Сохранить наследие – задача государства и общества

№ 19-2006-1 |

Т.И. Маланичева __________

В 2006 году Всероссийскому обществу охраны памятников истории и культуры исполняется 40 лет. Я считаю, что создание нашей организации стало естественным порождением Пакта Рериха – этого своеобразного колокола для всех культурных людей мира.

Общество призвано содействовать государству в обеспечении охраны и использования объектов культурного наследия, поэтому закономерным является наше стремление делать все необходимое для тесного сотрудничества с государственными структурами в этой области. К сожалению, это стремление к взаимодействию большей частью остается пока односторонним: ВООПИиК и другие общественные институты охраны наследия нередко сталкиваются с непониманием и нежеланием сотрудничать, неумением слушать и слышать мнение специалистов, а уж слова «общественный контроль» вызывают у чиновников не только раздражение, но и дружное корпоративное сопротивление общественному влиянию.

Церковь Владимирской иконы Божьей Матери. Село Кулиги Нерехтского района. Фрагмент интерьера до реставрации
Церковь Владимирской иконы Божьей Матери. Село Кулиги Нерехтского района. Фрагмент интерьера после реставрации

Надо отметить, что инициативы Президента Российской Федерации В.В. Путина, направленные на создание гражданского общества, и его личные обращения к общественности создают благоприятную обстановку для укрепления общественных институтов в сфере защиты историко-культурного наследия. ВООПИиК заключил договоры о сотрудничестве с Росохранкультурой – главным государственным органом охраны памятников. Формируется корпус общественных инспекторов, которые получают полномочия от Росохранкультуры и ВООПИиК по осуществлению общественного контроля в этой сфере. Есть соглашение о взаимодействии с Министерством образования, расширяется практическая работа по организации студенческих реставрационных отрядов. ВООПИиК и другие общественные организации работают в тесном контакте с институтами Министерства культуры и массовых коммуникаций (Институт культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева; Институт искусствознания, Спецпроектреставрация, Центральные научно-проектные реставрационные мастерские и др.).

Церковь Успения Богородицы в Путинках. 1670-е гг., 1-я треть XVIII в. До реставрации (вверху) и после реставрации (внизу)

Взаимодействие и сотрудничество государства и общества в деле защиты культурного наследия – вопрос безотлагательной необходимости, об этом свидетельствует простой перечень угроз памятникам истории и культуры. Среди наиболее тревожных факторов – и необоснованный и во многих случаях незаконный снос исторической застройки, и новое строительство на исторической территории, и аварийное состояние более половины недвижимых объектов культурного наследия в исторических городах – все это приобрело массовый характер. Особая беда – замена подлинников новоделами. Лозунг некоторых крупных чиновников и строителей: «Мы сделаем лучше» – становится все более опасным. Те, кто настаивает на реконструкции вместо научной реставрации, собираются оставить нашим потомкам муляж, подделку под историю вместо подлинника. Пренебрежением к истории продиктованы и новации в других областях культуры, например в театральной практике: МХТ вместо МХАТа (театр уже не академический), а Большой театр избавляется от исторической части, северного фасада для удобства новых постановок, подобных спектаклю «Дети Розенталя», и ради прочих технических нововведений, имеющих мало общего с лучшими традициями главного театра России. Отсутствие комплексного подхода к сохранению памятников, сохранению традиционной среды и застройки приводит постепенно к утрате исторического облика целых регионов, особенно это касается малых городов и заповедных территорий крупных мегаполисов. 

Троицкая церковь (Нижегородская область). Снимок 2002 г.

Продолжается расхищение  археологического наследия,  несмотря на то что в июне  2003 года в Петербурге этот  вопрос обсуждали на заседании Госсовета. Ухудшается  состояние памятников деревянного зодчества. В крайне  запущенном или аварийном  состоянии находятся усадебные комплексы, особенно в  сельской местности, а отсутствие Положения о музеях-заповедниках, а также Положения об отнесении земель объектов культурного наследия к землям историко-культурного назначения приводит к  острейшим конфликтам. Разве не нелепость, что земли полей боевой русской славы –  Бородинского, Куликова,  Прохоровского – считаются  землями сельхозназначения,  а не историко-культурными?  Подчас кажется, что сражения на этих полях не прекратились, музеи-заповедники вынуждены держать оборону против коттеджного строительства, возведения хозяйственных объектов с вырубками лесов и т.д.

Усадьба Петровское (Московская область), 1770—1780-е гг. Арх. М.Ф. Казаков. Снимок 1982 г.
Церковь в Великой Луке (Рязанская обл.), конец XVIII — начало XIX в. Снимок 1997 г.

Перечисленные проблемы особенно опасны потому, что они существуют на фоне все более доминирующего отношения к памятникам истории и культуры исключительно как к  объектам собственности. О том, что историческое наследие – это общенациональное достояние, сохраненное для нас нашими предками, и что принадлежит оно не только нынешнему, но, главным образом, будущим поколениям, чиновники думать не хотят. Стало практикой принимать решения о застройке территории памятников, возведении рядом с ними  диссонирующих построек единолично или узким кругом лиц, игнорируя при этом профессиональное общественное мнение. Чтобы удобнее было принимать подобные решения, при разработке Федерального закона «Об объектах  культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»  было исключено действующее ранее положение о согласовании с Обществом проектной документации, затрагивающей интересы памятников истории и культуры. Между тем именно это право давало ВООПИиК возможность уже  на ранних стадиях проектирования защищать  интересы культурного наследия. В результате  многие памятники были сохранены, а проекты, осуществление которых могло пагубно сказаться на наследии, отклонены (проект переброски  стока северных рек, проект строительства Ржевского гидроузла и др.).

Центральные научно-реставрационные проектные мастерские на Школьной улице
Межобластное научно-реставрационное художественное управление Минкульта РФ на Кадашевской набережной

Мы неоднократно обращались в Министерство культуры с просьбой создать правовую основу, сформировать действенные механизмы для тесного сотрудничества правительственных и  неправительственных организаций. Надо внести необходимые изменения в нормативные акты, особенно в Положение об историко-культурной экспертизе. Работа над подзаконными  документами продолжается уже не один год, и ответа от Министерства культуры по нашим предложениям мы так и не получили.

Мы убеждены, что ВООПИиК, где на общественных началах в президиуме, секциях и координации деятельности с другими общественными объединениями и творческими союзами,  имеет свои структурные подразделения в большинстве субъектов Российской Федерации. Это позволяет оказать помощь государственным  органам и в проведении мониторинга, и в обеспечении общественного контроля за состоянием и использованием объектов культурного наследия, в том числе за использованием средств  федерального бюджета на сохранение памятников.

Под видом «реставрации флигеля городской усадьбы XIX века» в 1-м Казачьем переулке историческое здание было перестроено, на него посажен новый пятиэтажный объем (cправа)

Несколько слов о системе управления наследием.

Во-первых, в Российской Федерации отсутствует специально уполномоченный орган исполнительной власти, ответственный за государственную охрану памятников, как этого требует  статья 10 Федерального закона «Об охране культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». В настоящее время функции этого федерального  органа поделены между Минкультом, Росохранкультурой и Федеральным агентством по культуре и кинематографии (Роскультура).

Во-вторых, не создана единая структура защищающих памятники культуры органов государственной власти и подведомственных организаций. Комитеты по охране культурного наследия существуют лишь в пяти регионах  Российской Федерации.

Особого внимания требует реставрация, играющая главную роль в практическом сохранении наследия. Российская реставрационная  школа складывалась десятилетиями, это одно  из главных достижений государственной и общественной охраны памятников. Ведущие проектные и реставрационные организации, их  кадры стали моральным и материальным воплощением этой школы. Прежде всего это Центральные научно-реставрационные проектные мастерские, институт «Спецпроектреставрация», Межобластное научно-реставрационное художественное управление. Необходимо сохранить статус этих ведущих государственных предприятий, исключить их из перечня подлежащих приватизации, поскольку акционирование приведет к распылению кадров, потере архивов, и тогда об уникальном опыте отечественной реставрации можно забыть навсегда.

Вид на Кремль от Болотной площади. За исключением цепочки домов по Софийской набережной снесена вся историческая застройка для сооружения семиэтажной гостиницы, которая закроет вид на Кремль

Центральный совет нашего общества, его региональные отделения имеют четкую позицию  и по отношению к приватизации памятников  истории и культуры. Мнение о том, что наследие может спасти лишь приватизация, глубоко ошибочно. Мы рассматриваем передачу памятников в частные руки как возможную, но не единственную форму вовлечения объектов  культурного наследия в хозяйственный оборот. Надо совершенствовать арендные отношения,  надо изучить опыт других государств, которые  используют разные формы собственности на объекты культурного наследия, в том числе доверительное управление. Осуществлять приватизацию памятников следует только после  того, как будет выработан механизм защиты наследия от возможных негативных последствий  приватизации. У нас же на сегодняшний день  даже реестра нет! Особое беспокойство вызывает и судьба организаций культуры, находящихся сейчас в зданиях-памятниках.

В охранной зоне Кремля построен торговый подземный комплекс, изуродовавший древние линии Кремля и облик классицистических зданий университета и Манежа

Два примера. Приватизация Межобластного научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры и массовых коммуникаций несомненно приведет к разрушению целой отрасли, оберегающей  культурное наследие. По мнению его директора, художника-реставратора высшей категории С. Филатова, такая идея вызвана стремлением прибрать к рукам занимаемое управлением  здание на Кадашевской набережной. В подобном положении оказались и Центральные научно-проектные реставрационные мастерские, «выгодно расположенные» на Школьной улице в Москве. Мы убеждены, что работа по сохранению культурного наследия России не должна зависеть от сиюминутных коммерческих интересов чиновников. Важно, чтобы средства от  использования и приватизации памятников  расходовались исключительно на их сохранение. Для этого необходимо наконец создать целевые бюджетные фонды, как это предусмотрено бюджетным законодательством. Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры – одно из самых крупных и авторитетных всероссийских общественных объединений, сохранивших свою структуру. Его отделения действуют в 65 субъектах  РФ, многие из них работают в тесном контакте с государственными органами, преодолевая  все несовершенства нашей законодательной политики. Именно от взаимодействия государства и общественных организаций зависит судьба культурного наследия, переданного нам из прошлого. Мы обязаны его сохранить и умножить. Это важнейший стратегический ресурс  государства, опора его политики, экономики, нравственности. Именно культура – залог непрерывной связи времен.

Spread the love

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *