№ 25-2007-3 |
Е.Е. Мишина __________
Двадцать второго июня в Международном Центре Рерихов открылась выставка, по-особому замечательная. В экспозиции представлены произведения Н.К. Рериха, поступившие в собрание Музея из коллекции Дональда Боллинга (США) в 2001–2006 годах. У этого собрания своя оригинальная история, с которой имя Боллингов тесно связано.
В 1923 году в Нью-Йорке был открыт Музей Николая Константиновича Рериха, куда он передал часть своих работ как дар американскому народу, будучи уверен в их абсолютной сохранности в стенах Музея и совершенно доверяя его тогдашнему президенту, бизнесмену Луису Хоршу, его жене и всем сотрудникам. Но в 1935 году Хорш объявил о разрыве отношений с Рерихами, а в конце 1930-х, присвоив мошенническим образом здание Музея и его экспозицию, выставил картины, переданные Н.К. Рерихом, на аукцион как частную собственность. Ценнейшие полотна пошли с молотка.
Среди частых корреспондентов Е.И. Рерих в ее обширной переписке был Балтазар Боллинг, американский бизнесмен и меценат, близко знакомый с учениками Елены Ивановны, Зинаидой и Дедлеем Фосдик и Кэтрин Кэмпбелл. Узнав о мошенничестве Хорша и его сподвижников, Балтазар Боллинг и Кэтрин Кэмпбелл разыскали и выкупили у новых владельцев часть полотен: восемьдесят картин выкупил Боллинг и около ста – К. Кэмпбелл. Елена Ивановна была глубоко благодарна обоим. Но Кэтрин Кэмпбелл подарила картины, выкупленные ею, вновь воссозданному после расхищения Нью-Йоркскому Музею, а у картин, приобретенных Боллингом, судьба оказалась иной. По просьбе Е.И. Рерих он сохранил их у себя. «Я счастлива, ибо вы будете любить их, и они явятся для Вас истинным Благословением, – писала ему Елена Ивановна. – Аура, окружающая их, чудодейственна. Они создавались в любви и почитании, которыми было исполнено сердце творца их, – сердце поэта и художника»[1]. И еще: «Они должны быть сохранены как Ваша личная коллекция. <…> Музей Р[ериха] будет возвращен, но я еще не знаю как. Думаю, что все свершится <…> самым неожиданным путем»[2].
Спустя почти полвека Музей имени Н.К. Рериха был создан в России. Основой его экспозиции стала часть наследия Рерихов, переданная Л.В. Шапошниковой для создания общественного музея лично Святославом Николаевичем Рерихом. Этот юридический прецедент свидетельствует о высокой степени доверия С.Н. Рериха – единственного к тому времени законного наследника великой семьи – Людмиле Васильевне. В период с 2001-го по 2006 год музейное собрание МЦР пополнилось частью коллекции Балтазара Боллинга, доставшейся по наследству его потомкам.
Сегодняшняя выставка картин из коллекции Дональда Боллинга была представлена ранее в зале Живой Этики, который находится на реэкспозиции. И пока зал закрыт для посетителей, чтобы сокровища культуры не томились в запасниках, руководство Музея во главе с генеральным директором Л.В. Шапошниковой решило создать временную экспозицию. Когда реконструкция будет закончена, картины вернутся в зал Живой Этики.
В день открытия экспозиции ее посетил лично Дональд Боллинг с супругой Барбарой, женой его и сподвижницей, дочерью и двумя внуками. С дружеской теплотой их приняли вице-президент МЦР, генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха Л.В. Шапошникова.
Дональд и Барбара Боллинг были восхищены и Музеем, и местом, которое заняли в нем картины, сохраненные отцом по совету Е.И. Рерих: «Приказ Ригден Джапо», «Майтрейя-победитель», «Ведущая», триптих «Жанна д’Арк». Картины из серии «Санкта» – «И мы открываем врата», «И мы видим», «И мы несем свет» – были приобретены Международным Центром-Музеем Рерихов в 2001 году и позже – холст «И мы трудимся». Эти и другие философско-художественные шедевры усилиями российских меценатов и общественности теперь воссоединились с полотнами, вышедшими из-под кисти их гениального создателя.
Дональд Боллинг шел по залам выставки, припоминая, где в его доме висели те или иные работы. Поинтересовался, как к нам пришла и от кого из братьев (у Балтазара Боллинга – четыре сына) картина «Ниже, чем глубины» из серии «Его Страна», созданной Н.К. Рерихом в 1924 году. Он рассказал, что часть картин, доставшихся одному из его братьев, была включена им в завещание. Музею в Нью-Йорке эти картины переданы не были, а проданы на аукционе «Кристи» семь лет назад.
Господин Боллинг был удовлетворен тем, что все работы, полученные Музеем имени Н.К. Рериха, не только сохранены в полном объеме, но и представлены на всеобщее обозрение, а не сокрыты в запасниках.
Гости посетили книжный магазин «Оазис», действующий на территории Музея, где с большим интересом ознакомились с изданиями Международного Центра Рерихов и приобрели экземпляр «Путеводителя» по Музею имени Н.К. Рериха – одно из последних изданий МЦР, высказав надежду, что в будущем «Путеводитель» переведут на английский язык.
Визит четы Боллинг с наследниками был запечатлен фотографами, и пока продолжалась дружеская беседа с генеральным директором Музея, вице-президентом МЦР Л.В. Шапошниковой и другими сотрудниками Музея, почетным гостям успели записать и передать на память о посещении музея компакт-диск с фотографиями.
Своих наследников Дональд Боллинг привез в Россию, чтобы показать им обе российские столицы, и перед приездом в Москву они уже побывали в Санкт-Петербурге, ознакомились с памятными местами, связанными с именем Рерихов. К тому же дочь Дональда и Барбары интересуется судьбой и творческим наследием великого русского режиссера, актера и педагога К.С. Станиславского, традициями «школы переживания», созданной им, и поэтому после посещения Музея имени Н.К. Рериха в Москве семья Боллинг посетила Дом-Музей К.С. Станиславского.
В конце июля в Международный Центр Рерихов пришло письмо от Дональда Боллинга: «Мы обращаемся к Вам с просьбой выразить госпоже Шапошниковой нашу глубокую благодарность за очень теплый прием меня и моей семьи. Было приятно узнать о вкладе г-на Булочника в дело организации Музея и восстановления усадьбы в центре Москвы. Это напоминает мне о моем отце, который аналогичным образом содействовал учреждению Музея Н.К. Рериха в Нью-Йорке в 40-х годах прошлого столетия. <…> Я много лет собирался приехать в Москву, чтобы увидеть коллекцию семьи Боллинг в таком замечательном месте…» Так сложилось, что часть художественного наследия семьи Рерихов рассредоточена по свету. К сожалению, судьба многих полотен неизвестна. Надежда только на порядочность их нынешних обладателей, осознание ими духовно-нравственного значения этих произведений для всей мировой культуры. Только это поможет вернуть утраченные шедевры миру и сделать их достоянием всех ценителей искусства.
[1] Рерих Е.И. Письмо от 24 декабря 1950 г. Отдел рукописей МЦР. №5353.
[2] Рерих Е.И. Письмо от 16 января 1950 г. Там же.