№ 5-2002-3 |
О.Ф. Петрова _________
В Москве в Государственной Думе 10 апреля 2002 года открылась выставка известного художника из Эстонии Олега Высоцкого.
«Художественное произведение существует не для себя, а для нас, для публики, — справедливо заметил в свое время Гегель. — Любое произведение искусства представляет собой диалог с каждым стоящим перед ним человеком». На выставке Олега Высоцкого диалог с его произведениями в течение недели вели депутаты Государственной Думы России. Выставку организовал Международный комитет Думы, на ее открытии выступили научные сотрудники музея имени Н.К. Рериха, который последовательно поддерживает и выявляет новые современные таланты.
Тема Космоса в современном изобразительном искусстве становится актуальной для целого поколения художников. И это не дань моде. Осознание единства человека и Космоса, понимание космоса как живой среды, как особого духовного пространства отвечает нашим представлениям о прекрасном, цельном, гармоничном. Бесконечные духовные миры Вселенной стали источником вдохновения для Олега Высоцкого, верного этой теме на протяжении многих лет.
Работы, которые художник показал в Государственной Думе, — это поэма о Космосе, где видимое подчиняется незримому, образы рождаются на зыбкой грани яви, мечты и фантазии, где в вечном движении тонкой материи, облеченной в изысканные формы, приоткрываются невидимые миры Вселенной с ее дыханием, звуками, красками. Художник продолжает традиции русской национальной культуры ХХ века, основанной на поисках семантических значений символистского искусства, новых выразительных возможностей пластического языка. В этих поисках для художника особую роль играет творчество Н.К. Рериха.
Олег Высоцкий стремительно расширяет границы поиска, проявляя новые грани пластических форм в изображении многообразия реальности. В серии «Водопады» художник создает ощущение льющейся энергии воды, в непостижимой глубине пронизанной светоносным пространством космоса. Его серии возникают как поток импровизаций, в которых свет играет особую роль. Формирует ли он пространство холста, выстраивает ли согласно внутренней логике композицию — все излучает золотистый, серебряный, перламутровый свет, который одушевляет мир его образов, то камерно-лирический, то символический. Подобным образным решением отмечены серии работ «Берега», «Моря».
В работах «Дыхание Космоса» и «Метаморфозы» особую роль играют композиции с шарами как подвижными и зарождающимися космическими организмами, светоносными, живыми и полными энергии среди других миров бесконечной Вселенной.
Высоцкий умеет общаться с природой, слушать ее таинственные голоса, переливать их в аккорды и гармонию красочных созвучий и форм. В работах «Проявление природы», «Двойная радуга» игра цветовых пятен, своеобразных ритмических узоров, то сферических, то появляющихся из недр земли, вьющихся линий, переплетающихся спиралей передает внутреннюю экспрессию и пульсацию форм в живом пространстве реальности.
Особой выразительностью отличается серия «Белое на белом» — на белом листе бумаги художник живописными мазками обозначает форму, которая на глазах зрителя начинает пульсировать, создавая ощущение рождения жизни, возникающей из инобытия, рождения нового мира. Художник работает в оригинальной смешанной технике, нанося на бумагу тонкий слой масла, акварели, темперы, акрила, он передает сложные нюансы цвета, делает видимой подвижную форму, заставляет ее жить, дышать, пульсировать, создает ощущение движения, реального проявления самой Вселенной.
Еще одно дарование мастера — его педагогическая деятельность. Он учит детей в своей мастерской, в студиях изобразительного искусства, в художественных школах, учит мастерству и прививает им любовь к красоте Вселенной. Дети почитают художника. Хочется особенно поблагодарить Олега Высоцкого за эту благородную и созидательную работу в области этического и эстетического просвещения, которое сегодня необходимо нашей стране как воздух.