Шагдарын Бира – соединяющий Восток и Запад

№ 61-2018-1/2 |

Петр Абрамов, кандидат философских наук _________

Шагдарын Бира – историк, монголовед, буддолог, человек высокой культуры и целостного, синтетического мировоззрения, вмещающего прошлое, настоящее и будущее «сердца Азии». Своей подвижнической научной деятельностью он охватил многие страны, в числе его заслуженных званий – академик Монгольской академии наук, генеральный секретарь Международной ассоциации монголоведов, почетный доктор МГИМО, почетный доктор Института востоковедения РАН, почетный член общества изучения Центральной Азии США. Ученый преподавал в Токийском университете, Королевском азиатском обществе Великобритании, Институте социальных наук Франции, Боннском университете, Пекинском университете и др. Обширная география запечатлела центры планеты, в которых через творчество сына Монголии проявилась глубинная энергетика этой восточной страны, набирающая силу во многовековом сокровенном безмолвии Гоби.

Академик Шагдарын Бира у входа в Дом-музей имени Н.К. Рериха

В сентябре 2017 года Шагдарыну Бире исполнилось 90 лет. Юбилейная дата знаково была отмечена выходом в свет его 10-томного собрания трудов, составляющих лишь половину всего богатства научного творчества ученого. Он писал на монгольском, русском, английском и китайском языках, и все опубликованные его труды были объединены в юбилейном собрании.

Высокий научный путь Шагдарына Биры берет свое начало с судьбоносного ученичества у великого учителя – Юрия Николаевича Рериха. Ранние и последующие труды монгольского ученого объединены серебряной нитью этой связи. Именно от учителя к ученику передался широкий взгляд, позволяющий всесторонне исследовать разные народы в их историческом и культурном взаимодействии, и глубина исследований, открывающая самые сокровенные духовные измерения разных традиций, пересекающихся на территории Монголии. Отталкиваясь от древних традиций, он открывает нам поистине космический масштаб духовной мысли всего Центрально-Азиатского региона.

В Доме-музее Н.К. Рериха. Улан-Батор, 2011

Российский историк и востоковед М.И. Гольман пишет о том, что Шагдарын Бира сохраняет верность изначально выбранным направлениям исследований. Среди них можно выделить четыре основные:

монголоведение (история монгольского народа от древности до коммунизма XX века);

буддология (влияние буддизма на культуру Монголии, жизнь буддийских подвижников и др.);

тенгеризм (почитание монголами Неба как первоначала, а также идеология небесного происхождения власти хана);

рериховедение (статьи «Н.К. Рерих как великий монголист-мыслитель», «Воспоминания об учителе Ю.Н. Рерихе», «Создание Дома-музея Н.К. Рериха в Монголии»).

Сокровенное сказание монголов

Глубокое проникновение ученого в мир буддийской философии и культуры началось еще в детстве: с 8 до 10 лет он учился в монастыре Гандан, расположенном на возвышенности над столицей – Ургой (впоследствии ставшей Улан-Батором). Шагдарына в монастыре наставлял ученый лама – старший брат его матери. Но когда советская власть окончательно установилась в Монголии, мальчику пришлось оставить монастырь и пойти в обычную школу.

Завершив обучение в школе, Шагдарын Бира поступил в Монгольский государственный университет, откуда в числе лучших учеников был отправлен на учебу в СССР. Тогда руководство Монголии было заинтересовано в повышении уровня знаний своих будущих ученых…

В Москве юноша закончил МГИМО в 1951 году и уехал на родину, где преподавал историю и щедро делился полученными знаниями со студентами. Но через пять лет Шагдарын Бира вернулся в Москву и поступил в аспирантуру. Это был 1957 год, когда приехал в Москву известный востоковед Юрий Рерих, и Шагдарын Бира стал его аспирантом в Институте востоковедения. Под руководством Юрия Николаевича монгольский аспирант подготовил диссертацию на тему: «Опыт историографического исследования “Сэр-ги Дэптэра”». Защищать ее пришлось уже после ухода из жизни научного руководителя, в 1960 году.

Амитаюс. Вышивка. Монголия, XIX в.

Спустя четыре года была напечатана монография Ш. Биры «О Золотой книге Ш. Дамдина». Ш. Дамдин (1867–1937) – ученый лама, философ и историк. В его «Сэр-ги Дэптэр», или «Золотой книге», созданной на тибетском языке, на основании тибетских и монгольских исторических хроник с привлечением китайских и европейских источников дается описание истории буддизма в Монголии. Бира проанализировал жизненный путь Дамдина, структуру его труда, исторические, географические сведения, содержащиеся в нем, дал развернутую характеристику использованных Дамдином источников. Этот библиографический и историографический обзор сам по себе был откровением для российских востоковедов.

В 1972 году Шагдарын Бира защитил докторскую диссертацию в Институте востоковедения АН СССР. Текст диссертации «Монгольская историография в XIII–XVII веках» лег в основу новой книги.

Монгольская и тибетская культуры тесно связаны между собой, из Тибета в Монголию приходили знания и буддийские учителя, тибетский язык был языком ученых, аналогом латыни в средневековой Европе. Поэтому ученый неоднократно обращался к исследованию ключевых монгольских и тибетских текстов (например, «Зерцала поэтики»), давая с каждым новым подходом их более всестороннее и глубокое рассмотрение. Такое спиральное проникновение в мудрость эпох соответствует восточному методу искания и передачи знания.

«Сокровенное сказание монголов». Вышивка на шелке (фрагмент). Монголия

В своих исследованиях Шагдарын Бира рассматривает историю Монголии от древних хунну III в. до н.э. до парламентской республики Монголия начала XXI века. На протяжении этого периода монголами только на тибетском языке создано несколько сотен томов научных исторических трудов. Соседний Китай также серьезно влиял на становление монгольской культуры. В XIV веке Китай находился под властью основанной внуком Чингисхана Хубилаем монгольской империи Юань, а при маньчжурской империи Цин, напротив, Монголия была частью Китая. После того, как Китай стал социалистическим, его новые идеологи пытались перекроить историю. В одной из статей Бира развенчивает «маоистскую фальсификацию» истории Монголии, отказывавшую его родине в праве на суверенитет.

Еще одна тема – Индия, родина буддизма. Шагдарын Бира обосновывает историческую, культурную и духовную близость Монголии и Индии. В статье «Образ Индии у монголов» ученый приводит многочисленные аргументы в пользу того, что «индо-буддистские традиции, проникшие в Монголию различными путями и в разные периоды, стали, в конце концов, важной составной частью исторического и политического самосознания монголов»[1]. Индийское влияние на Монголию охватывает почти все сферы ее жизни вплоть до языка и фольклора. Интересно исследование ученого о почитании монголами санскрита, языка древней Индии. До сих пор, когда в Монголии появляется необходимость в новых научных терминах, то именно санскритские наименования успешно служат для этого. Например, «когда возникла необходимость в термине “космос”, монгольские специалисты решили восстановить древнесанскритский термин “сансар” (санскр. Sansara)»[2]. Это доказывает, что священная и прекрасная Индия, «центр тяжести мировой истории» (как называли ее все монгольские историки), живет в сердце монгольского народа. По глубокому убеждению Шагдарына Биры, чувство любви и уважения народов этих двух стран взаимны. Как писал индийский профессор Рагу Вира после посещения Монголии: «Индия и Монголия, два давних спутника на марше истории, встретились вновь, прошлая память теснится в мозгу и тянутся руки к объятиям дружеским»[3].

Н.К. Рерих. Чингиз-хан (Всадник. Монголия). 1937

В XX веке колоссальное влияние на государство, общество, науку, искусство Монголии оказал СССР. Во многом это был эволюционный импульс, позволивший молодому степному государству войти на равных в содружество социалистических стран. Шагдарын Бира делает вывод о том, что Монголия представляет собой культуру не отталкивания, а «ассимиляции и синтеза», неповторимую и самобытную.

На основе трудов Ш. Биры предположительно можно выделить своеобразный пассионарный треугольник будущего планеты: Индия, Монголия и Россия. И эти три страны сокровенно связаны с научной и культурной подвижнической деятельностью семьи Рерихов, чьи путешествия по Центральной Азии создавали новое энергетическое пространство.

Шагдарын Бира исследует и древнемонгольские тексты, вызывающие всеобщий интерес, такие как «Сокровенное сказание монголов», по его мнению, величайший памятник истории и письменности монголов. Это древнейший литературно-исторический текст, написанный неизвестным автором в 1240 году. В нем повествуется о монгольских традициях, о приходе к власти героя монголов Чингисхана, изменившего мир. По эпической силе и значению для мировой культуры это творение можно сопоставить с «Одиссеей», «Рамаяной», «Калевалой», «Словом о полку Игореве» и др. Согласно монгольскому эпосу, вечное Небо и Земля даровали Чингисхану и его роду власть над монголами и успех во всех делах. Ю.Н. Рерих отмечал, что для монголов Чингисхан не только великий император, но, более того: «Он – монгольский Прометей, ибо он – тот, кто принес огонь на землю и научил людей пользоваться им. В сборниках молитв древнего монгольского культа огня его часто называют “носителем огня”»[4]. Тем самым обозначалась значимая эволюционная роль этого культурного героя в развитии народов Азии.

Много работ Шагдарына Биры посвящено исследованию тенгеризма. Можно сказать, что именно он заново открывает эту тему в постсоветский период. Почитание Неба как верховного божества было распространено у древних кочевых народов Центральной Азии. Ритуал поклонения Небу и Земле проводили еще хунны, однако изучение их истории затруднено из-за отсутствия достаточного количества исторических данных и письменных источников. Бира показывает тенгрианство не только как религиозную, но и как политическую идеологию. Как историк и лингвист он рассматривает политические, социальные и этнические аспекты тенгрианства, сопоставляет «тенгеризацию мира» монгольскими ханами с современной глобализацией.

Один из залов Дома-музея Н.К. Рериха. Улан-Батор, 2017

Хан был олицетворением и «сыном» единого Неба, его указы, послания начинались со слов: «Посредством силы вечного Неба…». Монгольские правители полагали, что они направляют на путь истины многоязычные государства и народы, а сказители и историки того времени занимались обоснованием сакрального смысла ханской власти. Впоследствии у монголов тенгрианство соединилось с буддизмом, а тенгрианско-буддийский синкретизм и сейчас существует в некоторых районах страны. Представление о вечном Небе как о вездесущей космической силе во Вселенной позволяет говорить о космизме миросозерцания древних кочевых народов. В космизме кочевников в мифологической форме проявляли себя различные составляющие единой Древней мудрости: существование многомерного одухотворенного мироздания, единство прошлого, настоящего и будущего, непрерывность жизни и беспредельность совершенствования. Названные аспекты раскрывает буддийская монахиня и доктор философских наук И.С. Урбанаева в своей работе с характерным названием – «Шаманская философия бурят-монголов: центральноазиатское тенгрианство в свете духовных учений»[5].

Логотип Международного фонда исследования Тенгри

Шагдарын Бира является одним из учредителей и почетным президентом Международного фонда исследования Тенгри – соорганизатора Международной научно-практической конференции «Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность», регулярно проходящей с 2007 года. Этот проект объединяет вокруг себя ученых и культурных деятелей народов Евразии в пространстве развивающегося тенгрианства.

Вклад профессора Биры в рериховедение – это свидетельство очевидца, соприкоснувшегося с философией великой семьи через ее старшего сына. Монгольский ученый анализирует рассуждения Николая Константиновича Рериха о едином Небе, о великом значении деятельности Чингисхана и другие важные темы, затронутые в его художественном и литературном творчестве. Шагдарын Бира во многом руководствуется теми же принципами и методами исследования, что и Людмила Васильевна Шапошникова (ее работу «Великое путешествие. По маршруту Мастера»[6] он оценивает как фундаментальную) – для этих двух выдающихся культурных деятелей Н.К. Рерих не только художник, писатель, но и ученый. В статье «Н.К. Рерих как великий монголист-мыслитель» Шагдарын Бира пишет: «В истории монголоведения немало прославленных ученых-монголистов, увековечивших свои имена прекрасными трудами и научными открытиями. Однако есть и такие ученые, которые по тем или иным причинам известны незаслуженно мало, а точнее, не поняты и не оценены по достоинству в связи с нашими неверными представлениями и заблуждениями. Именно к такой категории исследователей можно отнести Н.К. Рериха»[7]. Н.К. Рерих, обладая синтезом научных знаний и духовного видения, сумел оценить значение Монголии для мировой культуры, а его концепция единства «…больших и малых цивилизаций и культур приобретает еще большую актуальность в наш век, век глобализации»[8].

К рериховедению, конечно же, относится изучение научного наследия Ю.Н. Рериха. Для сохранения памяти о своем учителе и развития его научных идей Шагдарын Бира сделал очень много[9].

Ш. Бире удалось отстоять в Улан-Баторе от сноса дом, где Рерихи жили в течение полугода во время Центрально-Азиатской экспедиции. При участии правительства и лично Президента Монголии Халтмаагийна Баттулги там был создан «Рерих нарын Шамбала Музей», или Дом-Музей Рерихов в Улан-Баторе. Как видно из названия, особенностью, выделяющей его среди других рериховских центров, является ориентация на буддизм и исследование Востока.

Дом-музей Н.К. Рериха расположился в здании штаб-квартиры Центрально-Азиатской экспедиции. Улан-Батор, 2011

Н.К. Рерих обосновал концепцию единства мировой культуры. Он писал, что в своей основе тождественные представления о космосе и человеке есть в буддизме, индуизме, античной философии и христианстве. Дом-Музей Рерихов призван, развивая космические идеи Рерихов, стать крупным культурным и научным центром, местом развития востоковедения и сотрудничества между народами. Широкая и разнообразная деятельность Дома-Музея Рерихов свидетельствует о том, что его энергетический потенциал, сформированный семьей Рерихов в дни пребывания в Урге, активно действует сегодня.

Рост авторитета Дома-Музея Рерихов в международном научном сообществе подтверждает проведенная им I Международная научно-культурная конференция «Рерихи и Монголия», проходившая в октябре 2017 года в Улан-Баторе под эгидой Президента Монголии Халтмаагийна Баттулги[10]. Поддержка конференции со стороны главы государства есть знак понимания первостепенного значения идеи Н.К. Рериха – Мир через Культуру – как для Монголии, так и для всех народов планеты. В приветствии Международного Центра Рерихов к открытию конференции есть обращенные к Шагдарыну Бире слова: «Исследуемое Вами древнее учение о Тенгри – Великом Небе созвучно Учению Живой Этики, где Мир Огненный направляет и питает эволюцию земного мира. Буддизм, идеи которого впитал в себя развивающийся тенгеризм, также имеет глубинную взаимосвязь с Учением Живой Этики, данным Великими Гималайскими Учителями через семью Рерихов для формирования нового космического сознания человечества. Ваши вдохновенные труды идут в русле Космической Эволюции планеты, направленной, в том числе, на единение народов. Исключительное значение для этого имеет созданный Вами Дом-Музей Рерихов в Улан-Баторе. Ваше общение с Людмилой Васильевной Шапошниковой положило начало активному сотрудничеству Международного Центра Рерихов в России и Музея Рерихов в Монголии»[11].

Ш. Бира у памятника Ю.Н. Рериху. Москва, 2010

Вклад Шагдарына Биры в мировое востоковедение огромен и высоко оценивается учеными разных стран. По мнению ректора Байкальского государственного университета, профессора А.П. Суходолова, профессора Ю.В. Кузьмина и доцента В.А. Василенко, Шагдарын Бира стал «самым известным монгольским историком», «формальным и неформальным лидером современной гуманитарной научной мысли Монголии», а его «труды и идеи получили мировое признание, опубликованы на основных языках мира»[12]. В статье отмечены и педагогический талант Шагдарына Биры: простота изложения сложного материала и открытость, заинтересованность в общении с молодыми исследователями, умение передать знание, находящееся за пределами книжных текстов.

Выдающийся буддолог и искусствовед, директор Международной академии индийской культуры профессор Локеш Чандра в статье «Бодхисаттва наследия Монголии»[13] показывает всемирное признание подвижнической деятельности Шагдарына Биры. Е.И. Рерих объясняла: «Слово Бодхисаттва состоит из двух понятий: Бодхи – озарение или пробуждение и саттва – сущность. Кто же эти Бодхисаттвы? – Ученики Будд, добровольно отказавшиеся от личного освобождения и, по примеру Учителя, вступившие на долгий, тягостный и тернистый путь помощи человечеству. Подобные Бодхисаттвы проявляются на Земле среди самых различных жизненных условий. Физически ничем не отличаясь от остального человечества, они совершенно отличны по своей психологии, неизменно являясь носителями принципа общего блага… Какими же качествами должны обладать Бодхисаттвы? В учении Готамы Будды и в учении Бодхисаттвы Майтрейи, данном им в Асанге в IV веке, прежде всего, отмечено максимальное развитие энергии, мужества, терпения, постоянства устремления и бесстрашия. Энергия есть основа всего, ибо в ней одной заложены все возможности… <…> Сильный, отважный, твердый в своей поступи, не отказывающийся от принятия бремени подвига общего блага <…> Три радости Бодхисаттв – счастье даяния, счастье помощи и счастье вечного познавания»[14]. Н.К. Рерих назвал Монголию неотпитой полной чашей. Веками Монголия принимала и преобразовывала в своем пространстве и сознании народа привходящие животворные потоки Знания и энергии, готовясь в нужный исторический момент послужить миру сокровенным наследием. Такие сроки наступают, и через подвижника новой одухотворенной науки – Шагдарына Биру Монголия раскрывается миру в счастье даяния, помощи и вечного познавания.

Н.К. Рерих. Голос Монголии. 1937

[1] Бира Ш. Образ Индии у монголов // Бира Ш. Сборник научных трудов. Т. III.  Улан-Батор, 2017. С. 269–281.

[2] Там же.

[3] Бира Ш. Образ Индии у монголов. С. 269–281.

[4] Рерих Ю.Н. Монголия. Путь завоевателей // Рерих Ю.Н. Тибет и Центральная Азия. Статьи, лекции, переводы. Самара, 1999. С. 302.

[5] Урбанаева И.С. Шаманская философия бурят-монголов: центральноазиатское тенгрианство в свете духовных учений: в 2 частях. Улан-Удэ, 2000.

[6] Шапошникова Л.В. Великое путешествие. По маршруту Мастера. Кн. I. М.: МЦР, 1999.

[7] Бира Ш. Н.К. Рерих как великий монголист-мыслитель // Бира Ш. Сборник научных трудов. Т. V. Улан-Батор, 2017. С. 202–207.

[8] Там же.

[9] См.: Рыцарь монгольской науки. С академиком Шагдарыном Бирой беседуют Д. Ревякин и А. Прохорычев // Культура и время. 2012. № 3.

[10] Электронный ресурс: http://roerich-museum.com/news/post-reliz-pervoj-mezhdunarodnoj-nauchno-kulturnoj-konferencii-rerixi-i-mongoliya/

[11] Электронный ресурс: http://www.icr.su/rus/news/2017/mongoliya-greeting1.pdf

[12] Суходолов А.П., Кузьмин Ю.В., Василенко В.А. Проблемы истории, источниковедения и историографии Монголии: к 90-летию академика Шагдарына Биры // Электронный научный журнал Байкальского государственного университета. Т. 8. 2017. № 2.

[13] Chandra Lokesh. The Bodhisattva of Mongolia›s heritage: Prof. Shagdaryn Bira // Их эрдэмтэн Шагдарын Бира. Улаан­баа­тар, 2017. С. 108–120.

[14] Рокотова Н. Основы буддизма. Рига – Москва, 2002.

Spread the love

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *