№ 52-2014-2 |
Б.Ю. Соколова _________
Блажен, кто рядом славных дел
Свой век украсил быстротечный;
Блажен, кто жизнию умел
Хоть раз коснуться правды вечной;
Блажен, кто истину искал,
И тот, кто, побежденный, пал
В толпе ничтожной и холодной,
Как жертва мысли благородной!
А.К. Толстой. Иоанн Дамаскин _________
Благодаря трудам семьи Рерихов мы заново открываем для себя и переосмысливаем вроде бы знакомое слово «героизм». В этих трудах мы находим уникальную концепцию героизма как эволюционного явления, касающегося жизни не только отдельного человека, но и судеб всего человечества. Эта концепция, сформулированная на страницах философской системы Живой Этики, нашла глубокое и всестороннее отображение в историко-философских произведениях Н.К. Рериха, в его общественно-культурной деятельности, а также в его художественном творчестве. Примечательно, что его искусство было определено как героический реализм. В эпистолярном наследии Е.И. Рерих немало строк посвящено значению подвига, огромному воспитательному потенциалу литературы о героях. Необходимо подчеркнуть, что уникальность рассматриваемой концепции связана с тем, что ее создатели были сами яркими носителями героического начала, и это придает их концепции особенную убедительность. Такими же героическими личностями были и их сыновья – Ю.Н. Рерих и С.Н. Рерих. Академик Л.В. Шапошникова впервые проанализировала и развивает в своих работах рериховскую концепцию героизма, раскрывая его глубинную суть и эволюционное значение.
Данная статья охватывает лишь некоторые аспекты этой многогранной и поистине беспредельной темы. Героизм – явление исключительное по своей важности для совершенствования человечества, космическая эволюция которого невозможна без развития героического начала. Это относится и к внутреннему миру конкретной личности, и к героизму как явлению в исторической судьбе целого народа. Поэтому эволюционный смысл героизма можно рассматривать в двух аспектах, обусловленных его двойственным характером:
1) героизм – это качество духа человека, которое присуще ему изначально, и здесь речь идет о совершенствовании отдельного человека;
2) героизм – это явление культурно-исторического процесса, и здесь можно говорить о ведущей роли героев в жизни каждого народа и всего человечества.
Итак, героизм – это качество духа, которое лежит в основе эволюционного восхождения человека. Согласно Живой Этике, мироздание представляет собой иерархию миров от низших до высших, в которой их место определяется состоянием и качеством материи. Все в мире является тем или иным видом материи, и дух – это утонченная форма материи, которой присуща энергетика высоких вибраций. Как пишет Л.В. Шапошникова, анализируя методологические положения Живой Этики, дух «занимает в Мироздании главенствующее положение, выступая в качестве основы космического творчества. Дух как тонкоматериальная энергия в процессе эволюции одухотворяет материю, создавая более высокие ее формы»[1].
Дух пронизывает все уровни бытия Космоса. «Мир един созвучием духа», – читаем в книге «Зов»[2]. Поэтому дух человека роднит его со всем Космосом и делает частью системы, основанной на космических законах. Один из таких законов называется законом Единства, он обозначает неразрывную связь всего со всем. Закон Единства тесно связан с другим космическим законом – Общего Блага. Таким образом, труд и творчество для Общего Блага являются естественным состоянием духа. Вот почему следование этому закону ведет человека к высокой ступени духовного развития: «Служитель, приверженец Общего Блага, утверждается как сотрудник Космоса»[3].
В книге «Община» дается уникальное определение героя: «Герой тот, кто действует самоотверженно, неуклонно, сознательно и тем, действуя во имя Общего Блага, приближает течение космической эволюции»[4]. Каждое понятие этого определения несет важнейший смысл. Самоотверженность как качество духа является его высшей ступенью[5], без самоотверженности, то есть отказа от эгоистического восприятия мира, невозможно расширение сознания, истинное творчество и развитие человека как такового. Понятие «неуклонно» указывает на постоянство, одно из важнейших качеств героя. С постоянством же связана и сознательность выявления героического начала. Итак, исходя из этого определения, самоотверженный, сознательный, постоянный героизм, устремленный на Общее Благо, связан с творчеством космической эволюции.
Космическую эволюцию человечества, одно из центральных понятий в Живой Этике, можно представить как его совершенствование в качестве неотъемлемой части Вселенной. Подъем по ступеням космической эволюции обеспечивается неукоснительным следованием законам Космоса. Космическая эволюция включает такие фундаментальные понятия, как добро, красота, культура, истина, героизм, духовность. В основе космической эволюции, как отмечает Л.В. Шапошникова, лежит энергообмен, являясь ее движущей силой[6]. На энергетическом обмене основана жизнь во всем Мироздании, именно он дает возможность получать и накапливать энергетику, необходимую для восхождения как человека, так и человечества. Главная же цель космической эволюции состоит в утончении, одухотворении материи, повышении ее энергетического потенциала.
Космическая эволюция в Живой Этике тесно связана с одухотворенным Космосом, и в первую очередь с таким сложным и величественным понятием, как Космический Магнит, в орбите которого находится вся космическая эволюция[7]. Космический Магнит – это высочайшая энергетическая структура Вселенной, ее творческое и организующее начало.
Эволюция на Земле тоже связана с творчеством Космического Магнита, которое проявляется в деятельности конкретных личностей, несущих в себе героическое начало. Л.В. Шапошникова отмечает, что энергетика истинного героя согласована с ритмом Космического Магнита[8]. Именно эта согласованность и дает герою возможность действовать по законам Космоса, являться субъектом космической эволюции и творить в ее потоке. Внутренний мир героя, его дух откликается на зов Космоса, который он стремится передать людям. Героическое творчество всегда присуще деятельности тех, кого Л.В. Шапошникова называет вестниками космической эволюции. Суть такого творчества заключается в формировании энергетического пространства, необходимого для духовного преображения человечества.
Возвращаясь к Космическому Магниту, отметим, что он обуславливает взаимодействие плотного мира с мирами Высшими. Как писала Е.И. Рерих в одном из писем, «Космический Магнит есть связь с Высшими Мирами в велении Бытия»[9]. Высшие миры – это такие миры одухотворенного мироздания, которым присущи высокие состояния материи. Они выступают причиной для миров, занимающих более низкие уровни иерархической градации. Одно из главных методологических положений Живой Этики представлено космическим законом, который гласит, что находящееся на более низкой ступени развития способно эволюционировать только с помощью Высшего. Именно Высшие миры определяют эволюционный ход земного исторического процесса, из них в мир плотной материи поступают необходимые импульсы, которые дают толчки каждому новому этапу развития. Эти импульсы, несущие высокое Знание и высокую энергетику, направлены на изменение человеческого сознания, или на его расширение. По космическому закону созвучия воспринимать высшие импульсы может только человек с утонченной энергетикой. Кроме того, условиями восприятия высших эволюционных импульсов, как и вообще условиями взаимодействия с мирами высокого состояния материи, являются сверхличные устремления человека, расширенное сознание и духовность. Такого человека можно назвать словом «герой». Связь с Высшим представляет одну из важнейших отличительных особенностей истинного героя.
О такой связи образно сказал выдающийся индийский философ Рамакришна: «…Сердце подвижника – это храм Господа»[10]. Право на эту связь дает высокая энергетика героических качеств, и в первую очередь самопожертвования и самоотверженности. «Самопожертвование есть один из верных путей к Братству»[11], – сказано в Живой Этике. И еще: «Самоотверженность подвига приобщает дух к самым высоким проявлениям Бытия»[12]. Таким образом, самоотверженность дает герою право на сотрудничество с Высшим началом, и такое сотрудничество превращает человека в участника космического творчества[13].
В то же время взаимодействие героической личности с высокими структурами мироздания несет в себе эволюционные возможности для всего народа, среди которого живет и действует герой. Л.В. Шапошникова подчеркивает, что герой является персонифицированной связью народа, осознанной или неосознанной, с Высшим началом, «ибо в нем изначально воплощается творческая энергия Космической Иерархии»[14]. Поэтому герой представляет собой звено в Иерархии Светлых Сил, через которое народу передаются необходимые для духовного восхождения импульсы.
Космическая Иерархия высокоразвитых сознаний, Братство Великих Учителей… Испокон веков Члены этого великого Братства приходят в мир как культурные герои, выдающиеся философы и мудрецы, создатели учений и религиозные подвижники. Эти великие Герои ведут и направляют земных героев – своих учеников, поддерживая их на тернистых путях подвига. Именно высшее руководство помогает герою преодолеть яростное сопротивление окружающих, сохранить свой внутренний огонь и выполнить свое предназначение. Связь героя с Учителем делает его неотъемлемым звеном Иерархии, сотрудником космических сил.
Такое высокое руководство запечатлено на многих страницах истории и засвидетельствовано культурными артефактами. Один из ярчайших примеров непосредственного контакта героя с Высшим началом находим в памятнике философской мысли Древней Индии «Бхагавадгита», которая повествует об Арджуне – ученике одного из Великих Учителей – Кришны. «Я подвижников подвиг»[15], – говорит Кришна, что можно понимать как указание на неотъемлемую связь жизни и деятельности героя с высшими структурами бытия. Связь героя с Высшим началом также запечатлел героический эпос разных народов. Об этом, например, повествует карело-финский эпос «Калевала»: «И поднялся Вяйнямёйнен, / Выше поднимает очи, / Смотрит с радостью великой / Через голову на небо; / Говорит слова такие / И такие молвит речи: / “Да, оттуда сходит милость, / Помощь верная оттуда, / Вот оттуда, с выси неба, / От творца с могучей силой. <…> / Только бог кончает дело, / Лишь творец конец дарует; / Без него герои слабы, / Руки сильного бессильны!”» (Руна девятая, 561–586). Уникальный пример находим и в русских былинах об Илье Муромце. Как известно, Илья тридцать лет и три года был недвижим и лежал на печи. Один из вариантов былины о его исцелении уточняет, что все эти годы он страстно молился. Его молитвы были услышаны, и пришли к нему три странника – калики перехожие. Они вылечили героя и дали ему высший импульс в виде необыкновенной силы[16]. Ярким примером связи героической личности с Высшим началом была жизнь Жанны д’Арк. Это Высшее вело и поддерживало героиню всю ее короткую жизнь. Фридрих Шиллер, в силу своего писательского дара и романтического мировоззрения ощущавший многие тонкие явления, написал в драматической поэме «Орлеанская дева» следующие строки о Жанне: «Я вижу в ней тогда знаменованье / Чего-то высшего, и часто мнится, / Что из других времен пришла она…»[17].
Итак, жизни и деяниям героя неизменно сопутствует высшее Руководство, которое исходит от Иерархии Великих Учителей. Именно поэтому прикосновения к образам героев зарождают понятие Братства, о чем сказано в Живой Этике: «Взрослые нередко не звучат на понятие героизма, но дети любят народных героев. Они восхищаются подвигами и мечтают видеть самих себя на месте борцов за правду. Невозможно лишать детей этого живого источника вдохновения, на всю жизнь останется такое светлое горение. Не чувственность это устремление, но рост сознания, соприкоснувшегося с образом прекрасным. Нужно всеми мерами охранить такие соприкасания, из них зарождается понятие Братства»[18].
Из приведенной цитаты также следует, что, когда человек соприкасается с прекрасными героическими обликами, происходит важнейшее действо – рост сознания. П. Тейяр де Шарден определил эволюцию как «возрастание сознания»[19]. Такое определение созвучно философии Живой Этики, в которой процессу возрастания или расширения сознания уделяется большое внимание. Это сложный, длительный и незаметный, «как рост травы»[20], процесс накопления опыта, который со временем превращается в знание, становящееся неотъемлемой частью сознания человека. Таким образом, происходит постепенное открытие, осмысление и вмещение человеком в орбиту своей духовной деятельности все новых граней беспредельной истины бытия. Исследуя методологию Живой Этики, Л.В. Шапошникова отмечает, что с процессом расширения сознания тесно связан принцип «Учитель – ученик» как «космический принцип обучения и познания в процессе эволюции, без которого невозможно какое-либо продвижение человечества»[21]. В процессе расширения сознания главную роль играет высший импульс, идущий от Учителя. Таким Учителем для человека может стать высокий героический облик. В Живой Этике подчеркивается, что понятия «Учитель» и «Герой» в сущности своей означают одно и то же[22]. Но об этом речь пойдет ниже.
Возвращаясь к процессу расширения сознания, отметим, что Живая Этика помещает сознание в сердце (имеется в виду духовное) человека[23]. «Думает сердце; утверждает сердце; объединяет сердце. Можно помнить всегда значение сердца, так долго затемненное мозгом»[24], – отмечается в книге «Сердце». Конечно, есть большая философская традиция такого осмысления сердца в мировой культуре, когда оно выступало альтернативой мозгу в качестве вместилища ума, но мы не будем на этом останавливаться.
Согласно Живой Этике, сердце человека не может развиваться без связи с Высшим, оно неотъемлемо от Иерархии Света. В книге «Мир Огненный» есть интересные слова: «…Вспомним о сердце, иначе говоря, об Иерархии»[25]. Именно сердце является посредником с Мирами Высшими[26]. Сердце человека непосредственно связано с духом, в Живой Этике оно характеризуется как «дом Духа»[27] и «средоточие духа»[28]. На то, что сердце есть средоточие духа, также указывает Е.И. Рерих в своих письмах[29].
Именно сердце и связанный с ним дух человека получают высший эволюционный импульс. В нашем контексте, поскольку мы говорим о героях, высший импульс человек получает при соприкосновении с героическим обликом. Но это соприкосновение не должно оставить его равнодушным, человек должен восхититься героическим подвигом, полюбить героя и устремиться ему подражать. Высший импульс играет главную роль в развитии, совершенствовании сердца, что напрямую связано с эволюцией человека, ибо, как писала Е.И. Рерих, «без развития и утончения сердца невозможно никакое продвижение, никакой прогресс…»[30]. Именно образы героев, примеры их жизни и деятельности способствуют усовершенствованию сердца[31].
Важнейшую роль в эволюции человеческой природы Живая Этика отводит психической энергии, которая является одним из высших проявлений всеначальной огненной энергии (называемой в Живой Этике Огнем). Всеначальная энергия как основа Мироздания разлита во всем пространстве и насыщает каждый его атом[32]. Через свой внутренний огонь, как один из аспектов всеначальной энергии, человек связан со всем мирозданием и процессами, происходящими в нем. Проявлением огненной природы человека являются дух, сердце, психическая энергия, мысль. Психическая энергия, которую в древности называли «воздухом сердца»[33], представляет собой огромную созидательную силу человека. «Псих[ическая] энергия, – писала Е.И. Рерих, – есть любовь и устремление. <…> выработка в себе постоянного, ничем не сломимого устремления к совершенствованию, к Свету во всех проявлениях и будет развитием этой жизнедательной энергии. <…> Можно сказать, что там, где нет устремления, там отсутствует и высокая психическая энергия»[34]. Она отмечала, что эта жизненная сила делает нас сознательными и бессмертными[35]. Развитие психической энергии обуславливает творчество человека, его способность к познанию и овладению своими скрытыми возможностями. Состояние психической энергии обусловлено выработкой нравственных качеств. «Высокая нравственность является основанием для развития и обновления источника жизненной силы – энергии психической…»[36] – писала Е.И. Рерих.
В Живой Этике отмечается, что накопление психической энергии может происходить самоотверженностью и подвигом[37]. Подвиги и героические деяния ведут к совершенствованию, ибо благодаря им создается «наибольший огонь сердца»[38]. Это и означает возрастание психической энергии. При этом у человека с развитым героическим началом внутренний огонь, или психическая энергия, достигает такого уровня, что он не только совершенствуется сам, но может помогать совершенствованию других людей. А выше уже говорилось, что соприкосновение с героическим обликом может влиять на расширение сознания. «…Каждый отдавший себя на Служение есть насыщающий все своим огнем»[39], – читаем в книге «Беспредельность». Тут, конечно, речь идет об энергетическом влиянии, об одухотворении материи. Важным моментом является то, что мысль героя как носителя огней (т.е. высокой энергетики) связана с космическим творчеством, а его желания продвигают эволюцию[40]. Естественно, желания героя – сверхличны. Интересно отметить, что высокая огненная энергетика как движущая сила героя символически показана в бурятской версии героического эпоса о Гэсэре, конь которого состоит из огня.
Мысль, как одна из важнейших категорий философии Живой Этики, – это энергия, которая, набирая силу в пространстве, возрастает. Возвращаясь к человеку, созидательные мысли обогащают его сознание, негативные – имеют разрушительную тенденцию. В книге «Надземное» сказано: «Человеческие мысли тоже растут в пространстве. Каждая героическая самоотверженная мысль есть уже как зерно будущего мира»[41]. Следует подчеркнуть, что такие зерна будущего закладываются как самоотверженной мыслью подвижника, так и сердечным устремлением обычного человека, которого вдохновили подвиги героя. Слова из книги «Надземное» о том, что «яркие деяния утверждали лучшие порывы»[42], подчеркивают духовный рост человека, восхищенного героизмом. Ибо мысль, озаренная «лучшими порывами», преображает внутренний мир, укрепляет нравственные качества, утончает сердце, способствует возрастанию психической энергии.
Итак, все вышесказанное свидетельствует о том, что ступени эволюции слагаются благодаря героическому началу. Герои – главные субъекты этой эволюции, ибо они связаны с Космическим Магнитом, а также с Космической Иерархией. Соприкосновение с величественными героическими обликами обуславливает рост сознания человека, а значит, дает возможность этому человеку эволюционировать. Высокая энергетика героических деяний принимает активное участие в совершенствовании материи плотного мира. В книге «Надземное» есть такой образ: «Что же представляют собою герои и мученики? В смысле энергетическом, они составляют как бы живые вулканы, извергающие напряженные энергии. Действительно, такие напряжения необходимы для эволюции»[43].
Как уже было сказано, герои воспринимают импульсы Высших миров, которые несут на Землю важнейшие знания и высокую энергетику. Знания, как отмечает Людмила Васильевна, являются важнейшей опорой космической эволюции человечества, энергетическим импульсом в пространстве этой эволюции[44]. С накоплением и осмыслением знания связан духовный рост, совершенствование человека. Воплощая высшие импульсы в своей деятельности, герои выступают творцами земной культуры, и их творчество неразрывно связано с творчеством космической эволюции.
В данном контексте следует отметить, что в Живой Этике раскрывается механизм космического зова мироздания и ответа человека на этот зов, утверждается необходимость духовного устремления: «Космическая энергия, как идущий творческий импульс, даст там заключительную жизнь, где проявлено устремление. Если бы человек осознал великое взаимовлечение, то он направлял бы чаще свою энергию навстречу космическому творчеству. Ведь зов утвержден как великий магнит»[45]. Дух человека, который откликается на этот зов, пробуждает космическую силу и становится участником эволюционного творчества. Такие люди несут в себе ярко выраженное героическое начало и могут вести за собой других людей, способных, в свою очередь, откликнуться на их зов. Именно поэтому восприятие эволюционного импульса – это процесс двусторонний. Герой, связанный с Высшим, с Космической Иерархией, получает импульс и должен передать его людям. Но условием восприятия этого импульса со стороны народа будет служить почитание героя и любовь к нему, ибо для народа герой – это то Высшее, любовь к которому является важнейшим фактором совершенствования человека.
Поэтому можно сделать вывод о том, что почитание героев, живая память о героических подвигах и сердечное устремление к их носителям, восхищение и подражание – все это дает возможность подняться на новую высоту совершенствования как отдельной личности, так и целым народам. Не случайно в Живой Этике подчеркивается, что отношение к героям является критерием различения восходящих и нисходящих народов. Сердцу дряхлеющего народа понятие героизма будет чуждо, обременительно и даже неприлично, но народ, который мечтает о герое, закладывает основы своего будущего восхождения[46].
К сожалению, в современном обществе с его постмодернистским отношением к миру можно говорить об искажении понятия героизма, его непонимании и отрицании. Для современного человека героизм превратился в абстракцию, далекую от жизни, а зачастую осмеянную и попранную. Выдающийся английский философ Томас Карлейль, который одним из первых осознал истинный смысл героизма, писал: «Я думаю, что уважение к героям, в различные эпохи проявляющееся различным способом, является душой общественных отношений между людьми и что способ выражения этого уважения служит истинным масштабом для оценки степени нормальности или ненормальности господствующих в мире отношений»[47]. Сегодня, когда некоторые СМИ в погоне за сенсацией выдают в эфир клевету на выдающихся личностей, порочат их светлое имя и героическую жизнь, возникает вопрос: до какой степени ненормальности дошли отношения в нашем мире?
Живая Этика настаивает на глубокой жизненности, практичности героизма, на его эволюционной неизбежности. «Мир будет потрясен действительностью героизма»[48], – подчеркивается в этой философской системе. И эта реальность и жизненность героизма заключены в его всеобъемлющей космичности. Действительно, исходя из тождества микро- и Макрокосма, можно утверждать, что героическое начало представляет собой качество всей одушевленной Вселенной, присущее каждому ее иерархическому звену. На высших ступенях Иерархии Света героизм неотъемлем от понятия Учителя, сущность которого, как мы уже говорили, выражает то же, что и понятие героя: оба они ведут за собой к совершенствованию, помогают переносить тяготы жизни, являются источником мужества. «Учитель есть лучший Герой. Его вооружение не ржавеет, не изнашивается. Войско может обратиться в бегство, но Учитель не отступит; дадим Ему венок Героя»[49], – сказано в книге «Надземное». И еще: «Сердце Учителя живет подвигом»[50].
По сути, героизм является одним из устоев Мироздания, ибо связан с такими Основами, как Общее Благо, Огонь, Дух, Сердце, Самоотверженность. «Самый мощный показатель подвига есть самоотверженность. Конечно, нужно понимать это космическое понятие во всей его красоте»[51], – сказано в книге «Мир Огненный».
Во все времена героизм был эволюционным явлением, но героическое начало, по сути, – удел меньшинства. Живая Этика утверждает, что сущность каждого человека потенциально героична и героизм – это сужденный путь его развития. Елена Ивановна Рерих писала: «Пришло Время, когда мы все должны стать героями и творить героев»[52]. И не случайно Великие Учителя, создавая Живую Этику, подчеркивали: «Нам сказано: “Творите героев”»[53]. Приход Нового Мира обусловлен развитием героического начала, и героизм – это естественное состояние человека будущего. Как качество духа, героизм даст возможность каждому стать сознательным сотрудником одухотворенного Мироздания, приобщиться к творчеству космической эволюции.
[1] Шапошникова Л.В. Философия космической реальности [вступ. ст.] // Листы Сада Мории. Кн. 1. Зов. Учение Живой Этики. М.: МЦР, 2003. С. 54.
[2] Листы Сада Мории. Зов. 1 февр. 1923 г.
[3] Беспредельность. II, 414.
[4] Община, 147.
[5] См.: Мир Огненный. III, 26.
[6] См.: Шапошникова Л.В. Огненное творчество Космической эволюции [предисл.] // Рерих Е.И. У порога Нового Мира. М.: МЦР, 2000. С. 10.
[7] См.: Беспредельность. II, 889.
[8] См.: Шапошникова Л.В. Мудрость веков. М.: МЦР, 1996. С. 377.
[9] Рерих Е.И. Письма: В 9 т. Т. 3 (1935). М.: МЦР, 2001. С. 242.
[10] Провозвестие Рамакришны [Репринтное издание]. Рига: Угунс, 1992. С. 95.
[11] Братство, 155.
[12] Беспредельность. I, 117.
[13] См.: Шапошникова Л.В. Великое путешествие: В 3 кн. Кн. 3. Вселенная Мастера. М.: МЦР, 2005. С. 833.
[14] Шапошникова Л.В. Мудрость веков. С. 377.
[15] Бхагавадгита. Книга о Бхишме (отдел «Бхагавадгита», кн. VI, гл. 13–24) / Введение, пер. с санскр. и коммент. Б.Л. Смирнова. СПб.: А-cad, 1994. (Серия: Философские тексты Махабхараты). С. 116.
[16] Один из вариантов былины акцентирует внимание на том, что Илья Муромец вместе с силой получил важное качество – мудрость, он точно знал, как нужно распоряжаться этой силой.
[17] Шиллер Ф. Собрание сочинений в переводе русских писателей: В 4 т. Т. 2 / Под ред. С.А. Венгерова. СПб.: Акц. Общ. Брокгауз–Ефрон, 1901. С. 471.
[18] Братство, 470.
[19] Тейяр де Шарден П. Феномен человека / Пер. с франц. Н.А. Садовского. М.: Наука, 1987. С. 193.
[20] Листы Сада Мории. Зов. 2 июня 1922 г.
[21] Шапошникова Л.В. Философия космической реальности. С. 57.
[22] См.: Надземное, 463.
[23] См.: Сердце, 358.
[24] Там же, 353.
[25] Мир Огненный. II, 115.
[26] См.: Сердце, 535.
[27] Там же, 99.
[28] Мир Огненный. I, 656.
[29] См.: Рерих Е.И. О науке // Культура и время. 2009. № 3. С. 41.
[30] Рерих Е.И. Письма: В 9 т. Т. 2 (1934). М.: МЦР, 2000. С. 417.
[31] См.: Сердце, 359.
[32] См.: Рерих Е.И. Беседы с Учителем // Новая эпоха. 1999. № 1. С. 52.
[33] Аум, 378.
[34] Рерих Е.И. Письма: В 9 т. Т. 5 (1937). М.: МЦР, 2003. С. 148.
[35] См.: Рерих Е.И. Письма: В 9 т. Т. 6 (1938–1939). М.: МЦР, 2006. С. 197.
[36] Рерих Е.И. О науке. С. 37.
[37] См.: Знаки Агни Йоги, 509.
[38] Сердце, 245.
[39] Беспредельность. II, 795.
[40] См.: Там же, 797.
[41] Надземное, 176.
[42] Там же, 463.
[43] Надземное, 272.
[44] См.: Шапошникова Л.В. Земное творчество космической эволюции. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2011. С. 74.
[45] Беспредельность. I, 55.
[46] См.: Знаки Агни Йоги, 46.
[47] Карлейль Т. Теперь и прежде. М.: Республика, 1994. С. 329.
[48] Община, 234.
[49] Надземное, 463.
[50] Община, 65.
[51] Мир Огненный. III, 75.
[52] Рерих Е.И. Письма. Т. 2. С. 220.
[53] Знаки Агни Йоги, 290.