Кумба Мэла — прославление матери  Ганги

№ 5-2002-3 |

А.А. Адам­ко­ва ________

Ког­да в му­зее име­ни Н.К. Ре­ри­ха по­ка­зы­ва­ли до­ку­мен­таль­ный фильм «Кум­ба Мэ­ла. Про­слав­ле­ние ма­те­ри Ган­ги», рав­но­душ­ных не бы­ло. Вот впе­чат­ле­ния тех, ко­му по­сча­ст­ли­ви­лось, бла­го­да­ря ав­то­рам филь­ма Але­не Адам­ко­вой и Оле­гу Мар­ты­но­ву, уви­деть на эк­ра­не рас­сказ о тра­ди­ци­он­ном ин­дий­ском пра­зд­ни­ке Ве­ли­ко­го Еди­не­ния. М.И. Куз­не­цо­ва, ру­ко­во­ди­тель пресс-цен­т­ра МЦР:  «По­тря­са­ет чув­ст­во со­уча­с­тия и при­сут­ст­вия, ко­то­рое воз­ни­ка­ет при про­смо­т­ре филь­ма. Здесь и ис­то­рия стра­ны, и фи­ло­со­фия, и ре­ли­ги­оз­ные ис­сле­до­ва­ния». «Фильм сим­во­ли­чен, по­ст­ро­ен на иде­ях, близ­ких нам, — ска­зал Е.П. Ма­точ­кин, ис­кус­ст­во­вед. — В нем яр­ко вы­ра­же­на сим­во­ли­ка Све­та, фильм на­чи­на­ет­ся с ог­ня и за­кан­чи­ва­ет­ся им. По­ра­жа­ет вы­со­кое ма­с­тер­ст­во опе­ра­то­ра». И.Ю. Том­ша (Санкт-Пе­тер­бург, Рус­ский му­зей): «Фильм — это пей­за­жи, это це­лая пор­т­рет­ная га­ле­рея, че­рез ко­то­рую рас­кры­ва­ет­ся ду­ша Ин­дии, ду­ша ее на­ро­да. В хо­ро­ший му­зей вхо­дишь, как в Храм: с тре­пе­том. Со­зда­те­ли филь­ма вве­ли нас в со­здан­ный ими Храм, по­сле по­се­ще­ния ко­то­ро­го ос­та­ет­ся чув­ст­во бла­го­го­ве­ния и люб­ви». 

Слияние рек Бхагиратхи и Алакнанда — место, где Ганга получает свое имя. Девпраяг, Гархвал Гималаи

«Не бу­ду го­во­рить о ху­до­же­ст­вен­ных до­сто­ин­ст­вах лен­ты — они не­со­мнен­ны, — ска­за­ла, за­вер­шая об­суж­де­ние филь­ма, Л.В. Ша­пош­ни­ко­ва, ди­рек­тор Му­зея име­ни Н.К. Ре­ри­ха. — Ска­жу лишь, что фильм по­свя­щен са­мо­му глав­но­му — те­ме бо­го­че­ло­ве­ка, он го­во­рит о дол­гом пу­ти пре­об­ра­же­ния че­ло­ве­че­с­ко­го ду­ха. И ес­ли че­рез Ин­дий­ский кон­ти­нент не­сет свои во­ды ог­ром­ная ре­ка Ган­га (так на­зы­ва­ют Ганг жи­те­ли этой стра­ны), то ря­дом с ней про­те­ка­ет дру­гая ре­ка — ду­хов­ная, иду­щая че­рез ве­ка и ты­ся­че­ле­тия к ми­ру все­един­ст­ва и все­че­ло­веч­но­с­ти».

Пред­ла­га­ем вни­ма­нию чи­та­те­лей очерк А. Адам­ко­вой об этом уди­ви­тель­ном древ­нем тор­же­ст­ве Ин­дии, сви­де­те­лем ко­то­ро­го она ока­за­лась в ка­нун но­во­го ве­ка.

Женщина, молящаяся в священной реке Ганга. Бенарес, Уттар Прадеш

Древ­ние ин­ду­ист­ские пи­са­ния гла­сят: «Ког­да свя­щен­ная ре­ка Ган­га схо­ди­ла на зем­лю, Вла­ды­ка все­лен­ной Брах­ма так бла­го­сло­вил ее: «До скон­ча­ния ве­ка бу­дешь очи­щать че­ло­ве­че­с­кие не­ду­ги». 

Тог­да во­про­си­ла Ган­га: «А кто очи­с­тит ме­ня, ес­ли гре­хи лю­дей пе­ре­пол­нят мои во­ды?»

От­ве­тил ей Вла­ды­ка: «Бу­дет вре­мя, ког­да све­ти­ла и пла­не­ты зай­мут осо­бое по­ло­же­ние на не­бе. И тог­да те, кто про­зре­ли Ис­ти­ну, со­бе­рут­ся в свя­щен­ном ме­с­те и оку­нут­ся в твои во­ды. Они очи­с­тят те­бя сво­ей пра­вед­но­с­тью».

По ве­ле­нию бо­гов Ган­га спу­с­ка­лась с не­бес на зем­лю… Зем­ля за­дро­жа­ла от со­кру­ша­ю­щих уда­ров вод­ных гро­мад. Ни­что не мог­ло про­ти­во­сто­ять ее раз­ру­ша­ю­щей си­ле. Толь­ко Вла­ды­ка Ши­ва мог вы­дер­жать этот на­пор. Он ре­шил спа­с­ти зем­лю и под­ста­вил Ган­ге свою го­ло­ву. В пе­ня­щих­ся по­то­ках Ган­га пы­та­лась ув­лечь в пре­ис­под­нюю са­мо­го Ши­ву, но за­пу­та­лась в гу­с­той гри­ве его во­лос.  С тех пор го­ло­ва Ши­вы — об­раз мо­гу­чих хреб­тов, а гу­с­тая гри­ва во­лос — дре­му­чие ле­са, по­кры­ва­ю­щие ги­ма­лай­ские скло­ны. 

Ге­о­ло­ги из­ме­ря­ют вре­мя су­ще­ст­во­ва­ния ги­ма­лай­ских хреб­тов 25—30 мил­ли­о­на­ми лет. И все же, не­смо­т­ря на ко­лос­саль­ную вы­со­ту и оби­лие сне­гов, не они яв­ля­ют­ся во­до­раз­де­лом ог­ром­ных рек Ин­дии. Ре­ки бе­рут на­ча­ло в бо­лее низ­ких хреб­тах Ти­бет­ско­го на­го­рья и, пе­ре­ре­зая ги­ма­лай­ский хре­бет, про­ры­ва­ют­ся на юг, в Ин­дию. Здесь уже та та­ин­ст­вен­ная зем­ля, ко­то­рую свя­зы­ва­ют с вы­со­ко­гор­ной оби­те­лью свя­тых, по­знав­ших Ис­ти­ну. Го­во­рят, что мыс­ли му­д­ре­цов, сме­шан­ные с жи­вым по­то­ком Ган­ги, те­кут в мир. Ре­ка при­но­сит ви­б­ра­ции ве­ли­ких; она го­во­рит го­ло­сом си­лы, про­буж­де­ния, бла­го­слов­ле­ния и чи­с­то­ты для тех, кто слы­шит его. Ган­га по­яв­ля­ет­ся впер­вые на свет мощ­ным по­то­ком, вы­те­ка­ю­щим из ги­ма­лай­ско­го лед­ни­ка Га­у­мукх на вы­со­те 3892 м. Здесь ре­ка но­сит на­зва­ние Бха­ги­ра­ти… 

И вот на­ста­ет вре­мя, обе­щан­ное Вла­ды­кой Брах­мой. Скан­да Пу­ра­на  гла­сит: «Ког­да Юпи­тер вхо­дит в знак Во­до­лея, а Солн­це на­хо­дит­ся в зна­ке Ов­на, тог­да на­сту­па­ет Пур­на Кум­ба. Это про­ис­хо­дит каж­дые 12 лет»

Тог­да Мать Ган­га зо­вет к се­бе. Все жаж­ду­щие ду­хов­но­го очи­ще­ния и воз­рож­де­ния сте­ка­ют­ся на ве­ли­кое тор­же­ст­во. Из гор­ных и лес­ных при­бе­жищ, из пе­щер  и пу­с­тынь вы­хо­дят ас­ке­ты и йо­ги и пу­с­ка­ют­ся в дол­гий пе­ший путь. И не толь­ко они. Про­стые ми­ря­не це­лы­ми се­мь­я­ми от­прав­ля­ют­ся в па­лом­ни­че­ст­во. По­доб­но мно­го­чис­лен­ным жур­ча­щим по­то­кам, сте­ка­ет­ся на­род из всех угол­ков боль­шой стра­ны в го­род Хард­вар в шта­те Ут­тар Пра­деш. В пе­ре­во­де Хард­вар — «во­ро­та» в оби­тель бо­гов. Здесь, ос­та­вив го­ры, Ган­га впер­вые те­чет по рав­ни­не. Но глав­ное свя­за­но с ле­ген­дой. Бха­га­ва­та Пу­ра­на по­ве­ст­ву­ет: 

Ритуальные корзиночки, которые с молитвой пускают по реке

«В древ­ней­шие вре­ме­на со­бра­лись бо­ги и асу­ры для пах­та­ния вод, что­бы най­ти бо­же­ст­вен­ный не­ктар — ам­ри­ту. Этот не­ктар да­рил бес­смер­тие. Ве­рев­кой для пах­та­ния стал не­бес­ный змей — Ше­ша На­га. Мно­го пре­крас­но­го ро­ди­лось из вод в про­цес­се пах­та­ния — из волн под­нял­ся слон Ий­ра­ват, конь Уч­че­с­ра­ва, бо­ги­ня Лакшми… и вот из волн под­ни­ма­ет­ся муж­чи­на по име­ни Дхан­ван­та­ри, — на го­ло­ве у не­го кув­шин с ам­ри­той, а в ру­ке кни­га о на­уке це­ли­тель­ст­ва —  Аюр­ве­да.

Но асу­ры вы­хва­ти­ли кув­шин и по­мча­лись прочь!  На бе­гу из не­го в че­ты­рех ме­с­тах про­ли­лось по кап­ле не­кта­ра бес­смер­тия. На­ко­нец бо­ги от­во­е­ва­ли кув­шин с ам­ри­той, и он по­пал на не­бо».

А ме­с­то, ку­да упа­ла са­мая боль­шая кап­ля, на­зва­ли Хард­вар.

С тех пор в каж­дой ин­ду­ист­ской служ­бе при­сут­ст­ву­ет кум­ба — мед­ный кув­шин, на­пол­нен­ный во­дой и при­кры­тый ко­ко­со­вым оре­хом и ли­с­ть­я­ми ман­го. Во­да те­ку­щей ре­ки — не­ктар бес­смер­тия, ибо да­рит жизнь все­му су­ще­му. Кро­ме то­го, кум­ба обо­зна­ча­ет и зо­ди­а­каль­ный знак Во­до­лея.

«Мой маль­чик, знай, что Бог про­яв­ля­ет се­бя в ме­с­тах, где не­счет­ное чис­ло лю­дей, же­лая по­стичь Его, дол­го за­ни­ма­лись ме­ди­та­ци­я­ми, со­сре­до­то­че­ни­ем, мо­лит­ва­ми и по­кло­не­ни­я­ми. Их пре­дан­ность ду­хов­но­му как бы сгу­с­ти­лась здесь; по­это­му в та­ких ме­с­тах че­ло­век чув­ст­ву­ет про­буж­де­ние ду­хов­но­с­ти и лег­че по­сти­га­ет Бо­га. С не­за­па­мят­ных вре­мен бес­чис­лен­ные сад­ху, пре­дан­ные и осо­знав­шие свою суть лю­ди при­хо­ди­ли в эти свя­тые ме­с­та, что­бы уви­деть Бо­га; ус­т­ра­нив все же­ла­ния, они взы­ва­ли к Не­му с от­кры­тым серд­цем. По­это­му Бог, хо­тя и рав­но при­сут­ст­ву­ет по­всю­ду, осо­бо про­яв­ля­ет Се­бя в та­ких ме­с­тах» (Ра­ма­криш­на).

Го­род пре­вра­ща­ет­ся в один ог­ром­ный раз­но­цвет­ный ла­герь; обы­ден­ная жизнь ус­ту­па­ет ме­с­то тор­же­ст­вам и пра­зд­нич­но­му на­ст­ро­е­нию. Все со­бра­лись. На­ча­лась ве­ли­кая ми­с­те­рия — про­слав­ле­ние ре­ки Ган­ги — сим­во­ла жиз­ни и бес­смер­тия; Во­ды — не­су­щей бла­го­дать Гор­не­го ми­ра, его чи­с­то­ту и воз­рож­да­ю­щую си­лу.

Лагерь паломников

Ут­ро, три­над­ца­тое ап­ре­ля… Ис­по­кон ве­ков лю­ди с мо­лит­ва­ми при­хо­дят в этот та­ин­ст­вен­ный час на рас­све­те к род­ной ре­ке, что­бы по­кло­нить­ся ей и, оку­на­ясь в ее про­хлад­ные во­ды, про­петь на­вст­ре­чу рож­да­ю­ще­му­ся Солн­цу спа­си­тель­ную мо­лит­ву — ман­т­ру Га­я­т­ри. Так на­чи­нал­ся день в древ­ней Ин­дии, так же он на­чи­на­ет­ся и сей­час — буд­то и не про­шли ты­ся­че­ле­тия. Во­да и Солн­це — слу­чай­но ли яв­ля­ют­ся они сим­во­лом веч­но­с­ти?

Ре­ка очи­ща­ет, ре­ка воз­вы­ша­ет, ре­ка во­оду­шев­ля­ет, да­ет но­вые си­лы.

Ре­ка при­ни­ма­ет, объ­е­ди­ня­ет всех — не слу­чай­но еще с ве­ди­че­с­ких вре­мен этот фе­с­ти­валь на­зы­ва­ли пра­зд­ни­ком Ве­ли­ко­го Еди­не­ния, Един­ст­ва Ин­ду­из­ма.

И вот две­над­ца­ти­лет­ний цикл Юпи­те­ра воз­ве­ща­ет на­ча­ло пра­зд­ни­ка Кум­ба Мэ­ла, по­след­не­го в этом сто­ле­тии и ты­ся­че­ле­тии. Во­об­ще в Ин­ду­из­ме две ос­нов­ные ре­ли­ги­оз­ные об­щи­ны  — Виш­ну­и­ты и Ши­ва­и­ты, каж­дая де­лит­ся на не­сколь­ко дру­гих, а те — на мно­го ты­сяч мень­ших сект. Каж­дая име­ет сво­е­го ос­но­ва­те­ля, осо­бую до­к­т­ри­ну, об­ря­ды, жерт­во­при­но­ше­ния, ри­ту­а­лы, ман­т­ры. Они от­ли­ча­ют­ся не­боль­шой раз­ни­цей в дог­ма­тах и ри­ту­а­лах. Но это­го до­ста­точ­но, что­бы гла­вы об­щин не лю­би­ли и из­бе­га­ли друг дру­га. Они ча­с­то спо­рят и ру­га­ют­ся из-за раз­ли­чий в сво­их до­к­т­ри­нах. И все же раз­но­гла­сия сра­зу за­ти­ха­ют, ес­ли речь идет о за­щи­те сво­ей об­щи­ны как та­ко­вой.

На­бе­реж­ная Ган­ги «HAR KI PAIRI»

На­бе­реж­ная Ган­ги «HAR KI PAIRI» — древ­ней­шее ме­с­то омо­ве­ния. А во вре­мя фе­с­ти­ва­ля — при­ста­ни­ще для ты­сяч па­лом­ни­ков, жаж­ду­щих на­хо­дить­ся в не­по­сред­ст­вен­ной бли­зо­с­ти от ре­ки.      

«Кто мо­жет уз­нать Бо­га? Это не да­но нам, и от нас не тре­бу­ет­ся знать Его пол­но­стью. До­ста­точ­но, ес­ли мы смо­жем уви­деть, по­чув­ст­во­вать, что Он — Един­ст­вен­ная Ре­аль­ность. До­пу­с­тим, че­ло­век при­хо­дит к свя­той Ган­ге и ка­са­ет­ся ее во­ды. Он мо­жет ска­зать: «Я по­лу­чил бла­го­сло­ве­ние уз­реть ве­ли­кую ре­ку и кос­нуть­ся ее». Ему не­за­чем при­тра­ги­вать­ся ко всей ре­ке — от ис­то­ков до ус­тья!» (Ра­ма­криш­на).

Один из маг­ни­тов Кум­ба Мэ­лы для на­ро­да — воз­мож­ность ус­лы­шать про­по­ве­ди са­мых из­ве­ст­ных учи­те­лей раз­ных ре­ли­ги­оз­ных об­щин. Ведь мно­гие из них вы­хо­дят из сво­их оби­те­лей толь­ко на вре­мя пра­зд­ни­ка, раз в 12 лет. И лю­ди под­хо­дят — са­мые бед­ные и са­мые бо­га­тые, все име­ют пра­во по­лу­чить от­ве­ты на свои во­про­сы, во­про­ша­ния о смыс­ле жиз­ни, ибо в эти дни все ос­таль­ное от­хо­дит на зад­ний план. Ос­та­ет­ся лишь мо­лит­вен­ное на­ст­ро­е­ние и со­зер­ца­ние — и до­б­рые мыс­ли по­сы­ла­ют­ся в кор­зи­ноч­ках со све­чой и бла­го­во­ни­я­ми по вол­нам, и Ган­га уно­сит их вдаль, на­сы­щая свой путь це­леб­ной си­лой.

Кум­ба Мэ­ла име­ет боль­шое зна­че­ние для уча­ст­ву­ю­щих в пра­зд­ни­ке ре­ли­ги­оз­ных об­щин, это уни­каль­ная воз­мож­ность для их ли­де­ров встре­тить­ся и об­су­дить даль­ней­шее ду­хов­ное раз­ви­тие групп и пла­ны на бу­ду­щее. Лек­ции ли­де­ров, встре­чи, со­ве­ща­ния — все это вли­я­ет на по­сле­ду­ю­щую ду­хов­ную жизнь Ин­дии.

Не­сколь­ко дней или да­же не­дель ты­ся­чи лю­дей жи­вут ря­дом на этом тес­ном ку­соч­ке зем­ли. Нет стен, от­го­ра­жи­ва­ю­щих од­них от дру­гих и от внеш­не­го ми­ра. И по­ра­зи­тель­но — ни­ко­му это не ме­ша­ет. Все вме­с­те, и все же каж­дый сам по се­бе. Это пра­зд­ник ду­ши, та­ин­ст­во со­при­кос­но­ве­ния вну­т­рен­ней су­ти че­ло­ве­ка с той ве­ли­кой пер­во­на­чаль­ной сти­хи­ей, что да­рит жизнь все­му су­ще­му, — сти­хи­ей во­ды, оли­це­тво­рен­ной Ма­те­рью Ган­гой. 

Что  есть Ган­га? Ее веч­ные стру­я­щи­е­ся во­ды, слов­но дру­гие во­ды — по­то­ки по­сто­ян­ст­ва и пре­ем­ст­вен­но­с­ти тра­ди­ций, ко­то­рые так же ты­ся­че­ле­ти­я­ми окорм­ля­ют про­ст­ран­ст­во Ин­дии. И те, кто се­го­дня при­об­ща­ет­ся к Ган­ге, при­об­ща­ет­ся и к древ­ней тра­ди­ции Ин­ду­из­ма. И са­ми ста­но­вят­ся но­си­те­ля­ми древ­ней куль­тур­ной тра­ди­ции. Не в этой ли пре­ем­ст­вен­но­с­ти куль­тур­но­го опы­та со­сто­ит ду­хов­ная си­ла на­ро­да?

И уно­сишь­ся в про­шлое… В ста­ри­ну вы­но­си­ли на пло­щад­ку ри­ту­аль­ный шест — про­яв­ле­ние Един­ст­ва Все­лен­ной, — тог­да на­чи­на­лось нис­хож­де­ние выс­ших сил,  про­ст­ран­ст­во ста­но­ви­лось свя­щен­ным, объ­е­ди­нял­ся мир гру­бый с тон­ким, и лю­ди пре­вра­ща­лись из зри­те­лей в уча­ст­ни­ков ми­с­те­рий… За­чем? А для то­го, что на­сту­пал мо­мент, ког­да ду­ша, ос­во­бо­див­шись от все­го внеш­не­го, на­пол­ня­лась пол­но­той Бы­тия и в вос­тор­ге еди­не­ния по­сти­га­ла свое Тож­де­ст­во с Ми­ро­вым, все­су­щим, все­про­ни­ка­ю­щим Ду­хом — с Жиз­нью, ко­то­рая вы­ше сво­их ча­ст­ных про­яв­ле­ний…

На вос­хо­де, в пол­день и на за­ка­те Солн­ца по­ют лю­ди са­мую свя­щен­ную мо­лит­ву — Гай­я­т­ри, — воз­зва­ние к вер­хов­ной Ре­аль­но­с­ти о про­свет­ле­нии ра­зу­ма всех лю­дей. Ман­т­ра  на­прав­ле­на к бо­же­ст­вен­ной Сущ­но­с­ти в Солн­це, зри­мо­му сим­во­лу выс­ше­го Бо­же­ст­ва.

Садху за оживленной беседой

Ча­шей зо­ло­той при­крыт лик Брах­ма­на.
От­крой Его, о Солн­це,
Да­бы я, вер­ный ис­тин­ной дхар­ме, уз­рел Его.
О Солн­це, ты кор­ми­лец, одинокий стран­ник, вла­ды­ка,
О Су­рья, о по­то­мок Пра­д­жа­па­ти,
Раз­двинь лу­чи свои и со­бе­ри свой жар.
Ми­ло­с­тью тво­ею я уви­жу твой пре­крас­ный об­лик…
(Иша Упа­ни­ша­да, 15—16).   

Ин­дус по­лу­ча­ет пра­во на изу­че­ние свя­щен­ных пи­са­ний толь­ко по­сле об­ря­да по­лу­че­ния шну­ра дваж­ды рож­ден­но­го — пер­вый раз фи­зи­че­с­ки, вто­рой раз — ду­хов­но. В са­мом юном воз­ра­с­те во вре­мя ри­ту­а­ла жрец на­де­ва­ет на маль­чи­ка свя­щен­ный шнур, а отец шеп­чет на ухо сы­ну се­к­рет по­свя­щен­но­го бра­ми­на:

«О сын мой, за­пом­ни — есть лишь Один Бог — Тво­рец, Гос­подь и Ис­точ­ник все­го су­ще­го. Это­го Бо­га вну­т­ри се­бя, в серд­це ты дол­жен по­чи­тать…»

Бур­ные во­ды Ган­ги об­ре­ли и свое внеш­нее вы­ра­же­ние — в смя­тых коп­нах во­лос ас­ке­товши­ва­и­тов. Не­че­са­ные пуч­ки во­лос — слов­но те пер­во­на­чаль­ные бу­шу­ю­щие по­то­ки Ган­ги, ко­то­рые ук­ро­тил Вла­ды­ка Ши­ва, под­ста­вив под них свою го­ло­ву. А так­же сим­вол мо­гу­чих ги­ма­лай­ских хреб­тов, сквозь ко­то­рые те­чет Ган­га, про­би­вая се­бе путь в до­ли­ны ниж­не­го ми­ра. Не­ред­ко это един­ст­вен­ное иму­ще­ст­во  бро­дя­чих ас­ке­тов и их боль­шая гор­дость.

«Ты ищешь Бо­га? Тог­да на­блю­дай Его в че­ло­ве­ке! Его Бо­же­ст­вен­ность про­яв­ля­ет­ся в че­ло­ве­ке бо­лее чем в чемли­бо ином. Ог­ля­ни­тесь в по­ис­ке че­ло­ве­ка, ко­то­ро­го пе­ре­пол­ня­ет лю­бовь к Бо­гу, — че­ло­ве­ка, ко­то­рый жи­вет, дви­жет­ся, все су­ще­ст­во ко­то­ро­го в Бо­ге, — че­ло­ве­ка, опь­я­нен­но­го Его Лю­бо­вью. В та­ком че­ло­ве­ке во­пло­тил­ся Сам Бог.

Все­гда ос­та­вай­тесь силь­ны и ус­той­чи­вы в сво­ей ве­ре, но из­бе­гай­те лю­бо­го фа­на­тиз­ма и не­тер­пи­мо­с­ти.

Ис­тин­но ре­ли­ги­оз­ный че­ло­век дол­жен счи­тать, что дру­гие ре­ли­гии так­же яв­ля­ют­ся пу­тя­ми к Ис­ти­не. С не­из­мен­ным по­чте­ни­ем долж­ны мы от­но­сить­ся к иным ре­ли­ги­ям.

Мать рав­но лю­бит всех сво­их де­тей, но го­то­вит пи­щу так, что каж­дый по­лу­ча­ет ее по вку­су. По­доб­но это­му, Гос­подь дал раз­лич­ные фор­мы по­кло­не­ния, в со­от­вет­ст­вии с раз­лич­ны­ми воз­мож­но­с­тя­ми и раз­лич­ным ду­хов­ным раз­ви­ти­ем лю­дей.

Из-за не­ве­де­ния обыч­ный че­ло­век счи­та­ет свою ре­ли­гию луч­шей и про­из­во­дит мно­го не­нуж­но­го шу­ма; но ког­да его ум оза­ря­ет­ся ис­тин­ным зна­ни­ем, пре­кра­ща­ют­ся все сек­тант­ские ссо­ры.

Есть сказ­ка о том, как на вос­хо­де звез­ды Сва­ти ус­т­ри­ца-жем­чуж­ни­ца ос­та­ви­ла свое ло­же на дне мо­ря и под­ня­лась на по­верх­ность, что­бы пой­мать кап­лю дож­де­вой во­ды. Она пла­ва­ла на по­верх­но­с­ти мо­ря, по­ка ей не уда­лось пой­мать кап­лю чу­дес­но­го дож­дя.  Тог­да она вер­ну­лась на мор­ское дно и ле­жа­ла там, по­ка из дра­го­цен­ной кап­ли не об­ра­зо­ва­лась пре­крас­ная жем­чу­жи­на. Так и на­сто­я­щий ис­ка­тель Ис­ти­ны пу­те­ше­ст­ву­ет с ме­с­та на ме­с­то и ищет сло­во от со­вер­шен­но­го Гу­ру, ко­то­рое от­кро­ет ему вра­та в веч­ное бла­жен­ст­во. А ког­да усерд­ный по­иск при­ве­дет его к та­ко­му Гу­ру и он по­лу­чит от не­го дол­го­ждан­ную по­мощь, раз­би­ва­ю­щую все око­вы, тог­да он  по­ки­да­ет об­ще­ст­во, по­гру­жа­ет­ся в глу­би­ны сво­е­го серд­ца и ос­та­ет­ся там, по­ка не об­ре­тет веч­ный мир» (Ра­ма­криш­на).

Аскеты-шиваиты

За­хо­дит Солн­це, но на хра­мах вы­све­чи­ва­ет­ся его сим­вол — сва­с­ти­ка. В свое вре­мя фа­шизм не слу­чай­но по­пы­тал­ся при­сво­ить се­бе этот древ­ней­ший знак Дви­же­ния и Тво­ря­щей Си­лы Все­лен­ной. Но бес­по­лез­но — дви­жу­щей си­лой Все­лен­ной мо­жет быть лишь Лю­бовь и Ми­ло­сер­дие.

Этот знак, рож­ден­ный в ми­с­ти­че­с­ких кон­цеп­ци­ях пер­вых Ари­ев, есть Аль­фа и Оме­га все­мирной тво­рческой Си­лы, ис­хо­дя­щей из чи­с­то­го Ду­ха и кончающейся в плотной Ма­те­рии[1]. Это сим­вол Един­ст­ва Ма­к­ро- и Ми­к­ро­ко­с­мо­са и его объ­е­ди­ня­ю­ще­го зве­на — че­ло­ве­ка, по­сред­ни­ка меж­ду не­бом и зем­лей. Он го­во­рит о при­сут­ст­вии бо­же­ст­вен­но­го на­ча­ла в каж­дом че­ло­ве­ке, той тво­ря­щей ис­кры, ко­то­рая род­нит нас со сво­им Твор­цом… 

Звук ри­ту­аль­ных ра­ко­вин ог­ла­ша­ет ко­нец дня три­над­ца­то­го ап­ре­ля… По­след­не­го дня пра­зд­ни­ка пе­ред за­в­т­раш­ним ос­нов­ным омо­ве­ни­ем и за­клю­чи­тель­ным тор­же­ст­вен­ным ше­ст­ви­ем, в ко­то­ром при­мут уча­с­тие все ду­хов­ные об­щи­ны, со­брав­ши­е­ся на пра­зд­ник. И лишь на­пе­вы древ­них пи­са­ний на­пол­ня­ют ве­чер­ние про­сто­ры…

«По­ис­ти­не, что зовется «Брах­ман», то, поистине­, и есть это про­ст­ран­ст­во вне че­ло­ве­ка. Поистине, что есть Про­ст­ран­ст­во вне че­ло­ве­ка, то, поистине, и есть это про­ст­ран­ст­во в че­ло­ве­ке, то, поистине, и  есть это про­ст­ран­ст­во в серд­це — Оно полно и не­из­мен­но…»[2] 

«То, что есть Высший Брах­ма­н, Атман все­го, ве­ли­кое всеобщее прибежище. Тонь­ше тон­ко­го, веч­ный То  — ты, ты — То»[3]

Здесь, на пра­зд­ни­ке, не­смо­т­ря на всю внеш­нюю ак­тив­ность и ка­жу­щу­ю­ся по­всед­нев­ность, ощу­тилось осо­бое ды­ха­ние вну­т­рен­ней ти­ши­ны уча­ст­ни­ков. В ме­ру сво­ей го­тов­но­с­ти каж­дый по­лу­чал то, для че­го при­шел, — бла­го­дать вод Ган­ги, ны­не на­сы­щен­ной лу­ча­ми выс­ших пла­нет и мыс­ля­ми Учи­те­лей. 

Ве­ди ме­ня, Вла­ды­ка, от не­прав­ды к Ис­ти­не,
ве­ди ме­ня к Све­ту из тьмы,
ве­ди ме­ня от смер­ти к Бес­смер­тию… 
Че­тыр­над­ца­тое ап­ре­ля, тор­же­ст­вен­ное ше­ст­вие…

Око­ло по­лу­но­чи сот­ни ты­сяч па­лом­ни­ков ста­ли под­хо­дить к ре­ке. Че­ты­ре ча­са ут­ра — вре­мя са­мо­го тор­же­ст­вен­но­го ку­па­ния. А по­том го­род стал ждать па­рад­но­го ше­ст­вия.

Ос­нов­ная груп­па сре­ди ре­гу­ляр­но при­ез­жа­ю­щих на пра­зд­ник каж­дые 12 лет — об­щи­на край­них ас­ке­тов. В глав­ный день ку­па­ния они ве­дут мил­ли­о­ны па­лом­ни­ков в ше­ст­вии, ко­то­рое на­чи­на­ет­ся от ос­нов­но­го ла­ге­ря и за­кан­чи­ва­ет­ся тор­же­ст­вен­ным по­гру­же­ни­ем в Ган­гу. Цель па­рад­но­го ше­ст­вия — Брах­ма Кунд, по пре­да­нию, это имен­но то ме­с­то, где ког­да-то из по­хи­щен­но­го кув­ши­на про­ли­лась кап­ля не­кта­ра бес­смер­тия. Это осо­бо бла­го­сло­вен­ное ме­с­то, где, как го­во­рят, мож­но до­стиг­нуть вы­сво­бож­де­ния из пут кру­га пе­ре­во­пло­ще­ний.  

«Мис­сия Ра­ма­криш­ны» в праздничном шествии

Ре­ли­ги­оз­ные со­об­ще­ст­ва фор­ми­ру­ют­ся в груп­пы, так на­зы­ва­е­мые ак­ха­ры. Сто­ле­ти­я­ми во вре­мя Кумба Мэ­лы про­ис­хо­ди­ли кон­флик­ты из-за то­го, ко­му ка­кое ме­с­то за­нять в па­рад­ном ше­ст­вии. Как пра­ви­ло, са­мые силь­ные ор­га­ни­за­ции ока­зы­ва­лись на ве­ду­щих ме­с­тах.

И вот — ты­ся­чи групп, од­на за дру­гой, идут по го­ро­ду. Вот «Мис­сия Ра­ма­криш­ны», ко­то­рая по­ло­жи­ла на­ча­ло це­ло­му на­прав­ле­нию в куль­тур­ной, ре­ли­ги­оз­ной и со­ци­аль­ных сфе­рах Ин­дии. Этот ор­ден — жи­вой при­мер пре­тво­ре­ния идей древ­них про­ро­ков в со­вре­мен­ную жизнь. По все­му пу­ти уче­ни­ки и по­чи­та­те­ли при­но­сят сво­им ду­хов­ным учи­те­лям цве­точ­ные гир­лян­ды, те бла­го­слов­ля­ют их, а потом, сле­дуя древ­не­му обы­чаю, от­да­ют об­рат­но лю­дям.

Как обыч­но, впе­ре­ди ше­ст­вия идут груп­пы край­них ас­ке­тов — на­гов. На­ги не но­сят ни­ка­кой одеж­ды в знак пол­но­го от­ре­че­ния от все­го мир­ско­го. В древ­них пи­са­ни­ях го­во­рит­ся, что, ког­да в ог­не по­зна­ния сго­ра­ют все мир­ские стра­с­ти и же­ла­ния, ос­та­ет­ся лишь од­но — лю­бовь к Бо­гу и пол­ное от­ре­че­ние от все­го внеш­не­го. Огонь по­гло­ща­ет все, ос­та­ет­ся лишь бе­лый пе­пел. Бе­лый цвет — ни­что, вме­ща­ю­щее в се­бя все. Этим ри­ту­аль­ным пеп­лом на­ги сим­во­ли­че­с­ки по­кры­ва­ют свои те­ла, и ча­с­то это их един­ст­вен­ное «оде­я­ние». Еще в кон­це ве­ка зна­ме­ни­тая рус­ская жен­щи­на-фи­ло­соф Еле­на Пе­т­ров­на Бла­ват­ская пи­са­ла в сво­ей «Тай­ной До­к­т­ри­не»:

«На­ги» — это име­на, ко­то­рые  да­ва­лись По­свя­щен­ным-от­шель­ни­кам, по при­чи­не их боль­шой Му­д­ро­с­ти и Ду­хов­но­с­ти и их жи­тия в пе­ще­рах»[4]

«Что вам сле­ду­ет де­лать, ес­ли вы на­хо­ди­тесь в ми­ре?

От­дай­те все Бо­гу, пре­дай­тесь Ему, и у вас не бу­дет про­блем. Тог­да вы уз­на­е­те, что все со­вер­ша­ет­ся по Его во­ле.

Жить в ми­ре или ос­та­вить его, за­ви­сит от во­ли Бо­га. Ра­бо­тай­те, ос­тав­ляя все Ему. Что еще мо­же­те вы сде­лать?» (Ра­ма­криш­на).

На пло­ща­ди со скульп­ту­рой древ­не­го мыс­ли­те­ля Шри Шан­ка­ра­ча­рьи по­сте­пен­но по­яв­ля­ют­ся все ду­хов­ные об­щи­ны — уча­ст­ни­ки пра­зд­ни­ка. По под­сче­там ор­га­ни­за­то­ров, в тор­же­ст­вен­ном ше­ст­вии 1998 го­да при­ня­ло уча­с­тие свы­ше трех ты­сяч ре­ли­ги­оз­ных групп и ор­га­ни­за­ций.

Сре­ди вы­со­копо­чи­та­е­мых учи­те­лей, ко­то­рые име­ют свой аш­рам в Хард­ва­ре, есть и жен­щи­на-мо­наш­ка, Сва­ми Ги­та Бха­ра­ти. Ду­хов­ный на­став­ник ее ро­ди­те­лей взял ее в мо­на­с­тырь в  воз­ра­с­те трех лет. Она от­ли­ча­лась уди­ви­тель­ны­ми зна­ни­я­ми и уже в воз­ра­с­те се­ми лет да­ва­ла лек­ции по Бха­га­вад­ги­те. По­сле смер­ти сво­е­го Учи­те­ля она ста­ла ру­ко­во­ди­те­лем об­щи­ны и как пер­вая жен­щи­на в ис­то­рии Ин­дии по­лу­чи­ла вы­со­чай­шее ре­ли­ги­оз­ное зва­ние — Ма­ха­ман­да­леш­вар, ко­то­ро­го удо­с­та­и­ва­ют­ся толь­ко выс­шие на­став­ни­ки. Те­перь она ру­ко­во­дит мо­на­с­ты­рем, где жи­вет око­ло двух ты­сяч ас­ке­тов, из них де­сять про­цен­тов жен­щи­ны. 

«Ко­неч­ной за­да­чей все­го че­ло­ве­че­ст­ва, це­лью и куль­ми­на­ци­ей всех ре­ли­гий яв­ля­ет­ся лишь од­но — вос­со­е­ди­не­ние с Бо­гом, или, что то же са­мое, с Бо­же­ст­вен­но­с­тью — ис­тин­ной сущ­но­с­тью каж­дой ду­ши». Все по­сла­ние древ­них про­ро­ков Ин­дии вы­ра­же­но в этих сло­вах ог­нен­но­го ос­но­ва­те­ля «Мис­сии Ра­ма­криш­ны», Сва­ми Ви­ве­ка­нан­ды. А его ду­хов­ный учи­тель Ра­ма­криш­на ча­с­то по­яс­нял то, что, по­жа­луй, очень слож­но по­нять со­вре­мен­но­му за­пад­но­му че­ло­ве­ку:

Торжественная процессия

«По­знав­шие Бо­га по­рой жи­вут и вы­гля­дят по­доб­но бе­зум­ным, пья­ни­цам или де­тям.

Ес­ли не стать про­сты­ми, как де­ти, то нель­зя до­стичь бо­же­ст­вен­но­го оза­ре­ния. Ос­тавь­те ва­ше тще­сла­вие из-за мир­ско­го зна­ния, об­ре­тен­но­го ва­ми, и знай­те — оно бес­по­лез­но в цар­ст­ве выс­шей ис­ти­ны. Будь­те про­сты, как де­ти, толь­ко тог­да вы до­стиг­не­те зна­ния ис­ти­ны.

Ког­да гнез­до пти­цы раз­ру­ше­но, пти­ца под­ни­ма­ет­ся в не­бо. По­доб­но это­му, ког­да в уме стер­лось все со­зна­ние те­ла и внеш­не­го ми­ра, тог­да ду­ша че­ло­ве­ка под­ни­ма­ет­ся в не­бо Все­выш­не­го и по­гру­жа­ет­ся в Са­мад­хи» (Ра­ма­криш­на).

К со­жа­ле­нию, на этой Кум­ба Мэ­ле не бы­ло мно­го жи­вот­ных, — по тра­ди­ции, в про­цес­сии уча­ст­ву­ют на­ря­жен­ные сло­ны, вер­б­лю­ды, ло­ша­ди, бы­ки. Так­же и на­ги шли без сво­ей тра­ди­ци­он­ной эки­пи­ров­ки — тре­зуб­цев, ме­чей, то­по­ров, ко­пь­ев. Эти ог­ра­ни­че­ния вве­ла ад­ми­ни­с­т­ра­ция Кум­ба Мэ­лы, опа­са­ясь воз­мож­ных столк­но­ве­ний меж­ду груп­па­ми.

«Как ук­ра­ше­ния раз­лич­ных ви­дов и на­зва­ний де­ла­ют­ся из од­но­го и то­го же зо­ло­та, так в раз­лич­ные вре­ме­на и в раз­ных стра­нах один Бог по­чи­та­ет­ся  в раз­лич­ных фор­мах и под раз­лич­ны­ми име­на­ми. Спо­со­бы по­кло­не­ния Ему бы­ва­ют раз­ные, од­ни лю­бят звать Его От­цом, дру­гие — Ма­те­рью, и все же лишь один Бог по­чи­та­ет­ся все­ми эти­ми спо­со­ба­ми и под столь мно­ги­ми име­на­ми» (Ра­ма­криш­на).

Ве­ду­щие груп­пы ше­ст­вия при­бли­жа­ют­ся к Ган­ге — те­перь лишь мост от­де­ля­ет их от то­го ле­ген­дар­но­го ме­с­та, где упа­ла кап­ля не­кта­ра бес­смер­тия. Там — куль­ми­на­ция и за­вер­ше­ние пра­зд­ни­ка. И вот ты­ся­чи лю­дей при­вет­ст­ву­ют пер­вых ас­ке­тов, по­явив­ших­ся на мос­ту. Цель до­стиг­ну­та — и рас­ка­лен­ные па­ля­щим солн­цем и дли­тель­ным ше­ст­ви­ем па­лом­ни­ки по­гру­жа­ют­ся в про­хлад­ные во­ды свя­щен­ной ре­ки Ган­ги…

Из­ве­ст­ный со­вре­мен­ный ду­хов­ный ли­дер Сва­ми Чин­ма­я­нан­да ска­зал, что Кум­ба Мэ­ла мо­жет иметь боль­шое вли­я­ние на ре­ше­ние ста­рой про­бле­мы Ин­дии — ка­с­то­во­с­ти и при­над­леж­но­с­ти к раз­лич­ным ре­ли­ги­оз­ным об­щи­нам. Это воз­мож­ность для раз­ных об­щин встре­тить­ся, сов­ме­ст­но по­жить и по­об­щать­ся и, са­мое глав­ное, вме­с­те со­вер­шить то дей­ст­вие, ко­то­рое их объ­е­ди­ня­ет, — омо­ве­ние в свя­щен­ной ре­ке Ган­ге. Это и есть тот мо­мент, ког­да те­ря­ют­ся все раз­ли­чия — ка­с­то­вые и ре­ли­ги­оз­ные.  Во­ды Ган­ги очи­ща­ют всех при­хо­дя­щих.   

Аскет

Один из ме­ст­ных ас­ке­тов, Пи­лот Ба­ба, быв­ший лет­чик, ска­зал, что ку­па­ние в Ган­ге во вре­мя это­го пра­зд­ни­ка име­ет важ­ное зна­че­ние, но толь­ко ес­ли че­ло­век ду­хов­но под­го­тов­лен. Это не про­сто так, что прыг­нешь в во­ду и очи­с­тишь­ся от гре­хов. В это вре­мя осо­бо дей­ст­ву­ют лу­чи, ис­хо­дя­щие из оп­ре­де­лен­но­го со­че­та­ния пла­нет, и че­ло­век, со­зна­тель­но от­но­ся­щий­ся к при­ни­ма­е­мо­му омо­ве­нию, по­лу­чит мощ­ный за­ряд на бу­ду­щее.

У ко­го-то мо­жет воз­ник­нуть во­прос: «А не яв­ля­ет­ся ли все пра­зд­не­ст­во и омо­ве­ние в Ган­ге лишь ус­та­рев­шей тра­ди­ци­ей, по­те­ряв­шей ны­не свое зна­че­ние?» 

На это ас­кет от­ве­тит так:  са­мо тор­же­ст­во яв­ля­ет­ся ча­с­тью «са­на­та­на дхар­ма» — веч­ной ре­ли­гии и бы­ло за­по­ве­да­но древ­ней­ши­ми Ве­да­ми. А те опи­сы­ва­ют не­из­мен­ные за­ко­ны ми­ро­зда­ния, а не вре­мен­ные ис­ти­ны. По­это­му и зна­чи­мость омо­ве­ния во вре­мя пра­зд­ни­ка не­пре­хо­дя­ща и важ­на для ду­хов­ной жиз­ни че­ло­ве­ка.

По­сле омо­ве­ния на­чи­на­ет­ся разъ­езд уча­ст­ни­ков — для ко­го мо­то­ри­зо­ван­ный, а для мно­гих ас­ке­тов — длин­ный пе­ший путь в свои от­да­лен­ные скры­тые оби­те­ли в ле­сах и го­рах.

По дан­ным ин­дий­ско­го пра­ви­тель­ст­ва, в день глав­но­го омо­ве­ния, че­тыр­над­ца­то­го ап­ре­ля 1998 го­да, в Хард­ва­ре и близ­ле­жа­щей ок­ру­ге в Ган­гу по­гру­зи­лось око­ло де­ся­ти мил­ли­о­нов че­ло­век. Мил­ли­о­ны лю­дей всех каст, на­род­но­с­тей, про­вин­ций, об­щин, язы­ков, ас­ке­ты, свя­тые и обык­но­вен­ный люд, съез­жа­ю­щий­ся в Хард­вар на пра­зд­ник, — сви­де­тель­ст­во уди­ви­тель­ной куль­тур­ной общ­но­с­ти ин­ду­ист­ско­го ми­ра. 

А про­цес­сия про­дол­жа­ет­ся до са­мо­го ве­че­ра. 

«Ре­ли­гия — это не бе­се­да, не те­о­рия и не ин­тел­лек­ту­аль­ное со­гла­сие. Это ре­а­ли­за­ция в серд­це на­ших сер­дец, это при­кос­но­ве­ние к Гос­по­ду, это ощу­ще­ние, осо­зна­ние то­го, что я есмь дух, со­еди­нен­ный с Выс­шим Ду­хом и все­ми Его ве­ли­ки­ми про­яв­ле­ни­я­ми…»

«По­ли­ти­че­с­кое мо­гу­ще­ст­во или во­ен­ная си­ла  не яв­ля­ет­ся мис­си­ей на­ше­го на­ро­да, ни­ког­да не бы­ла, и, за­пом­ни­те мои сло­ва, — ни­ког­да и не бу­дет. Но есть дру­гая мис­сия, воз­ло­жен­ная на нас, — удер­жа­ние, со­хра­не­ние и стя­жа­ние всей ду­хов­ной энер­гии че­ло­ве­че­с­кой ра­сы…» (Сва­ми Ви­ве­ка­нан­да).

Вечерняя молитва

Пра­зд­ник Кум­ба Мэ­лы за­вер­ша­ет­ся. А в близ­ле­жа­щем го­род­ке Ри­ши­ке­ше ми­с­те­рия про­дол­жа­ет­ся — идет еже­днев­ная ве­чер­няя служ­ба, по­чи­та­ние Ма­те­ри Ган­ги воз­ли­я­ни­ем Ог­ня. Се­го­дня он го­рит осо­бен­но яр­ко, и тор­же­ст­вен­но по­ют со­брав­ши­е­ся лю­ди в честь по­след­ней в уходящем ты­ся­че­ле­тии Кум­ба Мэ­лы… Сле­ду­ю­щий пра­зд­ник со­сто­ит­ся в Но­вом ве­ке, эпо­хе Во­до­лея — эры Ог­ня и воз­рож­ден­но­го, про­свет­лен­но­го че­ло­ве­че­с­ко­го ду­ха.


[1]  Бла­ват­ская Е.П. Тай­ная До­к­т­ри­на. Т. 2. М., 1991. С. 127.

[2] Чхан­догья Упа­ни­ша­да, 3.12.7—9.

[3]  Кай­ва­лия Упа­ни­ша­да, 16.

[4] Бла­ват­ская Е.П. Тай­ная До­к­т­ри­на. Т. 2. М., 1991. С. 629.

Spread the love

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *