда ООН ЮНИСЕФ в России Карла де Роя. «Конвенция о правах ребенка» говорит о правах каждого ребенка, независимо от его особенностей, от его национальности, расы, религиозности, вероисповедания, страны происхождения, социального статуса. Эта конвенция провозглашает, что государства, подписавшие ее, уважают и поощряют право каждого ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха. Но что такое государство? Государство – это не только некие правящие структуры, государство – это все общество, поэтому и общественные организации, и отдельные граждане, и сами дети должны реализовать это право. Лозунг ЮНИСЕФ в настоящее десятилетие – «Каждому ребенку здоровье, образование и равные возможности защиты на пути к гуманному миру». После того, как были приняты «Цели развития нового тысячелетия», прошло уже пять лет. И как раз в текущем году все страны должны проанализировать и понять, что сделано на половине этого пути. Конференция, которая проходит в Международном Центре Рерихов, – одно из тех действий, которые помогают нашему обществу на пути к достижению тех высоких целей, которые поставлены.

В.М. Тарбоков

Президент Мирового Артийского комитета, представитель Общественной палаты Российской Федерации В.М. Тарбоков рассказал, что сейчас в Общественной палате создается рабочая группа «Одаренное поколение». Инициатива ее создания принадлежит Комиссии по вопросам интеллектуального потенциала нации. Это первая попытка осмыслить в общественном, государственном сознании, как же сохранить, поддержать, развить потенциал российского общества, потенциал интеллектуальный. То, что делается в стенах Международного Центра Рерихов, свидетельствует, что наше общество развивается в нужном направлении. Центр-Музей первым обратил внимание на эту проблему и смог объединить общественность, объединить всех, кто не формально, а реально хочет сохранить и умножить интеллектуальный потенциал нации, и кто понимает, что этот потенциал нужно пестовать с детства.

Б.Н. Кантемиров

Прозвучало приветствие Вице-президента Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского Б.Н. Кантемирова. Он поздравил уважаемое собрание с днем рождения Николая Константиновича Рериха. Практическая космонавтика прежде всего уделяла огромное внимание военным, политическим и идеологическим вопросам. Но именно благодаря усилиям практической космонавтики мы живем в ином мире, где космос уже не отделен от человека. Российская академия космонавтики многие годы работает с детьми, приобщая их к делам и целям практической космонавтики, и не только научно-техническим. Академия создала музеи, кружки научно-технического и художественного творчества. Был создан музей детского рисунка, и эта забота о детях сближает академию и Центр-Музей имени Н.К. Рериха.

Конференцию приветствовал координатор общественного совета при комитете по культуре Госдумы РФ Ю.А. Агешин. Комитет по культуре объединяет депутатов, обеспокоенных судьбами российской культуры. Не так давно был создан Общественный экспертный совет, основная задача которого – мобилизовать огромный духовно-творческий потенциал России для реализации эволюционных задач. Ошибки в эволюционном развитии отбрасывали человечество на сотни и тысячи лет. Социальные и национальные потрясения, политические конфликты, межрелигиозные нестыковки – все это свидетельства глубокого духовно-нравственного кризиса человечества. Сейчас наша задача – постигать законы космической эволюции, всемерно способствовать диктуемым жизнью преобразованиям на Земле. Общественный экспертный совет реализует ряд крупных проектов. В «Литературной газете» была опубликована статья И. Кобзона и Ю. Агешина «Исцеление культурой». Это начало большой работы по преобразованию всех сфер общественной и государственной жизни исходя из идеалов и ценностей культуры. Опубликован в «Литературной газете» и проект «Культура – ключ к реформам в России». Наиболее значимая инициатива, к сотрудничеству с которой Экспертный совет приглашает МЦР и огромный духовно-творческий актив, который вокруг него консолидируется, – это подготовка и разработка программы «К миру через культуру». Только через такую программу, которую предстоит разработать и реализовать, можно ускорить диктуемые жизнью преобразования. Только через такую программу можно идти к социальному миру, к конфессиональному миру и уважению, к политическому единству, к действительному духовному сотрудничеству. Конечно, в этой программе, наряду с другими очень важными, значимыми направлениями, безусловно, найдется место и детям нового сознания.

Участники конференции прослушали видео-обращение академика РАН, научного руководителя Института мозга человека РАН Н.П. Бехтеревой, которая в числе первых российских исследователей дерзнула изучать детей, обладающих необычными способностями сверхчувственного восприятия. Известный ученый, она и сейчас занимается проблемой альтернативного видения[1]. По ее мнению, сам факт того, что созвана конференция, посвященная теме «Дети нового сознания», – очень позитивное явление, поскольку в официальной науке ко всем исследованиям феномена новых детей приклеивается ярлык «лженаука». Этих детей необходимо изучать, осмысливать этот феномен, но прежде всего их надо любить.

Выступает Л.В. Шапошникова

Основной тон дальнейшему ходу конференции, философскому осмыслению проблемы явления детей нового сознания задал доклад Л.В. Шапошниковой «Творчество космической эволюции»[2]. Она подчеркнула, что мы стали свидетелями важного этапа в истории Земли. Речь идет о сознательном творчестве одухотворенного Космоса в пространстве эволюции человечества. Массовое явление детей нового сознания будет содействовать кардинальной перестройке нашего мира, благодаря чему человечество взойдет на новую эволюционную ступень. Эти дети пришли с новыми знаниями о Земле и Вселенной, их явление подтверждает положения Живой Этики, которая содержит методологию нового космического мышления и говорит о неизбежности появления на Земле человека нового энергетического вида. Ростки нового необходимо сберечь, новые дети требуют к себе особого отношения со стороны педагогов, родителей, врачей. Но это невозможно, пока в обществе нет понимания проблемы во всей ее полноте.

Руководитель научного отдела МЦР, доктор филологических наук Е.Н. Черноземова в докладе «Дети нового сознания: современное состояние проблемы» рассказала о характерных особенностях личности этих детей, способных изначально к пониманию структуры мироздания и своего места в мире. Можно спорить о том, синяя аура у новых детей или нет, но остается бесспорным, что они проявляют те качества души, которые современное человечество усиленно пытается в себе истребить. Например, альтруизм как проявление развитого сердца. Они никогда не остаются безучастными к чужим проблемам. Дети нового сознания обладают целостным космическим мышлением. Они никогда не используют свои способности для наживы. Елена Николаевна оказалась в числе немногих докладчиков, рассматривавших вслед за Л.В. Шапошниковой философско-гуманитарную сторону проблемы, она доказательно ответила на вопрос, чем же конкретно отличаются дети нового сознания от просто одаренных детей. Одаренные дети легко осваивают знания, которые им дают, – новые дети легко оперируют знаниями, которые им никто не давал. Много или мало таких детей? 98 процентов, как пишут некоторые источники, или единицы? Этот вопрос снимается, если мы скажем, что в потенциале возможности нового сознания имеют многие дети, реализуют его – единицы.

На волне интереса к детям нового сознания важно не спровоцировать стремление взрослых к искусственному ускорению развития способностей ребенка. Один из подходов, который может оказаться сегодня плодотворным для осмысления происходящего, – проследить историю вопроса: уникальна ли сегодняшняя ситуация повышенного внимания к подрастающему поколению, где и когда в истории наблюдались всплески интереса к детству? Оказывается, выявление особой функции детства в жизни человека предшествовало подъему, который привел к возникновению эпохи Возрождения. Удивительным образом с тем, что в XIII веке дети начинают восприниматься по-особому, совпадает событие, которое рядом историков и летописцев оценивается как загадочное и таинственное, – крестовые походы детей.

А.А. Лиханов

Академик РАО, председатель Российского детского фонда, директор Научно-исследовательского института детства, известный писатель А.А. Лиханов сделал доклад на тему «Детство, проходящее испытания». Фонд создан 20 лет назад и ведет постоянный мониторинг положения детей в России. С 1987 года в стране появилось более 600 тысяч детей-сирот, из которых только 10 процентов стали нормальными людьми, не преступниками, не наркоманами, не бомжами, не самоубийцами. Не менее катастрофично положение одаренных детей, которых в России усиленно готовят «на экспорт». Талантливых детей ломают игры взрослых, как это случилось когда-то с Никой Турбиной. Она не могла адаптироваться во взрослой жизни, где была уже никому не нужна. Поэтому мы все должны помнить, что ответственность за судьбы детей Света лежит на взрослых.

С точки зрения педагогической науки, осмысление проблемы воспитания и обучения детей нового сознания требует прежде всего переосмысления роли и значения учителя. Сегодня необходим поиск принципиально новых педагогических методов и подходов гуманной педагогики, базирующейся на Живой Этике. Об этом говорил академик Российской академии образования, руководитель Международного Центра гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили в сообщении «Образовательная действительность и дети нового сознания». В первую очередь необходимо помочь учителю и родителям понять, что `                                                                                             есть ребенок, осознать всю суровость долга, ответственности перед детьми. Детям нужна мудрая любовь, которая помогает раскрыть и развить самые лучшие качества маленького человека, но для этого надо расти вместе с ребенком. Чтобы донести эту важную мысль до глубины сердец собравшихся, Шалва Александрович рассказал притчу о том, как мудрец напомнил учителю, что тот должен сделать ребенка крылатым. «Как сделаю его крылатым, если я сам хожу по земле?» – изумился педагог. Но спустя некоторое время мудрец увидел, как по небу летит мальчик, а за ним еле поспевает крылатый учитель. Они спустились к мудрецу, и учитель начал расхваливать крылья мальчика, любовно гладя их руками. «Но твои крылья нравятся мне больше!» – сказал мудрец педагогу.

Участники конференции в русском зале Музея имени Н.К. Рериха

Сотрудник Главной астрономической обсерватории НАН Украины, заместитель председателя Украинского отделения МЦР, кандидат технических наук Т.П. Сергеева (Киев) сделала доклад «Что движет Солнце и светила? Детство выдающихся космистов», где проанализировала особенности формирования личности П.А. Флоренского, К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, В.И. Вернадского. Она показала неслучайность появления этих гениев творческой мысли и общность их личностных качеств, проявившихся с детства (утонченность восприятия, пылкий интерес ко всему новому, необычному, широта кругозора и синтетичность восприятия). У каждого из них была своя ведущая идея, своя целеустремленность, которая выделяла их среди сверстников и определила их жизненный путь.

П.В. Флоренский

Слово «одаренность» стало ключевым и в заинтересовавшем большинство присутствующих докладе «Детство и юность П.А. Флоренского» академика РАЕН, Международной академии славянской письменности и культуры, профессора Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина П.В. Флоренского. По его мнению, необычные дети были всегда, но сейчас, когда вырабатываются принципиально новые педагогические подходы, мы должны использовать и тот опыт воспитания, который оставили нам яркие исторические личности.

Внук выдающегося мыслителя, богослова, философа, ученого П.А. Флоренского обратил внимание на то, что интересно и важно изучать не только труды выдающихся личностей, но и их биографии, неизведанные страницы которых открываются в личных архивах. Священник Павел писал, что все, что он понял, открыл, осознал, – все заложено в детстве. В возрасте пятнадцати лет он пережил духовное озарение, познал относительность рациональной истины и пришел к Богу. В зрелом возрасте он проанализировал свой детский опыт в книге «Детям моим» и описал первопричины своего личного жизненного выбора. У родителей Павла Флоренского было семь детей, все они оставили заметный след в культуре России и Кавказа. Поэтому анализируя творческий путь Флоренского, надо учитывать высокую одаренность его родителей как воспитателей. Заместитель руководителя научного отдела МЦР, кандидат педагогических наук А.А. Лебеденко в сообщении «Педагогические основы школы будущего» рассказал об опыте воспитания детей в школе имени Ауробиндо Гхоша (Бангалор, Индия), которая находилась под постоянным патронатом Святослава Николаевича Рериха до самых последних дней его жизни. В этой школе широкое мировоззрение учителей соотносится с почитанием Высшего, постоянным поиском красоты, совершенства, свободным творчеством детей. Отец Святослава Николаевича, академик Н.К. Рерих, директор Школы общества поощрения художеств – самого большого в свое время среднего учебного художественного заведения России – считал, что в Школе Будущего должны быть ярко выражены три основы воспитательного строения, или три сферы единой педагогической деятельности всех участников образовательного процесса: 1) осознание постоянного присутствия в бытии высочайшего; 2) кооперативное мирное строение жизни; 3) доброжелательность, дружелюбие и благоволение сердца в полной и неотложной реальности повседневного быта. Все эти принципы воплощены в школе, построенной в Бангалоре.

Гости из г. Хмельницкого

В сообщении «Традиционные евразийские ценности как фактор формирования сознания человека новой эпохи» доктор философских наук, профессор Алтайского государственного университета А.В. Иванов (Барнаул) осветил проблему становления личности в современных условиях. Сегодня можно с полным основанием констатировать, что попытка интеграции мирового сообщества на основе западных ценностей зашла в тупик. Ценности политической и экономической свободы, которые почему-то прежде всего имеют в виду, когда говорят о свободе, на самом деле подчинены свободе духовной, как абсолютной и высшей ценности. В любой демократии человек будет жизненно программируем и политически управляем, если он культурно ограничен и воинствующе бездуховен. Поэтому нельзя говорить детям: «ты особенный», «ты индиго», «ты одаренный, гениальный». Надо учить их работать, выполнять даже нудную, рутинную работу. Необходима диалектика свободы и послушания. «Сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться человеком. Тут нужна дисциплина», – писал Ф.М. Достоевский. С рождения ребенок должен приобщаться к высшим ценностям, для этого необходима соответствующая ценностно-культурная среда. Нужно обратиться не к западным, а к евразийским ценностям, которые еще сохранились в нашем культурном пространстве. Это – братские отношения между людьми и народами, приоритет духовности над материальными благами, личное совершенствование, осознание самоценности качественного труда, женское достоинство и уважение к женщине, почитание высших идеалов, великих гениев и творцов, воля сердца. Безусловно и абсолютно ценным является свободное и сознательное единение народов и людей, создающее оптимальные условия для их всестороннего личного совершенствования.

Преподаватель Псковского государственного педагогического университета Н.В. Васильева сделала доклад на тему «Преодоление страха перед ребенком и за ребенка как особенность нового сознания». Она проанализировала мифологические пласты традиционной культуры, в которой младенец извечно считался существом иномирным и поэтому вызывал страх. В современном страхе перед новыми детьми – тот же древний архетип боязни всего, что не принадлежит дольнему миру, и этот страх надо учиться преодолевать.

В сообщении «Детский иррационализм в познании истины: история проблемы и современный подход» сотрудник Псковского государственного педагогического университета Т.В. Шараева говорила о том, что люди исстари в своем стремлении к Высшему пытались уподобиться ребенку. Изначально во многих мировых культурах утверждалась близость ребенка к Истине, а земная жизнь – как путь из Вечности в Вечность. Вехи этого пути дитя еще помнит, а взрослый человек забывает, и чтобы вспомнить, ему нужно вновь обрести чистоту ребенка, не отринув при этом мудрость прожитых лет.

Е.А. Густов

К сфере естественнонаучных исследований эволюционных процессов, свидетелями которых мы являемся, следует отнести выступление Е.А. Густова (Псков), участкового педиатра Пушкиногорской центральной районной больницы. В результате своих двадцатилетних наблюдениях за младенцами он пришел к выводу, что из десяти новорожденных у 7–8 наблюдаются пятна странного происхождения, разных размеров и формы, иногда в виде крыльев бабочки и преимущественно на лбу или на затылке. В медицинской литературе ничего об этом не сказано. Эти так называемые гиперимические пятна не связаны с родовыми травмами и через несколько месяцев исчезают. Возможно, они связаны с деятельностью эпифиза. Этот орган, имеющий непосредственное отношение к духовным процессам в человеке, к деятельности духовного сознания, еще очень мало исследован наукой, так же как и «мозговой песок» (когда ткань эпифиза с возрастом замещается на кальцификаты).

Н.И. Дондерфер

Директор Музея детского изобразительного искусства народов Сибири и Дальнего Востока Н.И. Дондерфер (Юрга) сделала сообщение «Концепция детства на материале этнографии: черты нового сознания в творчестве детей». Она рассказала о трех типах культур, которые были выделены известным американским этнографом М. Мид на основе анализа изменения отношений между поколениями людей в зависимости от темпов общественного развития. Каждому из трех типов культуры присуща своя система воспитания детей. Первый тип наиболее древний – постфигуративный. Он ориентирован на опыт старших поколений, на традицию. В нем делается акцент на духовное развитие детей через фольклор, сказки, природу, мифо-ритуальные комплексы. С детства сознание формируется на основе понятия, что человечество – это часть огромного мира, где всё взаимосвязано. Второй тип – кофигуративный – обусловлен новым стилем жизни: родители воспитывают своих детей без непосредственного участия старшего поколения. Воспитание из семьи уходит в учреждения и осуществляется в ограниченных рамках возрастной среды. Источником знания и опыта для детей становятся сверстники, их авторитет выше, чем авторитет взрослых. Целостная картина жизни разрушается, формируется рациональное фрагментарное мировосприятие. К концу ХХ столетия система воспитания кофигурации зашла в тупик.

Научно-технический прогресс, компьютеризация обусловили появление третьего типа культуры – префигуративного, характеризующегося принципиальным изменением направления передачи информации между поколениями. Дети сами постигают новое знание (или приходят с ним в мир) и передают его взрослым. Превращение детей в ходе развития человеческой цивилизации из объекта в субъект информации дает основание предположить, что космическая эволюция отводит детям важную роль в формировании новой, колоссальной по сложности программы выживания человека, а также в формировании новой культуры духовно-творческого созидания на основе синтеза опыта всех исторических типов культур. Эта космопланетарная и социально-культурная роль детей требует новой концепции детства, новых парадигм образования и воспитания, ориентированных на защиту и поддержку детей нового сознания.

Художник-космист Олег Высоцкий беседует с юным художником Гришей Мисюрой

А.Е. Акимов, академик РАЕН, директор Международного института теоретической и прикладной физики РАЕН, в докладе «Дети Света, Учителя Света» отметил основные качества, по которым можно распознать новых детей. По его мнению, главное – не преобладающие синие и фиолетовые цвета в ауре, которые фиксируют все люди, обладающие сверхчувственным восприятием, а осмысленный, зафиксированный на объекте взгляд у новорожденных. Дети Света рано взрослеют, если только понятие «взрослеют» к ним применимо, они пользуются высокими понятиями и высказывают суждения, которые, казалось бы, не могут быть им известны, и именно этот фактор доказывает, что это новая категория в человеческой среде. Общество и на Западе, и на Востоке еще не готово к появлению новых детей, и они оказались в чуждой им среде взрослых, у большинства которых духовность и нравственность просто отсутствуют. Нужны новые гуманные педагоги, такие, как Шалва Александрович Амонашвили. Е.И. Рерих предупреждала: «Образование должно быть устремлено в будущее», а нынешнее образование не устремлено даже в настоящее. Дети Света – посланцы из Будущего в нашу несовершенную действительность, их надо принимать бережно и благодарно.

Психологическую проблему совместимости методов образовательного процесса и особых личностно-психологических качеств новой генерации детей затронула в своем докладе «Дети Нового Сознания и современное образование» доктор педагогических наук, профессор Московского городского педагогического университета Н.А. Горлова. Проблему сознания человека можно рассматривать с разных позиций: с позиции психологии, физиологии, социологии, культурологии. С точки зрения психолингвистики, главная особенность современных детей в том, что они обладают новым типом сознания – системно-смысловым, а не системно-структурным, характерным для детей прошлого века, о котором подробно написано в работе Л.С. Выготского «Мышление и речь». Сознание нового ребенка нацелено на осмысление окружающей действительности. Вопрос «зачем?» пришел на смену прежнему «почему?». Не причинно-следственная зависимость объектов и явлений интересует современного ребенка, а сущностный, коренной смысл поступков и действий.

С.Ю. Богословский

Наиболее яркое впечатление среди докладов гуманитарного направления произвел доклад кандидата химических наук, сотрудника Московского института стали и сплавов С. Ю.  Богословского «Наука и Живая Этика о феномене детей нового сознания»[3]. Лучшие качества человека имеют более тонкую душевную природу, недаром Живая Этика так пристально обращает наше внимание на Сердце. Сердечность человека тоже может быть расценена как одаренность. Но сердечная одаренность должна быть сбалансирована с интеллектом, чтобы стать деятельной. По мысли докладчика, соединяя в себе Сознание и чувство Красоты, человек сам становится инструментом познания. Может быть, распознать этих детей и помочь им нам поможет чувство Красоты, живущее в нашем сердце.

В.Г. Каменская (Санкт-Петербург), доктор психологических наук, профессор Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, в докладе «Где и как искать детей нового сознания? Постановка научной проблемы», выдвинула гипотезу о «ювенильных детях». С психобиологической точки зрения, это дети, чей приход в мир – требование эволюции, они отличаются особым темпом развития, у них особый нравственно-духовный взгляд, все это требует отдельного и непредвзятого исследования. Ювенильность, которая традиционно обозначает регуляцию возрастных изменений организма, В.Г. Каменская определяет по-своему, в контексте эволюционных изменений человеческого организма – как степень дальности от кроманьонцев. Дарвинисты говорят, что человек не эволюционирует уже в течение 15 000 лет, но кто мог провести такие исследования хотя бы 200 лет назад? Другие утверждают, что эволюция происходит, но где искать тех, кто эволюционировал? Рассматривая проблему прихода детей нового сознания, автор доклада делает предположение, что с позиции психобиологии мы сегодня имеем дело с изменением формы биологического отбора. Ювенильные дети – это эволюционировавшие дети, те, кто ранее отбрасывался природой в младенческом, а иногда во внутриутробном состоянии как физически неприспособленное существо, которое заведомо не выживет в опасной внешней среде. Теперь таких детей спасают. С точки зрения внешнего вида они отличаются от неювенильных. Если неювенильные – низкорослые, плотные, с крупными чертами лица, то ювенильные – высокие, худые, мозговой череп преобладает над лицевым, они хрупки, изящны. Им свойственны богатство и пластичность словаря, быстрая реакция на информацию, их интеллект, по тестам, находится в большом отрыве от сверстников. В раннем возрасте они активнее реагируют на звук и свет, у них колоссальные ресурсы оперативной памяти, они могут воспринимать информацию бессознательно. В то же время такие дети имеют хрупкую нервную систему и ломаются, если их не беречь в раннем возрасте, поскольку ограничен их адаптивный ресурс.

«Дети индиго: миф или реальность? В чем загадка детей индиго?» – так был озаглавлен доклад Г.В. Таратыновой, кандидата психологических наук, научного сотрудника Института физиологии и высшей нервной деятельности. Новое время породило новые требования к человеку. Мы имеем дело с информационным взрывом и уплотнением информационного пространства, и приход детей индиго – необходимость времени.

Участники конференции в Петербургском зале Музея имени Н.К. Рериха

Ректор театрального института имени П.М. Ершова Т.Н. Дащинская выступила с докладом «Созидающий мозг – космическое будущее». Озарение – это высвобождение творческой энергии, достигнутое в творчестве сверхсознанием. Более 15 лет авторы совместно с Институтом высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН изучают нейродинамику мозга в процессе обучения детей элементам актерского искусства по методике, разработанной Т.Н. Дащинской. В результате этих исследований установлен научный факт, заключающийся в том, что в продуктивном творческом процессе в момент озарения наблюдается синхронизация работы правого и левого полушарий, преодолевается функциональная асимметрия мозга, свойственная обычному состоянию человеческого сознания. Был открыт природный механизм человека, позволяющий воспринимать информацию, не доступную ни одному из пяти органов чувств. Опираясь на эти исследования, можно сказать, что дети нового сознания от рождения обладают способностью воспринимать информацию из энергоинформационного пространства и воспроизводить ее в различных формах: в рисунках, стихах, схемах, моделях новых технологий. Подводя итог, можно сказать, что эти дети от рождения обладают инновационным мышлением, способностью к новаторству. Их можно назвать ретрансляторами многомерной, бесконечной космической информации в наш трехмерный мир. Созидающий мозг нового сознания раскрывает перед человечеством пути к созданию человека будущего. Надо только услышать внутренний гений каждого и выпустить его на волю.

В докладе «Энергетика наших детей» сотрудники Уральского государственного технического университета кандидат физико-математических наук и кандидат технических наук Е.И. и В.П. Ануфриевы (Екатеринбург) рассказали о ряде исследований, проведенных методом Кирлиан, в котором было задействовано 200 школьников и более 300 студентов. Развивающаяся в настоящее время отрасль медицины, называемая вибрационной, изучает тонкие энергии, высокочастотные вибрации, их взаимодействие с молекулярными структурами. Ученые стали подходить к человеку как к энергетической системе, которая не только производит собственную энергию, но и аккумулирует энергию извне и трансформирует эти энергии. У ряда участников эксперимента, поставленного Ануфриевыми, были выявлены некоторые признаки, присущие далеко не всем детям. Очень важно овладеть энергетикой через овладение чувством и мыслью. Исследуя влияние металлов на человеческий организм, ученые нашли подтверждение мысли, известной в Живой Этике: «Металлы имеют влияние на психическую энергию». Были проведены опыты, исследующие влияние ароматов эфирных масел, ладана, запах которого, как выяснено, активизирует энергообмен с тонким миром. Интересен опыт передачи на расстоянии чувства любви, который экспериментально подтверждает положения Живой Этики о том, что мысль посылается через сердце и получается тоже через сердце. В процессе исследований были сделаны следующие выводы: энергетика большинства современных детей выше нормы, и это никак не связано с возрастом; дети приходят с уже накопленным багажом знаний; у детей нового сознания активизированы центры, связанные с деятельностью шишковидной железы (эпифизом) и сердцем.

В.Г. Ниорадзе

Свойства личности, характерные для детей нового сознания, были определены в докладе профессора Московского городского педагогического университета, Рыцаря Гуманной педагогики В.Г. Ниорадзе «Речевое творчество детей как способ проявления нового сознания». Среди характерных качеств детей нового сознания она отмечает быструю реакцию на суть явлений, уверенность в своих силах и возможностях (они чаще других становятся первыми на конкурсах и олимпиадах разных уровней). Они устремлены к познанию, творчеству, стремятся превозмочь возникающие трудности, в том числе социальные, непримиримы к несправедливости, совместно с взрослыми хотят противодействовать разрушению мира, нацелены на возвышенное и духовное. Важно еще в школе привить им альтруистическую направленность мысли. Детям Света необходимы учителя Света, ведь только нравственное образование сделает человека нравственным.

Дети нового сознания могут появиться в любой среде, в том числе «социально неблагополучной». Об опыте выявления творческих и высокодуховных качеств у детей с трудным детством и их дальнейшей удачной социальной адаптации рассказал создатель и руководитель детской общины «Китеж», кандидат исторических наук Д.В. Морозов в докладе «Воспитание в третьем измерении: развитие творческого сознания у детей-сирот на базе терапевтических сообществ «Китеж».

Дискуссия с итальянскими гостями Мариной Бернарди и Франческой Барбагли в перерыве между заседаниями

Теме подготовки достойного наставника для детей нового сознания на основе внедрения изучения Живой Этики во всех областях общественной жизни, в том числе образования, был посвящен доклад «Дети нового поколении: семя нового сознания» Франчески Барбагли (Милан, Италия), доктора психологии Научно-исследовательского центра нового воспитания, подготовленный совместно с ее коллегой Валентиной Гац.

Д.М. Маллаев

Проблему контакта «учитель-ученик» рассматривал Д.М. Маллаев (Махачкала), доктор педагогических наук, директор Института педагогики и психологии Дагестанского государственного педагогического университета в докладе «Любовь – основа коммуникации с детьми нового сознания». Сегодня дети Света пришли к нам космическим потоком для того, чтобы мы осознали свою божественную сущность и проявляли друг к другу любовь. Их действия основаны на гуманистических позициях и высоких ценностях, это проявляется с раннего детства. Необходимо принять их и понять. Для этого нужно изменить прежде всего себя, познать себя. Это возможно, если чистая божественная любовь станет мостиком – основным средством коммуникаций между нами.

Кандидат психологических наук, сотрудник Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова Н.Л. Гиндилис в докладе «Ценности современных старшеклассников как проявление нового сознания» показала, что для новых детей компьютеризация и другие достижения цивилизации являются необходимыми атрибутами. Раньше темп жизни менялся веками – медленно менялся и психотип. Теперь все это происходит стремительно. Современные дети много видят, много читают, но это не есть проявление нового сознания, это характеристика поколения. Что же является определяющим для детей нового типа? Сердечность и альтруизм. Рядом с ними многие испытывают счастье, а наиболее важным их качеством является осознание своего призвания служить человечеству. Нельзя смешивать трудных детей и новых детей, детей Индиго. Очень часто в описаниях последних на передний план выступают трудности, возникающие в связи с их поведением, которое в некоторых случаях вообще определяется как девиантное поведение. Вхождение в наш человеческий мир может привести к отчуждению, замкнутости, протесту. Но своим «трудным» поведением эти дети ставят перед взрослыми «зеркало», помогая нам увидеть и осознать собственные проблемы. И все же, когда речь идет о детях нового сознания, главными должны выступать характеристики именно сознания, а не особенности поведения.

Участники конференции

В совместном докладе московских педагогов, сотрудников Объединенного Научного Центра проблем космического мышления И.А. Грызловой и Н.В. Дмитриевой «Современные дети: опыт по расширению сознания через “Космическое путешествие”» речь шла о новых формах преподавания астрономии. Сотрудник Института экологии человека И.С. Култашева рассказала о программе подготовке детских садов для детей с новыми качествами.

Президент Общественного фонда развития личности, руководитель светомузыкального оптического театра московской школы №906 В.Г. Акимова поделилась опытом творческой работы с детьми. Светомузыкальные композиции, само пространство театра, репертуар – все это способствует раскрытию уже имеющихся у ребенка способностей и помогает ему задуматься о себе и смысле своей жизни.

Выступает Ю.Д. Куклачев

Неожиданным и запомнившимся всем без исключения стало выступление Ю.Д. Куклачева, народного артиста России, кавалера ордена «Надежда нации». Основатель единственного в мире театра кошек рассказал о том, как 25 лет назад в Париже он провел урок доброты – тогда в нашей стране это было еще невозможно. А сегодня ситуация у нас – критическая. Резкие перемены и нестабильность нанесли удар по нравственным, моральным и этическим устоям. Стали пропадать главные элементы, на которых веками строилась духовная чистота. Он призвал всех сделать вызов тем силам, которые пытаются духовно опустошить наших детей. Для этого им предлагается система развития чувства доброты через самопознание. Его методика не была выдумана в кабинете, она появилась после тридцати пяти лет общения с животными. Для этого была написана серия книг «Школа Доброты», которая увлекает детей в таинственный мир природы, где животные и люди понимают друг друга и разговаривают на языке чувств. Дети способны понять, что когда, преодолевая трудности, идешь дорогой добра, внутри включается фильтр, который отбрасывает негативные эмоции и обостряет чувства для осознания своего главного предназначения. Добрый человек, прирожденный педагог и прекрасный артист, он мечтает о том дне, когда все учителя одновременно проведут урок доброты – чтобы закрепить дух наших детей, зажечь в них факел устремления, построить фундамент, на котором они начнут строить свою судьбу. Он учит разговаривать и советоваться со своим сердцем, слушать тишину. Через любовь к животным он стремится помочь ребенку найти свое место в жизни. Кроме рассказов в книгах «Школа Доброты» – упражнения и игры, которые развивают в детях тонкий, неуловимый инструмент, при помощи которого они смогут овладеть богатством своего внутреннего мира. Главная задача педагога – зародить в душе ребенка движение к Свету, мудрости, справедливости, любви. Игра, которую предлагает Куклачев, начинается с Доброго класса, затем перерастает в Добрую школу. Когда-нибудь это движение подхватит вся Москва, потом – вся Россия. «Представляете, как прекрасно нам будет жить в доброй России? – так закончил Юрий Дмитриевич свое выступление. – Это будет самая прекрасная и удивительная страна».

В завершение конференции на заседании Круглого стола Л.В. Шапошникова подвела ее итоги. Большинство докладов были очень интересными и соответствовали поставленной проблеме, в отличие от 2000 года, когда на конференции «Новая Эпоха – Новый Человек» обсуждение ушло от темы детей нового сознания, нового энергетического вида человечества, идущего на смену старому. Что такое «новое сознание»? Со-знание – соответствие высшему знанию, новому для нас. Дети нового сознания обладают более высоким уровнем энергетики, поскольку ничего нового не возникнет там, где энергетика старая, отжившая. Новая энергетика характеризуется более высокой вибрацией, более высокой напряженностью. Эти дети обладают развитым сердцем, их сердце, вместилище сознания, в полной мере работает как инструмент познания. Поэтому дети нового сознания так мудры.

Обсуждение между заседаниями

Полушария мозга детей нового сознания работают в гармонии, они несут в себе синтез, возможность цельного подхода к миру. Гармония и синтез открывают неограниченную возможность творчества. Именно по качеству и характеру творчества можно определить, какой ребенок перед нами.

Новым детям должны соответствовать образование и просвещение. Образование – процесс, который заставляет человека мыслить образами. Согласно древней индийской философии, в человеческом мозге есть центр «ахамтаттва», который накапливает образы. Это очень важно, так как человек не способен различить, увидеть вещь или идею, образа которых нет в его «копилке». Чем больше образов, тем больше возможностей творчества. Просвещение – несение людям Света, чтобы человек в его лучах мог увидеть смысл своей жизни.

Живая Этика предсказала появление новых детей еще в 20-е годы прошлого века. Это философское учение должно стать методологической основой исследования детей нового сознания. Новые дети находятся в системе космического мышления, где основополагающую роль играет именно Живая Этика. Знания, которые они нам приносят, абсолютно соотносятся с положениями философии реального космоса, созданной Рерихами в сотрудничестве с Учителями Востока.

Немаловажна и роль культуры. Именно культура представляет собой упругое энергетическое поле, способное трансформировать, ассимилировать высшие энергии, идущие на землю, она есть эволюционный устой для формирования нового энергетического вида человечества.

Марина Бернарди

Руководитель общества «Знамя Мира» и общины «Живая Этика» Марина Бернарди (Италия) говорила о том, как важно, чтобы новые дети поняли принципы братства, к которому они бессознательно тянутся. Преподаватель художественной школы, руководитель Украинского отделения МЦР В.А. Козар (Киев), имеющий богатый опыт работы с детьми, подчеркнул, что непонимание взрослых может довести новых детей до печального исхода, вплоть до физической гибели. Чтобы их защитить, воспитатель должен пойти против устаревшей системы образования и объяснить родителям, какое чудо растет в их семье. Н.И. Рекун (Чернигов) призвала всех распространять правильную информацию о детях нового сознания. Люди должны разобраться во всем обилии мифов и непроверенных сведений о детях индиго, не причисляя к ним обычных невоспитанных или нуждающихся в психологической помощи детей, в то время как рядом остаются в небрежении удивительно тонкие и творческие души.

Кандидат искусствоведения Н.В. Тютюгина (Уфа) напомнила о педагогическом опыте семьи Рерихов, воспитавшей двух великих сыновей, которые изначально были очень необычными, многоодаренными детьми с высокими духовными запросами, требующими особого подхода и внимания к их склонностям и потребностям. Опыт Е.И. и Н.К. Рерихов необходимо использовать в работе с новыми детьми.

Руководитель Гуманитарно-благотворительного общества «Свет Утренней звезды – Урусвати», деятельность которого посвящена развитию знаний об аюрведической медицине в России, Анита Каррильо Аркас предложила врачам искать новые методы борьбы за здоровье детей, которые соответствовали бы новым условиям прихода иного энергетического вида человечества. Для этого Аюрведа предлагает объединить принципы и методы древней аюрведической традиции с новейшими наработками классической медицины.

Участники конференции в выставочных залах Музея имени Н.К. Рериха

Председатель Болгарского общества Рерихов – коллективного члена МЦР Марга Куцарова (София, Болгария) высказала чрезвычайно важное наблюдение: нынешняя конференция по своей значимости сравнима с конференцией 2003 года «Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века», поскольку вводит в научный оборот проблему детей нового сознания. Так же, как и два года назад, проблема переломного момента эволюции человечества сегодня обсуждалась на самом высоком научном и профессиональном уровне.

На Круглом столе выступили многие представители разных городов и стран, все они говорили о том, что для защиты новых детей надо изменить воспитательную и образовательную систему, и рассказывали о первых шагах на этом пути. В заключение Л.В. Шапошникова поблагодарила всех выступавших за серьезный и конструктивный диалог. По результатам работы трех дней была принята резолюция конференции, которая зафиксировала чрезвычайную важность поднятой проблемы и предложила практические шаги, необходимые для того, чтобы новое поколение детей, детей нового сознания, не погибло под давлением старого мира.

Участники конференции с интересом ознакомились с юбилейной выставкой художественных фоторабот Л.В. Шапошниковой, генерального директора Музея имени Н.К. Рериха, снятых ею во время путешествия по маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха[4].

На стенах зала С.Н. Рериха, где обычно проходят заседания, были представлены работы юных художников-космистов, которые приехали на конференцию из Санкт-Петербурга, Саратова, Омска, Москвы, Подольска, Владикавказа. Вместе со своими сверстниками – музыкантами и писателями – они выступали на общем заседании последнего дня конференции и были полноправными ее участниками наряду с учеными, профессорами и академиками, педагогами, работниками творческих профессий. Возраст юных творцов и философов – от 5 до 17 лет.

Л.В. Шапошникова открывает выставку «Мы – дети Света»

На открытии выставки «Мы – дети Света» о них говорили взрослые – художники, психологи и искусствоведы. Л.В. Шапошникова сказала, что Живая Этика, данная Е.И. и Н.К. Рерихами в сотрудничестве с Мудрецами Востока, предвидела появление детей нового сознания. Эти дети несут нам весть дальних миров. Философия космической реальности помогает нам понять этих детей. Пока ученые пытаются осмыслить новый этап в эволюции человечества, художники, независимо от возраста, начинают мыслить космическими образами. Искусство опережает науку, и ярким примером этого являются представленные на выставке работы. Это удивительно и восхитительно, что дети интуитивно почувствовали ритм космоса – все работы имеют высокие художественные достоинства, они музыкальны и ритмичны.

Выступление юных художников

Глубокое содержание детских работ свидетельствует, что сегодня именно дети дают нам принципиально новую информацию о мире и Вселенной, – об этом говорили все, кто выступил на открытии выставки. Затем слово взяли юные авторы представленных в экспозиции работ. Мальчики и девочки по очереди подходили к нарисованным ими картинам и рассказывали, что они хотели выразить с помощью своих произведений. Никита Лаврентьев из Омска, Матвей Щербаков и Маша Кузьмина (оба из Саратова) говорили о том, что каждый человек тесно связан со всем миром, о том, как ангелы, в существовании которых для этих детей нет ни тени сомнения, оберегают людей, готовят к творчеству и направляют на путь истинный.

С первого же дня детям – участникам конференции была дана возможность проявить себя с разных сторон, и грани их необычной индивидуальности, космичность их творчества, абсолютно естественная для их способа мировосприятия, засверкали в луче внимания неравнодушных взрослых.

Детская хоровая капелла под управлением М. Струве

Частью общей культурной программы конференции был концерт юных исполнителей. На сцене – Детская хоровая капелла под управлением Марии Струве. Каждое выступление молодых исполнителей – музыкантов, певцов, поэтов – восхищало присутствующих зрелостью и оригинальностью творчества. Тем, кто принимал участие в конференции 2000 года, особенно интересно было увидеть творческий рост тех детей, которые спустя шесть лет вновь вышли на концертную площадку. Валентина Канухина из школы-общины «Китеж» и Василиса Цветкова из Пскова тогда впервые познакомили взрослых со своими поэтическими произведениями. Теперь они, повзрослевшие, представили свои глубокие философские размышления о жизни и душевные переживания, которые приходят к нам вместе с жизненным опытом, а им открыты уже с юных лет. Видеозапись, где девятилетний Лука Окросцваридзе исполнил одно из сложнейших произведений – вторую Прелюдию С.В. Рахманинова – произвела на зрителей огромное впечатление.

Лука Окросцваридзе

Оно усилилось, когда Лука, – ему недавно исполнилось 16, и теперь он студент 3-го курса колледжа при Московской государственной консерватории, стипендиат фонда Е.И. Рерих, – мастерски исполнил Прелюдию до-диез-минор того же великого композитора, творчество которого среди виртуозов почитается одним из самых сложных в мировой музыкальной культуре.

Гордость за еще одного нашего юного соотечественника вызвал видеофрагмент выступления в Страсбурге оркестра Мариинского театра оперы и балета, исполнившего увертюру к опере Верди «Сила судьбы» – за дирижерским пультом стоял двенадцатилетний Тимур Зангиев. Какие духовные и интеллектуальные силы сокрыты в личности, не достигшей даже отроческого возраста! Как он, совсем мальчик, в общем понимании – ребенок, сумел почувствовать и, управляя прославленным оркестром профессионалов, воссоздать мощнейшую по эмоциональному накалу и философскому содержанию музыку Дж. Верди, которая под силу не каждому дирижеру даже с многолетним опытом? Ответ на этот вопрос невозможно дать, если не опереться на реальность сегодняшнего дня: такими духовными силами и полнотой чувств, таким глубинным пониманием интеллектуального замысла автора может обладать только дитя, рожденное с иной, новой степенью сознания.

Юный дирижер Тимур Зангиев

В музыкально-поэтическом торжестве, которое подарили дети взрослым, особенно тронули публику выступления самых младших участников. Юная вокалистка из Коломны Валерия Солдатова исполнила «Мелодию» А. Хачатуряна. Ее сверстник, третьеклассник из Санкт-Петербурга Василий Конанчук сыграл фрагмент своего сочинения «Волшебник Изумрудного города». Стипендиат Благотворительного фонда имени Е.И. Рерих из Феодосии, восьмилетний Лева Бондарев, автор двух задачников по математике и путеводителя по родному городу, раскрыл свое музыкальное дарование, исполнив на блок-флейте зажигательный матросский танец «Яблочко» и степенную «Алеманду» собственного сочинения. В завершение музыкальной программы разностороннее дарование показал Владимир Ильин из Ангарска. В свои одиннадцать он уже и пианист, и композитор, и вокалист, и поэт.

Владимир Ильин

Организаторы конференции разработали специальную детскую программу для юных участников.

Когда взрослые участники конференции обсуждали феномен детей нового сознания, дети познавали и творили. Посетив два Оптических театра, они познакомились с новым искусством, основанным на синтезе перетекающего видеоряда и музыкального сопровождения, и попробовали создать собственные авторские композиции. Руководитель Оптического театра при МЦР С.М. Зорин рассказал детям о месте Оптического театра в системе искусств и предоставил возможность самостоятельно экспериментировать на уникальной свето-музыкальной установке. В.Г. Акимова, руководитель другого Оптического театра, действующего в школе №906, провела практический «Урок Красоты», и тоже предложила детям самостоятельно поработать со светом и звуком. Результатом стали уникальные светомузыкальные композиции, живописные откровения, философские высказывания о красоте и гармонии и их воздействии на человека, этюдные наброски и записи, рассказы о своих ощущениях и эмоциональных состояниях в процессе творчества. Участник конференции 2000 года Юра Беляков определил свои ощущения по-взрослому лаконично: «Возникло чувство сострадания к природе, которую человек губит настолько безжалостно, и чувство спокойствия за судьбы людей, ведь есть те, кто поможет в трудную минуту. В театре я заглянул в самого себя. Светомузыкальные композиции помогли мне наиболее полно осмыслить мое, пусть небольшое, прошлое, а также настоящее и то, что мне предстоит пережить».

Круглый стол «Чтобы мир стал лучше»
Юный философ Тихон Рахвадзе

В зале приемов президента МЦР состоялся Круглый стол юных участников конференции «Чтобы мир стал лучше», на который были приглашены ученые и педагоги. Открывая работу Круглого стола, Ш.А. Амонашвили обратился к собравшимся с вопросом – что может сделать сегодня каждый для того, чтобы мир преобразился. Этот непростой вопрос дети обсуждали со своей необычайно простой и глубокой точки зрения, они говорили о том, что есть Любовь, как изменяет мир искусство и что значит Учитель в жизни человека, о каких учителях мечтают дети, и всегда ли они готовы доверять своим наставникам и следовать за ними. Выяснилось, что юных мыслителей и граждан волнуют проблемы, связанные с издержками современной цивилизации, в частности – проблема засоренности пространства, которое они готовы очищать вакуумными установками и искусственно создаваемыми черными дырами. Мир станет лучше и чище, говорили дети, если все мы, без исключения, перестанем отвечать грубостью на грубость, раздражением на раздражение и злом на зло, если в мире будет больше неравнодушных людей, а взрослые перестанут наказывать детей просто потому, что не понимают их познавательных потребностей.

Андрей Бобылев

В следующий раз юные и взрослые участники конференции встретились для совместного обсуждения проблемы, которая была обозначена так: «Новые дети. Взгляд изнутри». Выпускник Института геодезии и картографии Андрей Бобылев рассказал о своем становлении как личности, о том, как в определенный период своей жизни заинтересовался проблемами Космоса, начал читать философские книги. Содержание этих книг полностью перевернуло его представление о мире, в жизни молодого человека стало происходить множество чудес и совпадений, пришло глубокое осознание действительности, и однажды он неожиданно начал создавать рисунки, непонятные ему самому, и записывать криптограммы, смысл которых еще предстоит разгадать. Андрей, который на своем жизненном опыте почувствовал, что старая образовательная система отторгает все новое, полагает, что необходимо заняться формированием новой педагогической парадигмы, при создании которой определенную роль должны сыграть дети нового сознания.

Наталья Культина, юная девушка, также наделенная сверхчувственным восприятием, сказала, что в наше время много детей обладает тем или иным даром, выделяющим их из толпы. С точки зрения Натальи, основным методом воздействия на сознание людей являются культура и искусство. Она считает, что не нужно создавать отдельные учебные заведения для детей индиго – наоборот, пусть учатся вместе с обычными детьми, чтобы происходило объединение и взаимообмен энергиями.

Виталий Очнев и Амалия Акопова

По мнению будущих учителей, студентов Московского педагогического Государственного университета Виталия Очнева и Амалии Акоповой, проблема современного образования заключается в том, что преподаватели не всегда хотят учить по-новому, а дети и студенты не хотят учиться по-старому. Самый удачный подход к обучению детей нового поколения – это компьютерная презентация знаний, где смысловая подача проблемы сочетается с наглядным и красивым оформлением, интерактивностью картинки. Студенты считают, что надо обращаться с детьми, как с взрослыми, и в то же время не забывать о том, что они дети, и использовать как вариант взаимодействия с учениками элемент игры.

Неподдельный интерес всех присутствующих вызвал проникновенный рассказ сотрудника Центра гуманной педагогики при МЦР О.Д. Пискаревой о необыкновенно талантливой девочке-художнице из Полтавы Саше Путря[5]. Саша умерла от лейкемии, когда ей было одиннадцать лет, она создала множество картин и рисунков. Каждый ее рисунок – это переливающаяся через край доброта, необычайная емкость, лаконичность и оригинальность композиционного и цветового решения. Уже с трехлетнего возраста девочка рисовала не переставая, мечтая в будущем непременно быть художницей. Сашенька была необычным ребенком – она была убеждена, что в своем прежнем воплощении жила в Индии и что после смерти улетит на Сириус, чтобы выполнить миссию Света.

Лева Бондарев, исполнитель и сочинитель музыкальных пьес, на этот раз читал отрывки из своей книжки «С Востока на Запад. Путеводитель-задачник по Крыму для детей», радуя взрослых детской непосредственностью, неподражаемым чувством юмора и поразительными высказываниями о природе творчества и назначении писателя: «Все, что человек делает, он делает для других. И писатели все пишут для людей. Даже те, кто пишет в стол, надеются, что люди когда-нибудь достанут из стола его рукопись и прочитают. По моему мнению, человек должен получать деньги за свое творчество, иначе ему нечем будет прокормить семью и он устроится на другую работу». Когда его спросили, что станет стимулом для писателя, если в будущем деньги «аннулируются», как он сам выразился, мальчик ответил: «Наградой писателю будет то, что люди станут читать его книги, и им будет нравиться, что человек написал».

Следующая тема Круглого стола детской программы называлась «Загадки Египта». Юные участники конференции пытались разрешить тайну возведения древних египетских пирамид. Харьковчанка Оксана Миц рассказала о принятых в современной науке теориях строительства пирамид и выдвинула предположение, что египтяне поднимали тяжелые камни, из которых возводили пирамиды, основываясь на знании неизвестных сегодня законов физики, и при этом применяли магическую силу слова.

Витя Кислов демонстрирует свой рисунок квазара

Затем молодые участники конференции перешли к обсуждению темы «Тайны астрономии. Зарождение и строение Вселенной. Человек в структуре мироздания». Десятилетний москвич Витя Кислов предположил, что черные дыры и квазары взаимосвязаны, что черная дыра – это живой организм очень большого размера, который служит для очищения Галактики. Вселенная – живая и обладает сознанием, планетные системы – это ее атомы, а люди – результат ее сознательного творчества.

Свою теорию о происхождении Вселенной выдвинул и ровесник Вити, Всеволод Артемчук, тоже москвич. Большой взрыв, по его мнению, – это переход Вселенной из предыдущей жизни в новое состояние. Черные дыры мальчик назвал воротами в другой мир, в иную Вселенную, где форма жизни может быть не белковой, а, например, кремниевой. На Марсе возможна именно такая жизнь, и хотя когда-то он был очень похож на Землю, его жители в результате тяжелой войны вынуждены были уйти в область ядра. Ядро Земли, по мысли Севы, также таит много неизвестного и неожиданного.

Володя Ильин из Ангарска считает, что Вселенную создал Бог, и согласен с Севой Артемчуком, что на Марсе, возможно, живут сильно отличающиеся от нас люди и что жизнь есть и на недавно открытых учеными новых малых планетах Солнечной системы.

О теориях ребят, в основном вполне логичных, высказал свое мнение астрофизик, кандидат физико-математических наук, ученый секретарь Объединенного Научного Центра проблем космического мышления Л.М. Гиндилис. Теорию о том, что черная дыра – существо, сказал он, помимо Вити Кислова выдвигал один авторитетный ученый; в научной среде была также и гипотеза о пульсирующей Вселенной, похожая на гипотезу Севы Артемчука. Отрадно, что мысли ребят направлены в глубины мироздания, и нужно с доверием относиться к информации, которая идет от сердца, но многое из того, что было сегодня услышано, можно найти на страницах Интернета.

Юный композитор и художник Василий Конанчук

Итог этой встречи подвела Л.В. Шапошникова, которая отметила, что главным критерием, по которому можно определить детей нового сознания, является их творчество.

В рамках детской программы в Театре на Набережной состоялся моноспектакль «Чувство моря» (режиссер и художественный руководитель – Ф.В. Сухов, лауреат премии «Учитель года», профессиональный актер и режиссер). Автор сценария, написанного по стихам и письмам М. Цветаевой, и исполнитель – пятнадцатилетняя Екатерина Зайцева – сумели выразить и передать зрителям невыносимость для поэтического мироощущения удушливой атмосферы мещанства и политиканства. Спектакль нашел живой отклик в душах юных и взрослых зрителей, которые сердечно благодарили Катю за подаренные минуты откровения. Еще одно театральное представление на той же сцене – спектакль по рассказу Х. Кортасара «Проплывают облака – конец игры». Три юные исполнительницы выступили соавторами сценария, который вырастал из совместных поисков. В сценарий были включены три молитвы Я. Корчака и стихотворение И. Бродского, они органично вписались в то, что происходило на сцене. Исполнительницы получили награды и специальные призы за актерское мастерство. Часовой спектакль с одинаковым интересом смотрели и самые юные участники конференции, и их родители, и ученые. После спектакля художественный руководитель и режиссер театра Ф.В. Сухов провел со зрителями мастер-класс. Не часто представляется такая возможность – сойтись на одном репетиционном поле (под руководством опытного педагога, около тридцати лет возглавляющего театр, в котором играют дети) семилетнему автору кантаты «Александр Невский», восьмилетнему автору трех задачников, юным поэтам и пианистам, победителям конкурсов, – с кандидатами и докторами наук. Здесь такая возможность представилась. Она была уникальной, и результаты ее были особенными. Вместе импровизировали малыши и взрослые. А двенадцатилетний Гриша Мисюра[6], уникальный юный художник-график, всегда застенчивый и молчаливый, предпочитающий в большом собрании занять самый дальний и незаметный угол, смеялся и шалил наравне со всеми, к великому удивлению всех, кто хорошо его знает.

Мастер-класс режиссера Ф.В. Сухова

Завершилась детская программа «Уроком доброты» в единственном в мире Театре кошек Ю.Д. Куклачева. Юные участники конференции увидели четвероногих артистов и лично познакомились с самыми именитыми из них. Руководитель театра серьезно и сердечно говорил с ребятами о том, что такое талант и как он нераздельно связан с душевностью и любовью, со скромностью и трудолюбием.

Осмыслить проблему детей нового сознания попытались и те, кто не так давно вышел из детства, – эта тема стала предметом обсуждения очередного занятия творческой мастерской молодых ученых, которое курировал академик РАО Ш.А. Амонашвили.

Творческая мастерская молодых ученых

Аспирант кафедры философии факультета социологии экономики и права Московского педагогического государственного университета Петр Абрамов, выступивший с сообщением «Одаренные дети и проблемы формирования нового сознания», говорил о том, что оценить качества детей нового сознания может человек, который хотя бы отчасти ими обладает. Вопрос о новых детях можно переформулировать следующим образом: каков он, обладающий истинной духовностью человек Новой эпохи, в котором гармонично сочетаются лучшие качества ребенка и взрослого? Ответ дает высшая познавательная способность сердечного чувствования, синтезирующая твердость воли и искренность чувств, непосредственность, простоту взгляда на мир и богатство опыта, чистоту стремлений и умение распознать самые изощренные проявления зла. Культуролог из Харькова Богдана Соколова представила результаты собственного практического исследования на тему «Герои и героизм глазами современных детей». Было опрошено 240 детей от 6 до 16 лет, в результате проявилась картина того, чем дышат современные дети. Несмотря на то, что наиболее популярными героями современной молодежи являются Гарри Поттер и Человек-Паук, персонажи современных телесериалов и комиксов, в детях живет тоска по настоящему герою. Всего дети назвали около восьмидесяти качеств, которые отличают героя. И оказалось, что даже в качках-суперменах ребенок отмечает самоотверженность, смелость, доброту, силу духа. Академик РАО Ш.А. Амонашвили так откомментировал это сообщение: «Кто есть герой? Современные дети не знают ответа на этот вопрос, не понимают смысл героизма. Надо будить героя внутри ребенка, это задача семьи и образования». Руководитель дошкольного отделения в Школе искусств Надежда Кобзистова (Екатеринбург) рассказала о примерах воспитательного воздействия искусства на современных детей, сильно обделенных красотой жизни. В маленьких детях очень часто видны признаки нового сознания, которые можно охарактеризовать как устремленность, синтез интеллекта и сердца. Новые дети обладают врожденным чувством уважения к Учителю, они с большим трепетом относятся к тем, кто помогает им найти внутри себя мировоззренческие основы. Они тянутся к красоте как живительному источнику, им свойственно желание практического преобразования жизни, хочется сделать мир прекраснее. Завершая занятия творческой мастерской молодых ученых, доктор филологических наук Е.Н. Черноземова рассказала о своем видении проблемы детей нового сознания, об ответственности взрослых в этот сложный переходный период. Ш.А. Амонашвили пригласил всех участников мастерской на педагогическую конференцию «Истина школы», которая состоится в январе 2007 года в Москве.

Юные и взрослые участники конференции. 9 октября 2006 г.

Конференция «Дети нового сознания» подняла множество вопросов, связанных с будущими поколениями и прежде всего с детьми Света. Не на все из них сегодня можно дать ответ, но если есть вопросы – будут и ответы, поскольку наш контакт с новыми детьми – это вопрос согласия или несогласия с эволюционным процессом вообще, а он не спрашивает, хотим ли мы его присутствия и действия. Он движется, и не замечать его или вступать с ним в противоречие означает оказаться выброшенным вообще из процесса эволюции Вселенной. Есть единственный однозначный ответ: мы должны принять новых детей как прекрасную данность и стать их союзниками. Мы должны защитить этих детей, помочь им не сломаться в условиях хронического запаздывания нашей системы образования и воспитания, помочь им выжить в условиях преступного отношения к детству вообще. Оберегая детей, мы помогаем сбыться нашему будущему, которое только они способны сделать прекрасным.

Обзор подготовили О.А. Лавренова,  Е.Е. Мишина, Е.Н. Черноземова


[1]  См. сообщение Н.П. Бехтеревой «Об альтернативном видении»: http://galactic.org.ua/W-Bronnicov/b_l_i7.htm

[2]  Полный текст доклада Л.В. Шапошниковой читайте в этом номере журнала.

[3]  Доклад С.Ю. Богословского читайте в этом номере журнала.

[4]  О юбилейной экспозиции фоторабот Л.В. Шапошниковой читайте в этом номере журнала. Более подробно о фототворчестве Л.В. Шапошниковой см.: Козар В.А. Вечное в фотоискусстве Людмилы Шапошниковой // Культура и время. №3, 2006.

[5]  Материал о Саше Путря читайте в этом номере журнала.

[6]  О работах Гриши Мисюры см.: Культура и время. №3, 2006.

Spread the love

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *