Союз науки о Солнце с наукой об обществе

№ 50-2013-4 |

В.И. Алексеева _________

Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского _________

Великолепное, державное Светило,
Я познаю в тебе собрата-близнеца,
Чьей огненной груди нет смертного конца,
Что в бесконечности, что будет и что было.
А.Л. Чижевский

Вся суть – в переселении с Земли и в заселении космоса.
Надо идти навстречу, так сказать, космической философии!
К сожалению, наши философы об этом не думают.
А уж кому-кому, как не философам, следовало бы заняться этим вопросом.
К.Э. Циолковский (из беседы с Чижевским)

Наверное, в нашей стране найдется немного мест, где бы пересекались жизненные и творческие пути нескольких русских космистов. В 1914 году в Калуге встретились двое ученых, представителей нового философского мировоззрения: Константин Эдуардович Циолковский (1857–1935) и Александр Леонидович Чижевский (1897–1964). Единомышленники в отношении к жизни и миру, они обменивались научными идеями, поддерживали друг друга, несмотря на значительную разницу в возрасте. Память о них хранят музеи, входящие в единый комплекс Государственного музея истории космонавтики.

Дом-музей К.Э. Циолковского в Калуге

Знаменитый деятель науки К.Э. Циолковский скончался в сентябре 1935 года, завещав свое обширное наследие «партии большевиков и советской власти». Рукописи, деловые бумаги, часть научной библиотеки были увезены в Москву и ныне хранятся в Архиве Российской академии наук, в фонде 555. Старшая дочь ученого Любовь Константиновна, беззаветно любившая отца, выступила с инициативой создать в бывшем доме семьи в Калуге музей Циолковского. И в 1936 году музей был открыт. Для этого имелись все основания. Более полувека ученый с семьей прожил на калужской земле, и почти тридцать лет – именно в этом доме практически на берегу Оки (современный адрес: улица Циолковского, 79). Здесь он обрел первый в своей жизни отдельный рабочий кабинет, надстроив второй этаж небольшого уютного дома. Здесь работал на веранде-мастерской, принимал посетителей. Здесь взрослели дети и подрастали внуки.

Дом-музей К.Э. Циолковского. Веранда-мастерская

Сегодня Мемориальный дом-музей К.Э. Циолковского – и памятник жизни выдающегося русского ученого, и единственная музеефицированная усадьба городского быта Калуги первой трети XX века. Его экспозиция хранит множество подлинных вещей. Это полки с книгами Циолковского, его рабочие инструменты, физические приборы, телескоп, керосиновая лампа на натянутой проволоке в кабинете, служившая хозяину в моменты отключения электричества во время Гражданской войны. Фотографии детей и внуков рассказывают о счастливых и трагических моментах жизни.

Дом-музей К.Э. Циолковского. Комната дочери Любови Константиновны

Личные вещи Константина Эдуардовича, его супруги Варвары Евграфовны и детей наполняют теплом маленькие светлые комнаты, самую скромную из которых занимала жена ученого. Стены украшены рисунками младшей дочери Циолковских Анны Константиновны. Посетители обращают внимание на два музыкальных инструмента: рояль в гостиной на первом этаже и фисгармонию в комнате Любови Константиновны. Здесь можно увидеть черное пальто-крылатку с застежкой в виде львиных голов, по которой калужане издалека узнавали Константина Эдуардовича.

Интерьер Дома-музея К.Э. Циолковского. Кухня

Ряд предметов домашней утвари, в том числе кухонной, сделан руками самого ученого. Многое о нем может рассказать веранда-мастерская. Он собрал коллекцию необходимых в хозяйстве столярных и слесарных инструментов. В саду под землей однажды обнаружили наковальню, которую Константин Эдуардович устроил на почетное место в мастерской. Когда-то здесь находилось много собственноручно сделанных моделей дирижаблей, большая часть которых со временем была утрачена. Сохранились две подлинные модели металлических оболочек, воздушные насосы, электрофорные машины, спортивный инвентарь, стопки брошюр, печатавшихся ученым в калужских типографиях на собственные средства. В них обоснованы бесчисленные технические проекты и… проекты человеческого счастья, философские идеи бессмертия, вечной и радостной жизни людей будущего, наполненной творческим трудом.

Дом-музей посещают руководители страны, космонавты, ученые, выдающиеся деятели культуры. Юрий Гагарин подарил Дому-музею бронзовый бюст Циолковского и часы «Космос». С легкой руки Алексея Леонова простую деревянную дверь, ведущую из веранды-мастерской на плоскую крышу первого этажа, назвали дверью в космическое пространство. Здесь бывал Сергей Коненков, задумавший в последние годы жизни сделать скульптурный портрет Циолковского. Перелистаем книгу отзывов. Михаил Ульянов писал: «Талант, ум, целеустремленность человеческая – самая могучая сила на земле». Вот запись, сделанная академиком В.П. Глушко: «Посещение дома, где трудился пророк космонавтики, гражданин Вселенной, всегда вызывает чувство благоговения. Ему, моему учителю, я обязан тем, что узнал путь осуществления мечты, ставшей для меня главным в жизни». Когда-то в юности Валентин Глушко прочел статью Циолковского по ракетной технике и написал в Калугу. Так завязалась переписка теоретика космонавтики и его юного последователя, будущего основоположника отечественного ракетного двигателестроения. Космонавт Валерий Поляков – мировой рекордсмен по суммарной продолжительности пребывания на околоземной орбите – сказал, впервые посетив Калужский край: «Здесь два выдающихся духовных центра, Оптина Пустынь и дом Циолковского». Президент страны В.В. Путин во время визита в Калугу в марте 2007 года свое знакомство с космическим музейным комплексом начал с посещения этого дома. И экспозицию пополнила медаль «От Президента России».

Дом-музей К.Э. Циолковского. Кабинет

Долгое время директором музея был внук ученого Алексей Вениаминович Костин, известный калужский журналист. Он пропагандировал научно-техническое творчество Циолковского, мечтал о создании музея деревянного зодчества в Калуге на базе нескольких квартир, которые в разных домах снимала семья Циолковских, прежде чем купить первый собственный дом. В настоящее время музеем руководит правнучка Циолковского Елена Алексеевна Тимошенкова, историк, краевед, верный хранитель материального и нематериального наследия выдающегося русского космиста. Ее можно увидеть в обществе главных конструкторов ракетно-космической техники, крупнейших ученых страны, Президента Российской Федерации…

Государственный музей имени К.Э. Циолковского

Время шло, и феномен практической космонавтики должен был заявить о себе не только в просторах космоса, но и в музейном пространстве страны. Проект нового музея был утвержден в Президиуме Академии наук СССР, а автором его концепции, по существу, можно считать главного конструктора ракетно-космических систем Сергея Павловича Королева. В 1957 году была создана государственная комиссия по празднованию столетнего юбилея Циолковского. Весной этого года по инициативе Королева в Калугу выехала группа представителей его конструкторского бюро для оказания помощи Дому-музею со стороны космической отрасли. Комиссию возглавлял М.К. Тихонравов, один из ближайших соратников Королева. В его докладной говорилось о необходимости сооружения специального здания музея для экспонатов, касающихся развития и претворения в жизнь идей Циолковского, а также непосредственно относящихся к теме межпланетных путешествий.

Памятник К.Э. Циолковскому в сквере Мира в Калуге

Юбилейные торжества в Калуге прошли 15 сентября 1957 года. В город приезжает Королев. Он не только присутствует на закладке памятника Циолковскому в сквере Мира, но и посещает дом-музей ученого… Проходит всего девятнадцать дней, и начинается космическая эра. Наша страна выводит на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли. И уже со следующего года в Калугу по прямому указанию Королева начинают поступать невиданные ранее экспонаты: приборные контейнеры метеорологических и геофизических ракет, технологические копии искусственных спутников Земли и межпланетных автоматических станций. Будущий музей космонавтики Королев воспринимал как памятник Циолковскому, чьи труды не только глубоко чтил, но и воплощал в жизнь.

13 июня 1961 года Калугу посетил Ю.А. Гагарин, это было начало триумфального шествия первого космонавта мира по просторам нашей родины. В этот день Гагарин взял в руки мастерок и заложил символический первый камень в здание будущего музея. Сохранилось письмо Гагарина на завод по изготовлению ферм потолочных перекрытий: «Нам, космонавтам, имя К.Э. Циолковского особенно дорого, поэтому с нетерпением ждем завершения строительства музея, в котором будут отражены величайшие достижения нашего народа в покорении космоса». Отряд космонавтов также курировал строительство. Здесь бывали Г.С. Титов, П.Р. Попович, К.П. Феоктистов, П.И. Беляев, А.А. Леонов. Благодаря инициативе академиков Б.М. Кедрова и А.А. Благонравова музей получил свое официальное название «Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского». 3 октября 1967 года он распахнул двери для первых посетителей, а к настоящему времени с его экспозициями познакомилось более двенадцати миллионов человек.

Государственный музей имени К.Э. Циолковского. Вводный зал

Сегодня ГМИК является крупнейшим центром по пропаганде научного наследия Константина Эдуардовича Циолковского. Лишь здесь можно познакомиться со всеми направлениями научно-технического творчества энциклопедиста – не только с первыми в мире классическими трудами по теоретической космонавтике, но и с малоизвестными даже специалистам техническими проектами. Циолковский оставил около 160 законченных статей по проблемам воздухоплавания, авиации, аэродинамики, ракетодинамики, космонавтики, по двигателям, турбинам, различным типам моторов и силовых установок, энергетике, наземному и подводному транспорту.

Государственный музей имени К.Э. Циолковского. Зал научной биографии К.Э. Циолковского

Обосновывая свои технические изобретения, Циолковский ставил перед человечеством целый комплекс задач. Это и создание скоростного наземного транспорта, и освоение атмосферы с помощью надежных воздухоплавательных и авиационных аппаратов, и достижение космических скоростей для выхода в межпланетное пространство. Сюда примыкают проблемы обеспечения жизнедеятельности человечества, функционирования промышленности и транспорта в космических просторах. Средствами для этого должны были стать скорый поезд на воздушной подушке и системы наземно-космических поездов; цельнометаллический дирижабль и поезда дирижаблей; цельнометаллический самолет, реактивные стратосферные самолеты, многофюзеляжный самолет-крыло большой грузоподъемности, гидроплан-крыло; пассажирские и грузовые ракетно-космические комплексы; эфирные поселения в межпланетном пространстве; солнечные моторы и нагреватели, ветряные и волновые энергетические установки и многое другое. Ученый обосновал новую стратегию развития энергетики с помощью использования лучистой энергии Солнца, энергии ветра, водопадов и морских волн. Технические труды Циолковского обрисовывают контуры новой архитектуры, транспорта, связи, промышленных сооружений. Общепланетарные технические комплексы со временем обретают масштабы космических. Конечной целью являлось создание материально-технической базы земного и космического человечества.

Зал ракетно-космической техники в Государственном музее имени К.Э. Циолковского

Сколь бы грандиозными и оригинальными ни были технические проекты, они никогда не выступали самоцелью. Техника помогает обрести достойное человека благосостояние, скорость передвижения, свободу, радость творчества. Воздухоплавательный транспорт должен был наладить экономические и психологические контакты между населением разных континентов; авиация служила бы для быстрого перемещения руководителей единого общепланетного государства; наземно-космические системы обеспечили бы свободный выбор между оседлой жизнью на родной планете и странствованием по просторам Солнечной системы. Ученый был сторонником безграничного развития материально-технической базы человечества, единственной целью которого стало бы освобождение от всех материальных хлопот.

Портрет К.Э. Циолковского работы Бориса Тальберга

В зале научной биографии Циолковского раскрывается мир его идей. Большой графический портрет ученого по тонированному гипсу работы Б.А. Тальберга создает эффект его зримого присутствия в огромном светлом помещении, из которого открывается вид на Парк имени К.Э. Циолковского. Специально для музея изготавливались макеты самолетов и оболочек дирижабля. Ряд аэродинамических приборов демонстрирует те титанические усилия, которые приходилось прилагать экспериментатору в этой области, чтобы стать основоположником практической аэродинамики. Динамическая модель пассажирской космической ракеты позволяет зримо представить себе работу жидкостного ракетного двигателя, оценить системы безопасности и жизнеобеспечения пассажиров.

Здесь воспроизведены астрономические чертежи, таблицы и рисунки, отражающие явления свободного пространства; страницы технических рукописей с расчетами и формулами. Представлены редкие издания трудов по космонавтике, в том числе в журнальных вариантах. В зале разворачивается история создания и публикации классического труда по космонавтике и ракетодинамике «Исследование мировых пространств реактивными приборами» (1903, 1911–1912, 1914, 1926). В том, что первенство теоретических разработок Циолковского подтвердилось первенством практических успехов нашей страны в освоении космоса, наблюдается некая фундаментальная закономерность.

Сам ученый считал себя энциклопедистом, и это справедливо в наивысшей степени. Корпус его научных сочинений включает не только теоретические и научно-популярные статьи технической проблематики. Он оставил нам работы по астрономии, физике, геохимии, биологии, космической философии, социологии, лингвистике. Философия космизма привлекает сегодня все больше внимания. В поисках альтернативных путей культурного развития люди обращаются к текстам Циолковского, к его теории совершенствования общества, к чертам человека космического будущего, деятельность которого разворачивается в содружестве с многочисленными космическими расами. Вывести себя самого из-под гнета обыденной суеты, бюрократического круговорота, бессмысленных обычаев и нравов; свободно проявлять общественную инициативу и строить все то, чего так не хватает в нашей жизни; отказаться от черт, которые культивируются и воспроизводятся из поколения в поколение (насилие, жадность, хитрость, узкоэгоистическое самолюбие, недоверие к другому); направить внимание к высоким материям – изучению Вселенной и прославлению Господа Бога – вот сверхидея Циолковского.

Посетители видят многочисленные брошюры: «Причина космоса» (1925), «Монизм Вселенной» (1925), «Образование солнечных систем и споры о причине космоса» (1925), «Прошедшее Земли» (1928), «Моя пишущая машина. Двигатели прогресса» (1928), «Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы» (1928), «Современное состояние Земли» (1929), «Космические ракетные поезда» (1929).

Пищу для размышлений юным посетителям дают популярные повести Циолковского, идеи которых зримо развернуты в экспозиции. «Грезы о земле и небе и эффекты всемирного тяготения», «На Луне», «Вне Земли», «На Весте» – это особый мир научной фантазии, мир мысленного эксперимента. Здесь главные герои – уменьшенная тяжесть и невесомость. Человек, оказавшийся в поясе астероидов или в свободном пространстве, ощущает себя иначе, нежели житель планеты, скованный цепями тяготения. На этом материале можно поразмыслить над неожиданными вещами: как выйти в космос, не используя ракетный способ полета? можно ли увеличить или уменьшить земную тяжесть? как разжечь самовар на Луне и что из этого может получиться?

Таким образом, ряд экспонатов зала научной биографии Циолковского предоставляют возможность для детального погружения в проблематику астрономии, небесной механики, сравнительного изучения планет – ярко и образно, доступно для школьников среднего и старшего звена.

Государственный музей имени К.Э. Циолковского. Комплекс «Энергия-Буран»

Уникальная коллекция предметов, связанных с освоением околоземного пространства, демонстрируется в зале истории ракетной техники и практической космонавтики. Здесь представлены главные направления космических исследований, продукция предприятий ракетно-космической отрасли. Однако, сколь бы удивительными для нас и тем более для посетителей ни были новейшие достижения космонавтики, ловишь себя на мысли о том, что почти обо всех них можно рассказать словами Циолковского – настолько точны были его научно-технические прогнозы, подробные, эмоционально насыщенные описания жизни на космической орбите, рассказы о пребывании людей на Луне, на астероидах.

Космическую коллекцию открывает технологический образец первого искусственного спутника Земли, переданный музею 24 апреля 1958 года. Он занимает почетное место во вводном зале. Сегодня фонды музея представляют собой целый ряд коллекций, в целом насчитывающих свыше 60 тысяч единиц хранения. Особую ценность имеет фонд Циолковского, который располагает эпистолярным наследием ученого, его научной библиотекой, печатными трудами, рукописями, личными документами, вещами. В музее хранится наиболее полная коллекция фотодокументов Циолковского, большое собрание воспоминаний об ученом.

Постепенно фонды пополнились материалами личных архивов выдающихся ученых и конструкторов – С.П. Королева, В.П. Глушко, М.К. Тихонравова, В.П. Бармина, В.И. Кузнецова, Ю.А. Победоносцева, А.А. Космодемьянского; пионеров ракетной техники, ветеранов ракетно-космической отрасли, летчиков-космонавтов и астронавтов. Постоянно пополняются коллекции газет, плакатов, фоно-, фото- и киноматериалов, коллекция изобразительного искусства космической тематики.

Собрание «Редкая книга» содержит почти 10 тысяч единиц. Чтобы обозначить его ценность, назовем лишь наиболее крупные личные библиотеки, нашедшие себе место в фондах музея: библиотека А.Л. Чижевского, библиотека М.К. Тихонравова, библиотека Б.Н. Воробьева – крупного специалиста в области воздухоплавания, первого хранителя архива Циолковского. Здесь имеются первые биографии Циолковского, написанные Я.И. Перельманом, Н.А. Рыниным, Б.Н. Воробьевым, давно ставшие библиографической редкостью; книги с пометами Циолковского и книги, подаренные ученому. Редкая сама по себе в силу сложной судьбы повесть Циолковского «Грезы о Земле и небе и эффекты всемирного тяготения» 1895 года издания имеет автограф американских астронавтов, побывавших на Луне. Здесь хранятся знаменитые серии «Межпланетные путешествия» Я.И. Перельмана и «Межпланетные сообщения» Н.А. Рынина, «Астронавтика» первого теоретика космонавтики в Западной Европе Р. Эсно-Пельтри и многое другое. Постоянное обновление экспозиций и интенсивная выставочная деятельность (музей открывает до двадцати выставок ежегодно), как и научно-исследовательская работа, ведутся на базе этих коллекций.

За сорок лет своей работы музей вырос в крупный комплекс, в составе которого пять отделов и открытая площадка с образцами ракетной техники. Он по праву вошел во все космические и музейные справочники и энциклопедии мира. Как крупнейший представитель немногочисленных музеев технического профиля, он имеет солидную базу для плодотворной деятельности и серьезные перспективы развития.

Музей-квартира Циолковского в Боровске

Научное наследие Циолковского неисчерпаемо, и часть музейного комплекса, непосредственно связанная с его именем, закономерно развивалась. В городе Боровске Калужской области был открыт новый отдел, Музей-квартира К.Э. Циолковского. Для этой цели выбрали один из домов на берегу Протвы, в котором семья снимала квартиру. Боровский период жизни (1880–1892) стал временем становления личности Циолковского. Здесь он обрел свой первый педагогический опыт, заработал авторитет блестящего педагога, которого со временем перевели на работу в губернские училища. Здесь Циолковский женился, в Боровске родились старшие дети. Здесь он начал свою научную деятельность. Уже по результатам первых научных статей он был избран членом Российского физико-химического общества в Санкт-Петербурге. В Боровске во время школьных каникул написана первая в мире работа по космонавтике «Свободное пространство», закончены теоретические расчеты проекта цельнометаллического дирижабля и создана книга «Аэростат металлический управляемый». Это было время молодости, становления методов научной деятельности, предчувствия великих дел. Здесь можно увидеть анатомический атлас, бумажную птицу-ястреба, планы уроков, рукописи первых статей, благодаря которым Циолковский вошел в научный мир Москвы и Санкт-Петербурга.

Дом-музей А. Л. Чижевского

В 2000 году в музее открылся новый отдел, ныне Дом-музей А.Л. Чижевского. Александр Леонидович Чижевский – выдающийся советский ученый-биофизик, основоположник гелиобиологии, аэроионификации, электрогематологии. С его именем связано формирование естественнонаучного направления космизма. Чижевский установил, что массовые социальные, в том числе исторически значимые события зависят от естественнонаучных факторов, и прежде всего от солнечной активности. Мы – дети Солнца, полагал Чижевский. Социальные волнения, революции, вспышки эпидемий и многие другие массовые процессы в социосфере и антропосфере являются следствием вспышек на Солнце. Природное и социальное представляет собой единое целое, утверждал Александр Леонидович.

В первой главе известной книги «Земное эхо солнечных бурь» Чижевский провозгласил манифест русского космизма – единство вселенских процессов и человека, единство наук о природе, человеке и обществе. Он буквально вторил К.Э. Циолковскому с его идеей монизма Вселенной, Д.Л. Андрееву с его мыслью о пронизанности человека природными стихиями, Н.Г. Холодному с его гипотезой волновой природы человеческой личности.

Указывая на то, что современные ему науки пока еще жестко разделены по своим предметам и ученые не находят общего между науками о природе и науками о духе, он писал: «Теперь мы можем сказать, что в науках о природе идея о единстве и связанности всех явлений в мире и чувство мира как неделимого целого никогда не достигали той ясности и глубины, какой они мало-помалу достигают в наши дни. Но наука о живом организме и его проявлениях пока еще чужда расцвету этой универсальной идеи единства всего живого со всем мирозданием. Создается впечатление, что органический мир словно вырван из природы, поставлен насильно над нею и вне ее. Для живого, согласно такому воззрению, существует только одна среда – само живое. С окружающим же миром – всею природою – оно может как бы не считаться, ибо живое – победитель мертвого. И при таком воззрении живое перестает быть реальностью и становится подобным абстракции, геометрической форме или математическому знаку. Увы, оно стало весьма характерным и рушится лишь тогда, когда какие-либо стихийные катастрофы, мировые катаклизмы разражаются над живым. <…>

Дом-музей А.Л. Чижевского. Комната отца

А между тем всегда, от начала веков как в бурные, так и в мирные эпохи своего существования, живое связано со всей окружающей природой миллионами невидимых, неуловимых связей – оно связано с атомами природы всеми атомами своего существа. Каждый атом живой материи находится в постоянном, непрерывном соотношении с колебаниями атомов окружающей среды – природы; каждый атом живого резонирует на соответствующие колебания атомов природы. И в этом воззрении сама живая клетка является наиболее чувствительным аппаратом, регистрирующим в себе все явления мира и отзывающимся на эти явления соответствующими реакциями своего организма.

Итак, возникает основной вопрос: можем ли мы изучать организм как нечто обособленное от космо-теллурической среды? Нет, не можем, ибо живой организм не существует в отдельности, вне этой среды, и все его функции неразрывно связаны с нею. <…>

Органическая жизнь только там и возможна, где имеется свободный доступ космической радиации, ибо жить – это значит пропускать сквозь себя поток космической энергии в кинетической ее форме»[1]. Каждая живая клетка пронизана радиациями, идущими из космических бездн. Чижевский первым отметил: наука уже знает о том, что жизнь обязана своим происхождением солнечному лучу, однако ученые еще не до конца осознали эту истину и все последствия, вытекающие из данного утверждения. Органический мир не замкнут на себе. Сама биосфера является местом трансформации космической энергии.

Так в первой главе этой замечательной книги выражен один из основных постулатов естественнонаучного космизма, утверждение наличия универсального однонаправленного физико-химического воздействия на живое. Живая клетка пребывает в потоке космических радиаций с момента своего возникновения на Земле. Все направления научной деятельности Чижевского выросли из этого постулата – гелиобиология, гематология, гемодинамика, аэроионизация.

Дом-музей А.Л. Чижевского. Кабинет ученого

Сложилось так, что с 1913 года в течение шестнадцати лет он учился и работал в Калуге. Сюда был переведен по службе его отец, кадровый офицер-артиллерист, ученый, изобретатель Леонид Васильевич Чижевский. Семья поселилась в двухэтажном особняке в старом центре города на улице Ивановской, 10 (сейчас Московская, 62). История музеефикации особняка была долгой. Когда он наконец был передан на баланс Государственного музея истории космонавтики, мы осознали, что мемориальные стены сохранили только воздух. Подлинных вещей из обстановки почти не было, хотя музей владел документами, библиотекой ученого, большой коллекцией акварелей. В таких случаях можно идти несколькими путями. Первый – не наполнять пространство комнат, оставив посетителей наедине с воздухом, которым дышал великий человек. Этим путем идут смелые люди, такие как авторы «воздушной» экспозиции в музее Александра Сергеевича Пушкина на Арбате в ее мемориальной части. Второй – найти типовые предметы эпохи и имитировать жизнь такой, какой она была, использовав фотодокументы в качестве источника информации о предметном наполнении дома. Он также имеет право на жизнь. Этим путем пошли создатели музея братьев Столетовых в Ярославле. Третий путь – символический показ духа прошлой жизни без буквального повтора интерьеров за отсутствием таковых. Именно по этому пути пошел наш музей, который не случайно несколько лет назывался культурным центром Чижевского. Это было корректно, поскольку в залах были размещены плоскостные материалы о жизни и деятельности, а мемориальная часть практически отсутствовала. Музей компенсировал это отсутствие большой научно-просветительской работой и выставками живописи Чижевского в крупнейших выставочных центрах страны.

Наконец в 2010 году культурный центр Чижевского превратился в полноценный музей со своим индивидуальным лицом благодаря работе заслуженного художника России Авета Александровича Тавризова. Тавризов – мастер символического показа, автор литературных, мемориальных, художественных экспозиций. Он разработал экспозиционные планы музеев А.П. Чехова, С.А. Есенина, Л.Н. Толстого, Музея Серебряного века. В новом пространстве двухэтажного дома Чижевских Тавризов развернул жизнь и деятельность Чижевского, слил воедино череду событий личной жизни и социальные катаклизмы эпохи; научные открытия, лабораторные опыты и философские взгляды; воссоздал атмосферу дворянской семьи, в которой жил будущий ученый, философ, художник, поэт.

Здесь раскрыта символика герба рода Чижевских. В 1743 году императрица Елизавета Петровна пожаловала потомственное дворянство придворному «тенористу» Петру Лазаревичу Чижевскому, и птицы, как будто слетевшие с герба, стали символизировать и это событие, и саму фамилию. В кабинете отца прославляется труд боевого офицера. Не только генеральский мундир Леонида Васильевича, изобретенный им командирский угломер для стрельбы по скрытым целям, карта боевых действий, плакаты, но даже рамы и паспарту фотографий и офортов – все здесь имеет строгий военный вид. В лирическом стиле оформлена комната Ольги Васильевны Чижевской-Лесли – крестной Александра и его родной тети, которая заменила ему рано умершую мать.

Попав в кабинет ученого, мы ступаем на солнечную дорожку в солнечной комнате. Здесь находятся научная библиотека, рукописи, портреты близких. Но на рабочем столе не только деловые вещи, но и огромный букет цветов. Он символизирует любовь к родителям и благодарность близким за неповторимую домашнюю атмосферу; светлое настроение человека, который, пройдя сквозь все жизненные испытания, сохранил солнечную радость в душе.

Дом-музей А.Л. Чижевского. Большой зал первого этажа

Большой зал первого этажа оформлен в красных тонах. Здесь можно познакомиться с научной деятельностью Чижевского во всей ее полноте. Он открыл структурную упорядоченность движущейся крови и показал, что она обусловлена электрическими и магнитными свойствами эритроцитов. Это открытие непосредственно связано с пониманием физиологии крови и с диагностикой патологических явлений в организме. Открытие структуры крови приравнивается к открытию самого кровообращения. Безусловно, научные труды Чижевского имеют прикладное значение, и первой практической областью, в которой потребовались его открытия по гелиобиологии, аэроионификации и аэроионологии, стала практическая космонавтика.

Именно в калужский период жизни были заложены основы новой науки – аэроионизации. В 1918 году в этом доме молодой Чижевский устроил первую в мире лабораторию по изучению свойств ионизированного воздуха. Он разработал прибор собственного изобретения – элекроэффлювиальную люстру, или «люстру Чижевского». Это металлическая сетка с напаянными в ее узлах иглами – излучателями электронов, атакующих воздушные молекулы. Были закуплены лабораторные животные, клетки для них, разработана методика исследований, к интереснейшей работе подключилась вся семья. Было обнаружено, что отрицательные ионы оказывают резко выраженное положительное воздействие на живой организм, а положительные – наоборот. Так было открыто физиологическое воздействие положительных и отрицательных ионов воздуха на нервную и сердечно-сосудистую системы человека, на кроветворные органы, химический состав крови, обменные процессы организма животных и человека. Уже самому автору удалось внедрить люстру в медицинскую и животноводческую практику, а уж в наше время о ней знают практически все. Экспозиция музея – единственное место в нашей стране, где можно увидеть целое собрание «люстр Чижевского» производства разных заводов. В наше время выпускаются люстры в виде бра, настольной лампы, торшера, ночника. Они могут работать в профилактическом, лечебном, бактерицидном режимах.

Дом-музей А.Л. Чижевского

В этом доме проводились и исследования солнечно-земных связей. Не случайно одно из самых почетных мест в экспозиции отведено солнечному телескопу. Он работает и поныне, раскрывая тайны дневного светила взрослым и детям. Известно, что астрономия имеет особое, притягательное воздействие на человеческую натуру. По мнению некоторых ученых, наблюдения звездного неба способны преобразить человека, его чувства и образ мыслей. Каково же может быть воздействие прямого наблюдения огромной звезды, которая по космическим масштабам находится рядом с нами?

Здесь написаны десятки научных и научно-популярных статей, сотни стихотворений, литературный трактат «Академия поэзии». Как многим выдающимся личностям, Чижевскому было свойственно стремление оставить свой неповторимый след в разных направлениях деятельности. Поэтому сегодня музей имеет возможность издавать не только собственно научные труды, но и сборники стихотворений, альбомы живописи Александра Чижевского. Более 180 акварельных работ ученого хранится в фондах музея.

А.Л. Чижевский. И снова осень. Акварель. 1954

Циолковский и Чижевский общались более двадцати лет, до самой смерти Константина Эдуардовича. Их подходы к проблеме космической роли человека и человечества были разными, что не мешало ученым понимать и поддерживать друг друга. Их общение скорее напоминало взаимоотношения двух друзей, когда ради интересов другого бросают все дела и отстаивают его научные взгляды. Закономерно, что и показ их жизни и творчества развернулся в рамках одного музейного комплекса.

Памятник А.Л. Чижевскому в Калуге

PDF журнала № 50 — 2013 г.
В.И. Алексеева. Союз науки о Солнце с наукой об обществе. Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского

[1] Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. М.: Мысль, 1976. С. 24–26.

Spread the love

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *