Амир Тимур – светоч Азии

№ 40-2011-2 |

Т.С. Расулова _________

Чтобы поддержать свое могущество,
я взял в одну руку свечу справедливости,
а в другую – свечу беспристрастия,
и этими двумя светочами
освещал всегда свой жизненный путь…

Амир Тимур[1]

Амир Тимур на троне. Фрагмент стенной росписи. Государственный музей истории Темуридов. Ташкент.

В начале ХХ столетия, благодаря деятельности таких ученых и философов, как К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, П. Тейяр де Шарден, А.Л. Чижевский, П.А. Флоренский и др., стало формироваться новое мышление, которое сказалось во всех областях человеческого знания, в том числе – в науке и философии. Это новое мышление проявилось и в переосмыслении истории, которая стала пониматься не просто как собрание разрозненных, не связанных друг с другом фактов и событий далекого или близкого прошлого, а как последовательность явлений и процессов, обусловленных не только (и не столько) причинами личностного или даже общественного характера, сколько факторами, выходящими за рамки земного притяжения и обретающими Вселенское, Космическое звучание.

Этот новый подход, связанный с космическим переосмыслением истории и культуры, предполагает и очищение великих имен от тех многовековых наслоений, в которых погрязла история человеческого общества. Среди тех, кто нуждается в исторической переоценке, следует назвать и Великого Тимура. Не случайно Н.К. Рерих писал: «…Многое должно быть пересмотрено будущими летописцами. Даже пресловутая кровожадность Тимура, может быть, будет переоценена. Кто знает, может быть, великий завоеватель вовсе не был настолько жестоким. Известно, что он насаждал духовные общества дервишей и заботился о духовном образовании своих воинов»[2].

Амир Тимур на троне. Средневековая миниатюра

Действительно, несмотря на обилие противоречивых мнений о личности и деятельности Великого Тимура, сами историки и археологи подчас вынуждены констатировать, что нет ни одного подтвержденного факта его неоправданной жестокости. В частности, это относится к пресловутым башням из отрубленных голов – ничего подобного до сих пор так и не было найдено, даже во фрагментах. Это говорит о том, что не следует безоговорочно доверять любой дошедшей до нас информации, ибо она может носить намеренно тенденциозный характер.

В книге «Алтай – Гималаи» Н.К. Рерих, продолжая свою мысль, пишет: «Не был ли Тамерлан великим дезинфектором? Он разрушил много городов. Мы знаем, что значит разрушить глиняные городки, полные всякой заразы… Для народного блага их нужно сжечь и рядом распланировать новые селения. Пока догнивают старые, трудно заставить людей обратиться к новым местам…»[3]. Риторический вопрос, заданный Н.К. Рерихом, подразумевает положительный ответ: Великий Тимур действительно был великим дезинфектором, и разрушение городов имело глубинный смысл, о чем не подозревали не только его современники, но даже и далекие потомки, к которым относимся и мы, живущие уже в ХХI веке. А смысл этот состоял, очевидно, в том, чтобы дать людям новые стимулы для духовной эволюции, которая могла проявиться только на новом, здоровом месте. Однако методы, к которым подчас приходилось прибегать великим историческим личностям, чтобы дать новый толчок дальнейшему развитию, редко укладываются в прокрустово ложе одномерной, а часто и лицемерной земной морали. Необходимы были нестандартные решения и неординарные поступки, которые, как правило, не находили и не находят адекватного понимания окружающих.

В истории осталось много наветов на разрушения, якобы совершенные Тимуром. Так, профессор Люсьен Керен, основатель и президент Ассоциации по изучению истории и искусства эпохи Тимуридов, писал, что, работая в библиотеках Сирии, в одной из книг он прочитал, что Тимур разрушил башню Иисуса и мечеть Хумаинов. Однако, продолжает профессор, эти сооружения до сих пор целы и невредимы. Более того, исследователь полагает, что враги специально распространяли подобные ложные сведения, чтобы создать Тимуру дурную славу[4].

Так кто же он, Тимур, – строитель или разрушитель? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к некоторым легендам, связанным с рождением Тимура. Жан­Поль Ру пишет: «Так, повествовали, будто бы в тот день (то есть в день рождения Тимура. – Т. Р.) пепел покрыл всю землю. Гораздо интереснее нам представляется почти не обратившая на себя внимание исследователей легенда, согласно которой Тимур появился из утробы матери “с руками, полными крови”»[5]. Это тем более интересно, что Чингисхан тоже родился, «держа в каждой руке по сгустку крови, похожему на бабку»[6]. Жан­Поль Ру считает, что «…сгусток крови является материализованным воплощением кута [7], особой силы, исходящей от Неба (род души), чья форма в виде бабки указывает на то, что она передается от поколения к поколению»[8].

Сцена сражения войска Амира Тимура при осаде крепости Кермана. Миниатюра из рукописи «Зафар-наме» Шараф ад-Дина Йазди. Шираз, 1553

Род Тимура, принадлежавший Барласскому племени, не был ни знаменитым, ни богатым, ни влиятельным, однако он восходил к потомкам Чингисхана, хотя и не по прямой линии, таким образом, Тимура можно назвать чингизидом. Видя, как прямые потомки Чингисхана прожигают наследие своего великого предка, проводя жизнь в междоусобных войнах, ослаблявших экономическую и политическую ситуацию всего региона в целом, Тимур решил воссоздать великую империю Чингисхана и встать во главе единого и мощного государства, хотя у него не было никаких юридических прав на этот престол. Амиру Тимуру пришлось всю жизнь отстаивать это право с мечом в руке не только перед восточными, но и перед западными странами. Историки и археологи вынуждены признать, что военные походы Тимура, которые помогли ему отстоять и сохранить свою великую империю от посягательств извне, нередко носили упреждающий характер. Нужно хорошо знать, понимать и учитывать восточный менталитет, где мягкость характера и деликатность воспринимаются как слабость, порочащая мужчину. Невозможно представить себе лидера армии и страны, не обладающего силой воли, смелостью в принятии и исполнении решений, жесткостью характера, которая могла восприниматься как жестокость, то есть качествами, необходимыми, чтобы держать огромную страну в состоянии дисциплины и работоспособности.

Памятник Амиру Тимуру. Ташкент, 1993

Таким образом, благодаря личной храбрости, железной воле и целеустремленности, Тимуру не только удалось создать централизованное государство – Мавераннахр, которое по своим масштабам даже превосходило империи Александра Великого и Древнего Рима, но и заслужить уважение со стороны как восточных, так и западных правителей.

Итак, очевидно, что односторонняя оценка, исключающая событие или персонаж из исторического и национального контекста, чревата неполнотой и предвзятостью суждений. Н.К. Рерих, говоря об отношении Востока к Тимуру, пишет: «Нужно видеть, с каким проникновенным восторгом каждый монгол произносит священное для него имя Чингисхана, как монголы вспоминают Тимура, Угедея, Кубилая и других строителей, и грозных, и миролюбивых, вызывавших такое внимание всего мира»[9].

Кроме того, благодаря своей победе над золотоордынским ханом Тохтамышем и турецким султаном Баязидом, Тимур, как считают многие исследователи, быть может, не осознавая этого, помог России освободиться от Золотой Орды и отсрочил падение Константинополя как минимум на 50 лет. Так, например, Б.Д. Греков и А.Ю. Якубовский писали: «Победа Тимура над Тохтамышем, опустошение и сожжение Астрахани, особенно Сарая Берке – столицы Золотой Орды – в 1395 г., имели огромное значение не только для Средней Азии и всей юго­восточной Европы, но и для Руси»[10].

Хильда Хукхэм пишет: «Победа Тимура над оттоманскими турками дала Византии передышку на полстолетия от их нашествия, а Европа за этот период смогла обрести новые силы…»[11].

Скульптурный портрет Тимура-Тамерлана. Реконструкция М.М. Герасимова

В.Л. Егоров отметил, что второй поход Тимура на Тохтамыша в 1395–1396 годах фактически уничтожил Золотую Орду, которая представляла собой реальную угрозу не только для России, но и для всей Европы. Более того, именно этот поход Амира Тимура подарил России знаменитый православный праздник – Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, которая самым чудесным образом спасла Россию, заставив Тимура повернуть от Ельца на юг[12]. Дело в том, что Тимур был человеком с достаточно тонкой духовной организацией. Не случайно ему с детских лет неоднократно являлся Хызр[13], то есть некий мистический старец в белом одеянии, который не принадлежал земному миру и всегда подсказывал Тимуру выход из сложных и запутанных ситуаций. Поэтому было ли Тимуру явление Пресвятой Богородицы или Хызра – на наш взгляд, не так уж важно. Важно то, что деятельность Амира Тимура объективно помогла России, Константинополю и Европе либо избежать, либо отсрочить тяжкую участь разорения, пленения и рабства. Данный факт говорит также о чуткости Великого Хромца, сумевшего не только воспринять предупреждение, идущее из некоего мистического источника, но и суметь воспользоваться им.

Не случайно Н.К. Рерих писал: «…Со временем оценки уточнились и обусловились. Так, например, Тимур, вместо прежней оценки лишь разрушителя, получил от французского ученого Груссе совсем другую характеристику. Груссе говорит, что Тимур, сочетавший в себе стремление к изысканности Ирано­Индийской культуры с суровым укладом аскета, явился одной из наиболее красочных фигур Индо­Иранского мира. Таким образом, правнук Чингис­хана, через Барласский род, остается в нас уже под освещением вдумчивого ученого»[14].

Бронзовый кувшин. Самарканд. XIV–XV вв.

Жизнь и деятельность Амира Тимура – государственного строителя и созидателя – была связана с древнейшими центрами культуры Средней Азии – Самаркандом и Бухарой. Созданное им централизованное государство простиралось от Волги и Кавказских гор на Западе до Индии на Востоке, объединяя таким образом культуры разных стран и народов, сближая Восток и Запад. До наших дней сохранились величайшие памятники архитектуры, возведенные Тимуром и его потомками, неземная красота и гармония которых и сегодня потрясают многочисленных туристов и гостей Узбекистана. Площадь Регистан, мавзолей Гури­Эмир, некрополь Шахи­Зинда, мечеть Биби­Ханым в Самарканде, мазар Чашма­Аюб в Бухаре и другие прославленные памятники архитектуры строились мастерами и ремесленниками разных стран и народов, что уже само по себе говорит о способности Тимура к объединению людей в целях сотрудничества и созидания красоты. Тимур покровительствовал также изящным искусствам и науке, что создавало Самарканду славу культурной жемчужины Востока. Современники Тимура утверждали, что он хотел превратить Самарканд в «сияющую точку мира», и это ему вполне удалось.

Фрагменты поливных блюд. Самарканд. XIV–XV вв.

Чтобы прочувствовать личность самого Тимура, лучше обратиться к его собственным словам, мыслям, идеям, высказанным в так называемом «Уложении Тимура». Тимур писал: «В управлении я руководствовался кротостью, человеколюбием и терпением»[15]. И далее: «Справедливостью и беспристрастием я приобрел благосклонность созданий Божьих. Свои благодеяния я распростирал и на виновного, и на невинного; мое великодушие обеспечило мне место в сердцах людей; правосудие управляло моими решениями… Я имел сострадание к низшим и к самым несчастным классам государства… Я освобождал угнетенного из рук гонителя и, раз убедившись во вреде, причиненном лицу или имуществу, я произносил приговор по закону, и никогда не подвергал невинного наказанию, заслуженному виновным… Я оказывал почтение потомкам пророка, ученым, богословам, философам и историкам. Я уважал их и почитал. Храбрые люди были моими друзьями, потому что Всевышний любит храбрых. Я сходился с учеными и снискивал расположение тех, у которых была благородная душа»[16]. «Я знал состояние народа. Я смотрел на знатных, как на братьев, а на простых людей, как на детей. Умел приноровиться к правам и характеру жителей каждой области и каждого города… Я посадил в каждой стране моего царства человека испытанной честности, чтобы он извещал меня о поступках и поведении народа и солдат и чтобы он давал мне знать о всех непредвидимых событиях, которые могли интересовать меня. Когда я открывал малейшую ложь в его донесениях, то строго наказывал. Как только я узнавал о каком­нибудь случае притеснения или жестокости правителя, солдат или народа, то я давал виновным чувствовать всю строгость правосудия»[17]. «Опыт доказал мне, что власть, не опирающаяся на религию и законы, не сохранит на долгое время свое положение и силу. Она подобна нагому человеку, который заставляет других при встрече с ним с омерзением опускать глаза»[18].

Мавзолей Гури Эмир. Фрагмент входного портала. Самарканд. 1404

Приведенные слова рисуют образ волевого и мудрого человека, который глубоко разбирается не только в тонкостях военной тактики и стратегии, но и в специфике государственного строительства, политике и дипломатии. Более того, стиль его «Уложения» удивительным образом напоминает оправдательную речь умершего из «Египетской книги мертвых», где есть такие строки: «Я не чинил зла людям… Я не совершал греха в месте Истины… Я не творил дурного… Я не кощунствовал. Я не поднимал руку на слабого»[19].

Султан Махмуд-хан доставляет пленного султана Баязида Йилдирима к Амиру Тимуру.
Миниатюра из рукописи «Зафар-наме» Шараф ад-Дина Йазди. Шираз, 1553

В «Уложении Тимура» явно выражены духовно­нравственные принципы, которыми он руководствовался в своей жизни и которые он завещал своим потомкам. И в этом нет ничего удивительного, ибо Тимур, будучи учеником суфийского ордена Накшбандия, имел своего Духовного Учителя, которого почитал наравне со своими близкими. Свидетельством этого служит фамильная усыпальница Гури­-Эмир, что означает «Могила Мира», т. е. Наставника, в которой Тимур похоронен у ног своего Духовного Учителя – шейха из Медины Мир Саид Береке. При этом знаменательным является не только само расположение могилы Тимура, но и то, что, по преданию, Тимур был похоронен у ног своего Наставника с обращенной к нему головой. Обратившись к «Агни-Йоге», мы прочтем там следующие слова: «Сказано во всех древних Учениях: “Не обрати спину свою к Учителю”»[20]. Возникает стойкое ощущение, что Тимур не только знал, что нельзя обращать свою спину к Учителю, но и исповедовал это правило в своей жизни и даже смерти.

Монеты периода правления Амира Тимура

Изучая историю символа Знамени Мира, Н.К. Рерих в своих произведениях неоднократно упоминает Тамгу – печать Тимура, на которой был изображен этот же знак со словами «Сила в справедливости». Так, Н.К. Рерих, в частности, писал: «Чинтамани – древнейшее представление Индии о счастье мира – содержит в себе этот знак… Он же и на Тамге Тамерлана. Он же был и на гербе Папском… Тот же знак на старинном изображении Преподобного Сергия. Он же на изображениях Св. Троицы. Он же на гербе Самарканда»[21]. Примечательно, что этот знак как символ Тамги Тимура украшает портал главного входа в Государственный музей истории Темуридов[22], открытие которого состоялось 18 октября 1996 года в Ташкенте.

Конечно, наличие символа триединства на Тамге Тимура – это не совпадение и не случайный факт. Он свидетельствует о приверженности Тимура эволюционным процессам, безусловно имевшим место и в его историческое время. Поэтому то обстоятельство, что этот знак был зафиксирован в разных исторических эпохах, присутствует в культурах разных стран и народов и использовался различными религиозными конфессиями для выражения Высшего Начала, и что именно этот знак становится символом Тамги­печати Тимура, говорит о многом.

Государственный музей истории Темуридов

Как известно, Тимура часто называли также Тимур­-Ленг (европеизированный вариант – Тамерлан), что в переводе с персидского означает «Железный Хромец». Тюркский вариант Тимур-­Ленга – Тимур-­Аксак. Поразительным является тот факт, что до сих пор неизвестны подлинные обстоятельства, ставшие причиной его хромоты. Разные биографы рассказывают абсолютно непохожие друг на друга истории о том, как именно была повреждена нога Тимура. При этом различие касается не только конкретных событий, но и точного времени, когда это случилось.

Таким образом, несмотря на внимание летописцев, историков и археологов к фигуре Великого Тимура, мы и сейчас не можем сказать, что в научной сфере сложилось объективное восприятие его деятельности, как не можем утверждать, что отношение к Тимуру хоть в какой­то мере однозначно. Выдающаяся личность всегда воспринимается неодинаково не только современниками, но и потомками, ибо масштаб деяний такой личности не укладывается в стандартные рамки представлений и мышления обычного человека.

Так кем был Великий Амир Тимур – созидателем или разрушителем? Чтобы ответить на этот вопрос, заметим, что логика Земли далеко не всегда совпадает с логикой Неба, как и обыденное восприятие деятельности личностей исторического масштаба отличается от той сокровенной цели, с которой они приходят в этот мир, чтобы выполнить свое предназначение. Поэтому разрушитель разрушителю рознь. Иначе говоря, одни «разрушители» разрушали для того, чтобы строить, чтобы предварительно очистить энергетическое пространство для дальнейшего творческого созидания, а другие разрушали ради самой идеи разрушения, когда на месте разрушения ничего, кроме сорняков, произрасти не могло. Другими словами, может быть разрушение ради разрушения, а может быть разрушение старого ради созидания Нового.

Н.К. Рерих. Цветы Тимура. [Огни победы]. 1933

Помимо Тамги­печати, еще одним подтверждением того, что Великий Тимур был созидателем, служит предание о том, что он обладал магическим Камнем – Сокровищем Мира. Об этом писал и Н.К. Рерих: «Великий Тимур, говорится, владел этим камнем. Камень обычно приносится совершенно неизвестными, неожиданными людьми. Тем же неожиданным путем в должное время камень исчезает. Чтобы опять появиться в сужденный срок… Главная часть этого камня находится в Шамбале. Лишь небольшой кусок его выдан и блуждает по всей земле, сохраняя магнитную связь с главным камнем. Бесконечные сказания щедро рассыпаны об этом камне. Говорится также, что царь Соломон и император Акбар владели им»[23].

В 1931 году Н.К. Рерих пишет картину «Цветы Тимура (или Огни Победы)». Чуткая душа художника, который сам стал Духовным Учителем человечества, провидела в Тимуре то сокровенное начало, тот мощный духовный потенциал, которые мы начинаем улавливать и понимать только сейчас.

Итак, Великий Тимур, при жизни носивший почетный титул Сахибкирана, что означает «Властитель счастливых созвездий», – это не только историческое и культурное прошлое узбекского народа. Сахибкиран подспудно продолжает жить в каждом из нас, заставляя задумываться о неисповедимых путях, ведущих из прошлого в будущее. Непосвященному иссохшие пустынные земли кажутся неплодоносными и мертвыми, но зоркий глаз видит скрытые в них возможности. Личность Тимура – Великого Железного Хромца – неоднозначна и многоцветна. Мы находимся только в начале исследования такого сложного исторического явления, каким был Амир Тимур. Однако уже сейчас можно с совершенной определенностью сказать, что Тимур – созидатель культуры, Тимур – строитель государства и государственности, Тимур – объединитель народов, Тимур – Светоч Азии. И какие бы слова не выбрали – все подходит, ибо все правда.


[1] Тамерлан. М.: Гураш, 1992. С. 3

[2] Рерих Н.К. Истинность (7 ноября 1942 г.) // Рерих Н.К. Листы Дневника. Т. 3. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2002. С. 76 (курсив наш. – Т. Р.)

[3] Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. Рига: Виеда, 1992. С. 208–209 (курсив наш. – Т. Р.)

[4] Газета «Народное слово», 4 октября 2006 г. Орган Кабинета Министров и Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Постоянный адрес статьи в Интернете: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1158258360

[5] Ру Жан-Поль. Тамерлан / Пер. с франц. Е.А. Соколова; послесловие В.Л. Егорова. М.: Молодая гвардия, 2007 (Жизнь замечательных людей: серия биографий; вып. 1063). С. 42.

[6] Там же. С. 42–43. Бабка – надкопытный сустав животных, который используется в одноименной игре (коммент. переводчика Е.А. Соколова в кн.: Ру Жан-Поль. Тамерлан. С. 43).

[7] Кут – тюркское слово, трудноуяснимый смысл которого в продолжении времени эволюционировал. Первоначально кут – дар Неба каждому живому существу, как человеку, так и животному, наделенный более или менее действенной силой, которая создает в нем некую душу. Обычно переводится словом «счастье». (См.: Ру Жан-Поль. Тамерлан. С. 267).

[8] Там же. С. 43.

[9] Рерих Н.К. Наран Обо (30 июня 1935 г. Наран Обо «Врата в будущее») // Рерих Н.К. Листы Дневника. Т. 1. М.: МЦР, Фирма БИСАН-ОАЗИС, 1995. С. 533 (курсив наш. – Т. Р.)

[10] Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. М.–Л., 1950. С. 373.

[11] Хукхэм Х. Властитель семи созвездий / Пер. с англ. Г. Хидоятова. Ташкент: Адолат, 1995. С. 11.

[12] См.: Егоров В.Л. Сотрясатель Вселенной // Ру Жан-Поль. Тамерлан / Пер. с фр. Е.А. Соколова. М.: Молодая гвардия, 2007. С. 291–292 (курсив наш. – Т. Р.)

[13]  «Хызр – великий святой “правоверных”, покровитель путников; незримый, он ходит постоянно по земле и выручает из беды. По <…> преданию, каждый человек видит Хызра три раза в своей жизни, но не узнает его. Он является под видом или нищего, или странника и т.п. Если узнать его в это время и попросить у него счастья, он осчастливит на всю жизнь, но это редко кому удается…» См.: Автобиография Тимура. Богатырские сказания о Чингис-хане и Аксак-Темире / Пер. с тюркского и джагатайского. Вступит. статья и коммент. В.А. Панова. М.: ACADEMIA, 1934. С. 301.

[14] Рерих Н.К. Монголы (22 февраля 1935 г. «Врата в будущее». Пекин. В сб.: «Врата в будущее», концовка очерка в другом варианте) // Рерих Н.К. Листы Дневника. Т. 1. М.: МЦР, Фирма БИСАН-ОАЗИС, 1995. С. 225 (курсив наш. – Т. Р.)

[15] Уложение Тимура / Пер. с французского осуществлен в 1892 г. учителями Ташкентской женской гимназии А.Г. Зайончковской и С.А. Пятницкой, а также учениками мужской гимназии Д. Ройтманом и В. Степановым под руководством А.Ф. Проневского (оригинал написан на тюркском языке, затем переведен на фарси). При подготовке данного издания текст факсимильного издания 1968 г. был сопоставлен с переводом на узбекский язык Б. Ахмедова. Ташкент: Чулпон, 1992. С. 7.

[16] Там же. С. 8.

[17] Уложение Тимура. С. 9 (курсив наш. – Т. Р.)

[18] Там же. С. 10 (курсив наш. – Т. Р.)

[19] Египетская книга мертвых. М.: Художественная литература, 1973. БВЛ. Т. 1. С. 71.

[20] Живая Этика. Агни-Йога, 434 (курсив наш. – Т. Р.)

[21] Рерих Н.К. Знамя Мира (24 мая 1939 года) // Рерих Н.К. Листы Дневника. Т. 2. М.: МЦР, Фирма Бисан-Оазис, Мастер-Банк, 1995. С. 206 (курсив наш. – Т. Р.)

[22] В современном Узбекистане принято именно такая орфография имени Тимура, т.е. Темур, Темуриды.

[23] Рерих Н.К. Сердце Азии. Рига: Виеда, 1992. С. 241 (курсив наш. – Т. Р.)

Spread the love

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *