Созидательница и собирательница

№ 30-2008-4 |

С.В. Колодиева _________

Выставка «Княгиня Тенишева в зеркале Серебряного века» _________

..Едва дело подходило к концу, как уже нарождались другие планы, придумывались все новые и новые улучшения, одна мысль порождала другую, и я не щадила себя, не чувствовала утомления, я только радовалась, что наконец могу отдаться своей любимой деятельности.
Княгиня М.К. Тенишева

…Стремление к знанию и к красоте, неудержное творчество и созидание не оставили Марию Клавдиевну в тихой заводи. Всю свою жизнь она не знала мертвенного покоя. Она хотела знать и творить и идти вперед.
Н.К. Рерих

В истории человеческой культуры есть имена, которые, подобно ярким звездам, освещают путь следующим поколениям. После их ухода с земного плана остается сверкающий шлейф замечательных свершений и деяний: все – на благо людей, все – во имя высоких целей и идеалов. Такой была одна из лучших представительниц художественной аристократии конца XIX – начала XX века М.К. Тенишева. Талантливый художник-эмальер, педагог, коллекционер, меценат, ученый, она оставила неизгладимый след в людских сердцах.

А.П. Соколов. Портрет М.К. Тенишевой. 1898

Муза нового искусства

Мария Клавдиевна Тенишева является основательницей художественной студии в Петербурге, рисовальной школы и Музея русской старины в Смоленске, ремесленного училища под Брянском, сельскохозяйственной школы в имении Талашкино; собирательницей трех богатейших коллекций – произведений русской и западноевропейской графики конца XIX века (в 1898-м она передала ее в дар Русскому музею), декоративно-прикладного и народного искусства, эмалей и инкрустаций, которые вошли в экспозицию первого в России музея этнографии и декоративно-прикладного искусства «Русская старина» (в 1911 году княгиня подарила ее городу Смоленску, сейчас она хранится в Смоленском музее-заповеднике).

Кроме того, Тенишева активно поддерживала зарождающееся новое искусство – не только финансируя вместе с С.И. Мамонтовым издание журнала «Мир искусства», но и оказывая материальную помощь многим художникам. Благодаря ее неусыпным заботам, сначала безызвестные и непризнанные, они вставали на ноги, набирали силу, раскрывали крылья… Среди них такие таланты, как Михаил Врубель, Александр Бенуа, Сергей Малютин… Они жили и творили, заботливо оберегаемые – и морально, и материально – своей «созидательницей и собирательницей»[1].

Буфет выполнен с использованием проектов С.В. Малютина и М.К. Тенишевой. Стол-ступа по эскизу С.В. Малютина. 1901–1903 гг.

Главным местом их встречи стало знаменитое Талашкино – имение Тенишевой, где Марии Клавдиевне удалось воплотить в реальность мечту о создании художественного центра по изучению и возрождению традиций русского прикладного искусства. В конце XIX – начале XX века Талашкино стало духовным и культурным средоточием России, где в тесном содружестве трудились выдающиеся деятели искусства – артисты, художники, музыканты: В. Поленов, В. Васнецов, К. Коровин, М. Врубель, В. Серов, И. Репин, Н. Рерих, С. Дягилев, И. Стравинский и др. Здесь работали художественно-промышленные мастерские, были созданы театр, балалаечный оркестр, началось возведение уникального Храма Святого Духа, призванного стать символом духовного синтеза и синтеза всех видов искусства. «“Бывало, куда ни пойдешь, везде жизнь кипит. В мастерской строгают, режут по дереву, украшают резную мебель камнями, тканями, металлом… В другой мастерской девушки сидят за пяльцами и громко распевают песни. Мимо мастерской проходят бабы с котомками за пазухой: принесли работу или получили новую. Идешь – и сердце радуется”. <…> Талашкину повезло с хозяйкой и “управительницей”. Княгиня была наделена не только блистательной красотой и талантом художника, но и недюжинным умом, организаторскими способностями, умением отыскивать и воспитывать таланты. <…> Пытливый ум Марии всегда домогался истины… Неуемная потребность познания была подкреплена твердой волей, сделавшей М.К. Тенишеву способной к борьбе, без которой невозможно никакое созидание. Но созидание было немыслимо и без фантазии, а ею Тенишева была одарена богато. Она была способна творчески задумать и талантливо воплотить задуманное в жизнь – завидный дар, говорящий о внутренней силе»[2].

Многогранной личности Марии Клавдиевны, ее жизни, деятельности, судьбе, творческому наследию была посвящена проходившая с 24 июня по 15 сентября 2008 года выставка в Государственном историческом музее. Выставка была приурочена к 150-летию со дня рождения Тенишевой и называлась «Княгиня Тенишева в зеркале Серебряного века». В экспозиции были представлены изделия Талашкинских мастерских, произведения прикладного искусства, выполненные по эскизам самой Марии Клавдиевны, картины, предметы искусства, созданные в Талашкине мастерами Серебряного века, личные вещи княгини, ее прижизненные портреты и фотографии. Отдельное место занимала экспозиция, рассказывающая о работе Русского кустарного отдела на Всемирной выставке в Париже 1900 года, генеральным комиссаром которой был муж Марии Клавдиевны – Вячеслав Николаевич Тенишев.

Акварель А.Я. Головина

Экспонаты на выставку представили российские и западные музеи – Русский музей, Третьяковка, музей-заповедник «Коломенское», Театральный музей им. Бахрушина, РГАЛИ, Государственный исторический музей, Смоленский музей-заповедник, Саратовский художественный музей, Музей декоративно-прикладного искусства Франции и др.

Как выглядела Мария Клавдиевна, с кем общалась, какие заботы ее волновали? Представленная на выставке фотохроника непосредственно вводит нас в мир Тенишевой. Внимательным, оценивающим взглядом смотрит на зрителя крепкий мужчина средних лет – князь В.Н. Тенишев, рядом его жена – красавица М.К. Тенишева. Фотографии показывают разные моменты из жизни княгини – на одной из них она позирует И.Е. Репину, на другой – внимательно всматриваясь в окружающий пейзаж, пишет этюд, на третьей – принимает участие в велосипедной прогулке, на четвертой – играет царицу в любительском спектакле «Сказка о мертвой царевне»… Тут же – близкое окружение Марии Клавдиевны – верная подруга княгиня Е.К. Святополк-Четвертинская, организатор балалаечного оркестра в Талашкине В.А. Лидин и др.

Княгиня не раз служила моделью для прославленных мастеров Серебряного века – В. Серова, И.Е. Репина, Я.Ф. Ционглинского, причем для некоторых из них она была постоянным источником вдохновения. Так, И.Е. Репин сделал в общей сложности семь портретов Тенишевой, с двумя из которых можно было ознакомиться на выставке. Это рисунок, выполненный итальянским карандашом, – откинувшись на спинку кресла, княгиня о чем-то глубоко задумалась. И так называемая «Повелительница» – последний, сделанный с Марии Клавдиевны портрет во весь рост. Сама Тенишева о портретах Репина отзывалась неодобрительно: «До смерти мне надоело позировать Репину. Писал он и рисовал меня чуть ли не шесть или семь раз, мучил без конца, а портреты выходили один хуже другого…»[3]

В. Серов. Портрет М.К. Тенишевой. Петербург, 1898

Как бы то ни было, в «Повелительнице» Илье Ефимовичу удалось передать внутреннюю суть Тенишевой – ее гордый нрав, целеустремленность и независимость. Совсем другая она на портрете Я.Ф. Ционглинского. Художник изобразил ее в образе служительницы муз – она стоит в своей мастерской в Талашкине перед мольбертом с палитрой в руках.

Мария Клавдиевна в период учебы в гимназии Спешневой. 1873

«Настоящая Марфа-посадница»

Мария Клавдиевна была талантливым художником. Европейскую известность получили ее декоративные бронзовые фигурки, изделия с резьбой и росписью, вышивки, произведения в технике выемчатой эмали. В экспозиции было представлено несколько произведений Тенишевой, выполненных по ее эскизам. Яркие, самобытные, нарядные, они говорят о ее художественных предпочтениях. Княгиня очень любила русское народное искусство за его сказочность, образность, задушевность. Созданные ею творения родом из волшебных сказок и древнерусских былин. Цветок-василек – главный элемент украшения высокой резной шкатулки; полевые цветы нарядным узором устилают дугу – часть конской упряжи; в виде дерева с наливными яблочками выполнены парные подсвечники на тему «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»; на древний талисман, охраняющий дом от нечистой силы, похожа шкатулка «Петух»; изящные жар-птицы окаймляют легкими широкими крыльями зеркало-псише; лукавая мордочка плута-домового увенчивает изготовленный с использованием проектов С.В. Малютина и М.К. Тенишевой резной деревянный буфет. Подобно сказочной избушке, он опирается на когтистые звериные лапы, в косматое лесное царство возвращают и покрывающие его поверхность узоры – выстроившиеся рядком грибочки-моховики и стройные мухоморы с остроконечными шапочками.

Шкатулка. Выполнена по проекту и эскизу М.К. Тенишевой. 1900-е гг. М.К. Тенишева. Шкатулка «Петух». 1908

Многие произведения Марии Клавдиевны были созданы непосредственно в Талашкинских художественных мастерских, здесь же появились на свет декоративно-прикладные изделия учеников сельскохозяйственной школы и вещи, выполненные по эскизам приезжавших в Талашкино художников – вышивки, игрушки, мебель, деревянные скульптурки и т. д. На выставке можно было увидеть некоторые из них: подставку под вазу «Хоровод», сделанную по эскизам Д.С. Стеллецкого, фонарь подвесной и фонарь подвесной с коньками – по эскизам С.В. Малютина, мебель – стул на колесах, кресла парные, игрушки «Монах со свечой», «Игрушка-каталка», скульптуру «Зверь» по эскизам А.П. Зиновьева… Выполненные в стиле модерн, они отличаются удивительной образностью и эмоциональностью. Необыкновенно красива шкатулка «Остров Буян» – произведение Н.К. Рериха. Бушующие морские волны омывают обнесенный крепостной стеной неведомый град, где соседствуют друг с другом величественные соборы и крохотные домишки…

Теремок. По проекту С.В. Малютина. 1900-е гг.
Шкатулка «Остров Буян». Выполнена по проекту Н.К. Рериха.

Мария Клавдиевна мечтала преобразить быт с помощью прекрасных творений рук человеческих. Она верила в целительную и просветительную функцию искусства, способного темного, далекого от идеальных представлений человека превратить в образованную, культурную личность. Такими она хотела видеть своих воспитанников – учеников сельскохозяйственной школы в Талашкине, преподавателями которой были лучшие умы и таланты того времени. Столярной и керамической мастерскими в Талашкине руководил известный своей буйной сказочной фантазией художник С.В. Малютин. Именно здесь, в имении Тенишевой, в полной мере раскрылись его творческие способности. По проекту Малютина был возведен уникальный архитектурный ансамбль в Талашкине, здание музея «Русская старина» в Смоленске, «по его эскизам изготовлялось убранство интерьеров и экстерьеров, делалась мебель, сани-возки, расписывались дуги и балалайки, создавались вышивки»[4].

Зал второго этажа в музее «Русская старина». 1910-е гг.
М.К. Тенишева. Ковш. 1900-е гг.

В состав экспозиции в Историческом музее вошло несколько произведений и проектов художника: шкатулка «Борьба быка с медведем»; украшенный затейливой резьбой стол в форме ступы бабы-яги; подчиненные неторопливому ладу былинного сказа декоративные панно «Боян» и «Сказки Пушкина» (некогда они находились на террасе усадебного дома в Талашкине); эскизы Теремной постройки, ворот и калитки для талашкинской усадьбы и т. д. Интересно было увидеть выполненный Малютиным эскиз церкви Святого Духа в Талашкине.

Утвержденный проект церкви в имении Талашкино. 1902. Проект подписан М.К. Тенишевой

Именно этот эскиз стал основой проекта Храма Cятого Духа. Храм был заложен 7 сентября 1900 го­да недалеко от усадьбы Тенишевых на холме хутора Фленово – «на высокой красивой горе, покрытой соснами, елями и липами, с необозримым кругозором…»[5] Тенишевой хотелось «дело любви – школу – увенчать неугасимой лампадой – церковью»[6]. К работе над проектом церкви в русском стиле были привлечены архитектор В.В. Суслов, художники М.А. Врубель, К.А. Коровин и др. Выполненные ими эскизы церкви наравне с эскизом Малютина присутствовали на выставке в ГИМе.

Н.К. Рерих. Гнездо преблагое – глазам прельщение. Эскиз. 1912

Проект росписи и мозаик для храма разработал Н.К. Рерих. Росписи отличались широтой философского контекста и глубиной проникновения в истоки христианства. Представление о них дает несколько эскизов Николая Константиновича, созданных в период работы над украшением церкви – экспрессивное, полное стремительного движения «Поклонение кресту»; окрашенный в темные, насыщенные тона «Помин о четырех королях»; таинственное «Гнездо преблагое – глазам прельщение», сюжет которого восходит к древней мифологической традиции разных народов, согласно которой дерево – это ось мира, мировая гора, храм. Рерих изобразил высокое, стройное дерево, на вершине которого сидит птица – символ мира неземного.

А.П. Зиновьев. Рамка.

Несомненный интерес представляли материалы, рассказывающие о работе Русского кустарного павильона на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Декоратором павильона был художник К.А. Коровин. Вместе со своим помощником Н.А. Клодтом он создал серию эпических панно с видами побережья Ледовитого океана и тундры, связанных воедино общей идеей – гармоничным сосуществованием и противоборством трех стихий – земли, неба и моря. В Париже демонстрировались части этого огромного целого – монументальные, торжественные «Скалы на берегу моря» и величественные «Птицы».

Изделия Талашкинских мастерских. 1900-е гг.

Ценным экспонатом стала выполненная специально для парижской выставки по заказу Марии Клавдиевны группа балалаек с деками, расписанными С.В. Малютиным (балалайка-прима «Сивка-бурка»), М.А. Врубелем (балалайка-секунда «Морская царевна»), А.Я. Головиным (балалайка-прима «Дракон»). Коллекция их произвела тогда, в Париже, настоящий фурор. Вот как об этом писала сама Тенишева: «Коллекция моих балалаек очень понравилась на выставке своей оригинальностью и я получила массу предложений приобрести весь оркестр, благодаря главным образом гениальным рисункам Врубеля»[7].

Часть экспонатов выставки в Историческом музее рассказывала о собирательской деятельности Марии Клавдиевны и представляла собой произведения искусства и предметы из двух ее крупных коллекций – коллекции произведений русской и западноевропейской графики (акварели Е.Д. Поленовой «Злая мачеха» и «Парень и девушка у околицы», работы А.Н. Бенуа «Людовик XIV. Кормление рыб», «Новый Афон», «Стокгольм», «Река Нил в Каире», рисунки И.С. Щедровского «Пирожник и извозчик», «Женщины, подбирающие сено», А.О. Орловского «Отдыхающие войны», «Сельский пейзаж с рекой» и др.), а также декоративно-прикладного и народного искусства (произведения эмальерного искусства XVII – первой половины XVIII века ларчик, чернильница подъяческая, рамка, кресало с коробкой для трута, коробочка, ложка; «коруна» – венец просватанной девушки (Новгородская губерния, конец XVIII – начало XIX века), венец девичий (Ярославская губерния, XIX век), марийская и мордовская одежда и головные уборы (XIX век).

Произведения русского эмальерного искусства XVII – первой половины XVIII века из коллекции М.К. Тенишевой

«Большой человек – настоящая Марфа-посадница»[8] – так называл Марию Клавдиевну Николай Константинович Рерих. Он мечтал увидеть «признательную память народа» около ее имени, чтобы оно «запечатлелось среди имен истинных созидателей». Сейчас, после многих лет забвения, его мечта сбывается, Тенишеву чтят, помнят, любят, интересуются ее наследием. Живое доказательство этому – выставка в Историческом музее.


[1]  Так называет ее Н.К. Рерих в своей статье «Памяти Марии Клавдиевны Тенишевой». (Рерих Н.К. Держава света. Священный дозор. Рига, 1992. С. 155.)

[2]  См.: Пономарева Н.И. Вступительная статья. В кн.: Княгиня Тенишева М.К. Впечатления моей жизни. М.: Искусство, 1991. С. 11.

[3]  Княгиня Тенишева М.К. Впечатления моей жизни. С. 111.

[4]  Галынец Г.В. Вступительная статья. В кн.: Малютин С. Избранные произведения. Альбом. М., 1987. С. 4.

[5]  Княгиня Тенишева М.К. Впечатления моей жизни. С 183.

[6]  Там же.

[7]  Княгиня Тенишева М.К. Впечатления моей жизни. С. 170.

[8]  Рерих Н.К. Держава света. Священный дозор. С. 160.

Spread the love

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *