№ 39-2011-1 |
В.В. Фролов _________
Истинно, Культура нуждается не только в охране, но необходимо уметь сражаться за Культуру. Тогда только человечество начнет выходить из одичалого состояния. Пора становиться человечными в полном значении этого великого понятия.
Е.И. Рерих. Из письма американским сотрудникам. 27 августа 1949 г.
В течение многих лет вокруг наследия семьи Рерихов и Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха происходят драматические события. Кампания, которая ведется против них представителями Русской православной церкви, некоторыми журналистами и писателями, перешла все границы. В ход идут все средства – от псевдонаучных, извращенных трактовок жизни и творчества Рерихов до неприкрытой лжи и случаев сжигания их книг во дворах церквей. Противники Рерихов не оставляют попыток очернить и унизить наше национальное культурное достояние. Происходящее подтверждает, к сожалению, характерную закономерность: чем значительнее культурные деятели, тем большим оскорблениям и нападкам агрессивного невежества они подвергаются.
Враги у Рерихов были всегда. В 20-е годы ХХ века во время Центрально-Азиатской экспедиции их преследовала английская разведка. В начале 1930-х годов Н.К. Рерих, находясь в Харбине, оказался под пристальным наблюдением японских спецслужб. Не без их участия определенными кругами русской эмиграции против Николая Константиновича были выдвинуты обвинения в якобы антихристианских настроениях и принадлежности к масонам.
В 90-е годы прошлого века, когда наследие Рерихов было доставлено в Россию, гнусные домыслы вновь замелькали в прессе, в многочисленных публикациях О.А. Шишкина, А.Н. Сенкевича, А.В. Кураева, В.А. Росова и иже с ними.
В 1994 году Олег Шишкин опубликовал в газете «Сегодня» несколько статьей, обвинив Н.К. Рериха в сотрудничестве с советскими спецслужбами. Тверской межмуниципальный суд Москвы признал эту информацию полностью ложной. В этом же году против Рерихов выступила Русская православная церковь, определив, что «учение Рерихов – это религиозная секта, не только не совместимая с христианством, но прямо ему враждебная»[1]. Причины крайне негативного отношения церкви к Рерихам в том, что их Учение, представляющее философию космической реальности, получает в обществе все большее распространение. Живая Этика входит в научный оборот, ее идеями пользуются ученые, педагоги, культурные деятели, появляются художники, чье творчество пронизано космическим мироощущением, – все это не может не беспокоить РПЦ, которая при поддержке власти претендует на монополию в духовной сфере. Церковные оценки учения Живой Этики стали появляться даже в некоторых научных изданиях и учебниках, приобретая порой политическую окраску. В обществе складывается положение, когда свобода мысли оказывается заложницей церковных догматов. Такое состояние общественного сознания – питательная почва для тоталитарной идеологии, не признающей свободомыслия.
Подобную позицию активно поддерживают некоторые должностные лица, на протяжении многих лет делающие все, чтобы уничтожить Музей имени Н.К. Рериха и захватить наследие семьи Рерихов. Одну из главных ролей в этом недостойном деле играет Государственный музей Востока (ГМВ). Год от года действия его сотрудников и связанных с ними властей становились по отношению к МЦР и наследию Рерихов все более бесцеремонными. Как только ни изощряются они в стремлении придать видимость законности их захвату принадлежащих МЦР 288 картин Рерихов, – мало того, они посягают на все творческое наследие, переданное С.Н. Рерихом Центру-Музею имени Н.К. Рериха!
Одним из первых шагов в направлении этого рейдерства стало распоряжение Минюста РФ 1993 года за подписью заместителя министра Г.Г. Черемных, которым аннулировалось правопреемство МЦР по отношению к Советскому Фонду Рерихов (СФР). Незаконный характер этого распоряжения очевиден, так как права МЦР на переданное ему наследие С.Н. Рерих подтвердил у индийского нотариуса. Факт, не нуждающийся в комментариях.
Распоряжение Минюста было принято на второй день после кончины С.Н. Рериха, последовавшей 30 января 1993 года. Святослав Николаевич был инициатором создания общественного Музея имени Н.К. Рериха, выдающимся культурным деятелем, художником с мировым именем, известным ученым, оригинальным философом. Атаки на МЦР после его ухода усилились. 4 ноября 1993 года Правительство РФ приняло Постановление № 1121 «О создании Государственного музея Н.К. Рериха» как филиала Музея Востока. Фактически этим постановлением, принятым с грубым нарушением законодательства, ликвидировался общественный Музей имени Н.К. Рериха.
Но руководство МЦР подало иск в Высший арбитражный суд РФ об отмене этого постановления, подписанного председателем Правительства РФ В.С. Черномырдиным. И суд, руководствуясь законами РФ, в 1994 году отменил пункты постановления, лишающие общественный музей Усадьбы Лопухиных, в которой он расположен. Таким образом музей, задуманный С.Н. Рерихом, удалось отстоять. Казалось бы, истина восторжествовала…
Однако через год Минкультуры РФ обжаловало принятое решение. Надзорной инстанцией Высшего арбитражного суда жалоба была удовлетворена. Чем было вызвано такое решение, можно только догадываться, но без вмешательства какого-то очень влиятельного чиновника оно едва ли могло быть принято.
Справедливость восторжествовала только через семнадцать лет: 17 декабря 2010 года Постановление Правительства РФ 1993 года «О создании Государственного музея Н.К. Рериха» было отменено Постановлением Правительства РФ № 1045 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Если иметь в виду, что в 1994 году директор ГМВ В.А. Набатчиков своим приказом утвердил перевод коллекции Рерихов из временного хранения на постоянное, а в 1999-м министр культуры РФ В.К. Егоров подтвердил правомерность включения в состав государственной части Музейного фонда РФ 282 картин Рерихов, то станет очевидным, что кампания по захвату наследия Рерихов, принадлежащего МЦР, была тщательно спланирована.
Между тем в 2002 году произошло событие, которое должно было внести окончательную ясность в ситуацию. По иску МЦР Хамовнический суд Москвы подтвердил факт правопреемства МЦР по отношению к СФР.
Но чиновники снова ринулись в атаку. На следующий год министр культуры РФ М.Е. Швыдкой обжаловал в Мосгорсуде решение Хамовнического суда, настаивая на том, что Минкультуры является представителем «фактического собственника картин»[2] – государства. Суд удовлетворил жалобу министра. Маски с чиновников от культуры были сорваны.
Сегодня коллекция картин Рерихов по-прежнему незаконно удерживается Государственным музеем Востока. Сравнение составленной С.Н. Рерихом описи полотен с документами ГМВ обнаруживает отсутствие в последнем более 60 (!) произведений Рерихов. Не в этом ли кроется причина упорного нежелания Музея Востока возвратить картины Рерихов их законному владельцу – МЦР?
Международный Центр Рерихов делает все, чтобы юридическими средствами решить вопрос о его правопреемстве по отношению к СФР и вернуть коллекцию картин Рерихов, незаконно удерживаемую ГМВ.
Из-за попустительства государства не в лучшем положении оказалось творческое наследие Ю.Н. Рериха, оставшееся после его смерти в московской квартире, – архив и картины Рерихов разбазариваются ее нынешними владельцами. Россия теряет важную часть своего культурного достояния.
Об этическом и правовом беспределе, сложившемся вокруг наследия Рерихов и МЦР, не раз писали известные деятели культуры, журналисты центральных изданий. Были и тревожные обращения общественности к верховной власти: наследию Рерихов грозит уничтожение! К сожалению, эти обращения не возымели действия, оставшись без ответа.
Кампания клеветы, развернутая вокруг Рерихов и МЦР, акции, направленные на разрушение Центра-Музея имени Н.К. Рериха и захват наследия Рерихов, наносят удар по формированию космического миропонимания, помогающего человеку понять закономерности развития Мироздания, свою собственную природу и продвигаться к более высокой эволюционной ступени.
Ученые и философы, писатели и художники – все истинные творцы культурных ценностей благодаря космическому мироощущению имеют возможность соприкоснуться с красотой инобытия, в которой содержатся подлинные источники вдохновения. «Только через красоту и пламенную любовь к высшим идеалам, – писал С.Н. Рерих, – сможем мы подняться к более совершенному состоянию»[3].
Творческое наследие наших великих соотечественников, в основе которого лежит учение Живой Этики, привлекает все больше прогрессивных ученых, педагогов, художников, людей самых разных профессий. Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха в своей многоплановой научной и культурно-просветительской деятельности опирается на это Учение, являющееся важнейшим источником формирования нового космического мышления. В этом и состоит причина непрекращающихся злобных нападок невежественных лиц на имя Рерихов, их творческое наследие, МЦР и его руководство.
Подвижническую жизнь, духовную высоту и мудрость, выдающиеся творческие нахождения Рерихов невозможно отделить от нового космического миропонимания, их деятельность в XX веке не имела ничего общего с политическими интригами. На базе этого мировоззрения они сформировали новый взгляд на Культуру как основу жизни человека и эволюционного восхождения человечества. Символами такого подхода к Культуре стали предложенный Н.К. Рерихом Пакт об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха) и разработанный им знак защиты культурных объектов – Знамя Мира. Прозорливость Н.К. Рериха, предвосхитившего необходимость создания эффективного международного механизма защиты культурного достояния человечества, находит сегодня все более убедительные подтверждения. В ситуации, когда Культура пребывает в небрежении, а ее деятели подвергаются поношению, Пакт Рериха звучит как обращенный ко всем людям призывный набат в защиту Культуры от невежественных и разрушительных действий тех, кто еще находится в плену старого сознания. Все, кто встал на защиту имени и наследия Рерихов, по сути дела защищают наше будущее, новое космическое понимание Мироздания и человека, науки и культуры, воспитания и образования.
В нашем обществе стало нормой принижать значение Культуры. Убедительный тому пример – недостойные действия должностных лиц вокруг наследия Рерихов и МЦР. Святослав Николаевич Рерих, предвидевший такое отношение к Культуре, писал: «Невозможно ограничить полеты нашего воображения какими бы то ни было искусственными способами изоляции и диктата. Никому не дано определять индивидуальные пути человеческого вдохновения и познания. Следовательно, люди, наделенные властью, должны превыше всего опасаться ограничить размах творческого воображения, навязывая свои собственные, своевольные ограничения и правила. Это пресечение роста является большим преступлением и непременно принесет свои губительные плоды, лишая людей потенциального вдохновения гения и обедняя наследие человечества»[4].
Сегодня имя и наследие семьи Рерихов, МЦР как никогда нуждаются в защите от нападок и клеветы. Те, кто совершает эти действия, не приемлют нового космического мышления и любыми средствами стремятся дискредитировать имя и Учение Рерихов, МЦР, рериховское культурное движение. Для этого используются современные информационные технологии, различные психологические методы обработки массового сознания, привлекаются все – от невежественных и малокультурных людей, которые судят о делах и жизни наших великих соотечественников со своей обывательской точки зрения, до действующих вполне осознанно мастеров черного пиара, не признающих никаких этических норм.
Весной 2007 года Росимущество, ссылаясь на все то же пресловутое Постановление Правительства РФ «О создании Государственного музея Н.К. Рериха», неожиданно подало иск в Арбитражный суд Москвы о выселении МЦР из Усадьбы Лопухиных. Инициатором иска выступил (и это уже не вызывает удивления!) Государственный музей Востока.
Надо отметить, что иск о выселении был подан после того, как усадьба была полностью отреставрирована на общественные и спонсорские пожертвования, без копейки государственных средств и развалины, которые когда-то лишь напоминали памятник культуры, превратились не только в великолепный комплекс зданий, но и в достаточно дорогой объект для продажи. Но эти алчные устремления были остановлены судом.
Чиновники по-прежнему стремятся лишить МЦР художественного наследия Рерихов. В 2009 году по иску ОАО «Издательская группа “Прогресс”» была сделана очередная попытка отобрать у Музея имени Н.К. Рериха картины, которые на основании завещания С.Н. Рериха как собственность МЦР включены в негосударственную часть Музейного фонда РФ.
Абсурдность ситуации заключается в том, что этот иск не был обеспечен ни одним правовым документом, подтверждающим право ОАО «Издательская группа “Прогресс”» на обращение в судебные инстанции. Тем не менее Арбитражный суд Москвы принял исковое заявление к рассмотрению. Более того, в этот процесс в качестве заинтересованного лица пыталось войти Росимущество, утверждая, что указанная коллекция картин Рерихов принадлежит государству. Судья, рассматривавшая дело, приняла единственно правильное решение: Росимуществу было отказано в ходатайстве, а ОАО «Издательская группа “Прогресс”» – в удовлетворении иска. В этой недостойной компании в последнее время оказался и Государственный музей изобразительных искусств (ГМИИ) имени А.С. Пушкина, пытающийся незаконно получить часть переданной в аренду МЦР территории Усадьбы Лопухиных. В защиту имени и наследия Рерихов, МЦР выступают прогрессивные ученые, педагоги, деятели культуры, представители многих слоев общества, которые видят в философии космической реальности, которую под руководством Учителей разрабатывали Рерихи, практические пути духовного совершенствования человека и улучшения жизни.
В последние годы действия тех, кто пытается опорочить высокое имя Рерихов, приобрели новые изощренные оттенки. За клевету на наших выдающихся соотечественников некоторые научные работники, защищая диссертации, получают ученые степени. В 2005 году такого рода докторская диссертация была защищена в Санкт-Петербургском университете историком В.А. Росовым. Ученые, от которых зависело решение по диссертации Росова, не только ее не отклонили, но и заняли сторону соискателя. Мы уже не говорим об Экспертном совете ВАК по историческим наукам, поддержавшем диссертацию, и Президиуме ВАК, утвердившем присвоение Росову докторской степени. Таким образом, именитые российские историки, заняв сторону Росова, сделали попытку канонизировать клевету на Н.К. Рериха на академическом уровне.
Претенденты на докторские степени, спекулирующие на творчестве Рерихов, развили бурную деятельность. Докторская диссертация Н.Е. Самохиной, защищенная в МГУ имени М.В. Ломоносова в 2008 году, – одно из тех исследований, которые принципиально искажают основные положения Живой Этики. Ученые, проголосовавшие за утверждение этой диссертации, в очередной раз поддержали тенденциозную работу.
И еще один факт. 22 октября 2010 года в Вятском государственном гуманитарном университете член Российской академии естествознания С.А. Аблеев защитил докторскую диссертацию по философии. Он уже однажды защитил аналогичную диссертацию в Международной академии информатизации (ее ученый совет самостоятельно присваивает всевозможные ученые степени и звания). В этой коммерческой структуре соискатель получил за неполных сто страниц текста, касающихся Живой Этики, но никак не раскрывающих существо дела, степень доктора философии. И вот теперь ученый совет уже государственного вуза по итогам защиты все того же соискателя голосует за присвоение ему ученой степени доктора философских наук. В представленной диссертации, судя по ее автореферату, учение Живой Этики подвергается такой авторской «реконструкции», что читатель с трудом догадывается, что речь идет о философии Блаватской и Рерихов. Научное осмысление энергетического мировоззрения, составляющего основу Учения, подменяется его «онаучиванием», то есть попыткой уложить оригинальную философскую систему в некую наукообразную схему. В результате Живая Этика названа в диссертации «евразийским антропокосмизмом» и «универсальным (нейтральным) монизмом». И вся эта псевдонаучная эквилибристика принята ученым советом как докторская диссертация!
Впрочем, чему тут удивляться. Сегодня это в порядке вещей. В наше время мало кто из ученых и культурных деятелей открыто выступает в защиту имени и наследия Рерихов, вообще в защиту нашего национального культурного достояния. История с диссертациями показывает, что в современной науке вокруг творческого наследия Рерихов складывается неблагополучная ситуация. Низкие по своему уровню исследования были одобрены учеными советами и узаконены ВАК. Но эта история могла бы иметь и другое продолжение, если бы ученые советы дали объективную, действительно научную оценку указанным диссертациям и их отклонили.
Самое досадное в сегодняшней ситуации то, что сторону невежества принимают в ряде случаев и некоторые амбициозные участники рериховского движения. До сих пор не прекращаются уже давно перешедшие все этические нормы клеветнические нападки на руководство МЦР. Мы писали об этом в четвертом томе сборника «Защитим имя и наследие Рерихов»[5]. Но прошло несколько лет, а нападки на первого вице-президента МЦР, генерального директора Центра-Музея имени Н.К. Рериха Людмилу Васильевну Шапошникову продолжаются с нарастающей силой. Складывается впечатление, что все недоброжелатели словно сговорились в своем стремлении очернить ее доброе имя, творчество и дела. В последнее время их заявления приобрели, прямо скажем, навязчивый характер. Цитировать их бессмысленно – чего стоит хотя бы «перл» доктора философских наук из Петрозаводска Ю.В. Линника, заявившего, что Л.В. Шапошникова «враждебна науке как таковой»[6]!
Недаром в Живой Этике сказано: «Лишь великие дела вызывают великое противодействие». Чем больше делает Л.В. Шапошникова, развивая идеи философии Живой Этики и обустраивая Музей имени Н.К. Рериха, вводя Живую Этику в научный оборот и защищая имя, наследие Рерихов, – тем ожесточеннее становятся нападки на выдающегося подвижника культуры.
Все эти годы в кабинете Л.В. Шапошниковой висит мудрое изречение: «Если ты будешь бросать камнем в каждую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели». В своем многогранном творчестве она неуклонно идет вперед. Публикует пронизанные космическим мироощущением философские труды, выступает с докладами на международных научных конференциях, выпускает прекрасные художественные альбомы, организует в качестве шеф-редактора издание журнала «Культура и время», под ее руководством коллектив МЦР уже много лет плодотворно занимается исследованием творческого наследия Рерихов и развитием нового космического мышления.
Ежегодно в МЦР собираются представительные международные форумы. В 2004 году по решению Международной научной конференции «Космическое мировоззрение – новое мышление ХХI века» (2003) на базе МЦР был создан Объединенный научный центр проблем космического мышления (ОНЦ КМ), который исследует проблемы Живой Этики и формирования космического мышления.
В 2008 году в МЦР прошла юбилейная Международная научная конференция «80 лет Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха», на которой учеными России и других стран анализировались научные результаты экспедиции, раскрывалось ее огромное эволюционное значение.
В 2009 году в МЦР состоялась юбилейная Международная научная конференция «130 лет со дня рождения Е.И. Рерих», показавшая огромный вклад нашей великой соотечественницы в философию, науку, культуру. Пройдя по Земле в гуще жизни и ее трудностей, Елена Ивановна Рерих сумела не только полностью реализовать свой огромный творческий потенциал, но и выполнить духовную миссию, возложенную на нее Учителями, – подготовить новый этап в развитии нашей планеты: переход человечества к новому эволюционному виду – «человек духовный».
В то же время в научном сообществе России сформировалось некое «молчаливое большинство», игнорирующее научно-культурную деятельность МЦР и достижения современного рериховедения, основоположником которого является Л.В. Шапошникова. Это «большинство» выдвинуло из своей среды не обремененных совестью ученых, стремящихся сделать имя на измышлениях о Рерихах и далеких от науки интерпретациях их творческого наследия.
Невольно вспоминается Америка 30-х годов прошлого века, когда предательская чета Хорш инициировала судебный процесс против Н.К. Рериха. Рерихам очень нужна была моральная поддержка, а общественность США молчала, тем самым потворствуя предателям. Как ни странно, эта американская «традиция» очернения Н.К. Рериха оказалась весьма живучей. В апреле 2009 года в США был показан документальный фильм «Глаз феникса», в котором группа американских историков (Док Маркис, Брент Моррис, Обади Херрис и др.) представляют Н.К. Рериха как оккультиста и мистика, якобы принимавшего в 1928 году непосредственное участие в создании однодолларовой купюры США. Жаль, что уважаемым американским историкам не пришло в голову проконсультироваться со специалистами МЦР, прежде чем повторять досужие домыслы об оккультизме и мистицизме великого художника. Мы уверены, что эти историки получили бы правдивую и исчерпывающую информацию о Мастере и не допустили бы в документальном фильме тиражирования неумной клеветы. Но они, как и Росов (который, кстати говоря, готовил публикации по своей диссертации на деньги американских спонсоров), пошли по пути очернения имени нашего великого соотечественника.
Против МЦР, как ни странно, выступают и некоторые российские чиновники, которые по идее должны бы помогать этой уникальной общественной научно-культурной организации, принявшей от С.Н. Рериха бесценный дар – творческое наследие семьи Рерихов. Чиновники ведут себя так, будто Рерихи не внесли огромного вклада в национальную и мировую культуру, а их наследие, а также Музей имени Н.К. Рериха не являются нашим национальным достоянием. Хотелось бы напомнить им слова Николая Константиновича: «Для народа русского мы трудились»[7], то есть трудились для нас, живущих в сегодняшней России, и для последующих поколений.
Несмотря на сложнейшие обстоятельства, коллектив МЦР, выполняя заветы С.Н. Рериха, плодотворно работает и интенсивно развивается. Выпущены девятитомное собрание писем Е.И. Рерих из Отдела рукописей МЦР, каталог художественных произведений Н.К., С.Н., Ю.Н. и Е.И. Рерихов из собрания Центра-Музея; продолжается издание книг Живой Этики с текстологическими комментариями, публикуются работы Л.В. Шапошниковой, других ученых и культурных деятелей. Эти книги помогают читателям войти в пространство космического мироощущения. Экспозиции музея пополняются новыми полотнами Н.К. и С.Н. Рерихов. Преображаются залы музея. В 2008 году перед взором посетителей предстал полностью обновленный в соответствии с концепцией Л.В. Шапошниковой зал Живой Этики, где в художественных образах воплощены идеи Учения.
Залы Музея имени Н.К. Рериха вызывают у посетителей живой интерес, о чем свидетельствуют записи в книге отзывов: «Была здесь 10 лет назад. Я в восхищении – как изменилась экспозиция, много нового и интересного. Спасибо всем создателям музея, его работникам за потрясающую атмосферу, созданную за эти 20 лет!»; «Прекрасно, что Музей о Великом Русском Человеке – Н.К. Рерихе создан с Любовью!!!»; «Спасибо большое работникам музея за их каждодневный труд. Экспозиция прекрасна! Особенно потряс зал Живой Этики»; «…Вы делаете поистине важное дело!»
В последние годы МЦР организовал за рубежом ряд выставок картин и фотодокументов из фондов музея. Полотна Н.К. и С.Н. Рерихов экспонировались в Стокгольме (2007–2008), Нью-Дели (2010). Выставки фотодокументов из Отдела рукописей МЦР прошли в США (Нью-Йорк, Вашингтон), Мексике (Мехико, Морелия, Бернал, Керетаро, Сальтильо), а также в Вене. Выставки фотографий, сделанных Л.В. Шапошниковой во время ее путешествия по маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха, в 2009 году состоялись в Словакии и Австрии. Можно еще долго рассказывать о других достижениях МЦР, но все они хорошо известны по публикациям в печати и на сайте музея.
В 2009 году состоялось торжественное празднование 20-летнего юбилея Международного Центра Рерихов, на которой были подведены итоги многолетней научно-культурной и просветительской деятельности этой уникальной общественной организации. На праздновании присутствовали представители научной и культурной общественности России и других стран. В адрес Л.В. Шапошниковой поступила телеграмма президента РФ Д.А. Медведева, в которой, в частности, отмечается: «Рад приветствовать Вас с двадцатилетием Международного Центра Рерихов. За эти годы он приобрел широкую известность в России и за рубежом. Центр ведет масштабную работу по изучению богатого наследия Рерихов, а постоянная экспозиция и передвижные выставки знакомят посетителей с творчеством, исследовательской и общественной деятельностью семьи».
Выступая на торжественном юбилейном собрании, министр культуры РФ А.А. Авдеев сказал: «Сегодня мы видим прекрасный современный музей, уникальный духовно-культурный центр, каким его представляли величайшие гуманисты Николай и Елена Рерихи и потом продолжившие их дело Святослав и Юрий Рерихи».
Музей живет и развивается, отбивая атаки недоброжелателей. Опубликовано пять томов сборника «Защитим имя и наследие Рерихов», в которых показана очень непростая ситуация, в какой приходится работать коллективу музея, и раскрывается абсурдность и безнравственность нападок на Рерихов и МЦР. Эти книги формируют общественное мнение, несут правду о великой семье, о деятельности Центра-Музея имени Н.К. Рериха; однако, к сожалению, те, кто клевещет на Рерихов, МЦР и Л.В. Шапошникову, не способны услышать эту правду.
Государственные чиновники, ученые и служители РПЦ должны наконец осознать, что нападки на имя, наследие Рерихов и МЦР суть не что иное, как откровенное поругание нашего национального культурного достояния, сохранение и приумножение которого – долг каждого, кто стремится к духовному возрождению нашей великой страны.
[1] Итоговое заявление Международного христианского семинара «Тоталитарные секты в России» (Москва, 16–20 мая 1994 г.) // Альфа и Омега. 1994. № 2.
[2] Надзорная жалоба Минкультуры РФ в Президиум Мосгорсуда от 02.07.2003 г. Экспедиция Мосгорсуда, вх. № 33827. С. 3.
[3] Рерих С.Н. Искусство и Жизнь. М.: МЦР, 2004. С. 101.
[4] Рерих С.Н. Искусство и Жизнь. С. 112.
[5] Защитим имя и наследие Рерихов. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2007. С. 151–152.
[6] Линник Ю.В. Вокруг Росова. СПб.: Алетейя; Петрозаводск: Центр по изучению духовной культуры ГУЛАГА, 2009. С. 100.
[7] Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 3. М.: МЦР, 2002. С. 26.