Знамя Мира в Вене

№ 36-2010-2 |

К 75-летию Пакта Рериха.
Международная конференция «Археология во время конфликта»

Вена

Вена – исторический центр империи Габсбургов, столица европейской многовековой культуры, где соединились разные стили и эпохи. Город Моцарта и Штрауса, славящийся великолепными дворцами, парками и садами, государственными резиденциями, концертными залами и всемирно известными музеями. В 1979 году здесь открылось представительство ООН, а в 2000-м ЮНЕСКО включило исторический центр Вены в список Всемирного наследия человечества.

С 6 по 10 апреля в Венском международном центре ООН при поддержке сектора «Культура» ЮНЕСКО и под патронатом Австрийской комиссии ЮНЕСКО проходила Международная конференция «Археология во время конфликта», организованная генеральным секретарем Австрийского национального комитета Голубого щита и профессором Венского университета Фридрихом Шиппером и Магнусом Бернардсоном из Университета Исландии и Уильямс Колледж, при содействии Мирового археологического конгресса и Ассоциации национальных комитетов Голубого щита.

Для России это событие особенно знаменательно. Ведь инициатором и автором Пакта – первого в истории международного договора «О защите учреждений, служащих целям науки и искусства, а также исторических памятников» – был наш соотечественник, великий русский художник, общественный деятель, ученый, писатель и гуманист Николай Константинович Рерих. Пакт Рериха сыграл важную роль в формировании международно-правовых норм и общественной деятельности в области охраны культурного наследия, а его принципы легли в основу Гаагской конвенции 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.

Делегаты конференции были приглашены на выступление Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна в парламенте Австрии

Международный археологический конгресс дает возможность специалистам из разных стран в области истории и археологии вести диалог, поддерживать академическое сотрудничество, поощряет развитие региональных исследований. Каждые 4–5 лет проводятся международные конференции, где обсуждаются вопросы новейших исследований, дальнейшего развития научных тем, археологической стратегии и методов работы. Итоги работы этих конференций дают своего рода приоритетное направление для развития археологической науки. На шестой конференции в Дублине в 2008 году, где присутствовали более 1800 специалистов различных отраслей науки, профессиональные военные, развернулись дискуссии на тему утраченных археологических памятников в горячих точках, отношения военных и наемников к местам проведения археологических исследований и к ученым, сохранения, систематизации и демонстрации культурных ценностей, обнаруженных в ходе раскопок в нестабильных регионах. Как правило, взаимоотношения археологов и политиков складываются весьма непросто, так как обнаруженные артефакты порой вступают в противоречие с привычной трактовкой исторических событий и идентичности народа и могут разрушить ряд политических мифов. Представленные отчеты об утратах культурных ценностей во время локальных конфликтов стали причиной принятия решения о проведении внеочередной конференции, посвященной именно этой теме.

Конференция «Археология во время конфликта» объединила работу специалистов разных областей – археологов, профессионалов в сфере охраны культурного наследия, антропологов, юристов, историков, военных, а также представителей ЮНЕСКО, национальных комиссий ЮНЕСКО, международных неправительственных организаций, таких как Международная ассоциация национальных комитетов Голубого щита, Международный комитет Красного Креста, Международный Центр Рерихов, Международная лига национальных обществ защиты ценностей культуры и др. На конференции было представлено свыше 70 докладов в рамках сессий: «30 лет Австрийскому обществу защиты ценностей культуры»; «75 лет Пакту Рериха»; «Археология в условиях конфликта и международное право»; «ЮНЕСКО, международные межправительственные и неправительственные организации» (две сессии); «Археология в условиях конфликта и военные» (две сессии); «Этика археологии в условиях конфликта»; «Военизированные или “внедренные” в военные структуры специалисты в области охраны культурного наследия, археологи и антропологи: по вопросам этики и будущих перспектив профессии»; «Археология в условиях конфликта на Ближнем Востоке» (три сессии); «Незаконная торговля ценностями культуры и продажи через Интернет»; «Балканы и за их пределами»; «Археология прошедших конфликтов»; «Следующее поколение [археологов] и археология в условиях конфликта»; заключительная сессия «Археология в условиях конфликта – роль научной общественности».

Доклад Фридриха Шиппера

Анализируя события последних 25 лет, выступающие на конференции констатировали, что культурное достояние все чаще целенаправленно уничтожается во время вооруженных конфликтов, культурных или религиозных «зачисток» в большинстве регионов, вовлеченных в боевые действия. Современные специалисты вновь столкнулись с давним врагом культуры – невежеством, о котором еще в начале XX столетия говорил Н.К. Рерих. Международное гуманитарное право основано на принципах гуманизма и просвещения, однако на практике вопросы культуры все еще остаются ахиллесовой пятой в современном мире.

Делегаты предложили строгую имплементацию уже имеющихся правовых моделей, которые бы защищали ученых и места проведения раскопок и исследований. Обсуждались вопросы ратификации и применения Гаагской конвенции 1954 года и обоих Протоколов к ней.

Гаагская конвенция 1954 года была создана для предотвращения потери культурного достояния прежде всего во время конвенциональных войн между армиями государств – участников международных отношений. Но с тех времен способы ведения войн, их участники видоизменились. Международное сообщество приложило немало усилий, чтобы избежать нового глобального конфликта. Однако на рубеже XX–XXI веков возник феномен многочисленных «малых», или локальных, войн – не менее разрушительных, чем глобальные (конфликты в бывшей Югославии, Чечне, Ираке и Афганистане, Сомали и Судане и т.д.). Особенность этих конфликтов в том, что большинство вооруженных столкновений происходит не между отдельными государствами и их армиями, а между государствами и негосударственными структурами либо внутри самих государств. По степени накала и числу жертв подобные вооруженные конфликты не уступают, а иногда и превосходят «традиционные» войны.

Остановить эти конфликты намного сложнее, чем межгосударственные. Они представляют серьезный дестабилизирующий фактор для безопасности как региона, охваченного конфликтом, так и всего мирового сообщества, поскольку затрагивают жизненные интересы многих государств. По данным ООН, к середине 1990-х годов в ходе послевоенных конфликтов погибло свыше 20 миллионов человек, искалечено более 6 миллионов, 17 миллионов стали беженцами, 20 миллионов были вынуждены покинуть места постоянного проживания[1]. До сих пор не редки массовые преступления против мирных жителей, уничтожаются целые населенные пункты и, конечно, гибнет огромное количество культурных ценностей – все это является грубейшим нарушением норм международного права. Мир все больше и больше сталкивается с межэтническими и межконфессиональными войнами. Даже когда одной из сторон вооруженного конфликта является государство, к армии которого могут применяться ограничения международного права, к участию в военных действиях все чаще привлекаются наемники. Более того, сложные постконфликтные ситуации, долговременная военная оккупация, политическая нестабильность провоцируют кровопролитные восстания и партизанские выступления, что ведет к полной незащищенности культурных ценностей и исторических памятников.

По всему миру локальные вооруженные конфликты используются как удобное прикрытие для мародерства и разрушения мест археологических раскопок, сакральных сооружений, культурных институтов (библиотек, архивов и музеев). Эти неправомерные действия подвергают опасности научные исследования и институты, препятствуют консервации мест археологических раскопок и вообще доступу к памятникам культуры. Более того, незаконная торговля антиквариатом составляет 90% международных продаж археологических фондов.

Согласно отчету ООН о положении культурного достояния, около 50% всех утрат артефактов и памятников со времен окончания Второй мировой войны происходит в конфликтных зонах. Ученые, археологи и специалисты в области охраны культурного достояния должны активнее участвовать в процессе защиты культурного наследия, встречаясь в буквальном смысле слова лицом к лицу с вызовами современной политики и тактики ведения войны. В ходе конференции предполагалось обсудить, как реагировать на такой вызов на этическом, эпистемологическом и даже экзистенциональном уровне, выработать конструктивный и многодисциплинарный, систематический подход к поиску выхода из создавшегося тупика. По мнению ученых, необходимо как можно скорее переосмыслить «отстраненную» позицию академических кругов относительно ситуации, складывающейся в горячих точках планеты. Говорили о необходимости тесного взаимодействия академических кругов, гражданского общества и военных в деле спасения произведений человеческого гения.

Одна из тем конференции – анализ юридической базы международного права с целью выявления эффективных процедур защиты культурного наследия в случае вооруженного конфликта, вовлечение правительств в этот процесс, обеспечение правопорядка и усиление роли государственных, публичных институтов и неправительственных организаций в охране культурного наследия. Обсуждались предложения по разработке эффективных механизмов, которые способствовали бы развитию культурной и гражданской кооперации, укреплению политической стабильности и мира. Это еще раз подчеркнуло насущную необходимость привлечения внимания общественности к Пакту Рериха, так как этот документ может применяться не только в военное, но и в мирное время.

Особо следует отметить две юбилейные сессии конференции. Сессия, посвященная 30-летнему юбилею Австрийского общества защиты ценностей культуры, ярко показала: Австрия по праву считается одной из ведущих стран в области охранения памятников культуры благодаря, с одной стороны, приоритету этого направления деятельности в государственной политике, а с другой – активному сотрудничеству государства с неправительственными организациями. Общество было основано генералом Р. Шлаусом, как подчеркнул в своем докладе его почетный президент, доктор Герхард Сладек, для объединения общественности и профессиональных военных в деле защиты культурного наследия. Австрия создала все условия для работы Общества. Активное сотрудничество государства, в том числе и военных, с этой неправительственной организацией дало весомый результат: укрепление в сознании солдат и офицеров Австрийских вооруженных сил огромного значения защиты ценностей культуры. Опыт Австрийского общества защиты ценностей культуры, членами которого являются и профессиональные военные, на наш взгляд, еще одно подтверждение правильности пути, проложенного инициатором Пакта Рериха. Николай Константинович сотрудничал с самыми разными людьми и организациями – женскими, молодежными, религиозными, государственными и военными, которые деятельно отзывались на его идею об охране Культуры. В рамках юбилейной сессии Немецкое общество защиты ценностей культуры передало Австрийскому обществу председательство в Международной лиге национальных обществ защиты ценностей культуры.

Выступает Е. Казыханов

Юбилейную сессию, посвященную 75-летию Пакта Рериха, открыл А.В. Змеевский, постоянный представитель РФ при международных организациях в Вене. Он особо подчеркнул огромный вклад выдающегося русского художника и деятеля культуры не только в российскую, но и в мировую культуру. «Идеи Пакта Рериха, – сказал Змеевский, – направленные на охрану культуры, уважение национального и человеческого достоинства, призывающие к миру через культуру и красоту, через созидание, сохраняют свое международное значение и в ХХІ веке». С приветственным словом в адрес конференции выступил Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Казахстан в Австрийской Республике Е. Казыханов.

О вкладе Н.К. Рериха в искусство, науку и философию, о его огромной общественной деятельности на благо Мира и Культуры рассказал в своем докладе «Культурное наследие Николая Рериха» президент МЦР А.В. Постников. Выступить инициатором международной защиты ценностей культуры мог именно такой титан мысли и творчества, способный объединить Восток и Запад в стремлении к миру и культурному созиданию. Н.К. Рерих понимал, что для охраны культуры необходимы усилия всего человечества. В 20-х годах ХХ столетия при содействии международных экспертов в области права им был подготовлен проект международного договора, вошедшего в историю как Пакт Рериха. В начале 1930-х годов в разных странах были основаны центры движения за продвижение Пакта Рериха и Знамени Мира. Проведены три международные конференции в Брюгге, Монтевидео и Вашингтоне. Пакт провозгласил необходимость защиты и охраны материальных и духовных объектов культуры как в военное, так и в мирное время и предложил объявить объекты, представляющие культурную ценность, нейтральными и находящимися под охраной по аналогии с защитой лечебных учреждений Красным Крестом. Действительно, Пакт Рериха часто называют Красным Крестом культуры. Как и Красный Крест, Пакт Рериха имеет свою символику – Знамя Мира. Это Знамя, вывешенное над объектами, имеющими культурное и историческое значение, должно было декларировать их нейтралитет и ограждать от разрушения войсками противостоящих сторон. Символ Знамени Мира имеет древнее происхождение и встречается со времен неолита. Изучив множество археологических находок, обнаруженных в разных частях света, Н.К. Рерих понял, что этот символ представляет собой глубокое и тонкое понимание триединой природы бытия. История показала, что многие международные соглашения со временем утрачивают актуальность. Пакт Рериха, напротив, сохранил свою значимость и как никогда востребован в современных условиях.

Выступает Лейля Штробль

Председатель Австрийского рериховского общества Лейля М. Штробль рассказала об истории утверждения Пакта Рериха, о высочайших и непреходящих идеалах, заложенных в Пакте и Знамени Мира.

В завершение сессии А.В. Постников торжественно передал Знамя Мира Фридриху Шипперу.

Сессия открыла для многих участников конференции сам факт существования Пакта Рериха, подписанного в 1935 году в Вашингтоне. Экспозиция фотодокументов о Пакте Рериха и Знамени Мира, состоявшаяся во время конференции, представила историю Пакта Рериха в полном объеме. В каталоге выставки, изданном МЦР на русском, английском и немецком языках при участии Австрийского национального комитета Голубого щита и Австрийского рериховского общества, опубликован текст Пакта, впервые переведенный на современный юридический язык, что поможет культурной общественности, государственным и неправительственным организациям в немецкоговорящих странах глубже понять его идеи.

Сегодня инициатором движения Знамени Мира является МЦР. В 1995 и 2005 годах здесь были организованы общественно-научные конференции, посвященные юбилею Пакта. Один из залов музея посвящен Пакту Рериха и Знамени Мира: экспозиция рассказывает не только об истории их создания, но и помогает осознать эволюционную значимость идей Знамени Мира. В 1998 году первым вице-президентом МЦР Л.В. Шапошниковой Знамя Мира было поднято перед зданием музея. Приняв за основу своей работы концепцию культуры Н.К. Рериха, музей стал мощным магнитом, собирающим прогрессивные силы для деятельного сотрудничества по защите культуры от невежества и разрушения.

Каталог выставки

Нынешний год, год 75-летия Пакта, ознаменовался новым мощным подъемом движения Знамени Мира. В разных странах (Мексика, Болгария, Испания, Украина, Австрия) проходят выставки уникальных фотографий и документов из архива МЦР, организуются семинары, конференции и круглые столы. В юбилейных торжествах участвуют видные политики и деятели культуры.

Без сомнения, сам факт включения специальной сессии, посвященной Пакту Рериха, в программу конференции, открыл для ее участников новое направление мыслей и исследований в области защиты культуры. Не удивительно, что тема Пакта Рериха звучала и в докладах, представленных на других сессиях. Отрадно было услышать, что отдельные специалисты в области защиты культурного наследия, как, например, Саадет Гюнер, представительница общества «Друзья культурного наследия» в Турции, узнали о Пакте Рериха задолго до проведения конференции. В 2007 году в Турции вышел сборник документов о защите культурного наследия, куда вошли материалы и о Пакте Рериха[2]. В большинстве высказываний, однако, о Пакте Рериха упоминалось лишь как об одном из звеньев процесса по созданию современной международной системы защиты ценностей культуры, который в понимании докладчиков начался с принятия Либского кодекса (Lieber Code) 1863 года и Гаагских конвенций 1907-го[3]. Требуется немало работы и в юридическом, и в философском, и в историческом аспекте, чтобы в широкой международной аудитории постепенно утвердилось понимание Пакта Рериха не только как первого международного договора о защите ценностей культуры, но и как основополагающего документа всей международно-правовой системы в области культуры.

Н.Н. Черкашина и А.В. Стеценко торжественно вручают Знамя Мира Австрийскому национальному комитету Голубого щита

На сессиях «ЮНЕСКО, международныe межправительственныe и неправительственныe организации» были представлены организации, ответственные за охрану культурного достояния. Доклад представителя ЮНЕСКО Яна Хладика был посвящен юридическим аспектам деятельности ЮНЕСКО в области археологии до и после вооруженного конфликта. Он обратил внимание на то обстоятельство, что нет единого или универсального определения ценности культуры. Каждая конвенция вкладывает в это понятие свое содержание в зависимости от собственных целей и рамок защиты. Хладик напомнил присутствующим, что во время Гаагской дипломатической конференции 1954 года греческая делегация предложила ввести запрет на ведение раскопок на оккупированной территории, но это предложение не было принято и, соответственно, не было отражено ни в самой Конвенции 1954 года, ни в Первом протоколе к ней. Он подчеркнул, что защита движимых ценностей культуры во время вооруженных конфликтов может быть эффективной только при условии подготовки точных списков культурных памятников со всеми необходимыми реквизитами (наименование, размеры, год создания и др.). Представитель Международного комитета Красного Креста Мария Тереза Дутли объяснила, что глубокий интерес Комитета и его активное участие в деле защиты культурных ценностей связан с огромным значением некоторых объектов культурного наследия для жертв и участников вооруженных конфликтов, что отчетливо проявилось в ходе этнических конфликтов последних десятилетий. Она справедливо подчеркнула, что в деле защиты ценностей культуры большое значение имеют Гаагская конвенция 1954 года и два Протокола к ней, Пакт Рериха, а также Дополнительные протоколы 1977 года к Женевским конвенциям Красного Креста 1949-го. Президент Ассоциации национальных комитетов Голубого щита Карл фон Габсбург Лотринген представил историю создания Ассоциации, Международного комитета Голубого щита, национальных комитетов и их задачи. Эти организации восприняли свое название и эмблему на основе отличительного знака (Голубой щит) Гаагской конвенции 1954 года и определяют себя как эквивалент Красного Креста в области защиты культурных ценностей. Международный комитет Голубого щита основан в 1996 году пятью неправительственными профессиональными организациями: Международным советом музеев, Международным советом по охране памятников и исторических мест, Международным советом архивов, Международной федерацией библиотечных ассоциаций и учреждений, Координационным советом ассоциаций аудиовизуальных архивов. В настоящее время национальные комитеты Голубого щита либо созданы, либо находятся в процессе формирования более чем в 40 странах. Ассоциация национальных комитетов Голубого щита образована в 2008 году с целью координировать международные усилия по защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов или природных бедствий. Одна из главных задач национальных комитетов и Ассоциации Голубого щита – контроль за соблюдением Гаагской конвенции 1954 года в подписавших ее государствах. Выполнение этой задачи требует независимого, автономного статуса, поэтому все организации Голубого щита – неправительственные.

В работе конференции приняли участие представители вооруженных сил США, Австрии и Голландии. Сегодня с особой силой встал вопрос о создании в вооруженных силах эффективных служб, состоящих из профессионалов в области охраны культурного наследия.

На приеме у военного коменданта Вены Карла Шмидседера. Слева направо: Л. Кудряшова, Л.М. Штробль, Н. Фюрштенхофер, Т. Умрихина, К. Шмидседер, М.П. Куцарова, А.В. Постников, Ф. Шиппер, А.В. Стеценко

Конференция «Археология во время конфликта» собрала в Вене многих специалистов разных стран, ищущих более эффективные способы охранения ценностей культуры. Благодаря организаторам конференции, МЦР, Австрийскому обществу защиты ценностей культуры, Австрийскому рериховскому обществу и Австрийскому национальному комитету Голубого щита, 75 лет спустя после подписания Пакт Рериха снова напомнил о лучших путях охранения Культуры, которые в будущем приведут к прочному миру, где сама идея войны будет невозможна.

Обзор подготовили Л.М. Штробль, М.П. Куцарова, Н.Н. Черкашина


PDF журнала № 36 — 2010 г.
Знамя Мира в Вене. Международная конференция «Археология во время конфликта»

[1] Данные Штаба по координации военного сотрудничества государств – участников СНГ (см.: Сборник документов и теоретических материалов по миротворческой деятельности в Содружестве Независимых Государств. М., 1995).

[2] AB Kültürel Miras Mevzuati. VE Türkiye Projesi. Cilt:1. Avrupa Birliği. Kültür Mevzuati (16.40). Editörler: Ali Kazim Öz – Saadet Güner. Proje Koordinatörleri: Deniz Kapan, 2007, KÜMID. Mahmut Aydin, 2007. KÜMID.

[3] По этому вопросу см. послание Третьей конференции по Пакту Рериха и Знамени Мира в Вашингтоне Мишеля де Таубе, члена Института международного права, Американского института международного права, члена куратория Академии (Карнеги) международного права в Гааге: «Как это всегда бывает, оказалось, что возможны возражения. Утверждали, что некоторые параграфы обеих Гаагских конвенций 1907 года (ІV и ІХ) уже рекомендовали нападающей стороне щадить при бомбардировке “по мере возможности” сооружения, посвященные культу, искусству, науке и благотворительности, а также исторические памятники, обозначенные определенными отличительными знаками. Но забывали, что в этом слабом намеке международных правил не было никакой ясности, что они не предусматривали никакого общеизвестного и обязательного для всех знака, что они даже не додумались до предварительного составления крайне необходимого списка защищаемых зданий, одобренного всеми государствами. А самое главное, забывали, что обе конвенции 1907 года достаточно показали во время мировой войны свою несостоятельность» (Знамя Мира: Сб. ст. М.: МЦР, 2005. С. 137).

Spread the love

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *