Мы теряем свои исторические и культурные корни*

№ 62-2019-1/2 |

В.П. Пензин, художник, президент Академии народного искусства,
вице-президент «РусКультФонда», Москва
_________

Лубок, или русская народная картинка, как вид искусства появился в середине XVI века одновременно с книгой «Апостол» первопечатника Ивана Федорова. Будучи традиционной формой народных гравюр, лубок характерен для многих стран Востока и Запада. Но именно в культуре славянских народов он занял особое место, развился и утвердился как традиционный вид искусства.
Сохранять традиции русского лубка, изучать и популяризировать его многовековую историю был призван основанный в 1992 году в Москве Музей народной графики. В 2014 году многолетняя успешная работа музея была прервана. До сих пор остается не восстановленным правовой статус музея, не возобновлена его деятельность.
Виктор Пензин

Здание, в котором находился Музей народной графики

Предтечей Музея народной графики стала Мастерская народной графики, созданная в 1982 году в Москве. В ней трудилось свыше 100 высокопрофессиональных художников. Благодаря их усилиям были собраны редчайшие экспонаты русского лубка, разработана стилистика народной картинки, начата выставочная деятельность. Через десять лет, 22 мая 1992 года на основе переданной мною в дар Музею личной коллекции и работ художников Мастерской народной графики в здании дома № 10 по Малому Головину переулку открылся Музей народной графики.

Солнце с зодиакальными созвездиями. Лубок. XVII в.

Место было знаковым. Здесь некогда бытовал уникальный художественный и печатный вид искусства. Память о нем до сих пор хранят названия улиц и площадей: Большая и Малая Лубянка, Печатников переулок, а также церквей – Успения Богородицы в Печатниках, Святой Троицы в Листах на Сретенке и др. Неподалеку от знаменитого Сухаревского рынка на ограде Церкви Св. Троицы в Листах когда-то вывешивались для продажи народные лубки. Это, кстати, отмечено в книге И. Снегирева «Лубочные картинки русского народа», вышедшей в 1861 году.

О.Л. Соколова. Всадник. 2016

Музей быстро завоевал популярность среди россиян и зарубежных любителей народного искусства. Он наглядно рассказывал об истории русского лубка и пропагандировал лучшие произведения этого жанра, включая работы современных мастеров-граверов. Это была уникальная музейная коллекция, признанная во всем мире. За годы существования Музей провел более 370 выставок, из них 33 выставки за рубежом (в Австралии, Мексике, Эквадоре, Перу, Колумбии, Тунисе, Англии, Италии, Болгарии, Югославии, Испании, Франции и других странах). В частности, им была организована экспозиция на Международной выставке «Искусство в действии» в Оксфорде (1997), на международном фестивале искусств в Монпелье (2001), выставка религиозного лубка в Веллетри, Сачиле, Ферраре (1993–1995); на X Международном фестивале фольклора в 12 городах Галисии (1989).

Дымковская игрушка

В 1993 году в составе делегации Департамента культуры правительства Москвы как директор Музея я был принят в Ватикане папой Иоанном Павлом II. Папе римскому были вручены восстановленный Атлас «Русские народные картинки» – «Библия В. Кореня» и моя работа «Тысячелетие христианства на Руси». Теперь они хранятся в Ватиканской пинакотеке.

Музей проводил большую научно-исследовательскую работу в области лубка. Были определены особенности жанра как синтеза изобразительного искусства, театрального действа и литературы, а также пять отличительных особенностей стилистики современного лубка. Современный лубок явился связующим звеном между русским прикладным народным искусством и станковыми видами графики.

На XXX Випперовских чтениях (1997), посвященных 100-летию ГМИИ им. Пушкина и 100-летию со дня смерти известного собирателя лубка Д.А. Ровинского, Музей представил доклад и организовал выставку русского лубка XVIII–XIX веков.

Дулёвский фарфор из экспозиции музея

Необходимо отметить, что лубок – это самобытный вид искусства славянских народов, которых роднит совместная история, быт, обряды, фольклор, обычаи, языковая близость. С этой точки зрения лубок несет в себе объединительное начало, и наш Музей принимал деятельное участие в сплочении братских народов России, Белоруссии и Украины. Музей восстановил канонические печатные формы по 120 различным лубочным сюжетам: 36 листов Библии белорусского мастера Василия Кореня, духовный лубок, сатирический лубок, исторический лубок («Русский гренадер» и т.д.), бытовой, песенный лубок и другие виды лубка. Отпечатанные вручную с этих форм сюжеты были раскрашены в соответствии с традициями мастеров XVIII века.

При Музее народной графики работала детская художественная школа «Яркие краски лубка – XXI век». Проводились регулярно мастер-классы «Сударушка» – интерактивные выставки-представления, где главными участниками являлись дети, которые рисуют, раскрашивают лубки, играют, водят хороводы и поют.

Музей народной графики России получил и международное признание. Он был включен в двухтомный каталог «Музеи мира», опубликованный в Лейпциге (Германия), где числится за номером 16797 среди 33 тысяч музеев мира из 195 стран.

Городецкие мотивы

Однако накануне 2014 года Музей был ликвидирован, а я уволен без объяснения причин. До сих пор не известно местонахождение коллекции картин, наполнявшей залы музея в течение 25 лет. Приказом столичного Департамента культуры от 24.11.2015 г., на базе Музея народной графики и Музея наивного искусства было сформировано новое учреждение культуры – Музей русского лубка и наивного искусства.

Живопись А. Синелобова

Трудно понять, чем руководствовались чиновники от культуры, принимая такое решение. Слияние двух совершенно несовместимых творческих направлений под одной крышей оказалось крайне пагубным для правильного формирования у зрительской аудитории понимания фундаментальных основ современной народной культуры и искусства. Недальновидное объединение поставило под сомнение историческое значение четырехсотлетних традиций русской народной графики в формировании культурных и морально-нравственных ценностей, духовности общества в целом. И это несмотря на экспертное заключение Государственного института искусствознания «Об объединении двух совершенно разнопрофильных учреждений» (№1/4-588 от 21.10.2013 г.).

При размещении в одних и тех же залах новоявленного музея произведений народной графики, созданных профессиональными граверами, и образцов наивного самодеятельного искусства, по сути, делается попытка подвести под наивизм фундамент вековых традиций русского лубка. Бездуховные и часто низкокачественные работы наивистов беззастенчиво ставятся в один ряд со всемирно известными произведениями мастеров народной графики. У неподготовленного зрителя складывается впечатление, что примитивное наивное искусство является прямым продолжением незатейливого лубка. Даже термин придуман – «неолубок»! На такой псевдонаучный вывод наталкивает зрителя и само название нового музейного образования, объединяющее несовместимые понятия – Музей русского лубка и наивного искусства.

Кадры из документального сериала «Пряничный домик»

Между тем при всем лаконизме изобразительных средств и простоте техники исполнения лубок сыграл огромную роль в просвещении и воспитании россиян, служил практическим руководством по духовной и семейной жизни, был мерилом высокой морали и нравственности. Например, лубочными картинками были увешаны стены детской комнаты Петра Алексеевича Романова, будущего русского царя.

И.Я. Билибин. Стрельчиха перед царем и свитой. 1919–1935

Мастера лубка обращались к героям русского эпоса, к рыцарским романам, истории, повседневной жизни. Доступным языком, живо и остроумно лубок изображал сцены городской и деревенской жизни, праздники, давал образцы народного фольклора, притчи, веселил зрителя курьезами. Он обращался и к политике, прибегал к сатирическим аллегориям. При этом высмеивались и некоторые коронованные особы, в том числе сам Петр I, вводивший на Руси западные обычаи (лубок «Как мыши кота хоронили»).

В.П. Пензин. Владимир и Ольга. 1988

В общественной жизни «летучие» листки часто использовались властью как политическое оружие. Лубочные картинки рассказывали о военных кампаниях того времени, включая Отечественную войну 1812 года, русско-японскую (1904–1905) и Первую мировую войну (1914–1918). Военные сюжеты прославляли доблесть российских воинов, мужество и талант прославленных полководцев. Так лубок становился средством воспитания, формируя гражданскую позицию и патриотизм у населения. Ничего подобного нельзя сказать о произведениях наивного искусства.

Неизвестный автор. Щипли сам себя за нос (осуждение гордыни). Конец XVIII в.

Русский лубок бытует почти во всех направлениях народного искусства. Нельзя не увидеть взаимопроникновение традиций народной картинки и русской иконографии, лубочного листка и книжной миниатюры, орнаментальной пластики незатейливого рисунка и знаменитых росписей народных промыслов. Выразительные средства лубка послужили основой профессиональной графики, а элементы простого крестьянского убранства русской избы можно найти в великолепном декоре дворцов и православных храмов. Может ли неолубок претендовать на продолжение этих традиций?

Неизвестный автор. Пор, царь индийский. Конец XIX в.

О художественных особенностях народной картинки с симпатией писали А. Пушкин и Н. Гоголь. О силе лубка говорили известные художники-передвижники: И. Репин, В. Суриков, В. Васнецов, В. Верещагин и многие другие. В народной картинке за внешней простотой и доступностью (не путать с примитивизмом!) они видели удивительную свободу самовыражения, народность, смелость колорита, разнообразие художественных приемов и сюжетов.

Художественные возможности лубка привлекали многих известных художников, для которых работа в этом жанре стала важным мостиком к продолжению своего творчества на новой основе. Достаточно упомянуть известных мастеров: В. Кандинского, К. Малевича, П. Филонова, А. Лентулова, Г. Нарбута и др. В графике этого стиля выделялся В. Маяковский, создавший в 1905 году серию из 25 лубков.

А. Бенуа. Эскизы костюмов к балету И. Стравинского «Петрушка»

В области музыкального творчества стилистика лубка заметна в произведениях И. Стравинского таких, как «Петрушка» и «Весна священная», исполнявшихся в Париже во время «русских сезонов» (1908–1929).

Б.В. Зворыкин. Русь, зло мира попирающая. (Открытка)

Революционные события начала XX века привели к созданию нового вида лубка – агитационного. Сначала это были агитлубки и плакаты времен гражданской войны. Затем появились окна РОСТА со стихотворными текстами. В развитии данного направления большую роль сыграли В. Маяковский, Д. Моор, В. Дени и др.

В 1930-е гг. в жанре лубка работали А. Куликов и Б. Кустодиев. Последующий бурный рост станкового изобразительного искусства на время оттеснил лубок, преждевременно причисленный по сравнению с «классикой» к низшим видам искусства.

Свою силу лубок вновь доказал в годы Великой Отечественной войны. Он стал прообразом политического плаката, боевого фронтового и партизанского листка, а также невероятно действенной агитки – «молнии». В послевоенном становлении страны немалую роль в сплочении патриотических сил народа сыграли такие формы лубка, как «Окна ТАСС», а затем – «Агитплакат». Разве способно на такое наивное искусство?!

В свободной стране, конечно, должна быть полная свобода творчества. И самодеятельный примитивизм тоже имеет право на жизнь и свой музей. Однако непонятно, за какие заслуги лишь в Москве под его экспозиции выделены фактически три самостоятельные площадки: в Измайлове, Новогирееве и на Сретенке – а у многих музеев и общественных художественных фондов отобрали помещения и до сих пор ничего не предоставили взамен.

Экспонат из собрания Музея народной график. Хохлома

Но суть проблемы даже не в этом. Главное, что мы теряем свои исторические и культурные корни! На смену нам приходит поколение «пепси», воспитанное на образчиках нетипичной для нас массовой культуры, уверенное, что комиксы и наив – это и есть продолжение народного лубка современными художественными средствами.

Россия переживает сегодня трудное время, стараясь подняться после социальных и экономических потрясений конца ХХ века. Вместе с поиском экономического и политического выхода из создавшегося кризиса мы одновременно пытаемся обрести новую идеологическую платформу, объясняющую и легализирующую идущие реформы. При этом ничего лучшего, кроме примитивной массовой культуры, наше Министерство культуры не изобрело, проявив полное безразличие к великому духовному наследию собственной страны.

Именно эта ситуация не позволяет нам стоять в стороне от происходящего и требует объединенных действий по защите историко-культурного наследия народов России. Только так мы сможем возродить свою самобытность и самостоятельность. А вернув русскому лубку статус национального достояния и восстановив самостоятельность Московского музея народной графики, решительно отделив его коллекцию от наивного искусства, будет сделан первый шаг на пути преодоления навязанной нам бездуховности.

О.Л. Соколова. Ангел, зажигающий звезды. 2016

Научно-познавательный и духовный потенциал русского лубка способен еще не раз показать миру силу традиций русского народного искусства и послужить Российскому государству, приумножая достояние национальной культуры.


* Доклад прочитан на Международном съезде общественности «Разрушение общественного Музея имени Н.К. Рериха в свете проблем сохранения культуры России в XXI веке» (г. Москва, 24.03.2018).

Spread the love

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *