Дыхание иных Миров

№ 5-2002-3 |

О.Ф. Петрова _________

В Моск­ве в Го­су­дар­ст­вен­ной Ду­ме 10 ап­ре­ля 2002 го­да от­кры­лась вы­став­ка из­ве­ст­но­го ху­дож­ни­ка из Эс­то­нии Оле­га Вы­соц­ко­го.

«Ху­до­же­ст­вен­ное про­из­ве­де­ние су­ще­ст­ву­ет не для се­бя, а для нас, для пуб­ли­ки, — спра­вед­ли­во за­ме­тил в свое вре­мя Ге­гель. — Лю­бое про­из­ве­де­ние ис­кус­ст­ва пред­став­ля­ет со­бой ди­а­лог с каж­дым сто­я­щим пе­ред ним че­ло­ве­ком». На вы­став­ке Оле­га Вы­соц­ко­го ди­а­лог с его про­из­ве­де­ни­я­ми в те­че­ние не­де­ли ве­ли де­пу­та­ты Го­су­дар­ст­вен­ной Ду­мы Рос­сии. Вы­став­ку ор­га­ни­зо­вал Меж­ду­на­род­ный ко­ми­тет Ду­мы, на ее от­кры­тии вы­сту­пи­ли на­уч­ные со­труд­ни­ки му­зея име­ни Н.К. Ре­ри­ха, ко­то­рый по­сле­до­ва­тель­но под­дер­жи­ва­ет и вы­яв­ля­ет но­вые со­вре­мен­ные та­лан­ты.

Оле­г Вы­соц­кий. Дерево Мира

Те­ма Ко­с­мо­са в со­вре­мен­ном изо­б­ра­зи­тель­ном ис­кус­ст­ве ста­но­вит­ся ак­ту­аль­ной для це­ло­го по­ко­ле­ния ху­дож­ни­ков. И это не дань мо­де. Осо­зна­ние един­ст­ва че­ло­ве­ка и Ко­с­мо­са, по­ни­ма­ние ко­с­мо­са как жи­вой сре­ды, как осо­бо­го ду­хов­но­го про­ст­ран­ст­ва от­ве­ча­ет на­шим пред­став­ле­ни­ям о пре­крас­ном, цель­ном, гар­мо­нич­ном. Бес­ко­неч­ные ду­хов­ные ми­ры Все­лен­ной ста­ли ис­точ­ни­ком вдох­но­ве­ния для Оле­га Вы­соц­ко­го, вер­но­го этой те­ме на про­тя­же­нии мно­гих лет.

Оле­г Вы­соц­кий. Тор

Ра­бо­ты, ко­то­рые ху­дож­ник по­ка­зал в Го­су­дар­ст­вен­ной Ду­ме, — это по­эма о Ко­с­мо­се, где ви­ди­мое под­чи­ня­ет­ся не­зри­мо­му, об­ра­зы рож­да­ют­ся на зыб­кой гра­ни яви, меч­ты и фан­та­зии, где в веч­ном движении тон­кой ма­те­рии, об­ле­чен­ной в изы­с­кан­ные фор­мы, при­от­кры­ва­ют­ся не­ви­ди­мые ми­ры Все­лен­ной с ее ды­ха­ни­ем, зву­ка­ми, кра­с­ка­ми. Ху­дож­ник про­дол­жа­ет тра­ди­ции рус­ской на­ци­о­наль­ной куль­ту­ры ХХ ве­ка, ос­но­ван­ной на по­ис­ках се­ман­ти­че­с­ких значений сим­во­лист­ско­го ис­кус­ст­ва, но­вых вы­ра­зи­тель­ных воз­мож­но­с­тей пла­с­ти­че­с­ко­го язы­ка. В этих по­ис­ках для ху­дож­ни­ка особую роль иг­ра­ет твор­че­ст­во Н.К. Ре­ри­ха.

Оле­г Вы­соц­кий. Из серии «Водопады»
Олег Высоцкий. Из серии «Миры»

Олег Вы­соц­кий стре­ми­тель­но рас­ши­ря­ет гра­ни­цы по­ис­ка, про­яв­ляя но­вые гра­ни пла­с­ти­че­с­ких форм в изо­б­ра­же­нии многообразия ре­аль­но­с­ти. В се­рии «Во­до­па­ды» ху­дож­ник создаёт ощущение лью­щей­ся энергии во­ды, в не­по­сти­жи­мой глу­би­не про­ни­зан­ной све­то­нос­ным про­ст­ран­ст­вом ко­с­мо­са. Его се­рии воз­ни­ка­ют как по­ток им­про­ви­за­ций, в ко­то­рых свет иг­ра­ет особую роль. Фор­ми­ру­ет ли он про­ст­ран­ст­во хол­ста, вы­ст­ра­и­ва­ет ли со­глас­но вну­т­рен­ней ло­ги­ке ком­по­зи­цию — все из­лу­ча­ет зо­ло­ти­с­тый, се­ре­б­ря­ный, пер­ла­му­т­ро­вый свет, ко­то­рый оду­шев­ля­ет мир его об­ра­зов, то ка­мер­но-ли­ри­че­с­кий, то сим­во­ли­че­с­кий. По­доб­ным об­раз­ным ре­ше­ни­ем от­ме­че­ны се­рии ра­бот «Бе­ре­га», «Мо­ря».

Оле­г Вы­соц­кий. Из серии «Дыхание космоса»

В ра­бо­тах «Ды­ха­ние Ко­с­мо­са» и «Ме­та­мор­фо­зы» осо­бую роль иг­ра­ют ком­по­зи­ции с ша­ра­ми как по­движ­ны­ми и за­рож­да­ю­щи­ми­ся ко­с­ми­че­с­ки­ми ор­га­низ­ма­ми, све­то­нос­ны­ми, жи­вы­ми и пол­ны­ми энер­гии сре­ди дру­гих ми­ров бес­ко­неч­ной Все­лен­ной. 

Оле­г Вы­соц­кий. Из серии «Метаморфозы»

Вы­соц­кий уме­ет об­щать­ся с при­ро­дой, слу­шать ее та­ин­ст­вен­ные го­ло­са, пе­ре­ли­вать их в ак­кор­ды и гар­мо­нию кра­соч­ных со­зву­чий и форм. В ра­бо­тах «Про­яв­ле­ние при­ро­ды», «Двой­ная ра­ду­га» иг­ра цве­то­вых пя­тен, сво­е­об­раз­ных рит­ми­че­с­ких узо­ров, то сфе­ри­че­с­ких, то по­яв­ля­ю­щих­ся из недр зем­ли, вью­щих­ся ли­ний, пе­ре­пле­та­ю­щих­ся спи­ра­лей пе­ре­да­ет вну­т­рен­нюю экс­прес­сию и пуль­са­цию форм в жи­вом про­ст­ран­ст­ве ре­аль­но­с­ти.

Оле­г Вы­соц­кий. Из серии «Миры»

Осо­бой вы­ра­зи­тель­но­с­тью от­ли­ча­ет­ся се­рия «Бе­лое на бе­лом» — на бе­лом ли­с­те бу­ма­ги ху­дож­ник жи­во­пис­ны­ми маз­ка­ми обо­зна­ча­ет фор­му, ко­то­рая на гла­зах зри­те­ля на­чи­на­ет пуль­си­ро­вать, со­зда­вая ощу­ще­ние рож­де­ния жиз­ни, воз­ни­ка­ю­щей из ино­бы­тия, рож­де­ния но­во­го ми­ра. Ху­дож­ник ра­бо­та­ет в ори­ги­наль­ной сме­шан­ной тех­ни­ке, на­но­ся на бу­ма­гу тон­кий слой мас­ла, ак­ва­ре­ли, тем­пе­ры, ак­ри­ла, он пе­ре­да­ет слож­ные ню­ан­сы цве­та, де­ла­ет ви­ди­мой по­движ­ную фор­му, за­став­ля­ет ее жить, ды­шать, пуль­си­ро­вать, со­зда­ет ощу­ще­ние дви­же­ния, ре­аль­но­го про­яв­ле­ния са­мой Все­лен­ной.

Оле­г Вы­соц­кий. Из серии «Преображение мира»

Еще од­но да­ро­ва­ние ма­с­те­ра — его пе­да­го­ги­че­с­кая де­я­тель­ность. Он учит де­тей в сво­ей ма­с­тер­ской, в сту­ди­ях изо­б­ра­зи­тель­но­го ис­кус­ст­ва, в ху­до­же­ст­вен­ных школах, учит ма­с­тер­ст­ву и при­ви­ва­ет им лю­бовь к кра­со­те Все­лен­ной. Де­ти по­чи­та­ют ху­дож­ни­ка. Хо­чет­ся особенно по­бла­го­да­рить Оле­га Вы­соц­ко­го за эту бла­го­род­ную и со­зи­да­тель­ную ра­бо­ту в об­ла­с­ти эти­че­с­ко­го и эс­те­ти­че­с­ко­го про­све­ще­ния, ко­то­рое се­го­дня не­об­хо­ди­мо на­шей стра­не как воз­дух.

Spread the love

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *