№ 28-2008-2 |
С.В. Колодиева, О.В. Троицкая _________
Государственному музею А.С. Пушкина – 50 лет _________
Нам говорят: ПУШКИН, и внутреннее зрение узнает знакомый росчерк на полях рукописи – кудри, профиль, бакенбарды; изображение юноши-лицеиста анфас, подпирающего в раздумье щеку («…здесь лежала его треуголка и растрепанный том Парни…»); знаменитый портрет кисти Ореста Кипренского, где взрослый и усталый Гений, человек, которого Гоголь назвал «явлением чрезвычайным и, может быть, единственным в русской жизни», смотрит нам прямо в глаза. А затем приходит все прочее, бессчетное: от Лукоморья до «Онегина», от «Повестей Белкина» до «Маленьких трагедий», вкупе с историей его жизни, короткой, но огромной по Божественным меркам и незавершенной по сей день. И что-то еще – межстрочное, непостижимое, без чего не стала бы возможной вся дальнейшая русская литература.
Со дня дуэли на Черной речке десятилетия безостановочно складываются в века, а размышления над наследием поэта не прекращаются, обретают новый объем и глубину, потому что его дух, чувство и мысль – это Дух, Чувство, Мысль Пророка. Ни до, ни после него никто столь бескомпромиссно не определял назначение поэта и поэзии, как сделал это он в стихотворении «Пророк», навсегда обозначив предел духовно-нравственной ответственности для всех, кто берет на себя смелость положить перед собой чистый лист бумаги и написать слова, которые потом предъявит человечеству.
Историческое значение явления А.С. Пушкина в русской культуре обозначил Ф.М. Достоевский в своей знаменитой речи 8 июня 1880 года – речи, которая долгим и мощным эхом отозвалась во многих поколениях русского общества. «Пушкин, – говорил он, – как раз приходит в самом начале правильного самосознания нашего, едва лишь начавшегося и зародившегося в обществе нашем после целого столетия с петровской реформы, и появление его сильно способствует освещению темной дороги нашей новым направляющим светом. В этом-то смысле Пушкин есть пророчество и указание. <…> В европейских литературах были громадной величины художественные гении – Шекспиры, Сервантесы, Шиллеры. Но укажите хоть на одного из этих великих гениев, который обладал бы такой способностью всемирной отзывчивости, как наш Пушкин. И эту-то способность, главнейшую способность нашей национальности, он именно разделяет с народом нашим, и тем, главнейше, он и народный поэт»[1].
C именем Пушкина связано в России, а теперь и за ее пределами, множество памятных мест. Однако с особым чувством в этом перечне звучит: «Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось…» Добрая патриархальная Москва, «премилая старушка», куда съезжались на зиму из провинций представители русского дворянства и «блестящая гвардейская молодежь налетала <…> из Петербурга», была не только в буквальном смысле родиной поэта, где 6 июня (по новому стилю) 1799 года он появился на свет в семье Сергея Львовича и Надежды Осиповны Пушкиных, но и местом, где он провел почти все детство. А значит, именно в Москве был заложен фундамент личности поэта, сформированы основные черты характера, наложившие отпечаток на его дальнейшую судьбу. В Москве в журнале «Вестник Европы» за 1814 год было опубликовано его первое стихотворение, в церкви Вознесения у Никитских ворот он обвенчался с Натальей Николаевной Гончаровой, жил после женитьбы «в доме Хитровой» на Арбате, неоднократно наезжал в Москву после михайловской ссылки и в последние годы жизни.
Связь Александра Сергеевича с городом не оборвалась и после кончины. В 1880 году в Москве был установлен первый в России памятник Пушкину скульптора А.М. Опекушина… А много десятилетий спустя 6 июня 1961 года в бывшей усадьбе Хрущевых-Селезневых на улице Пречистенка открылся Государственный музей А.С. Пушкина, или московский Дом Пушкина.
История Дома
Этот деревянный оштукатуренный особняк в стиле московского ампира был возведен в 1814–1817 годах архитектором Афанасием Григорьевым при участии Доменико Жилярди по заказу участника войны 1812 года помещика Тамбовской, Пензенской и Московской губерний Александра Петровича Хрущева на месте сгоревшей во время пожара усадьбы князя Ф.С. Барятинского. Сохранившийся белокаменный цокольный этаж стал основой нового господского дома. Здание особняка имеет два фасада: классически сдержанный главный с шестиколонным портиком и фронтоном на углу Пречистенки и Хрущевского переулка и «изысканный боковой фасад с его сдвинутыми попарно восемью колоннами и <…> горельефным фризом»[2].
В 1860-е годы дом купила семья Селезневых, она же пожертвовала его в начале XX века для устройства Школы-приюта московского дворянства. После революции 1917 года приют закрыли, и с того момента что здесь только ни находилось: Институт славяноведения Академии наук, Эстонская миссия, Литературный музей, Музей игрушки, Главкожа, коммунальные квартиры…
В 1949 году Государственный литературный музей открыл в этом здании юбилейную выставку «А.С. Пушкин. 150 лет со дня рождения». Экспозиция получила широкий резонанс, появились новые исследования пушкинской биографии и творческого наследия поэта. Московская общественность обратилась с ходатайством об устройстве музея на родине поэта, и в 1957 году вышло правительственное постановление «О создании музея, посвященного жизни и творчеству Пушкина» в доме на Пречистенке.
Почему музей поэта разместился в особняке Хрущевых-Селезневых? Такое решение оправдано и тем, что это замечательный архитектурный памятник пушкинского времени, и тем, что вокруг особняка – более 20 адресов, напрямую связанных с биографией Пушкина. В доме №16 на Пречистенке (сегодня там находится Дом ученых) Александр Сергеевич навещал дядю жены сенатора И.А. Нарышкина, который на его свадьбе был посаженным отцом со стороны Натальи Николаевны. Домом №21, в котором сейчас располагается Академия художеств, владели граф С.П. Потемкин и его супруга Елизавета Петровна Потемкина, на свадьбе поэта она была посаженной матерью со стороны жениха. По адресу Пречистенка, 17 проживал друг Александра Сергеевича поэт Денис Давыдов. В Гагаринском переулке, 4 Пушкин нередко останавливался во время наездов в Москву в доме сокурсника брата Льва по Благородному университетскому пансиону – Павла Воиновича Нащокина. Прямых свидетельств о том, что Пушкин бывал в доме на Пречистенке, нет, но сюда часто приезжали на балы и обеды к гостеприимным Хрущевым его знакомые, друзья и родственники: И.А. Нарышкин, М.М. Сонцов, А.П. Ермолов и др.
Занимаясь комплектованием фондов, работники музея «были охвачены пафосом поиска, испытывали чувство охотников, идущих по следу»[3]. Поначалу, кроме помещения, «не было ничего, ни одного экспоната, ни хранилищ, ни инвентарных книг…»[4] В собирательстве принимали участие все: директор музея Александр Зиновьевич Крейн, его заместитель по научной работе Н.В. Баранская, будущий директор музея Тропинина Г.Д. Кропивницкая, знаток книги пушкинского времени М.И. Кострова, филолог, в дальнейшем многолетний хранитель сокровищ пушкинского музея Н.С. Нечаева, заведующая отделом изофондов Е.В. Павлова и др. В комиссионных магазинах, музеях, библиотеках они находили мемориальные вещи, мебель, предметы декоративно-прикладного искусства, живописные и графические произведения, книги пушкинской эпохи, прижизненные издания и публикации поэта. «С кем бы ни встретился работник музея, говорит все о том же: “А не знаете ли вы…” И в ответ, как правило, слышит: “А вот, кажется, я видел…”, “Обратитесь к тому-то”. Стоит пойти по следу, как на пути встречаешь новых людей, и каждый из них даст свои советы, – и опять новые пути, встречи, сведения. Так в поисках возникает своеобразная цепная реакция»[5], – рассказывал А.З. Крейн.
Создавать Дом Пушкина помогала вся Москва. Узнав, что в столице будет музей поэта, владельцы бесценных вещей несли их на Пречистенку. Первым даром и одновременно первым экспонатом московского Дома Пушкина стала принесенная Н.В. Баранской медаль 1899 года, выпущенная к 100-летию со дня рождения Александра Сергеевича. Уникальная вещь – миниатюрный портрет Пушкина-ребенка – попала в музей благодаря актеру театра Ермоловой Всеволоду Семеновичу Якуту. Портрет ему отдала потомок лечившего семью Пушкина врача М.Я. Мудрова. Его дочери, С.М. Великопольской, он достался от матери поэта Надежды Осиповны.
В конце 1959 года сотрудники Дома Пушкина получили письмо: «В музее Московского художественного театра хранится прядь волос Александра Сергеевича Пушкина, подаренная К.С. Станиславскому артисткой Общества искусства и литературы Е.В. Шиловской еще в 1897 году. Московский художественный театр и музей МХАТ, в ознаменование открытия в Москве музея А.С. Пушкина, вместе с дружескими чувствами и наилучшими пожеланиями передает музею эту драгоценную реликвию и просит принять ее для экспонирования»[6]. Немало предметов из своей коллекции подарил музею известный собиратель Ф.Е. Вишневский. Знакомый с потомками старых дворянских родов, неутомимый и деятельный, он внес неоценимый вклад в формирование музейной коллекции.
Благодарные сотрудники Дома Пушкина никогда не забывали дарителей. В музее была заведена специальная книга даров. 6 июня 1961 года, в день открытия музея, она была выставлена на всеобщее обозрение. Кроме того, работники музея устроили постоянную выставку даров в зале «Пушкин и наше время». Идея создания книги даров принадлежала первому директору А.З. Крейну. Он был безгранично предан музейному делу. Благодаря его энтузиазму московский музей Пушкина стал «центром всенародного изучения и художественного освоения наследия великого поэта, <…> народным и в полном смысле слова общедоступным храмом Поэта и Поэзии на его родине, в Москве»[7]. Это был первый литературный музей, в котором «театр и клуб стали равновеликой формой существования наряду с научной работой, комплектованием фондов, экспозициями и другими общепринятыми формами музейной работы». Литературно-музыкальные композиции, знаменитые пушкинские чтения и вечера привлекали в пушкинский Дом не только специалистов-литературоведов, но всех, кто любит Пушкина и его стихи. Здесь выступали известные пушкинисты И.Л. Фейенберг, В.В. Рогов, Н.Я. Эйдельман, В.С. Непомнящий; читали стихи П. Антокольский, В. Берестов, Ю. Левитанский, А. Межиров, Л. Озеров и другие поэты, в чьем творчестве важное место занимала пушкинская тема. Музею дарили иллюстрации к пушкинским произведениям художники Т.А. Маврина, Н.В. Кузьмин, Надя Рушева, В.М. Конашевич, В.М. Милашевский. Деятели культуры, исследователи творчества поэта непосредственно за дружеской беседой встречались с «публикой», с посетителями музея, углубляя и обогащая их восприятие образа любимого поэта. Так Дом на Пречистенке вскоре стал «пушкинским центром столицы, центром притяжения всех, кому дорог Пушкин»[8].
Традиция живого, полнокровного общения и взаимодействия с гостями музея – основа, на которой Дом Пушкина строит свою работу. После проведенной в 1996–1999 годах реконструкции у музея появилось много новых возможностей. Когда-то экспозиция занимала восемь залов, теперь их пятнадцать; отреставрировано главное здание усадьбы, восстановлены флигели, отремонтированы мезонин и цокольный этаж – там проводятся сменные выставки; в бывшей конюшне и каретном сарае теперь разместились читальный и концертный залы; появился конференц-зал. В комнате для самых маленьких посетителей – экспозиция «Сказки Пушкина». На углу Хрущевского и Гагаринского переулков построено новое фондохранилище – святая святых музея, где хранятся уникальные вещи, имеющие непосредственное отношение к Пушкину и его окружению. Во многих музеях фонды закрыты для простых посетителей, а московский Дом Пушкина создал уникальную систему открытых хранений. Это и рукописный кабинет, в котором находятся документы XVII–XX веков, автографы современников Пушкина и фотокопии его рукописей и рабочих тетрадей; и собрание редкой книги; и коллекции живописного, графического и миниатюрного портрета XVIII–XIX веков, художественного стекла и керамики, антикварной мебели, а также знаменитая библиотека русской поэзии И.Н. Розанова, где собраны поэтические сборники начиная от Василия Тредиаковского и заканчивая XX веком; и коллекция П.В. Губара, содержащая немало книжных и изобразительных редкостей. В мемориальном кабинете московских художников Н.В. Кузьмина и Т.А. Мавриной проходят занятия художественной студии; работы Нади Рушевой также выделены в отдельное хранение; создан в музее и кабинет генеалогии – единственный в России, где находятся родословные старейших дворянских и купеческих родов. Все это можно увидеть в день рождения и день памяти Пушкина, День культурного и исторического наследия Москвы, Международный день музеев и День города.
После реконструкции в музее появилось огромное дополнительное пространство – все помещения объединил крытый стеклянный атриум (раньше в усадьбе был внутренний дворик с палисадником). Теперь здесь устраиваются новогодние, лицейские, выпускные балы в духе пушкинского времени, с непременными атрибутами эпохи, проходят музыкальные и литературные вечера. Снимаются телециклы для канала «Культура» – «Культурная революция» и «Романтика романса». Новое направление в деятельности музея – театральные антрепризы, спектакли режиссера Андрея Беркутова: «Торквато Тассо» по одноименной пьесе И.В. Гете, «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, «Жизнь с императором» по воспоминаниям и дневникам фрейлины Анны Федоровны Тютчевой, в которых играют специально приглашенные российские актеры. Идея продолжить в Доме Пушкина традицию «театра в музее» появилась несколько лет назад. Привлекла возможность соединить происходящее на сцене с музейным пространством, оживить предметы экспозиции, включая их в ткань спектакля. Синтез Музея и Театра позволяет достоверно воссоздать дух эпохи, чтобы зритель почувствовал дыхание времени.
«Чему свидетели мы были…»
Разглядывая «живописные настенные панно с изображением романтических пейзажей с водопадами, рощами, озерами и руинами античных сооружений <…> в стиле знаменитого французского художника XVIII века Гюбера Роббера»[9] (росписи потолков и стен сохранились в усадьбе еще с хрущевских времен), по деревянной парадной лестнице поднимаемся на небольшую площадку, где нас встречает муза лирической поэзии Эвтерпа. Строгое, классически прекрасное лицо, мечтательный взгляд устремлен вдаль… Украшающие залы музея скульптурные изображения – муза истории Клио, муза танца Терпсихора, бог любви Амур, покровитель поэзии Аполлон – копии с античных слепков из Академии художеств. Александр Сергеевич не единожды бывал на выставках в Академии и несомненно видел там эти скульптуры.
Первый музейный зал, «Пролог», посвящен XVIII веку. Несмотря на то что Пушкин прожил в XVIII столетии всего 19 месяцев, он «так знал, так чувствовал время отцов и дедов, – справедливо замечает Натан Эйдельман, – что может считаться их “почетным современником”, незримым председателем»[10]. На стенах – портреты российских самодержцев, государственных деятелей, философов, поэтов, полководцев екатерининского времени.
Дитя XIX века, Александр Сергеевич впитал в себя все горести и радости столетия. Отечественная война 1812 года и жестоко подавленное восстание декабристов оказали самое непосредственное влияние на его творчество и судьбу. О своих взаимоотношениях с царями Пушкин писал в одном из писем к жене: «Видел я трех царей: первый велел снять с меня картуз и пожурил за меня мою няньку, второй меня не жаловал; третий хоть и упек меня в камер-пажи под старость лет, но променять его на четвертого не желаю; от добра добра не ищут». В зале «Эпоха Пушкина» о Павле I напоминает висящая у входа картина Ф.Я. Алексеева «Вид на Михайловский замок и площадь Коннетабля». Высокая мрачная цитадель самодержца подавляет масштабом и неприступностью. Здесь же – портреты Александра I и Николая I.
Как личную трагедию воспринял Пушкин-лицеист пожар Москвы и разорение ее войсками Наполеона, как личную радость – изгнание французов из России. О войне 1812 года рассказывают портреты ее участников, государственные награды, гравюры «Вступление союзных войск в Париж», «Возвращение в Россию. Парад на Красной площади». В витрине – указ Николая I о наказании бунтовщиков – участников восстания декабристов. Пушкин поддерживал своих «друзей, братьев, товарищей» и неоднократно просил царя о смягчении участи восставших.
В этом зале находится единственный хранящийся в музее подлинный автограф поэта – несколько строк, написанных им в 1834 году в Реестре книг, взятых из имения Гончаровых Полотняный завод.
Из зала «Эпоха Пушкина» переходим в комнаты на антресолях, посвященные детству поэта. Они воссоздают атмосферу московского дома Пушкиных. В шкафах – книги, журналы, альманахи, повторяющие те, что были в библиотеке отца поэта С.Л. Пушкина. Книги из отцовской библиотеки Пушкин читал в детстве часто тайком от родителей. «Чудное дитя! Как он рано все начал понимать!» – говорил о маленьком Пушкине его гувернер месье Жилле. На стенах – виды Москвы конца XVIII – начала XIX века, по улицам которой гулял когда-то Пушкин-ребенок, портреты известных литераторов – Н.М. Карамзина, К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского. Они часто навещали Сергея Львовича. Маленький Саша часами слушал их беседы. «Однажды целый вечер пятилетний Александр Пушкин сидит напротив Карамзина и “вмешивается” в его разговоры. Пушкин-отец позже утверждал, будто ребенок уже понимал, что Карамзин – не то, что другие»[11].
Вот портреты родителей – Сергея Львовича и Надежды Осиповны Пушкиных. Привлекает внимание портрет смуглого черноволосого мужчины в адмиральской форме. Это двоюродный дед Пушкина Иван Абрамович Ганнибал, участник Наварринского морского сражения с турками 1770 года. Его имя наравне с именами других славных сынов Отечества было выбито на колонне в Царском Селе. Маленький Саша восхищался его подвигами – о них напоминает модель корабля «Гром», с борта которого Ганнибал когда-то руководил сражением при Чесме. В соседней комнате на столе карельской березы – любимые книги Пушкина-ребенка: сочинение Плутарха «Жизнеописания великих людей», «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Здесь же первый прижизненный портрет двухлетнего будущего поэта. Следующий зал – что-то вроде уютной маленькой гостиной, похожей на ту, где просвещенные гости Сергея Львовича беседовали о литературе и политике, слушали музыку, курили дорогой табак. Приходил к Пушкиным и поэт, мемуарист, государственный деятель И.И. Дмитриев. Юный Пушкин восхвалял его в своем первом печатном стихотворении «К другу стихотворцу» (1814): «…Дмитриев, Державин, Ломоносов, / Певцы бессмертные, и честь, и слава россов». В зрелом возрасте любил беседовать с ним во время приездов в Москву, а рассказ Ивана Ивановича, очевидца казни Емельяна Пугачева, использовал в «Истории Пугачевского бунта».
Деревянная лестница ведет с хоров в небольшую прихожую. Лакеи встречали здесь гостей, помогали снять верхнюю одежду, провожали в гостиную, в кабинет хозяина или в примыкающую к прихожей огромную танцевальную залу. Высокие зеркала, яркое сияние хрустальных люстр и светильников, начищенный до блеска паркет… Бальные платья, военная форма и изысканные фраки воспроизведены по модным картинкам журналов XIX века. Так одевались друзья и знакомые Пушкина, так одевался и он сам, направляясь на светский бал или званый вечер.
Внимание гостей музея неизменно привлекает экспозиция, посвященная Царскосельскому лицею. Лицей был создан для воспитания юношества, «особо предназначенного к важным частям службы государственной». Одиннадцатилетнего Александра отвез туда его дядя Василий Львович Пушкин. Под сенью царскосельских садов, сохраненных для потомков на пастелях Ж.Б. Траверса и литографиях А.Е. Мартынова, раскрашенных акварелью, Пушкин-лицеист делал первые шаги в литературе… Тут же – выполненный рукой Пушкина рисунок здания лицея. Вот его учителя и товарищи: директор лицея В.Ф. Малиновский, «друг бесценный» Пущин, Кюхельбекер, Кюхля – незлой шарж на «брата родного по музе, по судьбам»; Карамзин и Батюшков – угадавшие в лицейском мальчике будущего поэтического Гения. И, конечно, Г.Р. Державин, который предсказал в беседе с С.Т. Аксаковым, что «скоро явится свету второй Державин: это Пушкин, который еще в Лицее перещеголял всех писателей». А Пушкин позже вспомнит, как он читал свое стихотворение на переводном экзамене в 1815 году: «Наконец вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. <…> Не помню, как я кончил свое чтение, не помню куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел обнять…»[12]
Получив свидетельство об окончании Императорского царскосельского лицея, Александр Пушкин вступает в петербургскую жизнь в чине коллежского секретаря. Образ Петербурга и светского общества того времени дошел до нас в городских пейзажах Северной столицы, в портретах людей, с которым Пушкин общался в первые годы после окончания Лицея. Балерина А.И. Истомина, актриса Е.С. Семенова, сослуживец по Коллегии иностранных дел Н.В. Всеволожский, президент Академии художеств А.Н. Оленин, дочерью которого, Анной, поэт позднее будет увлечен…
В собрании музея – первое издание поэмы «Руслан и Людмила», рукописные варианты написанных в 1820-е годы стихотворений. Рукописи поэта хранятся в Петербурге, в Пушкинском Доме, а в московском музее экспонируются копии, но их почти невозможно отличить от оригинала, поскольку они выполнены на бумаге пушкинского времени: «…во времена Пушкина писали на тряпичной бумаге, отличающейся шершавостью, имеющей различные оттенки <…> Изготовить такую бумагу в наше время, да еще в необходимом <…> количестве, практически невозможно. Старинная бумага выискивалась в государственных архивах, и для музея в виде исключения из хранимых дел изымали чистые листы»[13].
Переходя из комнаты в комнату, от экспоната к экспонату, мы заново переживаем памятные со школьных лет вехи пушкинской жизни. Стихи двадцатилетнего поэта имели огромный успех. Некоторые из них, меткие и дерзновенные – ода «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «На Аракчеева» и др., – дошли до Александра I. Возмущенный государь 6 мая 1820 года высылает Пушкина на юг. Живя в Екатеринославле, Кишиневе, Одессе, вдохновляясь легендами Бахчисарая, величием горных и морских пейзажей, которые мы видим на картинах Ж.К. Мивиля и Н.Г. Чернецова, Пушкин пишет поэмы «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы». Тогда же он начинает работу над «Евгением Онегиным». Но не только экзотические красоты побуждают его к творчеству. Южная ссылка – время гражданского мужания поэта.
В молодые годы Пушкин увлекался Парни, Андре Шенье, Байроном. Однако Достоевский, признавая влияние этих поэтов «на развитие его гения», в подражательстве Пушкину отказывает. Стремление к свободе изъявления мысли, привитое с детства, сказалось столь определенно, что это позволяет оценить его «Цыган» как произведение «такой самостоятельности страдания и такой глубины самосознания… <…> Не говорю уже о творческой силе и о стремительности, которой не явилось б столько, если бы он только лишь подражал»[14].
После ссылки на юг России – новая ссылка, в Михайловское (вид его представлен в экспозиции литографией П.А. Александрова «Сельцо Михайловское»), – по настоянию генерал-губернатора Воронцова, мужа обворожительной Елизавета Ксаверьевны Воронцовой. А вот и ее портрет работы Дж. Хейтера. Адресат стихотворений Пушкина «Желание славы», «Сожженное письмо», «Прощание», «Талисман», Воронцова подарила ему на прощание сердоликовый перстень: «Там, где море вечно плещет / На пустынные скалы, / Где луна теплее блещет / В сладкий час вечерней мглы / <…> Там волшебница, ласкаясь, / Мне вручила талисман».
В Михайловском Пушкина навещают два лучших друга – Пущин и Дельвиг. В экспозиции – их портреты и виды Михайловского, Пскова, Порохова и Острова, куда ездил поэт. И снова – копии бессмертных рукописей Пушкина, где на одном из листов он изобразил себя самого в сюртуке, картузе и с длинной тростью. Помимо великолепных стихов, тут были созданы «Граф Нулин» и «Борис Годунов» – с той знаменитой пушкинской ремаркой, на которую неизменно отзываются сердца соотечественников: «Народ безмолвствует»… Никогда еще ни один русский писатель, ни прежде, ни после его, не соединялся так задушевно и родственно с народом своим, как Пушкин»[15]. Эта ремарка сопоставима лишь с шекспировской – «входит Фортинбрас», но превосходит датские события по историческому драматизму. Молчание народа – услышанный Пушкиным голос России…
России признанный поэт
В сентябре 1826 года император Николай I вызвал Пушкина в Чудов дворец. Заточение закончилось. «Надобно было видеть участие и внимание всех при появлении его в обществе. Когда в первый раз Пушкин был в театре, публика глядела не на сцену, а на своего любимца поэта», – писал один из современников.
Его охотно принимают во многих домах. Дух радушной Москвы воссоздан в малой (угловой) гостиной Хрущевского особняка. Символ гостеприимства – стол в центре зала с чайным сервизом и большим самоваром в виде античной вазы с запаянным носиком. По легенде, именно из этого самовара Оленины поили Пушкина чаем. Когда поэт умер, в память о нем специально запаяли носик. Малая гостиная знакомит нас с кругом московских и петербургских друзей и почитателей Пушкина: здесь портреты «царицы муз и красоты» З.А. Волконской и М.Н. Волконской с маленьким сыном на руках – с ней Поэт передал в Сибирь послание «И.И. Пущину»; дочери М.И. Кутузова Е.М. Хитрово, чье умение быть «неизменным, твердым, безусловным другом друзей своих» Пушкин очень ценил; Н.В. Гоголя, поэтов П.А. Вяземского, Е.А. Баратынского, историка и публициста М.П. Погодина…
Вернувшись из ссылки, Пушкин много пишет и ездит, посещая не только Москву и Петербург, но и Тверь, Павловск, Царское Село, Болдино, Тифлис. Итог его поездки на Кавказ – «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года». Начинается последний период его короткой жизни, время, которое обозначают словами «поздний Пушкин». Уголок, посвященный арзрумскому периоду, невелик, но велико значение этой творческой вехи. Тридцатилетний поэт пристально вглядывается в лики Судьбы и ощущает ответственность человека перед своим земным назначением. («Кавказ», «Монастырь на Казбеке»). Иллюстрация к этому периоду – панорама города с подписью: «Арзрум взятый с помощью Божью и молитвами Екатерины Николаевны Ушаковой». Здесь же – первая публикация «Путешествия» в журнале «Современник» 1836 года.
В витрине – рукописи шедевров знаменитой болдинской осени 1830 года. Улаживая перед женитьбой кое-какие хозяйственные дела, Пушкин застрял в Болдине из-за свирепствовавшей в тех местах холеры, и здесь созданы лучшие его лирические стихотворения, драматические прозаические произведения – «История села Горюхина», «Повести покойного Ивана Ивановича Белкина», «Маленькие трагедии»… Рассуждая о способности перевоплощения пушкинского духа в дух иных народов и времен в «Маленьких трагедиях», Достоевский говорит: «…если бы не было подписи Пушкина, вы бы никогда не узнали, что это не испанец»[16].
1830 годом датируется и сонет «Мадонна», посвященный будущей жене Наталье Николаевне Гончаровой: «Исполнились мои желания. Творец / Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, / Чистейшей прелести чистейший образец». Книга, раскрытая на странице с этим стихотворением, – рядом с портретами Александра Сергеевича и его невесты.
Ночью 25 сентября 1830 года Пушкин завершил в Болдине последнюю, девятую главу «Евгения Онегина», – «лучшего своего творения», так он написал об «Онегине» в письме к брату Льву. В Онегинской зале – большой гостиной, потолок которой украшен растительными мотивами в технике гризайль, – некогда проводились пушкинские вечера. Сейчас поэтические и музыкальные встречи проходят в концертном зале, семинары и научные заседания – в специально оборудованном конференц-зале, но друзья и старейшины музея до сих пор помнят незабываемую атмосферу и особый уют Онегинской гостиной. Эта музейная зала – своеобразный вещественный комментарий к «энциклопедии русской жизни», к судьбе «гениально отмеченного несчастного скитальца в родной земле» – так отзывался о пушкинском герое Достоевский. Книги, которые были тогда в центре внимания, бытовые предметы, принадлежавшие дворянскому сословию первой четверти XIX века, портреты светских дам и столичных франтов, помещиков и помещиц, военных и актрис, виды Петербурга и Москвы, окрестных городков и русской деревни, где жили и бывали современники пушкинских героев… Создатели экспозиции искали портреты людей той эпохи, близких по облику к образам Евгения Онегина, Владимира Ленского, Татьяны и Ольги Лариных.
На изящном туалетном столике – вещи, какими мог пользоваться Евгений Онегин: «Янтарь на трубках Цареграда, / Фарфор и бронза…» Молодой щеголь Соллогуб на портрете художника А. Молинари помогает представить Онегина – петербургского денди. Пушкин упоминал его в черновых рукописях романа. Томик стихотворений Шиллера, «Страсти молодого Вертера» Гете, «Критика практического разума» Канта, перо, подсвечник на невысоком бюро показывают мир Владимира Ленского: «С душою прямо геттингенской, / Красавец, в полном цвете лет, / Поклонник Канта и поэт». Как выглядел Ленский в представлении автора, можно увидеть, глядя на мужской профиль на полях пушкинской рукописи.
В прозрачных вертикальных витринах – листы «Евгения Онегина», испещренные рисунками поэта, а также первое издание романа – главы его выходили по частям отдельными книжечками с 1825-го по 1832 год.
Болдинская осень 1833 года подарила миру повесть «Пиковая дама». Завязкой сюжета стала история, рассказанная Пушкину С.Г. Голицыным. Один раз он проигрался в карты и явился к бабке, княгине Н.П. Голицыной, за деньгами. Та дать деньги отказалась, но предложила способ отыграться, названный ей однажды самим графом Сен-Жерменом. В витрине – дневниковая запись Пушкина от 7 апреля 1834 года: «Моя “Пиковая дама” в большой моде. – Игроки понтируют на тройку, семерку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Натальей Петровной и, кажется, не сердятся…» Факты и документы, касающиеся этой истории, собраны в парадной спальне (будуаре хозяйки): живописный портрет фрейлины пяти императриц, «усатой княгини» Натальи Петровны, на ломберном столике – атрибуты карточной игры: мелок в расшитом бисером чехле, щеточка для стирания мела, старинные карты. Волею случая «ломберный столик попал в музей из обстановки бывшего имения Апраксиных – Ольгова. Не исключено, что Голицына сидела за этим самым столиком и надписывала мелом: имение принадлежало ее дочери»[17].
Особое место в музейном пространстве принадлежит «Медному всаднику» – как и «Пиковая дама», поэма была написана осенью 1833 года. Большую часть зала занимает бронзовая модель знаменитого памятника Петру I работы Э.-М. Фальконе. На стенах и в витринах – свидетельства о разбушевавшейся в 1824 году стихии (гравюра «Наводнение в 1824 году»), правительственные сообщения о наводнении в газетах «Московские ведомости» и «Русский инвалид», отзывы современников Пушкина, видевших, как «Нева всю ночь / Рвалася к морю против бури»; текст поэмы, испещренный замечаниями и исправлениями Николая I – Пушкин давал ему рукопись на прочтение.
В те же годы поэт работал над «Историей Пугачева». В 1834 году по повелению царя она была опубликована под названием «История пугачевского бунта». Чтобы узнать обо всем от очевидцев, Пушкин едет в 1833 году по пугачевским местам – в Оренбург, Симбирск, Заволжье, Казань. Сведения оказались противоречивыми, поэтому так не схожи изображения знаменитого бунтовщика, собранные в двух небольших комнатах музея в единую галерею. В одном из залов на возвышении стоит секретер врача и литератора знатока старины К.Ф. Фукса – Пушкин заходил к нему, когда был в Казани, и он снабдил Александра Сергеевича ценными сведениями. Рядом – портреты М.М. Сперанского, Н.М. Языкова, В.И. Даля, В.А. Перовского, чьи рассказы о Пугачеве помогли Пушкину при написании книги.
Художественное осмысление этих событий («Не приведи Бог видеть русский бунт…») – повесть «Капитанская дочка», где русские национальные типы выведены контурно и живо и где за переплетением земных коллизий, романтической и исторической, ясно видится иная, более серьезная вечная русская тема: взаимодействие высшего идеала, общества и личности. В неглубокой нише: два портрета и шпага середины XVIII века – символ дворянской чести, которую Гриневу удалось сохранить незапятнанной. Слева и справа – два противоборствующих лагеря: сцены пугачевского бунта, портрет главного бунтовщика, с которого была сделана иллюстрация к первому изданию «Истории Пугачева», а по другую сторону – принимавшие участие в подавлении бунта военные и императрица Екатерина II (гравюра Н.И. Уткина с картины В.Л. Боровиковского), гуляющая с собачкой по Царскосельскому парку, какой ее изобразил Пушкин в «Капитанской дочке».
Замыкает парадную анфиладу кабинет хозяина – большая зала с окнами во двор. Эта экспозиция – рассказ о последних годах жизни поэта, его дуэли и смерти. Зал опоясывает панорама Невского проспекта – раскрашенная литография И. и П. Ивановых с оригинала В.С. Садовникова, на которой мы видим самого Пушкина и его известных современников. Жизнь поэта в ту пору была чрезвычайно насыщенной, он много и плодотворно работает, часто бывает в свете, в театрах, на вернисажах, навещает друзей и знакомых. О придворном чине камер-юнкера Пушкина напоминают изображения царских особ – императрицы Александры Федоровны, супруги великого князя Михаила Павловича княгини Елены Павловны. Человек умный и образованный, Елена Павловна очень ценила Пушкина; когда Александр Сергеевич был ранен, она несколько раз посылала записки Жуковскому, спрашивая о состоянии здоровья умирающего поэта.
Это скорбный, прощальный зал. В центре – стол с рукописями последних произведений Пушкина, гусиное перо, фрагменты писем жене. Одна из ценностей музея – картина «Вид Дарьяльского ущелья» работы Н.Г. Чернецова 1832 года. Эта картина была в кабинете Пушкина. Здесь находятся литография по рисунку Ф. Бруни «Пушкин в гробу», шкатулка для лекарств и инструментов, которая принадлежала лейб-медику Н.Ф. Арендту, лечившему раненого поэта, посмертная маска Пушкина, снятая 29 января 1987 года формовщиком П. Балиным под руководством скульптора С.И. Гальберга, прядь волос, срезанная после кончины Александра Сергеевича Петром Максимовичем Куницким…
Смерть Пушкина, погибшего на вершине своего таланта, потрясла современников. В собрании музея среди многих откликов на гибель Пушкина взволнованная запись жителя города Шуи В.А. Борисова: «Говорят, будто бы убит на дуэли Пушкин каким-то барином из кавалергарда». Он был солнечной вершиной Золотого века. Недаром сказал В.Ф. Одоевский: «Солнце нашей Поэзии закатилось». Ему вторил Алексей Кольцов: «Прострелено солнце!», а спустя столетие – философ Иван Ильин: «Он дан был нам для того, чтобы создать солнечный центр нашей истории»[18]. Его имя было и остается самым близким, самым высоким и самым домашним для каждого, чье сердце не очерствело. «…Cреди гениев великих мировых культур Нового времени он – единственный, кто является <…> национальным мифом и в известной мере национальным идеалом, ценностью характера чуть ли не религиозного, – оставаясь при этом живой личностью во всей полноте неповторимости и интимной, если не фамильярной доступности»[19].
«Нет, весь я не умру…»
«У нас очень гостеприимный дом, – говорит заместитель директора музея Е.И. Потемкина, – дом, в котором открыты двери абсолютно для всех: для ученых-пушкинистов и просто ученых, для студентов, для школьников, для детей и их родителей, для русских и иностранцев, для тех, кто любит Пушкина и кто впервые услышал его имя…»[20]
Оставаясь «народным и в полном смысле общедоступным храмом Поэта и Поэзии», сохраняя «среду и воздух» пушкинского времени, музей ведет большую, невидимую для широкой публики научную работу: изучаются фондовые материалы, исследуется творческое наследие поэта, издаются каталоги, статьи и монографии. На круглых столах, симпозиумах, научных заседаниях российского и международного масштаба обсуждаются проблемы современного пушкиноведения, исследования, посвященные отдельным произведениям – «Евгению Онегину», «Пиковой даме», «Борису Годунову». Работает семинар для учителей русского языка и литературы «Пушкинский лицей». Проходят ежегодные конференции «Студенты – Пушкину».
За полвека своего существования музей организовал и провел около двух тысяч выставок. Помимо сменных монографических и тематических экспозиций в стенах музея, Дом Пушкина предоставляет экспонаты для коллективных выставок, принимает участие в ежегодных выставках-фестивалях «Интермузей» и «Историческое и культурное наследие России», в международных выставках. Уже более 30 лет Государственный музей А.С. Пушкина дружит с Музеем польской литературы имени Адама Мицкевича, осуществляя совместные проекты. В 1998 году в Москве и Варшаве прошла выставка «Пушкин и Мицкевич. Два взгляда». Налажены связи с Домом-музеем Бальзака в Париже, музеем Гете в Дюссельдорфе. Зимой прошлого года на выставке «Русский поединок» к 170-летию со дня дуэли А.С. Пушкина была продемонстрирована хранящаяся в мэрии города Амбуаз реликвия – пистолет, из которого Дантес смертельно ранил поэта. Недавно вместе с музеем-заповедником «Ясная поляна» и Государственным музеем М.А. Шолохова московский Дом Пушкина участвовал в выставке «К вершинам народной литературы – Диалог между Россией и Тайванем». Совместно с музеем «Кусково» московский Дом Пушкина принял участие в выставке, посвященной русскому застолью, во Франкфурте-на-Майне. В этом году в честь 50-летнего юбилея музей организовал выставку «Пушкинские музеи России в московском Музее А.С. Пушкина», для которой российские музеи представили ценнейшие реликвии из своих фондов.
У музея есть филиалы – Мемориальная квартира А.С. Пушкина на Арбате и Музей-квартира Андрея Белого. В Мемориальной квартире использован новый прием организации музейного пространства – здесь акцент сделали не на бытовой обстановке, а на символике немногих экспонатов, в центре которых – подлинная конторка поэта[21]. На первом этаже арбатского дома, где жил Пушкин с молодой женой, размещена экспозиция «Пушкин и Москва». Музей-квартира Андрея Белого воспроизводит интерьеры отцовской профессорской квартиры, где он прожил до 26 лет. Здесь главный смыслообразующий экспонат – «линия жизни», большая живописная схема, в верхней части которой Андрей Белый указал годы, события и людей, с которыми встречался, а внизу – свои творческие взлеты и неудачи. Сегодня профессорская квартира Бугаевых стала местом встречи исследователей Серебряного века, публикаторов, комментаторов и продолжателей его эстетических и философских исканий. В ближайшее время Дом Пушкина собирается открыть Дом Василия Львовича Пушкина, «парнасского отца» поэта, на Старой Басманной улице. Ученый совет уже утвердил его концепцию, экспозиция будет посвящена жизни литературной Москвы и московских поэтов XIX века.
Абсолютно новое направление – туризм. Раньше все маршруты ограничивались пределами Москвы, в последнее же время организуются туры в Болдино, Михайловское, Захарово – Б. Вязьмы, Остафьево, Торжок, Берново и другие памятные места, связанные с именем поэта.
«Музей старается достойно представить свой дом посетителям и сделать его узнаваемым для москвичей»[22] – так формулирует задачу московского Дома Пушкина его директор Е.А. Богатырев. «С каждым годом <…> аудитория становится все моложе. Четырехлетние малыши с серьезным видом рисуют ученого кота и трех богатырей, подростки вдохновенно под руководством Рафаэля Клейнера читают стихи Пушкина, а в это время их бабушки, мамы, папы смотрят экспозиции и новые выставки, листают музейные издания»[23]. Музейная педагогика, и взрослая и детская, – приоритетное направление. Детский центр вместе с отделом музейной педагогики разрабатывают специальные интерактивные программы: «Но детских лет люблю воспоминанье», «Раз в крещенский вечерок», «Нить Ариадны», «Путешествие по пушкинскому лицею», «Волшебные птицы Руси». Дети участвуют в конкурсах и викторинах, сотрудники музея вместе с ними пляшут, поют, рисуют, разыгрывают сценки, творя общий праздник. Долой скуку, пусть путешествие в страну Александра Сергеевича Пушкина будет увлекательным! Это действительно интересно – вместе с детьми поиграть в игры пушкинского времени, шарады и «живые картины», побывать в Лукоморье и на острове Буяне, погадать на суженого-ряженого, прогуляться по лабиринту Минотавра. А уроки в Царскосельском лицее! Это помогает детям прикоснуться, приблизиться, перенестись в атмосферу пушкинского времени. Так протягивается ниточка между веками, между прошлой жизнью поэта и его нынешним присутствием среди нас.
Одно из торжественных событий в Государственном музее А.С. Пушкина – вручение ежегодной Новой Пушкинской премии, учрежденной Фондом Александра Жукова, Государственным музеем А.С. Пушкина и Государственным музеем-заповедником «Михайловское». 26 мая, в день рождения поэта по старому стилю, она вручается тем, кто внес в развитие русской литературы вклад, достойный высокой оценки. Имя лауреата определяет совет премии, а вручает ее председатель совета – писатель Андрей Битов.
Покинув пределы Государственного музея А.С. Пушкина с душой, полной благодарности его создателям, мы уносим с собой и дух его, и невольные размышления о судьбах русских гениев и русской культуры, о нашей сегодняшней жизни с ее новациями и разочарованиями, и на память приходят слова Достоевского, произнесенные много лет назад на заседании Общества любителей российской словесности: «Жил бы Пушкин долее, так и между нами было бы, может быть, менее недоразумений и споров, чем видим теперь. Но Бог судил иначе. Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унес с собой в гроб некоторую великую тайну. И вот теперь мы без него эту тайну разгадываем»[24].
[1] Достоевский Ф.М. Пушкин (очерк). Произнесено 8 июня <1880 года> в заседании Общества любителей российской словесности. «Дневник писателя», 1880 / В кн.: Собрание мыслей Достоевского. М., 2003. С. 478, 488.
[2] Столица и усадьба. №46, 1915. С. 4.
[3] Крейн А. Жизнь музея. М.: Советская Россия, 1979. С. 61.
[4] Крейн А. Рождение музея. М., 1969. С. 37.
[5] Крейн А. Жизнь музея. С. 61.
[6] Крейн А. Рождение музея. С. 37.
[7] Крейн А. Жизнь музея. С. 247.
[8] Там же. С. 248.
[9] Крейн А. Жизнь музея. С. 23.
[10] Эйдельман Н.Я. Твой XVIII век. Прекрасен наш союз… М.: Мысль, 1991. С. 14.
[11] Эйдельман Н.Я. Твой XVIII век. Прекрасен наш союз… С. 232.
[12] Пушкин А.С. Воспоминания. Державин. Соч. в 3 т. Т. 3. М., 1986. С. 411–412.
[13] Крейн А. Жизнь музея. С. 58–59.
[14] Достоевский Ф.М. Пушкин (очерк). Произнесено <…> в заседании Общества любителей российской словесности. / В кн.: Собрание мыслей Достоевского. С 478–479.
[15] Достоевский Ф.М. Пушкин (очерк). Произнесено <…> в заседании Общества любителей российской словесности / В кн.: Собрание мыслей Достоевского. С. 487.
[16] Достоевский Ф.М. Пушкин (очерк). Произнесено <…> в заседании Общества любителей российской словесности» / В кн.: Собрание мыслей Достоевского. С. 489.
[17] Крейн А. Рождение музея. С. 63.
[18] Ильин И.А. Одинокий художник. Статьи. Речи. Лекции. М.: Искусство, 1993. С. 68.
[19] Непомнящий В. Пушкин. Русская картина мира. М.: Наследие, 1999. С. 447–448.
[20] Московский Дом Пушкина. Альбом. М., 2007. С. 163.
[21] Московский Дом Пушкина. Альбом. С. 82.
[22] Справочник руководителя учреждения культуры. №9, 2007, С. 33.
[23] Московский дом Пушкина. Альбом. М., 2007. С. 163–164.
[24] Достоевский Ф.М. Пушкин (очерк). Произнесено <…> в заседании Общества любителей российской словесности / В кн.: Собрание мыслей Достоевского. С. 492.