Общественный Музей имени Н.К. Рериха как явление космизма в музейном пространстве

№ 61-2018-1/2 |

Н.Н. Черкашина, и. о. генерального директора Музея имени Н.К. Рериха _________

Скульптура Учителя Мории в зале Живой Этики. Скульптор А Леонов

Одним из важнейших направлений творческой деятельности Л.В. Шапошниковой стало создание общественного Музея имени Н.К. Рериха.

В 1989 году в письме «Медлить нельзя!» С.Н. Рерих предложил на пост директора будущего Музея кандидатуру Л.В. Шапошниковой. «Прочтя этот текст, – вспоминала Людмила Васильевна, – я ахнула и немедленно пошла звонить Святославу Николаевичу. Смысл моего разговора заключался в том, что, будучи востоковедом и занимаясь Индией, я совершенно не имела опыта в музееведении и по этой причине не могла принять предложение моего Учителя. На все это Святослав Николаевич сказал следующее: “Дорогая Людмила Васильевна, я много за Вами наблюдал, и теперь, хотите верьте, хотите нет, нет никого, кроме Вас, на пост директора Музея имени моего отца”».

Людмила Васильевна, приняв поручение, создала Музей и стала его бессменным директором. В 2006 году за большой вклад в развитие музееведения и сохранение культурного наследия она была награждена орденом Дружбы. И сегодня мы говорим о Людмиле Васильевне не только как о выдающемся ученом, писателе, исследователе творчества Рерихов, но и как о музейщике, чье имя должно стоять в ряду таких известных музейных деятелей, как Вильгельм фон Бодэ, Иван Владимирович Цветаев, Альфред Бар, Семен Степанович Гейченко, Александр Зиновьевич Крейн и других, создавших уникальные музеи и сказавших новое слово в музееведении. С полным правом мы можем утверждать, что Музей имени Н.К. Рериха, созданный Л.В. Шапошниковой, представляет собой новое явление в музейном пространстве – явление космизма.

Людмила Васильевна неоднократно говорила о том, что Рерихи, неся в себе космический импульс Живой Этики, «оставили нам богатейшее космическое наследие». Перед ней стояла сложная задача – создать Музей, который сумел бы донести эту космичность наследия Рерихов до самых разных посетителей, который нес бы в себе основные идеи космической эволюции и прокладывал путь новому космическому сознанию. Будущий музей должен был стать поистине Центром космического мышления, фокусом продолжающейся в России Духовной революции.

Л.В Шапошникова во время работы над оформлением зала Живой Этики

Ко времени создания Музея художественное, научное, философское наследие Рерихов, пронизанное идеями Живой Этики, прочно вошло в жизнь Л.В. Шапошниковой, определило ее мировоззрение и содержание ее творчества. Ученый-индолог, писатель, исследователь и путешественник, обладая обширными и глубокими знаниями, редким даром синтеза и умением воспринимать явления в их целостности, имея такого Учителя, как Святослав Николаевич, Людмила Васильевна так же, как и все Рерихи, очень глубоко и тонко понимала процессы, происходящие на нашей планете, и объясняла их с точки зрения космической эволюции. Она обладала талантом доносить до людей идеи и понятия Живой Этики – философии Космической реальности. И не только через книги, фильмы и лекции, но и через организованный ею Музей имени Н.К. Рериха.

Один из эпизодов сложной и кропотливой работы над оформлением зала Живой Этики

Людмила Васильевна создала экспозицию, говорящую с посетителем языком образов. Так же, как и Чижевский, разработавший теорию образа как способа познания, она считала, что образ видимый таит в себе связь с невидимым, запредельным явлением. Правильная расшифровка образа дает возможность познать это явление и вскрыть его сокровенную глубину. Этот потенциал заложен, прежде всего, в самих музейных экспонатах – исторических источниках, уникальных реликвиях, предметах, хранящих память о своих владельцах, и, конечно, картинах Н.К. Рериха, которые Мастер называл «художественным комментарием» к Живой Этике и которые, по выражению самого Рериха, повествуют об истории планеты «помимо историков».

Чтобы создать образ, наполненный глубинными смыслами, образ, обращенный к личному чувственному опыту и переживанию, Людмила Васильевна использовала не только мемориальные предметы, но и произведения современных художников и скульпторов, фотографии, макеты, фризы, цвет и свет. Благодаря творческой интуиции ей удалось органично соединить предметы, принадлежащие разным эпохам и культурам и созданные разными авторами: с одной стороны, показать уникальность каждого экспоната, с другой, через объединение этих экспонатов в единый сюжет выразить идеи Учения Живой Этики. Мемориальные предметы и картины Рерихов, картины и скульптуры художников-космистов, старинные предметы искусства и бесценные реликвии, неся в себе высоковибрационные энергии, дополняли и усиливали друг друга, наполняя музейное пространство высокими энергиями иных миров и создавая в нем особую атмосферу Красоты, Знания и Духовности.

Пространство Вводного зала с напоминающими храмовые фрески картинами Н.Г. Волковой органично открывает галерею других залов

Необходимо отметить, что в настоящее время многие музеи используют в своих экспозициях сюжетно-образный, сюжетно-ассоциативный метод, поскольку он позволяет не только передать информацию посетителю, но и затронуть его внутренний мир, чувства и эмоции. Так можно создать экспозиции, посвященные феномену нематериального, духовного наследия. Это новаторство – несомненный шаг вперед в музейном деле. Но эти музеи так же, как и все существующие музеи, обращаются к прошлому или в лучшем случае осмысливают настоящее. И даже музеи, имеющие в своих коллекциях картины Н.К. Рериха, представляют их в экспозициях, говорящих с посетителями языком хронологии, тематических циклов и искусствоведческого анализа.

Старинная бронза из коллекции семьи Рерихов – неотъемлемый атрибут залов Музея

Уникальность Музея, созданного Людмилой Васильевной, в том, что ей удалось показать жизнь и творчество Рерихов в контексте космической эволюции. Заложенные в экспозиции идеи единства человека, планеты и космоса, идеи существования одухотворенного Космоса, идеи нашей причастности к эволюции Вселенной заставляют работать мысль и сердце человека, расширяют его сознание.

Фрагмент экспозиции зала Живой Этики. Многообразное и насыщенное объединение экспонатов

В отличие от многих современных выставок и культурных проектов, которые опускаются до уровня сознания посетителей, Музей имени Н.К. Рериха, наоборот, поднимал своего посетителя, неся ему новые знания, вдохновляя на душевное и интеллектуальное творческое соучастие, способствуя его духовному развитию. Через экспозицию Музея воплотилось в жизнь новое знание, новое космическое мировоззрение. Не все готовы его принять, поэтому воинствующее невежество стремится разрушить Музей и уже уничтожило его экспозицию. Как писали Рерихи, новое знание никогда не входит в мир без борьбы. И те, кто нес идеи космизма в своем творчестве в самых разных областях культуры, подвергались клевете и гонениям, теперь их судьбу повторяет и Музей имени Н.К. Рериха, представляющий собой новое явление в музейном мире. Когда-то Николай Константинович написал о Чюрлёнисе: «Он не новатор, но новый». Эти слова по праву можно отнести и к Людмиле Васильевне, и к созданному ею Музею.

Зал Ю.Н. Рериха – пример реализации сложнейшей задачи, стоявшей перед музейщиками

Необходимо особо сказать об общественном статусе Музея имени Н.К. Рериха. Именно общественная форма Музея, заложенная в концепции С.Н. Рериха, дала возможность создать уникальную экспозицию, устремляющую мысль в Высшие миры, в космос. Людмила Васильевна творила общественный Музей, который объединил вокруг себя людей, готовых бескорыстно вкладывать свои возможности и силы, свою душу и сердце в его становление, развитие и защиту. Она собрала коллектив сотрудников, помогавших ей создавать именно общественный Музей и его экспозицию, осуществлять его многогранную культурную деятельность, направленную на сохранение, изучение и популяризацию наследия Рерихов. Сегодня в самых тяжелых условиях сотрудники отстаивают и защищают Музей. Живая Этика и идеи космического мировоззрения стали для них не пустым звуком, а смыслом жизни, потому что космическая эволюция не проходит мимо нас – она проходит через наши души и сердца.

Подытоживая сказанное, необходимо отметить несколько важнейших факторов, благодаря которым состоялся общественный Музей имени Н.К. Рериха.

Уникальная экспозиция зала Центрально-Азиатской экспедиции

Первый фактор – это наследие семьи Рерихов, в котором заложены идеи космического мировоззрения и которое создает поле высокой энергетики, оказывающее свое воздействие на тех, кто с ним соприкасается.

Второй фактор – личность создателя, Л.В. Шапошниковой, которая смогла осознать космичность наследия Рерихов и создала Музей, основываясь на методологии Живой Этики.

Третий фактор – общественный статус Музея, давший создателю Музея свободу творчества и расширенные возможности, а также поддержку и помощь широкой общественности.

Витрина в зале Кулу

Таким образом, общественный Музей имени Н.К. Рериха – явление уникальное в музейном мире, единичное, как были единичными Скрябин в музыке, Чюрлёнис в живописи, Флоренский в науке и религии.

И как бы ни старались чиновники от культуры разрушить наш Музей, им это сделать не удастся. Потому что невозможно уничтожить энергетику культуры, потому что космизм – это веление времени. Те люди, которых собрала вокруг Музея Людмила Васильевна, те многочисленные посетители, которые за четверть века его существования прошли по его залам и соприкоснулись с полем высокой энергетики, уже несут в себе космические идеи, и через них действует космическая эволюция. Придет срок, и общественный Музей имени Н.К. Рериха возродится снова.

Музей имени Н.К Рериха
Spread the love

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *