Весть о Новой Эпохе

№ 42-2011-4 |

Ольга Троицкая _________

Выставка художников-космистов из фондов МЦР


Весь Космос пронизан красотой и творчеством. Космическое творчество, как и космическая эволюция, идет сверху вниз, по ступеням миров различных состояний материи.
Л.В. Шапошникова. Земное творчество
космической эволюции[1]

Удивительный мир разместился в залах Международного Центра Рерихов – он сложился из картин художников-космистов начала прошлого века и переданных в дар МЦР работ наших современников.

В.Т. Черноволенко. Лики Востока. Из цикла «Сказка Востока». 1970

Огромная коллекция картин В.Т. Черноволенко – дар Музею имени Н.К. Рериха его жены М.Ф. Дроздовой-Черноволенко; множество работ скульптора и художника Юрия Ушкова, работы многих современных художников-космистов, которые выбрали для себя это направление в изобразительном искусстве или, возможно, неведомыми нам путями для земного творчества их выбрала Космическая эволюция. Cлучай, он, как известно, вещь неслучайная – потому нет случайности в том, что эти таланты, которым выпала судьба отражать на бумаге и холсте, маслом и акварелью, кистью и мастихином, в глине и бронзе сложные формы инобытия, объединились именно в Международном Центре Рерихов. Они – друзья и желанные гости в доме, где живут картины великого русского художника, мыслителя, общественного деятеля Н.К. Рериха, где все – живая память о нем, о его жене-другине – Е.И. Рерих, их удивительной семье.

Каждая картина, каждая скульптура останется закрытой, не увиденной, если не остановиться, не вглядеться, чтобы сквозь странные очертания проступило то, что скрыто внутри, пульс, неощутимый физически, но биение которого отдается в сердце странным, непривычным трепетом.

Прошло почти полвека. Но картины В.Т. Черноволенко только сейчас начинают читаться так, как были задуманы автором. Цвет и сплетение линий подобны звукам, сливающимся в аккорды. Цвет – звук: эта пара давно неразрывно связана в физике нашего мира и воплощена на полотнах В.Т. Черноволенко задолго до появления цветомузыки. И глядя на циклы картин «Композиция», «Симфония», мы, кажется, слышим мелодии миров, когда-то воплощенных на холсте кистью художника, творческая мысль которого оказалась слишком дерзкой для своего времени.

«На пути», «Беспредельность», «Искатели», несколько картин с одноименным названием из цикла «На далекой планете», «Сон» из того же цикла – переливающиеся арочные строения, перетекающие глуховатые, но чистые тона. Человеческие фигуры среди этих удивительных неземных форм не кажутся чужеродными. Они видятся зваными гостями, но ими движет не праздное любопытство к чужому, незнакомому миру, а желание познать его пределы, смысл, основы бытия, затем, чтобы лучше понять свой собственный мир как часть Единого Космоса.

Юрий Ушков. Восток. 1999

Слово «бронза» – тяжелое, увесистое. Произнесите его – и возникнут ассоциации со скульптурами барочного времени, где даже изящество завитков и виньеток, выполненных в этом золотистом металле, так основательно, так определенно, что красота их становится рассудочно-прагматичной.

Бронза Юрия Ушкова парадоксальна. Трудно поверить, что скульптура, отлитая из металла, может быть такой летящей, легкой, динамичной. Плавные абрисы форм и внезапные лучи, исходящие от этих фигур, делают характерную окраску бронзы не просто золотистой – солнечной. «Созвездие Северная корона», «Созвездие Ориона», «Агни», «Восток» – образы, созданные художником, одухотворены, а потому – вочеловечены: в них есть характер, собственная природа и индивидуальность. Скульптура «Битва» поражает изумительной легкостью, стремительной выразительностью. В балетном прыжке, в танце битвы воин, в ком видятся архангельские черты, летит над Искусителем и поражает его в раскрытый зев, подобно Георгию-победносцу. Эта битва – духовная, и победа летящего Духа предопределена…

Лола Лонли. Вестник Новой Эпохи. 2002

Лола Лонли выбирает для своих сюжетов необычные сочетания ярчайших спектральных тонов светящейся чистоты. Художнику-реалисту они покажутся несовместимыми, невозможными, но цвет в космизме – не вспомогательная, а зачастую главная часть художественного языка, на котором художник говорит со зрителем. На полотне «Вестник Новой Эпохи» всадник летит на ослепительно белом коне через фиолетово-синюю равнину от белых гор под небом, усыпанном невероятным количеством звезд. Его голубой плащ развевается по ветру, и весь он – порыв. Припав к гриве, Вестник понукает коня. Весть о Новой Эпохе, о том, что у старого мира появилась возможность измениться, стать чище, лучше и прекрасней, должна быть донесена как можно скорее, ибо настает время, когда можно опоздать навсегда и, застряв в старых догмах, остаться в стороне от обновляющего перерождения.

Выставки Александра Маранова всегда собирают огромное количество посетителей. Необычная манера живописи, глубокое философское содержание сюжета, эмоциональная экспрессия палитры. Однако это верхний слой, обертка-облатка, под которой скрыто то, что лежит внутри пространств, заключенных в полотнах художника.

Александр Маранов. Танец весны. 2006

На выставке представлена одна его картина – «Мир Роз». Люди любят эти цветы, чьи лепестки несут оттенки от белоснежных до темно-пурпурных, по большей части теплых тонов. Но основа цветовой гаммы, выбранной Марановым, – голубая. Это не сами цветы и не фон, на который наложен рисунок, а невидимая простым глазом нежная эманация королевы цветов, небесное сияние, оттеняющее земной ее лик и возвышающее чудо земной природы до сфер Красоты и Гармонии, откуда на нас нисходит творчество иных сил в иных пределах.

Алексей Леонов. Чаша Нового Мира. 2007

Алексей Леонов – молодой киевский скульптор, чьи работы вошли в постоянную экспозицию легко и уверенно, как будто сама судьба готовила его талант для наиболее полной реализации именно в этих стенах. «Чаша нового мира», «Богородица Умиление», другие его работы, представленные на выставке, – очередное свидетельство того, что неважно, какой материал для воплощения творческого замысла выберет мастер: благородную бронзу или грубый шамот. Одухотворенный сердечной творческой силой в любящих и умелых руках творца любой материал обретает уникальную выразительность, открывая такие свойства своей фактуры, о которых ранее никто не подозревал. Так, легкой становится бронза, изысканной – глина. Масляная живопись приобретает прозрачность акварели, а акварель – уверенность масляной фактуры: космизм освободил художников от академических ограничений.

Олег Высоцкий – имя, которое в среде художников-космистов произносят с большим уважением. Талант, чутье, видение…

Метаморфоза из цикла «Мифы». Изображение в центре полотна очертаниями напоминает Галактику, что подчеркивается белыми точками звездного пути, но далее этот четкий абрис обволакивает многослойное, многоцветное сияние. Происходит трансформация физического в метафизическое, невидимое обнимает видимое, но и то и другое равно присущи целому. Дух и материя неразделимы, это взаимопроникающие и взаимопродолжающие вещи, говорит художник, и метаморфозы Пространства одновременно чудесны и естественны.

На выставке представлена еще одна его работа – «Торн». Глаз, планета, сфера следящая – что в этой работе? Образ нездешний, но в нем есть удивительная убедительность реального существования. Она достигнута, очевидно, композиционной точностью, верно сбалансированной палитрой и еще чем-то мета-пространственным. Истинная реальность – это материя плюс нечто незримое, неслышимое и неощутимое, но этого не становящееся менее осмысленным и рациональным.

Нина Волкова. Учитель и ученик. 2004

Работы Нины Волковой украшают Вводный зал Музея имени Н.К. Рериха. Отличительные черты её творчества – особая узнаваемая палитра, особые отношения с графикой. Её линии – это пластический жест. Видно, как взмах руки художницы, следуя выбранной ею идее будущего произведения, продолжается во взмахе крыла «Девы», картины из зодиакального цикла «Звездный пояс жизни». Верная своей творческой манере, восходящей к традициям и мифологии египетской фрески, художница претворяет взятое из древности в эволюционирующее будущее. Нина Волкова находит в египетском мифе глубину и провидческие интонации, которые прочитываются нашими современниками как древнее знание, переданное нам.

Г.Е. Карепов. Поющий ангел. 2004

Этот переход знания из дальнего прошлого в настоящее и открывающееся будущее под недремлющим оком божества символически передан в картине «Учитель и ученик». Око в центре работы излучает синий цвет, цвет божественного знания; золото и синь, расчерченные тонкими линиями фигур, рождают ощущение величия, покоя и достоинства. Сокол и ибис, Гор и Тот, стоят друг против друга, протянув навстречу руки. На них из Ока изливается знание, которое они будут хранить до тех пор, пока не появится очередной ученик, который в свою очередь сам станет для кого-то духовным учителем, и так бесконечно будет развиваться спираль духовной эволюции…

Поэтичный Геннадий Карепов, всегда неожиданная Татьяна Туркулец, утонченная Феодосия, яркий Василий Вятич, многие другие – это далеко не все имена в новой плеяде художников, которых мы называем космистами. Направление космизма в современном изобразительном искусстве еще не оформилось окончательно, но то, что ниша его определилась четко и явственно и будет расширяться и прирастать, – в этом нет ни малейшего сомнения. Каждое время рождает свое искусство. Весть о Новой эпохе уже прозвучала и услышана многими. Земное творчество Космической эволюции продолжает свой бесконечный путь.


PDF журнала № 42 – 2011 г.
Ольга Троицкая. Весть о Новой Эпохе. Выставка художников-космистов из фондов МЦР

[1] Шапошникова Л.В. Земное творчество космической эволюции. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2011. С. 311.

Spread the love

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *