Повесть о необычном детстве

№ 8-2003-2 |

О.А. Лавренова _________

Космос Командора Крапивина

…Со старым сознанием не войти в новый мир.
Е.И. Рерих. Письма

…Ребенок сродни зеркальной глади, от нее кружится голова. Сродни распахнутому окну. Перед ребенком всегда робеешь, словно он всезнающ. Так оно и есть, в нем дышит дух, который ты потом иссушишь.
А. де Сент-Экзюпери. Цитадель

Что происходит с современным миром? Давление на детские души враждебной среды, порока и ненависти все возрастает, и тем не менее в мире детства все чаще расцветают необычные цветы уникального творчества, удивительной, почти неземной мудрости и нехарактерной для нашего времени человечности.

В этот мир приходят дети, чтобы научить его любить и «видеть Космос в чашечке цветка». Каждый ребенок уникален, развивать эту уникальность учат великие педагоги ХХ века. Обычно проблема ранней одаренности заканчивается судьбой талантливого профессионала, и не более того. Но есть среди детей нашего века и те, кто не укладывается в рамки самых прогрессивных педагогических систем — те, кто опережает свое и наше время не только ранней одаренностью, но и приоритетом внутреннего нравственного закона над разладом окружающего мира. Новому сознанию, способному мыслить космическими категориями, иногда сопутствует необычный дар — умение чувствовать чужую боль и действенно помогать страдающему, видеть невидимое, мудро управлять энергией своей мысли.

Этих детей мало кто понимает, нескладные и неудобные, они не нужны окружающему их безвременью — законы, по которым они живут, проистекают из Вечности. Благая Весть высших миров, приходящая к нам с каждым таким ребенком, чаще всего либо опошляется, либо безжалостно эксплуатируется родителями и педагогами. Проблема необычного детства во враждебном ему мире пока не осознана взрослыми, не освоена нашей культурой — живописью, литературой, кинематографом. Пока только писатели-фантасты находятся на подступах к ее осмыслению. Более того, современной массовой культурой проблема искажается до неузнаваемости, буквально выворачивается наизнанку. Кино и бульварное чтиво создали культ демонических образов детей с необычными способностями. Так общество пытается вписать необычное в приемлемую для него систему ценностей.

Есть и немало несчастных детей, которых чуть ли не с рождения готовят в пророки или мессии сумасшедшие родители или педагоги. Дети болеют, соприкоснувшись с иными, отнюдь не высшими мирами, заражаясь сумасшествием своих наставников…

Владислав Петрович Крапивин

Но есть литературный мир одного автора, где дети-Вестники чувствуют себя уверенно и защищенно, где проблема не только поставлена, но и указаны пути ее решения…

Фантастические повести Владислава Крапивина из цикла «В глубине Великого Кристалла» и его вполне реалистические произведения — уникальное литературно-педагогическое явление. Повести для детей и о детях. Они несут в себе громадный потенциал доброты, теплоты, справедливости и силы, способной изменить читателя. Они убеждают, что и один в поле воин, если надо отстаивать перед несправедливым миром тот незыблемый моральный закон, который ребенок хранит в своей душе.

Соразмерность Человека и Космоса имеет особую силу на проблемном поле детства. Владислав Крапивин делает возможным общение на равных ребенка и юной звезды, совершающей свой путь в глубинах Космоса[1]. Звезда-ребенок находит себе друга по созвучию, резонансу внутреннего мира — обыкновенного мальчишку послевоенной поры… Законы жанра фантастической повести делают зримой космосо-пространственность детского сознания, незамутненного и открытого таинствам бытия.

В нашем мире нелегко быть ребенком. Несправедливость мира ломает судьбы людей на взлете — в период детства. Детство требует защиты, чтобы нежный росток смог превратиться в могучее дерево, его необходимо уберечь от жестоких рук… Есть восточная притча о пушинке в глазу и на ладони. Глазу она причиняет нестерпимую боль, прикосновение ее к коже ладони остается незамеченным. Так и утонченный человек, гласит притча, отзывается болью сердца на обстоятельства и события, кажущиеся грубому человеку не стоящими внимания. Необычные дети более ранимы, поскольку их души сопричастны судьбам мира. Их способности привлекают внимание и вызывают страх.

В книгах Владислава Крапивина есть люди, для которых защита необычного детства и детства вообще стала делом всей жизни. В буквальном смысле этого слова, ибо иногда им приходится отдавать жизнь, чтобы охранить, чтобы спасти ребенка. Их называют Командорами. «С давних пор были на свете люди, которые посвящали себя одной цели: сохранить для будущего мальчиков и девочек, которым природа подарила особые свойства. Тех, кто как бы разламывал рамки привычной жизни и науки. Это были дети, которые надолго опередили свой век, и защитить их было нелегко. И не всегда удавалось. Ведь в тех, кто читает мысли других людей, зажигает взглядом огонь, чует рядом с собой другие миры или умеет за миг перенести себя на сотню верст, многие видели колдунов и врагов человечества… Да и потом, когда стыдно стало верить в колдунов и отыскивать где попало врагов, люди смотрели на непонятное с подозрением…»[2]

Работа Командора необходима в сопредельных пространствах Вселенной-Кристалла, созданной Крапивиным, где ярче и непримиримее борьба добра и зла, старого и нового. Только детям открыты все миры и связующая их Дорога, которая снимает качество непреложности даже с пространств смерти.

Еще больше необходимы Командоры в реальном мире, где сопротивление среды новому сознанию не так ярко, как в фантастических мирах, но зато более изощренно и жестоко. Где пока очень мало тех, кто охраняет необычное детство. И где дети-Вестники еще разобщены, не знают друг о друге, считают, что они одиноки… В литературном мире Крапивина, когда меняется время и пространство и взрослым оказывается подчас не по плечу их задача, когда стареют и теряют силы Командоры, опорой таких детей становится их дружба. «…Время нашего командорства кончилось. <…> Мы — будто старые, достаточно мудрые и довольно сильные слоны. Но слоны не могут охранять жаворонков и стрижей. Вы — летаете где хотите. Из мира в мир, легко и свободно… <…> Теперь за вами не уследишь, вы на пороге новых времен, новой жизни, совершенно не похожей на нынешнюю. <…> Скоро вас будет очень много. <…> Раньше думали, что для больших событий нужны большие усилия. А оказывается, достаточно бывает одного щелчка, чтобы по граням мироздания пошли трещины… Но я боюсь не за мироздание, ему к трещинам не привыкать. Я боюсь за вас. И за тех, кто пойдет за вами.. Как вас уберечь? <…> Разве я знаю от чего? Разве можно предвидеть степень риска? И не будет никого рядом, кто сказал бы: “Стоп! Оглянись и подумай…” <…> Вот и остается надежда на вас, ребята. <…> И еще на то, что вы подрастете, прежде чем настанет время Большого Прорыва. <…> И тогда, хотите вы или нет, вам придется быть новыми Командорами…»[3]

В книгах Владислава Крапивина образ Бедного Рыцаря, вдохновлявший писателей Серебряного Века — Рыцаря Духа, всегда стоящего за правду, но неизменно проигрывающего перед грубостью внешнего мира, уходит в прошлое. Натиск пошлости и зла становится все более страшен, но, как ни странно, Рыцарь, даже если он ребенок, а может, и благодаря этому, способен изменить окружающий мир. Противостояние среды уже не так фатально — возможно, человечество взрослеет, а возможно, меняются само время и пространство. В реальности оно меняется еще более стремительно, чем в мирах писателей-фантастов. Этот феномен и отражает литература. В повестях Крапивина красота отчаянного подвига всегда находит отклик в сердцах людей, иногда даже врагов или отстраненных наблюдателей, — помощь приходит с неожиданной стороны. Без этой помощи, без отклика, подвиг оказывается бесполезным и даже смешным. Так, один из героев повестей Крапивина, обыкновенный мальчик Журавленок, пытается понять, откуда приходят «молнии» — неожиданные катастрофы, ломающие жизнь людей или несущие смерть. Не пройти мимо зарождения «молнии», предотвратить несчастье, даже если для этого нужно подставить себя под удар молнии настоящей … Одному не продержаться долго, не справиться. Поэтому, «если вы увидите под ливнем и молниями Журавленка, пожалуйста, поспешите ему на помощь»[4].

Есть притча о том, что, когда Христос хотел возложить руки, пусто было кругом, — притча об одиночестве высокого Духа. Чтобы не пропала, не ушла как вода в песок Весть о будущем, которая приходит в мир с детьми, должны быть те, кто пойдет с Вестником рядом — сверстники и старшие друзья. Им присущи честь, достоинство, готовность прийти на помощь.

И по сей день на первом этаже типового дома в Екатеринбурге, где живет созданная Командором Крапивиным «Каравелла», стоит юный часовой со шпагой. Он сосредоточен и напряжен. Его вахта — в сознании готовности. Готовности к подвигу.

В оформлении использованы иллюстрации к книгам Владислава Крапивина


[1]  Крапивин В.П. Белый шарик матроса Вильсона / Лунная рыбка. М., 1998.

[2]  Крапивин В. Крик петуха. М., 1998. С. 429.

[3]  Там же. С. 433—435.

[4]  Крапивин В. Журавленок и молнии. СПб, 1999. С. 413.

Spread the love

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *