Заметки с выставки

№ 3/4-2002-1/2 |

А.П. Кабанова _________

Одухотворение _________

Красота – то, что ты видишь
и хотел бы дать, но не взять.
Джебран Халиль Джебран,
поэт, писатель, художник

Я шла на выставку «От сердца к сердцу», зная уже восторженную ее оценку человеком, чье мнение значит для меня очень много. Но некоторые сомнения оставались – флористика… это, конечно, прекрасно, но не до такой же степени!

Галина Соколовская. Признание

Войдя в первый зал и окинув его взглядом, я вдруг почувствовала, что здесь мне хочется… молиться. А картины вокруг показались в первый момент – иконами. Пусть Бог простит мне такое сравнение, а читатель не сочтет, что родилось оно у слишком экзальтированной особы. Вглядываясь в эти полотна, анализируя столь смелую ассоциацию с иконами, я поняла, что подобное сравнение имеет право на существование. Помните Тютчева:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик – 
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

Так вот, душа природы здесь присутствовала. На полотнах запечатлены были одухотворенные лики цветов, колосьев, трав во всей их красе, какую подарил нам Творец, создавая для человека Космический Дом, как называла планету Земля Елена Ивановна Рерих.

На фоне глубокой синевы, словно свечи – огни колосьев, собранных в дивный светильник. Злаки, возносящие свой свет Тому, Кто дал им когда-то взойти и, созрев, принести новые семена жизни… Благодарность колосьев – это их «Крылья духа». Так и названа картина. Так я ее поняла.

А на этом полотне цвета ночи – небольшая Троица светлых цветков на тоненьком стебельке… Это, наверное, только что родившаяся, одухотворенная Божественным огнем жизнь. Пламенем своей ауры она уже осветила все вокруг – листья папоротника, земное свое окружение, а вверху – Млечный Путь  белых  звездочек-растений, олицетворяющих  жизнь  небесную. «Рождество» называется это небольшое полотно. Полотно, которое  словно молится на языке цветов и живописи.

Галина Соколовская. Дорога жизни. 1998

А вот на монохромном золотисто-бежевом, слегка зеленоватом фоне уходящая вдаль дорога среди колосящегося поля… «Дорога жизни» – название этой композиции. Как тут не вспомнить Бунина:

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной
Срок настанет, – Господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»
И забуду я все, – вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав –
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленям припав.

Таким было мое первое впечатление от выставки художницы Галины Соколовской из Минска. А когда я заглянула, посетив выставку снова, в книгу отзывов, то поняла, что в своем восприятии картин была не одинока. Судите сами.

«Это не просто красиво. Это – Божественно!  Выходит за рамки обыденного сознания. Тамара из Екатеринбурга». «Дух наш вечен, это бесспорно. Но в бескрайних Вселенских просторах Прелесть нашей Земли, конечно, не имеет себе повторов! Это Вам, Галина, строчки из моей души – Лора». (Фамилии нет, но телефон указан.) «Я испытала  сегодня, что значит быть счастливой. Елена, Пенза». Как видите, не мне одной выставка  Галины Соколовской подарила благоговейное восприятие какой-то особой красоты.

Направляясь к двум небольшим залам этой экспозиции, мы проходим через другие залы музея, мимо рериховских творений, даже в небольших по размеру работах  поражающих своей Космической мощью и величием. И вот по контрасту с такими масштабными образами красоты композиции Галины Соколовской, хрупкие, нежные,  одухотворенные трепетом женского сердца, живут какой-то особой, Богородичной красотой. Это не преувеличение и не моя выдумка, я знаю, что в народе какое-то растение так и называется – Богородичная травка. И вот такое по-детски трогательное  народное название вспомнилось мне в связи с полотнами художницы.

Все это я почувствовала до личного знакомства с нею. С волнением ждала встречи. Так хотелось, чтобы эта красивая, судя по фотографии, женщина соответствовала своим полотнам и в жизни! Мне необходимо было понять, как вышла она на творческую стезю изумительного синтеза флористики и живописи. Почему-то, думая о Галине Соколовской, я постоянно представляла себе картину Чюрлениса «Дева» из серии его  «Знаков Зодиака». Стройная женская фигура с воздетым к небу лицом, по пояс утонувшая в цветах и травах, так похожих на те, что дарят нам свою красу с полотен Галины Соколовской. И, что удивительно, связь этой картины с художницей в моем  воображении оказалась поразительно верной.

Галина Леонидовна Соколовская родилась в Белоруссии в 1957 году именно под  знаком Девы, чьей стихией является Земля в момент наивысшего своего плодородия и завершенной красоты. Нет, в нашей жизни случайностей не бывает! Особенно это подтвердилось, когда я познакомилась с художницей.

Все, кто видел ее фотографию, не станут возражать – красивая женщина. Но, встретившись с ней, я поняла, что самый лучший снимок не передаст обаяния той девичьей чистоты, какую она излучает. Мать двух взрослых детей, она прожила нелегкие годы, в одиночку пришлось тянуть сына и дочь на скромную зарплату учителя художественной школы, и все-таки вырастила из них прекрасных людей! Как сохранилась в ней та девичья красота, то юное, в своей цельности и доброте, восприятие жизни, людей? И, главное, откуда, когда пришла к художнице поразительная зрелость души? Может быть, именно это счастливое сочетание душевных качеств, художественной одаренности, работоспособности и помогло ее творческому восхождению?

С раннего детства Галина знала, что будет художницей. Росла она на природе,  близ Минска, в бедной семье. Деревья, травы, цветы были для нее не просто родными, одушевленными существами, но и защитой. На всю жизнь врезался в память детский  сон, он преследовал девочку до четырнадцати лет. Нечто темное, страшное гонится за  ней во сне. Спасаясь, она летит от врага, пытаясь спрятаться в облаках, но он почти догоняет… И тогда с облачной высоты ныряет она в густую зеленую крону огромного  дерева – только здесь спасение, и враг отступает…

Что это? Память прошлых воплощений или голос крови, переданной Галине  бабушкой  Ядвигой? Мудрая, духовно щедрая женщина из семьи сельских учителей, бабушка Ядвига была для девочки не только родным, воспитавшим ее человеком. Художница считает ее и Высоким Духовным Наставником. Именно бабушка передавала своей Галине любовь к травам, цветам, деревьям – всему живому на земле. Ведь сама Ядвига Юлиановна была травницей, как и ее мать, как бабушка. Лечила людей травами и молитвой. И, конечно, голос крови трех предшествующих поколений травниц не мог не отозваться в душе Галины. Как писал Пастернак:

…И здесь кончается искусство,
И дышит почва и судьба.

На этой почве и обрела Галина свою творческую стезю. Но случилось это не сразу.  Нужно было созреть, закончить Минское художественное училище имени Глебова. Тут Галина овладела разными техниками художественно-прикладного искусства – от чеканки, гобелена, батика до резьбы по дереву – именно резная композиция по дереву и стала ее дипломной работой. После училища она стала преподавать все, чему научилась, в художественных школах, где работает и по сей день. Но творчески, как художница, Галина тогда еще не определилась. И вот однажды в 1978 году в магазине увидела она  композицию,  выполненную в технике флористики. Как понравилась картина! Тогда и решила она научиться новой для себя технике. Научилась и стала создавать свои композиции. Но не просто декоративные, а с той мыслью, что грела ее сердце. И не на картоне, а на полотне, соединяя флористику с темперной живописью, что давало особую бархатистость и глубину фона, пластику цвета и свечение красок.

Примерно в эти же годы познакомилась Соколовская и с учением Живой Этики.  Как удивительно совпадали с ним притчи и наставления бабушки Ядвиги! Вот одно из них: «Ты должна любить все, что тебя окружает, добиваться всего трудом и старанием. Жить чисто. Стремиться к свету и чистоте помыслов. Ибо где чисто, там и Бог». Так учение Агни Йоги, искусство великого художника Н.К. Рериха стали путеводной звездой ее устремлений.

Галина Соколовская. Устремление. 2001

«Устремление» – так называется одна из картин художницы, где, как я поняла, она впервые осмелилась взять живописную цитату из творчества Н.К. Рериха. Это были синие его горы – символ восхождения. У двух вершин перекинутой между ними дугой полыхают огненно-яркие сполохи света, у подножия гор – цветущее дерево мудрости, под которым, по легенде, сидел Будда. А весь передний план картины густо усеян сиренево-синими, как далекие горы, голубыми с золотинкой  цветами, их раскрытые чашечки устремлены к этим огненным сполохам. «А это мы, – показывая на цветы, говорит художница. – Нас много, мы разные, но все, как и эти цветы, устремлены  к  свету. Ведь свет – это жизнь».

Рассказывает Галина о своих картинах так, что если бы собрать да опубликовать ее рассказы с репродукциями ее же полотен, то, на мой взгляд, цены бы такой книге не было! Мудрость бабушки Ядвиги и поэтическое осмысление Живой Этики в преломлении через символику цветов и красок, через магию чисел, через древние  сказания… Например, такое: «Когда люди отвернулись от неба, звезды перешли на землю и стали цветами». Может быть, они перешли на землю, чтобы чаще напоминать нам о небе…

Галина Соколовская с детства больше всего, даже больше цветов, любила небо.  И,  наверное, именно потому самая значительная ее работа – «Септих» (семь картин, объединенных одной темой) – посвящена такому прекрасному небесному явлению, как радуга. О «Септихе» художница говорит, что писала его всю жизнь, хотя датируется он 1998 годом. Именно радуга, цветовое чередование всех семи полотен ведет здесь рассказ, через точную градацию и символику радужного спектра, через разнообразие растений и особый их язык, через округлую, дугообразную форму картин, вертикально и горизонтально возрастающих по принципу золотого сечения, говорит о сокровенном… О жизненном восхождении и подвиге семьи Рерихов. О рождении их любви, о дорогах их судеб, о духовных устремлениях к Иерархии Света, о созидании и предстоянии перед Вечным. Фантастическая красота этих семи полотен, составляющих одно целое, поражает самое богатое воображение. Рассказать об исполнении и замысле «Септиха» может только художница, посвятив этому целый очерк.

Моя же задача – сказать главное о ней самой, о тех человеческих качествах, что  одухотворяют ее творчество, делая его неповторимым. И, хотя кто-то мудрый сказал, что «талант всегда выше самого человека», очень хочется верить в то, что они могут быть равны – талант и его носитель. Примером здесь являются Н.К. и Е.И. Рерихи.

Хотелось бы верить и в то, что стремление помогать людям бескорыстно, как делает это Галина Соколовская, обязательно отзовется в ее творчестве. Ведь вот целый год ездила она с подругой оклеивать вновь отстроенную церквушку в деревне под  Минском. По собственным чертежам и технологии, с учетом церковных традиций  придумала свой рисунок, изрезала для его воплощения сотни метров обоев, закрепила с помощью подруги все это на стенах и сводах маленького храма. И батюшка, и прихожане были довольны.

А сколько прекрасных композиций, на которых она показывает ученикам, как надо работать, остаются в школах! Их можно было бы и продать – ведь персональная  выставка в Национальном музее Белоруссии, публикации в прессе дали ей имя, известность, – но денег это, как было всю жизнь, так и не прибавило. Привезти картины  в Москву на выставку Международного Центра Рерихов помогла, оплатив часть расходов, ее красивая восемнадцатилетняя дочь, она учится в институте на психолога и подрабатывает как фотомодель. А сколько картин раздает Галина в подарок друзьям! На выставке таких было много.

Галина Соколовская. Сказка. 1995

Но никакие тяготы жизни не сопоставимы с тем, что дает ей творчество! Был у Соколовской в свое время очень тяжелый период, и залечить нанесенные жизнью раны,  восстановить душевное равновесие, гармонию внутреннего мира помогла ей работа над  картиной «Дорога  жизни». Каждый легший на полотно колосок, василек, травинка,  каждый мазок кисти возвращали по капле и духовные, и физические силы. А значит – возвращали доверие к миру и, главное, к людям. Тем, кому несет Галина Соколовская самый прекрасный цветок жизни – свое сердце. Помните Руставели:

Что отдашь – твое,
Что скроешь – то потеряно навек.


«О, не пытайся дух унять тревожный»

По миру всежаждущей путницей бродит душа,
И к славе земной на земле равнодушна душа.
Она удалилась, к далеким созвездьям ушла.
Тому, кто в низине, моя непонятна душа.
                                                         Ованес Туманян

Почему я хочу рассказать об этой художнице? Чем обожгли, ошеломили меня ее картины?  Полифонией неожиданных цветовых созвучий? Тревожным ритмом пластики или глубиной трагических образов? Яростно-чувственной прелестью нашего мира или сурово-возвышенной красотой иных измерений?

Н.А. Новицкая-Мтацминдели. Великое в наипростейшем. 2000

И почему наше свидание вне суеты выставки не состоялось сразу же, а произошло лишь через четыре с половиной месяца? Мало того, встретились мы спустя три дня после 11 сентября 2001 года, когда чудовищные события в Нью-Йорке и Вашингтоне потрясли мир, словно зарубкой отметив этот трагический день в истории человечества, как более полувека назад 6 августа 1945 года было отмечено трагедией Хиросимы и Нагасаки.

Были ли все эти обстоятельства случайностью? Нет, я давно перестала верить в случайность, знаю, ничего случайного в жизни не бывает. Мне очень хотелось увидеться с художницей раньше, но не получалось по не зависящим от меня причинам, и состоялась наша встреча только в момент повелительной необходимости.

Именно тогда я поняла, что некоторые картины Н.А. Новицкой-Мтацминдели были своего рода предвестием того, что случилось в сентябре 2001 года. Не зря, наверное, руководитель МЦР Л.В. Шапошникова, открывая экспозицию, говорила о профетическом свойстве настоящего искусства, о способности художника интуицией постигать время и события.

Но прежде – общее впечатление от полотен Новицкой-Мтацминдели, показанных на выставке «Непрерывность», что открылась 24 апреля 2001 года. Почти всякий раз, как я мысленно обращаюсь к картинам художницы, во мне звучат вот эти тютчевские строки:

О, вещая душа моя!
О, сердце, полное тревоги!
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!

А ведь оно действительно «на пороге» – все творчество  Нелли  Аркадьевны  Новицкой-Мтацминдели. «На пороге» потому, что рождено и живет на стыке мира земного и надземного. Неудивительно, что художница особенно любит ночь. Она говорит, что именно в это время чувствует себя свободной настолько, что ей все открыто, мир распахивается перед ней. Вспоминается опять же Тютчев, которого особенно любит Нелли Аркадьевна:

Но меркнет день – настала ночь,
Пришла и с мира рокового
Ткань благодатную покрова,
Сорвав отбрасывает прочь…
И бездна нам обнажена…

В этой бездне и улавливает, наверное, художница свои образы. 

…Уходящие в бесконечность спирали, тоннелями связующие тонкий и плотный миры…

…Зыбко-голубое, без начала и конца, скольжение астральных теней в круговороте вселенной…

…Огненная многомерность рождаемых Логосом стихий, миров, существ…

Что это, как не прозрение в Космос невидимый? Способность поведать о нем образами зримыми?

Но вот что удивительно – мир незримый присутствует у художницы не только в картинах, ему посвященных. Отнюдь. Это было очень странно, но среди самого яркого тематического и сюжетного разнообразия полотен меня особенно взволновал один горный пейзаж. Их на выставке было немало, но таинственная магия этого, казалось бы, самого обычного пейзажа действовала на меня неотразимо. А изображены на полотне были всего-навсего невысокие, округло-мягкие, замшелые отроги некоего предгорья. Бархатистая глубина тона сине-зеленых, сиреневатых, коричнево-красных склонов на моих глазах покрывалась каким-то непостижимым, до боли тревожащим флером, его словно набрасывало вечернее солнце, глядящее на горы сквозь ядовито-желтую зловещую дымку… Она была прекрасна, эта картина, и по исполнению, и по тому, как может быть прекрасна трагедия, выразившая некую высокую истину во всей ее полноте.

На выставке я бывала неоднократно и прежде всего шла к этому пейзажу, чтобы еще раз проверить, действует ли на меня снова его магия. Она действовала все больше и больше. Уже и после выставки эта картина не давала мне покоя, всплывая в памяти, заставляя рассматривать ее в каталоге, где она, конечно, не могла в полной мере соответствовать оригиналу.

В чем же все-таки состояла ее тайна? Я не могла не спросить об этом у самой художницы. Возможно, и нет никакой тайны, просто мастеру понравился пейзаж, освещение, и вот появилось полотно, а я увидела в нем что-то трагическое.

Н.А. Новицкая-Мтацминдели. Лишь звездный ветер кружится и мчит, и Магия всесильная молчит (в память жертв армянского геноцида 1915 года). 2000

Но вот что оказалось. Написана была картина в 2000 году в память 24 апреля – дня поминовения жертв армянского геноцида 1915 года. Сначала для экспозиции «Непрерывность» она не предназначалась и вела себя странно – не хотела влезать (если так можно сказать о картине) ни в одну раму, пока художница не решила ее выставить, так как открытие выставки пришлось как раз на 24 апреля. В конце концов полотно вошло в раму и попало на выставку, но с лопнувшим в углу стеклом. Словно распирали его какие-то неведомые силы.

Почему на меня так подействовало это полотно? Думаю, потому, что страшное событие 1915 года не было для меня исторической абстракцией и в подсознании моем что-то было задето. В 1987 году я готовила радиопередачу о замечательном армянском скульпторе Хорене Тер Арутяне из США. Он был шестилетним ребенком, когда на его глазах зарезали отца, брата, всю семью… Самого мальчика успели спрятать. До сих пор в моей памяти живет скульптурная композиция Хорена Тер Арутяна «Пена Евфрата»: по бело-мраморным речным волнам плывут головы армянских женщин, детей, стариков…

Оказывается, была все-таки она, тайна этого пейзажа. Мысли писавшей его художницы о том страшном дне (в жилах ее течет и армянская кровь). Боль за жертвы всех геноцидов ХХ века и, наверное, неосознанное еще предчувствие следующих катастроф. А новый масштабный геноцид не заставил себя ждать. Он ознаменовал начало нового тысячелетия одиннадцатым сентября 2001 года. В этот день весь мир понял, что речь идет не только об американской, а затем и афганской трагедиях, но о кризисе всей человеческой цивилизации, ставшей полем битвы религиозного фанатизма и бездуховности общества потребления.

Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Это опять Тютчев.

А вот картина 1985 года, написанная пятнадцатью годами раньше «магического этого пейзажа». По настроению обе работы, несмотря на различие в жанрах, очень близки. Только эта более ранняя картина – философско-обобщенный образ человечества всех времен и народов. Зрители подолгу стоят у полотна, задетые не разрешенным до сих пор трагическим вопросом, вынесенным в название картины: «Когда прощенье получает Каин?»

Н.А. Новицкая-Мтацминдели. Когда прощенье получает Каин? 1985

Есть ли ответ на этот вопрос? Может быть, и есть, коли он задан. И не в самой ли картине – попытка на него ответить? Ответить цепочкой новых вопросов. Почему именно женщины, изображенные на полотне, решают, может ли быть прощен Каин? Потому что они – матери? Вспомните, мы ведь вступаем в эпоху Матери Мира. Почему все эти женщины в красных одеяниях? А свет, зажженный ими вверху? Почему он, стекая вниз на взволнованные лица, заливает их цветом крови? Братской крови, что первым на земле пролил Каин. И с тех пор льется она, не переставая… А Бог все спрашивает Каина: «Где брат твой Авель?» Но не получает ответа. А без него ложится она – печать Каина, на всех нас, на человечество. Кто может ее стереть? Только сам человек. Ему оставил Бог эту задачу.

И снова то ли вопросом, то ли утверждением звучит во мне Тютчев:

О, нашей мысли обольщенье,
Ты – человеческое Я…

Нет, не будет прощения Каину, пока человек обольщен собственным «Я». Когда, ослепленный интеллектуально-технической мощью, он продолжает не видеть Авеля – ту часть человечества, что, на мой взгляд, потрясающе запечатлена художницей в образе «Олененка» (графическая работа 1981 года), запечатлена на уровне символа.

Вот он: вытянув ввысь тонкую шейку, всем страстным ее изгибом молит небо прикрыть его, обогреть, вопиет к Богу… Так и беззащитное перед жестокостью своих же собратьев человечество взывает к небесам о пощаде, забывая, что не Бог, а люди-каины заселили Землю и небо ужасами насилия…

Четыре крови сошлись в жилах художницы: русская и татарская со стороны матери, армянская и грузинская – со стороны отца. Не они ли влили столь жгучий сплав в творческий темперамент художницы, наделив ее при этом и мощным даром обобщения?

Но способность обобщать уже на уровне символа, как, например, в «Олененке», пришла к ней и из другого таинственного источника. В семидесятые годы прочла она старинную книгу о возможности овладения автоматическим письмом и решила попробовать. Получилось. Только была это не запись, а рисунок. И с тех пор вся ее графика, в том числе и «Олененок», рождается способом автоматического рисунка, получая позже цветовое или керамическое завершение (если это керамическая миниатюра).

В Тбилисской Академии художеств на отделении керамики юной студентке очень повезло с руководителем – Давид Николаевич Цыцишвили чувствовал в ученице индивидуальность и не мешал ей раскрыться. Но были у Нелли Новицкой и другие, как она считает, самые важные учителя – любимые художники.

Глядя на живописные работы Н.А. Новицкой-Мтацминдели, нетрудно понять, какие мастера особенно близки ее видению и мироощущению. Еще студенткой она настойчиво искала своих учителей и сначала (еще по репродукциям) выбрала Куинджи. Н.К. Рерих же, по словам художницы, стал для нее «Вифлеемской звездой» с 1958 года и по сей день. Близки ей и такие живописцы, как Врубель и Ван Гог. Думая о том, чем притягательны все эти мастера для художницы, вспоминаю такие строки Алексея Константиновича Толстого:

Но в каждом шорохе растения,
И в каждом трепете листа
Иное слышится значение,
Видна иная красота!
Я в них иному гласу внемлю
И, жизнью смертною дыша,
Гляжу с любовию на землю,
Но выше просится душа.
И что, ее всегда чаруя,
Зовет и манит вдалеке, –
О том поведать не могу я
На ежедневном языке.

Говоря с художницей о ее видении мира, которое мною чаще воспринимается как тревожно-трагическое, я не всегда в ее ответе слышу согласие.

– Должно быть, вы любите стабильность? – спрашивает она меня и продолжает: – А у меня все в движении.

То, что я люблю стабильность, в этом нет сомнения, не случайно, наверное, мой знак Зодиака, Весы, стремится к равновесию. И, возможно, страстные порывы художницы в ритмах, пластике, интенсивно-яростные сопоставления цвета тоже идут от ее глубинной природы, от ее знака Зодиака, Скорпиона.

В послесловии к своему каталогу художница пишет: «На самом высоком градусе сердца происходит испытание огнем». Я бы добавила – огнем творчества. Возжигая его в своих произведениях, она заставляет трепетать многие сердца, в том числе и мое, в тревоге за наш прекрасный мир в столь трудное для него время. За наш Космический дом, как называла Землю Елена Ивановна Рерих. Дом, где люди должны, наконец, стереть со своего чела печать Каина. Обращаясь к зрителям, Нелли Аркадьевна говорит: «Если бы я могла увидеть мир глазами Вашего сердца, постичь те импульсы, которые улавливаете вы, то сочла бы себя обогащенной».

Рассказывая о выставке «Непрерывность», я пытаюсь как зритель передать свое восприятие мира, сотворенного художницей в ее искусстве. Я вижу и чувствую в ее работах не только трагическую составляющую, которая нас всех призывает дорожить этим прекрасным миром. Прекрасным, как прекрасна в своем течении полная гармонии и умиротворения река на ее картине, которая так и называется – «И реки поют о своей тайной силе». А она действительно поет, эта река, словно голосом самой художницы, когда девочкой пела она в долинах и горных лесах Грузии, когда пело ее юное сердце, вторя пальцам, бегущим по клавишам фортепьяно. Ведь она собиралась стать пианисткой…  А  стала  художницей. Поет и теперь свою песнь, только языком красок, мелодией линий, игрой светотени…

Н.А. Новицкая-Мтацминдели. И реки поют о своей тайной силе. 1998

Не могу не восхищаться и другой рекой Новицкой-Мтацминдели – она неудержимо струится с гор по валунам, формой своей напоминающим то человеческое сердце, то голову… Эти звенящие горные воды омывают и мое сердце, вливая в него свет и надежду. Надежду, что хватит у человечества ума и сердца, чтобы удержать свой «Космический домик» на плаву в океане Вселенной.

Ведь печать Каина смоют с нас воды вечности только тогда, когда мы всем миром почувствуем и воплотим в жизнь истину тех простых слов, что написал в ХХ веке гениальный русский писатель Андрей Платонов: «Люди должны понять, что родились на свет не для того, чтобы истратить, уничтожить свою жизнь в пустом наслаждении ею. Но для того, чтобы отдать ее обратно правде, земле, народу. Отдать больше, чем получили от рождения, чтобы увеличить смысл существования людей».

Spread the love

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *