Великая мудрость Ману

№ 58-2016-1-2 |

Татьяна Чечина _________

Картина занимает весь простенок от окна до двери. Она огромная – почти два на два метра; кажется, что она наполняет своей магической атмосферой все музейное пространство. Когда входишь в зал, взгляд сразу притягивает величественная гора с двуглавой огненной вершиной. У подножья горы – развалины былых строений. А в нижней части этого выразительного панно, посреди вспенившейся водной стихии с многочисленными островами, – гигантская красная Рыба. Она почти чудовище, живое и таинственное – и вместе с тем похожа на фантастический корабль или, скорее, на всплывшую подводную лодку со слабо мерцающей наверху иллюминацией. В правом нижнем углу, на маленьком участке суши – человеческая фигура в восточных одеждах, обращенная к подплывающей Рыбе. Если стоять близко, кажется, что верхняя часть композиции – гора и земля с развалинами – падает на зрителя, оставляя тревожное ощущение от безобидного на первый взгляд сказочного сюжета… 

Н.К. Рерих. Фантастический пейзаж (Мудрость Ману). 1916

Написал эту картину великий русский художник Н.К. Рерих сто лет назад – в 1916 году. Здесь, в Тверской картинной галерее, она значится как «Фантастический пейзаж».

Индийские магниты

Каждый, кто знаком с творчеством Н.К. Рериха, знает о его глубоком интересе к мифам и древним легендам. Образы восточной культуры, индийского эпоса Рерих отразил в своем искусстве задолго до знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции и последующего проживания в Индии.

Н.К. Рерих. Язык птиц. 1906

«Уже с 1905 года многие картины и очерки были посвящены Индии», – пишет он в «Листах Дневника». Это притяжение было созвучно духу времени; хотя, по словам Рериха, «издавна открыто было русское сердце к красоте Индии», именно в начале XX века просвещенное общество в России проявило особый интерес к Востоку. «Переводы Жуковского “Наль и Дамаянти”; “Бог и баядера” Бальмонта; “Асвагоша”, “Сакунтала” – Балтрушайтиса; “Бхагавад Гита”, “Гитанджали” Тагора, “Садхана” и другие произведения поэта широко читались в русских просторах, – вспоминал Николай Константинович. – Мои “Лакшми-победительница”, “Девассари”, “Гаятри” появлялись в московских “Весах” и других изданиях. “Индийский путь” оказался как бы предвестником волны внимания к Индии»[1].

Рериха привлекало искусство далекой страны, ее фольклор, основы религий, проблема общих корней в культурах России и Индии. Внимание к этой теме поддерживается в беседах со Стасовым, с Вл. Соловьевым; Рерих читает заметки в журналах, изучает труды выдающихся путешественников. Мечтает о создании в Петербурге индийского музея. Он поддерживал неосуществившуюся идею перевозки из Индии в Петербург индусского храма: «…жаль, безмерно жаль – ведь индусский храм в Питере был бы таким прекрасным знаком дружбы».

В 1909 году его приглашают в Комитет по строительству буддийского храма, и он с интересом и увлеченностью приступает к работе. Возможно, еще в студенчестве Рерих посещал в Зимнем дворце выставку предметов буддийского культа, привезенных в 1893 году князем Э.Э. Ухтомским из путешествия по странам Востока с наследником российского престола, будущим императором Николаем II. 

Когда В.В. Голубев организовал в Париже выставку предметов восточного искусства, Рерих отозвался восторженно о «великолепной космогонии» представленного на ней. «Уже давно мечтали мы об основах индийского искусства», «Превосходны разные живописные и лепные священные изображения Индии, Цейлона, Сиама, Японии, Индо-Китая», «Заманчив Великий Индийский путь», – пишет Николай Константинович в 1913 году.

Н.К. Рерих. Девассари Абунту с птицами. 1905

Удивительный, загадочный мир древней Индии представила блестящая писательница, основатель международного теософского движения Е.П. Блаватская. В 1912 году в России новым изданием вышли ее увлекательные «Письма из Индии», «Загадочные племена. Три месяца на “Голубых горах” Мадраса», «Из пещер и дебрей Индостана», которые впервые были опубликованы в 80-е годы XIX века в «Русском вестнике» под псевдонимом Радда-Бай. Известно, что Рерих-гимназист был сильно впечатлен этими книгами и делал выписки из них.

Маха-майя, стоящая у колонны. Фреска, Аджанта, пещера № 2

На протяжении веков Индия волновала русских мыслителей магией сокровенных знаний, сложно и многообразно запечатленных во всей ее культуре. В преддверии Первой мировой войны и революции русская интеллигенция особенно нуждалась в ответах на главные вопросы бытия, которых уже нельзя было найти ни в европейской философии, ни в христианстве. Глубокий искатель и мыслитель, Рерих испытывает все больший интерес к восточной философии, базирующейся на древней, настоявшейся в веках и столетиях, мудрости. В мифологических образах, в сюжетах увлекательных легенд просвечивало сияние Истины, из далекого прошлого выступали Знаки Будущего.

Академик Л.В Шапошникова, известный индолог, глубокий исследователь наследия Рерихов, в книгах «Мастер» и «Вселенная Мастера» упоминает о картине «Мудрость Ману» и описывает некоторые детали ее сюжета. Та же «чудовищная рыба, похожая на кита», «человек, сидящий на небольшом островке суши» и «город, видневшийся у подножья горы». Как это похоже на тверскую картину – уж не она ли?

Сотрудники Тверской картинной галереи рассказали, что картина с названием «Фантастический пейзаж» в 1929 году поступила из Государственного Русского музея. Специалисты музея подтвердили это и добавили: после революции работа была передана в их музей из мастерской художника. Старший научный сотрудник Русского музея Л.В. Короткина ни на йоту не сомневается, что тверская картина и есть «Мудрость Ману», а название поменяли в процессе осуществления государственной политики национализации произведений искусства. «Какая тогда могла быть “мудрость”, кроме мудрости Ленина и лидеров мирового пролетариата», – горько пошутила она. Известны и тогдашние методы национализации: в квартиры художников врывались, мастерские взламывались, и личная собственность, плоды творческого труда становились «достоянием Республики».

Существует несколько каталогов художественных произведений Н.К. Рериха. В одном из них, составленном В.В. Соколовским, сообщается, что картина «Мудрость Ману» написана маслом в 1916 году, размеры и местонахождение неизвестны; «Фантастический пейзаж» создан до 1918 года, темпера, размеры 178 × 194,5, находится в Тверской картинной галерее. Исходя из этого, картины две. Но «Мудрость Ману», похоже, никто никогда не видел.

Казалось бы, так ли уж важно название картины, которая реально существует и которая, будем надеяться, найдет постоянное достойное место в новой экспозиции Тверской картинной галереи по завершении продолжительной реконструкции Путевого дворца. Внимательный зритель наверняка задумается над ее содержанием. И все-таки название «Фантастический пейзаж» отвлекает нас от глубинной сути того сюжета, которому Рерих посвятил одну из последних картин, написанных на Родине.

Николай Константинович никогда не давал своим работам случайных названий, порой они звучат многозначительно и поэтично: «Прокопий-праведный за неведомых плавающих молится», «За морями – земли великие», «Пречистый град – врагам озлобление». Из самого названия вьется нить понимания произведения искусства. 

О чем же поведает картина Рериха, если углубиться в смысл ее названия? Что стоит за словом «мудрость», относящимся к герою картины? И кто есть Ману?

Бодхисаттва с цветком. Фреска Аджанты

Из глубины веков

В 1913 году памятник индийской литературы «Законы Ману» был опубликован в Санкт-Петербурге в переводе С. Эльмановича. Одни исследователи относят его к II или даже V веку до н.э., другие утверждают, что он создан многие тысячи лет назад, хотя наверняка за давностью времен потерял первозданность и свод законов явно подкорректирован в пользу браминов… Имея особый интерес к индийской культуре и к тому же будучи профессиональным юристом, Рерих вполне мог ознакомиться с этим памятником, но герой его картины вряд ли имел отношение к изложенным в трактате «предписаниям Самосущего». И все-таки картина не могла быть просто выражением внимания к культуре страны, которую он любил и изучал, куда уже задумывал организовать экспедицию. Рерих посвящает свою работу Ману, потому что знает о нем что-то большее, нежели то, о чем повествует древний законодательный литературный источник.

Разумеется, не мог пройти мимо внимания Николая Константиновича и такой грандиозный памятник исторического, художественного, философского и религиозного творчества народов Индии, как «Махабхарата». Эта великая эпическая поэма индуизма возникла более 25 веков назад; на русский язык была переведена еще в 1788 году и с тех пор имела множество переводов.

Вот как характеризует Ману, «Вивасватова сына», одна из ее легенд[2]:
…Силой духа, величьем, красою, пылом
            и своим подвижничеством небывалым
Превзошел и отца лучезарный Ману,
                  и великого деда – Предка живущих[3].

Легенда повествует о том, как однажды к Ману, сидевшему на берегу реки, подплыла рыба, которая «как лунный луч отливала блеском». Она умоляла его о защите («…слабую рыбку сильные рыбы постоянно преследуют и хватают, пожирают нас, – уж таков обычай, уж таков нашей жизни закон извечный») и обещала «отплатить добром за доброе дело»[4]. Ману сокрыл ее в глиняном сосуде. Когда она выросла, отнес в «благодатную реку Гангу»; когда выросла до гигантских размеров – отпустил в океан. И поведала ему чудо-Рыба тайну, до урочного времени от людей сокрытую:

Н.К. Рерих. Фантастический пейзаж (Мудрость Ману). Фрагмент. 1916

Скоро все, что есть на земле, владыка,
           что на ней и движется, и недвижно, 
Гибель ждет, о мудрец с великой судьбою,
            приближаются годы большого потопа.
Очищенья грядет неизбежное время –
            очищенья миров пора наступает <…>.
Лодку должен построить ты – да побольше
            и покрепче, да к ней привяжи веревку,
И, с собою взяв семь светлейших старцев,
            в эту лодку сядь, великий отшельник[5].

Еще повелела погрузить семена земные, «по сортам разделив да укрыв надежно». А когда исполнились все предсказанья и восстали воды большого потопа, явилась Ману могучая Рыба: «…И была она с длинным, высоким рогом, как об этом заранее сама говорила, и плыла она в бурном разливе водном, как гора громадная возвышаясь…»[6]. Привязанную большую лодку повлекла чудо-Рыба «по безбрежным, мятежным водным просторам» для спасения у Гималайских вершин.

Тема Потопа была знакома Николаю Константиновичу не только по «Махабхарате», но и по библейским сказаниям. В студенческие годы, изучая труды древнегреческих философов, и в частности Платона, Рерих читал в его знаменитых Диалогах («Тимий», «Критий») об Атлантиде и ее трагической гибели. Споры о существовании удивительной страны ведутся тысячи лет; всегда были  скептики и критики, но никогда не переставал «великий потерявшийся континент» волновать умы писателей и воображение художников. В 1912 году Рерих написал легенду «Миф Атлантиды», в которой явно угадываются впечатления от платоновских произведений.

«Атлантида – зеркало солнца, – повествует легенда Рериха. – Не знали прекрасней страны. Вавилон и Египет дивились богатству атлантов. В городах Атлантиды, крепких зеленым нефритом и черным базальтом, светились, как жар, палаты и храмы…» Чужестранцы плыли к атлантам, славили их мудрость, преклонялись перед владыкой страны. «Но случилось предсказание оракула. Священный корабль атлантам привез великое вещее слово:

– Встанут волны горою. Море покроет страну Атлантиду. За отвергнутую любовь море отомстит»[7].

Н.К. Рерих. Последние Атланты (Гибель Атлантиды). 1928–1929

Не от мира сего

Рерих пишет картину «Мудрость Ману» в труднейший для России 1916 год, когда страна изнемогала от затянувшейся войны и была наводнена бурными революционными настроениями. Рерихи, люди высокой культуры и утонченности, обостренно ощущали тяготу окружающей обстановки и пространственного хаоса. Николай Константинович к тому же был болен, его мучила пневмония, болезнь, трудно излечимая в то время. Он пишет завещание. 

Мог ли художник в такой критический период, на грани жизни, когда накалялась драма народных бедствий, увлечься каким-то незначительным фантастическим сюжетом, мог ли посвятить картину отвлеченной восточной легенде? В начале XX века у него появляются картины-предчувствия, картины-пророчества, предупреждающие о трагических событиях, – «Зарево», «Зловещие», «Град обреченный», – они переполнены тревогой, они словно выражение крепкого кармического узла, влекущего за собой тяжелую, неумолимую неизбежность.

Но «Мудрость Ману» – совсем другая картина. Нет ни огня, ни лилового дыма, ни черных птиц, ни мрачных кораблей. Художник говорит о чем-то другом… Не о текущих распрях человеческих, не о грядущих революциях и войнах, которые выступили на арену набирающего зловещие обороты XX века. Сюжет из эпоса древнейших времен, символические, обобщенные образы Героя и Божества, грандиозность панно – все отправляет к чему-то сверхобычному, к чему-то большему, нежели наша история и наша человеческая память.

У Рериха-писателя есть особые произведения, в которых удивительно сочетается тема людского  бедствия с явлением возвышенным и трогательным. Его герои и героини «не от мира сего», их спокойствие непоколебимо, связь с Высшими силами нерушима и несомненна вера в светлый исход. Они сами и есть этот светлый исход. 

В легенде «Лаухми-Победительница» (1908) погибают толпы народов, но прекрасная Лаухми «успевает набросить свои покрывала покоя, и на телах погибших опять собираются люди. Сходятся в маленьких, торжественных шествиях. Добрая Лаухми украшает свои покрывала новыми священными знаками»[8].

В легенде «Девассари Абунту» (1904) контраст добра и зла представлен так: «И вот сделалось землетрясение. Все люди побежали, а жрецы наговорили, что боги разгневались. И запрятались все в погребах и пещерах, и стало землетрясение еще сильнее, и все были задавлены. <…> Одна только Девассари Абунту осталась в доме и не боялась того, что должно быть. Она знала, что вечному богу гнев недоступен и все должно быть так, как оно есть»[9].

В 1916 году Рерих пишет очерк «Сон» и заканчивает его молитвой, обращенной к Святому Николе Чудотворцу:

Н.К. Рерих. Святой Никола. 1916

…Злые силы на нас ополчилися.
Защити, владыко, пречистый град!
Пречистый град – врагам озлобление!
Прими, владыко, прекрасный град!
Подвигнь, отче, священный меч!
 Подвигнь, отче, все воинство!
Чудотворец! Яви грозный лик!
Укрой грады святым мечом!
Ты можешь! Тебе сила дана!
Мы стоим без страха и трепета[10].

Маленькая фигура Ману написана Рерихом в нижнем углу огромного полотна. Мудрец сидит безмятежно на островке суши, которая, словно чья-то ладонь, уберегает его среди волнующихся вод Вселенского Потопа. Ни страха в нем, ни трепета – он знает, что «вечному богу гнев недоступен и все должно быть так, как оно есть»… 

«Желанное ночью вспомнится утром»

В эти же годы Рерих пишет необычные стихи. Поэзия привлекала его и раньше, особенно эпическая, под влиянием скандинавских саг и древнерусских былин. С 1907 года появляются стихи эзотерические – стихи-размышления, стихи-наставления. В них устанавливается мудрое отношение к жизни, выверяются духовные ориентиры.

В 1921 году в Берлине Николай Константинович опубликует их полностью. Сборник «Цветы Мории» содержит три сюиты: «Священные Знаки», «Благословенному», «Мальчику». Они являются ключом к толкованию многих получивших международное признание живописных задач мастера: в стихах и картинах рассыпаны, как драгоценные жемчужины, его искания, устремления, поиск духовного Учителя. Высокое сотворчество с Учителями – жизненная задача Рерихов, их миссия, необходимая для осуществления планетарной Программы формирования нового Космического мировоззрения. Но это впереди. А тогда, в Петербурге, все было еще в предчувствиях и снах, понимание Священных Знаков еще дрожало на неустоявшихся водах жизненных событий. «Какую сложу тебе песнь? Как устремлюсь?» – вопрошает Николай Рерих, и в этом же стихотворении содержится ответ: «На вершинах гор и на дне морей прилежно ищи. Ты найдешь славный камень любви. В сердце своем ищи Вриндаван – обитель любви»[11]. И тогда:

…Сон в мысль 
превратится. Мы не будем
уносимы бурей. Сдержим
крылатых коней утра.
Направим порывы вечерних 
ветров. Слово Твое – океан
Истины. Кто направляет
корабль наш к берегу?
Майи не ужасайтесь. Ее
Непомерную силу и власть
Мы прейдем. Слушайте!
Слушайте! Вы кончили
споры и ссоры?[12]

Н.К. Рерих. Мост славы. 1923

В последних восклицаниях уже рокочет голос Свыше, вливаясь в слова и строки поэта, обращаясь к народам, неуемно нагнетающим причины катастроф. Именно в 1916 году Рерих начинает сюиту «Благословенному». Как молитва сердца звучат слова:

…Ты, в тишине приходящий,
безмолвно скажи, что я в жизни
хотел и что достигнуто мною?
Возложи на меня свою руку, –
буду я снова и мочь и желать,
и желанное ночью вспомнится
утром[13].

Поэзия этого цикла выражает самые сокровенные процессы, происходившие в душе Рериха.  И духовный Водитель уже откликается на зов; Его касание – в разнообразных путеводных знаках мастера, в сновидениях и предчувствиях.

Е.И. Рерих в юности

Еще более яркий духовный процесс происходил у Елены Ивановны Рерих. С раннего детства она ощущала связь с Учителем, его постоянное  чуткое внимание и присутствие. Первое яркое видение она пережила в шестилетнем возрасте, увидев Его облик на фоне цветущей яблони Павловского сада. Во время частых заболеваний, при повышении температуры, когда «зрение становилось особенным», она видела двух Великанов в индусских одеяниях. Они появлялись в ее комнате, пристально и ласково за ней наблюдали, и происходило еще что-то непостижимое тогда для ее сознания. В начале века Елена Ивановна, оставаясь дома с маленькими сыновьями, много читала – книги по буддизму, труды индийских философов Рамакришны, Вивекананды, древних китайских мудрецов, «Карма-йогу», «Бхакти-йогу». Глубокие переживания, связанные с духовными Учителями, продолжались. Николай Константинович ощущал свою сопричастность; сны и видения жены нередко становились сюжетами его картин.

Матсья Аватара. Индия. Первая половина XX в.

В 1911 году у Елены Ивановны был сон-видение Гигантской Огненной Рыбы, низвергнутой с Небес, который она описала так: «…Налетает страшный ураган, небо становится бархатным, черным, деревья со свистом пригибаются к земле. Наш тарантас опрокидывается, мы летим в канаву, но остаемся невредимыми. С ужасающим ударом грома чернота небес разверзается, и из Горнила Огня, как молния, низвергается на землю Гигантская Огненная чешуйчатая Рыба, головою вниз; ее раздвоившийся хвост завился в кариатиду и уперся в черноту небес. Гигантский огненный столб соединил Небеса с Землею.

Позднее я узнала, что на Востоке Рыба являет символ Аватара, Мессии, и, конечно, Аватар на своем проявлении не может не потрясти сферы земные и небесные»[14].

«Очищенья грядет неизбежное время»

Вынужденно покинув в 1916 году Россию, Рерихи через некоторое время окажутся в Лондоне, где они будут иметь первую реальную встречу с Учителями. Определится их планетарная миссия и начнется трудная многолетняя работа, связанная с целым рядом эволюционно важных задач. В их числе – Центрально-Азиатская экспедиция, создание Учения Живой Этики, разработка и претворение исходящей из этого Учения концепции Культуры – спасительного Ковчега для человечества.

В конце 1931 года Елена Ивановна получит от Великого Учителя задание перевести на русский язык «Тайную Доктрину» Е.П. Блаватской – грандиозный труд, раскрывающий вселенскую и всечеловеческую эволюцию, космические законы, которые организуют жизнь духа и материи и многое другое, что приподнимает таинственную завесу Бытия. В «Тайной Доктрине» можно узнать немало важных сведений о Ману – Спасителе человечества, о Потопах и других катаклизмах, которые уже неоднократно обрушивались на человечество, «меняя весь аспект нашей Планеты». Эти явления предстают во всей своей сложности и неоднозначности, и не сразу приходит понимание, кто же есть Ману – праведник, Великий Спаситель, или это обобщенный образ человечества. Подобное происходит и с Потопами. «Наша Пятая Раса – непосвященная часть ее, – говорится в “Доктрине”, – слыша о многих Потопах, смешала их и ныне знает лишь один из них. Таких великих катаклизм было уже четыре»[15].

Л. Бакст. Древний ужас. 1908

«Легенда Потопа, подобно всем другим легендам, имеет более, нежели одно только значение. В Теогонии она относится к предкосмическим преобразованиям, к духовным соответствиям – как бы нелепо ни звучал этот термин на ухо ученого – а также и к последующей Космогонии; к великому Наводнению Вод (Материи) в Хаосе, пробужденных и оплодотворенных теми Лучами-Духа, которые были поглощены и погибли в таинственной дифференциации – предкосмической тайне, прологе к драме Бытия»[16].

Но земной Потоп и повествование о нем также имеют двойное значение. В одном случае он связан с каким-то труднопостижимым спасением человечества в Конце Третьей Расы, а в другом восходит к реальному историческому факту потопления Атлантиды, «когда Вайвасвата, великий Мудрец на Земле, спас Пятую Коренную Расу от истребления вместе с остатками Четвертой»[17].

Интересно отметить, что подобные легенды есть в разных культурах мира – Блаватская называет их в «Разоблаченной Изиде» и в «Тайной Доктрине». Легенда жителей Перу гласит: «Инка, семеро числом, вновь населили землю после потопа»[18]. В мексиканских мифах говорится о «дважды-семерых» спутниках и божественной птице, которая летела впереди ладьи ацтеков. Яо у китайцев отплывает с семью фигурами, которых он «оживит», как только пристанет к суше, и употребит для «человеческого семени». Озирис, входя в Ковчег или же Солнечную Ладью, берет с собою «семь Лучей». «Семь Титанов или Кабиров являются тождественными с семью Риши индусской мифологии, которые спаслись в ладье со своим Мену (Maнy), главою семейства»[19]. В преданиях древнего Китая хранится память об Острове, который «вследствие беззакония великанов» опустился на дно океана, и царь Пенру-ун, китайский Ной, один лишь спасся со своей семьей благодаря предупреждению Богов через двух идолов.

Матсья (воплощение Вишну в образе рыбы) спасает Ману и семь мудрецов от всемирного потопа

Несмотря на то что имена героев меняются, а воды Потопа по библейским писаниям доходят до горы Арарат, по халдейским – до горы Низир, по арабским – до гор Джебель-Джуди, а по индусским легендам до Гималаев, все предания повествуют об одном и том же событии, случившемся в интервале от 850 тысяч до 100 тысяч лет назад: о потопе, который «поглотил последние полуострова Атлантиды, начиная с Рута и Даитья и кончая сравнительно небольшим островом, упомянутым Платоном»[20]. Четвертая Раса в своем развитии имела значительные достижения, но осквернила свой дар, применив его к злым, разрушительным целям. «Раса Атлантов стала народом злобных колдунов».

Н.К. Рерих. Змий древний (Рождение Мистерий). 1924

В конце XIX века Великие Учителя, обеспокоенные направлением цивилизации и невежеством науки, передавали истинные знания, в том числе о древнейших фактах человеческой истории: «Мы утверждаем, что гораздо более высокие цивилизации, чем наша, процветали и исчезли. <…> Мы утверждаем, что как до, так и после ледникового периода в разных местах земного шара существовала серия цивилизаций, что они достигали апогея своей славы и затем угасали»[21].

В XX веке Е.И. Рерих совместно с Великими Учителями создает Учение Живой Этики – срочно дается новый поток Знаний с целью просветить человечество, которое с катастрофической скоростью направляется в пучину саморазрушения.

«К сожалению, настоящее время совершенно соответствует последнему времени Атлантиды. Те же лжепророки, <…> те же войны, те же предательства и духовное одичание; <…> так же точно Атланты умели промчаться над планетою, чтобы скорее обмануть друг друга; так же осквернялись храмы, и наука сделалась предметом спекуляции и раздора. <…> Так же восставали против Иерархии и удушались собственным эгоизмом. Так же нарушали равновесие подземных сил и создавали взаимными усилиями Катастрофу»[22].

В 1928–1929 гг. Рерих создает одно из самых драматических своих полотен – «Гибель Атлантиды», продолжая тему, начатую в петербургский период. Тогда же Елена Ивановна писала своим сотрудникам: «Вы знаете, какая неслыханная Битва происходит сейчас на всех планах! Силы зла направляют подземный огонь пробить кору Земли в самом опасном месте. И только неусыпный дозор всех Сил Света удерживает нашу планету от окончательного взрыва <…>. Силы Света тушат вспышки злобы, удерживают воинственный пыл многих народов, чтобы дать укрепиться тому, что должно быть охранено»[23]. В ее разъяснениях облик Ману приобретает величественную Космическую реальность, связанную с эволюцией Земли: «Согласно эзотерическим восточным Учениям, на протяжении целой Манвантары, или большого Круга нашей планеты, мы имеем одного Ману (Учителя Учителей), стоящего во главе высоких Собратьев Его. Так Единая Индивидуальность принимает на себя ответственность за планету на целую Манвантару»[24]. «Кто же как не Ману ударяет основную ноту или устанавливает свою вибрацию, которая должна звучать на определенный цикл? Кто же приносит Первое Провозвестие? Именно Ману проявляется при конце и нарождении каждой расы.

Н.К. Рерих. Гуру Гури-Дхар (Путь Учителя Учителей) Небесный Свет. 1931

Планетный круг, заключающий в себе нарождение и конец всех семи рас, находится на всем своем протяжении под верховным водительством одной и той же Индивидуальности»[25].

«Время, переживаемое нашим земным человечеством, есть время перехода от одной эволюции, в которой развивается интеллект, к эволюции духовности, когда дух начинает преобладать над интеллектом, и этот переход совершается на смене Рас. Так, Шестая Раса начинает вступать в свои права. <…> каждая смена расы сопровождается космическими катаклизмами, и это очищение необходимо, чтобы молодая раса могла развиваться. Космические катаклизмы происходят в силу изменения наклона земной оси. Сейчас ученые очень определенно отмечают этот уклон, который все продолжается и грозит катастрофами»[26].

«Когда ваша пятая раса достигнет зенита физической интеллектуальности и максимума своей цивилизации <…> и не будет способна к дальнейшему подъему в своем цикле, – ее прогресс в направлении абсолютного зла будет приостановлен одним из потрясений (точно так же, как ваши предшественники лемурийцы и атланты)…»[27].

«Но кому не нужна лодка Наша, тому предоставляем переплыть океан хоть на бамбуковой тростинке»[28].


[1] Рерих Н.К. Листы Дневника: В 3 т. Т. 3. М.: МЦР, 2002. С. 319.

[2] См.: Махабхарата. Поэтическое переложение С.Л. Сиверцева. М., 2000. С. 185.

[3] «Предок живущих» – Брахма.

[4] Махабхарата. Поэтическое переложение С.Л. Сиверцева. С. 186.

[5] Там же. С. 189.

[6] Там же. С. 190.

[7] Рерих Н.К. Древние источники. М., 1993. С. 30.

[8] Рерих Н.К. Сказки. Л., 1991. С. 77.

[9] Там же. С. 73.

[10] Там же. С. 59–60.

[11] Рерих Н. Цветы Мории. Пути благословения. Сердце Азии. Рига, 1992. С. 23.

[12] Там же.

[13] Рерих Николай. Письмена. М., 1974. С. 71.

[14] Рерих Е.И. У порога Нового Мира. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2000. С. 61–62.

[15] Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Кн. 3. М., 1991. С. 179.

[16] Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Кн. 3. С. 183.

[17] Там же. С. 178.

[18] Там же. С. 180.

[19] Там же. С. 181.

[20] Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Кн. 3. С. 179.

[21] Синнетт А.П. Эзотерический Буддизм. М., 2001. С. 92.

[22] Иерархия. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2011. С. 145.

[23] Рерих Е.И. Письма. М., 2002. Т. IV. С. 249.

[24] Рерих Е.И. Письма. Минск, 1992. Т. II. С. 245.

[25] Там же. С. 301–302.

[26] Рерих Е.И. Письма. М., 2000. Т. II. С. 182.

[27] Синнетт А.П. Учение Будды. Эзотерический Буддизм. М., 1995. С. 217.

[28] Иерархия. С. 199.

Spread the love

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *