№ 13-2004-3/4 |
Т.А. Кочемасова _________
Зураб Константинович Церетели родился 4 января 1934 года в Тбилиси (Грузия). В 1958 году окончил Тбилисскую академию художеств. Известен как художник монументалист, скульптор, живописец, график и дизайнер. Монументальные произведения Зураба Церетели находятся во многих странах мира: России, Грузии, США, Испании, Франции, Португалии, Японии, Великобритании, Сирии, Турции, Уругвае, Израиле, Италии и других странах. Среди них — композиция «Добро побеждает зло» (1990, Нью-Йорк), монументы «Счастье детям всего мира» и «Прометей» (Брокпорт, штат Нью-Йорк, 1979), мемориальный комплекс на Поклонной горе (Москва, Россия, 1995—1996). Зураб Церетели — главный художник по воссозданию убранства Храма Христа Спасителя в Москве, ему принадлежит монументально художественное решение Манежной площади в Москве (1997), памятник, посвященный 300-летию Российского флота (Москва, 1997), монумент «Рождение Нового Человека» (1995, Севилья, Испания), памятник Н.В. Гоголю (2002, Рим), статуя Святого Николая Чудотворца (2003, Бари, Италия), скульптурная композиция «Оноре де Бальзак» (2004, Агд, Франция).
В 1980 году Церетели был главным художником Олимпийских игр в Москве.
Зураб Церетели — президент Российской Академии художеств. Живописная галерея, созданная им, насчитывает более пяти тысяч полотен.
Художник является создателем и директором Московского музея современного искусства и Галереи искусств Зураба Церетели.
З.К. Церетели — посол доброй воли ЮНЕСКО, имеет дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации, член-корреспондент Французской академии изящных искусств (Академии Бессмертных), Королевской академии изящных искусств Сан Фернандо (Мадрид, Испания), профессор Брокпортского университета изящных искусств (штат Нью-Йорк, США), действительный член Академии художеств Кыргызстана, действительный член Академии наук Грузии.
Искусство Зураба Церетели было неоднократно удостоено высших премий и наград в России и за рубежом. Художник — Герой Социалистического Труда, его творчество отмечено Ленинской и Государственными премиями СССР и России, а также премией Пикассо, медалью «Вермей» — высшей наградой города Парижа за вклад в культуру и искусство и многими другими наградами.
З.К. Церетели — единственный в России обладатель Международной премии мира Объединенного конвента деятелей культуры (2003).
Персональные выставки мастера состоялись в России, Америке, Франции, Турции и других странах. Работы художника хранятся в музейных и частных коллекциях во многих странах мира.
Если вникнуть в первозданный смысл слова «благотворительность», его подлинная суть раскрывается в стремлении творить благо, то есть жить по законам Божьим, когда благое творчество есть не обязанность, а совершенно естественная потребность. Трансформация этого понятия напрямую зависит от личности человека, который проявляет подобную инициативу. Благотворительность как смысл жизни, ее духовный стержень — в таком понимании это слово применимо к творческой и общественной деятельности знаменитого художника Зураба Церетели. Едва ли мы назовем другого человека в России, даже если полистаем страницы ее славной истории, кто смог бы осуществить такое количество благих творческих деяний для культуры и искусства России и других стран.
Имена знаменитых меценатов золотыми буквами вписаны в историю России: братья Голицыны, Строгановы, П.М. Третьяков, С.И. Мамонтов, братья Щукины, Н.П. Рябушинский… Имя З.К. Церетели — это новый этап утверждения и понимания благотворительного дела. Его восприятие мира и отношение к жизни созвучно устремлениям XXI века, с его новыми темпами и глобальным масштабом. Зурабу Константиновичу удается соединить сразу все направления, в которых действовали знаменитые меценаты ХХ века: формирование коллекций русского и зарубежного искусства разных эпох, создание музеев и выставочных центров, поддержка изданий по искусству и далее по всем пунктам.
Искусство художника — одна из сторон его благотворительной деятельности. Произведения собственного творческого труда мастер безвозмездно, каждый раз отказываясь от гонорара, передает разным странам, городам и организациям. Подобная инициатива — уникальный личный вклад художника в укрепление мира на Земле средствами искусства. Вся творческая жизнь мастера, истории создания многих его монументальных проектов тому подтверждение. Одной из первых благотворительных акций явилось создание в 1979 году монумента «Счастье детям всего мира» (город Брокпорт, штат Нью-Йорк, США), переданного художником в качестве дара от СССР фонду Кеннеди-Шрайвер, который являлся организатором первых специальных детских олимпийских игр. В том же году, снова в Брокпорте, перед зданием государственного университета изящных искусств штата Нью-Йорк (где З.К. Церетели некоторое время преподавал) устанавливается скульптурная композиция «Прометей» — дар художника студентам университетского городка.
Монумент «Добро побеждает Зло» (1990, Нью-Йорк, США) перед зданием штаб-квартиры ООН увековечил завершение «холодной войны» и был открыт на торжественной церемонии в день 45-летия ООН. «Человечество создало ракеты Першинг и СС-20. Это вершина достижений в военной науке и технологии на сегодняшний день. Кто имеет право отменить, “списать” эти достижения? Только святые, такие, как Георгий Победоносец, уничтожающий смертоносного Дракона нашего времени!» — так объясняет концепцию своей работы Зураб Константинович. Святой Георгий побеждает Зло в образе дракона, составленного из деталей ракет Першинг-2 и СС-20 (что символично, последняя была прозвана американцами «сатаной»), — знаменитых «козырей» США и СССР в «холодной войне».
Мемориальный комплекс на Поклонной горе в Москве — отдельная страница творчества З.К. Церетели как главного художника, руководившего всеми работами по его созданию. Монумент «Трагедия народов», который вошел в этот грандиозный проект, был выполнен автором безвозмездно. Празднование 50-летия победы над фашизмом во Второй мировой войне, состоявшееся 9 мая 1995 года на Поклонной горе, явилось событием мирового значения и собрало глав всех крупнейших государств мира, включая президентов России и США.
Ключ к пониманию искусства Церетели — в его особом подходе к творчеству: масштабном воплощении каждого замысла, который становится культурным событием мирового уровня, способным объединить народы, страны и континенты. Его произведения составляют своеобразное культурное пространство, воспринимаемое как живой организм, как история, очередные главы которой открываются нам в новых монументах, картинах, эмалях или рисунках.
Один из примеров подобного мышления — концепция Церетели «Как Европа нашла Америку» (посвященная 500-летию исторического плавания Христофора Колумба к берегам Америки), которая реализована автором в двух скульптурных композициях — «Рождение Нового Человека» (1995, Севилья, Испания) и «Рождение Нового Света» (планируется установить в Пуэрто-Рико, США). В 1994 году комиссия по культуре ЮНЕСКО признала монумент «Рождение Нового Человека» лучшим произведением пластики ХХ века: модель монумента была установлена во дворе штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже. А открытие самого монумента «Рождение Нового Человека», ставшего даром России народу Испании, явилось, по словам короля Испании Хуана Карлоса, символом развития дружеских отношений между народами России и Испании.
Грузия — особая тема, получившая яркое художественное воплощение в произведениях З.К. Церетели. В течение 20 лет художник безвозмездно работает над грандиозным проектом «История Грузии», который в настоящее время завершается в Тбилиси. Этот своеобразный Акрополь высотой 31,2 м, включающий 64 скульптуры святых, царей, деятелей искусства Грузии, — впечатляющая скульптурно-архитектурная летопись истории Грузии от античности до наших дней. Ранее, в 1994 году, художник подарил городу Тбилиси монумент «Святая Нина», композицию, посвященную святой равноапостольной Нине, крестившей Грузию.
Позже художником был создан образ Святого Николая Чудотворца, особо почитаемого как в России, так и за рубежом, и в мае 2003 года установлен в городе Бари, Италия, рядом с базиликой, где покоятся мощи Святого. «В дар Вашему городу, хранящему великую христианскую святыню — мощи святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, передается памятник этому чудотворцу. Пусть он свидетельствует не только о почитании россиянами святого подвижника, но и о неизменном стремлении народов наших стран к укреплению дружбы и сотрудничества», — говорится в письме, направленном Президентом России В.В. Путиным жителям города Бари.
В обширной портретной галерее художника — бронзовая скульптура Матери Терезы. «Это шло от сердца, потому что совместно с ней я участвовал в создании в 1988 году в Тбилиси “Дома сестер Матери Терезы”, — вспоминает З.К. Церетели. По сей день эта благотворительная организация оказывает помощь детям-инвалидам, в частности, Ахалкалакскому детскому дому (300 детей) и психоневрологическим больницам города Тбилиси. В 1998 году Зураб Константинович участвовал в благотворительном вечере в Большом театре в Москве, организованном для сбора средств первому московскому хоспису, и подарил свою скульптуру «Мать Тереза».
К 40-летней годовщине со дня рождения Дианы Спенсер З.К. Церетели создал образ этой знаменитой женщины, с которой его связывала совместная работа на благотворительных аукционах Красного Креста.
В 1989 году в Брюсселе в выставочном проекте галереи «Бродхарт» участвовало несколько художников из России, но только у Церетели все работы были тут же куплены. Практически в эти же дни пришло трагическое известие о страшном землетрясении в Армении, и художник весь полученный гонорар перечисляет пострадавшим.
Зураб Константинович всегда с радостью идет на контакт с представителями других стран, проявляющих интерес к русской культуре. Откликом на инициативу правительства Уругвая стало создание ансамбля площадей с бюстами Льва Толстого и Юрия Гагарина в Монтевидео (Уругвай). Этот проект был осуществлен автором, как всегда безвозмездно, в мае 2000 года.
А в декабре 2002 года Италия (сады Боргезе, Рим) приняла дар З.К. Церетели — памятник Н.В. Гоголю, переданный от имени России итальянскому народу в знак многовековых российско-итальянских культурных, литературных связей. Среди проектов, которые в настоящее время находятся на стадии завершения, — памятник генералу Ш. де Голлю для одноименной площади в Москве.
26 июня 2004 года состоялось открытие скульптурной композиции «Оноре Бальзак» для г. Агд (Франция), которая явилась даром России Франции.
Вклад во всемирное противодействие терроризму внес Церетели своим новым монументом «Памяти жертв терроризма во всем мире (Слеза скорби)». Проект был выбран из многочисленных предложений, представленных в последние два года на рассмотрение Комитета г. Джерси-Сити памяти жертв трагедии 11 сентября для создания постоянного мемориала. Уже в декабре 2003 года мэр города Джерси Гленн Д. Каннингэм вместе с автором монумента торжественно открыли модель будущего мемориала, который будет установлен в Джерси-Сити.
Зураб Константинович рассказывает, что идея мемориала пришла к нему буквально на следующий день после трагедии, настолько глубоко было потрясение от происшедшего: «Я видел слезы в глазах людей, искренне переживавших события в Нью-Йорке». Монумент (бронзовый прямоугольный монолит, разорванный изнутри драматичной трещиной, в которой покоится хрустальная слеза) в настоящее время изготавливается автором в России и будет передан США как дар народа России.
Все, что создал Церетели в искусстве, неизменно отражает его миротворческую позицию. Служение культуре характеризует и деятельность художника в качестве Посла Доброй Воли ЮНЕСКО. Задачей всей его жизни стало сохранение и возрождение духовной культуры средствами изобразительного искусства. На последней ежегодной встрече Послов Доброй Воли ЮНЕСКО Зураб Константинович предложил свою концепцию борьбы со СПИДом. Пластическая выразительность скульптурной композиции, посвященной этой теме, служит утверждением искренности и чистоты отношений мужчины и женщины. Она является близкой, доступной формой осмысления страшной угрозы для каждого человека.
Благотворительность Зураба Церетели щедро проявляется в организации художественной жизни России. Многие годы идея создания Музея современного искусства для художественной интеллигенции была несбыточной мечтой. Масса сложностей, сопряженных с подобной идеей, заставляла художников нескольких поколений опускать руки, и именно З.К. Церетели сдвинул проблему с мертвой точки.
Кипучая энергия, великое множество знакомств и связей не только в России, но и во всем мире, где имя художника — лучший гарант любому проекту, позволили 15 декабря 1999 года отпраздновать открытие Московского музея современного искусства — первого подобного музея в России. В основе собрания — уникальная личная коллекция З.К. Церетели. Он передал в фонд музея шедевры изобразительного искусства ХХ века: около 2 тысяч работ Пикассо, Шагала, Миро, Брака, Дали, Бурлюка, Булатова и др. Коллекция музея продолжает пополняться: многие работы переданы в дар музею, другие взяты у владельцев и художников временно для определенной экспозиции, но большая часть приобретена директором музея Зурабом Церетели — ради того, чтобы пополнить коллекцию, он позволяет себе продать или подарить свои живописные работы в обмен на те или иные произведения, которые обогатят и украсят музейную коллекцию.
Этот музей — не статичное собрание, а живая, все время развивающаяся структура. При музее создана Школа современного искусства, ведется серьезная научно-методическая работа. «Открытие экспозиции Музея современного искусства в Москве — это только начало, и оно имеет продолжение, — говорит З.К. Церетели. — Филиалы музея готовятся к открытию в Санкт-Петербурге и Тбилиси, будут они и в других городах».
Завершена реставрация музейно-выставочного комплекса в Москве, открытого в 2001 году и сегодня известного как Галерея искусств Зураба Церетели. Здесь проходят как выставки художников — членов Российской академии художеств, так и другие арт-проекты. Среди наиболее масштабных — Фотобиеннале-2004 и Московский международный салон изящных искусств. Осенью 2003 года в Москве был открыт филиал Музея современного искусства — выставочный комплекс в Ермолаевском переулке. Если музей на Петровке, 25, знакомит зрителя с именами знаменитых мастеров ХХ — начала ХХI века, то здание в Ермолаевском превращено в своеобразную творческую лабораторию молодых художников, которые увлечены поисками новых форм в современном искусстве.
Создание трех выставочных центров — продуманная концепция организации художественного пространства. Объединенные общим замыслом, эти три музея дают возможность ознакомиться с художниками академической школы, современным искусством ХХ века и авангардом ХХI века, чтобы зритель мог самостоятельно оценить изобразительное искусство разных стилей и направлений.
В широком, непредвзятом взгляде на историю искусства, на взаимоотношение классики и современности как нельзя лучше раскрывается либеральная позиция Церетели-художника и Церетели-гражданина. В его музеях искусство разных стран, разных стилей и направлений, разных поколений мирно соседствует, не подавляя, а дополняя картину мира, делая ее полнее и выразительнее. Те же принципы пришли и в Российскую академию художеств с избранием З.К. Церетели на пост президента. Действительные члены академии представляют все основные течения и направления изобразительного искусства, художников нескольких поколений.
Благотворительность З.К. Церетели распространяется и на издательскую деятельность, помощь журналам. Велика его поддержка художников: у некоторых он лично приобретает работы для музея или галереи. Те, кто знаком с Зурабом Константиновичем, подтвердят, что он готов принять и выслушать каждого, кто пришел к нему за советом и поддержкой, что он не позволит себе оставить без внимания просьбу даже тогда, когда разрывается между делами и встречами ежедневного более чем плотного расписания.
Церетели в искусстве — это не только художник. Он один из тех, кто берет на себя, казалось бы, невозможную задачу, — объединить мир через искусство, с помощью творческих людей сделать его единым пространством культуры, понимаемым как новый способ общения, гармонично организованные взаимоотношения в обществе. Своим искусством он стремится открыть миру Россию и открыть России мир, показать, какие мы все разные и как мы похожи, утвердить идеалы Добра, Гармонии, Красоты, такие же вечные, как творения художников многих эпох, служащие нам напоминанием о щедром даре творить благо.