Вклад Л.В. Шапошниковой в формирование и развитие нового космического мышления[1]

№ 60-2017-1/2 |

Марга Куцарова, юрист-международник, председатель Национального общества имени Рерихов в Болгарии – члена МЦР _________

Л.В. Шапошникова

Важнейшие и труднейшие вопросы современной науки, вне сомнения, относятся к эволюции человечества. Известно, что в своем развитии оно прошло через несколько видов мышления – мифологическое, религиозное, научное. В конце ХІХ – начале ХХ века в России зародилось новое космическое мышление, которому суждено стать планетарным. Что является движущей силой этих этапов эволюции?

К вопросу формирования нового вида мышления современного человечества можно подойти и с точки зрения войны и мира. Некоторые исследователи отмечают: преодоление войн, террористических актов, насилия в городах, школах, то есть преодоление агрессии в человеческом сообществе на всех уровнях, возможно лишь при воспитании нового человека – неэгоистичного, ответственного, сострадательного, любящего. Иными словами, утверждение планетарного мира возможно только путем достижения нового, более высокого уровня сознания человечества. По сути, это путь Мира через Культуру, ясно указанный нам Н.К. Рерихом. Именно Культура формирует сознание человека. Но снова возникает вопрос: как этот более высокий уровень сознания человечества может быть достигнут? Это имеет прямое отношение к законам эволюции.

Вклад Людмилы Васильевны в современную научную мысль переоценить невозможно. Она не только ясно сформулировала эти ключевые для современной науки и для современного человеческого сообщества вопросы. Она дала ответы на них, и эти научные достижения Л.В. Шапошниковой неразрывно связаны с тем огромным вкладом, который она внесла в изучение философского наследия Н.К. и Е.И. Рерихов.

А.Л. Чижевский, К.Э. Циолковский, П.А. Флоренский, В.И. Вернадский

В работах Людмилы Васильевны Шапошниковой мы видим первое целостное научное осмысление философской системы Живой Этики. Благодаря ему она убедительно показала и доказала, что Живая Этика дает нам новую систему познания нового космического мышления, новой одухотворенной науки. Что дало возможность Людмиле Васильевне осуществить такое исследование? Она была истинной носительницей нового космического мироощущения. Подобно своим предшественникам, ученым-космистам, таким как В.И. Вернадский, П.А. Флоренский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, Людмила Васильевна много размышляла о необходимости новой системы познания, которая бы дала равные права знаниям, добытым в пространстве эмпирической науки, и метанаучным знаниям, которые нам дают философия, искусство, религиозный опыт. Эта новая система познания должна объединить в единое синтетическое целое эмпиричные знания и знания, полученные в течение тысячелетий через внутренний, духовный мир человека. Великие ученые-космисты, основоположники нового космического мышления в России на рубеже ХІХ–ХХ вв., внесли свой вклад в поиск и создание этой новой системы познания, в том числе своими научными исследованиями, при осуществлении которых они смело привлекали не только научные, но и метанаучные источники познания. Они как бы дали равные права науке и другим способам познания, понимая, что, если этого не сделать, проявятся тяжелые кризисные процессы, прежде всего в самой науке. В конце ХХ столетия, уже на базе накопленного опыта, мы можем убедиться, насколько было верно их понимание и предвидение. В 1962 году один из крупных историков науки американский физик Томас Кун пришел к выводу, что эпистемологическая точка зрения, на которой основывалась западная философия в течение трех веков, уже неэффективна, но он не может отказаться от нее за неимением сколько-нибудь разумной альтернативы[2]. Иными словами, теория познания современной экспериментальной науки, основывающаяся на эпистемологии западной философии, по сути исчерпала себя.

Книги Живой Этики

Л.В. Шапошникова – первая из современных ученых, которая не только четко выявила кризисные процессы в эмпирической науке и их причину – устаревшую систему научного познания, не соответствующую современному процессу развития науки, но и дала ответ на вопрос о пути преодоления старой системы мышления. Людмила Васильевна показала, что Живая Этика содержит в себе ту новую систему познания, необходимость которой осознавали великие ученые-космисты ХХ века. Раскрывая важный вклад В.И. Вернадского, П.А. Флоренского и других основоположников космизма в выработку отдельных элементов этой системы, Людмила Васильевна убедительно показала, что Живая Этика дает нам именно систему познания нового космического мышления. «Живая Этика, – пишет она, – есть универсальная открытая система философии, в которой синтетически слились способы познания, научные и вненаучные, в единую новую систему познания»[3].

Эта философская система, отмечает ученый, явилась завершающим этапом в формировании нового космического мироощущения, возникшего в ходе Духовной революции в России[4].

Может возникнуть вопрос: насколько правильно сказать, что Людмила Васильевна дала первое целостное научное осмысление Живой Этики? Есть и другие современные работы, посвященные этой философской системе, которые написаны в русле традиционных подходов так называемой научной философии. Отвечая на этот вопрос, нужно подчеркнуть, что Живая Этика является важнейшей основой нового космического мышления. Являя собой новую ступень в эволюции человечества, оно неизмеримо глубже, шире и богаче, чем предшествующее научное мышление и соответствующая ему система познания и ее методология. Укладывать новое космическое мышление в прокрустово ложе устаревших представлений крайне непродуктивно. Иными словами, рассматривать философскую систему Живой Этики в установленных рамках так называемой научной философии означает заведомо расчленить исследуемое явление, ибо оно в принципе не может быть вмещено той системой познания, которая берется его исследовать. Соответственно, подобное исследование по определению никогда не может быть целостным. Оно может дать лишь отрывочное, а зачастую и искаженное представление об изучаемом явлении.

Исследования Живой Этики, осуществлявшиеся с помощью устаревших принципов научной философии, подтверждают этот вывод. Они не увидели в Живой Этике главное – философию космической реальности, включающую в себя новую систему познания космического мышления.

Первое целостное научное осмысление философской системы Живой Этики, осуществленное Людмилой Васильевной, имеет огромное значение. Оно смело ввело Живую Этику в научный оборот. Оно открыло перед наукой путь к мучительно искомой ею новой системе познания. Это путь к нескончаемым новым научным открытиям, к одухотворению самой науки, в которой этика, являющаяся выражением основных законов Вселенной, будет занимать не менее важное место, чем законы естественных наук.

Людмила Васильевна исследовала новую систему познания Живой Этики, она раскрыла особенности ее методологии. Более того, вслед за Рерихами она явила смелый пример научных изысканий, основывающихся на этой новой системе познания и ее методологии, что и дало ей возможность ответить на поставленные в начале доклада труднейшие вопросы.

Вернемся к ним. Как может быть достигнут более высокий уровень сознания человечества, являющийся главной предпосылкой планетарного мира? Низкий уровень сознания сам ли из себя выработает более высокий? Вопрос можно поставить и по-другому. Как осуществляется переход одного вида мышления человечества в другой, в частности как трансформируется современное научное мышление в новое космическое?

Ответ Людмилы Васильевны чрезвычайно важен, и считаю необходимым привести его полностью. Она пишет:

«В течение веков новые сознания не возникали сами по себе и не были результатом творчества только земного человечества. Чтобы понять, что в действительности происходило, надо обратиться к одному из великих законов Космоса: “Высшее в ходе эволюции ведет за собой низшее”.

Что имеется в виду под “Высшим” и “низшим”? Высшее – это миры иного состояния материи, где энергетика высоковибрационна и измерение превышает наше трехмерное земное во много раз. “Низшее”, как ни обидно это узнать, – земной мир плотной материи с низковибрационной энергетикой. Эволюция Земли не может развиваться без влияния высшей материи.

С.Н. Рерих. Портрет Елены Ивановны Рерих с Ларцом. 1937

Взаимодействие Высшего и низшего достаточно хорошо видно в процессах космической эволюции, которая охватывает все мироздание, все небесные тела, в каком бы состоянии ни находилась их материя и энергетика. Влияние Высшего на низшее имеет свои пределы и особенности. Это влияние происходит в форме энерго-эволюционных импульсов, закономерности которых еще нами не изучены. Эти импульсы посылают на Землю более высокую энергетику. Без такого условия воздействие на плотный и низковибрационный мир Земли не произойдет, ибо эволюция Земли и подобных ей небесных тел может двигаться только с более высокой энергетикой. В данном случае имеется в виду энергетика космического сознания. Импульсы несут на Землю не только высокую энергетику, но и более высокое сознание, которое содействует расширению сознания человечества. Изменение сознания является важнейшим фактором дальнейшего продвижения земной эволюции. Процесс изменения сознания далеко не из легких. Сопротивление старого сознания, невежество, непонимание и многое другое замедляют воздействие высшего импульса на плотную материю Земли»[5].

Процитированный текст Людмилы Васильевны раскрывает особенности проявления в нашем земном плотном мире важнейшего космического закона: в эволюции Высшее ведет низшее. Воздействие Высшего осуществляется путем энерго-информационных импульсов, суть которых трудно осмыслить без понимания другого явления эволюции: вестников. Людмила Васильевна отмечает:

С.Н. Рерих. Портрет Н.К. Рериха с Ларцом. 1928

«Борьба старого с новым, тьмы со Светом проходит через всю историю земного человечества. Человек как таковой является одной из важнейших сил процесса космической эволюции. Энерго-информационный импульс идет через самого человека – и другого пути нет. Но далеко не каждый человек в состоянии понять такой импульс и объяснить его космическую суть другим людям.

Во всей истории человечества отмечено появление на планете Земля редких личностей, которые могут это сделать. Высокие духи, начиная с культурных героев мифологии и заканчивая нашими современниками, приходят на Землю, чтобы принять участие в ее космическом творчестве. Уровень сознания этих личностей на эволюционной лестнице мироздания гораздо выше уровня обычного жителя Земли. Именно они с их уникальными качествами и способностями могут выполнять то, что обычный человек сделать не может.

Среди высоких духов есть личности, связанные, с одной стороны, с космическими Иерархами, а с другой – с обычными людьми, не имеющими представления о происходящих в космосе процессах. Они как посредники не только объясняют процессы космической эволюции, но и участвуют в творческой реализации задач, обусловленных космическим импульсом. <…>

Книги Л.В. Шапошниковой

ХХ век был переломным во многих отношениях. Кроме того, в его пространстве совершалось творчество очередного энерго-эволюционного импульса. Импульс был выражен философией космической реальности, которая называется Живая Этика. Вестниками нового космического сознания в ХХ веке выступили наши соотечественники Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи. Мы и наши современники оказались свидетелями творчества этих личностей – великого художника и крупного философа, – которые действовали согласно импульсу Живой Этики и заложили на планете основы нового космического сознания, что послужит дальнейшему продвижению эволюции планеты и формированию ее будущего»[6].

В работах Людмилы Васильевны впервые глубоко осмыслен ХХ век с важнейшей точки зрения – эволюционной. Впервые в науке процесс формирования нового мышления и сознания исследован глубоко и всесторонне; впервые он поставлен на должное место среди других процессов этого тяжелого и переломного столетия. Благодаря ученому и мыслителю Шапошниковой будто бы знакомые процессы ХХ века выступают в новом свете и среди них раскрывается совершенно новое, до сих пор не осмысленное нами явление – Духовная революция в России в конце ХІХ – начале ХХ века. Благодаря Л.В. Шапошниковой мы впервые смогли понять, что состоялась такая революция, что именно она дала рождение новому космическому мироощущению и мышлению. Людмила Васильевна в своих работах исследует формирование нового космического сознания в искусстве Серебряного века России[7], в его философии и в научной мысли на рубеже ХІХ и ХХ веков[8]. Именно благодаря ей мы смогли осознать то сокровище, то самое ценное, что Россия дала всему миру в ХХ веке, – космическое мышление.

В работах Л.В. Шапошниковой впервые исследовано уникальное явление: совпадение во времени и пространстве России Духовной революции и социальной[9]. Мы знаем, что оно привело к противостоянию двух революций, а затем к откровенному духоборчеству и затуханию революции Духовной. Судьба многих ее творцов – ученых, мыслителей, поэтов, художников – была трагичной, так же как и судьба их творческого наследия в России.

Ю.Н. Рерих

В 90-е годы ХХ века Россия вернула себе свободу мысли. Многие процессы в стране обрели «второе дыхание», в том числе началось дальнейшее развитие космизма. Уже было сказано о том, что процесс формирования нового, более высокого сознания не происходит сам собой, он подчиняется закону: в эволюции Высшее ведет низшее. Вестниками нового космического сознания в ХХ веке выступили Н.К. и Е.И. Рерихи. Их дело было продолжено сыновьями Юрием Николаевичем и Святославом Николаевичем. Эстафету от С.Н. Рериха, если можно так выразиться, приняла Людмила Васильевна Шапошникова.

Для возрождения Духовной революции в России в конце ХХ века, безусловно, было много объективных причин. Но без главного, без человека, являющегося огненным двигателем этого процесса, он попросту не мог бы состояться. Святослав Рерих выразил именно это понимание, когда объяснил Л.В. Шапошниковой, что если она не примет его предложение возглавить еще не созданный музей Рериха в Москве, то наследие своих родителей он в Россию не передаст[10].

Канченджанга на рассвете. Фото Л.В. Шапошниковой

Без Людмилы Васильевны Шапошниковой, вестника космической эволюции, в конце ХХ – начале ХХI века процесс формирования и развития нового космического мышления в России в принципе бы не состоялся в том качестве и в той глубине, которые нужны космической эволюции.

С.Н. Рерих. Кулу. Фото Л.В. Шапошниковой

Вестники, являющиеся важнейшим звеном в процессе формирования нового сознания, несут людям знания, объясняют процессы космической эволюции. Они участвуют в творческой реализации задач, обусловленных соответствующим этапом развития. В творческом наследии Людмилы Васильевны мы четко видим достижения, свойственные именно творчеству вестника. В ее научных и философских работах даны знания и объяснены закономерности процессов космической эволюции. Значение этих трудов огромно, ибо они дают эволюционное направление нашему сознанию. В Живой Этике сказано: «Эволюция нуждается в направлении нашего сознания. Нужны напряженные силы, нужны готовность и огненное действие»[11]. Именно работы Людмилы Васильевны являют собой мощный эволюционный импульс, направляя сознание людей.

Л.В. Шапошникова решила труднейшую творческую задачу по созданию общественного Музея имени Н.К. Рериха в пространстве России, в Москве. Задача была эволюционной – она была возложена Святославом Николаевичем Рерихом в соответствии с волей Н.К. и Е.И. Рерихов. В тяжелейших условиях, в конце ХХ века, в России, Людмила Васильевна создала уникальный общественный, культурно-просветительский, научный центр-музей мирового уровня, благодаря которому в пространство науки, искусства, музейного дела, культурной и просветительской работы мощно вошли идеи Живой Этики, идеи нового космического мышления. Музей стал истинным культурным пространством, устремленным в будущее.

С.Н. Рерих и Л.В. Шапошникова. 1980

Важной составляющей Центра-Музея имени Н.К. Рериха является созданный многолетним трудом Людмилы Васильевны синтетический коллектив, который, следуя заложенным ею основам, способен продолжить ее работу. В настоящее время мы имеем широкое признание значения созданного Людмилой Васильевной общественного Музея имени Н.К. Рериха МЦР. Признание это своеобразно. Оно выражено в огромном противодействии самому существованию Центра-Музея. В последние годы оно усилилось до предела. После ухода из жизни Л.В. Шапошниковой руководство Минкульта РФ, вместе с так называемым НРК, открыто заявили цель – ликвидацию общественного Музея имени Н.К. Рериха МЦР. Со стороны оппонентов общественного Музея имени Н.К. Рериха были положены огромные усилия для его уничтожения. Степень противодействия показывает потенциал МЦР и его общественного Музея для будущего формирования и развития нового космического мышления, а значит – и для реального утверждения идеи Рериха о Мире через Культуру в планетарном масштабе.

Торжественное поднятие Знамени Мира. 9 октября 1998

Не случайно, наоборот, глубоко закономерно, что именно Международный Центр Рерихов вновь поднял идеи Пакта Рериха и Знамени Мира в международном масштабе. Идеи Пакта являются неразрывной частью всего комплекса идей нового космического мышления. Со стороны тех, кто не скрывает своих намерений прекратить существование общественного Музея имени Н.К. Рериха, в последнее время не раз звучали настойчивые призывы оторвать идеи Н.К. Рериха, заложенные им в Пакте и Знамени Мира, от философской системы Живой Этики. Подобные «предложения» не только непродуктивны, они в состоянии свести на нет саму реализацию этих идей Рериха. Это так, ибо дальнейшее развитие нового космического мышления, его постепенное распространение в пространстве Планеты самым непосредственным образом связано с тем поднятием уровня сознания людей, которое необходимо для реального воплощения идеи Рериха о Мире через Культуру.

Творчеству Людмилы Васильевны свойственно очень редкое качество синтеза. Ее научные, философские работы, с одной стороны, и созданный ею Музей имени Н.К. Рериха – с другой, составляют единое целое. Без Музея Международного Центра Рерихов в Москве, равно как и без работ Людмилы Васильевны Шапошниковой, мы бы не смогли достичь того понимания философского, художественного, научного творчества Рерихов, которое необходимо всем нам для поднятия на новую эволюционную ступень сознания. Нельзя не согласиться со словами А.В. Федотова о том, что «…Л.В. Шапошникова – не только пытливый и блестящий ученый, но и истинный продолжатель Великой духовной революции, которая произошла в России в конце XIX – начале XX столетия»[12]. Огонь Духовной революции разгорелся вновь на рубеже XX и XXI веков благодаря ей. Общественный Музей имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов, созданный Л.В. Шапошниковой, не только способен, но и призван жизнью продолжить ее Дело.


[1] Доклад прочитан на конференции «Людмила Васильевна Шапошникова: ученый, мыслитель, общественный деятель. К 90-летию со дня рождения», проходившей в МЦР 9–11 октября 2016 г.

[2] Томас Кун. Структура научных революций. М., 2001. С. 168.

[3] Шапошникова Л.В. Философия космической реальности // Зов. Кн. 1. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2003. С. 157.

[4] См.: Шапошникова Л.В. Великое путешествие. Кн. 3. Вселенная Мастера. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2005. С. 756.

[5] Шапошникова Л.В. Вестники Космической эволюции. В 2 т. Т. І. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2012. С. 6–7.

[6] Шапошникова Л.В. Вестники Космической эволюции. Т. І. С.6–7.

[7] См., к примеру: Шапошникова Л.В. Тернистый путь Красоты. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2001. С. 335.

[8] См., к примеру: Шапошникова Л.В. Великое путешествие. Кн. 3. Вселенная Мастера. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2005; Шапошникова Л.В. Философия космической реальности // Зов. Кн. 1. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2003. С. 5–165; Л.В. Шапошникова. Держава Рерихов. Т. I, II. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2006.

[9] См., к примеру: Шапошникова Л.В. Град Светлый. М.: МЦР, Мастер-Банк, 1999. С. 188; Шапошникова Л.В. Исторические и культурные особенности нового космического мышления // Объединенный научный центр проблем космического мышления. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2005. С. 5–41; Шапошникова Л.В. Сожжение тьмы. М.: МЦР, 2014. С. 299.

[10] См.: Шапошникова Л.В. Меч Мира. М.: МЦР, 2015. С. 32.

[11] Беспредельность. Ч. I, 59.

[12] Федотов А.В. Концепция Л.В. Шапошниковой о космическом мышлении и новой системе познания // Л.В. Шапошникова. Держава Рерихов. Т. II. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2006. С. 541.

Spread the love

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *