Credo quia Absurdum. Верую, потому что чудесно

№ 15-2015-1 |

Т.А. Шутова _________

Не видано, не слыхано. Иконы плачут, и с неба звучат голоса

С начала 90-х годов в средствах массовой информации появляются сообщения о чудесных иконах. Вести приходят со всех концов страны. Иконы «мироточат» и «плачут» в церквах, в домах набожных людей. Такое явление не удивляет священников: иконы и раньше мироточили, просто теперь стало можно говорить и писать об этом. Но сообщений становится все больше. Поступают известия о том, что иконы обновляются, кровоточат. А в некоторых храмах заметили, что образы икон отпечатываются на стекле киота, да так, что стереть их голубоватые абрисы со стекла невозможно. Чудеса, да и только. Явлений подобного рода становится так много, что невольно возникает вопрос: что это? предупреждение, знамение, указание? Самая знаменитая «мироточащая» икона — Богоматерь Вратарница, судьба ее окутана тайнами и легендами.

Утром 31 октября 1997 года служащие гостиницы «Гранд Отель» в Афинах обнаружили в одном из номеров бездыханное тело. Постоялец был связан по рукам и ногам, рот его был залеплен скотчем, шея и руки хранили следы изуверских пыток. В гостинице он зарегистрировался как паломник из Канады Хосе Муньес Кортес. В православном мире этот человек был известен как брат Иосиф, хранитель чудотворной иконы Божией Матери Вратарницы, с которой он и приехал в Грецию. Преступление, совершенное в канун сатанинского праздника Хэллоуин, который кощунственно отмечается рядом с католическим праздником всех святых, так и не было раскрыто. Мироточивый образ Богородицы, находившийся при нем, исчез бесследно. Тело брата Иосифа перевезли через океан и 12 ноября с почестями погребли на кладбище Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, штат Нью-Йорк. Удивительна история монреальской иконы и ее хранителя, совершивших путь вокруг света. Образ Богоматери Вратарницы, списком с которого она являлась, известен более тысячелетия, а история его начинается в Византии.

…Давным-давно, во времена византийского императора Феофила, в городе Никея, столице провинции Вифиния, жила благочестивая вдова с единственным сыном-отроком. Из ее дома и начнется история чудотворного образа. Но прежде, для того чтобы понятнее стала драматическая обстановка, в которой происходили события, скажем несколько слов о периоде иконоклазма, длившемся с перерывами около века и нанесшем непоправимый урон церковному искусству.

Фреска на стене купола с изображением Христа Пантократора, церковь Эльмалы. Каппадокия, Турция

Иконоклазм, то есть иконоборчество, возник в Византии в начале VIII века и длился больше столетия. В 730 году император Лев III запретил почитание икон, а Собор, состоявшийся в 754 году в Иерии, объявил почитание икон ересью, идолопоклонством. Считалось, что принятыми мерами «налагался пост плотскому своеволию», то есть творческой фантазии тех, кто дерзает быть иконописцем. Сколько удивительных шедевров церковного искусства было безвозвратно утрачено и повреждено в это время! Если вам доведется попасть в Каппадокию, древнюю провинцию империи, тут, в монастырях и церквах, сохранившихся в причудливых пещерах, вы сможете на стенах и потолке увидеть редкостной красоты фрески. Увы, многие из них повреждены, лики святых хранят следы жестоких ударов копья стражей иконоклазма. В знаменитом соборе Святой Софии в бывшем Константинополе ими были уничтожены необычайной красоты мозаики, изображавшие святых. Однако бой, данный культу почитания икон, не нашел поддержки в народе и у монахов. Потому в 787 году при патриархе Тихоне в славный город Никею съехались триста пятьдесят епископов. Седьмой Вселенский Никейский Собор восстановил почитание икон, разъяснив, что почитается не «вещество», пошедшее на изображение, а сами первообразы, «ибо честь, воздаваемая образу, переходит к первообразу… его вспоминательному начертанию». Вероопределение Собора было подписано в Константинополе императрицей Ириной и ее несовершеннолетним сыном Константином. Церковный мир продлился менее тридцати лет. В IX веке накатила новая волна иконоборчества. Вновь стали преследоваться изображения Спасителя, Богоматери и святых.

Вот в это время мы и вернемся в Никею, в скромный дом благочестивой вдовицы. Однажды по доносу сюда явились стражники, обнаружили хранимый образ Богоматери с младенцем Иисусом и стали требовать деньги. А не то, грозили они вдове, выполним царскую волю и замучим тебя и сына. Женщина смиренно заверила стражников, что к завтрашнему дню заготовит требуемую сумму. Один из ретивых воинов в ярости вонзил меч в ланиту Богородицы. К ужасу присутствующих, из раны потекла кровь, а воин лишился чувств. Предание сохранило память о нем. Известно, что был он славянин, русич, а поминают его под именем Святой Варвар, потому что потрясенный воин не только оставил ересь иконоборчества, но и отправился замаливать грехи на Святой Афон, став иноком. Но это было позже. А тогда потрясенный явленным чудом раскаявшийся стражник посоветовал вдове уберечь образ, спрятав его в тайном месте.

В ту же ночь вдова с сыном отправились на берег моря, чтобы скрыть икону на дне морском. Помолившись Пречистой Деве, пустили они Ее святой образ в морскую пучину. Но икона не пошла ко дну, а, встав на гребень, аки парус, поплыла по волнам. Вдовица вернулась домой, а ее сын бежал на Святой Афон, где принял монашество.

Икона Пресвятой Богородицы. Список с чудотворной иконы Божией Матери Вратарницы, хранимой над воротами Афонской Иверской обители

Более полувека ничего не было известно о никейской иконе, пока однажды вечером насельники Иверской обители на Святом Афоне не увидели в море огненный столп, вершиной своей достигающий неба. Отправились пустынножители на берег и увидели, что пламенное сияние источает витающий над волнами образ Богоматери. Но как только монахи протянули к образу руки, икона сокрылась в морских волнах. Ночью одному из монахов, Гавриилу-Безмолвнику, было видение. Явившаяся Богородица сказала, что желает дать братии Святой горы свой образ в помощь и заступничество, и повелела Гавриилу ступать с верою по волнам. Наутро Гавриил по воде, аки посуху, отправился в море и принес драгоценную икону, которую поставили в алтаре храма. Но наутро образа не оказалось на месте, его обнаружили на стене над монастырскими вратами. Монахи вернули икону в алтарь, а на следующий день она снова оказалась над вратами. Богородица опять явилась иноку Гавриилу, сказав, что желает быть охранительницей обители. Тогда монахи построили надвратный храм, поместили туда образ, который с тех пор стали называть Богородица Иверская Портаитисса, что значит Вратарница. Пречистая Дева обороняла Святую гору от нашествий, многажды являла чудеса, Сама неоднократно являлась инокам и паломникам. Через девять веков Богоматерь Иверская взяла под свое покровительство Москву — Третий Рим. В середине XVII века в Россию были доставлены три списка с афонской Вратарницы, один из которых установили в часовне у Воскресенских ворот в Москве, а по праздникам развозили по городским храмам и домам жителей для почитания.

Такова краткая история любимого и почитаемого образа Иверской Богоматери. В нашей же истории речь идет о списке с нее, бесследно исчезнувшем в Афинах 7 лет назад и имевшем имя Божия Матерь Иверская-Монреальская. Хранителем ее был брат Иосиф, о котором самое место сказать несколько слов.

Хосе Муньес Кортес родился 13 мая 1948 года в чилийском городе Вальпараисо в католической семье. Как-то по дороге в школу мальчик услышал ангельские голоса, неземной красоты пение, доносившееся из церкви, в которую никогда не ходили его родные и знакомые. Переступив однажды порог церкви, Хосе навсегда свяжет свою судьбу с православием. Храм, в который попал отрок Иосиф, был приходом Русской Православной церкви за Рубежом, а настоятелем тут был Владыка Леонтий (Филиппович). Он-то и стал наставником и духовником Хосе, когда тот в 1962 году был обращен в православие. Юноша окончил Академию художеств в Сантьяго, потом учился живописи в Париже. Но его влекла иная судьба, иное поприще. К этому времени его духовник Владыка Леонтий скончался, и Хосе обращается за благословением на иночество к архиепископу Монреальскому и Канадскому Виталию, ставшему впоследствии первоиерархом Русской Православной церкви за Рубежом. Долог и тернист путь в иночество, сначала следует пройти послушничество, и пока Хосе, теперь уже брат Иосиф, поступает учиться на отделение теологии Монреальского университета.

В 1982 году брат Иосиф отправляется в паломничество, которое резко изменило его дальнейшую судьбу. Он с двумя друзьями прибыли на Святой Афон, где посетили храмы, скиты, молились в церквах и часовнях. Однажды в Даниилеевской келии, где подвизались иконописцы, брат Иосиф увидел икону Пресвятой Богородицы и ощутил удивительное волнение в душе. Монахи объяснили, что это сделанный отцом Хризостомом список Богородицы Иверской Вратарницы. Иосиф попросил передать ему икону, предложил за нее 700 долларов. Однако монахи отказали, сказав, что это их первый опыт работы в византийском стиле. Иосиф снова и снова просил образ, молился день и ночь, но все было тщетно. Когда брат Иосиф покидал Святой Афон, к нему подошел настоятель келии отец Климент, протянул пакет и сказал: «Пресвятая Дева хочет ехать с тобой в твой дом». Прижав к себе образ, Иосиф с ликующим сердцем покидал Святой Афон. Лодка была в море, когда он услышал голос, велевший ему приложить икону к образу Богоматери Вратарницы. Послушался брат Иосиф, вернулся в Иверский монастырь и приложил икону к образу Богоматери, явившейся сюда по волнам из Никеи. В Монреале он поместил икону между ларцом с мощами святых Киево-Печерской лавры, которые вручил ему некогда Владыка Леонтий, и иконой-фотографией преподобномученицы Елизаветы Федоровны.

В ночь на 24 ноября 1982 года брат Иосиф внезапно проснулся. Комната благоухала. Иосиф решил, что аромат исходит от мощей. Наутро во время молитвы он увидел, что от руки Богоматери исходят струйки янтарного вещества. «Когда заправляешь лампаду, будь осторожней», — попросил Иосиф у друга, который был с ним на Афоне, а теперь жил в его доме. Тот заверил, что лампады не заправлял. Икона продолжала мироточить. Решили отвезти ее в церковь. Но и там истечение миро продолжалось. Через две недели храм посетил Владыка Виталий. Он протирал, промывал икону, но та мироточила. «Происходит велико чудо», — молвил Владыка. Так начался путь Чудотворной иконы по миру и служение ей брата Иосифа. С 1983-го по 1997 год Чудотворная Мироточивая икона Иверская-Монреальская посетила епархии Русской Православной церкви за Рубежом, побывав в Северной и Южной Америке, Западной Европе и Австралии, являя чудеса и производя чудесные исцеления. Пока не случилась трагедия, с которой мы начали наше повествование. А еще через три месяца, в воскресенье, в ночь с 24 на 25 января сгорел Свято-Николаевский православный собор в Монреале.

В 1999 году при отделе Катехизации Московской Патриархии была создана Комиссия по описанию чудесных знамений, происходящих в Русской Православной церкви. 25 декабря 2004 года она была преобразована в Экспертную рабочую группу по описанию чудесных событий, происходящих в Русской Православной церкви, при Синодальной Богословной комиссии Московской Патриархии, руководимой митрополитом Минским и Слуцким Филаретом. Комиссия вот уже более четырех лет занимается сбором и анализом сведений о чудесах. По результатам первого этапа работы комиссии в 2000 году в Москве была опубликована книга «Глас тихий. Божии знамения нашего времени». В комиссию вошли физики Александр Московский и Сергей Сошинский, палеонтолог Александр Агаджанян, а также П.В. Флоренский, доктор геолого-минералогических наук, академик РАЕН, который отвечает на наши вопросы.

Павел Васильевич, как известно, ничто не возникает из ничего и не исчезает бесследно. Как можно объяснить мироточение? Откуда берется масло? Кто его производит?

— Знаменитая Иверская-Монреальская икона Божьей Матери мироточила пятнадцать лет. Если подсчитать количество масла, которое было произведено, то получается что-то около центнера. Из ничего. В атомной электростанции вещество превращается в энергию. Если предположить, что икона, производя вещество, поглощала энергию, то она работала как «атомная электростанция наоборот». Такого не может быть. Объяснить происходящее можно только чудом, обыкновенным чудом, явленным из горнего мира, то есть научно никак не объяснить.

А что такое чудо, есть ли научное определение явлений, которые вы исследуете?

— Определение чуда? Помните, у Пушкина: «Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей…» Чудесная сказка нашего детства. Чудо по-латыни miraculum — невиданное, absurdum — неслыханное. Не видано, не слыхано. Это, в упрощенном виде, и есть научное определение чуда. Иное дело в религии, которая по сути своей — в переводе с латыни religio значит связь — является связью нашего мира, мира дольнего, с миром горним. В этой системе чудо является проявлением сущности того мира в мире нашем. Есть знаменитая фраза, сказанная теологом раннего христианства Тертуллианом: «Credo quia absurdum», что в атеистические времена на потеху школьникам переводили как «Верую, потому что абсурдно», а на самом деле значит «Верую, потому что чудесно», или по крайней мере «не слыхано». Чудеса были всегда. Даже раньше их было больше. Первохристиане вообще жили в мире чудес, являемых Спасителем. Об этом свидетельствует Святое Писание. В истории известны случаи, когда чудотворные иконы решали судьбы городов и людей, о чем повествуют летописи.

Значит ли это, что их нынешняя многочисленность — следствие того, что вера появилась, вышла, так сказать, из подполья, и чудеса явились?

— Повторяю, чудесные знамения, а мироточения икон таковыми и являются, были и раньше. Но, например, в царской России к ним относились очень не то чтобы настороженно, а, скажем, серьезно. И заметив подобное знамение, люди обязаны были сообщать о них прежде всего не «участковому» батюшке, а просто участковому, городовому. Затем мироточащую икону относили в храм. В клерикальной стране велика была обеспокоенность тем, что это может быть «от лукавого» — подделка под чудо, мошенничество, святотатство. И подделки тоже случались, что жестоко преследовалось властями.

Времена меняются. Теперь многие подобные явления разрешено исследовать. Знаменитую Туринскую плащаницу исследует теперь целый научный институт современными методами. Как вы изучаете чудеса, какой алгеброй поверяете гармонию?

— Наша комиссия была создана для того, чтобы прежде всего фиксировать чудеса. Мы долго подбирали название комиссии — от имени многое зависит, — остановились на нынешнем — Комиссия по описанию чудесных знамений. Мы фиксируем, описываем, а когда возможно, пытаемся исследовать. Имеются свидетельства таких необычных явлений, как возникающие невесть откуда голоса в пустом храме, благоухание, фиолетовые блики на стенах церкви или то, чему я сам был свидетель: при перенесении мощей Преподобного Серафима Саровского над Дивеевом, где месяц не было дождей, вдруг возникла радуга. Или величайшее чудо Православия — самовозгорание Благодатного огня в Святогробском храме в Иерусалиме, чему я также был свидетелем. Кроме того, к нам в комиссию поступают сообщения о чудесных исцелениях тяжелых больных. Однако с самого начала мы как профессионалы ограничили себя чудесами, связанными с веществом, его появлением и изменениями.

Ваша комиссия изучала феномен мироточения. К каким выводам она пришла?

— Да, наша комиссия не раз бывала в различных местах, где в частных квартирах на образах, изображенных на дереве, бумаге, металле, появляется благоуханное масло. Если появление масел на дереве можно было бы объяснить тем, что выделяется субстанция, содержащаяся в красках, лаке, то откуда берутся масляные пятна на бумаге, на металле? Мы анализировали время, обстоятельства, то, какие святые изображены на мироточащих иконах, но системы не обнаружили. Масло было передано в химическую лабораторию. Надо сказать, что по своему происхождению и составу масла делятся на минеральные — нефтяные, и биогенные — растительные и животные. Так вот, оказалось, что масло, собранное с икон, — биогенное, растительное. Кроме того, было установлено, что в одних случаях оно близко по составу к подсолнечному, а в других — к оливковому. Мы употребляем слово «масло», а не «миро», что важно подчеркнуть, ибо, строго говоря, к миро эти масла не имеют отношения. Миро варится на основе масла с добавлением благовоний лично Патриархом на специальном богослужении раз в несколько лет. Потом в специальных сосудах рассылается по епархиям. Человека мажут им раз в жизни — во время таинства крещения. Поэтому термин «мироточение» не верен: выделяется не миро, а масло.

Кроме истечения масла, или мироточения, как мы говорили вначале, известны и другие явления, обновление икон, например.

— Это тоже распространенное явление, суть которого в том, что на иконе еле видимые или совсем утраченные краски вдруг проступают во всей своей яркости и отчетливости. Как правило, это происходит тогда, когда икона возвращается в храм. Так случилось в Москве в храме Покрова в Красном Селе, около метро «Красносельская», где настоятелем протоиерей Валентин (Асмус). Храм не так давно был возвращен церкви, а расположен он недалеко от трех вокзалов, как понимаете, в сложном месте. Храм стал почитаем в городе, при нем открыта воскресная школа, ведется благотворительная и просветительская деятельность. Еще тогда, когда храм был почти в руинах, прихожане пожертвовали в него икону Божией Матери Троеручицы, совершенно почерневшую. Но вскоре постепенно на ней стал проявляться образ, произошло обновление иконы. Наша комиссия исследовала и другой подобный случай, происшедший в Ярославской области. Отец Алексей из Свято-Алексеевской пустыни по дороге в храм подобрал из сугроба доску. Прихватил ее с собой — пригодится в хозяйстве — и принес в храм. Через год стал рыться в своих вещах, наткнулся на доску и обнаружил, что на ней лик проступил. Икона обновилась. Тут может быть такое объяснение. Вспомните, когда ставишь на полированный стол чашку с горячим чаем, на поверхности остаются белые круги, которые нелегко убрать. Что произошло? Лак, покрывающий стол, напитался водой и побелел. С иконой могло произойти иное: лак за несколько лет высох, а краски восстановились. Хотя в данном случае чудом было уже то, что дощечку обнаружил священник и что икона вернулась в храм.

Есть еще одно распространенное чудо — удвоение изображения иконы.

Икона Божией Матери Казанская, отобразившаяся в 2000 году на стекле киота в храме Преображения Господня села Вельяминово Домодедовского района Московской области

— Да, отпечаток образа на стекле киота. Мы изучали это явление в двух храмах Подмосковья, в Домодедовском районе. Там в храмах по соседству служат два батюшки, два друга, отец Валерий, по первой профессии врач-психиатр, и отец Леонид, по первой профессии врач-педиатр. Однажды в храм Флора и Лавра, где служит отец Валерий, прихожанка принесла икону Пресвятой Богородицы Иверской, принесла починить киот и затворы. Было это в первую седмицу великого поста. Развернув полотенце, в которое была завернута икона, реставраторы и отец Валерий были изумлены: на стекле киота был негатив образа, стереть который они не смогли. Свидетелем этого был отец Леонид, заехавший в Ям навестить соседей. А через несколько недель подобное произошло и в его храме Преображения Господня в селе Вельяминово. На стекле отобразился образ Казанской Божией Матери с иконы, написанной несколькими годами ранее местным иконописцем Николаем Плагидовым. Отображение на стекле было четким, ясным. Самое удивительное, что отображение как бы продолжало жить: образ едва уловимо менялся, будто «дышал», это замечали все, кто бывал в храме и прикладывался к иконе. Вообще надо сказать, что Преображенский храм являл не одно чудо, да и сам он, этот храм, удивителен. Когда отец Леонид получил сюда назначение и впервые приехал в Вельяминово, он был потрясен. Было это зимой, и весь снег по дорогам, в огородах, был в кровавых пятнах. Дело в том, что село расположено на тракте, по которому в Москву из южных регионов везут скот на мясо, а само село — скотобойня. Тут скот забивают, и в Москву идут уже разделанные туши. Работа наложила отпечаток на жителей села. Нравы тут жестокие, грубые, часты драки и потасовки. Когда храм открылся, сюда стали стайками приходить детишки. Сядут на скамеечки и сидят часами. Спросил отец Леонид, не беспокоятся ли о них дома. Детки ответили, что дома худо, пьяные родители ругаются и дерутся, а тут, в церкви, тихо и покойно. После открытия храма жизнь в селе начала меняться, нравы смягчились, а в храме стали происходить чудеса.

Вы пытались исследовать явление удвоения изображения икон, есть ли объяснения?

— Есть несколько гипотез. Мы исследовали полученное из церкви стекло с отпечатками, при большом увеличении установили, что частицы на стекле — не кристаллы, как предполагали, а капли. По составу вещество близко к мылам. Но такого соединения нет ни в дереве, ни в лаке, ни в краске иконы. Рассуждаем дальше: почему капли этого вещества оседают по контуру образа иконы? Ведь если с образа идет испарение, а на стекле происходит конденсация, то вещество должно рассеиваться по всей поверхности равномерно. Предположим, что происходит электростатический эффект. Ведь стекло регулярно протирают тряпочкой, а значит, электризуют. Но и это не подходит, ибо речь идет не о частицах, а о капельках.

Икона Святого Великомученика Пантелеимона русского Свято-Пантелеимонового монастыря на Святой горе Афон

Из «вещественных» чудес, явлений, связанных с веществом и его превращениями, у католиков известно чудо Святого Пантелеимона, ликеификация его крови. Ваша комиссия обращалась к этому явлению?

Хрустальный сосуд из монастыря Воплощения в Мадриде, в котором хранится кровь Святого Великомученика Пантелеимона

— Чудо Святого Пантелеимона широко известно. В 305 году знаменитый целитель был обезглавлен в Никомедии, а его друзья с почестями погребли мученика, сохранив его спекшуюся кровь, которая в запаянных сосудах разошлась по христианскому миру. В мадридском монастыре Воплощения в хрустальном сосуде содержится одна из таких частиц. Раз в год, 27 июля, в день мученичества Святого Пантелеимона твердая субстанция обращается в жидкость алого цвета, то есть происходит ликеификация, разжижение свернувшейся крови. В мадридском монастыре даже установили телекамеры, которые фиксируют само явление. Чудеса происходят в других конфессиях, в других верах, но наша комиссия занимается только чудесными знамениями, которые происходят в Русской Православной церкви. Тут мы дома, у себя. Мы можем заблуждаться, и нас извинят.

Не считаете ли вы, что чудеса можно рассматривать как доказательства существования мира горнего, как способ вразумления, посылаемого оттуда нам, в мир дольний? Ведь Свое первое чудо Иисус Христос совершил в Кане Галилейской на свадьбе своего родственника Симона. Тот уверовал, стал верным учеником Христа, за что получил имя Симон Зилот, что в переводе значит Ревностный, отправился проповедовать веру и принял мученичество на Кавказе. Теперь на этом месте в Абхазии, в Новом Афоне, есть Симоно-Кананитский монастырь.

— Да, это так, но посмотрим, почему совершил Свое первое чудо Иисус Христос? Святое семейство отправилось в Кану на свадьбу родственника, на свадебном пиру не хватило вина, и тогда Богородица попросила Сына помочь родне. Не время еще, говорил Спаситель, но Мать настаивала, и тогда Он велел принести сосуды с водой, где вода и обратилась в вино. Так что чудо Он явил по просьбе Матери и на радость новой семьи, для блага людей, давая понять этим чудом и другими, совершенными в Его земной ипостаси, что спастись можно только добром, творя добрые дела во имя любви. Так что чудо не доказывает, но свидетельствует, а вера — это свободный выбор человека, не зависящий от количества чудес. Сказал же Спаситель апостолу Фоме: «Блажен, кто не видел чуда, но уверовал».

«Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые…» — заметил поэт. Современники Иисуса Христа, свидетели Его пришествия жили поистине в роковые моменты истории, в эпоху острого кризиса, когда древний мир агонизировал, попирая данные ему законы. Чудо пришествия — встреча Неба и Земли — для того и произошло, чтобы спасти людей. Чудесных знамений было много накануне Первой мировой войны, в 20-е годы прошлого века, они многочисленны в последнее десятилетие. Что это — знаки грозящей беды, предупреждение, ободрение перед грядущими испытаниями или благодатные вести на радость верующим?

Брак в Кане. Церковь Николо Орфамус. Солоники, XIV век

— Лично я считаю, что обилие явлений свидетельствует о нездоровом, вернее, кризисном состоянии общества. И не столько у нас, но и во всем мире. Другие склонны думать, что они посланы нам для укрепления веры. Для многих священников, в храме которых такие явления происходят, в этом нет ничего необычного. В христианстве есть главное чудо — преосуществление Святых Даров, когда хлеб и вино преосуществляются в тело и кровь Господни. В наше время мы стали свидетелями и участниками чуда, происшедшего в нашем обществе, в нашей стране. В одночасье наш народ вернулся в церковь.

Икона Царственных мучеников

Возвращаясь к чудесным исцелениям, хотелось бы узнать ваше личное отношение к ним, «то чудо иль не чудо», следует ли, говоря светским языком, «пользоваться методом чудесного исцеления»?

— Приняв определение чуда как «не видано, не слыхано», мы включили в него все непонятное. Поэтому для моего маленького внука чудо — почти все. В названии нашей комиссии нет слова «чудо», а есть «чудесные знамения», то есть некоторые знаки, даваемые в церкви. Причем в церкви нашей, православной. Мы так ограничили себя. В церкви все благодатно, а происходящее вне ее требует осторожного к себе отношения. У священноначалия церкви вызывает чувство беспокойства чересчур прагматичное отношение к ней. Нередко забывая о спасении души, мы молимся о здравии, устроении своих дел. Дошло до некоего плакатного распределения, где расписано, к какому святому обращаться с какими проблемами. Как в расписании кабинетов с врачами-специалистами в поликлинике. Это заблуждение. Еще хуже, когда исцелениями занимаются люди, далекие и от медицины, и от церкви. Процитирую объявление в газете: «Баба Феня — знахарь в девятом поколении…» Несколько лет тому назад прошла буквально эпидемия лечения у экстрасенсов, которые, отвлекая от врачей, наделали много вреда. Но все-таки каждое выздоровление в той или иной степени есть чудо, в том числе и приходящее через руки врачей-профессионалов.

Фрагмент изображения, появившегося на стекле киота иконы Царственных мучеников

Павел Васильевич, а ваша семья хранит память о чудесных знамениях?

— Конечно. Когда я веду в Третьяковскую галерею своих внуков, в зале художников начала прошлого века они задорно выкрикивают: «Ой, наш прапра…» Это происходит перед картиной М.В. Нестерова «Философы», где изображен их прапрадед священник Павел Флоренский и его друг и последователь будущий священник Сергий Булгаков. В связи с этой картиной есть свидетельства чуда: на картине вокруг изображения голов философов появился нимб. Вот как П.А. Флоренский пишет об этом матери О.П. Флоренской 18 сентября 1921 года: «Присылаю, кроме того, фотографический снимок с портрета моего и СНБ (Сергей Николаевич Булгаков. — Прим. ред.), сделанного М.В. Нестеровым. Снимок очень плох, но хорошо, что есть и такой. — Между прочим, произошло <некоторое>[1] какое-то расхождение тонов на фоне пейзажа, от постарения и около головы СНБ сильнее, а около моей — слегка выступило нечто вроде зеленого нимба. Свечение СН Б-ва столь сильно, что обращает на себя внимание, а М. В-чу придется замазывать его. М.В. даже испугался, подумал, не <случилось ли>[2] означает ли это, что с С.Н-чем что-то случилось в Крыму». Даже теперь, когда вы придете в Третьяковку, присмотритесь повнимательнее, возможно, вы увидите ярко-зеленые мазки, наложенные автором на те места, где над головами изгнанных и замученных священников выступил светоносный нимб.

М.В. Нестеров. Философы. 1917

Павел Васильевич, сами вы — из православной семьи, с церковными традициями, семьи, где, несмотря на превратности, сумели сохранить память и наследие вашего великого деда, священника и ученого Павла Флоренского. Вы сами — ученый-естественник, изучали Землю в геологических экспедициях, по космическим снимкам. Что ожидали вы и что получили, работая в Комиссии по чудесам?

— Работа в комиссии интересна тем, что тут мы перед лицом главного противоречия, главной антиномии мироздания: небо и земля, дух и плоть, Бог и человек. Мы работаем в том месте, где, как писал Владимир Соловьев в «Предисловии к “Упырю” графа А.К. Толстого», ткань между мирами прорывается и нам показывается кусочек иного мира. Грань эта необычайно притягательна. Недавно коллеги-геологи пригласили меня на обследование одного таинственного места в Центральной России. Там полвека назад видели огненный столп, слышали взрыв, а теперь в лесу на небольшом пространстве находят шлакоподобные образования и причудливые остекленевшие формы. Тоже не видано, не слыхано. Возможно, это последствия встречи Земли и Космоса, следы взрыва при падении метеорита. По аналогии с иргизитами и молдавитами, названными по имени рек Иргиз и Молдова, около которых они были обнаружены, мы назвали эти образования мститами, так как они найдены на берегу реки Мста. Теперь предстоит исследовать эти образования, а какие будут выводы — пока не знаем.

Зато предполагаем, что «это чудо-то не чудо», а явление, которое не противоречит известным нам законам природы. Чудеса же, которыми занимается ваша комиссия, не всегда находят научное объяснение, более того, подчас явления эти противоречат научным представлениям о мире. У вас как ученого не возникают сомнения по поводу их истинности?

— Не возникают, потому что сам наблюдал, трогал, пробовал, вдыхал, видел и глазами, и в микроскоп. Когда не остается сомнений, что это не является мошенничеством и подделкой, принимаю явление как факт, прорыв ткани на грани миров. Господь Бог даровал нам не только законы этические, но и законы природы. Так не станет же он морочить нам голову и сам нарушать их. Современные научные методики позволят нам если не объяснить, то научно описать многие происходящие явления. А чудо это или нет, решать не науке. Не измеряется оно ни литрами, ни децибелами, ни атомами. Для того чтобы увидеть чудо, нужен чудовидец. Нет чудовидца — нет и чуда. Ведь чудеса даются по вере.


[1]  Слово в оригинале зачеркнуто.

[2]  Слово в оригинале зачеркнуто.

Spread the love

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *