Искусство, озаренное подвигом

№ 49-2013-3 |

Б.Ю. Соколова _________

Великое без Солнца не цветет:
Происходя от солнечных истоков,
Живой огонь снопом из груди бьет
Мыслителей, художников, пророков.

Без воздуха и смертному не жить,
А гению бывает мало неба:
Он целый мир готов в себе вместить,
Он, сын Земли, причастный к силе Феба.

А.Л. Чижевский

Героизм является одной из главных мировоззренческих доминант, определяющих культурную историю человечества. Его первый исторический тип возник вместе с зарождением сознания: легенды и мифы всех народов содержат величественные образы культурных героев, которые сформировались первым видом мышления – мифологическим. Представления о героизме были изначально присущи культуре именно потому, что он является качеством духовной природы самого человека, потенциально коренится в пространстве его внутреннего мира. О героизме повествовали мифы и сказания, его воспевали поэты и художники, о нем размышляли ученые и философы, стремясь понять его истоки, природу, особенности. И чем больше размышляли, тем больше возникало вопросов, на которые было сложно, а иногда невозможно найти ответы. Сейчас, в эпоху становления нового космического мышления, думается, что эти ответы следует искать, учитывая прежде всего тесную связь и взаимопроникновение человека и Космоса. Именно: героизм – космичен, он является неотъемлемой частью космической эволюции человека, и это его важнейшая особенность.

В современном общественном сознании героизм нередко ассоциируется исключительно с поступком – с одной стороны, прекрасным, но с другой – в основном импульсивным, проявляющимся лишь в определенной критической ситуации. Получается, что героизм можно зафиксировать лишь тогда, когда он выявляется вовне. Этот внешний подход породил достаточно искажений, превратив героизм в явление исключительное, далекое от повседневной жизни и возникающее лишь в неких экстремальных случаях. На мнения, бытующие в общественном сознании, в какой-то степени влияет и позиция науки, которая не только почти не уделяет героизму внимания, но и допускает случаи, когда сами ученые некорректны в своих определениях и подходах. Искаженные взгляды на героизм связаны и с так называемой массовой «культурой», которая нередко подменяет истинный героизм своими суррогатами. Все это не может не сказаться на человеке, постепенно ведя его к деградации, ибо ему необходим ведущий идеал, вдохновляющая сила которого способна оказывать огромное влияние на его совершенствование.

Действительно, героизм имеет «человеческое измерение», и от подхода к природе самого человека зависит и отношение к данному явлению. Рассмотрение человека через призму грубоматериалистического восприятия, погружение его в систему координат социологического мировоззрения, то есть мировоззрения, не учитывающего сложную и многомерную реальность космоса, порождает и соответствующее отношение к героизму. Лишь подход к человеку как микрокосму, связанному с одухотворенной Вселенной и участвующему в ее энергетических процессах, в корне меняет и взгляд на героизм.

Такой подход связан с космизмом, или космическим мышлением, возникшим на рубеже XIX– XX вв. и продолжающим активно развиваться сейчас. В трудах выдающихся ученых и философов Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов, творивших в русле космического мышления, героизм предстает определенной ступенью развития духа, и поэтому он понимается не как отдельный поступок, а как устойчивое состояние внутреннего мира человека. Героизм был также одним из лейтмотивов творчества Юрия Николаевича и Святослава Николаевича Рерихов.

Концепция Рерихов открывает для нас героизм как один из важнейших факторов культурно-исторического процесса и, что самое главное, как явление, тесно связанное с космической эволюцией человечества. Убедительность и достоверность положений этой концепции обусловлены героическим опытом самих ее создателей, благодаря мужеству и самоотверженности которых заложен фундамент многих будущих достижений.

Идеи Рерихов о героизме впервые проанализировала и развивает в своем творчестве крупнейший специалист по их наследию академик Л.В. Шапошникова. В ее трудах, основанных на системе познания философии космической реальности – Живой Этики, мы находим удивительную новаторскую концепцию героизма, раскрывающую его глубинную суть и эволюционное значение. Идеи, заложенные в работах Людмилы Васильевны, составляют методологию для дальнейшего осмысления этого, во многом еще не познанного, но такого необходимого для нашей эволюции явления.

Живая Этика содержит знания о космических законах, и многие из них так или иначе связаны с героизмом. Один из таких законов – закон ведущей роли Высшего начала – обусловливает главенствующую роль героических личностей в эволюционном развитии каждого народа и всего человечества. Но эта роль может полноценно осуществляться лишь при бережном отношении к именам подвижников, сердечном стремлении подражать их высоким моральным качествам, что является необходимым условием устойчивой духовной эволюции любого народа. Развитие культуры может происходить лишь при искреннем почитании героев, ибо чувство любви к ним, этим посланникам и вестникам Высшего, обусловливает нужный энергетический потенциал общества. Неуважительное же отношение к героям в современном мире, стремление их оклеветать, отыскать у них человеческие слабости и недостатки, чтобы приравнять к своему, отнюдь не высокому, уровню сознания, – все это тормозит продвижение общества и в конце концов приводит его к моральной деградации.

Космическая эволюция через философию Живой Этики утверждает героизм как важнейшее и неизбежное качество новой эволюционной ступени. На зов этой новой ступени может откликнуться каждый, ибо сущность человека потенциально героична, и героизм – это сужденный путь его развития. И первым шагом на этом пути будет расширение сознания как необходимое условие нового понимания космической природы человека, а также осознание своего внутреннего героического начала, вторым – его сознательное развитие в устойчивое качество, в естественное состояние человека Нового Мира – сотрудника Космических сил.

В истории мировой культуры бывали периоды, казалось бы, всецелого, всепоглощающего обращения к героизму. Мы можем вспомнить искусство Ренессанса, когда почти каждая картина или скульптура несла на себе отблески героического. Отдадим должное и романтизму XIX века с его озабоченностью духовным состоянием общества и устремлением к высоконравственному, благородному, героическому человеку. Но когда все творчество одного мастера так наполнено героическим духом, как творчество Николая Константиновича Рериха, – это пример в мировой культуре уникальный. Он уникален еще и потому, что сам Николай Константинович был героической личностью и жизнь его была озарена постоянным подвигом служения людям.

Мысли  о  сущности  героизма Н.К. Рерих гениально воплотил в многочисленных полотнах, посвященных Великим Учителям и героям разных времен и народов. Героизм пронизывает не только десятки отдельных картин художника, но целые серии его полотен: «Знамена Востока», «Санкта», «Героика» и другие.

Идеи героизма, заложенные в картинах Н.К. Рериха, являются отражением его философских взглядов. Размышляя над сутью героизма, он пришел к выводу, что герои тесно связаны с духовной жизнью своего народа, а в их подвиге выражена народная душа. «Герои, – писал мыслитель, – во время их стремительного подвига и не подозревали, что они являются выразителями стран, выразителями самой ценной конденсированной психологии»[1]. Появление героической личности в истории обусловлено велением космической эволюции, когда для того или иного народа, находящегося на определенном уровне развития, необходим ведущий пример, помогающий подняться на новую эволюционную ступень. Такой образец для подражания народ обретает в лице героя, родившегося именно в этом народе и знающего его нужды и возможности. В своем очерке «Душа народов» Н.К. Рерих приводит примеры героев, имена и образы которых многие века сохраняются в народной памяти, и каждый из них обозначен мыслителем как выразитель сущности своей страны: Жанна д’Арк и Франциск Ассизский, Сергий Радонежский и император Акбар, египетская царица Хатшепсут и тибетский Далай-лама Пятый, и многие другие. «Когда вы произносите имя Вашингтона и Линкольна, вы произносите сущность Соединенных Штатов Америки. И никто не знает это более твердо, нежели душа народная»[2], – утверждает Н.К. Рерих. Идея о герое как выразителе народного духа ярко запечатлена в картине художника «Святой Сергий Радонежский».

Н.К. Рерих. Святой Сергий Радонежский. Эскиз. 1930-е гг.

Эволюционной сути героизма посвящены многие страницы философской системы Живой Этики, идеями которой было пронизано все творчество мастера. С одной стороны, героическое начало лежит в основе эволюционного восхождения отдельной личности. Развитие героических качеств обусловливает возрастание огненной психической энергии человека, ответственной за его усовершенствование. С другой стороны, герой, как носитель высокой энергетики подвига, самопожертвования, новых знаний, насыщает этой энергетикой все окружающее. Герой содействует энергообмену между земным, плотным, миром и мирами Высшего, более уточенного состояния материи. Такой энергообмен, одухотворяющий плотную материю земного мира, лежит в основе космической эволюции. Поэтому герой осуществляет эволюционное действо, или, как сказано в Живой Этике, «приближает течение космической эволюции»[3]. Одно из важнейших положений философии Живой Этики гласит: в процессе эволюции Высшее ведет за собою стоящее на более низкой ступени развития. Поэтому Высшие миры есть причина и ведущий фактор земных событий. Герои же, связанные с этим Высшим, являются ведущим началом для человечества в культурно-историческом процессе.

Вот почему именно героизм отличал тех выдающихся личностей, о которых писал и которых изображал мастер в своем художественном творчестве. Он утверждал, что «жизнь героя ведет человечество»[4]. «Ведет» – значит расширяет сознание, утончает энергетику, взращивает нравственные качества и в конце концов помогает подняться на очередную духовную ступень. И даже если со времени деяний героя проходят столетия, народ будет вновь и вновь обращаться к его подвигам. Ибо энергетика героических деяний вечна и неисчерпаема, и именно она будет продвигать народ, который помнит и любит своих героев. «Одухотворенное сердце народа отлично знает, где был творящий самоотверженный подвиг, – писал Н.К. Рерих. – И не в исторической хвале, но в почитании и трепетном, бережливом отношении к именам этих подвижников народ выражает свою непреложную оценку. В суматохе жизни, может быть, опять временно не будут упоминаемы эти великие имена, но как только душа народная почувствует необходимость пищи духовной, она опять неуклонно возвратится к тем, кто вел ее к блестящим строительным достижениям»[5].

XIII век. В тяжелейшее время, когда Русь, истерзанная междоусобицами, стонала под натиском монгольских орд хана Батыя, героическая натура молодого Новгородского князя сумела сплотить народ и повести его за собой. В 1240 году была одержана блестящая победа двадцатилетнего Александра над шведами в Невской битве, и через два года, в 1242-м, не менее блестящая победа над немецкими рыцарями на Чудском озере. Эти победы убедительно показали, что народ Руси не сломлен и способен еще побеждать. А главное, что этот народ имеет сильного и мудрого вождя.

На картине Н.К. Рериха «Александр Невский» князь выглядит опечаленным, как истинный вождь, ощущая бремя великой ответственности за павших в бою. Знаменательно, что картина написана в 1942-м – в год переломной Сталинградской битвы, предрешившей исход Великой Отечественной войны. Две битвы с разницей ровно в 700 лет, и та и другая – с немецкими захватчиками. Можно полагать, что картина «Александр Невский» символична указанием на спиральное развитие исторического процесса.

Н.К. Рерих. Александр Невский. 1942

 Александр Невский был не только горячо любим своим народом, им восхищались враги. Побеждая везде, он никогда не был побежден другими. В дошедшем до нас летописном сказании о его подвигах говорится, что он рожден Богом…

Связь с Высшим началом Мироздания, с Иерархией Великих Учителей является важнейшей особенностью истинного героя. Без этой связи невозможна эволюционная миссия героической личности. Эволюция человечества продвигается благодаря энергетическим импульсам, исходящим от Высших миров. Эти импульсы воплощаются в деяниях конкретных людей, которые могут их воспринять и претворить в своей жизни и творчестве. По закону созвучия высокоэнергетический импульс требует высокого духовного уровня человека, который его воспринимает. У героических личностей такой духовный уровень является следствием развитых нравственных качеств и накопленной психической энергии. И именно они, герои, способны воспринимать высшие импульсы, и миссия их состоит в передаче людям этих импульсов, которые несут важнейшие знания и высокую энергетику. Таких героических личностей Л.В. Шапошникова называет вестниками космической эволюции. Благодаря их самоотверженной деятельности космическая эволюция осуществляет свое творчество на земле. Выполнить предназначение, преодолевая нередко яростное сопротивление окружающих, помогает герою Высшее Руководство Учителя. Связь героя с Учителем делает его неотъемлемым звеном Иерархии, сотрудником космических сил.

Идею связи героической личности с Высшим началом Н.К. Рерих ярко запечатлел в своих картинах. Таков, например, триптих «Жанна д’Арк», в центральной части которого изображена Мадонна. Она держит на коленях маленькую девочку, которую должна послать на подвиг. Так художник стремился показать, что герой наделяется миссией в Высших мирах и приходит в мир земной для ее выполнения. Хотелось бы отметить необычность композиции триптиха «Жанна д’Арк», на котором костер изображен слева, а молитва справа. Для человека, привыкшего читать слева направо, событие, расположенное слева, должно было произойти ранее события справа. Но думается, что молитва – это не прошлое по отношению к костру действо, а будущее. Может быть, так художник предвидел то влияние, которое оказала Жанна д’Арк на ход Второй мировой войны, пробудив национальное самосознание французов. Тех французов, которые спустя века организовали движение Сопротивления, чтобы бороться против фашистов, и внесли свой значительный вклад не только в освобождение Франции, но и всей Европы. Поэтому картина, написанная в 1931 году, является пророческой. Костром завершилась земная жизнь Жанны д’Арк, но продолжилась в вечность ее эволюционно-космическая миссия.

Н.К. Рерих. Жанна д’Арк. Триптих. 1931

А надо бы в Париж хоть на денек…
Там, от Парижа сколько до Руана?
Не сумасшедший – мне б всего глоток
Из Сены, чтоб сказать ей: Здравствуй, Жанна.

В горсти осадок – взбаламучен ил?
Вода ведь пепел не хранит веками.
А был бы я рекою – сохранил
Твой голос эхом между берегами…
                                               Ю. Егоров

Далекое эхо из невероятных глубин истории все продолжает и будет продолжать доносить до нас живой голос Жанны д’Арк. И как этот голос звучал в сердцах французов, которые сражались против фашистов, так он обязательно зазвучит вновь, в переломный момент исторического пути человечества.

Мысль о связи героической личности с Высшим началом красной нитью проходит через многие картины Н.К. Рериха. Есть, например, полотна, где эту идею можно обнаружить в глубинном смысловом плане. Такова картина «Падма Самбхава» (1925, серия «Знамена Востока»), посвященная великому тибетскому подвижнику и духовному учителю VIII в., распространявшему буддизм в Тибете. Если мы обратим внимание на изображенный на картине водопад, который берет свое начало высоко в горах и каскадами спускается вниз, то увидим, что его серебряные струи как бы сливаются с нимбом святого. Можно предположить, что это символически показанная связь героя с Высшим началом. Есть еще один интересный момент в этой картине: Падма Самбхава спокойно и бесстрашно беседует с гигантским горным духом. Н.К. Рерих так и называет этого подвижника – «поборовший силы природы»[6]. Согласно философии Живой Этики, природные стихии могут подчиниться лишь тому, кто победил свои собственные слабости и недостатки и утвердил в себе гармонию и равновесие.

Н.К. Рерих. Падма Самбхава. 1924. Серия Знамена Востока

Вся серия картин Н.К. Рериха «Знамена Востока» повествует об Иерархии Великих Учителей и о связи с ней каждого героя и подвижника.

Мерцаньем звезд далеких безразлично
Был поворот дороги озарен.
Дорога шла вокруг горы Масличной,
Внизу под нею протекал Кедрон.

Лужайка обрывалась с половины.
За нею начинался Млечный Путь.
Седые серебристые маслины
Пытались вдаль по воздуху шагнуть. <…>

Он отказался без противоборства,
Как от вещей, полученных взаймы,
От всемогущества и чудотворства,
И был теперь как смертные, как мы. <…>

И, глядя в эти черные провалы,
Пустые, без начала и конца,
Чтоб эта чаша смерти миновала,
В поту кровавом он молил отца.
                                           Б.Л. Пастернак

Картина «Чаша Христа» (1925, серия «Знамена Востока») удивительна. Она написана на известный евангельский сюжет – моление Иисуса Христа в Гефсиманском саду в ночь перед его арестом по доносу Иуды. Гефсимания – местность у подножия западного склона Елеонской[7] или Масличной горы, в долине Кедрон, восточнее Старого города Иерусалима. На Елеонской горе, согласно Евангелию от Луки, молился Иисус. С давних времен она была засажена маслинами, откуда и произошло ее название. С Масличной горы открывается прекрасный вид на Иерусалим и на Храмовую гору, которую от Масличной отделяет Кедронская долина. Храмовая гора – это приблизительно прямоугольный в плане холм в юго-восточной части Старого города Иерусалима. Это священное место иудеев, когда-то здесь стоял первый еврейский Храм, построенный царем Соломоном. Храмовая гора традиционно отождествляется с горой Мория – местом, указанным Богом Аврааму для принесения в жертву сына Исаака. Храмовая гора – очень небольшая, в наше время ее средняя высота над уровнем земли – всего 20 м.

Н.К. Рерих. Чаша Христа. Из серии «Знамена Востока». 1925

Обратимся снова к картине «Чаша Христа»: горы, изображенные на ней, не похожи на холмистую местность окрестностей Иерусалима, таких высоких гор там нет. Правда, с вершины Елеонской горы в ясный день можно увидеть Иудейские горы, а также Моавитские горы Иордании, однако они видны вдалеке на горизонте. Но что это за горы в центре картины? Может быть, это гималайские вершины? На центральной горе виден силуэт загадочной башни. Возможно, эта картина является символическим указанием на то, что Иисус был связан с Иерархией Гималайских Учителей и Сам был одним из Них. Принеся людям свет Знания, Он озарил этим светом тысячи лет и смертью своей утвердил Учение любви и самоотверженности. «Молитва Христа, которую никто не услышал, – писала Елена Ивановна Рерих, – была молитвой сердца о Благе всего человечества»[8].

Н.К. Рерих. Магомет на горе Хира. Из серии «Знамена Востока». 1925

Итак, важнейшей особенностью героического начала является связь с Высшим. Поэтому герой представляет собой связующее звено между плотным миром и миром иной, более высокой энергетики – иными словами, между небом и землей. Герой «не отрывается от Земли, действуя для духа»[9], – сказано в Живой Этике. Эта идея отражена во многих картинах Н.К. Рериха. Среди них – картина «Магомет на горе Хира» (1925, серия «Знамена Востока»), посвященная основателю одной из мировых религий – ислама – Магомету или Мухаммеду, провозгласившему единобожие среди языческих арабских племен. Идею о двойственной природе героя – земной и небесной – художник воплотил с помощью цветовой гаммы. Темная скала, на которой стоит Магомет, символизирует земной плотный мир, а розовые горы – мир Высший. В тумане такого же розового цвета и Ангел – посланник Высшего. Так герой, находясь на земле, соприкасается с Высшим миром и несет его высокую энергетику, необходимую для эволюционного продвижения человечества. Также характерно в данном контексте и полотно «Моисей Водитель» (1925, серия «Знамена Востока»). Перед нами очень яркое воплощение вышеотмеченной идеи: стоящий на скале Моисей, как бы касаясь сияния Высшего мира, предстает на картине его проводником на Земле. Слово «Водитель» в названии картины указывает на ведущую роль героя в эволюционном процессе, она осуществляется в неотъемлемой связи с Высшим началом, с Иерархией Великих Учителей. Герой является ее фокусом, через который свершается эволюционная деятельность Высшего начала. В картине сокрыта мысль о том, что герой-Водитель действует в потоке космической эволюции и в русле законов космоса.

Н.К. Рерих. Моисей Водитель. Из серии «Знамена Востока». 1925

Эволюционная деятельность героя связана с одним очень важным моментом, имеющим отношение к историческому процессу. «Помимо историков пишется другая история мира»[10], – писал Н.К. Рерих в дневнике «Алтай – Гималаи». Как отмечает академик Л.В. Шапошникова, мастер рассматривал исторический процесс в двух глубоко взаимосвязанных аспектах. Первый аспект – это история внешняя, доступная непосредственному эмпирическому наблюдению и исследованию. Второй – история внутренняя, которая является причиной внешней истории и которая тесно связана с энергетическими процессами мироздания. Л.В. Шапошникова называет эту внутреннюю историю метаисторией. Метаистория является духовной частью исторического процесса, и ей, в отличие от земной истории, присущи непреходящие элементы, внутреннее единство, согласованность с космической эволюцией[11]. Важной особенностью метаистории является то, что она представляет собой результат творчества космической эволюции и несет в себе знания Высших миров[12]. Эволюционное творчество Великих Учителей и деятельность героических личностей, связанных с Иерархией, являются основой метаистории.

Именно на деятельность таких героических личностей Н.К. Рерих обращал особое внимание, изучая прошлое. Эта деятельность, осуществляясь в пространстве метаистории, опережала время и определяла будущие эволюционные тенденции в истории и культуре. Мастер писал: «Их не так много – строителей жизни, отвечающей во внутреннем смысле грядущей эволюции. И бережно мы должны отбирать эти имена грядущего света, продолжая список их до современности»[13]. Речь здесь идет о Вестниках космической эволюции, воплощающих на земле ее творческие импульсы.

«Далеко уходит Будда, в тайники гор. <…> И на берегах Наиранжары озаряется решимостью сказать слова об общине, об отречении от личной собственности, о значении труда на общее благо и о смысле познания»[14], – записывает в экспедиционном дневнике Н.К. Рерих. И пишет картину «Будда Победитель» (1925, серия «Знамена Востока»).

Н.К. Рерих. Будда Победитель. Из серии «Знамена Востока». 1925

«“Будда Победитель” – перед источником жизни»[15]. Жизни – значит мудрости и знания. Знания о победах – над злом, над невежеством, над смертью. Но все эти победы суть следствия одной, самой великой победы, – победы над самим собой. На картине Будда светится внутренней гармонией и равновесием. В Живой Этике равновесие рассматривается как великая, всепобеждающая сила. Оно формируется человеком в процессе длительной работы над собой и дает возможность накапливать психическую энергию. Равновесие является условием героизма, ибо победа над собой в конечном счете обусловливает и мужество, и бесстрашие, и самопожертвование. Нагромождение камней на картине напоминает о суетном мире, погружение в который влечет за собой, по учению Будды, непрерывную цепь страданий. Разорвать эту цепь можно лишь огненным устремлением к самоусовершенствованию.

Неоднократно Н.К. Рерих обращался к образу Преподобного Сергия в своем литературном и художественном творчестве. Находясь в Центрально-Азиатской экспедиции, в далеком Ладаке, он записывал в своем путевом дневнике, что просвещение, неутомимый труд, простота были положены Святым Сергием в основание его общины[16]. Преподобному Сергию художник посвятил целый ряд картин: «Святой Сергий Радонежский» (два варианта), «Сергий Строитель», «Часовня Святого Сергия на перепутье», «Сергиева пустынь», «И мы не боимся», «Сотрудники» и др. Н.К. Рерих отмечал, что одна из самых ярких черт, которыми в народе наделяют Святого Сергия, – это величайшая мудрость, «мудрость подвига»[17]. Мудрость является одним из главных качеств героя и связана с сердцем и его познавательными возможностями. Мудрость имеет отношение к метанаучному познанию, которое осуществляется через духовную составляющую человека, через сердце как инструмент познания более совершенный, чем интеллект. Сердце человека является посредником с Высшими Мирами[18], поэтому мудрость связана с информацией из этих миров.

А еще мудрость непосредственно связана с самоотверженностью, ибо самоотверженность, разбивая скорлупу эгоизма и расширяя горизонты сознания, обусловливает более глубокое постижение мира. В Живой Этике сказано: «Самопожертвование есть один из верных путей к Братству»[19].

Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды!
Благословляю я свободу
И голубые небеса!
И посох мой благословляю,
И эту бедную суму,
И степь от краю и до краю,
И солнца свет, и ночи тьму,
И одинокую тропинку,
По коей, нищий, я иду,
И в поле каждую былинку,
И в небе каждую звезду!
                          А.К. Толстой

Н.К. Рерих. Странник Светлого Града. 1933

«Странник Светлого Града» (1933). Картина создана в преддверии иных грозных событий и посвящена такому уникальному культурному явлению, как странничество. Русские странники уходили искать страну обетованную, или Светлый Град, в котором воплощались самые возвышенные народные мечты. «Этот Светлый Град был символом того Царства Божьего, о котором говорили Христос и его апостолы, символом жертвенного служения всему миру в великом и благородном деле освобождения его от зла и страданий. Светлый Град породил в сознании народа идею духовного подвига во имя ближних и дальних своих»[20], – пишет Л.В. Шапошникова. Идея Светлого Града жила в сердцах писателей, поэтов, ученых, всех героев, кто осознавал великий смысл Общего блага и кого отличали самоотверженность и самопожертвование. Именно их бескорыстными стараниями продвигалась эволюция народа, они были его ведущим началом и духовным ориентиром в будущее.

В творчестве Николая Константиновича тесно взаимосвязаны два великих явления: это героизм и культура. Во многих его очерках и статьях, посвященных культуре, есть слова «героизм» и «подвиг». В статье «Сберегите» находим интересную мысль: «…Истинный герой есть и защитник Культуры»[21]. Истинный герой – это человек с высокоразвитой огненной психической энергией, чья внутренняя культура также достигла высокого уровня. Поэтому и защита культуры является его естественным состоянием.

Н.К. Рерих много размышлял о фундаментальных основах культуры, о ее вечных нетленных составляющих. «…Следует собирать все жизненные элементы Культуры и прилагать их на дальнейшем этапе»[22], – утверждал мастер. Но что это за «жизненные элементы», которые необходимы для будущих построений? Это непреходящие ценности Культуры: знания, творения человеческого духа, нравственные принципы, героизм и почитание героев. Николай Константинович считал, что именно непреходящие ценности являются глобальным стержнем Культуры, и искал их повсюду, зорко всматриваясь в жизнь каждого народа, с которым ему приходилось встречаться. Вот как пишет об этом Л.В. Шапошникова: «В бурном океане культурной истории человечества ориентиром ему (Рериху. – Б.С.) служили так называемые “непреходящие” элементы культурной традиции тех народов, через чьи земли и страны шел маршрут Центрально-Азиатской экспедиции. В основе этого “непреходящего”, или, как мы иногда говорим, “вечного”, лежало коллективное творчество народов, древних и современных, их культурный и нравственный опыт, их духовные ценности и многовековые накопления их труда. Словом, все то, что привлекало Рериха как ученого, художника и гуманиста. “Непреходящие” элементы формировали механизм культурной преемственности, скрытые нити которой усиленно искал Рерих на маршруте своей экспедиции. <…> Человеческая культура держалась на “непреходящем”»[23].

Культурная преемственность – это эволюционный механизм, обеспечивающий дальнейшее развитие общества, народа. Но, в свою очередь, сам этот механизм зависит от непреходящих элементов культуры и поэтому может работать только тогда, когда существуют и напитывают пространство своей высокой энергетикой культурные ценности. Их защите и был посвящен Пакт Рериха, связавший воедино прошлое, настоящее и будущее. И не случайно знак Знамени Мира, символ Пакта, изображен на картинах Н.К. Рериха, посвященных героическим личностям: «Святой Сергий Радонежский», «Жанна д’Арк», «Fiat Rex», «Бхагаван», «Ярослав Мудрый» и другие. Это отличительный знак тех, кто слагал и защищал вечные ценности культуры, те элементы, которые будут служить краеугольными камнями будущего развития. Так через героев, через их деятельность осуществляется эволюционная связь времен.

Но за культуру надо бороться. Для Н.К. Рериха такая борьба была суровой и героической борьбой с невежеством. «Мы знаем, – писал он, – что невежество неизбежно будет огрызаться на все, связанное с Культурой, ибо невежда и Культура так же различаются, как Свет и Тьма. Мы знаем эту злобу невежд, но она лишь мостовая для подвига»[24]. Речь здесь идет о созидательной роли напряжения, создаваемого препятствиями. В философии Живой Этики мы находим осмысление принципа сопротивления или противодействия: «…Каждое творческое усилие встречает напор. Поэтому каждое устремление имеет свое сопротивление»[25]. Такое сопротивление играет положительную роль: оно вызывает напряжение, а напряжение, в свою очередь, способствует накоплению энергетики и творчеству.

Но все в этом мире имеет две стороны, так и вторая сторона сопротивления – негативна. Именно сопротивление новому является причиной непризнания героев, которые становятся жертвой инертности мышления своих современников. Догматизм сознания, не способного сразу принять мысли и поступки героической личности, направленные в будущее, обрекает ее на трагическую судьбу, обеспечивая в лучшем случае непонимание, в худшем – клевету, преследования, физическую расправу.

В творчестве Николая Рериха трагедия героических личностей занимала особое место. В статье «Судьба» он размышляет о трагических судьбах нищего, забытого всеми Рембрандта, преданной и сожженной Жанны д’Арк, непонятого и гонимого Конфуция. И заключает эту статью словами: «Терновый великий Венец ведет мир»[26]. Эти строки содержат очень важный смысл, ведь именно мужество и самопожертвование героев утверждают ценности и истины, которые становятся основанием новых ступеней эволюции. Самоотверженное принятие героем своей страдальческой участи во имя эволюционного восхождения человечества в Живой Этике называется «испитием чаши яда»[27].

Он держал повозку наготове…
За какие добрые дела
Родина Мыслителя святого
Из конца в конец его гнала? <…>

Мудрость, не была ли ты гонима
Из страны в страну, из века в век?
Оттого ли так неотвратимо
Обнищал и гибнет человек?!
                                     Н.Д. Спирина

Конфуций странствовал четырнадцать лет, проповедуя принципы «доброго правления». Однако принимавшие философа правители не хотели верить его учению о том, что не сила, а добродетель дает власть. Вера Конфуция в неотразимое воздействие нравственного примера, в возможность человека изменить себя и окружающий мир к лучшему казалась странной людям, жившим в эпоху цинизма и жестокости.

В самом названии картины «Конфуций Справедливый» (1925, серия «Знамена Востока») запечатлена идея об одном из важных героических качеств – чувстве справедливости. «Невозможно словами передать это качество, которое считается самым великим при чувствознании. Справедливые знают поверх закона земного, где правда»[28], – говорится в Живой Этике. Именно огненное качество справедливости указывает истину и вопреки очевидности дает возможность почувствовать действительность.

Н.К. Рерих. Конфуций Справедливый. Из серии «Знамена Востока». 1925

Героическое творчество Н.К. Рериха, оклеветанное как невежественными современниками, так и теми, кто уже в наше время не в состоянии понять масштабность принесенных им знаний, тоже яркий пример вышесказанного. Еще при жизни мыслителя недоброжелатели старались дискредитировать его деятельность. О борьбе с противодействиями клеветников свидетельствуют его письма и очерки. И сегодня снова малограмотные и бескультурные лица, называющие себя журналистами, учеными, религиозными деятелями, откровенно и беспринципно искажают не только биографические факты жизни Николая Константиновича, но и его мысли и идеи.

Наш век пройдет. Откроются архивы,
И всё, что было скрыто до сих пор,
Все тайные истории извивы
Покажут миру славу и позор.

Богов иных тогда померкнут лики,
И обнажится всякая беда,
Но то, что было истинно великим,
Останется великим навсегда.
                                       Н.С. Тихонов

Отношение к героям является мерилом духовной зрелости общества, а также важнейшим фактором его эволюционного восхождения. Выше уже говорилось об энергетическом процессе, связанном с восприятием высшего импульса. Этот процесс – сугубо двусторонний: герой, устремленный к Высшему, получает импульс и должен передать его людям, от которых требуется ответная реакция, выраженная в любви и почитании героя. Отмеченное в Живой Этике усовершенствование сердца через лики героев и их подвиги может происходить только при условии искреннего восхищения ими, сердечного стремления подражать. Героизм как абстрактное понятие, забытое или превращенное в искусственный культ, утрачивает возможность играть свою творческую эволюционную роль. Но еще более разрушительное воздействие на общество оказывают как искажение и попрание понятия героя, так и клевета на носителей героического начала. «Всякое поругание Спасителя, Учителя и Героев повергает в одичание и погружает в хаос»[29], – утверждает Живая Этика. Вот почему, оберегая от клеветы и невежества великие имена, мы тем самым спасаем свое собственное будущее.

Чем больше времени будет отделять нас от жизни Великого Мастера – Николая Константиновича Рериха, – тем с большим вниманием мы будем вдумываться в его идеи. И тем актуальнее для нас будут звучать его мысли о героизме, о том, что истинная сущность героев во все века – это беззаветное служение общему благу, связь с Высшим, это нравственная стойкость, великое творчество, ненасилие и любовь к людям. «Они творили Благо»[30] – вот критерий героизма, его результат, мера, прилагаемая к любому поступку, претендующему на героическое деяние. Николай Константинович утверждал, что благо не разрушает, а созидает, оно определяет вечные основы жизни, непреходящие ценности человечества. Мастер мечтал о Новом Мире, когда сердца людей откроются к познанию, красоте, созидательному труду. Этот Новый Мир будет рождаться в суровых испытаниях и потрясениях, среди которых оплотом человеческого духа станут прекрасные облики героев. «…Эти выразители лучших народных стремлений, запечатлевшие их и трудом и подвигом, претерпевшие и не уклонившиеся будут тем истинным украшением планеты и прибежищем сердца народного, когда оно и болит и тоскует по правде. Не они ли, эти выразители народов, помогут претворить тоску и боль поисков в праздник подвига?»[31]


[1] Рерих Н.К. Душа народов. М.: МЦР, 1995. С. 45.

[2]  Там же. С. 45.

[3]  Община, 147.

[4]  Рерих Н.К. Душа народов. С. 53.

[5]  Там же. С. 45.

[6]  Рерих Н.К. Алтай – Гималаи: Путевой дневник. Рига: Виеда, 1992. С. 79.

[7]  От слова «елей» – оливковое масло.

[8]  Рерих Е.И. Письма: В 9 т. Т. 4 (1936). М.: МЦР, Мастер-Банк, 2002. С. 15.

[9]  Агни Йога (Знаки Агни Йоги), 261.

[10]  Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. С. 286.

[11]  См.: Шапошникова Л.В. Земной маршрут космической эволюции // Культура и время. 2008. № 4. С. 34, 44.

[12]  См.: Шапошникова Л.В. Земное творчество космической эволюции. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2011. С. 200.

[13]  Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. С. 87–88.

[14]  Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. С. 79.

[15]  Беликов П.Ф., Князева В.П. Рерих. М.: Молодая гвардия, 1972. С. 213.

[16]  См.: Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. С. 87.

[17]  Рерих Н.К. Душа народов. С. 74.

[18]  См.: Сердце, 535.

[19]  Братство, 155.

[20]  Шапошникова Л.В. Град Светлый. Новое планетарное мышление и Россия. М.: МЦР, 1998. С. 14.

[21]  Знамя Мира: Сб. М.: МЦР, Фирма БИСАН-ОАЗИС, 1995. С. 170.

[22]  Рерих Н.К. Культура и цивилизация. М.: МЦР, 1997. С. 40.

[23]  Шапошникова Л.В. Великое путешествие: В 3 кн. Кн. 1. Мастер. М.: МЦР, 1998. С. 307–308.

[24]  Знамя Мира. С. 79.

[25]  Беспредельность, 556.

[26]  Рерих Н.К. Душа народов. С. 59.

[27]  Мир Огненный. Ч. III, 42.

[28]  Там же. Ч. II, 364.

[29]  Мир Огненный. Ч. I, 588.

[30]  Рерих Н.К. Душа народов. С. 45.

[31]  Там же. С. 48.

Spread the love

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *