Орлеанская дева: подвиг на все времена

№ 54-2015-1 |

Владислав Соколов, кандидат философских наук, культуролог _________

Жан-Огюст-Доминик Энгр. Жанна д’Арк на коронации Карла VII. 1854 г.

Почти шесть веков о ней пишут, посвящают ей сотни художественных полотен, ее образ вдохновляет скульпторов и музыкантов, а ученые и биографы пытаются осмыслить одну из самых удивительных судеб в истории. Среди них такие выдающиеся творцы, как знаменитая французская поэтесса Кристина Пизанская, М. Монтень, Ф. Шиллер, А. Пушкин, М. Твен, Б. Шоу, А. Франс, Р. Перну, П. Рубенс, Г. Штильке, Н. Рерих, Ж. Энгр, Дж. Верди, П. Чайковский, Ш. Гуно и многие другие. Подвигом Орлеанской девы был вдохновлен и кинематограф, который обращался к ее бессмертному образу еще на заре своей истории: в 1899 году француз Жорж Мельес снял масштабную по числу участников десятиминутную постановочную пьесу. После этого свет увидел еще десяток полнометражных художественных фильмов, среди которых такие прекрасные работы, как вышедшая в 1948 году картина голливудского режиссера Виктора Флеминга с Ингрид Бергман в главной роли и канадская лента Кристиана Дюгэя 1999 года, где Жанну сыграла семнадцатилетняя Лили Собески.

Подвижники приходят в мир в нелегкие времена, в поворотные периоды истории. Жизнь Жанны д’Арк не была исключением. Она пришлась на первые десятилетия XV века – сложнейшее время в истории Франции. Продолжалась одна из самых длительных войн в истории, получившая в XIX веке название Столетней.

Большая война

Кинуко Крафт. Портрет Алиенор Аквитанской

Она началась в XIV веке, в 1337 году, перешла в век следующий, охватив весь жизненный путь Жанны д’Арк, и закончилась лишь в 1453 году. Соперником Франции в 116-летней войне была Англия. Одна из основных ее причин – территориальные притязания, за которыми стоял семейный конфликт королевских особ, произошедший еще в XII веке. В нем, как это уже не раз случалось в истории, была замешана женщина – признанная всеми первой красавицей своего времени, умная, образованная, наследница огромного и независимого герцогства Аквитанского на юго-западе Франции. Ее звали Алиенор Аквитанская (1122–1204). В пятнадцать лет она вышла замуж  за  семнадцатилетнего  наследника престола Людовика Молодого, который десять дней спустя после женитьбы стал королем Франции Людовиком VII. В качестве приданого французской короне достались огромные владения – земли графств Аквитании, что для Франции явилось очень важным политическим следствием этого брака.

Однако король не смог удержать Аквитанию. Точнее, Людовик VII не смог удержать себя в руках из-за того, что красавица королева вела себя несколько легкомысленно с другими молодыми сеньорами. В результате в марте 1152 года король добился развода, но при этом потерял обширные юго-западные земли. Развод был большой ошибкой. Два месяца спустя после расторжения брака с французским королем, в мае 1152 года, Алиенор вышла замуж за Генриха Плантагенета – графа Анжуйского и Туреньского, ставшего в 1154 году королем Англии под именем Генриха II Плантагенета. Французские владения Генриха II включали Нормандию, Анжу, Мэн, Турень, а после брака с Алиенор его держава заметно расширилась за счет обширных земель Аквитании. В результате Генрих II стал властителем половины территории Франции, в которой он был могущественнее французского монарха. К началу XIV века французские территории Аквитания и Гасконь были владениями короля Англии. Достаточно было лишь повода к войне, и он возник в виде династических притязаний английского короля Эдуарда III, внука французского короля Филиппа IV Красивого по женской линии, на французский престол. В 1337 году противостоящие силы встали на путь войны.

Сцена сражения эпохи Столетней войны. Средневековая миниатюра

Ее первый период для Франции – это сплошные поражения на суше и на море. Регулярной армии у французов не было, принцип регулярности будет введен лишь на последнем этапе войны, поэтому одной из характерных особенностей была проблема с дисциплиной. Напротив, армия англичан, которая пополнялась за счет обязательной воинской повинности, отличалась железной дисциплиной. Другое преимущество англичан заключалось в особом оружии. Французские рыцари часто гибли не от копья или меча и, что было совсем неприемлемо для них, не от руки противника благородного происхождения. Их просто расстреливали из больших луков свободные английские крестьяне – йомены. Этот легкий, сделанный из тиса лук был размером почти в человеческий рост и с 300 шагов пробивал рыцарские доспехи. Плотность же стрельбы была очень высокой: от 6 до 12 стрел в минуту. В битве при Креси в 1346 году французы потеряли одиннадцать тысяч человек, из них полторы тысячи рыцарей. Еще через десять лет, в 1356 году, в битве при Пуатье произошел новый разгром, учиненный принцем Уэльским Эдуардом, прозванным Черным Принцем. Тогда погиб цвет французского рыцарства, а король Франции Иоанн II Добрый попал в плен. В результате страна оказалась не только без войска, но и без короля. Ситуация усугубилась еще и крупными восстаниями: Парижское восстание 1356–1358 годов и Жакерия 1358 года, охватившая обширные районы королевства.

Вдобавок ко всем потрясениям как во Франции, так и в Англии свирепствовала эпидемия чумы 1347–1353 годов, причем особенно – в этих странах. Эпидемия, распространяясь от района Астрахани, Северного Кавказа и Тамани, охватила всю Европу: от Волги на востоке до Испании на западе и от Северной Африки на юге до Скандинавии на севере. Погибло около 25 миллионов человек, что составило почти половину населения Европы. В результате длительной войны люди годами не сеяли и не жали, а по заброшенным полям бродили волчьи стаи, отыскивая трупы. Повсюду царили горе и опустошение. Бесчисленные же поражения французского войска деморализовали солдат. В 1380 году на престол вступает Карл VI, прозванный Безумным. Став королем в 12-летнем возрасте, он оказался не способен к управлению страной, так как был человеком слабохарактерным, имел плохое здоровье и страдал приступами умопомешательства. Но при этом Карл Безумный просидел на троне целых 42 года. Именно в его правление и родилась Жанна д’Арк. Уже в первые годы ее жизни Франция оказалась на краю пропасти.

В 1415 году французы потерпели сокрушительное поражение у деревни Азенкур, потеряв полководца, более десяти представителей высшей знати, полторы тысячи рыцарей и четыре с половиной тысячи пехотинцев. Франция оказалась без армии, без денежных средств, с подконтрольными Бургундскому герцогу восточными и северными областями, с территорией, расколотой междоусобным конфликтом феодальных партий, переросшим в начале XV века в настоящую гражданскую войну. Очередной этап Столетней войны закончился подписанием в мае 1420 года в городе Труа мирного договора, который оказался крайне тяжелым для Франции и, более того, предательским со стороны французской королевы Изабеллы Баварской.

Эжен Делакруа. Карл VI и Одетта де Шандивер.1824–1826

Согласно этому документу регентом Франции при жизни Карла VI становился Генрих V Английский, а после смерти Карла VI к англичанам окончательно переходила французская корона. Для наследственного закрепления договора английский король Генрих V женится на дочери Карла VI и Изабеллы Баварской принцессе Екатерине. По существу же, настоящий наследник французского престола дофин Карл отстранялся от права наследования трона. Усилия к этому приложила его мать, королева Изабелла, в союзе с герцогом Бургундии Филиппом III Добрым. Изабелла Баварская даже объявила своего сына Карла незаконнорожденным.

По таинственному стечению обстоятельств через два года после заключения договора в Труа, в одном и том же 1422 году, уходят из жизни и Карл VI Безумный, и Генрих V Английский. Генрих V от брака с французской принцессой Екатериной оставляет девятимесячного наследника, которого под именем Генриха VI англичане вместе с герцогом Бургундским объявляют королем Англии и, как следствие соглашения в Труа, Франции. Немаловажно то, что младенец был внуком французского короля Карла VI; это на фоне вышесказанного было политически сильным оружием в руках англичан. Однако для патриотически настроенной части Франции это было не так важно, как для английского двора. В том же 1422 году дофин Карл, которому исполнилось девятнадцать лет, в городе Бурж провозглашается королем – Карлом VII Валуа. Для полного завершения этого действа необходимо было, согласно обычаю французских королей, пройти обряд коронации в соборе города Реймса. Но такая возможность пока отсутствовала, ибо город располагался на оккупированном французском севере.

Девятнадцатилетний возраст провозглашенного короля и девятнадцатилетняя жизнь той, которая через семь лет сделает Карла Валуа настоящим королем Франции… Это наверняка не случайное совпадение цифр словно бы несло в себе скрытую грань пересечения двух жизней двух очень разных людей, объединенных вихрем тяжелейшей судьбы их родины. Один из них в свои девятнадцать лет принимает нелегкую ношу правителя, но, не выдержав всего груза этой ноши, окажется безучастным к судьбе той, кого по всем правилам чести не должен был и не имел права покидать…

Родительский дом Жанны

Короткое детство

Неисчислимые бедствия и страдания народа Франции докатились до далекой окраины на границе Шампани, французской территории, находившейся к 1429 году под англо-бургундским господством, и независимого герцогства Лотарингского. Там, у тихой извилистой реки Мёз (Маас), у широких заливных лугов и окаймлявших с обеих сторон долину холмов, расположилось селение Домреми, где в ночь на Богоявление Господне 6 января 1412 года родилась девочка, названная Жанной.

К христианской вере, молитвам Жанна приобщилась благодаря своей матери, от которой услышала легенду об архангеле Михаиле, а также о житии святых Катерины и Маргариты. Девушка с особой бережностью хранила подарок матери – латунное колечко с надписью «Иисус – Мария». Та же надпись позднее будет и на ее знамени, с имени Иисуса она начинала диктовать свои письма, это Имя будет у нее на устах и в последние мгновения жизни. Высокое духовное руководство проявилось в особом явлении, которое она называла своими «Голосами» и «Видениями» и которое вошло в ее жизнь в тринадцатилетнем возрасте. Именно благодаря им Жанна знала, что и как надо делать.

Жанна слушает Голоса. Витраж. Церковь Св. Иакова. Компьен

Однажды Голос позвал ее по имени, а затем Жанна узнала, что говорит с ней тот, кто был изображен в церкви как архангел Михаил. Девушка не только слышала его, но и видела. Позднее Жанна видела еще двух святых, избранных ей в советницы, – святую Катерину и святую Маргариту. Жанна д’Арк обладала даром ясного и четкого восприятия материи иного, более тонкого и высокого состояния в сравнении с материей окружающего нас плотного мира. Девушка словно бы жила одновременно в двух мирах. Она не только видела и слышала то, что было недоступно окружавшим, но также осязала великих святых, которые приходили к ней. Жанна могла к ним прикоснуться и даже обнять, чувствуя их теплоту и ощущая неземное благоухание, исходившее от них. Это было сознательное действие на пересечении двух реальностей. И когда мы говорим о подвиге Жанны д’Арк, то надо иметь в виду, что смысл его заключался не только в ее ратных победах и следствиях этих побед. Этот подвиг имел важнейшую духовную составляющую, выраженную в способности Жанны постоянно, несмотря ни на какие трудности, нести в сердце неугасимый свет великой любви к Тем, кто ее вел, и к своей Родине. Благодаря этому мы имеем и земной исторический аспект того явления, которое в целом можно назвать феноменом Жанны д’Арк.

В критическом положении, в котором оказалась Франция, когда оставалось надеяться лишь на Божье провидение, из глубин народной памяти всплыло полузабытое предсказание мудреца Мерлина, жившего за девять веков до времени Жанны. Оно гласило, что Францию приведет к гибели злая женщина, но спасет ее чистая дева. Женщина отождествлялась народом с коварной и вероломной королевой Изабеллой Баварской, а личность девы-спасительницы пока что оставалась неясной. В то же время стали распространяться слухи о Жанне, посланной, по ее словам, Богом для спасения Франции,  что  привлекло внимание многих к расположенному недалеко от Домреми городу Вокулёру, куда девушка отправилась по Указу своих Голосов. Люди хотели видеть и слышать ее, слова Жанны пробуждали надежду и зажигали сердца.

Шинон. Гравюра

Жанна знала, что ей надо освободить Орлеан, являвшийся вратами в южные области Франции, и привести дофина к королевскому венчанию. Наконец комендант Вокулёра капитан Робер де Бодрикур, к которому Жанна не раз приходила с настойчивой просьбой, все же написал о девушке дофину Карлу, и тот потребовал, чтобы Жанна прибыла к нему. 13 февраля 1429 года в сопровождении небольшого охранного отряда юная француженка отправилась в далекий путь в город Шинон, расположенный на другом конце Франции. За одиннадцать дней этого очень опасного и к тому же зимнего перехода было преодолено расстояние в 150 лье (более 650 километров). По прибытии в Шинон пришлось проявить терпение: придворные служители церкви, прежде чем допустить девушку к дофину, испытали ее в вере. Лишь несколько дней спустя Карл принял Жанну в большом зале замка Шинон, где в тот момент находилось несколько сотен человек. И снова ей устроили испытание: в толпе придворных девушке надо было самой узнать короля. Жанна, пройдя через скопление вельмож и рыцарей, направилась прямо к дофину: она узнала его по Указанию, которое получила свыше. После прилюдной беседы, во время которой Жанна рассказала о цели своего визита, Карл, отведя ее в сторону, стал говорить уже тайно. Этот разговор, очень воодушевивший Карла, помог ему преодолеть все сомнения, и он поверил, что Жанна послана Высшими силами.

Прибытие Жанны д’Арк в Шинонский замок. Гобелен XV в.

В то же время ее ждали новые испытания. Дофин Карл отсылает Жанну в город Пуатье к богословам, которые устроили настоящий судебный процесс. Жанна с честью выдержала и это. Всевозможные дознания продолжались в течение трех недель. В результате было вынесено заключение, что Жанне, которую охарактеризовали как добрую, смиренную, целомудренную, честную и простую девушку, можно вполне доверять, о чем и было сообщено дофину в специальном послании, содержавшем, между прочим, немаловажные слова: «…отвергнуть ее значило бы Духу Святому воспротивиться». Судьба Жанны была решена. Король назначил ее главнокомандующим французской армией.

Фьербуа. Гравюра

Первое, что собиралась сделать Жанна д’Арк, это освободить Орлеан. Для девушки были изготовлены доспехи; меч, на который указали Голоса Жанны, был привезен ей из аббатства Сент-Катрин де Фьербуа, где он оказался спрятанным под алтарем часовни. Кроме того, дофин Карл дал Жанне право иметь личное знамя. Оно представляло собой длинное полотнище белого цвета, затканное знаками лилий, с изображенными на нем Христом, который держал мир, двумя ангелами по бокам, голубем Духа Святого, а также надписями: «Иисус – Мария» и «От Царя Небесного». В войско Жанны устремились сотни добровольцев, Франция пробуждалась к решительным действиям.

Битвы

Орлеан еще держался. Под его стенами решалась судьба Франции. Жанна д’Арк, настроенная очень решительно, все же стремилась избежать кровопролития. Перед походом на Орлеан в марте 1429 года из города Блуа она направила англичанам письмо и после него снова и снова призывала их прекратить военные действия. Но в ответ были лишь оскорбления и угрозы. В осажденном городе измученные люди с нетерпением ожидали Жанну. Надеяться им было больше не на кого. Наконец 27 апреля 1429 года Жанна д’Арк с войском в 10–12 тысяч человек выступила из Блуа и уже вечером 29-го вошла в Орлеан. Согласно «Дневнику осады Орлеана», Жанна была «в полном вооружении на белом коне, впереди несли ее знамя и боевой штандарт». Их встречали воины гарнизона и ликующие горожане, мужчины и женщины, с факелами в руках.

Ж.-Ж. Шерер. Въезд Жанны д’Арк в Орлеан. 1887

Помимо той веры и надежды, которую для многих французов нес образ Жанны, она привлекала к себе внимание и чисто внешним обликом, о котором, к сожалению, осталось мало свидетельств. Ее прижизненные изображения не сохранились. Речь не идет об известных миниатюрах XV века, на которых в изображениях Жанны д’Арк отсутствуют ее портретные черты. Они в большей мере символичны. Из словесных описаний современников известно мнение опытного солдата Жана д’Олона – одного из ее оруженосцев, преданного и благородного человека, который говорил, что Жанна была юной, красивой и хорошо сложенной девушкой. Есть и указания на то, что у нее были черные волосы и была она невысокого роста. Также известно описание Жанны, сделанное советником Карла VII Персевалем де Буленвилье в одном из его писем: «Дева сия сложением изящна; держится она по-мужски, говорит немного, в речах выказывает необыкновенную рассудительность; у нее приятный женский голос. Ест она мало. Пьет еще меньше. Ей нравятся боевые кони и красивое оружие. Она любит общество благородных воинов и ненавидит многолюдные сборища. <…> С неслыханной легкостью выносит она и тяготы ратного труда, и бремя лат, так что может по шесть дней и ночей подряд оставаться в полном вооружении».

Что касается каких-либо материальных реликвий, то здесь также ситуация неутешительна: не осталось ничего из того, что принадлежало Жанне д’Арк. Сохранилось лишь несколько подписей, поставленных рукой Жанны. Всматриваясь в эти старательно выведенные непослушные буквы, мы словно бы прикасаемся к по-детски простой, открытой и в то же время непреклонной натуре Жанны.

Подпись Жанны д’Арк

Жанна д’Арк была талантливым военачальником. Она определяла стратегию военных действий, возглавляла войско во время штурма, проявляла непреклонность, когда солдаты хотели обратиться в бегство, и была крайне требовательной к исполнению своих приказов. Изменялось и само войско: Жанна возродила священные законы рыцарства. Заключались перемирия в праздничные дни, запрещался грабеж и насилие в отношении мирного населения. В войске Жанны солдаты стали стремиться к общей молитве, участвовали в церковных таинствах, поддерживалась нравственная и физическая чистота.

Итак, французские войска вошли в Орлеан, но осада снята не была. Предстояло освободить занятые англичанами башни, располагавшиеся в окрестностях города. Штурм бастилии Сен-Лу явился боевым крещением Жанны, ее первым сражением. Тогда все было впервые: и свист арбалетных стрел, и разрушительный пролет пушечных ядер, и кровавые потери. Семнадцатилетняя Жанна сама вела своих солдат на штурм. Сен-Лу была взята 4 мая. Эта маленькая победа имела огромное значение для поднятия боевого духа французов. После долгого времени их военных неудач она стала первым успехом – освобождением от врага всего верхнего течения Луары. Взятие этой крепости означало и разрыв осадного кольца. Через два дня, 6 мая, – новая победа: тяжелыми усилиями была взята и сожжена башня Августинцев. А 7 мая французы пошли на приступ башен Турелли – главной твердыни англичан. Штурм оказался очень сложным. Кроме того, когда Жанна приставляла штурмовую лестницу, она получила ранение в шею стрелой. Наконец, после целого дня битвы пришла победа, враг потерпел полное поражение. Предсказания Жанны о том, что она прольет кровь и что до наступления ночи ее войско войдет в Орлеан по мосту укреплений Турелли, в точности сбылись.

Битва при Орлеане (фрагмент росписи). Стена Жанны д’Арк в Пантеоне. Париж. 1886–1890

На следующий день пришла окончательная победа под Орлеаном: англичане без боя покидали все укрепления, 209-дневная блокада города была снята. Это положило начало полному освобождению Франции. Впоследствии день 8 мая, посвященный Жанне д’Арк, объявили Праздником Патриотизма.

Битва при Азенкуре. Средневековая миниатюра

После Орлеана были освобождены другие города бассейна Луары – Жаржо, Менг и Божанси, а вскоре произошло решительное сражение у города Патэ, в котором англичан разбили наголову. Подробности битвы при Патэ, в которой французское войско возглавляла Жанна, поражают: ведь англичане выставили около пяти тысяч солдат, с французской же стороны участвовало лишь около полутора тысяч. Несмотря на это, потери англичан составили две с половиной тысячи человек убитыми, остальные обратились в бегство либо были взяты в плен. Французы же потеряли всего десять человек! После этой победы вся местность по течению Луары была освобождена. Можно было продвигаться далее, вглубь занятой врагом территории Франции, в направлении Реймса. 16 июля французское войско вступает в город, а на следующий день, 17 июля 1429 года, в Реймском соборе состоялась коронация дофина Карла. Жанна стояла рядом с королем, у его трона, и в ее руках было знамя, под которым французы обрели надежду и смогли одержать те победы, которые в дальнейшем приведут к полному освобождению от захватчиков.

Лионель Ройер. Коронация. Фреска

В мае 1430 года Жанна направляется к окружаемому англо-бургундскими силами городу Компьену, где попадает в плен к врагам. В этом городе сохранилось предание о сказанных Жанной пророческих словах о том, что с ней скоро произойдет… Здесь, у стен Компьена, закончились ратные подвиги, возможно, самого молодого главнокомандующего армией в истории. Сражения продолжатся, но уже в застенках тюрем. В одиночестве, в ужасных условиях будет свершаться подвиг девушки, которой не было еще и двадцати лет, но стойкости духа которой могли бы позавидовать самые отважные воины.

Всего лишь один год и один месяц продолжалась ратная служба Жанны во спасение любимой Франции. И за это столь краткое время именно благодаря ей в Столетней войне произошел коренной перелом.

Пленение Жанны д’Арк. Витраж. Церковь Св. Иакова. Компьень

Противостояние

Жанна была в плену у бургундцев, но ее выдачи добивались англичане. Сам же герцог Бургундский словно выжидал, зная, что для ее спасения может что-то предпринять французский король. Однако нерешительный Карл VII медлил с выкупом своей спасительницы. В результате он так ничего и не сделал. Точнее говоря, Карл VII предал Жанну. 8 декабря 1430 года, через полгода после пленения, герцог Бургундский Филипп III Добрый сдал Жанну д’Арк своим союзникам-англичанам за десять тысяч ливров золотом. Те, надев на нее оковы, под усиленной охраной доставили девушку в столицу Нормандии – город Руан, где заключили в тюрьму Старого замка.

Англичане учинили над Жанной церковный суд за «ересь и колдовство». Жанне не могли вменить в вину ее ратные победы, а потому были собраны именно церковники, чтобы, выдвинув ложные обвинения другого рода и особым образом выстроив судебный процесс, постараться хитростью «поймать» ее на собственных же ответах и в конце концов осудить. Тем самым с помощью печати «ереси и колдовства» англичане стремились опозорить и Карла VII Валуа, и всю Францию.

Башня в Руане, где была заточена Жанна д’Арк

Поначалу Жанна была заключена в железную клетку, размеры которой не позволяли стоять во весь рост. Шея, руки и ноги пленницы были прикованы к ней цепями. Затем ее держали в камере, под надзором пяти английских солдат. Днем на поясе, а ночью на ногах Жанны была двойная цепь, прикрепленная к тюремной стене.

21 февраля 1431 года в восемь часов утра Жанну ввели в часовню Руанского замка для первого допроса. Она была одета в мужскую одежду, ноги закованы в цепи. Ученые законоведы и богословы, представители Парижского университета и Римско-католической церкви – по одну сторону, и простая неграмотная девушка из далекой сельской окраины – по другую. С одной стороны – многочисленные сложные вопросы богословской схоластики и опасные словесные западни, а с другой – простые, но очень осмотрительные, полные самообладания ответы. На допросе Жанна явила такие качества, как твердость, сообразительность, смелость, разумная осторожность. За двадцать пять дней – пятнадцать изнурительных судебных допросов, продолжавшихся по нескольку часов, не считая многих допросов в тюрьме. Кроме того, звучали и угрозы применить пытки. Все это сложно выдержать даже очень сильному человеку. Хитростью и всевозможными уловками обвинительный приговор в ереси все же был выдвинут. Его утвердили три кардинала, четырнадцать епископов, десять аббатов, множество священников и представителей Парижского университета.

Для публичного оглашения приговора измученную Жанну отвозят на Сент-Уэнское кладбище. Там, запуганная и не осознающая до конца своих действий, она подписывает подготовленный заранее текст отречения, понадеявшись на данное ей обещание об освобождении из английского плена и переводе в церковную тюрьму. Конечно, это обещание было обманом. По приказу епископа Кошона, которому англичане обещали пост руанского архиепископа, заключенную отвозят обратно в ту же тюрьму. От Жанны потребовали переодеться из мужской одежды в женскую, что явилось бы главным внешним выражением ее отречения. Исполнив это, она и не подозревала, в какую западню ее заманили. Жанна была помещена в ту же камеру, и снова к ней были приставлены солдаты. Охрана позволяла себе всевозможные оскорбления в адрес заключенной, даже была предпринята попытка надругательства над девушкой. Все это, а также ставшая очевидной западня, устроенная для нее на Сент-Уэнском кладбище, побудило Жанну снова надеть мужскую одежду. По существу, она отреклась от своего отречения. Свою позицию она подтвердила, сказав, что на самом деле никогда не признавалась и не признается в неподлинности Голосов, а сказанного в тексте отречения тогда просто не поняла.

30 мая 1431 года Жанну д’Арк под усиленной охраной из восьмидесяти английских солдат повезли к площади Старого рынка, располагавшейся у церкви Христа Спасителя. На хорошо охраняемой площади, где собралось множество народа, был сооружен специальный помост для костра. Жанна молча выслушала так называемое «увещание милосердное», закончившееся тем, что Церковь передавала ее из-под своей «опеки» мирским властям. Жанна начала горячо молиться, попросила прощения у всех людей и сама простила все зло, которое ей причинили. Епископ Кошон зачитал приговор, осужденная была отлучена от Церкви.

Е. Пименова. На помосте

Жанну, на которой была длинная, пропитанная серой белая рубаха, а на голове – также пропитанная серой бумажная митра, подвели к помосту. Она попросила крест, и кто-то из англичан подал его, просто сделанный из двух небольших щепок. Жанна бережно положила крест себе на грудь. Из церкви принесли и настоящий крест, на который она могла смотреть сквозь дым и пламя до самого конца. Последнее, что услышали собравшиеся на площади, – это то, как Жанна громко позвала Иисуса. Кто-то из английских солдат видел белого голубя, который вылетел из Жанны при ее последнем вздохе; это глубоко потрясло его. Многие были свидетелями того, как в пламени костра проявилось начертание имени Иисуса. По приказу, чтобы исключить все сомнения, огонь был временно погашен, и собравшаяся толпа увидела привязанные цепями останки . Затем костер был зажжен снова, и его пламя не гасло еще очень долго…

Когда все закончилось, в доминиканский монастырь вошел человек. На его лице был запечатлен ужас, смешанный с глубокой печалью, а в остановившемся взгляде можно было разглядеть искреннее раскаяние. Это был палач, который в потрясении рассказал, что́ он увидел, когда поднялся на помост. Там он нашел несгоревшее сердце. Поскольку требовалось сжечь все, палач неоднократно разводил вокруг сердца огонь, но не смог обратить его в пепел. Пораженный, он не стал продолжать своих попыток, положил это сердце и все, что осталось, в мешок, который бросил в Сену. Ее воды навсегда скрыли нетленное сердце, силой которого была спасена Франция…

Принято считать, что последние слова Жанны д’Арк были обращены к епископу Кошону: «Епископ, я умираю из-за вас, я вызываю вас на суд Божий!» И суд Божий действительно наступил. Через несколько лет, в 1435 году, в Руане умирает герцог Бедфорд, ответственный за суд и расправу над Жанной д’Арк. В декабре 1442 года опять же в Руане внезапно уходит из жизни епископ Кошон. В страшных судорогах от неведомой болезни умирают все двенадцать судей. В один год с герцогом Бедфордом в Париже скончалась всеми покинутая, в вынужденной бедноте и уединении когда-то могущественная королева Изабелла Баварская. Это именно она, в то время когда Жанна д’Арк была взята в плен, написала Бедфорду письмо, в котором, выливая потоки ненависти в адрес Жанны, требовала скорейшей расправы над ней. Печальным был и конец Карла VII, который поступил предательски по отношению к своей спасительнице. В 1461 году король Франции умер от голода. Полное истощение наступило после того, как Карл несколько недель не принимал пищу, боясь быть отравленным своим сыном, дофином Людовиком. Предавший умер из-за боязни быть преданным.

Альфред-Дезире Лансон. Жанна д’Арк в битве при Жаржо, бронза, 1895

Прошло два года после окончания Столетней войны, и на саму Англию обрушивается война Алой и Белой розы за английский трон, которая шла между представителями двух боковых ветвей королевской династии на протяжении тридцати лет, с 1455 по 1485 год. Эта война выкосила почти четверть населения Англии, унесла жизни многих десятков представителей королевской крови, а также целых феодальных родов.

Через три года после завершения Столетней войны и четверть века спустя после гибели Жанны д’Арк состоялся новый судебный процесс. На нем заслушали сто пятнадцать свидетелей и допросили всех, кто знал юную героиню с детства. По завершении процесса Жанна д’Арк была реабилитирована и признана возлюбленнейшей дочерью Церкви и Франции. Торжественное оправдание состоялось в присутствии папского легата 16 июня 1456 года. На том месте, где был костер, установили большой каменный крест. Спустя почти пятьсот лет после костра, в 1920 году, Римско-католическая церковь причислила Жанну д’Арк к лику святых.

Скульптура Жанны д’Арк в соборе Нотр-Дам де Реймс.

Однако не стоит думать, что эти два события способны поставить точку в отношении католической церкви к Жанне д’Арк. История Орлеанской девы содержит один важный аспект, по поводу которого Церковь вряд ли когда-нибудь огласит свою позицию. Речь идет о том, что Жанна д’Арк имела действенную связь с Высшим вне церковного контекста. Конечно, она была религиозной девушкой, что для того времени вполне естественно. Но она не была ни представителем Церкви, ни человеком, необыкновенные способности которого развивались при непосредственном участии и руководстве церковных сановников. Ее способность напрямую общаться с Высшими силами, слышать их Голоса и даже видеть и осязать их проявилась естественно. Именно этих фактов и не могла простить Жанне Церковь. Обвинения в ереси, выдвинутые против нее, были лишь прикрытием настоящих мотивов, которыми руководствовались обвинители. Главным было то, что сама жизнь и подвиг Жанны д’Арк разрушали безраздельное право контроля связи человека с Высшим, которое присвоила себе Церковь. Именно за это ее служители и отправили Жанну на костер. История Жанны д’Арк – это нечто большее, чем общепринятое изложение ее подвига. Чисто внешняя, непростая жизнь юной француженки – лишь одна сторона единого явления, связанного с ее подвигом. Другая сторона, духовная, является главной, причинной, она связана с метаисторическими событиями, с внутренним потоком истории, а точнее – с воздействием Высшей материи на земной исторический процесс. Это воздействие шло через конкретного человека, субъекта данного процесса – того, кто оказывал на него кардинальное влияние. В жизни Жанны д’Арк эти две стороны проявились очень ярко и глубоко, их взаимодействие и дает возможность целостно осмыслить ее подвиг. Метаистория есть то пространство, через которое космическая эволюция осуществляет свое творчество непосредственно на Земле, в ее историческом процессе, через тех, кого называют вестниками этой эволюции. Одним из таких вестников и явилась по-земному хрупкая, но не по-здешнему духовно сильная девушка, известная миру под именем Жанны д’Арк.

Spread the love

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *