Древние мистерии у священной горы Кайлас

№ 59-2016-3 |

Священный Кайлас с тропы внутренней коры

Недавно завершилась новая уникальная экспедиция, предпринятая исследовательской группой «Феномен Кайласа» в регион одной из самых почитаемых и загадочных вершин планеты – к горе Кайлас (Тибет). Российские путешественники завершили юбилейный, десятый экспедиционный сезон.

По тибетскому календарю 2015 год является годом Овцы, особым для священных озер Тибета. Такое бывает раз в 12 лет. В это время энергетика озер наиболее благоприятна для паломников. Многие тибетцы стремятся совершить кору вокруг священных озер Намтсо, Дангра, Мапанг (Манасаровар), образующих ландшафтные пары с находящимися рядом с ними горами – Ньенчен-Тангла, Тарго и Канг-Тисе (Кайлас).

У места впадения реки Гьюма в Манасаровар

Озерный край Кайласа

Первая часть экспедиции была связана с последовательным посещением четырех самых больших озер, расположенных в этом регионе: Конгью, Ла-Нга-Тсо (Ракшас-Тал), Мапанг-Юм-Тсо (Манасаровар) и Кургьял-Чунго. Западным путешественникам и паломникам хорошо известны только два из них – Манасаровар и Ракшас-Тал. Вместе с тем все эти четыре озера входят в стройную систему, связанную с Сотворением мира, описанную в древних тибетских текстах добуддийского периода. В ходе поездки были найдены интересные соответствия древних текстов современным сведениям о водной системе у Кайласа, формируемой четырьмя основными горными вершинами этого региона: Кайлас (6624 м), Гурла-Мандхата (7694 м – высочайшая вершина на плато Тибет), Пон-Ри (5953 м) или гора Благоуханного Воскурения и Канглунг-Кангри (6250 м). Гора Канглунг-Кангри является высочайшей на нашей планете водораздельной точкой, в которой смыкаются бассейны трех великих рек Азии – Ганги, Брахмапутры и Инда. Кстати, и до настоящего времени эта точка практически не исследована западными путешественниками, несмотря на свою огромную важность. Она является своеобразным белым пятном и потому включена в программу наших будущих экспедиций…

Ступа у монастыря Черкип на северном побережье озера Манасаровар

В древних тибетских текстах содержатся описания Четырех Великих Самовращающихся Озер, последовательность и процесс их возникновения, указываются особенности связанных с ними мест. Анализ текстов позволил по-новому оценить значимость этих озер.

Группе российских путешественников удалось посетить озера региона Кайласа, начиная с Конгью и завершая озером Кургьял-Чунго. Это соответствует постепенному приближению к точке первотворения (согласно древним бонским текстам) – к озеру Кургьял-Чунго, расположенному у подножия горы Благоуханного Воскурения (Пон-Ри).

Северное Лицо Кайласа. Вид от пещер выше монастыря Дрира Пхук

Участники группы совершили коры (обходы) вокруг озер Ракшас-Тал и Манасаровар, во время которых были исследованы важные энергетические точки, древние археологические памятники, пещеры отшельников, монастыри, мегалитические святилища, сделано множество уникальных фото- и видеосъемок.

В обители Белой Богини

К востоку от озера Конгью были найдены два так называемых доринга – одиночных стоячих камня, очень похожих на те, что были обнаружены во время предыдущей экспедиции на Алтае, на плато Укок. По сути, это своеобразные восточные врата к озеру Конгью…

Два менгира к востоку от озера Конгью

На белых известняковых горных образованиях севернее озера находятся руины Накра Дзонг, которые включают несколько групп осыпающихся фундаментов. Ниже крепости течет река. Различные жилые комплексы занимают три пласта известняка светлого цвета. На самом высоком образовании имеется крупнейшее из пяти различных групп построек – скопление руин, занимающих площадь около 1200 квадратных метров. Исторический характер Накра Дзонг, связываемый в устной традиции с древним западным народом сингпа, до сих пор представляет собой загадку…

Буддийские тексты на руинах Накра Дзонг у озера Конгью
Богиня Воинов и Духов Неба и Земли Драблай Гьялмо

В обители Драблай Гьялмо – Богини Шангшунга

Озеро Ла-Нга-Тсо большинство тибетских буддистов и индуистских паломников избегают, так как оно представляется им пугающим демоническим началом. Однако в Вечном Боне озеро Ла-Нга-Тсо – это владения богини Драблай Гьялмо, наделенной невероятной силой. Ее обитель находится на островах озера…

Группа посетила комплекс менгиров Доринг Лунг, расположенный в узкой боковой долине на западной стороне бассейна Ла-Нга-Тсо. В этом месте имеется 13 сохранившихся серых и желтовато-коричневых столбов значительных размеров. Они сильно выветрились, наклонились под разными углами и обросли оранжевым лишайником. Вертикальные камни (девять менгиров) имеют четыре неровные стороны примерно одинаковой ширины. Лежащие камни (четыре менгира), а также слегка возвышенное положение столбов над прилегающим склоном могут указывать на то, что вокруг этих столбов было ограждение или другие подобные сооружения. В назначении этого комплекса еще предстоит разобраться по тем данным, которые удалось добыть. Проводимые здесь ритуалы, по-видимому, были связаны с периодами солнцестояний и равноденствий, когда конфигурация менгиров и ландшафта создавала особую энергетику…

Стоячие камни Доринг Лунг к западу от озера Ла-Нга-Тсо

В обители Короля и Королевы Нагов

В скалах на северном побережье озера Манасаровар находится около ста пещер, используемых с древнейших времен индийскими и тибетскими мастерами для длительных ретритов. Светлые скалы создают иллюзию легендарного Белого города… Пещеры расположены как в нижних ярусах горных образований, так и в верхних, весьма труднодоступных без специального снаряжения. Некоторые из этих пещер удалось посетить, но большую часть только предстоит исследовать в будущих экспедициях.

Озеро Манасаровар

Обнаружено множество соответствий с древними описаниями сакральных мест около озера Манасаровар. Так, например, «На востоке – место сокрытия пяти разновидностей драгоценных камней» соответствует местности у монастыря Сералунг, где есть песок, состоящий из крупинок пяти цветов. «На севере – место сокрытия различных целебных растений» – у подножия горы Пон-Ри есть множество лекарственных растений, обладающих особыми запахом и свойствами. Скорее всего, именно потому эта гора называется еще горой Благоуханного Воскурения. «На западе – место сокрытия нектара, побеждающего яд» – соответствует озеру Тсети, из которого раньше добывали поташ и соду. Тибетцы не без оснований называли соду, обладающую уникальными целебными свойствами, «нектаром, побеждающим яд». Они также говорили о пяти типах соды, которые связаны с водоемом, очищающим от проступков и прегрешений.

Гора Благоуханного Воскурения (Пон-Ри)

Группа посетила и осмотрела руины монастыря Черкип, самого маленького из восьми монастырей у озера Манасаровар. Около монастыря, на террасе, располагаются чортен и стена Мани. Разрушенный центр, посвященный Гуру Ринпоче, расположен у самой воды в устье пересохшего ручья.

Недалеко на холмах – множество заброшенных пещер для медитации, выходы которых ориентированы на теплую южную сторону, почти всегда освещенную солнцем. Это позволяет оставаться в пещерах даже зимой.

Вокруг озер Ла-Нга и Мапанг, несмотря на довольно отличающуюся форму, можно описать две окружности с почти одинаковым диаметром, около 29 км. Центральная точка пересечения этих окружностей – Vesica piscis – находится на южном побережье озера Тсети, оно простирается всего в 200 метрах от западного побережья озера Мапанг. Мы также посетили равновесную точку двух озер, в которой можно одномоментно ощутить баланс разнонаправленных энергий и выровнять тонкие энергетические тела.

В обители Богини Гур-Гьял

А самым первым озером, возникшим в процессе первотворения, в соответствии с бонской традицией, явилось озеро Кургьял-Чунго (4596 м), расположенное севернее Манасаровара, у подножия горы Благоуханного Воскурения. Согласно буддийской традиции, это озеро символизирует корону Манасаровара и является местом ритуальных омовений дакини. Считается, что кора вокруг Манасаровара будет неполной, если не обойти по кругу и это озеро. Северо-западная его часть сильно заболочена, что вызывает трудности подхода к берегу. Форма озера напоминает ковш, верхняя часть которого расположена в юго-западном направлении. От дороги до озера всего около 300 м, но, как ни странно, никто не останавливается в этом месте. А озеро стоит того!

В центре легендарного Трезубца Шивы на горе Ченрези

Путешествие в пространстве сакральных озер было подобно постепенному приближению к точке первотворения. Это была особая подготовка – через Стихию Воды к следующему этапу нашей экспедиции – Спиральной Коре Кайласа, Спирали Восхождения к Истокам, откуда мы все вышли и куда предстоит вернуться…

Восхождение по Спирали

Суть Спиральной Коры – особый маршрут в одном из самых сильных мест на нашей планете, представляющем собой постепенно сходящуюся в точку спираль. Это – путь по энергетическим точкам Мандалы Кайласа…

Озеро Гаури-Кунд — центр двух горных образований в форме древнего ведического символа ОМ

Спиральную кору можно условно разделить на три части. Первая – обычная внешняя кора через перевал Дролма-Ла с посещением монастырей Чуку, Дрира Пхук и Зутрул Пхук и озера Гаури-Кунд. Вторая – серединная кора: Дарчен – перевал Тиксум – пересечение плато Небесных похорон 84 махасидхов (Терраса Мандалы) – монастырь Чуку – Северный Траверс, представляющий собой пересечение Трезубца Шивы из гор Ваджрапани (перевал 5746 м), Ченрези (перевал 5709 м) и Манджушри (перевал 5734 м) – через перевалы в местах примыкания этих горных образований к Кайласу – озеро Ваджраварахи – перевал Кхандро-Санглам – озеро Куберы – монастырь Зутрул Пхук – Южный Траверс через перевалы Гево-Ла и Шапдже-Ла и через перевал к монастырю Гьяндрак и Серлунг. И третья часть – это восхождение к южному Лицу Кайласа, к снежному конусу под трещиной, который индусы называют Атма-Лингамом. Эта часть является еще одним витком сужающейся спирали, сходящейся в точку при прикосновении к южному Лицу Кайласа у огромной насыпи конической формы из снега и камней. Спиральная кора, так сказать, закольцовывает все шесть монастырей у Кайласа. По нашим ощущениям, такая сходящаяся в точку спираль может обладать сильнейшим трансформирующим воздействием. Именно такую Спиральную кору участники группы прошли в этот раз.

Хранитель озера Манасаровар

Погружение в древнее Королевство Шангшунг

До сих пор мало кому известно, что священная гора Кайлас была основным центром раннего поселения в данном регионе, заметил Дж.В. Беллецца, один из современных исследователей Тибета. Гора Кайлас была убежищем для ряда высокогорных храмов и пристанищ, построенных до того, как в Тибете распространился буддизм.

Согласно бонским источникам, у монастыря Гьяндрак располагалась первая столица древнего государства Шангшунг, которое существовало на большой территории Верхнего Тибета. Возле Кайласа находятся остатки обширной сети каменных жилых строений, известных под названием докханг. Эти прочно выстроенные, наполовину подземные помещения покрывают склоны горы Кайлас и прилегающих хребтов.

В ходе экспедиции были исследованы некоторые древние археологические памятники добуддийского периода. Докханги Лунгтен Пхук расположены у южной стороны Кайласа на высоте более 5400 м – это самое высокое место постоянного проживания людей в мире! Были взяты пробы органики для определения времени постройки этих сооружений.

Возле горы Дворец Будды Медицины удалось посетить три крупнейших комплекса из цельнокаменных ступенчатых сооружений, символизирующих важнейшие центры раннего поселения у горы Кайлас. Эти комплексы больше по размеру, чем любой из современных буддийских монастырей в данном регионе.

На склонах выше буддийского монастыря Дрира Пхук, расположенного напротив северной грани Кайласа, путешественники посетили более десяти докхангов. Согласно традиции бон, сюда главный бог Шангшунга, Ге-кхо, в первый раз спустился с Небес в образе дикого яка. Об этих конструкциях почти ничего не известно, и даже местные монахи не знают историю их возникновения…

Удалось посетить докханг Нанди, древнюю постройку, расположенную наиболее близко к Кайласу, в непосредственной близости от «Тринадцати Золотых Гробниц» – ступ в нише Сапториши в южной грани священной горы.

У подножия южного Лица Кайласа

Древние мегалиты у Кайласа

Было также обнаружено множество древних мегалитических святилищ, чья форма соответствует образам ряда созвездий. По-видимому, это следы самого раннего пребывания людей у Кайласа. Уже в более поздние времена рядом с этими мегалитами начали строить докханги и монастыри. Некоторые мегалиты почитаются до сих пор, на них выбиты буддийские мантры, но это уже относительно недавний период истории…

Таким образом, данная экспедиция позволила «оживить» древние легенды и пройти паломнические маршруты, знания о которых, к сожалению, были практически утрачены.

А Кайлас преподнес еще одну замечательную идею – только уже для следующей поездки. Она связана с раскрытием и осознанием Цветка Жизни, проявленного в этой области, – основы Творения нашей Вселенной…

Благодарим всех, кто был с нами физически и ментально.

Группа «Феномен Кайласа»

PDF журнала № 59 2016 г.
Древние мистерии у священной горы Кайлас
Spread the love

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *